Зачем нужен трехуровневый регулятор напряжения
Содержание:
- Подключение регулятора
- Проверяем совмещенный реле-регулятора автомобиля
- ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Какой ТРН подходит на LADA
- ЗАМЕНА РЕГУЛЯТОРА НА НОВЫЙ СВОИМИ СИЛАМИ
- Принцип работы устройства
- Какие признаки укажут, что щетки генератора вышли из строя
- Плюсы от установки трехуровневого регулятора
- Проблема выходного напряжения автомобильного генератора
- Что еще может быть?
- Как проверить реле-регулятор генератора своими руками
- Режимы работы трехуровневого реле — регулятора
- Преимущества применения трехуровневого реле и особенности его установки
Подключение регулятора
Подключение регулятора напряжения начинается с отсоединения минусовой клеммы. При этом ее следует полностью скрутить с аккумулятора. Вторым шагом снимается гаечка, которая располагается на генераторе. Делать это надо подготовленным заранее ключом. После этого гаечка откладывается в сторону привода. Для того чтобы добраться до кожуха, нужно снять колодку, а крепится она, как правило, на трех защелках. Чтобы их отсоединить, нужно чем-нибудь их с краю поддеть аккуратно. Только после этого есть возможность отсоединить пластиковый кожух генератора, где находятся его винты. Перед тем как их открутить, нужно убедиться в том, что штекер полностью удален.
Следующим шагом снимается гаечка. При этом торцы следует хорошо обработать при помощи напильника. В данном случае это обеспечит отличный контакт диодного моста с дистанционной втулкой. Непосредственно щеткодержатель устанавливается на место регулятора. Главное при этом немного уплотнить его для фиксации. После этого кожух сразу можно установить на его прежнее место. Далее следует аккуратно уложить провод регулятора. Делать следует, учитывая расположение основной проводки автомобиля. Для того чтобы они не болтались, надо все закрепить при помощи обычных пластиковых хомутиков. Следующим шагом устанавливается непосредственно регулятор напряжения трехуровневый. При этом контакт с массой должен быть плотным.
В некоторых случаях для этого применяют шунт. В данной ситуации это позволит соединить корпуса регулятора и генератора более надежно. После подключения устройства нужно прикрутить другие провода из комплекта. В итоге работу регулятора нужно сразу проверить. При этом аккумулятор автомобиля загружается на полную мощность, а сделать это можно включив сразу печку, фары и магнитолу.
Проверяем совмещенный реле-регулятора автомобиля
Первым будем проверять совмещенную схему реле-регулятора вместе со щеточным узлом. Такие сейчас ставятся на многие иномарки, да и кстати на многие отечественные автомобили (зачастую носят маркировку Я212А).
Как вы понимаете здесь обязательно снимать генератор и разбирать его, так как этот совмещенный узел крепится сзади рядом с валом генератора, по которому и ходят эти щетки. Для этого:
- Ищем на генераторе сзади специальное «окошко», куда погружаются щетки.
- Откручиваем болт крепления.
- Извлекаем щеточный узел.
- Очищаем его — как правило, он будет в графитовой пыли, щетки сделаны из графита, с применение специального угля.
Затем нам нужно его проверить, но для этого собираем определенную схему, желательно использовать блок питания с регулируемой нагрузкой или зарядное устройство. Также нам нужно взять обычную лампочку на 12В от автомобиля, например от «габаритов», будут нужны провода для сборки всей системы.
Возможно, нам понадобиться аккумулятор, ведь многие зарядные устройства без него не работают. А вот уже от провода с аккумулятора подсоединяем реле-регулятора, к щеткам которого подключаем лампочку на 12В, сделать это можно небольшими крокодильчиками, главное не сломать графитовые элементы. Небольшая схема для понимания.
Если подключить все в спокойном состоянии, то лампочка просто загорится и будет гореть, это нормально, так как щеточный узел является проводником электричества от вала. Напомню в спокойном состоянии, напряжение на щетках будет примерно 12,7В.
Теперь на зарядном устройстве нам нужно поднимать напряжение, до 14,5 В, лампа будет гореть, но при достижении этого порога она должна погаснуть! То есть 14,5 В это своего рода «отсечка» дальнейшего роста напряжения! Если понизить значение, то лампа опять должна загореться. Тогда ваш реле-регулятора рабочий, он прошел проверку.
В случае если напряжение достигло 15 — 16В, а лампочка горит, это значит реле вышло из строя его нужно заменить! Он не дает «отсечку» и будет способствовать перезаряду АКБ. Вот такая вот простая проверка. Сейчас небольшое видео по теме.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Если возникли проблемы с генератором, например, если низкое напряжение бортовой сети ВАЗ 2114, то возможные неисправности нужно перебирать в такой последовательности:
- Механические повреждения выводов с реле;
- Окисление контактов;
- Полное отсутствие или плохой контакт между корпусом генератора и массой авто.
Поэтому если у вас возникли проблемы с регулятором, то первым делом нужно обратить внимание именно на эту клемму, которая идет на массу. Чтобы сделать правильное сравнение сначала нужно замерять напряжение на плюсовой клемме аккумуляторной батареи, оно должно быть таким же, как и на массе регулятора
Чтобы сделать правильное сравнение сначала нужно замерять напряжение на плюсовой клемме аккумуляторной батареи, оно должно быть таким же, как и на массе регулятора.
К слову, большинства подобных недостатков были лишены все электронные регуляторы, которые были изобретены еще в советское время. Их конструкция была несколько совершеннее, но про них в свое время забыли и позже отошли от их производства.
Какой ТРН подходит на LADA
Генератор, артикул | Автомобиль | ТРГ, артикул |
26.3701, 37.3701, 371.3701, 372.3701 | ВАЗ-2107, -2108, -2109, -2110, ОКА | 67.3702-01 |
3002.3771, 332.3771, 3202.3771, 3212.3771, 4302.3771, 94.3701, 9402.3701, 9422.3701, 3740.3771-38, 3743.3771-61, 3747.3771-93, eld-a-21214, LG01214 | ВАЗ, ГАЗ | 67.3702-02 |
4052.3701, 409.3701, ПРАМО “ISKRA» 5102.3771, -10, 5112.3771, -10, 5122.3771, -10, -30, 5142.3771, AAK 5727 | ВАЗ, ГАЗ, УАЗ с генераторами ПРАМО «ISKRA» 5102.3771, 5122.3771 | 67.3702-04 |
Г222 | ВАЗ-2104, -2105, -2107 | 67.3702-09 |
26.3701, 37.3701, 371.3701, 372.3701 | ВАЗ-2107, -2108, -2109, -2110, ОКА | 67.3702-11 |
3002.3771, 332.3771, 3202.3771, 3212.3771, 4302.3771, 94.3701, 9402.3701, 9422.3701, 3740.3771-38, 3743.3771-61, 3747.3771-93, eld-a-21214, LG01214 | ВАЗ, ГАЗ | 67.3702-12 |
генераторы с дополнительной тройкой диодов, обмотка возбуждения которых подключается в плюсовую цепь | 673.3702 |
Где купить
ЗАМЕНА РЕГУЛЯТОРА НА НОВЫЙ СВОИМИ СИЛАМИ
Теперь нам нужно разобраться как проводится замена регулятора напряжения ВАЗ 2114. Для начала необходимо понять, что сам он расположен внутри корпуса генератора. Механически он состоит из специального якоря, электромагнита и реле. Чтобы разобрать генератор и снять регулятор нам понадобятся такие необходимые инструменты:
- Набор рожковых ключей;
- Разные отвертки.
Обычно ремонт предполагает полную замену, при этом сам генератор не нужно снимать с машины полностью. Однако сначала нужно не забыть откинуть клеммы с аккумулятора, 12 В немного, но все такие неприятно будет получить удар. После того как машину обесточили нужно снять колпачки с клемм генератора и отверткой открутить их
Теперь нужно аккуратно снять защитный кожух с генератора, на ВАЗ 2114 он снабжен пружинным защелками, важно их не сломать сразу. Теперь будет виден под кожухом регулятор напряжения генератора ВАЗ 2114, нужно открутить его крепления и вытащить его из посадочных мест вместе со щетками
Следующей фазой нашей работы будет проверка его работоспособности. Теперь разберемся как понять, что регулятор напряжения не работает, для этого нам нужны будут такие комплектующие:
- Аккумуляторная батарея;
- Разные провода;
- Обычная лампа на 12 вольта, подойдет что угодно из сети машины.
Саму лампочку нужно посредством проводов замкнуть на щетки генератора, полярность проводов при этом не имеет значения. Теперь нужно разобраться где минусовая клемма АКБ и подкинуть ее к корпусу реле, а вторую надо замкнуть на выводы регулятора. Если все будет сделано верно, то яркий свет от лампочки будет верным признаком правильной работоспособности всех элементов. Также необходимо знать, что проверка работоспособности нового регулятора проводится точно так же. После того как ремонт будет завершен собрать все нужно строго в обратной последовательности, а аккумулятор желательно поставить на зарядку на время ремонта, чтобы он не потерял свой заряд.
Принцип работы устройства
Трехуровневые регуляторы способны выполнить практические любые условия, которые необходимы АКБ для качественной зарядки, причем общее напряжение сети не падает, а только стабилизируется. Сложного в его устройстве нет ничего, поскольку это тот же регулятор, только три штуки, с особым электронным механизмом управления, который может учитывать очень важные вещи:
- Состояние аккумулятора.
- Уровень его заряда.
- Нагрузку на аккумулятор.
- Температуру окружающей среды.
- Количество оборотов двигателя.
Исходя из этих данных, устройство может самостоятельно устанавливать оптимальное зарядное напряжение для АКБ, не обделяя других потребителей, что очень важно зимой и в темноте
Какие признаки укажут, что щетки генератора вышли из строя
Понять, что щетки генератора пришли в непригодность на Приоре с ГУР или кондиционером, помогут следующие внешние признаки:
- длина осматриваемого элемента;
- если при осмотре будет обнаружено, что длина щеток менее 5 мм, их обязательно нужно заменить;
- также замена потребуется в том случае, если внешний вид щеток укажет на неравномерную изношенность, то есть один элемент окажется сильно стертым, а второй будет новеньким. Неравномерная изношенность данных элементов обязательно негативно отобразится на работе генератора, поэтому специалисты рекомендуют их непременно заменить.
После того как качественные щетки приобретены (желательно отдавать свой выбор известным производителям), можно приступать к сборке всего элемента и установке генератора на прежнее место. Но как уже было сказано ранее, такой процесс удастся осуществить и без его снятия, что, разумеется, должен решить каждый автовладелец самостоятельно. Эти операции, как многие понимают, совершаются в обратном порядке, а после заключительного этапа обязательно проверяется, эффективно ли работает весь генератор.
Если замена изношенных щеток будет произведена правильно, и проблема с зарядкой аккумуляторной батареи заключалась именно в изношенности этих комплектующих, то автовладелец решит этот вопрос, причем без помощи сотрудников СТО, чем и сэкономит немало собственных денежных сбережений. Сам процесс замены довольно прост, но если все же в ходе работы возникнут трудности, можно в любое время просмотреть обучающее видео на интернет-ресурсе, которое предоставляют профессионалы своего дела, выбрав для просмотра самое подходящее время.
Плюсы от установки трехуровневого регулятора
Трехуровневый регулятор напряжения на ВАЗ 2107 способен поддерживать постоянное напряжение, выдаваемое генератором в автомобильную сеть. Посредством такого изделия удается сберечь и повысить ресурс АКБ. Помимо регулирования напряжения, трехпозиционные регуляторы способны поддерживать ток в определенном диапазоне.
К ряду основных преимуществ рассматриваемого устройства относятся:
- Основная плата устройства располагается не в самом генераторе, а вдали от него, что способствует меньшему нагреванию изделия, а также продлению срока службы.
- Возможность регулирования уровня напряжения вручную благодаря специальному переключателю. Работает устройство от переключателя.
- Значительно выше уровень заряда, в отличие от штатных изделий.
Проблем с пуском двигателя, особенно в морозные дни, когда стартеру очень сложно запустить мотор, можно избежать путем замены стандартного устройства на трехпозиционный. Большие нагрузки электрической цепи в автомобиле, такие как фары, печка, обогрев стекла, могут способствовать разрядке АКБ, даже при условии работающего двигателя и исправности штатного изделия.
Виды реле регуляторов бывают простыми, трехуровневыми и с термокомпенсацией. В щеточном отделе стандартно установленного генератора семерки в большинстве случаев установлен вариант с термокомпенсацией. Но, как показывает практика, в плане терморегулирования, эти регуляторы в большинстве своем является малоэффективными. В последнее время среди водителей ВАЗ 2107 и других моделей Лада, трехуровневый тип набирает все большую популярность. Владельцы авто, установившие такой регулятор, в подавляющем большинстве признают его более эффективным, нежели штатный.
Характеристики устройства «Энергомаш» для ВАЗ 2107
Регулятор напряжения «Энергомаш» для ВАЗ 2107 оснащается тремя диодами типа «25С» и переключателем режимов. С их помощью и осуществляется трехступенчатое изменение напряжения. Трехуровневый балансир еще называют инжектором тока, так как устройство способно поддерживать его на уровне до 6А. Основной функционал трехуровневого регулятора напряжения для ВАЗ 2107 модели «Энергомаш» основывается на изменении силы тока от генератора, повышая тем самым напряжение бортовой цепи до 13,6-14,7 В.
Первый режим работы предусматривает поддержание напряжения на выходе генератора в 13,6 Вольт. Переключатель следует устанавливать в таком положении, когда температура окружающей среды составляет от +20 градусов и выше. Переключатель в нейтральном положении следует ставить при температурных значениях от 0 до +20 градусов. И в третьем положении генератор будет выдавать напряжение 14,7 В, когда температура воздуха составляет от 0 до -20 градусов.
Замена стандартного изделия на ВАЗ-2107
Подключение трехпозиционного регулятора, а точнее, смена штатного изделия, не представляет собой никаких трудностей. После приобретения изделия следует выполнить следующие действия:
- Первоначально требуется снять защитную крышку генератора. Не забудьте отсоединить клемму «минус» от АКБ.
- Штатная деталь извлекается путем вывинчивания двух болтов под отвертку или ключ на «6», что зависит от того, какой генератор ВАЗ установлен на автомобиле. Необходимо снять также и клемму.
- После этого сравниваем штатное устройство с трехуровневым. Щетки и крепления должны быть идентичной конструкции, в противном случае, потребуется заменить изделие.
- Устанавливается новое изделие на место штатной «таблетки», после чего фиксируется крепежными элементами (болтами).
- Корпус изделия следует закрепить на «массу» автомобиля в любом удобном месте(на фото ниже). Сделать это не сложно, так как провод достаточно длинный.
После установки такого изделия владелец автомобиля ВАЗ-2107 сможет навсегда забыть о постоянных проблемах с подсевшим аккумулятором, так как новый регулятор будет более стабильно его подзаряжать при определенных температурных условиях.
На сегодняшний день у отечественных автомобилей существует серьезная проблема с быстрой разрядкой аккумуляторов. При этом их ресурс стремительно заканчивается, а новые модели на рынке стоят дорого. Основной причиной этого является частая смена режимов работы. В данном случае от действий водителя мало что зависит. В свою очередь, батарея постоянно требует напряжения разной величины для своего заряда.
Проблема выходного напряжения автомобильного генератора
В перечень функций генератора обязательно входит подзаряд бортовой аккумуляторной батареи, который для обеспечения длительного срока службы осуществляется определенным током. Наиболее простым способом задания его значения является некоторое превышение напряжения, снимаемого с выхода реле-регулятора, над текущим значением напряжения аккумулятора. При этом немедленно возникает серьезная проблема, которая обусловлена тем, что в зависимости от температуры окружающей среды значение этого превышения должно быть различным.
Очевидное и достаточно просто реализуемое решение по получению заданного выходного напряжения применением температурной коррекции порога срабатывания регулятора за счет установки соответствующего датчика обладает малой эффективностью. Причина этого заключается в том, что температура в подкапотном пространстве из-за соседства с нагретым двигателем отличается от температуры воздуха, причем определить степень этого отличия простыми средствами не получается.
Еще одна проблема определения заданного значения зарядного тока обусловлена тем, что даже при постоянной температуре окружающей среды нагрузка на бортовую сеть меняется в широких пределах. Это приводит к “провалу” уровня зарядки аккумулятора и сложностям запуска остывшего двигателя после стоянки.
Хорошее средство решения обозначенных задач — переход на реле-регулятор, которое выполняет нужные регулировки дискретным изменением напряжения, которое создаёт генератор. Заданное значение порога срабатывания этого устройства устанавливается водителем самостоятельно с помощью трехпозиционного тумблера. Некоторые регуляторы подключаются автоматически и содержат внутренний датчик, который контролирует величину мгновенного значения напряжения бортовой сети. В обоих случаях выбор порога отсечки осуществляется с учетом внешних факторов, в первую очередь текущей температуры и условий эксплуатации автомобиля.
По сравнению со штатным регулятором, наше устройство оптимизирует работу автоэлектроники вашего автомобиля. Почему стоит заказать трехуровневый регулятор напряжения именно у нас?
– прозрачная крышка и светодиоды – удобно следить за тем, какой уровень напряжения выставлен;
– ползунковый переключатель – удобный доступ для ручного переключения уровня напряжения;
– алюминиевые детали корпуса – улучшают теплоотдачу силового элемента;
– коробочка из микрогофры – держит форму и предотвращает порчу изделия при перевозке.
Что еще может быть?
Зачастую при виновником проблем с зарядом может быть не сам регулятор, а его клеммы, от времени, они как и многие на автомобиле окисляются – что не дает нормально работать генератору и подзаряжать нашу батарею, поэтому для начала прежде чем менять этот узел постарайтесь его прочистить, убрать окислы и прочие налеты. Кстати это касается и клемм аккумулятора, их нужно чистить и защищать, хотя бы раз в сезон.
Поэтому первым делом, если мультиметр выдает вам — 11 или чуть ниже 12В на клеммах машины, попробуйте для начала прочистить клеммы и контакты, затем замерьте еще раз. Вполне возможно что причина в них.
НА этом заканчиваю статью, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ.
(15 голосов, средний: 4,27 из 5)
Похожие новости
Зазор на свечах зажигания. Какой должен быть и на что он влияет
Ремонт тормозного суппорта своими руками. Плюс подробное видео
Есть ли сцепление на «автомате»? Разбираем техническую составляю.
Как проверить реле-регулятор генератора своими руками
Рассмотрев устройство и принцип работы, можно переходить к проверке. Примечательно то, что проверить реле-регулятор вполне возможно в условиях обычного гаража. Для этого необходимо иметь обычный мультиметр со шкалой до 35 вольт, набор ключей и отверток.
Простой метод проверки регулятора генератора на ВАЗ 2106 предполагает следующее: для проверки нужна хорошо заряженная АКБ. Чтобы выполнить диагностику, нужно завести ДВС, включить фары и оставить мотор работать на 10-15 мин, при этом обороты мотора не повышают выше 2 тыс. об/мин. Далее нужно мультиметром замерить напряжение между клеммами АКБ. Норма — не выше 14 Вольт и не ниже 12 Вольт.
Если же напряжение отклоняется от нормы, это говорит о проблемах с реле-регулятором. С учетом того, что это устройство не ремонтируется, нужна его замена. Замена предполагает снятие (нужно открутить пару болтов) и установку нового регулятора.
Второй способ проверки нужно применять в том случае, когда проблема «плавающая» (напряжение на клеммах АКБ чуть меньше 12 Вольт или чуть выше 14 Вольт.). В такой ситуации регулятор нужно проверять отдельно, сняв его. Для проверки используют мультиметр и лампочку на 12 вольт.
Рассмотрев регулятор генератора ВАЗ 2106, можно найти пару выходов (на схемах часто обозначенных литерами Б и В). К указанным контактам нужно подать питание с АКБ. Еще два контакта реле идут на щетки генератора. К указанным контактам подключают лампу.
В том случае, если на выходах при подаче питания с АКБ напряжение не выше 14 вольт, лампочка будет ярко гореть. В случае, когда мультиметром повысить напряжение на выходах подачи питания до 15 вольт или выше, лампочка должна гаснуть. Если этого не происходит, тогда регулятор вышел из строя. Если же лампочка не горит изначально, причем как в первом, так и во втором случае, тогда реле нужно менять.
Замена регулятора генератора ВАЗ 2106 предполагает подбор подходящего устройства
Важно сразу определить, какой тип устройства стоит на генераторе (внешний регулятор, внутренний регулятор). Внешний регулятор расположен на левой арке спереди (в области переднего колеса)
Внутренний регулятор снимается после демонтажа воздушного фильтра, так как фильтр перекрывает доступ к генератору.
Внешний регулятор снимается легко (достаточно открутить рожковым ключом два болта на 10, фиксирующие реле), после чего отсоединяются провода. Сборка осуществляется в обратном порядке. С внутренним регулятором немного сложнее, так как нужно сначала открутить три гайки на 12. Сам внутренний регулятор находится на передней крышке генератора, закреплен двумя болтами. Болты выкручивают отверткой.
Затем реле осторожно выдвигается из крышки генератора, после снимаются провода и колодка контактов. При снятии колодки нужно соблюдать особую осторожность, та как контакты хрупкие
Далее ставится новый регулятор и выполняется обратная сборка.
Обратите внимание, наружные регуляторы для ВАЗ 2106 практически невозможно найти новыми в продаже. Приходится окупать устройства б/у
Так вот, реальное состояние такого регулятора визуально определить сложно, то есть перед покупкой необходима проверка (можно воспользоваться рассмотренными выше методами).
Что касается внутренних регуляторов, основной проблемой являются провода, подключенные к реле от генератора. Очень часто при замене происходит их излом в области контактной колодки. Если это произошло, потребуется резать колодку, перепаивать провода, делать качественную изоляцию, после склеивать колодку обратно.
Чтобы избежать подобных проблем, при замене внутреннего регулятора генератора ВАЗ 2106 нужно быть предельно аккуратным, не ремонтировать автомобиль на холоде, так как провода сильнее ломаются в таких условиях и т.д.
Режимы работы трехуровневого реле — регулятора
Уровень или режим “Минимум”, который соответствует выходному напряжению генератора 13,6 В, используется для работы при температуре воздуха свыше 20°С и применяется при высокой нагрузке на двигатель (пробки, горная местность).
Уровень “Норма” предполагает выходное напряжение 14,2 В, соответствует средней нагрузке на двигатель, используется весной и осенью при окружающих температурах 0– 20 °С.
В режим “Максимум” регулятор рекомендуется переводить при отрицательных температурах воздуха. В теплое время года он активизируется на короткое время для зарядки аккумулятора, сильно “посаженного” после длительной стоянки, например, акустической системой или по иным причинам.
Потребительские качества некоторых моделей трехуровневых реле улучшаются введением в состав схемы дополнительного полупроводникового ключа, который обеспечивает безопасный запуск двигателя. Данный узел блокирует подачу тока на обмотки генератора, если отсутствует у него стабильное выходное напряжение.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Втягивающее реле стартера: устройство, неисправности, проверка
- Машина завелась и заглохла — в чём причины?
- Как самостоятельно проверить генератор на работоспособность
Преимущества применения трехуровневого реле и особенности его установки
На практике распространение получили трехуровневые регуляторы, предназначенные для 9-й и более старшей моделей ВАЗ. Это обусловлено тем, что замена штатного реле на трехуровневое даёт такие преимущества:
- стабилизацию работы сигнализации при сильных морозах;
- увеличение яркости свечения фар и ламп салонного освещения;
- резкое наращивание эффективности функционирования обогревателя;
- увеличение скорости работы стеклоподъемников.
Довольно распространены комплекты для вазовских “десяток” и 14-й модели, встречаются и устройства для “Волг” и “Газелей”. Их применение на этих автомашинах дает аналогичный эффект.
Трехуровневый реле-регулятор приобретается в форме готового к установке комплекта, в состав которого включена подробная иллюстрированная инструкция. Основные элементы комплекта — контактная группа, собственно реле с переключателем движкового типа для выбора напряжения стабилизации и соединительные провода.
Перед началом работ по замене целесообразно зарядить аккумулятор и затем отключить его минусовую клемму.
Контактная группа нового устройства монтируется непосредственно на посадочные места предварительно демонтированной старой, установка не требует применения переходников и прочих вспомогательных элементов. Соединительный провод протягивается через крышку генератора (может потребоваться пропилить в ней отверстие требуемого размера), а само реле крепится на свободную крепежную шпильку с ориентацией клеммами вниз. При установке дополнительно проконтролируйте наличие надежного контакта на массу. После монтажа и сборки генератора проверяем его.