Диагностика гбо 4 поколения своими руками. когда нет смысла платить сто
Содержание:
- Установка баллона, заправочного устройства, магистралей
- Как можно отличить оригинальное оборудование Lovato от фальшивок?
- Советы специалистов, как настроить ГБО 4 правильно
- Точная настройка(Online-настройка)
- Lovato Easy Fast
- Продукция
- В чем преимущества газа
- Корректировка графиков
- Для начала небольшое вступление.
- Преимущества и нюансы ГБО четвёртого поколения
- Изготовление кабеля ГБО
- Инструкция по изготовлению
- Процедура регулировки электронного редуктора
- Настройка ГБО режима холостого хода.
- Суть правильной настройки
Установка баллона, заправочного устройства, магистралей
Начнем с простого – установки общих для всех ГБО элементов. Для начала с баллона. Место установки его зависит от конструктивных особенностей авто.
Если авто имеет кузов седан, и имеется багажник значительного объема, то целесообразней использовать цилиндрический баллон. Вместительность его больше, крепиться он обычно к задней стенке багажника.
Эли же авто – хэтчбек, то багажного отделения у него немного, поэтому целесообразней устанавливать тороидальный баллон на место, отведенное под запаску, если таковое, конечно, имеется.
Баллон нужно надежно закрепить. Для этого используются ленты с крепежными элементами на концах. Желательно чтобы эти ленты имели прорезиненую поверхность.
Чтобы правильно произвести крепеж баллона, нужно выполнить замеры, в каких местах потребуется проделать отверстия в кузове.
А также нужно будет отметить места, где будет выходить от баллона магистраль высокого давления. После чего нужно будет в кузове проделать отверстия в отмеченных местах.
После этого обязательно отверстия нужно будет обработать антикоррозийной обработкой.
Чтобы в дальнейшем исключить повреждение магистрали от острой кромки отверстия, в него можно вставить отрезки пластиковой трубы, через которые потом и пропускать магистраль.
Тороидальный баллон хоть и садится в посадочное место запасного колеса, но его тоже нужно закреплять, чтобы исключить его перемещение.
Закрепление тоже делается лентами с предварительной подготовкой места вывода магистралей.
В обоих случаях установки баллона следует их устанавливать так, чтобы мультиклапан, установленный на него, находился в верхней части баллона, а также был несложным доступ к крану перекрытия подачи газа.
Далее нужно установить заправочное устройство
Выбор его установки обширный, важно только учитывать, чтобы это место не должно было сильно загрязняться в процессе эксплуатации авто
Устройство можно установить на заднее крыло, в тело бампера, или под бампер.
Главное проследить, чтобы магистраль от устройства к баллону была проложена там, где она не будет мешать и будет отсутствовать возможность ее повредить.
Перейдем к магистралям.
Магистраль представляет собой латунные трубки, которые должны пролегать под автомобилем и идти в подкапотное пространство.
Чтобы исключить повреждение магистралей их лучше прикрепить к бензиновым трубопроводам, ведь они устанавливаются там, где исключена возможность их пробоя.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Проверяем свечи накала на дизеле – все доступные способы
Как можно отличить оригинальное оборудование Lovato от фальшивок?
При покупке газового оборудования под брендом Ловато следует быть особо внимательным, так как на рынке, к сожалению, представлены подделки. Само собой, фирма-производитель не несет никакой ответственности за поддельные товары, которые, как правило, изготавливаются из некачественных компонентов, и отпускаются по заведомо более низкой цене
Именно поэтому во избежание риска установки на ваш автомобиль фальсификата важно учесть следующие особенности оригинального ГБО:
- На соленоидах, катушках и редукторе должен быть выбит символ Lovato
- Корпус редуктора обязательно содержит логотип и номер детали
- Каждый узел газобаллонной установки имеет соответствующий документ
- Номера на редукторе и на паспорте должны обязательно совпадать
Следует помнить, что газовое оборудования Ловато следует обслуживать исключительно в специализированных сервисных центрах, которые оборудованы всем необходимым. При этом существуют ГБО как для карбюраторных, так и для инжекторных автомобилей, поэтому оборудование можно свободно устанавливать на все типы транспортных средств.
Советы специалистов, как настроить ГБО 4 правильно
Разумеется, следует помнить, что грамотная настройка ГБО 4 поколения требует определенных знаний специального ПО и устройства автомобиля. И если вы пока что таковых не приобрели, лучше обратиться в специализированный сервис по обслуживанию газового оборудования и доверить настройку газобаллонного оборудования профессионалам. Но если вы давно «на ты» и с компьютерами, и с автомобилями, возможно, игра стоит свеч. По крайней мере, с такой относительно несложной в настройках системой, как ныне распространенное польское ГБО STAG.
Многие авторитетные и давно работающие на рынке компании-установщики (как, например, Газ-Тайм) рекомендуют STAG как оптимальное сочетание ценовой доступности и надежности работы. Значительная часть комплектующих – итальянского производства (в частности, форсунки, редуктор, мультиклапан, газовые шланги), что гарантирует европейскую надежность оборудования. Комплект электроники и программное обеспечение – родные, польские, близкие и понятные широкой украинской натуре даже без перевода на родной язык.
К слову, широко используемое для настройки ГБО STAG программное обеспечение AC GAS SYNCHRO (версия 6.0.0.37) как раз на польском языке. Скачивайте программу, покупайте соединительный шнур для газобаллонного оборудования STAG (USB-разъем на одном конце и штекеры для подключения к диагностической колодке на другом) и начинайте настройку!
Настройка ГБО 4 поколения STAG
Далее предлагаем изучить пошаговую инструкцию по настройке газобаллонного оборудования 4 поколения STAG и четко ей следовать.
Запустите программу, возьмите соединительный шнур (рис. 1) и подключите его к ноутбуку и диагностической колодке ГБО (обычно желтого цвета) под капотом автомобиля (рис. 2).
Включите зажигание.
Найдите в верхнем меню автокалибровку (по-польски «Autokalibracja») и Нажмите «Start» (рис. 3).
После автокалибровки перейдите в верхнее меню «Карта» (по-польски «Мара»). В открывшемся окне вы увидите график с тремя линиями: синей, зеленой, красной. На красной линии расположены желтые точки (рис. 4). Ваша задача – подтянуть зеленую линию (газ) максимально близко к синей (бензин). В этом и есть суть калибровки: добиться, чтобы параметры работы двигателя на бензине и газе соответствовали друг другу. С этой целью точки, над которым зеленая и синяя линии расходятся, двигаем вверх-вниз стрелками на клавиатуре. Правой мышкой можно создать дополнительные точки для более точной корректировки.
Переходим к показателям в правой части экрана (рис. 5). В верхней строчке (по-полски «Gazu») значится давление в редукторе . Оно должно быть в пределах 1,2 – 1,3. Прочие показатели можно посмотреть в технической документации для ГБО STAG и откорректировать соответственно. Для справки: МАР – это давление в датчике, столбец с синими буквами – показатели бензинового впрыска, столбец с зелеными буквами – показатели газового впрыска. Соответственно, GAZ – это температура газа, RED – это температура редуктора, LAMBDA – это сопротивления лямбды (в случае, если подключена) и Zasilanie – это вольтаж бортовой системы. 4 картинки снизу – кнопки включения и отключения форсунок.
Переходим в верхнее меню «Параметры» (рис. 6). Выбирайте ваш тип форсунок («typ wtryskiwaczа»), ваш тип датчика, установленного на баллоне с газом («czujniki»). Затем установите температуру и время перехода на газ (левая часть экрана, ориентируйтесь на обозначения t и s), и время включения форсунок (обозначение ms). Можно включить функцию «Теплый старт» (на польском «ciepły start»). И задать параметры перехода на бензин (на польском «przejście na benzynę»)
По достижению этих параметров автомобиль сам перейдет на бензин.
Обратите внимание, что в программе AC GAS SYNCHRO внизу справа есть кнопка, переключающая режимы работы на бензине и газе (рис. 7)
Нажимая, вы увидите, как меняются показатели работы бензиновых и газовых форсунок (пункт меню «Карта / Mapa»).
Теперь настройка ГБО 4 поколения наверняка вам удастся. А вот установка газобаллонного оборудования – преференция профессионалов. Если обратиться в специализированный сервис, установка будет выполнена качественно и всего за день. Доверьте монтаж сложного оборудования тем, кто умеет это делать, и тогда никаких проблем с настройкой у вас не возникнет!
Последнее обновление — 12 октября 2019 в 04:41
После того как газовое оборудование установлено на автомобиль, необходимо правильно откорректировать его работу. Также в ходе эксплуатации транспорта на газу или после ремонта, может потребоваться диагностика, а затем калибровка/регулировка ГБО.
В данной статье мы расскажем, как выполняется настройка ГБО 4 поколения своими руками.
Точная настройка(Online-настройка)
После удачного завершения самонастройки можно переходить к точному конфигурированию топливной карты.
Коррекция топлива:
Установите ODB адаптер в диагностическую колодку автомобиля, подключитесь к нему через Bluetooth с вашего телефона, используя Torque(или аналогичную программу). Выведите на дисплей информацию в виде графика о долгосрочной и краткосрочной коррекции. Суть этих параметров заключается в корректировке топлива. Если возникает какая-то ситуация, когда в двигатель подается слишком бедная или слишком богатая смесь, то время открытия форсунок компенсируется этим коэффициентом. Например забитые форсунки, обеднят смесь и коэффициент коррекции вырастет. Как правило этот параметр не может выходить за пределы ± 25%. Если проблема смеси наблюдается слишком долго, краткосрочная коррекция заносится в долгосрочную.
Во время настройки ГБО нам будет необходимо сверяться с коэффициентами коррекции топлива на бензине и газе и «прижимать» газовую корректировку к бензиновой на разных режимах работы.
Алгоритм настройки:
Настройку лучше всего производить вдвоем. Водитель и настройщик. Выбирается более-менее ровный участок дороги, на котором продолжительное время можно поддерживать одинаковые обороты двигателя.
Каждая из ячеек в топливной карте соответствует времени открытия форсунки за 20 мс. Каждая форсунка 8-ибитная, а значит имеет 256 временных уровней. 0-минимальное значение, означает, что форсунка закрыта, 255 максимальное значение, означает, что форсунка открыта полное время.
Имеет смысл производить настройку только на рабочих режимах, скажем если вы не «крутите» двигатель более 4500, то нет смысла настраивать карту выше. Настройка осуществляется поэтапно, на каждом этапе увеличиваются обороты двигателя на 500 об/мин. Автомобиль движется продолжительное время на настраиваемых оборотах.
Приступаем к настройке:
В программе Lovato Easy Fast перейдите в раздел «Конфигурация» во вкладку «Карта».
- Включается подача бензина(кнопкой в программе)
- Водитель устанавливает постоянные обороты двигателя и точно держит их во время настройки.
- На этих оборотах через ODB считываются коэффициенты коррекции.
- Включается газ(кнопкой в программе)
- Снова считываются коэффициенты коррекции.
- Настраивается ячейка под точкой на топливной карте. Если коэффициент коррекции слишком большой, значение ячейки уменьшается, если маленький увеличивается. Рекомендую выделять весь столбик и изменять его разом на несколько единиц. (После выделения нажимается клавиша Enter).
ГБО lovato карта топливной коррекции
- Процесс настройки повторяется на разных оборотах и разных нагрузках(например, движение в гору).
После настройки карта осматривается на наличие резких перепадов в режимах. Хорошо настроенная карта плавная, т.е. соседние ячейки не сильно отличаются по значению. Если есть неравномерные выпады, рекомендую «выпрямить» область вокруг них вручную.
Если все настроено правильно, вы получите минимальный расход газа и максимальную тягу.
Lovato Easy Fast
Lovato Easy Fast — это официальный софт для настройки ГБО Lovato. Для запуска софта не нужен лицензионный ключ, а работать он может как с оригинальным, так и с самодельным кабелем. Странно, что производитель не распространяет свой продукт на официальном сайте.
Я использовал Lovato Easy Fast 1.7.4, гуглится и скачивается без труда.
Lovato Easy Fast — главное меню
Основные параметры раздела «Конфигурация»
Вкладка «Конфигурация»
В этой вкладке располагаются характеристики вашего двигателя и газовой системы. Убедитесь, что все параметры соответствуют действительности.
Переключение
Lovato Easy Fast — раздел «Переключение»
- Разрешить прогрев форсунок — в этом режиме, при морозе сначала будут включаться форсунки, работать некоторое время и только потом будет подаваться газ. Этот параметр увеличит расход бензина.
- Холостой ход какая топливная система будет обеспечивать холостой ход. Смело ставим газ.
- Переключение два варианта: при замедлении, что соответствует уменьшению нажатия на педаль газа и при ускорении, что соответствует увеличению нажатия на педаль газа. Чаще всего переключение происходит и без этих действий, но иногда для переключения авто на газ требуется выполнить это условия.
- Температура редуктора для переключения пока редуктор не прогреется до заданной температуры, система не переключится на газ. Если редуктор исправен, ставим как можно меньше.
- Заводка на газе при нагретом двигателе после поворота ключа зажигания, если двигатель теплее указанной температуры, произойдет автоматическое переключение на газ.
- Задержка переключения при горячем двигателе если двигатель горячее редуктора, но не горячее температуры запуска на газу, то работает это правило.
- Работа при высоких оборотах.
- Газв этом меню можно настроить добавку бензина, когда уже газовые форсунки не справляются.
- Добавка бензина это более подробная настройка опции «Газ».
- Бензин тут все просто, превысили обороты отключили газ, включили бензин.
Карта
Lovato Easy Fast — раздел «Карта»
- таблица Время/Обороты самая интересная часть, тут и будет производиться настройка
- Чувствительность доп.впрыск добавление бензина в газовоздушную смесь при резких ускорения.
Основные параметры раздела «Самонастройка»
Lovato Easy Fast — раздел «Cамонастройка»
- Время Газ время открытия газовых форсунок
- Время Бенз. время открытия бензиновых форсунок
- Д.Газ давление газа
- Кнопка самонастройка автоматическая настройка холостого хода
Продукция
Компания поставляет такие элементы, как:
- Баллоны ГБО цилиндрические и тороидальные различной емкости;
- Форсуночные (Инжекторные) рейки;
- Дополнительные узлы и детали (мультиклапаны, фильтры, дозаторы, смесители, хомуты, трубки, резиновые шланги и другие расходные материалы);
- Редукторы;
- Различная электроника (впрысковое и традиционное ГБО, вариаторы, эмуляторы, датчики и индикаторы);
- Комплекты (для четырех, шести и восьми цилиндров, а так же FSI с непосредственным впрыском).
Помимо этого предоставляются тюнинговые системы, адаптеры, интерфейсы для программирования и многое другое.
В чем преимущества газа
Многие спрашивают, зачем вообще устанавливать ГБО? Ведь, по сути, вам приходится ездить с газовым баллоном в машине. Это ой как опасно.
На самом деле, когда речь идет о профессиональной установке оборудования согласно всем нормам и требованиям безопасности, баллон с газом ничем не опаснее, чем бак с бензином или дизельным топливом.
Стоимость установки и самой покупки оборудования внушительная, если вы хотите действительно качественное устройство от именитых брендов. Потому стоит подумать, почитать отзывы и решить для себя, нужен ли вам газ.
Скажу лично свое мнение. Ставить ГБО актуально тем, что активно эксплуатирует автомобиль. Та же рабочая Газель, проходящая ежегодно по несколько десятков тысяч километров, полностью оправдает затраты и будет экономить владельцу деньги, если сравнивать с бензином или дизелем.
ГБО позволяет экономить только в случае, если машина постоянно в движении. Я не вижу смысла тратить 2-4 тысячи долларов на доработку, если авто 80%!времени проводит в гараже и в день проезжает не более 10-20 километров. Чтобы окупить затраты на установку газового оборудования, потребуется не один год.
Так что основное преимущество — это экономия на АЗС. Но она условная, как вы понимаете.
Пропан бутан или метан
Еще один актуальный вопрос — ГБО под какой тип газа лучше ставить? Ответ однозначный — пропан-бутан.
Да, есть установки, где предусмотрено использование ГБО. Если брать сугубо эксплуатационные характеристики, то метан не уступает пропан-бутану.
Рекомендуем: Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Есть только одна проблема — отсутствие инфраструктуры. Найти даже в крупном городе заправку, где был бы метан, достаточно сложно. Основная масса АЗС специализируется на пропан-бутане. Вот и вся хитрость выбора.
Корректировка графиков
После самостоятельной настройки ГБО 4 поколения лучше не удалять бензиновую карту. Автомобиль после проверки будет ехать на газу. Если же карта удалена, то придётся поездить временно на бензине, меняя нагрузку на двигатель и обороты, пока система не составит новую карту.
После пробной поездки рекомендуется сохранить лог настроек. Это позволит просмотреть данные о работе оборудования и, возможно, найти ошибки.
Если графики работы бензиновых и газовых форсунок расходятся, то необходима настройка карты ГБО 4 поколения. Для этого на оранжевой линии фиксируем точки расхождения и максимального сближения зелёной и синей линий — настройки в этих точках считаются оптимальными и не должны меняться. Затем на оранжевой линии отмечаем точку максимального расхождения линий газа и бензина и опускаем её на расстояние расхождения линий вниз.
Проезжаем на авто в разных режимах и смотрим, совпали ли графики. Если нет, то повторяем настройки карты, пока графики не совпадут.
Для начала небольшое вступление.
Всем известно, что «бадяжат» у нас не только бензин и ДТ. Давным-давно АГЗС научились «надувать» нашего брата, да не газом, а воздухом, подмешивая в газовое топливо различную гадость, которая пагубно влияет на состояние газовой аппаратуры и всего двигателя в целом.
Так однажды было замечено, что мотор работает нестабильно на газе, во время переключения на газ мотор глох, а холостого хода просто не было. Кроме прочего ухудшилась динамика, пропала тяга, увеличился расход газа и появились провалы во время разгона. Причем вышеописанные «глюки» проявлялись, как правило, «на холодную». Спустя какое-то время после прогрева двигателя до оптимальной температуры, все эти «болячки» практически исчезали.
Проблема не давала жить и ездить на любом авто. Порывшись в Интернете, нашел похожие случаи, а также отзывы тех, кто «победил» данную проблему. Подозрение упало на фильтра (как менять фильтры и сливать конденсат написано тут и тут), а также газовые форсунки. Фильтры были заменены, кстати, во время замены было обнаружено большое количество смолы в фильтрующих элементах, это насторожило и заставило задуматься. Если в фильтрах столько «каки» то, что же тогда в газовых форсунках? Решение было принято — необходима чистка газовых форсунок, а также дальнейшая их калибровка. Что из этого вышло — читайте дальше.
Преимущества и нюансы ГБО четвёртого поколения
По сравнению с предшественниками, ГБО -4 имеет несомненные преимущества:
- соответствие нормам токсичности ЕВРО-3 и выше;
- минимальный расход газового топлива за счет использования микроконтроллерной системы управления;
- экономичная работа двигателя;
- отсутствие «дерганий» и хлопков, которые своественны для механической системы подачи топлива;
- универсальность оборудования – допускается установка на все марки современных авто, поскольку электронный блок полностью совместим с системой самодиагностики EOBD;
- простота установки — необходимо просто соединить разъемы, поэтому риск неправильного подключения исключен;
- надежность оборудования и доступная стоимость.
При этом существуют и некоторые нюансы при эксплуатации газобаллонной установки:
- снижается полезная мощность двигателя, поскольку теплота сгорания газа намного меньше, чем бензина. Для нормализации мощности автолюбители устанавливают зажигание на 4-50 раньше. Конечно, такую процедуру допускается проводить только в том случае, если мотор работает на 95 бензине;
- снижение температуры газовоздушной смеси – особенно характерно для холодного времени года;
- неточная наладка редуктора;
- увеличенное обогащение топливной смесью из-за небольшой температуры редуктора;
- засорение фильтра.
Неисправности системы могут быть вызваны:
- блокировка электронного блока – поступает некорректный сигнал о расходе газа или вообще отсутствует;
- изнашивание цилиндрических и поршневых поверхностей двигателя;
- неточная настройка редуктора;
- загрязнением форсунок — ремонт газовых форсунок гбо своими руками проводить не рекомендуется, поскольку невозможно гарантировать равномерную работу инжектора. Следует учесть, что фильтры бывают двух видов – разборные и неразборные. Первые не требуют регулировки.
Изготовление кабеля ГБО
Что потребуется для настройки ГБО?
- кабель ГБО (его-то мы и будем делать)
- драйвер кабеля ГБО
- ноутбук с временем автономной работы около 2-х часов
- программа Lovato Easy Fast
- obd-адаптер
- мобильный телефон с bluetooth программой Torque или ODB Doctor
- прочитайте статью о сути настройки ГБО Ловато
Итак, на наше авто уже установлено ГБО 4 поколения, требуется произвести его настройку. Начнем с разъема, его можно найти неподалеку от блока ГБО. Он спрятан под черным колпачком и выглядит как показано ниже. Именно к нему мы и будем подключаться.
Распиновка разъёма Lovato
- GND (масса)
- Rx (прием данных)
- Tx (передача данных)
- +12 (питание, нам не пригодится)
Правильное подключение кабеля ГБО к разъёму:
В интернете приведено 2 вида распиновок этого кабеля и они противоречат друг другу. Если бы у меня тогда под рукой был вольтметр, пошел Ва-Банк:) Как оказалось, если перепутать и подключить массу кабеля ГБО на +12 разъема — ничего страшного не происходит, но лучше так не ошибаться. Rx и Tx можно путать местами. Rx и Тx адаптера должны быть подключены к Tx и Rx ГБО соответственно, т.е. перекрестно. Абсолютно понятно, что работать кабель будет, только после правильного подключения всех пинов.
Наш кабель | Разъём блока ГБО |
GND | GND |
Rx | Tx |
Tx | Rx |
нет | +12 |
Где взять преобразователь USB→UART?
Вы можете удивиться, но дата-кабель, ценой около 100$, можно изготовить самостоятельно за 3$. По факту, этот кабель не что иное, как USB→UART адаптер со специальными уровнями TTL. С этой задачей прекрасно справляется микросхема PL2303HX:
- Можно заказать преобразователь на чипе PL2303HX на AliExpress, ориентировочный ценник 0.85$.
Китайский преобразователь USB в UART.
Дата кабель от старого сотового телефона.
Для подключения к разъему ГБО Lovato очень удобно использовать DIP-штырьки, купить можно в любом магазине радиодеталей или заказать с AliExpress, их можно ломать и использовать по одному.
Планка пинов для DIP-монтажа.
Припаяйте провода к этим штырькам и вашему адаптеру. Рекомендую сделать провода достаточно длинными, что бы можно было конфигурировать ГБО из салона авто, это требуется для онлайн-настройки, об этом позже.
В итоге, у нас должен получится примерно такой кабель:
Самодельный кабель для ГБО.
Работает ли наш кабель? Последние тесты.
Для работы адаптера устанавливаем драйвер (скачать можно с сайта разработчика микросхемы Profilic PL2303HX). Если вы используете пиратскую версию микросхемы, драйвера установятся, но не будут работать, эта проблема реашается установкой драйвера более ранней версии(скачать можно в конце статьи). Проверить работоспособность свежесобранного кабеля можно программой Com Port Toolkit. Рабочая программа условно делится на две части: левая панель передача, правая прием.
Замкните между собой контакты Rx и Tx, таким образом, все что вы отправите через этот кабель, будет сразу же им принято. В левой панели Com Port Toolkit
попробуйте отправить несколько байт, если в правом окне отобразятся эти же байты, значит кабель исправен.
Инструкция по изготовлению
Почти на всех блоках управления популярного газобаллонного оборудования схожая схема подключения диагностического кабеля. Различаются они лишь по расположению проводов.
Как правило, распиновка разъёма ЭБУ выглядит так:
чёрный – минус «-» GND; зелёный – приём сигнала RXD; белый – передача сигнала TXD; красный – плюс «+5 V»;
Чтобы удостовериться необходимо при помощи мультиметра или контрольной лампы найти минусовую/плюсовую клеммы и запомнить их расположение.
Затем припаиваем три жилы провода к нашей плате. Удобнее если цвета кабеля совпадают с разъёмом газового контроллера. Перематываем место пайки изолентой. Одеваем термоусадку и прогреваем ее строительным феном или зажигалкой.
Вместо изоленты лучше использовать специальный диэлектрический клей для микросхем.
К противоположному концу шнура зажимаем и пропаиваем три клеммы («папы»), которые шли в комплекте с колодкой. Заранее одеваем термоусадку. Далее необходимо собрать разъем согласно схеме распиновки, при условии, если есть уверенность в расположении сигнальных проводов на фишке ЭБУ. Аналогичным образом заизолировать пайку.
В том случае если неизвестны сигналы TX и RX, разъем можно пока не собирать.
Процедура регулировки электронного редуктора
Электронный редуктор, такой, например, как Томасетто, предусматривает наличие двух основных регулировок ГБО на карбюраторных автомобилях:
- давление во второй ступени (ее можно назвать чувствительностью);
- объем газов, проходящих по каналу при холостом ходе.
Мотор должен быть заведен на бензиновом топливе и прогрет до номинального температурного уровня. Число оборотов на холостом ходу устанавливается до тысячи в минуту. Подача выключается и вырабатывается бензин. Регулировки находятся в следующем исходном положении:
- максимальное выворачивание дозатора (газовый канал открыт на наибольшую площадь сечения, при двухсекционном каждая камера регулируется отдельно: для первой – наибольшее раскрытие, для второй – минимальное);
- винт, определяющий холостой ход, заворачивается до крайнего положения и выкручивается на пять витков;
- винт, регулирующий чувствительность, устанавливается в промежуточном положении.
Сперва нужно установить холостой ход. Для этого машина заводится на газовом топливе, с помощью подсоса производится установка оборотов до двух тысяч в минуту. Затем постепенно подсос убирается, и вращением винта, определяющего холостой ход, обороты устанавливаются по максимуму. Эти операции повторяются до полного убирания подсоса и устойчивой работы двигателя в режиме холостого хода.
Выставляется максимум оборотов с помощью винта, регулирующего холостой ход. Постепенно заворачивается винт, определяющий чувствительность. При потере оборотов они добавляются винтом, регулирующим холостой ход. Если это не выходит, то регулировка чувствительности закручивается на пару оборотов, и процедура повторяется.
В конце настройки этот винт получится завернутым практически до упора, при этом число оборотов мотора при работе вхолостую достигает максимального значения – около 1,2 тысячи в минуту. После этого убавляется данный показатель – немного ниже номинала, закручиванием винта холостого хода, затем, слегка его выкрутив, устанавливается около тысячи оборотов в минуту.
Далее нужно настроить чувствительность этого узла: постепенно отворачивается одноименная регулировка, пока не скажется на оборотах мотора при работе вхолостую, и закручивается примерно на один оборот в обратном направлении. Если все сделано правильно, при резком нажатии на педаль газа силовая установка должна чутко реагировать.
Третий этап состоит в настройке дозатора. При заведенном моторе устанавливаются обороты до трех с половиной тысяч в минуту, и закручивается винт механического газового дозатора, пока они не начнут меняться. Затем эту регулировку нужно отвернуть на половину – три четверти витка.
Для двухсекционного дозатора, предусматривающего раздельную настройку по секциям, вышеупомянутое относится к первой из них, вторая ставится на треть настроенной ранее.
Если в вашем редукторе давление настраивается по первой ступени, то мотор следует заглушить, закрыть патрубок расхода газа. Затем, воспользовавшись контрольным отверстием, которое закрывается болтом, подключить в полость первой ступени манометр, позволяющий замерить давление до полутора кгс/см.кв.
Силовая установка заводится, и на холостом ходу выставляется уровень давления – около 0,4 кгс/см.кв. Затем холостой ход и чувствительность редуктора регулируются еще раз. Следует учитывать повышенную газоопасность данных работ, поэтому, если у вас нет уверенности в надежности подключения, нужно обратиться в сервисный центр.
Настройка ГБО режима холостого хода.
Одной из основополагающих целей настройки ГБО является проверка и настройка режима холостого хода.
Хочется напомнить, что при приёме автомобиля на монтаж оборудования, необходимо провести осмотр и диагностику автомобиля в присутствии клиента.
По окончании монтажа ГБО первичная заправка газом и настройка системы (автокалибровка) производится только после проверки её на герметичность.
Условия для автокалибровки:
- Баллон заправлен газом не более 30% от общего его объёма
- Открыть расходный вентиль мультиклапана на баллоне
- Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля
- Двигатель работает на холостых оборотах: при механической трансмиссии положение рукоятки переключения передач — в нейтральном положении, а при автоматической трансмиссии — селектор передач в положении “P”
- Отключены все нагрузки, т.е. кондиционер/климат-контроль, свет фар, подогревы сидений, зеркал и т.д.
- Подключить кабель-интерфейс к диагностическому разъему газового контроллера и к компьютеру
- Запустить, предварительно установленное, программное обеспечение на компьютере и дождаться его соединения
- Установить в программе необходимые параметры настроек
- Выпустить из системы воздух, кратковременно переключив ее на газ, для заполнения магистралей и редуктора газовым топливом
- “Продуть” выхлопную систему, т.е. 2-3 раза резко перегазовать, но не до отсечки
- Двигатель должен работать на холостых оборотах, прогрет до рабочей температуры, если включился вентилятор, то подождать пока он выключится
- Включить процесс автокалибровки и дождаться его окончания.
Работа и настройка газовой системы заключается в том, чтобы бензиновый ЭБУ не “заметил” подмены вида топлива.
Поэтому, для достижения этой цели необходимы основные показатели — это бензиновые импульсы и/или показания коррекций в диагностическом оборудовании, подключенного к разъему диагностики автомобиля (например, OBD-II).
Отсюда следует, что на исправно работающем двигателе показания бензинового времени при работе двигателя на газе должны соответствовать показаниям бензинового времени при работе на бензине с отклонением -0,05….+0,05 м.сек.
Проверка и настройка холостого хода по показаниям бензиновых впрысков:
- После окончания автокалибровки проверить холостой ход без включенных нагрузок. Наблюдая за временем бензинового впрыска, переключить систему на газ и проконтролировать отклонения бензинового впрыска
- Переключить систему на бензин и включить нагрузки двигателя (дальний свет, эл.подогревы и т.д.), если автомобиль с автоматической коробкой передач, то перевести селектор в положение “D”(движение) и переключаясь с бензина на газ, также проконтролировать отклонения бензинового впрыска, аналогично как без нагрузок.
Во всех этих случаях при отклонении бензиновых впрысков необходимо провести в карте от МАП корректировку точек множителя. Если при переключении на газ бензиновое время увеличивается — это говорит о том, что газовоздушная смесь бедная и в следствии чего бензиновый ЭБУ увеличил бензиновые импульсы. Для возвращения к оптимальным показаниям впрысков, в карте нужно активировать необходимую точку на множителе (отображение ее красным цветом) и поднять ее до положения, при котором бензиновое время при работе двигателя на газе установится таким же как при работе на бензине. Если же при переключении на газ бензиновое время уменьшается — это говорит о том, что газовоздушная смесь богатая — отмеченную точку множителя в карте необходимо опустить. Данную процедуру желательно провести минимум 2 раза. Затем можно приступать к проверке и настройке системы в движении с различными нагрузками двигателя.
Для двигателей, у которых в бензиновом блоке отключена система контроля по показаниям лямбда-зонда или при отсутствии их (лямбда-зондов), желательно использовать анализатор выхлопных газов, например, AFR сенсор (анализатор выхлопных газов). Основным условием применения AFR сенсора для точного отображения показаний является герметичность выхлопной системы.
Суть правильной настройки
Четвертое поколение газовых мозгов, в отличие от всех предыдущих, использует родной сигнал с бензиновых форсунок и адаптирует его в сигнал для газовых форсунок с учетом специальных коэффициентов, которые хранятся в топливной карте. Это позволяет учитывать все индивидуальные особенности любых двигателей и без особых усилий, устанавливать на них ГБО. Вся суть хорошей настройки сводится к тому, что необходимо заставить бензиновые мозги работать на газе и продолжать считать, что они работают на нормальном бензине.
Многие считают, что с помощью топливной газовой карты можно «задушить» двигатель и тем самым сэкономить топливо, либо добавить газа и сделать его мощнее. Нужно понять одну простую связь.
Проблемы, как в случае с автонастройкой, возникают из-за разных корректировок по всей топливной карте. Где-то двигатель переливает, где-то недоливает, а в итого это вытекает в плохую тягу, высокий расход и бензиновый мозг постепенно забывает как правильно работать с бензином и когда вы на него переключаетесь происходят рывки, провалы, взрывы в выхлопной системе. Из этого следует, что существует всего одна настройка газа правильная. Хотите тюнинговать авто — прошивайте бензиновый мозг.