Удаление катализатора: как это делать правильно

Методы диагностики катализатора

Самый простой способ определить работоспособность каталитического нейтрализатора – это его визуальный осмотр. Для этого деталь демонтируется и просматривается на свет. Если на поверхности сот-ячеек есть следы оплавления, элемент непригоден к эксплуатации.

Также можно провести проверку на уровень токсичных веществ. Если их содержание превышает норму, скорее всего, катализатор неисправен.

Кроме того, осуществляется проверка выхлопного сопротивления или противодавления. С этой целью на место кислородного датчика устанавливается переходник с манометром. При заведенном двигателе и оборотах в 2,5 тысячи считываются показания давления. Нормальным значением является не менее 0.34 кгс на квадратный сантиметр. Главная трудность при использовании этого метода заключается в демонтаже лямбда-зонда. Очень часто он «прикипает» к катализатору

Кроме того, важно чтобы все соединения конструкции были герметичны

Еще один метод диагностики каталитического нейтрализатора – это мотор-тест. Он заключается в фиксации давления в системе специальным контрольным датчиком, который устанавливается вместо свечи зажигания. На основании снятой на компьютере осциллограммы делается вывод об исправности элемента.

«Мегус-сервис» предлагает услуги профессиональной диагностики катализатора, а при необходимости его ремонта или замены.

Проверка катализатора: советы автолюбителям

Существует несколько вариантов, с помощью которых можно определить состояние катализатора. Этот элемент играет важную роль в авто, а потому его работа не должна останавливаться ни на минуту.

Если катализатор вышел из строя, его не обязательно менять на новый и тратить до 100 000 рублей за замену. В ряде случаев достаточно заменить несколько элементов. Но о таких тонкостях знают только те водители, которые умеют распознавать признаки неисправного катализатора и самостоятельно проверять его состояние.

Как проверить, забит ли катализатор:

 Снять деталь и разобрать ее по частям. Самый действенный способ, с помощью которого можно уточнить не только реальное состояние запчастей, но и узнать, какие детали подлежат немедленной замене, а что можно почистить или отремонтировать. К сожалению, этот вариант нельзя назвать самым удобным. В некоторых моделях автомобиля катализатор прикреплен настолько сильно, что удалить его собственными силами будет невозможно. В такой ситуации владельцам машины ничего не остается, как обращаться в автомастерские, чтобы решить эту проблему. Некоторые умельцы умудряются использовать болгарку, срезая «намертво» скрепленные элементы. Если нет должного опыта в ремонте транспортных средств, от такой затеи лучше сразу отказаться.

 Использовать мотор-тестер. Этот вариант считается наиболее быстрым и оптимальным. Он не требует от собственников серьезных познаний в ремонте или устройстве транспортных средств, а потому довольно часто используется для выполнения этой задачи. Применение этого варианта основывается на следующих моментах: вместо свечи в цилиндр ставится датчик. Он должен измерить давление. Далее просматриваются результаты осциллограммы (кривой электропроцессов). Результаты не должны превышать 200 кПа. Иначе владельцу транспортного средства придется задуматься о замене катализатора. Использование мотор-тестера – один из наиболее простых способов, как проверить катализатор на забитость, не снимая деталь.

 Измерить противодавление. Такой вариант используется теми, кто имеет хотя бы минимальные познания об устройстве своего автомобиля. Но при должном понимании сути процесса провести эту процедуру может даже новичок. Вариант предусматривает измерение давления в выпускной системе. Для этого необходимо использовать манометр, который с помощью переходника следует установить вместо кислородного датчика. Далее потребуется измерить показатели, которые демонстрирует датчик. Они должны быть не ниже 0,3 кгс/см² (если брать за средние показатели 2500 об/мин). Любое отрицательное отклонение свидетельствует о том, что катализатор пора менять или реставрировать.

Диагностика

Чтобы проверить катализатор, понадобится диагностика узла. Ее водитель может провести самостоятельно или обратиться в СТО. Самый простой и проверенный способ, в ходе которого удастся выявить проблему и устранить ее, — снятие и осмотр узла. Но он самый трудоемкий и сложный в исполнении, т. к. болты крепления могут прикипеть, а резьбовые соединения не всегда можно раскрутить.

Внимание!

Если в случае проверки был снят катализатор и из него высыпалось порошкообразное вещество, следовательно, он разрушен. Его точно придется заменить.

Если все не так страшно, то понадобится посветить фонарем в любой патрубок, чтобы проверить засорение сот. Если свет не выходит с обратной стороны, то требуется заняться очисткой.

Провести проверку катализатора допустимо и иными способами, которые не такие трудоемкие и подходят для любителей и новичков. Например:

  1. Надеть перчатку, завести силовой агрегат на холостом ходу и закрыть выхлопную трубу. Если система выпуска выхлопных газов работает без нареканий, то будут ощущаться толчки.
  2. Измерить манометром давление в выпускающем коллекторе. Подсоединить устройство следует к штуцеру. Сделать это нужно на входе в катализатор. Узел требует ремонта, если давление двигателя более 0,3 кгс/см² при частоте 2500 об/мин.
  3. Мотор-тестер поможет с точностью определить, забит катализатор или нет. Для этого понадобится извлечь одну свечу, а на ее место установить особый датчик давления, показания с которого будут выведены на своего рода полиграф. Эксперту останется только дать оценку работе мотора на больших оборотах. В случае давления больше 2 кгс/см² оно свидетельствует о непроходимости наполнителя.

Метод, посредством которого можно проверить катализатор, выбирает владелец автомобиля.

Admiral367 › Блог › Три способа как выявить забитый катализатор.

Как проверить катализатор на противодавление. Три способа выявить забитый катализатор

В статье описаны принципы проверки катализатора в домашних условиях. Благодаря трем проверенным способам вы сможете сами проверить катализатор и вовремя распознать забитый катализатор.

Проверять катализатор нет необходимости до тех пор, пока вы не заметите следующие симптомы:

Авто словно “с якорем” набирает и едет очень туго до определенной скорости, после чего у двигателя словно просыпается второе дыхание, он начинает работать в привычном режиме.Кроме того, эта проблема идет по нарастающей, т. е. авто сначала с трудом набирает 150, потом 120, а через некоторое время с огромным трудом преодолевает отметку в 100 км/час.В некоторых самых тяжелых случаях мотор и вовсе может не запуститься.

Причиной всех вышеописанных симптомов могут быть разные части двигателя, однако не редко проблемы с динамикой начинаются именно когда его пропускная способность снизилась до критической отметки или когда в выхлопной системе полностью забитый катализатор. Производительность двигателя снижается в результате существенного ухудшения вентиляции цилиндров, силовой агрегат не может “вдохнуть” требуемое количество воздуха из-за того, что увеличено противодавление катализатора. Другими словами часть выхлопа застревает в цилиндрах, не позволяя топливно-воздушной смеси как следует заполнить пространство камеры сгорания, кроме того это ведет к разбавлению последней, как результат — снижение мощности (тяги) ухудшение динамики.

Что и почему забивает катализатор?

-Забитый катализатор — результат длительного нарушения в системе выхлопа и двигателе в целом. Причиной может стать повешенное содержание масла в выхлопе, например тогда когда мотор “кушает” масло, а владелец долго ничего не предпринимает по этому поводу.-Катализатор забивается из-за того, что его пропускные соты довольно малы и для того чтобы забить их не требуется много времени, достаточно несколько капель, которые приклеиваются намертво при высокой температуре.-Топливо низкого качества — довольно часто становится причиной того, что забивается катализатор. Остатки топлива, которые не сгорели в цилиндрах — догорают в выпускном коллекторе, вызывая перегрев или оплавление катализатора.-Следующий негативно влияющий на состояние катализатора фактор — дорога вернее то, что у нас принято называть дорогой. Ухабы и бугры, а также любые повреждения механического характера типа удар о “лежачий полицейский” или бордюр может нанести сокрушающий удар хрупкой начинке катализатора. Соты катализатора забивает мелкая крошка, которая отлетела от поврежденной соты.

Теперь собственно о том как проверить катализатор на противодавление?

Три способа выявить забитый катализатор

1. Наиболее простым способом распознать забитый катализатор считается — полный демонтаж катализатора и последующий его визуальный осмотр на предмет просвета в нем. Крепление катализатора иногда настолько прикипает, что снять его получается только при помощи болгарки или других аналогичных приспособлений. Кроме того, конструкции выхлопных систем некоторых производителей настолько замысловатые, что для их демонтажа может потребоваться не один день, в некоторых сложных случаях снять выхлопную вообще не представляется возможным.

2. Самый верный способ как проверить катализатор на противодавление состоит в том, чтобы измерить давление в выпускной системе. Чтобы это сделать нужно вместо первого кислородного датчика, используя переходник, вкрутить манометр, после чего снять показания в разных режимах работы мотора. Общепринятым значением является давление 0,3 кгс/см2 при оборотах 2500 в минуту. Есть правда у этого способа свои недостатки, иногда бывает очень неудобно снимать датчик для проверки этой процедуры. Кроме того, датчики довольно крепко прикипают к выпуску, поэтому для того чтобы их снять приходится изрядно повозиться.

3. Третий способ можно считать самым техничным, поскольку он предусматривает измерение противодавления посредством мотор-тестера. Принцип такой: в место свечи в цилиндр устанавливается специальный датчик давления, после чего производится анализ осциллограммы на повышенных оборотах.

Если давление в выпускной системе превышает 200 кПа, что равно почти 2 кгс/см2 — нужна замена катализатора.

Замена катализатора, если он забился

Стоимость каталитического элемента достаточно высокая. Поэтому многие владельцы недорогих авто, например отечественного производства, не хотят тратить крупную сумму на приобретение нового нейтрализатора. Решение — монтаж пламегасителей (стронгеров) или «пауков». Цена на эти детали небольшая, прослужат они долго.

Что делать, если катализатор забился, а соты разрушились? Придется устанавливать новый агрегат.

Некоторые владельцы авто решают удалить каталитический элемент. Происходит это следующим образом: из нейтрализатора убирают керамические соты и устанавливают на место пустой блок.

При этом на пламегаситель вместо спекшихся керамических сот монтируют трубу, в которой есть много отверстий. В пустоты укладывается базальтовая вата. Делать такой ремонт можно, если ваш бюджет ограничен. При этом можно заливать топливо не самого высокого качества. Срок службы такого усовершенствованного нейтрализатора увеличивается, через него свободно проходят выхлопные газы, мотору будет легче работать.

Несмотря на перечисленные плюсы, у данного способа есть и минусы: двигатель станет громко рычать, система выхлопа быстро выйдет из строя, ведь через нее будут проходить отработанные газы с более высокой температурой. Кроме того, процентное содержание вредных веществ в выхлопных газах возрастет.

Что делать, если катализатор забился, но удалять его вы не хотите? Можно монтировать универсальный нейтрализатор. Его стоимость будет небольшая, установка выполняется просто. Универсальный каталитический элемент – наилучший альтернативный вариант, когда ваш бюджет ограничен.

Катализатор забился, не знаете, что делать? Если вы умеете обращаться со сварочным аппаратом, то сможете установить универсальный катализатор своими руками. Демонтируем трубу, удаляем родной нейтрализатор и ввариваем универсальный.

Что делать, если катализатор забился на современном автомобиле? Удалить нейтрализатор и монтировать пламегаситель не получится. Ведь задний кислородный датчик зафиксирует, что уровень СО превышен. На приборной панели высветится индикатор ошибки.

Что делать: когда будете менять нейтрализатор, придется монтировать «обманку». Выглядит она как маленькая втулка из металла, в которой есть проходные отверстия внутри, а также резьба для лямбда-зонда.

Обратите внимание! В этом случае придется делать перепрошивку электронного блока управления (в зависимости от модели вашего авто).

«Пауки» (впускные коллекторы) устанавливаются взамен верхнего катализатора, если он забился на авто отечественного производства, например Lada. Производит такие впускные коллекторы ООО «СтингерСпорт». Приобрести «пауки» можно в отделе автозапчастей либо в онлайн-магазине. Установка «паука» выполняется просто, поэтому эту процедуру можно делать самостоятельно.

Разберем принцип замены на примере автомобиля Lada Priora:

  • В подкапотном пространстве находим гайки крепления выпускного коллектора и откручиваем их. Расположены они снизу под авто, всего 3 крепежа приемной трубы.
  • С лямбда-зондов снимаем провода, вытаскиваем коллектор вместе с нейтрализаторами и датчиками.
  • Отсоединяем датчики, подключаем их к «пауку».
  • Монтируем обратно новый коллектор. Подсоединяем провода. Если вы не хотите, чтобы на приборной панели светился индикатор ошибки, придется делать перепрошивку ЭБУ. Либо установите «обманку» под нижний лямбда-зонд.

Катализатор забился, в результате мощность авто упала. Что делать? Монтируйте «паук», машина будет ехать лучше. Единственный недостаток его использования — в выхлопных газах увеличится процентное содержание СО. Однако динамика машины от этого точно не ухудшится.

Сегодня, даже если состав отработанных газов не будет соответствовать нормам, ездить на машине в нашей стране вам никто не запретит. Однако через 2-3 года правила могут ужесточить. Что делать, если катализатор забился, но вы заботитесь о будущем авто и не хотите наносить вред окружающей среде? В таком случае стоит отказаться от перепрошивки электронного блока управления под Евро-2.

Что такое катализатор и как он работает

Выхлопные газы – отработанный продукт работы двигателя. Он состоит из многих токсичных химических соединений, наносящих серьезный ущерб здоровью человека и природе.

Катализатор – устройство, нивелирующее их концентрацию до минимального значения. Он вмонтирован в выхлопную систему автомобиля между мотором и глушителем.

Катализатор состоит из трех основных частей:

  • Фильтрующий элемент или носитель. Он состоит из сот – ячеек, в которых при высокой температуре происходит нейтрализация (сгорание) вредных газов и остатков топлива.
  • Теплоизолятор. Необходим для сохранения необходимой температуры внутри устройства.
  • Металлический кожух с вентиляционной перфорацией. Предохраняет от непроизвольного касания раскаленного устройства, защищает изделие.

Работу катализатора контролируют датчики. Первый из них размещен до нейтрализатора. Он фиксирует информацию о количестве не сгоревшего топлива в выхлопных газах. Другой датчик контролирует качество отработанных газов на выходе катализатора. Информация от датчиков передается на ЭБУ двигателя, который регулирует подачу горючего.

Со временем сотовая структура катализатора забивается и устройство перестает выполнять свое предназначение. Дальше мы рассмотрим основные признаки забитого катализатора.

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.

Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин-1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор-тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

Из-за чего катализатор забивается и выходит из строя

Каталитические нейтрализаторы расположены в выхлопной системе между двигателем и глушителем, и являются одной из последних линий защиты от загрязнения воздуха автомобилями. Они используют керамические шарики и различные металлы (катализаторы) для преобразования загрязняющих веществ в безвредные газы. Катализатор изменяет некоторые свойства вредных газов, образующихся в качестве побочного продукта при работе двигателя. В результате выделяемые газы оказывают менее вредное воздействие на окружающую среду.


Принцип работы и устройство катализатора

Важно знать о неисправных признаках каталитического нейтрализатора, чтобы вы могли сразу их обнаружить и доставить автомобиль в сервисную мастерскую для технического обслуживания. В большинстве случаев каталитический нейтрализатор будет работать в течение всего жизненного цикла транспортного средства

Однако катализатор может постепенно выходить из строя по мере износа каталитических элементов

В большинстве случаев каталитический нейтрализатор будет работать в течение всего жизненного цикла транспортного средства. Однако катализатор может постепенно выходить из строя по мере износа каталитических элементов.


Каталитический нейтрализатор в автомобиле

Большой пробег не единственный виновник этих проблем, так как поломка может произойти из-за неправильно работающего двигателя. Изношенные свечи зажигания или сгоревшие и негерметичные выпускные клапаны пропускают несгоревшее топливо в выхлопную систему, где оно воспламеняется и расплавляет внутренние компоненты. Слабая система зажигания также может вызывать ту же проблему.

Проблемы с каталитическим нейтрализатором также могут быть чем-то более серьезным. Например, сильно изношенные поршневые кольца или неисправная цепь ГРМ допускают попадание топлива или воздуха в неправильное место в неподходящее время. Прокладка головки или утечка впускного коллектора может вызвать также проблемы. На некоторых старых автомобилях мигающий индикатор проверки двигателя будет может стать причиной перегрева и засорения катализатора. Имейте в виду, что каталитический нейтрализатор может снова выйти из строя через короткое время, если основная проблема не будет устранена.

Причины засорения катализатора

Одним из возможных загрязняющих веществ является этилированный газ. Другие загрязнители включают охлаждающую жидкость двигателя, которая может просочиться в систему сгорания из-за неисправной прокладки головки цилиндров. Эти жидкости могут засорить каталитический нейтрализатор, поэтому выхлопные газы не будут проходить через них.

Автомобильные двигатели требуют много кислорода. Если поток выхлопных газов ограничен, в двигатель попадает меньше воздуха и его производительность ухудшится. Если двигатель работает медленно или глохнет после некоторого времени работы, причиной этому будет засор в катализаторе.

Мнение автолюбителей про диагностику забитого катализатора

  • Проверить забитый катализатор тем, что валяется в гараже? Легко!

    «Начинаю вкручивать датчик давления вместо свечи. Ставлю ВВ провод со свечой на массу. Затем, заводя движок, повышаю обороты ХХ тысяч приблизительно до трех и отслеживаю выпускной участок кривой. Если доходит до 0,2 атмосфер, значит, всё в норме. Больше 0,6 атм мне встречать не приходилось. Очень удивлен тому, что у машин, имеющих пробег почти 200 тысяч километров, отмечаются нормальные показатели противодавления».

  • Обмануть лямбда-зонд с забитым катализатором

    «Необходимо при помощи манометра произвести проверку давления, которое есть в выхлопной. Если мне не изменяет память, то в дырке от передней лямбды в норме должно быть примерно 0.15 атм, не больше. Работа передних лямбд идет на грязной смеси прямо до катализатора. При этом контроль их работы осуществляет задний датчик. Таким образом, алгоритм прост: когда выполнена простая заводка, проходит немного времени, раздается один сигнал, затем второй. В случае, если будут вырезаны два передних катализатора, функционирование третьего останется без изменений, задний лямбда зонд никак на это не отреагирует. И его замена будет вполне целесообразной».

  • Зомби-апокалипсис, или Реанимируем забитый катализатор

    «Если вы думаете, что промывка катализатора – это ерунда, то скажу вам, что это не так. Приведу пример. У автомобиля марки «Хёндай-Акцент» пробег 350 000 км. Готовится к техосмотру. СО дымит с показателем выше одного на холостых и средних оборотах (нормой считается 0,3). Решил долить бензина. Когда прибавилось еще 5 км пробега, то СО снизилось до 0,15 на холостых оборотах, а на средних стало 0,6. Делаю вывод, что катализатор забился потому, что расход масла оказался слишком велик. Сняв катализатор, поместили его в жидкость, предназначенную для мытья жирных полов в гараже. Подождал 20 минут. После катализатор промыли водой, продули и поставили на место. Прогнав еще несколько километров, начали его проверять, и все значения стали идеальными. Однако по завершении первой минуты работы на холостом ходу заметили, что начал дымить. Тогда решили заменить сальники клапанов, и техосмотр завершился».

  • Забитый катализатор оплавленному катализатору рознь

    «Для начала нужно понять, что именно попадает под термин «грязный (забитый) катализатор». Когда он забит масляным нагаром или сажей, не образуются «корочки», и керамика не плавится, значит, нужно найти причину загрязнения и почистить катализатор. Сделать это необходимо прежде всего для того, чтобы облегчить работу двигателя. Спустя какое-то время катализатор, конечно, очистится, однако на двигатель будет оказана большая нагрузка.

    Если же керамика оплавлена, то все действия, направленные на очистку катализатора, не имеют никакого смысла».

  • Катализатор убрать пламегаситель, или Почему опасно путать предназначение деталей

    «Расскажу о плюсах и минусах пламегасителя и катализатора. Что лучше?

    Зачастую возникает вопрос, чему стоит отдать предпочтение: пламегасителю или катализатору? Почему один считают альтернативой? Катализатор, как правило, осуществляет две функции. Первая – это дожигание СО и СH до такого состояния СО2, которое принято считать экологически чистым и соответствующим требованиям ЕЕС. Вторая функция достаточно сложная, и связана она с разбивкой потоков выхлопных газов. Иными словами, это первичный резонатор (пламегаситель). Стоимость штатного катализатора весьма велика и достигает $450. В России он не считается обязательным, поскольку экологические нормы у нас достаточно демократичны. Иномарка с исправно работающим двигателем и без катализатора соответствует нормам СО и СН, которые считаются в России разрешенными. Тогда возникает резонный вопрос: а что способно послужить альтернативой катализатору?

    Вы можете установить универсальный катализатор, и он окажется на порядок дешевле, чем штатный. Например, катализатор Bosal стоимостью $120. Его преимущество заключается в том, что ваш автомобиль будет настроен на работу с катализатором. Но есть и существенный недостаток – в нашей стране катализатор быстро выходит из строя по причине плохого бензина и несовершенных дорог.

    Таким образом, лучше всего устанавливать пламегаситель, а не катализатор. Для иномарок это наиболее подходящий вариант. Его преимущество заключается в прекрасном соотношении цены и качества. Также он реализует одну из двух наиболее важных функций катализатора. Но есть и недостатки – он не идеален с точки зрения экологических норм, хотя для нашей страны приемлем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector