Виды свечей зажигания: чем они отличаются, какие выбрать

Содержание:

Какие свечи зажигания лучше: платиновые или иридиевые?

Несмотря на то, что иридиевые свечи разрабатывались позднее платиновых и, по сути, являются признанным эталоном во всём сегменте, в интернете до сих пор не утихают споры том, какой из двух видов всё-таки лучше. Дабы закрыть этот вопрос раз и навсегда, мы составили наглядную таблицу сравнения, куда внесли все достоинства и недостатки платиновых и иридиевых свечей зажигания – остальное решение полностью за вами.

Тип свечи


Достоинства


Недостатки


Платиновые

+ Ресурса работы хватает на 50 тысяч километров пробега

+ Дешевле иридиевых аналогов

+ Высокая устойчивость свечей к термальной коррозии

– Объём искры на порядок меньше, чем у иридиевых свечей

– Платиновое напыление имеет свойство сходить с металла с течением времени

Иридиевые

+ Абсолютная невосприимчивость к протеканию процессов коррозии

+ До 100 тысяч километров пробега на одном комплекте

+ Объёмная искра, обеспечивающая равномерное воспламенение топлива по всей камере сгорания

+ Высокий порог температуры плавления

– Высокая цена

Некоторые схемы

Одноэлементные СЗ

Бесспорное преимущество одноэлементного изделия его низкая стоимость. Искра вырабатывается двумя электродами. Один расположен в центральной части, другой — сбоку. Лучшим представителем этой группы свечей является торговая марка Champion. Разработчики предлагают использовать электроды из медных сплавов. В итоге в два раза увеличивается время корректной работы (модель RE16MC в рознице стоит чуть больше ста рублей). Хочется отметить искрообразователи бренда NGK, имеющие оригинальную конструкцию ключевого электрода, данные изделия также имеют продолжительный срок службы (цена модификации BPR5ES-11 около 100 рублей).

Но достаточно большое количество изделий этой группы имеет некоторые недостатки:

  • нестабильность при срабатывании;
  • малый период эксплуатации;
  • неспособность полностью раскрывать потенциалы двигателя.

Многоэлектродные СЗ

Стоимость данных свечей несколько выше, чем у их более простых образцов. Искра образуется у центрального электрода и 3 (4) электродами, расположенным по бокам.

Данный тип изделий отличается более высокой надежностью из-за наличия нескольких электродов. При этом в работу включается проводник, на каком скопилось меньше копоти/окала.

Многоэлектродные свечи имеют следующие характеристики:

  • корректность в процессе работы;
  • помощь мотору в рациональном использовании собственной мощности;
  • экологичность в процессе вывода газа, образованного при сгорании.

Кроме брендов, перечисленных ранее, следует отметить продукцию Bosch, Ultra и Brisk.

Элитная категория СЗ

Искрообразователи премиум-класса имеют проводник, выполненный из платины/иридия либо серебра. Как не странно это звучит, но высокая стоимость изделий не является попыткой «сработать» на амбиции обеспеченных людей. Напротив, это способ сэкономить время и средства!

Свечи зажигания Denso

Исследования показывают, что экономия рабочей смеси на впрыске составляет примерно 7-8%. Средняя цена таких свечей раза в три-четыре выше стоимости обычных СЗ. Легко посчитать, что первоначальные вложения окупаются не больше чем через 4 месяца работы, при этом срок службы данных свечей в два раза дольше, чем у хромированных. Лучшими образцами изделий в этом сегменте являются изделия брендов Denso и NGK. Модификации из серебра/иридия/платины имеют цену от тысячи рублей и подойдут ко всем современным автомобилям европейских брендов.

Дорогим элементам зажигания свойственны следующие особенности:

  • самоочищение от копоти и окислов;
  • оптимизация значений воспламенения;
  • улучшение функционирования двигателя;
  • легкий старт силового агрегата при минусовых температурах;
  • уменьшение объема выбросов угарного газа;
  • стабилизация функционирования ЭД и отличная приемистость.

Подведем итог в решении вопроса, как выбрать лучшие элементы зажигания для своей машины:

  • если вы располагаете средствами, то имеет смысл отдать предпочтение «драгоценным» изделиям фирм Denso и NGK (ориентировочно 500 рублей).
  • при стесненности в деньгах лучше приобрести многоэлектродные элементы из «медной» группы Champion или свечи бренда Denso (расходы составят от 100 рублей).

Стабильности в искрообразовании от правильно выбранных элементов зажигания всем автовладельцам!

Зазор свечи

Следующий фактор, на который необходимо обращать внимание, — это размер зазора между центральным и боковым(и) электродами. Чем больше зазор между электродами свечи — тем большее значение напряжения необходимо того, чтобы появилась искра

Чем больше зазор между электродами свечи — тем большее значение напряжения необходимо того, чтобы появилась искра.

Зазор на свечах разных типов

Вкратце рассмотрим факторы, на что это влияет:

  • Большой зазор вызывает искру большого размера. В свою очередь, большая искра, во-первых, с большей долей вероятности поджигает топливовоздушную смесь, а во-вторых, а также повышает равномерность работы двигателя.
  • Очень большой воздушный зазор тяжелее пробить искрой. Кроме этого, при наличии загрязнений электрический разряд может найти для себя другой путь — через изолятор или высоковольтные провода. Это может привести к аварийной ситуации.
  • Форма центрального электрода напрямую влияет на напряженность электрического поля в свече. Чем тоньше их кончики, тем больше значение напряженности. У упомянутых платиновых и иридиевых свечей электроды сами по себе тонкие, поэтому они обеспечивают качественную искру.

Стоит добавить, что расстояние между электродами имеет переменное значение. Во-первых, в процессе эксплуатации свечи электроды естественным образом выгорают, поэтому нужно либо регулировать расстояние, либо покупать новые свечки. Во-вторых, если вы установили на вашу машину ГБО (газобаллонное оборудование), то нужно также установить требуемый зазор между электродами для качественного сжигания этого вида топлива.

Лучшие свечи зажигания с несколькими электродами

Denso K20TXR

Эти свечи – яркий пример того, как сэкономить, не переплачивая за логотип автопроизводителя. По характеристикам, конструкции, и внешнему виду ничем не отличаются от моделей, производимых по заказу автоконцернов. Можно смело покупать вместо оригинала – кроме экономии денег, никакой разницы.

Модель относится к бюджетному классу – покрытие никелевое. Однако несколько боковых электродов обеспечивают устойчивое искрообразование.

Преимущества:

  • Высочайшее качество изготовления, никаких дефектов при производстве.
  • Разумная стоимость, ниже платиновых. При этом отличий по качеству никаких.
  • Хорошая защита от искровой эрозии.
  • Высокая коррозийная устойчивость, все-таки никелевое покрытие.
  • Широкие шлицы на гайке.
  • Как для свечей без применения благородных металлов – высокий ресурс.

Недостатки:

  • Неудобно регулировать зазор – слишком прочные боковые электроды.
  • На сжиженном газе результаты посредственные.

Bosch FR7LDC+

Эконом-класс в линейке многоэлектродных свечей. Стоимость существенно ниже оригинальных, при этом характеристики практически не отличаются. Покрытие иттриевое. Не платина конечно, но ресурс увеличивает.

При попадании в цилиндры некачественного топлива характеристики ухудшаются, издержки эконом-класса.

Преимущества:

  • Отличная цена, при этом ресурс ненамного меньше оригинала.
  • При работе с качественным топливом неплохие показатели экономичности.
  • Иттриевое покрытие гарантирует высокую стойкость к искровой эрозии.

Недостатки:

  • Характеристики сильно зависят от качества топлива. Не подходит для использования вдали от проверенных сетевых заправок.
  • Из-за высокой популярности модели, на рынке много контрафакта. Отличить от настоящей довольно сложно.

NGK BUR6ET

Свеча не из дешевых, но разница в стоимости с оригиналом компенсируется выдающимися свойствами. Покрытие электродов никелевое, что гарантирует коррозийную устойчивость. Большинство потребителей отмечают устойчивую работу в любом диапазоне оборотов. Это же подтверждают и профессиональные тесты. Свечи этой модели всегда в тройке лидеров.

Преимущества:

  • Три боковых электрода гарантируют искрообразование при любых условиях.
  • Неплохо переносят топливо низкого качества.
  • Хорошая экономичность, особенно под нагрузкой.
  • Прибавка к мощности в сравнении со штатными свечами более 4%!
  • Ресурс превосходит межсервисные сроки замены в два раза.

Недостатки:

  • Высокая стоимость. Для никелевого покрытия многовато.
  • Токсичность выхлопа не самая выдающаяся.

Brisk Premium LOR15LGS

Оригинальная конструкция электродного модуля. Четыре боковых электрода находятся ниже среза центрального стержня. В результате, искры опутывают паутиной центральный электрод от изолятора до среза. Надежность воспламенения повышается, плотность искры 360⁰.

Это запатентованная система, аналогов практически нет. Благодаря плотной искре, воспламенение происходит на самой начальной фазе подачи топлива. Экономичность на высоком уровне. К сожалению, высокие технологии стоят немалых денег – это одна из самых дорогих свечей на рынке.

Преимущества:

  • Полное сгорание топлива обеспечивает выдающуюся экономичность.
  • Работоспособность не зависит от качества топлива.
  • Экология на высоком уровне, один из лучших показателей.
  • Прибавка к мощности на высоких оборотах более 5%!
  • Ресурс более 50000 км.

Недостатки:

  • Самая высокая стоимость для обычных свечей.
  • Невысокая устойчивость искры при пониженном напряжении.

Beru Ultra-X 79

Экономная цена сочетается с отличными потребительскими свойствами. У этой свечи противоречивые показатели: производитель в технических характеристиках указывает на несовместимость работы с LPG, а пользователи напротив, отмечают высокое качество работы именно на природном газе.

Свеча имеет четыре электрода, разно удаленных от сердечника. Два электрода имеют зазор 0,8 мм, остальные – 1,2 мм. В результате образуется одинаково устойчивая искра при разных условиях эксплуатации, даже при сильно закопченном изоляторе. Получается имитация поверхностного разряда при традиционном исполнении.

Преимущества:

  • Самая высокая экономичность среди многоэлектродных конструкций.
  • Низкие показатели токсичности выхлопа.
  • Надежная искра при сильном загрязнении электродов.
  • Пользователи отмечают снижение шума работающего двигателя.
  • Устойчивая работа на сжиженном газе.

Недостатки:

  • Невысокий прирост мощности при открытой заслонке дросселя – не более 3,5%!
  • Невозможно установить требуемых зазор по спецификации автомобиля.

Beru Ultra-X 79

Эта свеча — образец сочетания прекрасных потребительских характеристик с экономичной стоимостью. Специфика ее в том, что производитель регламентирует несовместимость данного изделия с LPG. Покупатели в отзывах, напротив, указывают на отличную работу свечей именно с природным газом.

Модель оборудована 4-мя электродами, удаленных от сердечника на различные расстояния. Два из них имеют 0,8-миллиметровый зазор, оставшиеся 2 — 1,2 мм. Это дает возможность получить стойкую искру при различных эксплуатационных условиях, в частности, если изолятор сильно закопчен. Простая и надежная конструкция имитирует поверхностный разряд.

Преимущества:

  • из многоэлектродных конструкций этот — наиболее экономичный;
  • экологическая чистота. Выхлоп содержит минимум токсических веществ;
  • хорошее качество искры, если электроды сильно загрязнены;
  • стабильная работа со сжиженным газом;
  • двигатель автомобиля работает не так шумно.

Минусы:

  • открытая заслонка дросселя не дает значительного прироста мощности. Показатель не превышает 3,0-3,5%;
  • невозможность установки зазоров в соответствии со спецификацией машины.

Тепловое значение

Это один из немногих „невидимых”, но очень важных параметров, определяющих, какие бывают свечи зажигания и, в какой степени, они отводят тепло от двигателя. Когда свечка хорошо отводит тепло, следовательно, она меньше нагревается, называется „холодной”. Если она отводит тепло в небольшой степени (сохраняя его) и больше нагревается – в этом случае говорится, что она „горячая”.

Коэффициент ценности тепла обозначается в виде цифрового кода. К сожалению, каждый производитель используют свои различные обозначения. Например, по данным компании NGK, чем выше значение коэффициента ценности тепла, тем свеча более „холодная”.

В свою очередь, производитель Bosch имеет обратную нумерацию, в которой, высокое числовое значение соответствует „горячей”, а низкое „холодной”.

Правильное тепловое значение

Правильно подобранное тепловое значение позволяет работать электродам при оптимальной температуре, которую можно определить на уровне 450 – 850о С. Тогда возникает явление самоочистки электродов.

  1.  Когда свечка слишком „холодная” — это явление не возникает и электрод покрывается нагаром, который затрудняет или даже делает невозможным появление искры.
  2.  Когда свечка слишком „горячая” — высокая температура может привести к возникновению детонационного сгорания и плавлению электродов.

Непосредственное влияние на эффективность отвода тепла имеет длина нижней части изолятора, называемого конусом. Чем она длиннее, тем свеча больше нагревается.

Главной задачей свечей зажигания является инициирование воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания двигателя. От ее бесперебойной работы зависит запуск двигателя, его равномерное действие, производительность, диапазон оборотов и расход топлива.

Чаще всего на каждый цилиндр приходится одна свеча. Встретить можно, однако, и другие технические решения. Например, в двигателях Alfa Romeo Twin Spark используются два экземпляра на цилиндр.

Стандартные свечки зажигания подлежат замене каждые 20000 — 30000 км. Платиновые и иридиевые аналоги меняют даже после 100000 — 120000 км пробега. При замене необходимо придерживаться рекомендаций производителя в отношении стоимости и видов свечей, используемых в автомобиле.

Конструкция свечей зажигания

Нетрадиционные схемы

Часть конструкторских решений в свечах зажигания нетрадиционной схемы можно называть условно рабочими – улучшая что-то одно, они ухудшают другое. Простейший пример – это серия свечей NGK V-Line: центральный электрод у них имеет канавку, соответственно, искра всегда проскакивает между краем электрода и боковым. В теории это улучшает воспламенение смеси за счет выноса искры в лучше вентилируемое пространство и стабилизации точки искрообразования, но и эрозия такого центрального электрода ускоряется.

Часть же свечей на рынке нельзя отнести никак иначе чем к «гербалайфу» от авторынка: всевозможные «форкамерные», «факельные» и так далее свечи в лучшем случае работают не лучше штатных, в худшем – ускоренно разрушается. Например, в печально известных свечах «Бугаец» напаянная юбка не только ухудшала вентиляцию искрового промежутка, но и выгорала, а иногда и уходила в «свободный полет» в камеру сгорания. Из работоспособных, но бесполезных в практике обычного автомобилиста конструкций отметим разве что свечи, не имеющие бокового электрода вообще – они изначально создавались для работы в моторах сверхвысокой форсировки, чтобы избежать перегрева выступающих боковых электродов, в обычном городском цикле на моторе «гражданской» степени форсирования они отвратительно самоочищаются и гарантируют перебои на холостом ходу даже на идеального качества бензине.

СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ГАЗА И БЕНЗИНА: СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Испытания мы подогнали под принцип двухтопливности — газ/бензин. Сначала прогнали нашу обычную программу, обкатанную в предыдущих свечных экспертизах, на двигателе ВАЗ-21083 в обычном, бензиновом варианте. А затем повторили ее на том же двигателе, предварительно оснастив его итальянской газовой аппаратурой. Принцип обычный: в одних и тех же режимах — от минимальных оборотов холостого хода до больших нагрузок — с каждым комплектом свечей замеряли мощность, расход топлива, токсичность. Кроме того, измеряли температуру отработавших газов: главная страшилка противников газа — перегрев мотора!

Расшифровка знаков

К примеру, вам необходимо купить свечу с маркировкой BDPR7ES – 10, что это означает, давайте прочитаем. Для неопытного человека это набор букв и цифр.

  • К примеру, диаметр 18,0, а размер шестигранника 26,0 мм.
  • Третий знак по счету: тип свечи и электрода: L, M, P, R, U, Z длина, начиная с минимальной;
  • Цифровое обозначение: степень калийности от «минуса» к «плюсу» 2 – 13;
  • Длина юбки: E, H, L, EH, F, A-F, B-F, B, EF, начиная от минимальной, читаем слева направо;
  • Тип и расположение электродов: C, F, G, GV, J, K, M, T, Q, P, S, U, V, VX, W, X, Y, A, B, D, E, Z, L, N, IX – тип расположение электрода и наконечника;
  • Цифровой индикатор: зазор, при стандарте в 11.

Количество боковых электродов

Одноэлектродная – снабжена одним центральным и одним боковым электродом. Такие свечи дешево стоят и хорошо подходят к старым двигателям. В то же время одноэлектродные модели имеют ряд минусов, среди которых – нестабильность работы и короткий срок службы. Эти свечи не позволяют раскрыть весь потенциал мотора по мощности.

Многоэлектродная – оснащена одним центральным и несколькими (2-4) боковыми электродами. Подобные свечи характеризуются стабильностью срабатывания и долговечностью. Кроме того, многоэлектродные модели понижают токсичность выхлопа, сокращают расход топлива и полностью раскрывают мощностной потенциал двигателя. Единственный недостаток – более высокая цена по сравнению с одноэлектродными свечами.

Важно: многоэлектродные свечи подходят не ко всем моторам. Поэтому не стоит их использовать в двигателях, где предусмотрены одноэлектродные свечи

Какие лучше выбрать?

Конечно, выбор во многом зависит от предпочтений, но все же лучше выбирать натуральные компоненты. Так как они безопасны для здоровья и прослужат гораздо дольше, чем парафиновые изделия.

Воск бывает не только пчелиным, например, есть и другие растительные составляющие:

  • кокос;
  • соя;
  • абрикос.

Кокосовый и абрикосовый воск весьма мягкий, плавиться начинает уже при комнатной температуре. Поэтому их также легко проверить в магазине – воск начнет таять в руках. Соя более плотный материал, она держит твердость лучше, чем кокос. В Америке такую сою либо выращивают, либо добывают из бобов.

Как часто нужно менять свечи зажигания в автомобиле?

Свечи зажигания в номенклатуре запчастей относятся к расходным материалам. Это и понятно: их ресурс ограничивается производителем и находится в диапазоне от 15-30 тыс. километров (для стандартных никелевых свечей) до 100 и более тысяч (для иридиевых свечей).

Рекомендованное автопроизводителем использование дорогих свечей с более высокими показателями долговечности иногда обусловлено конструкцией автомобиля: для их замены необходимо совершить достаточно трудоёмкие операции, требующие к тому же квалификации (например, оппозитные двигатели Subaru или двигатель Chevrolet Captiva).

В модельном ряде Opel и Ford бензиновые двигатели особенно чувствительны к длительным пропускам зажигания при выходе из строя хотя бы одной свечи, что может привести к поломке дорогостоящего блока зажигания. Поэтому интервал их замены в таких моделях не должен превышать более 20–30 тыс. км.

На двигателях, использующих в качестве топлива природный газ, интервал замены сокращается до 10 тыс. км пробега: температура сгорания газа выше и свечи зажигания подвергаются большим температурным нагрузкам, чем в бензиновых двигателях.

Рейтинг свечей зажигания

Цель создания ТОПа – поиск лучших свечей зажигания, представленных на рынке. Для этого были изучены отзывы автовладельцев и учтены мнения продавцов магазинов запчастей. Для исключения возможных технических несоответствий товара и его описаний была проведена консультация с автомеханиками.

Победители были выбраны после анализа и сравнения таких характеристик:

  • Материал центрального электрода – медь, платина или иридий;
  • Размер, длина и шаг резьбы;
  • Калильность – холодная или горячая;
  • Размер головки под ключ;
  • Количество электродов и зазор между ними;
  • Способ уплотнения;
  • Сопротивление;
  • Наличие резистора;
  • Устойчивость к эрозионным и коррозионным процессам;
  • Универсальность и износостойкость;
  • Влияние на расход горючего, вредные выбросы и скорость «съедания» топлива;
  • Эксплуатационный период;
  • Вес и размеры.

Особое внимание при отборе уделялось способности к бесперебойной работе, как в условиях неполной нагрузки, так и при максимальных оборотах двигателя. Также важными критериями были соотношение цены и качества, простота в установке

В обзоре представлено 10 лидеров, отобранных более чем из 30 претендентов. Они показали лучший результат во время тестирования.

Принцип работы и характеристики

Образование искры на электродах

Основной задачей свечи является формирование искры и ее поддержание в течение необходимого количества времени. Для этого низкое напряжение от аккумулятора автомобиля преобразуется в высокое (до 40 000 В) в катушке зажигания, а затем поступает на электроды свечи, между которыми выполнен зазор. «Плюс» от катушки приходит на центральный электрод, «минус» — на боковом от двигателя.

В момент формирования напряжения на электродах («плюс» от катушки на центральном и «минус» на боковом от двигателя), достаточного для преодоления (пробоя) сопротивления среды в зазоре, между ними возникает искра.

Значение искрового зазора

Искровой зазор — главный параметр свечей зажигания. Он определяет минимальное расстояние между электродами, обеспечивающее формирование искры достаточного размера и возможность пробоя соответствующего слоя среды (топливовоздушной смеси, находящейся под давлением).

Искровой зазор

Величина зазора должна находиться в пределах, заданных производителем. Если зазор будет слишком большим — энергии искрового разряда может не хватить для поддержания необходимого времени горения свечи и смесь может не воспламениться. С другой стороны, слишком малый зазор приведет к прогоранию электродов и повышенному износу свечей.

Величина искрового зазора отличается в зависимости от режима работы двигателя и его типа и производителя. Нижний порог искрового зазора может быть около 0,4 мм, а верхний доходить до 2 мм.

Для проверки величины искрового зазора используется специальный инструмент — щуп, который может быть округлым или плоским. Второй тип более прост в использовании, но дает погрешность, поскольку не учитывает износ поверхности электродов. Подгонку зазора под необходимый размер выполняют вручную подгибанием бокового электрода.

Что такое калильное число

Расположение свечи зажигания в двигателе

Не менее важным параметром является калильное число. Оно определяет тепловые свойства конструкции и демонстрирует, при каком давлении в камере сгорания может произойти неконтролируемое самовоспламенение топливовоздушной смеси (калильное зажигание). Простыми словами, чем больше будет калильное число, тем меньше свеча будет разогреваться в процессе работы двигателя.

Конструкции с разным калильным числом применяются соответственно типу мотора, режиму и условиям его работы. Так, в летнее время и при повышенных нагрузках оптимально использовать конструкции с большим калильным числом, а зимой или при спокойной езде в городской черте — с меньшим.

Свечи с низким калильным числом устанавливаются в моторах с малым уровнем давления, работающих на топливе с небольшим октановым числом. Конструкции с высоким калильным числом наоборот используются в двигателях с повышенной компрессией и высокой температурной нагруженностью камеры сгорания.

А это свечи Denso?

Производство также организовано в Японии, и эта компания вошла в топ ведущих мировых производителей автомобильных аксессуаров. Конструкторы и технологи воплотили оригинальные идеи в продукцию. Так для изготовления изоляторов этих приборов нашёл применение порошок глинозёма, который предварительно должен пройти высокую очистку. Из него удалось получить изоляторы с высокой прочностью, хорошей теплопроводностью.

Центральный электрод подвергся сильным изменениям, он получил сложную конструкцию, в основе которой заложен медный сплав плюс к нему хромоникелевая добавка. В основном электроде имеется U-образная выемка, улучшающая за счет дополнительного пространства образование искры и воспламенение горючей смеси.

Таблица взаимозаменяемости свечей зажигания, выпускаемых разными производителями

Россия Beru Bosch Brisk Champion NGK Nippon Denso
А11, А11-1, А11-3 14-9A W9A N19 L86 B4H W14F
А11Р 14R-9A WR9A NR19 RL86 BR4H W14FR
А14В, А14В-2 14-8B W8B N17Y L92Y BP5H W16FP
А14ВМ 14-8BU W8BC N17YC L92YC BP5HS W16FP-U
А14ВР 14R-7B WR8B NR17Y BPR5H W14FPR
А14Д 14-8C W8C L17 N5 B5EB W17E
А14ДВ 14-8D W8D L17Y N11Y BP5E W16EX
А14ДВР 14R-8D WR8D LR17Y NR11Y BPR5E W16EXR
А14ДВРМ 14R-8DU WR8DC LR17YC RN11YC BPR5E W16EXR-U
А17В 14-7B W7B N15Y L87Y BPR5ES W20FP
А17Д 14-7C W7C L15 N4 BP6H W20EA
А17ДВ, А17ДВ-1, А17ДВ-10 14-7D W7D L15Y N9Y B6EM W20EP
А17ДВМ 14-7DU W7DC L15YC N9YC BP6E W20EP-U
А17ДВР 14R-7D WR7D LR15Y RN9Y BP6ES W20EXR
А17ДВРМ 14R-7DU WR7DC LR15YC ТRN9YC BPR6ES W20EPR-U
АУ17ДВРМ 14FR-7DU FR7DCU DR15YC RC9YC BCPR6ES Q20PR-U
А20Д, А20Д-1 14-6C W6C L14 N3 B7E W22ES
А23-2 14-5A W5A N12 L82 B8H W24FS
А23В 14-5B W5B N12Y L82Y BP8H W24FP
А23ДМ 14-5CU W5CC L82C N3C B8ES W24ES-U
А23ДВМ 14-5DU W5DC L12YC N6YC BP8ES W24EP-U

Следует помнить, что для каждого двигателя необходимо использовать свечи только того типа, которые рекомендует производитель автомобиля. Устройства другого типа нарушают работу мотора, образуя нагар, замасливая и перегревая изоляторы свечей.

Когда нужно осуществить подбор свечей зажигания по марке автомобиля, прежде всего, обращаются к инструкции по эксплуатации. Некоторые автопроизводители указывают не только геометрические параметры и калильное число, но и список допустимых аналогов.

Если автомобилю много лет, отсутствует инструкция по эксплуатации или нет данных о «родных» свечах, рекомендуем выкрутить из двигателя любую из них и переписать с неё все читаемые параметры. Производители свечей обычно указывают не только их характеристики, но и применяемость в различных марках автомобилей.

Объект для коллекционирования

Женский труд при производстве свечей зажигания Bosch

Сегодня ассортимент компании «Bosch» включает более 1250 разновидностей свечей — начиная от коротких, величиной со спичку, для газонокосилок и заканчивая длинными, как карандаш, для больших двигателей, работающих на газе. Одних электродов насчитывается 26 видов. Многие современные силовые агрегаты имеют индивидуальные свечи.

За 110 лет фирма «Bosch» разработала более 20 000 типов свечей зажигания. Неудивительно, что в США даже существует «Союз коллекционеров свечей», который насчитывает более 1000 членов. Уже в 30-е годы XX столетия выбор был настолько разнообразен, что компании пришлось издать специальный словарь объемом 160 страниц.

В первый год производства «Bosch» ежедневно изготавливал всего несколько свечей зажигания. Сегодня только на одном заводе в немецком городе Бамберг их производится миллион в день, для чего расходуется 29 тонн стали, 1,8 тонны никеля, 0,7 тонны меди, 15 км никелевой проволоки и 2,5 кг платины для корпуса и электродов, а также 20 тонн глинозема для керамических изоляторов.

Количество и типы электродов

Сперва коснемся боковых электродов, поскольку именно по этой части свечи различаются больше всего. Они выполняются из разных материалов, имеют различный размер и конструкцию.

Боковые электроды

Свечи с несколькими электродами

У классических свечей старого образца имеется один центральный и один боковой электрод. Последний изготавливается из стали, легированной марганцем и никелем. Однако в настоящее время становятся всё более популярными свечи с несколькими боковыми электродами

Они обеспечивают более мощную и устойчивую искру, что для свечи критически важно. Кроме этого, несколько боковых электродов не так быстро загрязняются, реже требуют чистки и дольше служат

Аналогичными качествами обладают и свечи, электроды которых покрыты следующими металлами — платиной и иридием (второй является переходными металлом платиновой группы), или их сплавом. Такие свечи обладают ресурсом до 60…100 тысяч километров пробега (в некоторых случаях даже больше, однако это зависит от многих других факторов — условий эксплуатации машины, используемого горючего, мощности двигателя и так далее). Кроме этого, такие свечи нуждаются в более низком напряжении искрообразования.

Свечи на основе платины и иридия никогда не чистят механическим методом.

Отличительной особенностью плазменно-форкамерных свечей является то, что роль бокового электрода играет корпус свечки. Также такая свеча обладает большей мощностью горения. А это, в свою очередь, увеличивает мощность двигателя и уменьшает количество токсичных элементов в выхлопных газах машины.

Платиновые, иридиевые и плазменно-форкамерные свечи стоят значительно дороже классических. Однако учитывая их высокий КПД и продолжительность эксплуатации их имеет смысл устанавливать на машины среднего и дорогого класса. Так вы сохраните ресурс не только непосредственно свечей, но и других элементов двигателя вашего авто.

Центральный электрод

Его наконечник изготовлен из железо-никелевых сплавов с добавлением хрома и меди. На более дорогих свечах, как и в случае с боковыми электродами, на наконечник может быть нанесена платиновая напайка, или вместо него использоваться тонкий электрод из иридия. Поскольку центральный электрод — это наиболее горячая часть свечи, то у автовладельца периодически возникает необходимость в выполнении очистки. Однако в данном случае речь лишь о классических свечах старого образца. Если на электрод нанесена платина, иридий или иттрий, то необходимость в очистке отпадает, поскольку нагара практически не образуется.

Менять классические свечи зажигания рекомендуется через каждые 30 тысяч километра пробега. Что касается платиновых и иридиевых свечей, то у них ресурс выше — от 60 до 100 тысяч километров. Точную информацию вы найдете в мануале к вашему авто.

Регламент замены свечей на Лада Веста

Необходимые материалы, инструменты:

  • шестигранный ключ;
  • ветошь;
  • комплект воспламенителей;
  • новые высоковольтные провода, если прежние повреждены или имеют трещины в изоляции.

Алгоритм замены своими руками:

  1. Заглушить силовой агрегат.
  2. Открыть капот.
  3. Демонтировать декоративную накладку с поверхности крышки головки блока цилиндров.
  4. Отсоединить колодцы.
  5. Выкрутить свечи.
  6. Заменить новыми.
  7. Собрать детали в обратной последовательности.

Если вы владелец Лада Веста с 8-клапанным двигателем, то процесс замены несколько упрощен, так как нет необходимости демонтировать пластиковую накладку. Во всем остальном – без изменений.

Основные признаки неисправностей свечей зажигания и способы их проверки

Неисправности свечей зажигания неизбежно сказываются на работе двигателя. Основные внешние проявления неисправностей:

  1. Затруднённый запуск (многократная прокрутка стартером не даёт результата);
  2. Двигатель «троит» – неустойчивая работа на холостых оборотах, резкое падение тяги, подёргивание при движении;
  3. Резкое увеличение расхода топлива и монооксида углерода (угарного газа) в выхлопных газах.

В нормально работающей свече цвет изолятора центрального электрода должен быть светло-кофейный или серый. На электродах должны отсутствовать следы тёмных отложений или нагара.

Самый распространённый у автолюбителей вопрос: «Почему свечи зажигания чёрные?» имеет несколько ответов.

В случае богатой топливной смеси (результат неправильной регулировки или неисправности системы управления двигателем) на свечах образуется бархатистый налет чёрного цвета – копоть.

Влажный чёрный налет с запахом бензина может быть свидетельством некачественного топлива. Пример на следующем фото.

Неправильно подобранное калильное число также может стать причиной того, что образуется чёрный нагар на свечах, так как не происходит процесс самоочищения.

Обеднённая топливная смесь может привести к тому, что на электродах появится белый налет.

Если белый налёт сопровождается следами оплавления электрода, то это может быть свидетельством неправильно подобранной по калильному числу слишком горячей свечи.

С учётом доступности в большинстве марок автомобилей определить состояние свечей зажигания не составит труда, а информация об их цвете и посторонних отложениях расскажет многое и о состоянии силового агрегата.

На что стоит обращать внимание при выборе свечей зажигания?

Существует два основных параметра, на которые стоит обращать свое внимание при выборе свечей зажигания: основные геометрические размеры и калильное число. С геометрическими размерами все достаточно просто

Необходимо выбирать свечи аналогичные по размерам. Если вы приобретете маленькую свечу, то она просто не вкрутится  до нормального положения, а если свеча будет слишком большой, то ее электрод будет выступать, в результате чего поршень может задеть за него, а это приведет к серьезной поломке двигателя.

Больше сложности появляется с выбором свечи по калильному числу. Многие владельцы автомобилей даже не знают, что это такое. Этот показатель указывает на температурный режим, в котором способна работать свеча зажигания. Чем выше этот показатель, тем при более высоких температурах способна работать свеча. Например, в мощных двигателях спортивных автомобилей очень высокий температурный режим, в таких двигателях необходимо использовать свечи с самым большим калильным числом.  

Чтобы не испортить свой двигатель не стоит слушать « дворовых экспертов» о том, какие лучше использовать свечи зажигания. Покупайте свечи в соответствии с инструкцией и рекомендациями, которые указаны в документации к вашему автомобилю. Если более опытный водитель и предпочитаете более скоростную езду, то вам можно попробовать использовать свечи с высоким калильным числом. Еще можно ориентироваться и на условия эксплуатации. Если вы живете в северных регионах с очень холодным климатом, то стоит выбирать свечи зажигания с высоким показателем калильного числа. И наоборот, если в регионах с очень теплыми условиями,  то приобретайте свечи с небольшим калильным числом.

Помимо всего этого свечи еще различаются и по основной конструкции. Бывают три вида:

  • Одноэлектродные свечи зажигания;
  • Многоэлектродные свечи зажигания;
  • Свечи из драгметаллов.

Свечи зажигания: какие лучше использовать? Давайте разберем каждый вид более подробно.

Снятие передней обивки двери

Необходимый инструмент: крестовая и прямая отвертки. Отключаем минусовую клемму от аккумулятора.

  1. Поддеваем отверткой заглушку винта верхнего крепления обивки;
  2. Снимаем заглушку;
  3. Откручиваем винт;
  4. Откручиваем винт крепления обивки внутри кармана двери.
  1. Поддеваем накладку ручки двери плоской отверткой;
  2. Снимаем ее и откручиваем два винта, расположенные под накладкой;
  3. Откручиваем два винта в нижней части обивки двери;
  4. Откручиваем фиксатор замка двери;
  1. На комплектациях автомобиля, где нет электростеклоподъемников, снимаем уплотнитель рычага шарнира;
  2. Вставляем длинную шлицевую отвертку между обшивкой и дверью, поочередно отщелкиваем клипсы по всему периметру обивки;
  3. Отводим обивку от двери;
  4. Отсоедините все колодки с проводами от блока управления.
Обивка двери держится на 9ми пистонах (клипсах). Запомните их расположение, тогда снятие будет проходить гораздо легче.

Это интересно: Как проверить рулевые наконечники ВАЗ-2114 — признаки неисправности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector