Как заменить электролит в аккумуляторе самостоятельно
Содержание:
- Определение электролитической жидкости в аккумуляторной батарее
- Нужно ли долить воду или электролит?
- Подготовка сухозаряженного аккумулятора мотоцикла к работе.
- Сколько добавлять
- Проверка уровня
- Для чего доливается дистиллированная вода в АКБ автомобиля и что это такое
- Из чего состоит аккумулятор
- Способы проверить уровень жидкости
- Виды, состав и особенности
- Как залить
- Чем долить аккумулятор – принимаем решение
- Можно ли использовать кипячёную воду?
- Последствия несоблюдения пропорций
Определение электролитической жидкости в аккумуляторной батарее
Существует два типа источников энергии, широко применяемых сегодня для автомобильной промышленности:
- Необслуживаемые устройства – заключены в герметичный корпус, полностью предотвращающий доступ из вне. Они, как правило, вырабатывают свой ресурс и подлежат замене. Восстановить их работоспособность самостоятельно нельзя. Единственное, что может делать владелец такой АКБ, – осуществлять её зарядку по мере необходимости.
- Обслуживаемые – требуют постоянного внимания и контроля. Необходимо регулярно следить за уровнем электролитного раствора, а также за его плотностью и состоянием пластин.
Как узнать уровень электролита
Электролитическая жидкость по мере хранения и эксплуатации способна изменять свой объём. Как можно проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее? Существует несколько вариантов, каждый из которых может быть применён в конкретной ситуации:
- По специальным меткам, нанесённым на корпус. Некоторые источники энергии имеют на внешней поверхности корпуса в её верхней части две горизонтальные линии, параллельные друг другу. Нижняя обозначена «min» – показывает минимально возможный уровень электролитного раствора. Верхняя имеет надпись «max» – максимально допустимый предел жидкой среды.
- С помощью визуального осмотра. Он позволяет определить количество жидкого содержимого приблизительно. При отсутствии меток и других подручных средств достаточно просто открутить пробки на верхней крышке корпуса, установив при этом устройство на ровной горизонтальной поверхности. Заглянув внутрь, особенно при наличии хорошего освещения, можно понять по следующим критериям, достаточно раствора или нет:
- пластины полностью скрыты жидкой средой, подтёки на внешней стороне корпуса отсутствуют – уровень в норме;
- электроды видны (находятся вровень или выше поверхности жидкости) – требуется доливка.
- Путём выполнения несложных замеров. Уровень электролита в аккумуляторе можно проверить, используя:
- Прибор ареометр. Он позволит узнать плотность жидкости в каждой банке, что даст возможность сделать вывод о её количестве. Опускаем его поочередно в каждое отверстие, набираем при помощи груши раствор и смотрим на показания. Если значение выше нормы, то уровень недостаточен.
- Подручные средства: прозрачную трубочку от сока или такой же корпус шариковой ручки. В отверстие на месте открученной пробки опускаем трубку до тех пор, пока она не упрётся в верхний край банки. Конец, оставшийся на поверхности, зажимаем пальцем, таким образом перекрыв поступление в неё воздуха. Удерживая палец, вынимаем трубку и замеряем высоту столбика жидкости, оказавшейся внутри неё. При нормальном уровне электролита её величина должна находиться в диапазоне от 11 до 15 мм.
Низкий уровень электролита в аккумуляторе
Как определить, что в аккумуляторе низкий уровень электролита? Об этом весьма красноречиво свидетельствуют:
- существенное повышение плотности;
- появление пластин над поверхностью жидкой среды.
Причин этому может быть несколько:
- Испарение дистиллированной воды – это самый распространённый фактор уменьшения объёма в летнее время года. Как известно, слишком высокие температуры наружного воздуха провоцируют испарительные процессы. А при эксплуатации аккумуляторной батареи в этот период под капотом очень жарко.
- Выкипание жидкости вследствие неисправности температурного реле – регулятора.
- В результате разряда батареи на протекание электрохимических реакций расходуется часть кислоты.
Снижение уровня электролита ниже нормы в АКБ приводит к очень серьёзным последствиям:
- во-первых, раствор повышенной концентрации способствует ускоренному разрушению материала пластин;
- во-вторых, та часть поверхности электродов, что расположена выше границы жидкости, подвергается сульфатации.
В обоих случаях исход одинаков: быстрая утрата ёмкости и преждевременный выход из строя источника энергии. Значит, потребуется его замена. А где гарантия, что новая аккумуляторная батарея столь же быстро не утратит свою работоспособность?
Вариант один – научиться правильно эксплуатировать и обслуживать АКБ, а в первую очередь поддерживать в норме жидкую составляющую.
Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе? Норма – когда электролитный раствор на 1–1,5 сантиметра находится выше электродных пластин, полностью покрывая их при движении авто
Причём уровень электролита должен быть одинаков в каждой банке – это очень важно для надёжной работы батареи
Нужно ли долить воду или электролит?
Новый необслуживаемый аккумулятор, исправно работающий на вашем автомобиле, вскрывать и обслуживать не нужно.
Если он подвергался длительному перезаряду, переворачивался, резко упали характеристики — только тогда нужно задуматься либо о приобретении новой батареи, либо о том, как разобрать и восстановить неисправный АКБ.
Когда нужно обслуживать аккумулятор:
- Если на просвет заметно, что в одной банке меньше электролита.
- Низкое напряжение на клеммах, и зарядка не дает эффекта.
- Емкость аккумулятора заметно уменьшилась.
- Электролит вылился из-за повреждения корпуса.
- Выполняя восстановление после сульфатации АКБ.
Подготовка сухозаряженного аккумулятора мотоцикла к работе.
Сейчас все уже повально переходят на гелевые аккумуляторы, для подготовки которых к работе не нужно производить абсолютно никаких действий. Однако, кислотно-щелочные аккумуляторы все еще используются, а потому было бы неплохо рассмотреть, как подготовить такой аккумулятор к работе.
Откуда у меня появился сухозаряженный аккумулятор? Я бы купил гелевый — и проблем нет, но просто прохлопал ушами. Этот кислотно-щелочной аккумулятор я заказывал для своего мотоцикла BMW F650GS на про запас зимой, поскольку знал, что мой старый был уже на последнем издыхании. Посмотрел по каталогу, там написано «Аккумулятор для BMW F650GS оригинал», и купил. Пришло то, что пришло. Лучше бы купил Yuasa. Ну да ладно.
Название «сухозаряженный аккумулятор» несет в себе все ключевые слова: «сухой» и «заряженный». Это значит, что в него сначала надо залить электролит, который идет вместе с аккумулятором в комплекте, а потом его теоретически сразу можно использовать.
Берем аккумулятор. Выкручиваем пробки.
Вкручиваем штуцеры, предназначенные для заливки электролита внутрь.
Вставляем баллоны с электролитом, нажимаем на них и ждем, пока весь электролит зальется в аккумулятор.
Потом закручиваем пробки и ждем минут 40-50, когда реакция внутри аккумулятора прекратится.
Затем подключаем зарядник и смотрим, что он покажет. «Используйте только сертифицированные компанией BMW зарядные устройства» Хе-хе!
У меня зарядник показал, что аккумулятор полностью заряжен, но иногда, особенно когда аккумулятор долгое время хранился на складе, заряд недостаточный. В этом случае надо дозарядить.
Все манипуляции надо производить в резиновых перчатках, очках и желательно — респираторе.
После прочтения эту статью необходимо закрыть навсегда, потом пойти и купить себе гелевый аккумулятор и больше никогда в жизни не иметь никакого геморроя с заливкой электролита.
Поделиться «Подготовка сухозаряженного аккумулятора мотоцикла к работе.»
Сколько добавлять
Следующий вопрос связан с тем, сколько дистиллированной воды следует доливать внутрь аккумулятора обслуживаемого типа. Про необслуживаемый аккумулятор даже говорить не станем. В него воду доливать не требуется. А если уровень и упал, то это критический показатель. Самым правильным решением будет поменять АКБ.
Если есть возможность, ориентируйтесь на шкалу уровня рабочей жидкости на корпусе АКБ. Заливайте постепенно небольшими порциями дистиллят и следите, чтобы уровень соответствовал заданным значениям.
Есть иная ситуация. Не каждый знает, какой уровень дистиллированной обработанной воды должен быть в аккумуляторе, если прозрачные элементы и деления отсутствуют.
На этот счёт специалисты и бывалые автомобилисты дают несколько советов:
Загляните в горловину отверстий. На некоторых аккумуляторах есть нечто вроде язычка. Изготовлен из металла или пластика. То, сколько воды нужно будет заливать в такой аккумулятор, зависит от язычка. Заливайте так, чтобы жидкость оказалась выше него на 5 мм.
Если никаких меток нет, тогда ориентируйтесь на общий принцип доливки
Нужно залить столько, чтобы пластины были покрыты на 10-15 мм.
Когда не удаётся визуально проверить уровень, используйте ту же прозрачную трубку.
Помимо того, что добавляется дистиллированная вода, ещё важно следить за соблюдением норм по плотности электролита.
Не спешите делать замеры с помощью ареометра. Если добавить дистиллят, а затем сразу же проверить плотность, то данные не будут соответствовать действительности.
После заливки оставьте на несколько часов батарею в покое. Так жидкая среда распределится по электролиту. Закрутив плотно банки, покачайте немного батарею в разные стороны. Только нельзя допускать, чтобы жидкость выливалась при раскачке.
Под каждый аккумулятор разработаны свои требования и показатели нормы относительно сколько, сколько дистиллированный воды потребуется доливать внутрь банок.
Но есть общий для всех принцип. Рабочая жидкость должна покрыть пластины минимум на 10 мм. Хотя оптимальным считается значение 12-15 мм.
Проверка уровня
Проверить объем проще всего на
современных агрегатах, в которых используется прозрачный пластик для боковины.
Отметки «мин» и «макс» указывают допустимый уровень. Контролировать уровень
нужно при каждой зарядке.
Для блока с непрозрачным
корпусом проверка проводится стеклянной полой трубкой. Проверку можно сделать
без демонтажа, предварительно отключив бортовое питание. Необходимо опустить в
каждую банку полую стеклянную трубку до момента соприкосновения трубки с
защитным блоком и зажать верхнюю горловину пальцем. Вытащить трубку, не снимая
пальца с горловины трубки, измерять высоту столба. Минимально допустимое
количество – 12 мм, максимальное – 15 мм.
Проверка уровня электролита
Проверка уровня
электролита
Современные аккумуляторы
оснащаются датчиком уровня, который вмонтирован на крышке. Для проверки
несколько раз аккуратно стучат по круглой панели, которая загорится определенным
цветом:
- зеленый
– норма; - белый
– разряжен, требуется подзарядка; - красный
– необходим долив, уровень критически низкий.
Профессиональные водители
отмечают, что диагностика датчиком не всегда соответствует реальному количеству
и качеству, поэтому рекомендуют проводить повторное измерение, если датчик
горит красным цветом.
При доливке учитывают качество, сколько
воды должно быть в аккумуляторе и температуру. Оптимальная температура дистиллята – 20 градусов.
Для чего доливается дистиллированная вода в АКБ автомобиля и что это такое
Определенное количество дистиллированной воды в составе жидкости, находящейся внутри аккумулятора, — необходимая составляющая. Именно она обеспечивает полноценную работу батареи, поддерживая оптимальную плотность ее электролита. Он состоит из нее на 65%, а процента серной кислоты в нем должно быть гораздо меньше — всего 35%.
Поскольку серная кислота — это полезное, но очень опасное и высококонцентрированное химическое соединение, очищенная вода выполняет роль понижателя уровня ее концентрации до полезного, который не навредит батарее.
Более того,уровень соотношения 65:35 в аккумуляторе как раз и обеспечивает процесс накопления внутри него электрической энергии в процессе зарядки. Эта энергия и будет потом расходоваться во время запуска двигателя и движения автомобиля.
Что представляет из себя дистиллированная вода? Это чистая жидкость, которой была проведена дистилляция, то есть очистка. Она состоит из трех атомов, два из которых — это водород, а другой — кислород, и не содержит никаких дополнительных примесей, которые могут состоять из солей и других веществ.
Прежде чем узнать ответ на вопрос, сколько доливать дистиллированной воды в аккумулятор, важно понять, что наливать в АКБ обычную воду нельзя. Большой уровень примесей в виде хлора, солей и даже извести, которые будут оседать на свинцовых пластинах батареи, быстро приведет к сульфатации и выходу ее из строя
Кипяченую воду заливать в аккумулятор тоже нельзя: простое кипячение без применения определенных технологий не дистиллирует ее состав должным образом, Просто взять и прокипятить воду — не значит очистить ее полностью.
Существует мнение, что дистиллированную воду можно приготовить и в домашних условиях. Но, поскольку этот процесс является довольно трудоемким и энергозатратным, лучше всего приобретать ее в специализированных магазинах, обращая внимания на срок годности, который, в среднем, составляет около года.
Из чего состоит аккумулятор
Аккумуляторная батарея в автомобиле отвечает за запуск двигателя, исправную работу всей электрики автомобиля, а также «сглаживает» скачки напряжения. Внутри корпуса она представляет собой 6 последовательно соединённых элементов, состоящих из положительных и отрицательных токопроводящих пластин. Эти элементы залиты электролитом, взаимодействие с которым и обеспечивает результат работы.
Сама же жидкость состоит из дистиллированной воды и кислоты, смешанной в определённой пропорции. Нормы пропорций изменяются в зависимости от необходимой плотности смеси, а нормы плотности смеси, в свою очередь, зависят от температурных и климатических особенностей местности использования автомобиля.
Понятие электролита
Для эффективной работоспособности аккумулятора обязательно используется электролит. Он представляет собой раствор соляной кислоты и дистиллированной воды. Здесь не должны использоваться сторонние примеси. В противном случае это изменит его плотность. Для правильной работоспособности важен также и уровень электролита в аккумуляторе.
Если он будет ниже положенной нормы, то в дальнейшем это неизбежно приведет к нестабильной работе вспомогательного источника электроэнергии транспортного средства, и владелец не сможет нормально завести машину. При этом высохнут внутренние пластинки, а мощность батареи значительно снизится. Также не стоит превышать достаточный уровень жидкости в системе. В противном случае в дальнейшем это приведет к полной или частичной поломке этого механизма. Батарея станет быстрее разряжаться. Поэтому уровень электролита в аккумуляторе обязательно должен быть стабильным. Это позволит обеспечить нормальную работу транспортного средства.
Что происходит с электролитом в АКБ
При эксплуатации аккумулятора в нем происходят электрохимические процессы, различные при заряде и разряде. В основе кислотных возобновляемых источников тока лежат химические реакции между свинцом пластин и электролитом, основным компонентом которого является серная кислота.
Во время разряда свинец пластин реагирует с кислотой, образуя сульфат свинца. В результате этого количество кислоты в растворе падает и становится минимальным при полном разряде батареи.
При зарядке происходит обратная реакция – сульфат свинца разлагается на чистый металл и кислоту. Плотность электролита повышается.
С водой другая ситуация. Ближе к окончанию зарядки аккумулятора начинается процесс электролиза воды. При электролизе вода разлагается на составляющие элементы, водород и кислород, которые выделяются в виде пузырьков газа. При высокой температуре окружающего воздуха происходит естественное испарение воды. Пар и электролизные газы отводятся из активной зоны аккумулятора через дренажные отверстия, предохраняющие корпус от избыточного давления.
Какой вывод следует из сказанного? При работе аккумулятора кислота не расходуется. Она находится или в свободном состоянии в электролите или в виде сульфата свинца на электродах. Уменьшается лишь количество воды в составе электролита. Казалось бы, должна расти плотность, но это происходит не всегда. В результате некачественного изготовления аккумулятора или неправильном его обслуживании на пластинах образуются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца, которые не восстанавливаются при заряде.
Можно ли доливать электролит в такой аккумулятор? Уменьшение количества активного вещества электродов требует меньшего количества электролита, поэтому нельзя доливать кислоту или электролит, поскольку это приведет к ускоренному росту кристаллов сульфата и батарея выйдет из строя в результате падения емкости и осыпания пластин. Заливается только дистиллированная вода.
Способы проверить уровень жидкости
В настоящее время наибольшее распространение получили два типа АКБ: обслуживаемые и необслуживаемые. В необслуживаемых моделях отсутствует возможность проверки уровня электролита, соответственно, доливать жидкость тут не требуется. В обслуживаемых аккумуляторах будут выкручиваться пробки, а многие модели имеют специальное окошечко для проверки уровня жидкости. Обслуживание автомобильных АКБ, в том числе и проверка уровня электролита, должно выполняться не реже одного раза в год.
Проверка уровня электролита в АКБ выполняется следующим образом:
- Выкручивается крышка батареи.
- В жидкость до самого дна опускают специальную мерную прозрачную трубку диаметром 5 миллиметров.
- Пальцем зажимают внешнее отверстие измерителя.
- Трубку достают из батареи.
- Сравнивают уровень электролита с соответствующей шкалой.
У большинства моделей АКБ уровень электролита должен быть на 10−15 мм выше уровня свинцовых пластин.
Проще всего выполнить измерение уровня электролита в аккумуляторах, у которых имеются прозрачные пластиковые окошки, или корпус АКБ выполнен из прозрачного пластика. В этом случае не требуется откручивать крышку и использовать специальные прозрачные трубки.
Рекомендуем: Корейский автомобильный аккумулятор Solite
Автовладелец при обслуживании АКБ может столкнуться с такой ситуацией, когда уровень кислоты будет выше или ниже нормы. Необходимо будет определиться с тем, можно ли долить электролит в аккумулятор. В том случае, если жидкости в АКБ больше нормы, то для удаления лишнего раствора понадобится шприц или резиновая груша.
При низком уровне электролита в аккумуляторе в раствор следует доливать дистиллированную воду. Дистиллят можно приобрести на автозаправках или в специализированных магазинах. Использовать для этого обычную чистую воду из-под крана не рекомендуется, так как содержащиеся в водопроводной воде соли могут вступать в реакцию с кислотой, что приведет к выпадению осадка и последующим сложностям в работе АКБ. Многие автовладельцы задумываются над тем, что добавить в аккумулятор — воду или электролит. В большинстве случаев из электролита испаряется именно вода, поэтому, чтобы обеспечить правильную плотность жидкости, следует подлить дистиллированную воду.
Чтобы точно знать, доливать в аккумулятор воду или соляную кислоту, следует выполнить измерение плотности раствора. Сделать это можно самому с использованием простейшего ареометра. Такой прибор имеет вид поплавка, который погружается в жидкость, и по глубине погружения можно определить плотность конкретного раствора.
Стандартные показатели плотности соляной кислоты составляют 1,25−1,3 г/см 3. В том случае, если показатель плотности отклоняется в большую или меньшую сторону, то необходимо заливать соответственно дистиллированную воду или соляную кислоту.
Доливая воду в аккумулятор, следует помнить о том, что показатели плотности не должны оказаться ниже установленных величин. Иначе в разбавленном электролите начнется процесс выпадения в осадок свинца из пластин, аккумулятор будет плохо накапливать энергию, появятся проблемы с запуском двигателя. Именно поэтому при обслуживании АКБ следует проверять плотность жидкости, выполняя такую проверку на полностью заряженной батарее.
Рекомендуем: Какой тип аккумулятора стоит на Форд Фокус 2
Виды, состав и особенности
На данный момент различают три вида электролитов для аккумуляторов, для щелочных аккумуляторов — щелочной, а для кислотных — кислотный, но так же выделяют и корректирующий электролит, необходимый при обслуживании батарей.
Как определить кислотный аккумулятор или щелочной? Проще всего это сделать по маркировке корпуса и по материалу, из которого он сделан. Корпус кислотных АКБ всегда изготавливается из специального пластика, тогда как щелочные батареи могут быть сделаны из металла. Так же можно определить протестировав каплю электролита из аккумулятора: кислотный электролит вступит в реакцию с содой или мелом.
Кислотный
Представляет собой смесь серной кислоты, составляющей тридцать пять процентов всего состава, и дистиллированной воды, которая занимает оставшиеся шестьдесят пять.
Данный состав в аккумуляторе находится в емкости со свинцовыми пластинами, при контакте этих элементов и происходит выработка тока.
Преимущества кислотного электролита:
- Высокий уровень КПД
- Слабая потеря заряда при бездействии
- Выдача высокого стартового тока
- Невысокая стоимость
Недостатки:
- Чувствительность к перепадам температур
- Неэкологичность
- Необходимость регулярного контроля плотности состава
Следует отметить, что кислотный электролит используется в большинстве моделей аккумуляторных батарей для автомобилей, так как только он способен давать достаточное количество тока для запуска двигателя. При этом аккумуляторы, изготовленные с использованием данного раствора, делятся на две группы:
- Обслуживаемые
- Необслуживаемые
Первый вид обеспечивает легкий доступ к содержимому банок. В них можно замерять плотность электролита, при необходимости заливать дистиллированную воду и электролит, просто открутив крышки с банок.
В случае с необслуживаемыми моделями провести подобные действия также возможно, однако для этого нужно самостоятельно вскрыть устройство, провести нужные действия, а затем герметично их закрыть. В подобных случаях могут быть использованы дрель и сварочный аппарат.
Проводить замену электролита в необслуживаемых моделях стоит только в тех случаях, когда их гарантийный срок истек. Часто это производится исключительно для получения опыта проведения подобных операций.
Щелочной
Щелочной электролит состоит из гидроокиси калия, натрия, лития или всех этих составляющих в комплексе, разведенных в воде.
К достоинствам данного вида относятся:
- Длительный период службы
- Способность сохранять свойства при значительных перепадах температуры
- Гораздо меньшее выделение вредных газов в атмосферу
- Способность выдерживать встряски
- Неприхотливость в обслуживании
Недостатки:
- Меньшая величина электродвижущей силы по сравнению с кислотными
- Отсутствие способности подачи стартового тока для запуска двигателя
- Более высокая стоимость
Несмотря на долгий срок службы, неприхотливость и другие преимущества применение данного вида электролита в автомобильной промышленности ограничено. Виной тому неспособность выработки достаточного уровня стартового тока, необходимого для запуска двигателя. К минусам также относятся их внушительные габариты.
Это интересно: Как самостоятельно починить автомобильный аккумулятор
Однако устройства на щелочном электролите успешно применяются в обеспечении током тяговых и локомотивных составов.
Корректирующий
Данный электролит является специальным составом с высоким содержанием активных веществ, используемый для повышения плотности электролита аккумулятора. Он предназначен для повышения концентрации активных веществ в батарее.
В продаже можно встретить следующие виды корректирующего электролита:
- Твердый калиево-литиевый
- Жидкий калиево-литиевый с различной плотностью
- Жидкий кислотный
Корректирующий электролит можно изготовить самостоятельно, имея под рукой необходимые для этого составы, однако зачастую его проще купить, так как стоимость его более чем доступна.
Как пользоваться корректирующим электролитом:
- Удалить из банок немного электролита
- Долить в них такое же количество корректирующей жидкости
- Установить АКБ на заряд номинальным током для запуска процесса смешивания полученного состава на полчаса
- Оставить батарею на остывание на пару часов
- Произвести замер плотности и при необходимости отрегулировать его снова
При повторной коррекции количество заменяемого электролита следует уменьшить.
Как залить
Обслуживаемые
Немного долить или залить дистиллированную воду в аккумулятор (обслуживаемый) проблемой не является, и возможно осуществить процесс своими руками:
- Необходимо приобрести дистиллированную воду (лучше всего в аптеке).
- Откручиваются пробки, чтобы был виден электролит и пластины – если уровень смеси ниже пластин, то необходимо шприцом залить воду, до уровня, пока пластины не окажутся закрытыми (уровень электролита и воды должен превышать пластины на 1-1.5 см).
- После добавления необходимо поставить аккумулятор на зарядку.
Необслуживаемые
Можно ли долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор? Ответ однозначен – можно, но сделать это тяжелее, чем в обслуживаемом типе АКБ (заводом производителем процесс не предусмотрен).
Прежде всего, нужно отметить, что доливать воду в АКБ необслуживаемого типа необходимо гораздо реже. Обусловлено тем, что батареи этого типа хорошо герметизированы, и внутри используется «кольцевая технология», что позволяет снизить испарение до минимума. Срок работы аккумулятора без лишних манипуляций составляет около 4-5 лет.
Процесс заливания:
Доливка дистиллированной воды в аккумулятор
- Необходимо определить уровень электролита – для этого необходимо потрясти АКБ, и по звукам определить приблизительный уровень. Когда ощущение подсказывает, что уровень в норме – возможно, произошла сульфатация пластин и заливать воду бессмысленно.
- Необходимо определить уровень пластин – если аккумулятор не прозрачный, то придётся определять «на глаз», в других батареях можно подсветить фонариком или покупать аккумуляторы в прозрачном корпусе.
- Делается отступ от пластин максимум на 2 см вверх, помечается, и сверлом (2-3 мм) делается отверстие.
- Набирается шприц с дистиллированной водой и заливается до момента, пока вода не начнёт выливаться из сделанного отверстия.
- Батарея перекладывается на другой бок, и сделанные отверстия запаиваются самым обыкновенным паяльником.
- Ставится на зарядку, и заряжается до полного уровня.
Рекомендации
Поверхность, на которой происходит процесс, должна быть ровной! Зачем? Чтобы уровень смеси не был искажён;
Дистиллированная вода для АКБ
Процесс заливания дистиллированной воды в аккумулятор можно увидеть на видео.
Чем долить аккумулятор – принимаем решение
Если вы купили б/у АКБ с пустыми банками или обнаружили, что вся жидкость куда-то делась – заливайте электролит. Правда, в последнем случае, лучше поменять батарею. Как показывает практика, в такой ситуации в аккумуляторе происходят необратимые явления, приводящие к выходу из строя, и подобная мера носит временный характер.
Если же вы заметили снижение уровня жидкости в банках – действуйте по инструкции.
Поставьте АКБ на горизонтальную ровную поверхность.
Уберите мусор с верхней части.
Аккуратно открутите все пробки.
С помощью спринцовки или шприца возьмете оставшийся раствор с каждой банки и обратите внимание на его цвет (в норме – прозрачный).
Долейте дистиллированную воду, поставьте на зарядку малым током.
Спустя 2-3 часа проверьте плотность ареометром.
Если вы получили значение 1,27-1,29 г/см3 – значит проблема была в потере дистиллированной воды.
Иногда автомобилисты получают низкое значение и начинают паниковать. Обычно это случается, если сделать замер сразу после заливки воды, при горячем аккумуляторе или недостаточной зарядке батареи.
После доливки воды нужно проверить плотность электролита в банке.
Серная кислота должна перемешаться с водой, а происходит это спустя 2-3 часа после зарядки, при температуре в пределах 15-27 0С. В других условиях показатели не будут достоверными.
Запомните: нельзя заливать новый электролит в аккумулятор при снижении уровня жидкости в банках. В этом случае единственное верное решение – доливка дистиллята.
Действия при снижении плотности электролита
Мы рассказали, что электролит можно заливать в банки в случае, если вы твердо уверены в том, что он куда-то вытек. Однако есть еще одна ситуация, при которой поможет подобный подход – снижение плотности жидкости при эксплуатации АКБ. В этом случае заливка электролита может продлить жизнь батареи.
Замерьте показатели ареометром. Если их значение ниже 1,25 г/см3, то решить проблему можно с помощью доливки. Для этого придерживайтесь нашей инструкции.
Если плотность ниже 1,25 г/см3:
- возьмите электролит с плотностью 1,27 г/см3;
- с помощью спринцовки «заберите» как можно больше жидкости из первой банки;
- вылейте ее в мерный стакан, запишите объем;
- добавьте в отсек новый раствор в объеме в 2 раза меньшим, чем вы взяли на втором этапе;
- хорошо встряхните АКБ;
- замерьте уровень плотности.
Если вы не достигли результата 1,25 г/см3 – повторите операцию еще раз. Затем доведите уровень жидкости в отсеке до нормального значения дистиллированной водой и поставьте АКБ на зарядку. Спустя 2-3 часа перепроверьте результаты.
Если показатели ареометра ниже 1,8 г/см3 – вам потребуется аккумуляторная кислота плотностью 1,40 г/см3. Последовательность действий, как и в предыдущем случае, но тщательнее проверяйте показания ареометра. Лучше это делать спустя 2 часа после доливки, чтобы жидкости равномерно перемешались.
Запомните: самостоятельная корректировка плотности электролита – сложная задача. Забрать всю жидкость из банки не получится – вам помешают свинцовые пластины. В итоге показатели ареометра не будут верными.
Если у вас нет опыта подобных работ – отнесите АКБ в мастерскую или купите новый. Залить электролит можно, но вы можете нечаянно изменить его структуру, и аккумулятор выйдет из строя. Это приведет к нарушению в работе всей электрической цепи автомобиля и его устройств.
Можно ли использовать кипячёную воду?
Казалось бы, что может быть проще сделать самостоятельно дистиллированную воду путём кипячения. Существует миф, что если кипятить обычную воду из-под крана в течение 15 минут, все минералы выпадут в осадок. А если использовать только верхнюю часть отстоявшейся и остывшей жидкости, это будет настоящий дистиллят. К сожалению это не соответствует истине. Да, часть минералов действительно превращается в накипь. Но, большая часть по-прежнему находится в растворённом состоянии.
Термическая обработка, даже продолжительное время даст только следующий эффект:
— гарантировано жидкость будет обеззаражена от всех известных бактерий и микроорганизмов;
— в процессе кипения уменьшится доля жидкости, одновременно с этим повысится концентрация минералов;
— частично вещества выпадут в осадок;
— конечный результат ничем не будет отличаться от воды из-под крана.
Важно: кипячёная жидкость не подлежит заливке в аккумулятор. Она также вредна для пластин и активной массы, как и обычная вода из крана или продающаяся в бутылках
Последствия несоблюдения пропорций
При несоблюдении пропорций аккумулятор не будет способен накопить необходимое количество электрического тока.
Если эксплуатация батареи с низким уровнем дистиллированной воды осуществляется длительное время, то химический источник тока может выйти из строя по причине чрезмерного окисления внутренних пластин аккумуляторной батареи.
Этот процесс наблюдается в том случае, если полностью оголяются свинцовые решётки, которые взаимодействуют с воздухом. В свою очередь, образовавшая диэлектрическая плёнка препятствует нормальному прохождению тока.
Последствия перелива
При переливе способность аккумулятора накапливать электроэнергию резко снижается.
Более высокий уровень может вызвать и другие нежелательные последствия во время эксплуатации аккумулятора.
Если банки наполнены «под завязку», то, при использовании батареи на автомобиле, будет наблюдаться разбрызгивание содержимого во время движения машины по ухабистой дороге. Постоянный контакт металла кузова с водой и электролитом приведёт к появлению ржавчины и сквозной коррозии.
Также по этой причине могут окисляться клеммы аккумулятора. Наличие слоя диэлектрика на проводах и контактах может вызвать серьёзные отклонения в работе электрической системы автомобиля.
Внимание! Если аккумулятор эксплуатируется стационарно, то выделение воды при переливе банок также возможно. Во время зарядки батареи повышенными токами, в том числе при длительном подключении ЗУ при рекомендованном уровне заряда, содержимое способно «закипать»
Это явление представляет собой активное перемещение внутри электролита пузырьков газа. Разбрызгивание кислоты также способно привести к порче различных металлических предметов, а также вызвать размножение бактерий и грибков по причине наличия высокой влажности в помещении.
Вред недолива
Недостаточное количество дистиллята в банках аккумулятора может привести к полному выходу источника электроэнергии из строя. Неопытные автолюбители очень часто пренебрегают регулярными осмотрами АКБ с обязательной проверкой банок.
По этой причине, особенно в летнее время, автомобиль просто может не завестись. Если машина эксплуатируется в нежарком климате, то уменьшение уровня дистиллята может происходить очень медленно.
Постепенное снижение количества смеси в банках вызывает ускорение процесса сульфатации пластин.
Окисление свинцовой решётки является одной из главных причин снижения срока эксплуатации аккумулятора.
Недолив дистиллированной воды одинаково негативно отразится на работоспособности перезаряжаемого источника электроэнергии вне зависимости от того, на машине используется изделие или стационарно.
Внимание
! Если за АКБ не следить, то восстановить источник тока после сильной сульфатации добавлением дистиллированной воды, будет уже невозможно.