Признаки (симптомы) неисправности помпы двигателя

Устройство сливной помпы

Сливной насос для стиральной машинки имеет следующие технические характеристики:

  • потребляемая мощность — обычно от 25 до 40 Вт;
  • тип крепления к улитке — винтовой или крепежный с помощью защелок;
  • расположение контактов — спаренные или раздельные;

Помпа в стиральной машине отличается не только по виду, но и по типу «улитки» установленного внутри них фильтра. Очень часто происходит засорение фильтра, и из камеры в этом случае вода сливается не полностью, тогда грязная жидкость застаивается и появляется неприятный запах внутри системы слива. В этом случае необходимо проверить состояние фильтра. Потребуется наличие некоторых инструментов, так как голыми руками устройство не снять. Фильтр можно прочистить и, возможно, проблема будет устранена.

Внутреннее устройство выглядит примерно так:

Ротор насоса представляет собой постоянный магнит в виде цилиндра, который расположен в пластмассовом кожухе. Когда происходит запуск системы, то сначала включается ротор, затем начинает движение крыльчатка, расположенная на валу под углом 180 градусов. Крыльчатка относительно якоря должна иметь небольшой ход, это необходимо для нормального запуска двигателя, так как идет нагрузка из за воды.

Стержень или по другому магнитный сердечник имеет две изоляционные обмотки, которые соединяются между собой. Все исполнение похоже на асинхронный двигатель, где есть так же подвижная и неподвижная часть. В роли подвижной части выступает ротор в виде цилиндра, а неподвижная часть это магнитный сердечник с обмотками.

Так работает простой насос для стиральной машины.

Например, в случае, если отваливается импеллер крыльчатки от помпы, то это неизбежно приведет к необходимости замены помпы, так как ремонту она не подлежит.

Циркулярный насос стиральной машины позволяет жидкости проходить только в одном направлении.

Например, в насосе стиральной машины Samsung, для перекрытия самостоятельного попадания жидкости, используется уплотнительная манжета. Это необходимо для того, чтобы вода не протекла в подшипник. Также такие механизмы оснащены роторным валом, который проходит через центральную втулку манжетную, которая имеет обжим в виде пружинного кольца.

Прежде чем манжетку укрепляют в нужной втулке, ее необходимо смазать специальной технической смазкой. Средство наносится толстым слоем, чтобы при начале работы оно попало во все нужные зазоры. Такое действие положительно сказывается на работе механизма и существенно увеличивает срок службы.

Признаки неисправностей

Хочу сразу заметить, что с целью определения неисправностей в составе водяного насоса потребуется снимать узел и разбирать его. Только этот метод дает реальную возможность увидеть образовавшиеся следы коррозии, признаки кавитации и загрязнения.

Практика наглядно показывает, что подобное происходит на самых разнообразных машинах:

  • ВАЗ 2107;
  • Фольксваген Пассат;
  • ФФ2, то есть Форд Фокус 2 поколения;
  • Лада Гранта;
  • Киа Спектра;
  • Шевроле Авео;
  • Ауди А5;
  • Ниссан Кашкай;
  • Митсубиси Аутлендер;
  • Тойота Камри;
  • Шкода Октавия и пр.

Причем везде ситуация примерно одинаковая. То есть невозможно определить наличие проблем, не разобрав и не заглянув внутрь водяного насоса системы охлаждения.

Потому основной упор делается на косвенные признаки. С их помощью водитель получает возможность заблаговременно диагностировать неполадку, и предотвратить серьезные последствия.

Различают следующие косвенные признаки:

  • Появляется тонкий свист без прерываний в процессе работы двигателя. Причем исходит он из зоны шкива распредвала ДВС. Свист сообщает о том, что выше из строя подшипник;
  • Подтеки жидкости охлаждения. Следы антифриза можно заметить непосредственно на силовом агрегате, либо же под днищем машины, то есть на асфальте;
  • Люфт насоса. Чтобы проверить его наличие, просто ухватитесь рукой за шкив помпы, и попробуйте раскачать устройство вниз и вверх.

Не стоит забывать о возможном завоздушивании системы, из-за чего антифриз не выполняет полноценно свои функции, мотор перегревается и происходят ряд вытекающих из этого поломок. Тут будет правильно напомнить об удалении воздушной пробки из системы охлаждения. Еще обязательно почитайте материал про проверку крышки расширительного бачка, имеющего непосредственное отношение к системе охлаждения ДВС.

Я не буду рассказывать о том, как меняется насос. Обычно замена выполняется согласно руководству по эксплуатации от автопроизводителя. Смысл сводится к тому, чтобы слить жидкость охлаждения, отключить патрубки, предварительно обесточить авто, и демонтировать проблемный узел.

Конструкции и расположение у всех насосов разные, потому универсальной инструкции не существует. Можете найти в сети видео, либо просто отдать машину в автосервис.

Рекомендуем: Как самостоятельно заменить тормозные диски на Ладе Приора?

Виды центробежных насосов

Это самый распространенный тип оборудования для перекачивания воды, а также других жидкостей. Подобные агрегаты могут служить разным целям и выпускаются в разных модификациях. Существует множество видов центробежных насосов, отличающихся по конструктивным и техническим параметрам.

По расположению вала

В зависимости от того, как расположен в пространстве вал двигателя и в каком направлении производится разъем корпуса, центробежные насосы водяные делятся на:

  • Горизонтальные;
  • Вертикальные (см. Центробежный вертикальный насос: как выбрать правильно).

По способу подвода жидкости

Вода в устройство может подаваться с одной или с двух сторон. Соответственно, такие насосы подразделяются на агрегаты с односторонним или двухсторонним всасыванием.

Горизонтальный насос с двухсторонним всасыванием

По количеству ступеней

Ступенями называют рабочие колеса. Чем больше количество последовательно расположенных ступеней, тем больше жидкости насос может перекачать за единицу времени, так как с каждой ступенью увеличивается напор.

В зависимости от этой конструктивной особенности подобные агрегаты бывают:

  • Одноступенчатыми;
  • Многоступенчатыми.

Вертикальные многоступенчатые насосы для скважин

Так как цена оборудования во многом зависит от развиваемой им мощности и прочих технических характеристик, то многоступенчатые модели стоят дороже консольных.

По напору

Основная техническая характеристика любого водоперекачивающего устройства, влияющая на выбор – создаваемый им напор.

  • Насосы с напором до 20 метров водяного столба называют низконапорными;
  • От 20 до 60 метров водяного столба – средненапорными;
  • Более 60 метров водяного столба – высоконапорными.

По способу установки

Это самый явный критерий, по которому водяные центробежные насосы делятся на:

Поверхностные – устанавливаются вне источника воды и всасывают её через шланг, опущенный в воду. Обычно монтируются в технических помещениях (подвалах жилых зданий, хозяйственных постройках, кессонах) или просто на поверхности земли рядом с колодцем или накопительным резервуаром;

Главное преимущество устройств поверхностного типа – их мобильность

https://youtube.com/watch?v=Rn-qkLkFS3s

Погружные – полностью погружаются в перекачиваемую жидкость, поэтому имеют герметичный корпус. В зависимости от мощности, способны подавать воду на большие расстояния с глубины до 200 метров. Подразделяются в свою очередь на скважинные (глубинные (см. Глубинные насосы для скважин: технические характеристики)) и колодезные;

Погружные колодезные насосы

Полупогружные – агрегаты исключительно вертикального исполнения, нижняя часть которых может контактировать с водой.

Полупогружные многоступенчатые агрегаты

По способу охлаждения двигателя

При длительной работе двигатель любого электрического оборудования нагревается и нуждается в охлаждении, и водяной насос центробежный не исключение. По способу защиты от перегрева он подразделяется на устройства с сухим или мокрым ротором.

В устройствах с сухим ротором электрическая и гидравлическая части разделены герметичным торцевым уплотнением, поэтому вал не контактирует с водой, а охлаждается с помощью встроенного вентилятора.

Циркуляционный центробежный насос с сухим ротором

В агрегатах с мокрым ротором вал с подшипниками омываются перекачиваемой жидкостью и охлаждаются её потоками. Из-за отсутствия вентилятора они издают меньше шума, но монтироваться могут только в горизонтальном положении, чтобы все вращающиеся части равномерно охлаждались.

Правила установки насосов с мокрым ротором

Помпа ВАЗ 2107

На автомобилях с жидкостной системой охлаждения, в том числе и на ВАЗ 2107, одним из основных элементов, отвечающих за поддержание рабочей температуры двигателя, является помпа. Благодаря этому узлу обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости. При появлении проблем либо в случае выхода из строя водяного насоса, нормальная работа силового агрегата нарушается, что может привести к серьёзным последствиям и дорогостоящему ремонту.


Помпа обеспечивает циркуляцию ОЖ по системе охлаждения двигателя

Назначение

Работа помпы направлена на непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ) по рубашке охлаждения двигателя. Нагрев тосола происходит под воздействием трущихся элементов силового агрегата, а необходимое давление в системе создаётся посредством водяного насоса. Непосредственно охлаждение жидкости происходит в основном радиаторе, после которого ОЖ вновь поступает в рубашку охлаждения. Если циркуляция будет прервана хотя бы на 5 минут, произойдёт перегрев мотора

Вот почему так важно следить за исправной работой рассматриваемого узла

Конструкция помпы

На ВАЗ 2107, как и на многих других легковых автомобилях, помпа имеет практически одинаковую конструкцию. Узел состоит из корпуса с расположенным внутри центральным валом, на котором закреплена крыльчатка. Вал зафиксирован от осевого смещения при помощи подшипника, а герметичность конструкции обеспечивается сальником, предотвращающим вытекание ОЖ. В крышке насоса есть отверстие, через которое вал выходит наружу, где на него крепится ступица шкива, а затем и сам шкив. На последний надевается ремень, который на «семёрке» вращает генератор и помпу от коленчатого вала. На современных автомобилях помпа вращается посредством ремня ГРМ.


Основными элементами помпы являются корпус, вал с подшипником, крыльчатка и сальник

Где находится

На классических моделях «Жигулей» помпа расположена на передней части силового агрегата и крепится не к блоку, а через отдельный корпус. Открыв капот можно без труда заметить как шкив помпы, так и сам узел.


Помпа расположена в передней части двигателя и входит в систему охлаждения силового агрегата: 1 — патрубок подачи к салонному отопителю; 2 — расширительный бачок; 3 — радиатор; 4 — помпа; 5 — термостат; 6 — трубка подогрева коллектора; 7 — патрубок обратки из салонного отопителя

Какая помпа лучше

На ВАЗ 2107 подойдут водяные насосы с каталожным номером 21073–1307010, 2107–1307011–75 и 2123–1307011–75. Последние два варианта имеют увеличенную крыльчатку и несколько усиленную конструкцию. Изначально эти насосы производились для «Нивы». Чуть более высокая стоимость таких помп вполне оправдана лучшей производительностью.


Старая помпа имеет крыльчатку из чугуна, а новая из пластика

Рассматриваемое изделие сегодня производят многие фирмы, но наиболее популярными являются:

  • Luzar;
  • Hepu;
  • TZA;
  • Фенокс.

На авторынке можно встретить помпы с крыльчатками из разных материалов: пластик, чугун, сталь. Положительные отзывы получают изделия с пластиковыми крыльчатками, которые оснащены рельефными и продолговатыми лопастями. Элементы из чугуна характеризуются меньшей производительностью, а что касается стальных, то они подвержены коррозии и довольно часто являются подделкой.


Замена корпуса производится в случае его повреждения, а в остальных случаях меняют только перекачивающую часть

Помпу можно приобрести как в сборе с корпусом, так и отдельно. Если корпус не имеет повреждений, то достаточно заменить перекачивающую часть. Если конструкция имеет серьёзные изъяны или вовсе пробой, то без замены корпуса не обойтись.

Как определить неисправность помпы

Проверить водяную помпу двигателя автомобиля на наличие неисправности достаточно просто. Самый простой метод — попробовать на ощупь, если на валу насоса люфт или его нет. Для этого достаточно взяться пальцами за вал помпы и подергать его из стороны в сторону в направлении, перпендикулярном самому валу (то есть, поперек). Если подшипник в порядке, то люфта быть не должно. Если же даже небольшой люфт имеет место, значит, помпу нужно менять.

Однако более тщательная проверка без снятия помпы выполняется по следующему алгоритму:

  • Прогреть двигатель до рабочей температуры. То есть, чтобы температура охлаждающей жидкости была в районе +90°С.
  • При работающем двигателе рукой пережать толстый патрубок с охлаждающей жидкостью, который идет от радиатора.
  • Если помпа исправна, то в нем должно ощущаться давление. Если же давления нет или оно пульсирующее, то это означает, что помпа частично или полностью вышла из строя. Скорее всего провернулась крыльчатка помпы.

Обратите внимание, что температура охлаждающей жидкости, а значит, и патрубка достаточно высока, поэтому работать нужно осторожно, можно воспользоваться перчатками или ветошью. Также чтобы проверить помпу, необходимо визуально осмотреть ее посадочное место. Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать)

Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место

Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать). Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место

Также чтобы проверить помпу, необходимо визуально осмотреть ее посадочное место. Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать). Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место.

Обязательно нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. Причем, не обязательно, она должна быть влажной в момент проверки

Если посадочное место и уплотнение сухое, но в районе крепления имеются засохшие (причем свежие) следы подтеков, то это означает, что при высоком давлении уплотнение все же пропускает охлаждающую жидкость. Следы подтеков имеют рыжеватый или коричнево-бурый цвет, в некоторых случаях серый (это зависит от того, какого цвета был залит антифриз в систему охлаждения).

Перед тем как демонтировать помпу для дальнейшей диагностики (проверки крыльчатки и подшипника) необходимо убедиться в том, что термостат системы охлаждения работает должным образом, а в самой системе отсутствует воздушная пробка. В противном случае необходимо устранить соответствующие неполадки.

Если же помпа демонтирована, то обязательно нужно осмотреть состояние крыльчатки. В частности, целостность лопастей, а также их форму.

Еще нужно осмотреть место прилегания помпы к блоку двигателя. В идеале там не должно быть подтеков охлаждающей жидкости из дренажного отверстия. Однако если есть незначительные (именно незначительные !!!) подтеки, то помпу можно не менять, а временно попробовать избавиться от них при помощи замены уплотнителя и использования герметика.

Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее.

Если подшипник неисправен — он будет издавать гул, а перекатываться с ощутимым грохотом и неравномерно. Однако такой метод подойдет для тех помп, чей шкив вращается приводным ремнем. Если же он вращается ремнем ГРМ, то для диагностики нужно будет ослаблять его усилие и проверять его работу в таких условиях.

Как шумит неисправная помпа

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, ремонтировать ли старую помпу, либо же менять покупать и устанавливать новый насос. Конкретного ответа в данном случае быть не может, и он зависит от состояния помпы, ее износа, качества, торговой марки, цены. Однако, как показывает практика, ремонт возможен лишь при замене резиновой прокладки. В остальных случаях помпу лучше заменить на новую, особенно, если она используется уже давно. При замене помпы также меняется и антифриз.

Как определить неисправность помпы на «Калине»

Несмотря на простую конструкцию, помпа рано или поздно может выйти из строя. Первым сигналом некорректной работы водяного насоса является посторонний шум, возникающий при работе двигателя. На «Ладе-Калине» срок службы устройства составляет 60 тыс. км пробега либо по истечении 48 месяцев эксплуатации. При достижении одного из этих показателей рекомендуется проводить замену детали, не дожидаясь появления признаков неисправности.

Довольно распространённой причиной выхода из строя помпы является появление постороннего шума, что связано с выработкой подшипника

Но бывают ситуации, когда поломка помпы возникает гораздо раньше указанного срока. Оценить работоспособность узла довольно просто. Для этого необходимо:

  1. Запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры.
  2. Надеть на руку перчатку и передавить верхний патрубок радиатора. При рабочей помпе сразу будет ощущаться давление, что обусловлено циркуляцией жидкости по системе.
  3. Если покажется, что давление слабое или оно вовсе отсутствует, насос следует осмотреть более детально.

Для оценки внешнего состояния помпы потребуется демонтировать кожух привода ГРМ и убедиться в её исправности. При этом следует иметь в виду такие нюансы:

  1. Если в месте примыкания корпуса устройства к двигателю наблюдается течь охлаждающей жидкости, значит, сальник вышел из строя.
  2. Появление шума из-под капота при работающем двигателе свидетельствует о большой выработке подшипника.
  3. При покачивании приводной шестерни не должно быть осевого перемещения. Если люфт есть, то нормальная работа насоса невозможна.

Довольно распространённой поломкой является появление течи охлаждающей жидкости из-за повреждённого сальника

Такими нехитрыми способами определяется работоспособность помпы. Даже при отсутствии опыта в ремонте автомобиля можно найти неисправную деталь. Если было выявлено, что у насоса есть какие-то неполадки, то с ремонтом затягивать не стоит, поскольку простые неисправности могут привести к капитальному ремонту мотора.

Как смазать помпу на «Калине»

Если говорить об обслуживании водяного насоса, то речь идёт о смазке подшипников устройства. В конструкции используются два подшипника, расположенных на валу. Для нормальной работы им требуется не так много смазки, но она необходима. При работе «на сухую» износ детали резко увеличивается. Обладая некоторым опытом, помпу можно смазать без снятия её с автомобиля. Достаточно выполнить следующие действия:

  1. Снять кожух механизма газораспределения.
  2. Удалить загрязнения с насоса и места его посадки.
  3. Нанести на стыки корпуса немного смазки Литол-24.

В зависимости от установленного водяного насоса, на изделии может предусматриваться отверстие для смазки

Выполнить качественную смазку можно в процессе проведения ремонтных работ, когда производится замена деталей, вышедших из строя. Но если смазать деталь описанным способом, также можно обеспечить подшипники необходимым количеством смазывающего вещества.

Статья в тему: Что такое фаркоп в автомобиле

Как правильно разобрать насос стиральной машины

Помпа в стиральной машине отвечает за закачку воды для стирки и за откачку ее из бака после окончания цикла. Обычно смена воды проводится перед полосканием и после. Но что делать, если вода остается в баке, а машина издает жужжание? Тогда нужно знать, как разобрать и проверить насос стиральной машины.

В статье мы расскажем, как достать помпу из корпуса СМ, разобрать, очистить и проверить на исправность.

Устройство и виды насосов в стиральной машине

Устройство сливного насоса простое. Он состоит из крыльчатки, статора и ротора на постоянном магните. Ротор может вращаться в любую сторону, поэтому, когда крыльчатку блокирует посторонний предмет, он может делать рывки то в одну, то в другую сторону.

Есть два типа насоса в стиральных машинах:

  • Циркуляционный тип насоса для подачи воды во время стирки и полоскания. Такой вид помпы устанавливается на дорогих стиралках типа «Сименс», «Бош» и «Ханса».
  • Сливной откачивающий насос. Откачивает отработанную воду из бака. Также насос удаляет воду из бака после отжима. Характеристики помпы таковы: мощность от 20 до 30 Вт, производительность 20 литров в минуту.

Где находится насос в стиральной машине? Точное месторасположение зависит от марки СМА. В моделях Whirlpool, Samsung (Самсунг), Ariston, Beko, LG, «Индезит», до помпы можно удобно добраться через днище, что не требует дополнительной разборки.

В машинах-автомат «Электролюкс» и Zanussi достаточно снять заднюю панель. А в марках СМА AEG, Bosch и Siemens придется полностью разбирать переднюю панель.

Признаки и причины неисправности

Перед тем, как разбирать водяной насос, обратите внимание на основные признаки неполадки:

  • При заливе и сливе воды машина сильно гудит и жужжит.
  • Стиралка не реагирует на установленные программы.
  • В барабан поступает недостаточное количество воды.
  • В барабане остается вода после стирки.
  • Включен режим слива, но вода уходит очень медленно.

Сразу нужно исключить возможные причины неисправности, такие как:

  1. Засор в сливном фильтре или шланге.
  2. Неполадки с электроникой. Если нарушились контакты, идущие от платы управления к насосу, то помпа не получает сигнала о начале работы.

Также причиной того, что дренажный насос плохо справляется со своей работой, может быть заклинивание крыльчатки. Зачастую, когда крыльчатка вращается, на нее наматываются нитки или волосы. В результате ее заклинивает, откачка воды прекращается.

Что можно сделать для проверки

Проверить сливную систему несложно. Начинать нужно со сливного фильтра, который служит своеобразной пробкой насоса. Для этого не придется ничего разбирать. Поступите так:

  • Перекройте кран подачи воды.
  • Подготовьте плоскую емкость.
  • Плоской отверткой разожмите защелки на дверце, которая закрывает дренажный фильтр. Он расположен внизу под передней панелью.
  • Выкрутите фильтр, слейте воду и осмотрите его на засор.
  • Чтобы проверить крыльчатку, посветите фонариком в отверстие фильтра.
  • Осмотрите крыльчатку, нет ли на ней инородных предметов. Также посмотрите, крутится ли она при работе. Если все в порядке, установите на место фильтр.

Подготовка к работе и разборке

Для ремонта или замены насоса откачки воды подготовьте все необходимое.

Комплектующие:

  • Новая помпа, которая подходит для вашей модели стиральной машины. Перед походом в магазин можно снять старую деталь и показать продавцу. Он предложит подходящую замену. Если вы решили купить комплектующие в интернете, на помпе указывается индивидуальный номер, по которому стоит ориентироваться.
  • Резиновые прокладки.
  • Крыльчатка (в случае неисправности).
  • Шкив и ось.
  • Датчики и контакты для насоса.

Инструменты:

  • Крестовая отвертка.
  • Нож.
  • Мультиметр.

Инструкция по разборке насоса

После того, как вы вытащили помпу для разбора и осмотрели крыльчатку, проверьте состояние резиновых прокладок. Если на их поверхности присутствует отработка – заменяйте их тут же.

Чтобы разобрать, нужно снять крышку насоса повышения давления. Поступите так:

  • Сразу рассмотрим, как снять и поставить крыльчатку, если она сломалась.
  • Сначала снимается улитка помпы – нужно выкрутить винты.
  • Отметьте расположение мотора по отношению к улитке и снимите его вместе с крыльчаткой.
  • Теперь острым ножом обрежьте лопасти крыльчатки и установите все в обратном порядке.

Во время сборки можно использовать специальную смазку для помпы.

Чтобы проверить обмотку помпы на исправность, воспользуйтесь мультиметром. Как прозвонить обмотку? Прикладывайте щупы мультиметра к обмотке, замеряя сопротивление. Если обмотка неисправна, то ремонту деталь не подлежит. Нужна полная замена.

Вам помогла статья?

Да Нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector