Принцип работы автомобильного термостата и его схема

Как проверить термостат

Чтобы в полной мере проверить термостат и выявить абсолютно любую из его неисправностей, достаточно знать всего три способа. Два из них позволяют провести диагностику, не сливая охлаждающую жидкость, и ничего не разбирая. С них и начнём.

Проверка термостата голыми руками

Всё, что нужно для проверки термостата этим способом — рабочий указатель температуры двигателя на панели приборов. Наблюдая за его поведением, можно своевременно выявить почти все описанные выше неисправности. Естественно, не обойтись без понимания того, как работает система охлаждения в целом, и термостат в частности.

Алгоритм такой:

  1. Во время прогрева двигателя температура долго не поднимается — термостат либо закрыт не до конца, либо его вообще заклинило в открытом состоянии.
  2. Температура почти никогда не доходит до нормы — термостат либо рано приоткрывается, либо всегда открыт.
  3. Стрелка зашкаливает — очевидно, что термостат не отрабатывает. Его либо заклинило в закрытом состоянии, либо он начинает закрываться слишком рано.

Недостатком этого способа является, конечно же, невысокая точность диагностики. В том числе, нужно помнить, что зашкаливающая температура далеко не всегда свидетельствует о сломанном термостате. Двигатель может перегреваться и по другим причинам. Например, основной радиатор грязный, не срабатывает вентилятор, низкий уровень охлаждающей жидкости или воздух в системе.

Проверка термостата термометрами

Второй способ. Его применение позволяет с высокой точностью проверить термостат, не снимая с машины. Как понятно из названия, понадобятся термометры. Причём такие, которые получится пристроить к системе охлаждения автомобиля. Кроме того, диапазон измерений приборов должен быть хотя бы в пределах до +150°C. Наиболее удобным инструментом для этих целей признан мультиметр с термопарой и соответствующей функцией. Кухонный градусник, если есть, тоже подойдёт.

Алгоритм проверки термостата термометрами такой:

  1. Изначально двигатель должен быть холодным.
  2. Первая термопара крепится к патрубку малого контура системы охлаждения поближе к термостату. Обязательно сделать так, чтобы окружающий воздух не вносил погрешностей. Потому следует примотать термопару изолентой.
  3. Вторая приматывается с другой стороны. То есть, между термостатом и основным радиатором. Поближе к первому.
  4. Запускаем двигатель и смотрим за температурами до, и после термостата.
  5. Делаем соответствующие выводы о его работоспособности, основываясь на представленной выше информации.

Вот пример для наглядности. Допустим, вы прогреваете холодный двигатель, и температура полезла вверх сразу на двух приборах. Это явно указывает на то, что термостат заклинило в открытом положении. Если он исправен, то малый контур должен прогреваться, а большой оставаться почти холодным до выхода мотора на рабочую температуру. При её достижении температура в большом контуре должна начать повышаться, а в малом — колебаться туда-сюда.

Проверка термостата в кипятке

Народный метод, можно сказать. Простой, понятный и точный. Единственный недостаток — термостат для проверки необходимо снять с машины. Кроме этого, понадобится ёмкость с водой, плита и термометр для измерения температуры жидкостей. Собственно говоря, если термостат заклинило в каком-то положении, то вы это поймёте сразу поле разборки. То есть, и проверять ничего в кипятке не надо будет. Если же визуально всё выглядит работоспособным, приступаем к тесту.

Алгоритм такой:

  1. Закрепите термостат в ёмкости с водой так, чтобы он был полностью в неё погружён, но не касался стенок и дна.
  2. Аналогично установите в воду термометр.
  3. Нагревайте воду до тех пор, пока термостат не начнёт приоткрываться.
  4. Зафиксируйте температуру воды.
  5. Грейте до кипения.
  6. Отметьте температуру, при которой термостат открылся полностью.
  7. Полученные цифры сверьте либо с надписями на самом термостате, либо с руководством по эксплуатации вашего автомобиля.

Понятно, что этот способ позволяет точно выявить все неисправности термостата, включая позднее или раннее срабатывание.

Проверка термостата

Описанные выше проблемы могут появиться в любой момент. Чтобы избежать перегрева и поломки двигателя, нужно знать, как проверить термостат прямо на автомобиле и после его снятия в домашних условиях.

важно знать, что после запуска двигателя термостат по-прежнему закрыт и охлаждающая жидкость течет по небольшому контуру (через рубашку охлаждения и печку). Это позволяет блоку питания быстрее достичь желаемой температуры

Как только достигается необходимый уровень, открывается клапан и охлаждающая жидкость проходит через основной радиатор.

Понимание этого принципа очень важно при тестировании термостата. Поэтому предлагаем вам ознакомиться со схемой

Поэтому предлагаем вам ознакомиться со схемой.

Рассмотрим два варианта диагностики.

Без демонтажа

Проще всего не снимать сборку, а проводить проверки прямо на автомобиле. Главное условие — холодный двигатель.

Процесс диагностики начинается с запуска силового агрегата и прогрева его 2-3 минуты на ХХ.

На этот раз двигателю не хватило прогрева и охлаждающая жидкость пошла по большому кругу, поэтому радиатор еще не подключен к общей системе охлаждения.

Чтобы проверить правильность работы системы, прикоснитесь рукой к трубе, которая входит в верхнюю часть основного радиатора.

Патрубок должен быть холодным, что сигнализирует о прохождении охлаждающей жидкости по небольшому кругу (только через двигатель и печку).

Следовательно, клапан испытуемого устройства находится в закрытом положении (на данном этапе так и должно быть).

Продолжайте наблюдать за работой системы охлаждения двигателя. Как только охлаждающая жидкость нагреется до 90 градусов по Цельсию (это может контролировать датчик), прикоснитесь к впускной трубе. В это время термостат должен быть открыт.

В этом случае охлаждающая жидкость направляется по максимальной окружности (с крышкой радиатора). В такой ситуации отходящий от радиатора патрубок будет хорошо прогреваться.

Кстати, нижняя труба системы охлаждения, выходящая из радиатора, тоже будет горячей.

Если вышеперечисленное условие не выполняется, можно говорить о выходе из строя термостата и его некорректной работе (например, может заклинивать клапан). В такой ситуации необходимо его проверить и при необходимости заменить.

Возможен и второй вариант, когда после запуска двигателя шланг, подходящий к радиатору, нагревается практически сразу.

Одна из причин — заклинивание клапана в открытом положении и, как следствие, движение теплоносителя сразу по большому кругу.

Результат в этом случае очевиден: силовой агрегат не будет нормально работать из-за невозможности выйти на нормальный температурный режим.

Такая неисправность не опасна для двигателя, но может привести к увеличению расхода топлива.

Возможны ситуации, когда клапан «запирается» в центральном положении, т.е не закрывается и не открывается полностью. Проблема диагностируется по длительному прогреву силового агрегата.

Определить неисправность в полевых условиях сложнее.

В этом случае термостат можно проверить, только разобрав его.

Проверка работоспособности термостата со снятием

Если неисправность не может быть определена без разборки, действуйте следующим образом:

  • если такой заглушки нет, поместите емкость под нижнюю часть шланга радиатора, ослабьте хомут, которым шланг крепится к радиатору, и снимите шланг. Подождите, пока охлаждающая жидкость полностью стечет в емкость, затем разберите термостат;
  • снимаем выпускной патрубок;

  • установить в воде специальный градусник и наблюдать за изменением его показаний, а также за действиями самого клапана;

  • выньте термостат из воды и дайте ему остыть. Если узел работал раньше, он должен закрыться через некоторое время. Опять же, если этого не произошло, то это нужно изменить.
  • как только желаемая температура будет достигнута, агрегат должен запуститься и открыться. Это возможно благодаря точному срабатыванию рабочего вещества устройства (искусственного воска). При нагревании воск расширяется и позволяет клапану работать. Если он все же не заработал на нужной температуре, то можно делать выводы о неадекватности всего агрегата (о температуре срабатывания мы поговорим ниже);
  • в заранее подготовленную емкость залить антифриз. В этом случае сначала установите емкость, а затем открутите сливную пробку. Для ускорения процесса выпуска охлаждающей жидкости открутите пробку на расширительном бачке;
  • берем термостат и идем на кухню. Там вам понадобится плита, кастрюля (или любая другая металлическая емкость) и вода. Влейте жидкость и дайте кастрюле нагреться. Далее опустите агрегат в воду, чтобы часть корпуса не касалась стенок самой емкости;

Принцип работы термостата, схемы

Варианты наполнителя

В ходе проводимых испытаний в лабораторных условиях было определено два варианта наполнителей для системы. В первом случае выбрали твёрдое вещество, а во втором гелиевый компонент. Заслуга последней разработки (популярной доныне) принадлежит французскому инженеру Сержу Вернье. Открытие произошло в первой половине 20 века и его компания до сих пор занимаемся выпуском термостатов.

Принцип работы наполнителей неизменен. У гелиевого компонента несколько повышена герметизация и присутствует собственный уровень восприимчивости к изменению отметок.

С жидким наполнителем

Такой компонент не применяется с конца прошлого века. В основе изделия лежит латунный цилиндр, внутри которого есть жидкость, состоящая из дистиллированной воды и эфира. Закрепляется система на специальном штоке, а на другом её конце располагается клапан, который фиксируется внутри корпуса. Цилиндр включает четыре окна, позволяющих жидкости поступать из охладительной рубашки непосредственно к насосу даже при использовании запора.

В момент пуска клапан прижимается к седлу и открывает доступ к основному радиатору. Тепловой режим работы меняется, система охлаждения двигателя проходит в большой круг. Посредством специальных окон вещество заходит в резиновый шланг радиатора, а потом возвращается в рубашку охлаждения двигателя.

Перегрев двигателя исключён, охлаждающая жидкость быстро набирает рабочую температуру. Регулятор температуры антифриза срабатывает, когда последний прогревается до 70 градусов. Происходит закипание жидкости и повышение давления. Гофрированный цилиндр расширяется и давит на шток. Одновременно с этим происходит открытие клапана, окна запираются.

После этого жидкость проходит через клапан к главному баку радиатора и распределяется по его трубкам, чтобы достичь заданной (безопасной) температуры. Охлаждение при температуре до 95 градусов происходит быстро, охлаждающий компонент вновь поступает к насосу и вливается в систему. Цикл повторяется.

С твёрдым наполнителем

Подобная система сейчас используется зарубежными и отечественными производителями. В основе содержится воск — церезин, который смешивают с медным порошком и помещают в специальный баллон, производимый из меди или латуни. Между крышкой и самим баллоном помещают мембрану, сделанную из резины, в неё упирается шток.

Церезин

Вверху баллон соединяется с клапаном, упирающимся в седло. Под ним расположена специальная пружина, контактирующая с подковообразной направляющей и фланцем. Она обеспечивает полностью закрытое положение.

При работе мотора происходит нагрев антифриза и самого баллона. Возрастает температура находящегося внутри него воска. Когда компонент достигает 65-70 градусов, происходит плавление, вещество расширяется.

Состав оказывает действие на мембрану, и она через специальный шток поступает на клапан, обеспечивая его открытие. Нагреваемый компонент поступает в радиатор. Клапан открывается при температуре более +78 градусов по Цельсию. При снижении отметок, процесс – обратный. Пружина разжимается, перекрывает проход. Антифриз проникает к насосу и вновь поступает в систему охлаждения.

Виды терморегулирующих устройств в автомобиле

Давайте подробнее поговорим о различных видах автотермостатов с учетом особенностей их конструкции. Двигатель может быть оборудован различными вариантами исполнения терморегулятора, среди которых отмечают:

  • термостат с одним клапаном (одноклапанный);
  • двухступенчатый термостат;
  • устройство с двумя клапанами (двухклапанный термостат);
  • термостат с электронным управлением;

Одноклапанный, двухклапанный и двухступенчатый термостат

Решение с одним клапаном отличается простотой конструкции и связанной с этим надежностью. Автопроизводители по всему миру отдают предпочтение такому виду конструкции и оборудуют большинство своих автомобилей именно таким устройством.

Отдельным видом термостата с одним клапаном является двухступенчатая конструкция. Установка такого решения обусловлена тем, что некоторые системы охлаждения в процессе работы создают очень высокое давление охлаждающей жидкости. Клапану термостата сложно преодолеть такое давление. По этой причине конструкция двухступенчатого терморегулятора получила решение, которое подразумевает наличие двух тарелок клапана, которые называют малой и большой. Первой в термостате открывается малая тарелка, которой необходимо заметно меньшее усилие для преодоления созданного в системе давления. Малая тарелка открывается легче, а уже при открытии взаимодействует с большой тарелкой и попросту тянет её за собой. Открытие большой (основной) тарелки термостата до конца открывает канал прохода охлаждающей жидкости.

Если в первом случае термостат имеет один клапан с двумя тарелками, то двухклапанный регулятор получил два отдельных клапана, которые находятся в едином корпусе. Первый клапан является основным и служит для перекрытия большого круга при движении охлаждающей жидкости в системе. Второй клапан является перепускным и отвечает за циркуляцию жидкости по малому кругу. Работа клапанов синхронизирована. Когда один из них перекрывает канал ОЖ, другой осуществляет открытие нужного контура. Указанная конструкция термостата нашла широкое применение в конструкции легковых авто и грузовиков, которые являются продуктами автоиндустрии из стран СНГ.

Устройство с электронным управлением

Наиболее совершенным и относительно сложным конструктивно, но при этом максимально точным и эффективным является терморегулятор, оборудованный управлением при помощи электроники. Главным преимуществом такого устройства является обеспечение разных температурных показателей для достижения оптимальной температуры применительно к динамично изменяющимся режимам работы двигателя в процессе его работы.

Конструкция устройства напоминает обычный термостат с одним клапаном, но в его термоэлемент добавлено дополнительное нагревательное сопротивление. Управляет нагревом указанного сопротивления электронный блок управления двигателем (ЭБУ). Благодаря такой конструкции становится возможным реализовать гибкий температурный режим. Поддерживается показатель 95-110°С при небольших нагрузках на мотор и 85-95°С при максимальной нагрузке. Основным достижением от применения электронного устройства является ощутимое снижение расхода горючего, а также небольшой прирост мощности на «низах» за счет лучшего охлаждения воздуха на впуске.

Температурный порог в области БЦ выше и находится на отметке 105°С. Такая реализация управления температурой в системе охлаждения нашла применение в конструкции высокопроизводительных турбомоторов и обеспечивает итоговый прирост мощности силового агрегата за счет улучшенного охлаждения воздуха.

Проверка без демонтажа

По факту снимать термостат нужно в ситуации, когда он точно неисправен, и требуется замена.

Пытаться отремонтировать этот узел практически бессмысленно. Проще приобрести новый, наверняка рабочий, подходящий конкретно для вашего автомобиля.

Проверка без демонтажа выполняется очень просто:

  • сначала запустите двигатель на холостых;
  • дайте поработать около 2 минут;
  • перемещайтесь к подкапотному пространству;
  • нащупайте шланг, который идет от радиатора на термостат;
  • пока датчик не сработает, этот патрубок будет холодным;
  • после прогрева ДВС до рабочей температуры термостат должен сработать;
  • после этого патрубок начнет греться.

Заранее стоит посмотреть в руководство по эксплуатации, чтобы узнать точную температуру срабатывания датчика конкретно на вашем авто. Для разных машин показатели разные.

Если после прогрева патрубок большого круга циркуляции остается холодным, клапан не сработал, устройство заклинило. Также есть проблема, если сразу после запуска шланг начал нагреваться.

Параллельно проверьте новый купленный узел. Для этого можно обойтись без профессионального инструмента и дистанционного термометра. Но измеритель температуры, рассчитанный на температуру нагрева ДВС, вам нужен.

Суть проверки предельно простая. Нужно набрать холодную воду в емкость, погрузить в нее полностью деталь. Затем начинайте постепенный нагрев. Следите за тем, чтобы при достижении воды температуры срабатывания термостата элемент сработал, и клапан поменял свое положение. Если этого не происходит, деталь нужно вернуть продавцу.

Крайне важно выбрать термостат именно с такой температурой срабатывания, которая предусмотрена характеристиками вашего двигателя. Рассматриваемый элемент системы охлаждения может выйти из строя по разным причинам

Это заводской брак, естественный износ, имеющиеся проблемы в системе охлаждения, неправильно подобранный или старый антифриз , и многое другое

Рассматриваемый элемент системы охлаждения может выйти из строя по разным причинам. Это заводской брак, естественный износ, имеющиеся проблемы в системе охлаждения, неправильно подобранный или старый антифриз , и многое другое.

Приходилось ли вам сталкиваться с подобными проблемами? Насколько легко или трудно было их устранить самостоятельно? Делитесь своими историями и мнением.

Подписывайтесь, оставляйте комментарии, рассказывайте о нас своим друзьям и задавайте нам вопросы!

(4 оценок, среднее: 4,75 из 5)

Холодильный терморегулятор

Устройство терморегулятора холодильника несколько отличается от того, что применяется в других системах. Это связано с особенностями строения камеры и ее назначением (охлаждать, а не нагревать).


Конструкция включает в себя (смотрите рисунок, где представлено устройство терморегулятора холодильника Т-110):

  1. Термическую систему;
  2. Пружину;
  3. Ползунок;
  4. Гайку;
  5. Винт регулировочный 1;
  6. Корпус термостата;
  7. Колодка;
  8. Винт регулировочный 2;
  9. Пружину для перебрасывания;
  10. Пружину контровочную;
  11. Рычажное устройство;
  12. Ось.

Конструкция различных моделей холодильников может отличаться между собой. Но у них можно выделить общие элементы:

  • Узел резкого замыкания. Необходим для защиты контактов от выгорания, которое свойственно процессам замыкания в электрической цепи. Подвижные контакты располагают не на силовом рычаге, а на другом, соединенным с ним с помощью пружины. При повороте силового рычага контакт не движется (цепь еще замкнута). Затем пружина резко меняет положение и размыкает цепь (или замыкает);
  • Узел, изменяющий температурный режим. Состоит из пружины и винта, перемещающего гайку. От натяжения пружины зависит объем подачи фреона – охлаждающей жидкости;
  • Узел, предназначенный для настройки дифференциала – устройства, ограничивающего ход силового рычага. Он определяет, при какой температуре цепь будет замыкаться, а при какой – размыкаться. Например, при установленной температуре в холодильнике в 3 градуса, цепь будет размыкаться при достижении 2,7 градусов. А при 3,3 цепь будет замыкаться вновь. Диапазон можно сделать больше или меньше.


На рисунке видно, что от термической системы отходит трубка, которую заполняют рабочей средой. Это фреон или хлорметил. Трубку встраивают в холодильные и морозильные камеры. Причем так, чтобы жидкая фаза находилась в конце трубки (в морозильнике), а пары вещества – в начале. Температура жидкой фазы всегда ниже паров одного и того же вещества. Поэтому в морозильнике шкала термометра всегда ниже нуля, а в холодильнике – выше.

Принцип действия

Принцип работы терморегулятора холодильника следующий:

  1. Если в трубке температура понижается, то в термической системе давление паров рабочей среды понижается. Тогда гофрированная часть сильфона сжимается, отчего силовой рычаг относительно оси начинает вращение. Это приводит к размыканию цепи;
  2. Если температура растет, то внутри термической системы давление паров растет. От этого внутри сильфона расширяется гофра. Рычаг начинает движение в обратную сторону, вращаясь вокруг оси. Это приводит к тому, что контакты замыкаются.

Термостат с электронным управлением

Электронные термостаты устанавливаются на современные двигатели для более точного регулирования температурного режима в тех либо иных условиях работы двигателя.

Для получения наибольшего КПД температура двигателя должна поддерживаться примерно на отметке в 110 ºС. Поскольку обычный механический термостат пропускает жидкость к большому контуру уже при температуре около 95ºС, то двигатель так и не выходит в режим оптимальной температуры и максимальной эффективности. Механизм с электронным управлением позволяет уменьшить инерционность срабатывания, что позволяет двигателю больше времени работать в высокотемпературном диапазоне. Электронное управление помогает повысить эффективность мотора, уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

В целом конструкция напоминает обычный механический термостат, в который дополнительно вмонтирован нагревательный элемент. Электронный термостат рассчитан на большую температуру двигателя. В момент пиковых нагрузок для предотвращения перегрева в работу включается нагревательный элемент. Ускоренный нагрев твердого наполнителя позволяется уменьшить время открытия клапана. Нагревательным элементом управляет ЭБУ двигателя, который с датчиковой аппаратуры считывает количество оборотов коленчатого вала, температуру поступающего воздуха, степень нажатия педали акселератора и другие необходимые данные.

КАК ПРОВЕРИТЬ ТЕРМОСТАТ

Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.

В горячей воде термостат должен открыться

Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.

Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы термостата подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.

КАКИЕ БЫВАЮТ НЕИСПРАВНОСТИ ТЕРМОСТАТА?

Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины.

Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия — температура двигателя не будет подниматься выше 70 градусов.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, РАБОТАЕТ ТЕРМОСТАТ ИЛИ НЕТ?

Нужно прогреть двигатель, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной зоны. Затем выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху и представляет черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, он выглядит как и верхний

Дотроньтесь до шлангов, но осторожно, так как они могут быть горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что он нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, вероятнее клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор

Термостат нужно заменить на новый. Есть «народный способ» проверки на работоспособность. Нужно положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан открывается — рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.

Как поменять термостат: пошаговая инструкция

Если терморегулятор на
вашем авто расположен низко – не старайтесь обойтись без ямы или подъемника,
иначе работать будет неудобно, долго, и опасно.

Из-за значительных различий в конструкции и архитектуре
двигателей разных марок, это руководство – как правильно менять терморегулятор
– дано в общем и схематически. На одних автомобилях, чтобы добраться до
терморегулятора, обязательно снимать ремень навесного, у других – вынимать
помпу (как, например, в автомобилях концерна WAG, где непосредственно рабочий элемент и плата управления
терморегулятором совмещены в едином корпусе с водяным насосом), а у третьих –
все просто, поэтому смотрим только последовательность и основные моменты.

Замена термостата
Замена
термостата

Порядок работ:

  1. Установите автомобиль так, чтобы передняя ось
    была горизонтальной, и находилась чуть выше задней. Зафиксируйте колеса,
    поставьте машину на ручник.
  2. Если для доступа к узлу потребуется снять
    расширительный бачок – сначала откачайте из него ОЖ.
  3. Открыв сливную пробку (кран) внизу радиатора, слейте
    антифриз в емкость. Верхнюю крышку (если она есть) – тоже надо открыть.
  4. У автомобилей с нижним расположением термостата
    (в блоке) систему нужно осушать, полностью сливая ОЖ. Найдите в мануале самую
    нижнюю пробку, слейте антифриз с нее.
  5. Освободите доступ к непосредственно детали, сняв
    патрубок системы охлаждения.
  6. Извлеките термостат, замените его на новый,
    сменив заодно прокладку (в комплекте).
  7. Наденьте, и хорошо закрепите патрубок, проверьте
    все видимые части – нет ли трещин или потеков. Если есть – меняйте резину тоже.
  8. Смонтируйте назад все, что было снято, закройте
    сливную пробку радиатора, залейте новый (или чистый б/у антифриз) до отметки.
  9. Закройте бачок, заведите мотор, прогрев
    двигатель до нормы. Проверьте уровень ОЖ. При необходимости – долейте.

Когда меняете антифриз, важно заполнить систему равномерно,
не создавая воздушных пробок в ее верхних точках. Для этого на сервисе
применяется вакуумное оборудование, полностью извлекающее жидкость, без потерь

Сливая охлаждающую
жидкость самостоятельно, собирайте ее в контейнер и не выливайте на землю, или
на асфальт. Антифриз – это яд!

Ремонт заклинившего термостата

Нарушения в работе термостата могут быть вызваны не поломкой его подвижных частей, а попаданием под клапаны мусора, отложение накипи или выход из строя уплотнительного кольца. В этом случае можно обойтись без замены детали, сняв ее с автомобиля и обработав обычным средством для удаления отложений на бытовых водонагревателях, аналогичных «антинакипину», прокипятив его в течение 15 мин. Если устройство заработало, это будет заметно по открывшемуся в кипятке клапану. Перед установкой «реанимированного» термостата производят замену внутреннего уплотнительного кольца и промывку системы охлаждения специальными предназначенными для этого средствами.

Владелец одного достаточно свежего Opel начал жаловаться на то, что печка стала хуже греть. В сервисе человеку сказали, что дело – в подклинивающем термостате. Антифриз в расширительном бачке был уже бурого цвета. То есть, он либо давно не менялся, либо изначально было залито что-то не то. Так что высока вероятность, что термостат вышел из строя именно из-за качества охлаждающей жидкости. За замену термостата попросили почти сто латов.

“Почему так дорого?” – удивился автовладелец. Чтобы ответить на вопрос максимально корректно – мы обратились за консультацией к специалистам одного из рижских дилерских сервисов.

Почему такой дорогой термостат? Все объяснимо: на современных автомобилях все чаще применяются так называемые программируемые термостаты, с датчиком, и со спиралью подогрева (см. фото). Работой такого термостата заведует блок управления двигателем.

В чем суть: как известно, когда двигатель – холодный, антифриз циркулирует по малому кругу, не поступая в радиатор. Когда температура охлаждающей жидкости достигает определенной величины, термостат открывается, и жидкость начинает идти по большому кругу – через радиатор, где она охлаждается. В обычном термостате имеется термоэлемент, который, по-простому говоря, при нагреве деформируется, открывая клапан. При охлаждении он принимает первоначальную форму, соответственно – клапан закрывается. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости термостат может открываться полностью, или частично.

Программируемый термостат, в общем-то, работает по тому же принципу, но в нем еще есть спираль для подогрева охлаждающей жидкости. Если блок управления двигателем полагает, что мотору нужно более интенсивное охлаждение, он подает питание на эту спираль. Та дополнительно нагревает охлаждающую жидкость, находящуюся внутри термостата, заставляя его открыться. А обратная связь с блоком управления двигателем осуществляется посредством датчика, который находится внутри термостата. Такой термостат, естественно, стоит дороже. Например, для бензинового 1,6-литрового двигателя Opel Astra оригинальный программируемый термостат может обойтись примерно в 75 латов (см. фото). Плюс – чего-то стоит работа по его замене.

Еще нюанс: программируемый термостат более чувствителен к некачественной охлаждающей жидкости. Как известно, езда на старом антифризе приводит к образованию накипи. Эта накипь нарушает работу не только термоэлемента, но и датчика программируемого термостата, а также – его спирали. Соответственно, блок управления двигателем уже не может с ним нормально взаимодействовать. Так что, вот очередной пример, как, казалось бы, такая мелочь, как антифриз, может привести к внеплановому недешевому ремонту.

Еще одна причина, почему в машине холодно

Кстати, не факт, что замена термостата решит проблему обогрева салона – ведь накипь откладывается и в радиаторе салонного отопителя, ухудшая его теплоотдачу. Иногда помогает промывка системы охлаждения, но в самом запущенном случае упомянутый радиатор приходится менять. Чтобы до него добраться – надо снимать торпедо. А эта процедура занимает минимум день работы, и вполне может обойтись в 200…300 латов.

Артур ОЗОЛС, R?ga автомобильная

Датчики температуры для радиаторов

   Многие владельцы устанавливают известную многим систему, называемую «Ленинград», принципом которой является использование одной трубы вокруг дома или одного этажа трубы с довольно внушительным диаметром, а параллельно строятся обогреватели или конвекторы.

Стоит отметить, что для регулировки температуры нагрева можно использовать не только стандартные устройства.

Общие механизмы этого типа включают в себя:

  • термостатическая головка. Это автоматический датчик, который контролирует температуру охлаждающей жидкости в аккумуляторе. Принцип его работы заключается в следующем: в процессе нагрева жидкие и газообразные вещества расширяются (более конкретно: «»). В результате это приводит к тому, что разогретый продукт сжимает специальный стержень, тем самым блокируя доступ охлаждающей жидкости;
  • устройства, называемые дросселями, также часто используются. Это специальные винтовые клапаны, с помощью которых проницаемость охлаждающей жидкости можно регулировать вручную. Их стоимость более доступна, и их также можно использовать для управления двухтрубными системами отопления;
  • самый дешевый и простой механизм регулирования температуры — это традиционный клапан. Конечно, в этом случае должны использоваться только современные модели, но не устаревшие винтовые устройства, потому что старые механизмы часто открывают клапаны, и существует риск утечки дросселей. С шариковыми клапанами ситуация совершенно иная: даже в полуоткрытом положении они надежно и эффективно работают в течение длительного времени.

Поддержание комнатной температуры на одном уровне очень сложно. Особенно это касается городских квартир с централизованным типом отопления. Здесь мало что зависит от арендаторов. Но регулировка радиатора все же возможна. Для этого есть специальные устройства — термостаты. Подумайте, что это за устройства и как их установить.

Это устройство требуется, если температура в помещении должна быть снижена. Как правило, это касается верхних этажей городских домов, где система отопления оборудована верхним водоснабжением и вертикальной электропроводкой. Разумеется, устройство используется не только в высотных зданиях. Регулировка радиаторов в частном доме также довольно распространена. После установки термостата на радиатор, вы можете легко установить желаемую температуру.   Ошибка очень мала и имеет только одну степень.

Мы должны помнить, что термостаты не используются для увеличения теплопередачи. Они могут только уменьшить его, но не увеличить. Если нагреватель не нагревается, установите другие устройства — электричество. Их принцип действия, как правило, в качестве цели, отличается от термостата. Они используются довольно часто, как в частном секторе, так и в городских квартирах. Их основное назначение — нагревать жидкость. Поэтому, если в доме холодно, имеет смысл установить нагревательные элементы для повышения эффективности отопления. Они могут быть установлены на все типы батарей, включая чугунные.

Таким образом, белки для нагрева с терморегулятором определяются, когда необходимо увеличить теплопередачу, а терморегуляторы — когда снижать. Термостатические контроллеры могут использоваться со всеми типами батарей, кроме утюга. Это связано с тем, что у изделий из железа тепловая инерция достаточно велика. И термостаты в этом случае будут просто бесполезны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector