Масло api sl и его расшифровка
Содержание:
- Классификация моторных масел по ACEA
- Классификация моторных масел
- Характеристики для двигателя стандарта SN
- Выбор моторного масла по API
- Категории масел для ДВС на дизеле
- Стандартизация АРІ
- Теперь подробнее
- Маркировка моторных масел API
- СТАРЕНИЕ МАСЛА
- Стандарт API. Что это?
- Классификация смазочных материалов для двухтактных двигателей по API
- Классификация трансмиссионных масел по API
- Ключевые параметры спецификации API SN/CF
- API для дизелей
- Характеристики для двигателя стандарта SL
- Классификация смазок для моторов по ACEA
Классификация моторных масел по ACEA
Организация образована в 1991 году вместо существовавшей до этого CCMC. До конца 1996 года ACEA действовала параллельно с API. Первая редакция классификаций масел вышла в 1994 году, после чего много раз пересматривалась и переиздавалась. Каждая новая редакция имеет аббревиатуру с годом ее издания, например, ACEA 2008.
После выхода новых спецификаций старые действуют еще два года параллельно с новыми, чтобы дать время производителям масел перестроиться на новые требования. Более старые редакции после этого считаются недействительными и, если какой-то производитель ссылается на них, он относится к тем, кто не прошел новую спецификацию. На сегодняшней день актуальной является спецификация ACEA 2012.
Категории масел ACEA
В последней редакции 2012 года выделены три категории:
ACEA AB – Смазки для моторов с питанием бензином и дизелем. Объединяет все разработанные до 2004 года классы A и B, которые в более ранних редакциях делили смазки на две категории по типу топлива. Сейчас в этой категории 4 класса: А1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
А1/В1 | Для определенной категории двигателей с небольшой нагрузкой, в которых можно применять маловязкие масла. | Имеет увеличенный пробег, не рекомендовано для жаркого климата. Энергосберегающее. |
А3/В3 | Для двигателей легковых авто и грузовиков малого тоннажа с высокой мощностью, с турбонаддувом и без | Средний интервал замены. Может использоваться в любой сезон. |
А3/В4 | Для агрегатов с турбиной, непосредственным впрыском и насос-форсунками или системой Common Rail. | Практически полностью идентично А3/В3, но подходит для новых инжекторных систем. Может заменить предыдущую категорию. |
А5/В5 | Для высокофорсированных моторов легкого транспорта, где допускается использование смазок малой вязкости. | Маловязкое, подходит для зимних месяцев. Не подходит к некоторым типам двигателей. |
ACEA C – смазки для бензинового и дизельного топлива, подходят под самые жесткие современные требования экологов по содержанию веществ в выхлопе. Можно использовать в системах с катализаторами и сажевыми фильтрами, так как имеют сниженную зольность. В этой категории 4 класса: C1, C2, C3, С4.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
С1 | Бензиновые и дизельные двигатели с инжекторами, мощные с малым зазором между внутренними деталями. | Экономит топливо и распадается до нейтральных веществ в выхлопе. Не допускается использовать в устаревших конструкциях или двигателях, в которые ранее заливались более агрессивные материалы. |
С2 | Экономные двигатели с системами очистки выхлопа. | Отличие от предыдущей категории в более высоком содержании фосфатов и сульфатов. |
С3 | Моторы с системами очистки выхлопа, работающие в сложных условиях, с турбонаддувом или без. | Отличается от С2 повышенной вязкостью, низкая и средняя зольность. Подходит для увеличенных интервалов замены. |
С4 | Для систем, оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC. | По составу похож на С1, но выше вязкость. |
ACEA E – смазки для дизелей, работающих с большой нагрузкой, и тяжелого транспорта. Категория была введена в самом начале создания класса в 1995 году. В новой редакции 4 класса: Е4, Е6, Е7, Е9.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
Е4 | Современные двигатели, отвечающие нормам Евро от 1 до 5 и работающие в тяжелых условиях. | Обеспечивает чистоту деталей и защиту от износа, длительный интервал замены. Не подходит для систем с сажевым фильтром, совместим не со всеми системами очистки выхлопа. |
Е6 | Для современных моторов, отвечающих требованиям Евро от 1 до 5 с системой очистки выхлопа, с сажевым фильтром или без, снижением выбросов оксида азота. | Обеспечивает чистоту внутренних деталей, защищает от износа, увеличенный интервал пробега. |
Е7 | Дизельные моторы, работающие на больших оборотах класс Евро от 1 до 5, оборудованных системой очистки выхлопа. Не подходит для систем с сажевым фильтром. | Повышение антиокислительных и моющих свойств. Увеличенные интервалы замены. |
Е9 | Отличие от Е7 в совместимости с сажевым фильтром. | Ограничение по зольности. |
Классификация моторных масел
Все виды моторных субстанций для смазывания рабочих узлов отличаются параметрами. Их названия зашифрованы символическими обозначениями. Чтобы распознать подходящий для транспорта смазочный материал, надо знать расшифровку буквенно-цифровых символов, понимать, что они означают, к какому классу относятся, и какие технические характеристики им свойственны.
Маркировка на моторном масле
SAE
Это стандарт Американского общества автомобильных инженеров. Обозначает показатели вязкости, зависящие от температуры среды, при которой приходится запускать двигатель авто. Если меняются показатели температуры, соответственно, меняется вязкость используемой субстанции.
По классификации SAE моторные масла делятся на зимние и летние. Зимние обозначаются буквой W, летние субстанции буквенного обозначения не имеют. Численные показатели степеней обозначают вязкостные свойства смазочного материала.
Согласно SAE, масла делятся на следующие ряды вязкости:
- Зимние — 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
- Летние — 20, 30, 40, 50, 60.
- Всесезонные — 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60.
Температурные диапазоны использования масел различной вязкости
ACEA
Это Ассоциация европейских производителей авто. Считается аналогом API. Согласно редакции, проведенной в 2012, смазочные материалы делятся, на классы:
- Масла, предназначенные для бензиновых моторов — А1, А2, А3.
- Смазочные жидкости для дизельных моторов до 2,5 литра — В1, В2, В3, В4.
- Масляная субстанция для моторов, работающих на дизельном топливе и бензине, оборудованных нейтрализаторами отработанных газов — С1, С2, С3.
- Масла для движков объемом более 2,5 литров, работающих на дизельном топливе, эксплуатируемых в тяжелых условиях — Е1, Е2, Е3, Е4, Е5.
Расшифровка маркировки по ACEA
ILSAC
Классификация применяется для смазочных материалов, используемых в силовых установках легковых авто, выпускаемых автомобильными компаниями Японии и Соединенных Штатов.
Маркировка ILSAC на этикетке
Машинные рабочие субстанции по классификации ILSAC отличаются следующими особенностями:
- хорошее энергосбережение;
- экономия топлива;
- невысокий уровень вязкости;
- небольшая летучесть.
Смазочные вещества, согласно ILSAC, разделяются на классы:
- GF-1 — используется с 1994 г. На сегодняшний день является устаревшим. По API соответствует классу SH.
- GF-2 — применяется с 1997. По API совпадает с SJ классом. Тоже устаревший класс.
- GF-3 — используется с 2001. Аналогичен классу SL по API. Соответствует строгим правилам защиты экологии от выбросов выхлопных газов.
- GF-4 — введен в 1994. Отвечает по API SM классу. Обладает отличными моющими свойствами, способствует экономии топлива.
- GF-5 — введен в 2010 и соответствует по API классу SN. Обеспечивает надежную защиту турбокомпрессоров и поршней от температурных отложений. Подходит для моторов последнего поколения.
Все классы масел, кроме первых двух, отличаются хорошими техническими характеристиками.
API
По классификации API предполагается разделение смазочной субстанции на отдельные категории:
- «S» — используется в силовых агрегатах, работающих на бензине;
- «C» — смазка для дизелей.
Масла, применяющиеся в обоих видах силовых установок, обозначаются через дробь — S/N.
Машинные смазки, согласно классификации API, делятся на классы:
- SN;
- SM;
- SL;
- SJ;
- SH;
Автосмазки класса SN применяются для замены более ранних маркировок.
Классификация моторных масел по API
ГОСТ
Классификация автосмазок согласно ГОСТ была отредактирована в 2015 с учетом требований защиты экологии и разделена на группы по области использования.
Обозначается следующими буквенными и цифровыми значениями:
- А — масляные субстанции, применяемые в нефорсированных дизельных и бензиновых моторах.
- Б1 — масла, используемые в малофорсированных бензиновых силовых установках, эксплуатируемых в условиях, когда могут образовываться высокотемпературные отложения.
- Б2 — смазочная жидкость, применяемая в малофорсированных дизельных моторах.
- В1 — субстанция, используемая в среднефорсированных моторах, работающих на бензине в условиях, благоприятствующих образованию отложений любых видов и окислению смазочных субстанций.
- В2 — масла для дизельных движков.
- Г1/Г2 — смазочные жидкости, применяемые в высокофорсированных силовых агрегатах, работающих на обоих видах топлива в условиях, когда происходит окисление масляной жидкости.
- Д1/Д2 — масла для дизельных и бензиновых агрегатов, работающих в более тяжелых условиях, чем установки предыдущей группы.
- Е1/Е2 — субстанции, используемые в высокооборотистых моторах, работающих в условиях еще тяжелее, чем установки группы Д1 и Д2.
Расшифровка маркировки по ГОСТу
Характеристики для двигателя стандарта SN
Требование | Тест | Свойства метода | Единицы измерения | Пределы значений |
---|---|---|---|---|
Последовательность IIIG | ASTM D7320 |
|
|
|
Последовательность IIIGB | ASTM D7320 | Удержание фосфора | % | 79 мин. |
Последовательность IV | ASTM D6891 | Средний кулачковый износ (7 позиций сред.) | мкм | 90 макс |
Последовательность VG | ASTM D6593 |
|
|
|
Последовательность VIII | ASTM D6709 |
|
|
|
Последовательность VID (Требуется для ILSAC GF-5и SN-RC) |
|
|
|
|
Выбор моторного масла по API
Вместе с классификацией масла по SAE, характеризующей его вязкость, API определяет его применимость к конкретному мотору. Что такое собственно API и какие есть еще классификации, можно прочесть здесь. Для большинства современных бензиновых моторов предусмотрено использование масла группы качества SL, если двигатель выпуска до 2004 года или SM, если после. Кое-где, если год выпуска до 2001 года, разрешено масло группы SJ. Справочники говорят следующее: «SJ – Масла для двигателей, выпускающихся в 1996-2001 гг. Содержат меньшее количество экологически вредных примесей, чем масла группы SH, обладают энергосберегающими свойствами. SL – Масла для двигателей, выпускаемых с 2001 г. Обладают существенно улучшенными моющими, антиокислительными, противоизносными и энергосберегающими свойствами, пониженной летучестью и хорошей совместимостью с нейтрализаторами ОГ. SM – Масла для двигателей, выпускаемых с 2004 г. Масла данной категории соответствуют повышенным требованиям производителей двигателей нового поколения. Заменяют масла групп SJ и SL». Имеется новое масло SN, но о нем пока информации мало. Ясно, что масла группы SN на сегодняшний день можно считать наилучшими. И они способны заменить все, что выпускалось раньше. То есть, если в инструкции к автомобилю разрешено масло SJ, то ему годится и SN. Для сравнения выбраны наиболее распространенные и востребованные группы SL и SM Итак, что бы хотелось иметь от идеального масла? Во-первых, оно должно идеально и оптимально при этом смазывать детали, причем на всех режимах работы двигателя. Значит – максимально уменьшать трение, тем самым увеличивая мощность и снижая расход топлива. Во-вторых, минимизировать износы, продляя тем самым жизнь мотора. В-третьих, служить как можно дольше, уменьшая затраты на его замену. В-четвертых, уменьшить экологический вред от мотора, в цивилизованном мире этот момент считается очень важным. Хорошо иметь некую гармонию в соотношении «цена-качество».
Категории масел для ДВС на дизеле
Моторное масло API для дизельного мотора может относиться к одной из следующих категорий:
CJ-4. Было введено 01.10.2006. Его разработали специально для моторов с высокой нагрузкой. Смазка соответствует основным требованиям к образованию нагара и твердых элементов для силовых агрегатов 2007 года производства. На определенные характеристики есть ограничения: зольность должна быть меньше одного процента, серная концентрация – меньше четырех десятых процента, фосфорная – меньше двеадцати сотых процента. Масла, относящиеся к данному классу качества по API, располагают всеми преимуществами смазок из иных категорий. Также они отлично подходят для современных силовых агрегатов, соответствуют введенным экологическим стандартам.
CI-4 PLUS. Смазка образует мало сажи, слабо испаряется, практически не окисляется в условиях высокой температуры. Любое масло, сертифицированное в этом классе спецификации API, прошло примерно 17 испытаний при производстве.
CI-4. В спецификацию API данный класс ввели пятнадцать лет назад. Подобные автомасла используются в сегодняшних моторах на дизеле с разными типами впрыскивания и наддува. Они заключают в своем составе особые диспергирующе-моющие добавки. Расходники устойчивы к термоокислению, располагают хорошими диспергирующими показателями. Также они значительно уменьшают количество дыма при эксплуатации. Летучесть снижена, испарение начинается, когда температура достигает трехсот семидесяти градусов Цельсия. Масло весьма текуче, отлично проходит по всему смазочному комплексу в сильные морозы. Благодаря этому уменьшается изнашивание уплотняющих элементов силового агрегата.
CH-4. Класс ввели 01.12.1998. Смазки используются в четырехтактных ДВС на дизеле, эксплуатируемых в режиме высокой скорости. Они отвечают всем требованиям к содержанию токсичных веществ в выхлопах. Данные требования были приняты девятнадцать лет назад. Масляные жидкости, относящиеся к этой категории, рекомендуют заливать в мотор автопроизводители из Европы, Соединенных Штатов Америки. Смазки предназначены для применения в движках, которые работают на очень качественном горючем, содержащем не больше пяти десятых процента серы. Однако их можно лить при серной концентрации, превышающей установленное ограничение
Это в особенности важно для южноамериканских, азиатских, африканских государств. Расходники содержат присадочные вещества, хорошо защищающие клапаны от изнашивания, не допускающие появления нагарных отложений на моторных запчастях.
CG-4
Этот класс масла по API ввели двадцать два года назад. Нефтепродукты, причисляемые к данной категории, нужно лить в четырехтактные моторы на дизеле (автобусы, грузовики, тягачи – транспорт, эксплуатируемый в высоконагруженных условиях и на больших скоростях). Уровень серы в горючем не должен превышать пяти сотых процента. Также можно заливать это масло в силовые агрегаты, для которых нет особенных требований к качеству горючего (серная концентрация может доходить до пяти десятых процента). Смазки, которые сертифицированы по данному классу, не допускают изнашивания моторных запчастей, появления нагарных отложений в поршневой системе. Элементы силового агрегата меньше окисляются, образуется мало пены и сажи (подобные характеристики весьма значимы для моторов сегодняшних автобусов и тягачей). Главный минус, который ограничивает массовое применение подобных расходников, к примеру, в восточноевропейских и азиатских странах, заключается в том, что масла существенно зависят от качества заливаемого горючего.
CF-2. Масла API CF 2 предназначаются для использования в двухтактных ДВС на дизеле, эксплуатируемых в сложных условиях. Класс ввели в 1993 году. Подобные автомасла обыкновенно заливаются в высоконагруженные движки.
CF-4. Сюда относятся смазки, разработанные для заливки в четырехтактные моторы на дизеле, произведенные после 1990. Если автопроизводитель не указал противоположного в эксплуатационном руководстве, масло можно использовать в ДВС на бензине.
CE. Автомасла для применения в движках на дизеле, выпущенных не раньше 1983. Их использовали в очень мощных турбодвижках, которые характеризуются значительно увеличенным рабочим давлением по сравнению с прочими.
CD. Класс ввели в 1955. Такие масла часто использовали в сельском хозяйстве (трактора, комбайны).
CC. Этот класс появился в 1961 году. Сюда причисляются нефтепродукты, которые возможно заливать в средненагруженные движки.
CB. Класс был принят в 1949. Он представлял собою улучшенный класс CA.
CA. Смазки заливались исключительно в слабонагруженные силовые агрегаты на дизеле.
Стандартизация АРІ
Маркировка стандарта проводится парой букв, первой из которой будет категория масляного раствора, а второй – уровень эксплуатационных показателей. Стандарт позволяет классифицировать смазки на две категории:
Sеrvісе. Обозначается литерой «S». Эти масляные жидкости предназначены для 4-хтактных силовых установок, топливом для которых является бензин.
Сервис состоит из 12 марок смазки, но действующими являются 6 марок смазок, выпущенных в разные периоды.
Год | 1992 | 1994 | 1997 | 2000 | 2004 | 2010 |
Марка | SG | SН | SJ | SL | SМ | SN |
Cоmmerciаl. Обозначается литерой «С». Масляные растворы для дизельных силовых установок.
В категорию входит 14 марок смазочных растворов, из которых применяются последние шесть.
Год | 1990 | 1994 | 1994 | 1998 | 2004 | 2010 |
Марка | СF-4 | СF, CF-2 | СG-4 | СH-4 | СI-4 | СJ-4 |
Цифры в маркировке означают тип двигателя, установленного на автомобиль, к которому применима смазка (двухтактный или четырехтактный).
Стандартом введен в действие универсальный масляный раствор, который применим для бензиновых и для дизельных силовых агрегатов. Такая смазка имеет двойное значение, например, АРІ СJ-4/ SМ. В числителе указывается тип двигателя, которому смазка подходит более по своим показателям, в знаменателе – моторный тип, к которому разрешается применение масляного раствора.
Масляные растворы категории «S» применяются в следующих условиях
Марка | Условия применения |
SG | Для бензиновых силовых установок легковых транспортных средств, малых грузовиков и микроавтобусов. |
SН | Аналог и замена марки SG, но с улучшенными показателями. |
SJ | Улучшенные свойства по сравнению с SН. Введены дополнительные нормы по расходу смазки ее энергосбережению и устойчивости при высоких температурах. |
SL | Смазки с повышенными энергосберегающими, моющими и антиокислительными характеристиками. |
SМ | Аналог и замена марки SL, но с улучшенными показателями. |
SN | Более высокие требования по энергосбережению и износостойкости. Может применяться в силовых агрегатах, использующих биотопливо. |
Масляные растворы категории «S» так же применяются и в следующих условиях
Марка | Условия применения |
СF | Для моторов, изготовленных после 1994 года, оборудованных системой принудительного подвода воздуха. |
СG-4 | Масляный раствор с установленными нормами токсичности для моторов, оборудованных турбонаддувом. |
СH-4 | Смазочные растворы для высокоскоростных дизельных моторов. |
СI-4 | Улучшенный состав СH-4 для дизелей с высоким содержанием серы и системой рециркуляции отработанных газов. Хорошие противоокислительные, анти вспенивающие и износостойкие показатели. |
СJ-4 | Для двигателей с сажевыми фильтрами. Имеют хорошие антиокислительные и стабилизирующие характеристики. |
Теперь подробнее
API расшифровывается, как American Petroleum Institute, что в переводе с английского означает – Американский институт нефти. Институт был создан в 20-х годах ХХ века. Основная задача данного негосударственного учреждения – разработка и контроль за соблюдением стандартов в области нефтяной промышленности. В 1969 года американским институтом был введен стандарт, предназначенный для классификации моторных масел по их качеству и назначению. С тех пор, все мировые производители моторных масел, прежде чем выпускать новый продукт «в свет» отправляют пробу своего масла на поверку в данную организацию, где маслу присваивается класс, который впоследствии указывается в виде маркировки на этикетке.
Таким образом, все известные бренды моторных масел теперь структурированы и проверены американским институтом нефти, а и если Вы научитесь читать и разбираться в маркировках указанных на канистрах масел, то вы не ошибетесь с выбором и предотвратите всевозможные проблемы с двигателем Вашего авто. Надеемся, что наша статья будет Вам полезна и Вы с помощью нее сможете ориентироваться в мире масел с такой же легкостью, как их производители.
Маркировка моторных масел API
С учетом API важно учитывать несколько параметров: тип силового агрегата, режим его работы, эксплуатационные качества, условия использования и дату производства. По стандарту выделяется два варианта:
По стандарту выделяется два варианта:
- S — для моторов на бензине;
- C — для дизелей.
Само обозначение API может иметь спереди буквы С или S. По этому символу можно увидеть тип мотора, для которого предназначено моторное масло.
Также указывается буква, по которой можно сделать выводы об эксплуатационных характеристиках.
По этой классификации можно получить следующие параметры:
- Аббревиатура ЕС — указывается возле API и свидетельствует о наличии энергосберегающих качеств.
- Римские цифры — показывают степень экономичности в отношении горючего.
- S и C — показывает возможность применения для бензиновых / дизельных агрегатов соответственно.
- Буквы от A до N — отображают эксплуатационные качества. К примеру, A свидетельствует о наиболее низком уровне, а N — о самом высоком.
В отдельную категорию входят универсальные масла, в которых указываются два обозначения через косую линию. Пример — API SL/CF.
Для дизельных моторов предусмотрено два вида цифр в конце. Наличие «2» свидетельствует о назначении для 2-тактных моторов, а «4» — для 4-тактных.
Сегодня для S-типа предусмотрено 12 классов смазок для двигателей. Многие из них уже потеряли актуальность, поэтому приведем только наиболее важные.
Год введения |
API масла для бензиновых двигателей |
1980 |
SF |
1989 |
SG |
1994 |
SH |
1997 |
SJ |
2001 |
SL |
2004 |
SM |
2010 |
SN |
Что касается С-типа, здесь действует 14 классов. Многие из них также не используется. Поэтому укажем наиболее популярную маркировку.
Год введения |
API масла для бензиновых двигателей |
1983 |
CE |
1990 |
CF-4 |
1994 |
CF, CF-2, CG-4 |
1998 |
CH-4 |
2004 |
CI-4 |
2010 |
CJ-4 |
СТАРЕНИЕ МАСЛА
Причин и факторов старения масла несколько. Масло — это сложная комбинация углеводородных соединений, с разными добавками и включениями, называемыми пакетом присадок. В камере сгорания оставшаяся после перемещения поршня к нижней мертвой точке масляная пленка принимает на себя всю мощь теплового потока, что постепенно изменяют структуру и состав масла. Ведь выгорает только малая часть этой пленки, а остальная, перегретая, с улетучившимися легкими углеводородами, окисленная контактом с кислородом при высокой температуре, смывается в поддон двигателя. За цикл этого видоизмененного масла немного – толщины пленок микронные, но циклов очень много. В подшипниках нет такого нагрева, максимум, градусов до 180, но давления очень высоки, доходят до 30…40 МПа. Это также приводит к изменению свойств масла. Кроме того, в масляном поддоне оно контактирует с картерными газами, горячими и агрессивными. Масло должно мыть двигатель – оно его и моет, но при этом насыщается загрязнениями, и механическими, и органическими. Часть их сядет в масляном фильтре, но что-то останется в объеме масла. И, к тому же, при этом срабатываются моющие компоненты, важная часть пакета присадок. Для современных «синтетик» ресурсы заявлены большие – 20…30 тыс. километров пробега.
Стандарт API. Что это?
В 1969 году Американский институт топлива разработал классификацию моторных масел, которую назвали API (аббревиатура – American Petroleum Institute). По требованию стандарта каждой моторной смазке присваивается допуск.
По классификации в двигатель автомобиля нужно заливать жидкость соответствующей категории или выше. Информация о допуске должна наносится на этикетку, чтобы покупатель смог подобрать моторную жидкость. Подбор моторного масла следует делать по API, SAE и ACEA. В статье рассмотрим только стандарты API.
Положительные эффекты:
- Минимизация расхода топлива.
- Снижение трения внутри двигателя.
- Минимизация риска заклинивания или перегрева деталей.
- Улучшение работы системы при высоких или низких температурах.
- Снижения уровня вредных атмосферных выбросов.
Классификация смазочных материалов для двухтактных двигателей по API
В настоящий период классификации API выделяет 4 класса масла для двухтактных моторов, в зависимости от мощности и технических характеристик. Описание указанных классов приведено в таблице:
Обозначение класса | Основные характеристики | Применение | Примечания |
---|---|---|---|
TA | Улучшенные противозадирные показатели. | Газонокосилки, насосы, мопеды, электрогенераторы. | Объем ДВС до 120 см3. |
TB | Усиленная устойчивость к образованию нагара и отложений. | Мотороллеры, небольшие мотоциклы и квадроциклы, бензопилы. | Объем ДВС до 250 см3. |
TC | Усиленная устойчивость к образованию нагара и отложений. | Мотоциклы, квадроциклы, снегоходы. | Объем ДВС до 350 см3. |
TD | Улучшенные антикоррозийные показатели и устойчивость к нагару. | Лодочные моторы. |
Классификация трансмиссионных масел по API
Для трансмиссии стандарт API разработал собственные 6 групп, они делят продукцию по применению, типу зубчатой передачи, нагрузкам в зонах сцепления и максимально допустимого температурного показателя. Пересекается с существующими в нашей стране стандартами ГОСТ, потому их целесообразно совместить в одну таблицу.
API | ГОСТ | Характеристики и подходящие конструкции |
---|---|---|
GL2 | ТМ-1 | Минеральная база без добавления присадок или с компонентами, уменьшающими окисление и пенообразование, без противозадирных. Используется в ручных коробках с малыми показателями удельного давления и скорости скольжения. Передачи цилиндрические, червячные, спирально-конические зубчатые. |
GL2 | ТМ-2 | Червячные передачи, используемые в условиях, описанных для класса GL-1, но с повышением требований к антифрикционным качествам. |
GL3 | ТМ-3 | Большое количество присадок со свойствами на уровне MIL-L-2105. Совместимо со ступенчатыми коробками и рулевыми механизмами, главными передачами и гипоидными с небольшим смещением. Спирально-конические передачи и стандартные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, используемые в умеренно жестко. В отличие от GL-2 имеет лучшие защитные свойства. |
GL4 | ТМ-4 | Аналогична GL-3, отличие только в обязательном наличии противозадирных компонентов. |
GL5 | ТМ-5 | Предпочтительно для гипоидных передач с уровнем MIL-L-2105 C/D, с гипоидными коническими зубчатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Оптимально для больших нагрузок с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные конструкции с работой при высоких скоростях, малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестеренок. В состав обязательно входят содержащие серу и фосфор противозадирные компоненты. Может иметь более широкую сферу применения, это указывается производителем в технической документации. |
GL6 | ТМ-6 | Гипоидные передачи с увеличенным смещением, эксплуатируемые при больших скоростях, крутящих моментах и ударных нагрузках. Обязательны в большом количестве вещества с серой и фосфором, предупреждающие образование задиров, их число превышает таковое в GL-5. Сейчас группа практически не используется. |
АКПП классифицируются по своим группам, которые не подчиняются требованиям API, для них необходимы особенные технические характеристики. Крупнейшие производители агрегатов создали собственную спецификацию – ATF. На сегодняшний день это две группы:
- Для агрегатов «Дженерал моторс», Dexron, Dexron II, III и Allison, в эту же группу подходят коробки ZF.
- Для агрегатов «Форд», Mercon, V2C 138-CJ и M2C 166H.
Ключевые параметры спецификации API SN/CF
- Продукция класса SN является энергосберегающей, имеет ограничения по вязкости и демонстрирует высокие антифрикционные качества.
- На фоне распространения альтернативных горючих веществ обеспечивается совместимость бензиновых и дизельных транспортных средств с биотопливом.
- Повышенные стандарты защиты от износа для основных автопроизводителей.
- Спецификация предусматривает обеспечение совместимости с инновационными системами нейтрализации выхлопных газов. Протокол включает требования к содержанию фосфора и серы, степени зольности и испаряемости.
- Смазочные жидкости производятся с высокотемпературной вязкостью ниже SAE 40. Такой подход позволяет добиться нужных характеристик, чего нельзя получить на более густых маслах. Поэтому в автомобили класса Euro 4–5 на заводе заливают синтетику 5W-30.
- Стандарт API SN/CF совместим с предыдущим стандартами и может применяться для моторов, работающих на смазочных средствах устаревающих классов.
- Масла API для дизельных моторов производятся по современным нормативам, которые пришли на смену установленным ранее CF.
API для дизелей
В свою очередь, масла для дизелей поделены на следующие:
Таблица 1
CA, CB, CC, CD, CD-II, CD+, CE | Все эти категории последовательно применялись к двигателям с 1940 до 1990 года, сегодня не выпускаются. |
CF-4 | С 1990 года. Масла для четырехтактников с турбированием, либо без него. Могут заменить CD и CE. CF. 1994 год. Выпускаются для внедорожников и движков с раздельным впрыском топлива. Используются, как заменитель класса D. |
CF-2 | Тот же год, но уже для двухтактной техники. Сменили класс CD-II. CG-4. 1995 год. Соответствуют принятым в Америке годом ранее усиленным требованиям к токсичности выхлопа. Заменяет категории CD,CE, а также CF-4. CH-4. Появились в 1998 году, как ответ на вновь ужесточенные в этом году требования к выхлопу. Могут заменять четыре предыдущие категории. |
CI-4 | В 2002 году американские экологические требования в очередной раз ужесточились. Как следствие, появилась новая категория моторного масла, применяемая в двигателях с рециркуляцией отработанных газов. CI-4 PLUS. Очередные ужесточения, принятые в 2004 году, и обновленный вариант CI-4. Сниженное саже образование, улучшены вязкостные показатели. |
CJ-4 | Версия 2006 года. Самое продвинутое масло для четырехтактных дизелей на сегодняшний день. Первое масло, которое было выпущено до принятия повышенных норм по токсичности выхлопных газов. Новые нормы увидели свет позже, чем появилось масло, отвечающее этим нормам. Такой вот превентивный удар по нормам, которые на момент появления CJ-4 еще находились в стадии разработки. Рекомендуется для быстроходных дизельных двигателей, оснащенных системами обработки выхлопа. |
Характеристики для двигателя стандарта SL
Требование | Тест | Свойства метода | Единицы измерения | Пределы значений |
---|---|---|---|---|
Последовательность IIIF | ASTM D1491 |
|
|
|
Последовательность IV | ASTM D6891 | Средняя износостойкость камеры | мкм | 120 макс |
Последовательность VG | ASTM D6593 |
|
|
|
Последовательность VE (Только если масло Фосфор | ASTM D5302 |
|
|мкм|мкм | |127 макс|380 макс |
Последовательность VIII | ASTM D6709 |
|
|
|
Последовательность VIB (FEI1, используя только BC) |
|
|
|
|
Классификация смазок для моторов по ACEA
Такая классификация создана ассоциацией производителей Европы, в состав которых входят крупнейшие бренды. Здесь указываются эксплуатационные параметры, назначение и категорийность смазки.
При этом вся продукция условно делится на смазки для двигателей на бензине или дизеле.
После последних изменений предусмотрено деление на следующие категории:
- А/В — для моторов на бензине или дизельном топливе. Применяется для легковушек, фургонов, микроавтобусов. Условно делится на четыре класса — А1/В1-Х, А3/В3-Х, А3/В4-Х и А5/В5-Х, где «Х» — 12.
- С — для бензиновых / дизельных силовых агрегатов, которые оборудованы каталитическим нейтрализатором. Четыре класса — от С1-12 до С4-12.
- Е — для грузовиков с дизельными моторами. Е4-12, Е9-12, Е6-12 и Е7-12.
При обозначении АСЕА, кроме класса, прописывается и год ввода в действие и номер создания, когда были обновлены требования. Под такие сертификаты подходит также российская продукция.