Что означает контрольно-тренировочный цикл и как провести ктц акб в домашних условиях

Содержание:

Трудности, возникающие при работе батарейки

Некоторые производители в интересах собственной коммерции идут на дополнительные хитрости.

Во-первых, это максимально быстрый износ аккумулятора. Особенно экономят на материалах малоизвестные китайские фирмы или совсем уже подпольные контроллер в самой батарее ведёт себя следующим образом. После 3–4 лет (или до 1000 циклов разряда-заряда) он может однажды выключиться навсегда, сгенерировав, например, «пробойный» импульс и этим самоуничтожившись (если сам контроллер какой-то особенный), но не причинив вреда самому устройству. Потребуется переделка батареи и, возможно, самого гаджета. К счастью, эта мера — одна из крайних.

«Посадка» батареи на клей, с которого трудно или невозможно её снять, применяется иногда в самых дорогих смартфонах и планшетах с Android. Это напоминает приклеивание батареи в iPhone 5x/6(s).

Дополнительные замочки, шлейфы и прочие «хитрые» приспособления существенно затрудняют демонтаж/замену аккумулятора.

Срок службы элемента батареи без контроллера (это требует переделки устаревшего гаджета с применением паяльника) может растянуться на 10 и более лет, пока батарея не будет чем-то напоминать конденсатор, способный удержать лишь очень маленький заряд — 1–2% её первоначальной ёмкости. Такие элементы пригодятся лишь во всяких самоделках, вряд ли имеющих какое-либо отношение к сотовой связи и передаче мобильных данных. Они требуют медленного разряда-заряда по специальному алгоритму, недостижимому в обычных зарядных устройствах, не подвергавшихся никакой переделке, и регулярной слежки за состоянием таких батареек.

Полностью «мёртвые» элементы, не реагирующие на попытки их подзарядить (это обусловлено неуклонным старением электрохимического материала батареи), упорно показывающие на мультиметре 0 вольт, утилизируются в соответствии с местным законодательством и требованиями по охране окружающей среды.

Зачем проверять заряд при заведенном двигателе

Работа любого прибора или узла в машине должна быть стабильной. Это же касается и АКБ. А если конкретнее, то напряжения, которое выдает батарея. В норме, когда двигатель работает, напряжение равно 13.5 – 14.0 вольт. Если оно будет больше, это свидетельствует о том, что генератор работает в усиленном режиме и идет подзарядка аккумулятора.

Само по себе это не является проблемой, ведь батарея могла разрядиться, например, во время длительной стоянки. Особенно это актуально в тех случаях, когда температура наружного воздуха низкая. При нормальной работе всех электроприборов избыточное напряжение довольно быстро само собой спадет до обычного.

Гораздо хуже будет в том случае, если напряжение будет низким. Это означает постоянный недозаряд автомобильного аккумулятора. Во-первых, это может свидетельствовать о неполадках с генератором. А во-вторых, существенно сокращается ресурс самой АКБ.

Для того чтобы выявить проблемы в генераторе и сэкономить деньги на покупке новой батареи, требуется проверять, какое напряжение аккумулятора автомобиля при работающем двигателе.

Какой аккумулятор 70 а/ч выбрать и на что обратить внимание

Покупая АКБ прежде всего нужно смотреть на марку производителя, лучшими на сегодня считаются: Delkor, Bosch, Multu, Varta, Tab, Totachi, AkTex, las, Gigawatt, Renault Hi-LIFE, FB 9000

Далее уделить внимание техническим характеристикам модели, подобрав нужные габариты, тип клемм, силу тока и обязательно посмотреть дату выпуска – чем старее изделие, тем хуже

Если автомобиль оснащен системой Start/Stop, то нужно брать AGM или EFB батарею. Чем выше ток холодной прокрутки, тем реже придется заряжать и проще будет заводиться в мороз, правда чем выше будет пусковой ток, тем дороже АКБ.

Как определить, на сколько он заряжен

Многих волнует вопрос: как проверить заряжена ли аккумуляторная батарея?
Есть старый способ, который поможет проверить устройство.
Сначала нужно купить в магазине ареометр. Это такая трубочка из стекла с грушей и поплавком, которую необходимо засунуть в аккумулятор, после поплавок должен показать заряжен ли агрегат.

Ареометр работает по принципу измерения плотности электрофизического состава. Грушей наберите электролит из АКБ, а поплавок потонет или всплывает, все зависит от плотности. На поплавке – шкала, отображающая плотность и уровень заряженности. Также есть табличка, которая вносит поправки в показания, если температура во время проверки отличается от 25 °C.
Это самый простой способ определения емкости.

Итак: таблица напряжений заряженной аккумуляторной батареи:

Напряжение В Заряд
12,6 и больше 100%
12,5 90%
12,42 80%
12,32 70%
12,20 60%
12,06 50%
11,9 40%
11,75 30%
11,58 20%
11,31 10%
10,5 0%

Хорошо, что температурный режим воздуха почти не оказывает влияение на напряжение. Т.е. на холоде напряжение будет лишь чуточку меньше.

Приблизительного типа зависимость емкости аккумулятора от температурного режима воздуха

Градусы Емкость
25 100%
20 95%
10 90%
85%
-10 70%
-20 50%
-30 40%

Если аккумулятор полностью заряжен при 25°, то чем, ниже температурный режим, тем меньше он может отдать собственной емкости. Но если АКБ разряжена, примерно на 50%, то при снижении до -20, завести транспортное средство можно будет, лишь с помощью друга. Да и разряженная батарея может просто замерзнуть.

Контрольно-тренировочный цикл аккумуляторных батарей

Емкость аккумуляторных батарей измеряется в ампер-часах (Ач). При этом на корпусе батарей производители указывают номинальную емкость, которая не всегда равняется реальной. Последняя может отличаться от номинальной в пределах от 80% для отработавших определенный срок батарей до 110% и выше для новых вводимых в эксплуатацию. Это связано с тем, что в процессе эксплуатации реальная емкость постепенно меняется с сторону уменьшения ввиду воздействия таких факторов, как: условия эксплуатации, время эксплуатации, температурный режим эксплуатации режимы заряда и разряда, наличие и периодичность обслуживания и другие.

Как правило, аккумуляторные батареи считаются работоспособными до отдачи не менее 80% заявленной производителем номинальной емкости. Чтобы выявить этот предел работоспособности в процессе эксплуатации в течение всего срока службы необходимо периодически проводить проверку батарей на соответствие их заявленным характеристикам. Самый главный показатель здесь – это остаточная емкость аккумуляторов или, другими словами, фактическая, или как уже упоминалось ранее, реальная емкость на данный момент времени.

Для проведения контроля фактической емкости герметизированных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей проводится так называемый контрольно-тренировочный цикл (КТЦ), который заключается в подключении контрольной нагрузки к батарее в соответствии с технической спецификацией и разрядными таблицами завода-изготовителя для данного типа батарей до нормативного допустимо полного разряда с последующей фиксацией емкости на данный момент времени.

Периодичность проведения КТЦ не регламентирована, но рекомендуется проводить с регулярностью не реже одного раза в год и по необходимости в тех случаях, когда требуется определить отдаваемую аккумуляторной батареей емкость или оценить пригодность ее к дальнейшей эксплуатации.

Особенности обслуживания и эксплуатации кальциевых аккумуляторов

Так как для корректной работы и длительной эксплуатации кальциевой батареи первостепенное значение имеет поддержание заряда на должном уровне, автолюбителям будет полезна информация о том, каковы особенности эксплуатации кальциевых АКБ, чем он отличается от использования аналогичных устройств других классов:

1. Если автомобиль с кальциевым аккумулятором эксплуатируется в «городском режиме», поддержать его работоспособность поможет «профилактическая» зарядка. Можно приобрести специальное устройство (стоит качественная модель недешево, но затраты на нее окупаются) и не реже 1 раза в 4 недели полностью заряжать АКБ. Тогда долгие простои и передвижение на небольшие расстояния не повлияют на срок его службы. Во всех остальных случаях устройство будет требовать подзарядки вдвое реже;

2. Современную свинцово-кальциевую батарею рекомендуется заряжать до 14,4 В, при этом производители указывают, что необходим заряд током не выше 1/10 от заявленной емкости.

3. Напряжение в клеммах следует регулярно замерять с помощью вольтметра. Если прибор показывает 12В – устройство требуется немедленно зарядить, в противном случае избежать потери емкости будет практически невозможно;

4. Глубокий разряд приводит к тому, что в пластинах происходит необратимая химическая реакция, вследствие которой образуется нерастворимый остаток в виде сульфата кальция – такими кислотными отложениями блокируется передача заряда. Многие автомобилисты по привычке проводят с кальциевым аккумулятором КТЦ, что действует на батарею губительно;

5. «Кипячение» кальциевым АКБ категорически противопоказано. Оно приводит к снижению технических характеристик устройства или полному его выходу из строя – даже если видимое кипение отсутствует, в определенный момент начинается выделение газов, приводящих к разрушению намазки пластин;

6. Такой прибор, как ареометр, в случае, если автомобиль оснащен кальциевой АКБ, абсолютно бесполезен. Современный аккумулятор спластинами из свинцово-кальциевого сплава устроен так, что электролит в нем уже не находится в свободном состоянии – для него характерно расслоение на более водянистую часть, скапливающуюся на поверхности банок, и электролит повышенной плотности, который оказывается внизу;

7. В настоящее время начали появляться подделки. Определить неоригинальное устройство и отличить качественную АКБ поможет маркировка. На аккумуляторе (на корпусе) должны быть указаны: стартовый ток, значение напряжения и номинальной емкости, а также дата, когда устройство было выпущено и подробная информация о производителе. Подробнее о том, как отличить подделку – здесь

Контрольно тренировочный цикл АКБ — КТЦ

Описание режимов работы ЗУ Вымпел-55 Режим БП | Алгоритм 1 | Алгоритм 2 | Алгоритм 3 | Алгоритм 4 | Алгоритм 5 | Режим КТЦ

В данном случае отдельного алгоритма работы вида КТЦ — «Контрольно тренировочный цикл» в Вымпеле-55 нету. Это больше средство для восстановления и реанимации аккумуляторных батарей.

Ниже чуть подробнее коснемся данного момента.

Мало кто знает, что для АКБ надо хотя бы ежегодно проводить «техосмотр» коим является — КТЦ — Контрольно-тренировочный цикл. Также необходимо следить за уровнем и плотностью электролита в АКБ — в первую очередь это касается аккумуляторов в которых конструктивно это можно осуществить.

Если коротко, то КТЦ АКБ

— позволяет в большинстве случаев восстановить и реанимировать «убитых» АКБ… Не сильно убитых конечно, но вот подержанные и сильно разряженные аккумуляторы восстановить вполне реально. Также эта операция позволяет определить пригодность АКБ к дальнейшей работе.

Сутью контрольно-тренировочного цикла АКБ является:

— полный заряд аккумулятора, — контрольный разряд и — повторный заряд аккумулятора.

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) по шагам:

1 Сначала снятую с автомобиля АКБ надо полностью зарядить от внешнего зарядного устройства. Можно зарядить на Алгоритме 1. Затем, после отстаивания АКБ несколько часов, проверить плотность электролита. При напряжении 12,7 вольта на клеммах АКБ без нагрузки, плотность электролита должна быть 1.17 — 1.18 г/см3 Это есть показатель того, что АКБ полностью заряжена. 2 Затем необходимо разрядить АКБ до 10% от емкости АКБ — так называемый ток 10-ти часового режима. Для АКБ емкостью 70Ач это 7А. Лучше всего для разряда использовать нагрузку именно в необходимые нам 7А Для этого можно подобрать автомобильные лампу соединенные параллельно.

При подключении их к Вымпел-55 на алгоритме 1 и выставленном напряжении 12 вольт можно посмотреть какой ток они потребляют. Это поможет подобрать нужную нагрузку.

Как посчитать мощность лампы, которая будет использоваться как нагрузка? I = P / UI — сила тока, АP — мощность, Вт,U — напряжение — в нашем случае 12 Вольт.

P = I х U

= 7A х 12v = 84 Вт.

Таким образом для данного случая необходима лампа мощностью 84 ватта. Или же, как было сказано ранее, подключить несколько имеющихся ламп параллельно, чтобы добиться близкой к необходимой мощности потребления.

3 Подключаем нашу нагрузку к АКБ и параллельно включаем вольтметр для контролирования напряжения на АКБ. Процедуру разряда надо прекратить при напряжении 1,7 вольна на одной банке.

Соответственно если банок в АКБ шесть, то напряжение составит —10,5 вольта. Ниже этого значения разряжать АКБ не следует.

Совет:

После того, как напряжение на АКБ снизится до 11 вольт, дальнейший контроль напряжения на клеммах батареи надо контролировать каждые 10-15 минут.

Необходимо обязательно записать время начала разряда и время его окончания. Также желательно контролировать температуру электролита.

АКБ не должен длительное время находиться в таком состоянии!

Как рассчитать остаточную емкость АКБQ = I x tQ — емкость А/чI — токt — время разряда, ч

Пример: АКБ 70 Ач при токе разряда 6А разряжалась 7 часов Q = 6 х 7 = 42Ач

Это говорит о том, что реальная емкость нашей АКБ меньше указанной 42Ач < 70Ач. Из этого следует, что АКБ постепенно выходит из строя.

4 Далее незамедлительно приступаем к заряду АКБ. Можно использовать тот же Алгоритм 1.

Контрольно-тренировочный цикл позволяет:

— полностью зарядить аккумулятор, — восстановить его работоспособность, а также — узнать, в каком состоянии он вообще находится. Советуют повторить КТЦ 2-3 раза. Помните, что : — это достаточно длительная процедура и оставлять АКБ без присмотра категорически не рекомендуется. —АКБ не должен кипеть! — КТЦ необходимо делать раз в год

Десульфатация АКБ используя алгоритм 5б (КТЦ с нагрузкой Iн=0,05С)

Как говорилось выше, используя в качестве нагрузки лампу накаливания 12 вольт (например лампу дневного света) можно определить ее ток потребления — Iн Этот ток нагрузки должен быть скомпенсирован при заряде АКБ. К току заряда нашей АКБ прибавляется ток потребления лампы.Предпочтительные параметры в режиме десульфатации (КТЦ с нагрузкой 1н=0,05С**):НАПР 2 необходимо подбирать.

Проведение КТЦ для десульфатации в алгоритме 5б:

При достижении верхней границы заряда, ЗУ прекращает подачу тока, продолжая контролировать напряжение, следя за нижней границей, при достижении которой начнется новый цикл КТЦ. Для борьбы с сульфатацией есть смысл провести 2…3 цикла КТЦ.

Подробное рассмотрение алгоритмов Вымпел-55

| Описание режимов работы ЗУ Вымпел-55 | Режим БП | Алгоритм 1 | Алгоритм 2 | Алгоритм 3 | Алгоритм 4 | Алгоритм 5 | Режим КТЦ

Почему падает заряд

У всех АКБ есть определённая ёмкость, прописанная в Ач. На легковых авто чаще всего встречаются батареи на 60-80 Ач. То есть при 60 Ач устройство может в течение 60 часов выдавать ток, сила которого составит 1 Ампер. Но это в теории.

На практике всё иначе. Как только происходит запуск мотора, заряд сильно падает. Но он компенсируется за счёт работы генератора. Не все водители ездят много и часто, а потому генератор попросту не успевает восполнить весь заряд. Доказано, что в большинстве случаев авто эксплуатируются с постоянным недозарядом.

Ёмкость может уменьшаться под воздействием разных факторов:

  • плохое крепление, механические повреждения;
  • проблемы в электрооборудовании;
  • нарушение целостности электропроводки;
  • процессы сульфатации;
  • езда по городу короткими поездками;
  • низкая температура окружающей среды и пр.

Поскольку большинство водителей ездят именно в таких условиях, периодически проверять состояние и заряд АКБ нужно обязательно.

Как проверить аккумулятор мультиметром и нагрузочной вилкой

Как показывает практика, реальное напряжение АКБ, которое может показывать БК автомобиля или различные устройства, запитанные в бортовую сеть, далеко не всегда соответствует тому, что отображено на экране бортового компьютера или на отдельном устройстве. Причина- высока вероятность потерь. Другими словами, уровень заряда аккумулятора на клеммах и напряжение в бортовой сети может отличаться. По этой причине нужно знать, как проверить заряд АКБ именно на клеммах.

Прежде всего, проверка АКБ мультиметром является простым и доступным способом, который позволяет быстро и точно определить напряжение аккумулятора. Для такой проверки необходимо иметь мультиметр (тестер), который переводится в режим измерения напряжения. Если мультиметр только приобретается, оптимально покупать цифровой мультиметр, так как с ним удобнее работать, чем со стрелочным аналогом.

Идем далее. Для получения достоверных результатов, напряжение аккумулятора автомобиля мультиметром изменяется пошагово, то есть двумя способами:

  • проверка аккумулятора при работающем двигателе;
  • замер напряжения АКБ на заглушенном моторе;

Сначала напряжение на аккумуляторе измеряется на заведенном ДВС

Обратите внимание, нормальное напряжение аккумулятора должно быть от 13.5 до 14 В. Если показатель больше 14.2 В, тогда это говорит о том, что АКБ разряжена и генератор активно заряжает батарею

Так происходит не всегда, однако возможно в ряде случаев. Например, в морозы аккумулятор может разряжаться от холода, то есть при замерах напряжение будет повышено.

Также на некоторых авто па АКБ может подаваться большой заряд, так как бортовая система автомобиля определяет, что температура воздуха низкая и пытается максимально быстро и эффективно подзарядить батарею. При этом повышенное напряжение, если оно не держится постоянно, не указывает на неполадки.

После того, как аккумулятор немного подзарядится и с учетом того, что электрооборудование машины в норме, спустя некоторое время все показатели придут в норму, то есть напряжение будет 13.5-14 В.

Итак, чтобы проверить АКБ, нужно отключить все потребители электроэнергии в авто (габариты, фары, кондиционер, подогревы и т.д.). С учетом того, какое должно быть напряжение на аккумуляторе, мультиметр должен показать от 13.5 до 14 В. Это значит, что все в норме.

В том случае, если напряжение ниже, это может указывать на то, что генератор автомобиля работает некорректно или окислились клеммы АКБ. Как правило, проверять генератор и/или клеммы нужно тогда, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях энергии упало ниже отметки 13В.

На практике, частой причиной становятся именно контакты аккумулятора. Если заметен характерный налет (серо-зеленый), тогда их нужно зачистить мелкой наждачкой. Если же все в порядке, нужна отдельная проверка генератора автомобиля.

Кстати, работоспособность АКБ и генератора можно проверить еще одним способом. На работающем двигателе и выключенных источниках энергопотребления напряжение на аккумуляторе 13.6. Так вот, если включить ближний свет, напряжение должно понизиться на 0.1-0.2 В.

Затем можно включить магнитолу, кондиционер, подогревы и т.д. После включения каждого потребителя напряжение должно снижаться, но незначительно. В случае, когда показатели заметно падают, это указывает на то, что генератор не выдает заряд в полном объеме, возможны проблемы со щетками генератора и т.д.

В норме, когда все потребители включены, напряжение на клеммах АКБ не должно просаживаться ниже 12.8-13.0 В. Если показатели меньше, тогда это указывает на то, что происходит разряд аккумулятора. В этом случае батарея обычно требует обслуживания (если это возможно) или замены аккумулятора на новую АКБ.

Li-Pol

Литий-полимерные АКБ являются усовершенствованными литиевыми батареями, поэтому отличий между этими двумя типами элементов не так много.

В каких устройствах используется

Li-Pol аккумуляторы могут использоваться в различных телефонах с операционной системой Android, а также в других устройствах связи. Подходит такой элемент питания для радиоуправляемых игрушек, особенно для летающих моделей.

В этом случае низкий вес и способность отдавать высокий ток являются неоспоримыми преимуществами использования АКБ этого типа.

Количество циклов заряда-разряда

Как правило, литий-полимерные аккумуляторы способны выдержать до 900 циклов перезарядки. Конечно, максимальное количество зависит от качества батареи, но негативные эксплуатационные условия способны существенно снизить ресурс элемента питания.

Как достичь максимального количества циклов

Глубокий разряд однозначно приведёт к выходу элемента питания из строя, поэтому в различных гаджетах батареи оснащаются специальным контроллером, который прекращает подачу тока на контакты при определённом уровне разряда.

Значительный износ литий-полимерных изделий возможен и при неподходящей температуре хранения или эксплуатации (оптимальное значение этого параметра составляет +20, но эксплуатация возможна от -20 до +40 градусов Цельсия). Батарею необходимо также правильно расконсервировать. Для этой цели новое изделие подвергается нескольким циклам заряд-разряда.

Как выполняется разряд-заряд

Теперь непосредственно о проведении КТЦ для старых аккумуляторов в домашних условиях, чем многие автомобилисты успешно занимаются.

Правильная разрядка и зарядка, то есть КТЦ, изношенного автомобильного аккумулятора предполагает выполнение операций в определённой последовательности. Плюс вам потребуется набор инструментов. В него входит:

  • зарядное устройство;
  • нагрузка;
  • мультиметр;
  • ареометр и пр.

Сам тренировочный цикл, то есть заряд и разряд, для автомобильных аккумуляторов можно разделить на 3 этапа.

Первый этап

Ошибочно считать, что при КТЦ аккумулятора нужно первым делом разряжать батарею. Нет. Она уже разряжена. Потому первое, что нужно сделать, это поставить АКБ на зарядку. До какого напряжения это делать, известно практически всем.

Если аккумулятор обслуживаемого типа, параллельно с помощью ареометра можно дополнительно проверить плотность электролита. Нормой считается 1,27-1,28 г/см³.

Коротко о том, как правильно провести первый этап КТЦ для севшего аккумулятора:

  • батарея извлекается из автомобиля;
  • если хранилась на холоде, лучше занести в помещение и прогреть до комнатной температуры;
  • соблюдая полярность, соединить ЗУ и АКБ;
  • выставить ток заряда на 0 на зарядном устройстве;
  • подключить ЗУ в сеть;
  • запустить процесс зарядки;
  • заряжать рекомендуется постоянным током 10% от ёмкости АКБ с переменным напряжением;
  • в случае с постоянным напряжением выбирают номинал 14,4 В.

Значение 14,4 В считается пороговым, то есть максимальным, напряжением для свинцово-кислотных АКБ и батарей по технологии GEL. А вот для AGM можно выбирать напряжение до 14,7 В.

Когда ток заряда упадёт до 0,5-1 А, процедуру зарядки можно считать завершённой.

Второй этап

Дальнейшая схема проведения КТЦ для проблемного аккумулятора, выполняемая своими руками, предусматривает именно разрядку батареи.

Процесс выглядит одинаково, если у вас гелевый, необслуживаемый WET аккумулятор, классический свинцово-кислотный, либо АГМ источник питания.

Суть заключается в следующем:

  • использовать ток разряда на уровне 10% от ёмкости батареи;
  • провести разрядку в течение 10 часов;
  • подобрать подходящую нагрузку для разряда.

В качестве нагрузки оптимально использовать автомобильную лампочку либо несколько ламп, соединённых последовательно.

Рассчитать мощность необходимой лампочки не сложно. Для этого достаточно ток заряда умножить на напряжение батареи. То есть условные 7 Ампер (при 70 Ач ёмкости) умножаем на 12 В. Получается 84 Вт.

Если одну мощную лампочку на 84 Вт найти не удаётся, возьмите несколько менее мощных нагрузок, соединив их последовательно.

Когда мы правильно разряжаем АКБ, это позволяет достичь нужной степени разряда, но не потерять весь заряд полностью.

Как только вольтметр начнёт показывать 11 В, проводите повторные проверки напряжения с интервалом не более 15 минут. Иначе можно пропустить падение показателей ниже допустимой отметки.

Глубже разряжать батарею не рекомендуется, поскольку можно уже её не восстановить последующими циклами.

Разряжать заряженную батарею необходимо, контролируя при этом время. Сделайте себе пометку, когда вы начали разрядку, и через какое время она закончилась.

Предположим, что ваша батарея при номинальных 75 Ач разрядилась за 5 часов, а ток разряда составлял 7,5 А. Получается, что за 5 часов аккумулятор потерял всю свою ёмкость. Умножив 2 значения, получается 37,5 Ач. Именно такая ёмкость является реальной для вашего источника питания. То есть от своей номинальной ёмкости АКБ потеряла 50%.

Третий этап

Итак, уже был выполнен предварительный разряд АКБ. Теперь мы заряжаем ранее разряженную батарею.

Заряжать после разряда можно по такому же принципу, который был представлен на первом этапе.

Ведь напряжение продолжит падать. И тогда восстановить источник питания вряд ли получится.

Вы уже знаете, до какого напряжения выполняется зарядка при КТЦ аккумулятора. Выполнив полный цикл заряда, отключите АКБ от ЗУ, подождите 2-3 часа, оставив батарею в покое. Теперь сделайте замеры напряжения и плотности электролита, если конструкция корпуса это позволяет сделать. Если напряжение низкое, либо плотность недостаточная, проведите повторное КТЦ.

В действительности рекомендуется повторять КТЦ 2-3 раза подряд.

Такой метод восстановления достаточно эффективный, что неоднократно было доказано на практике. Но проблема контрольно-тренировочного цикла в том, что это длительная процедура, требующая постоянного контроля батареи, проверки параметров. Не все автомобилисты готовы тратить на это время и силы. Потому многим проще купить новый аккумулятор. Но это право выбора каждого.

Источник

с применением УТАБ 12-60/20 и УЗПС 48-20

Важность проведения контрольно-тренировочного цикла аккумуляторной батареи (КТЦ) общеизвестна. В общем случае, КТЦ аккумулятора заключается в проведение цикла «ЗАРЯД-РАЗРЯД-ЗАРЯД». В общем случае, КТЦ аккумулятора заключается в проведение цикла «ЗАРЯД-РАЗРЯД-ЗАРЯД»

В общем случае, КТЦ аккумулятора заключается в проведение цикла «ЗАРЯД-РАЗРЯД-ЗАРЯД»

и занимает довольно много времени.

Для облегчения процесса КТЦ (снижения трудозатрат) предлагаем комплект оборудования для автоматизированного комплекса тестирования аккумуляторных батарей, с применением Устройства зарядно-питающего УЗПС 48-20 и Устройства тестирования аккумуляторных батарей УТАБ 12-60/20.

Перечисленные устройства имеют возможность совместной работы друг с другом, их совместная работа обеспечивается с помощью сигнального кабеля.

Рассмотрим работу комплекса на примере аккумуляторной батареи TPL 121500 (12В, 150Ач).

Состав комплекса и подключение устройств к батарее приведен на рисунке. Ареометр нам не понадобится т.к. батарея герметичная.

Как определить параметры разряда для проведения КТЦ?

По таблице (из технического описания на батарею TPL 121500) определим значение тока разряда для 10-ти часового цикла.

Таблица предлагает рад значений тока разряда при различных конечных напряжениях. Однако, чтобы не вдаваться в крайности, выберем средние значения.

Ток разряда

аккумулятора TPL 121500, при 10-ми часовом цикле, до конечного напряжения 1,80 В/Эл должен быть равным15,0 Ампер .

Определим конечное напряжение разряда

для 12-ти Вольтовой батарей:1,80 В/Эл × 6 Эл = 10,8 Вольта .

  • Р1 — ток заряда – 20 А;
  • Р2 — напряжение постоянного подзаряда – 13,6 В;
  • Р3 — напряжение отключения заряда – 14,2 В;
  • Р4 — 12,6 В;
  • Р5 – 000 мин.

Порядок включения комплекса

  • Подключить УЗПС 48-20 и УТАБ 12-60/20 к аккумуляторной батарее.
  • Подключить УТАБ 12-60/20 к УЗПС 48-20 при помощи сигнального кабеля.
  • Включить питание УТАБ 12-60/20 и УЗПС 48-20.
  • Ввести параметры работы УЗПС 48-20 (Р1=20, Р2=13,6, Р3=14,2, Р4=12,6, Р5=000 ) и включить автоматический выключатель.
  • Ввести параметры работы УТАБ — ток разряда 15,0 Ампер , конечное напряжение10,8 Вольта .
  • После появления на экране УТАБа сообщения «Для начала заряда нажмите ВВОД» — нажмите кнопку«ВВОД» и комплекс начнет работу по проведению КТЦ.

Ведущим в работе комплекса является УТАБ, он управляет его работой в следующем порядке:

  • Производится автоматический заряд аккумуляторной батареи.
  • Через двадцать минут после окончания цикла заряда, автоматически отключается зарядное устройство (на индикаторах напряжения и тока зарядного устройства отображается «OFF» ), а УТАБ 12-60/20 начинает цикл разряда.
  • При достижении конечного напряжения разряда батареи УТАБ 12-60/20 автоматически прекращает цикл разряда, при этом зарядное устройство включается и переходит в режим заряда батареи.
  • После окончания цикла заряда УЗПС 48-20 переходит в режим содержания (подзаряда) батареи.

По окончании КТЦ имеем заряженную батарею и результаты тестирования, которые отображаются на экране УТАБа.

Нажмите на фото для увеличения

На подготовку комплекса к работе мы потратили 20 минут, а комплекс работал автоматически, примерно 17 часов:

  • Заряд батареи перед разрядом – примерно 2 часа (батарея уже имела остаточную емкость)
  • Разряд батареи длился – 7 часов и 39 минут;
  • Восстановительный заряд батареи, примерно — 7 часов.

Из ожидаемой емкости в 150 Ач удалость снять 114,7 Ач. Учитывая поправку на температуру окружающей среды и то, что батарея два года была «бесхозной», состояние ее можно оценить как — «удовлетворительное».

Что такое контрольно—тренировочный цикл?


Если аккумулятор сильно устал от жизни или долго не использовался, помочь ему может только КТЦ — контрольно—тренировочный цикл. Также он поможет поближе познакомиться с батареей, которая стояла, скажем, на вновь купленном автомобиле, определить ее примерный ресурс и срок жизни. Вся операция легко проводится своими руками без сложного оборудования и энциклопедических знаний. Достаточно дочитать это руководство, и АКБ может зажить новой жизнью, дышать полной грудью и радовать владельца стабильными 12 V. Опытные автомобилисты рекомендуют проводить тренировку и восстановление аккумулятора автомобиля хотя бы раз в год, за исключением новых батарей. Цикл тренировки включает в себя полный заряд батареи, контрольный разряд батареи, после чего проводится повторная зарядка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector