Как сделать чип тюнинг двигателя и дать новую жизнь автомобилю

Перепрошивка или чип-тюнинг ЭБУ двигателя – что это такое

Несмотря на то, что двигатель — это сплошная механика, в современных моделях автомобилей всё шире употребляется электронное управление этим и всеми остальными механизмами транспортного средства. В блоке управления располагаются микросхемы, отвечающие за корректную работу самого силового агрегата и его взаимодействия с другими системами автомобиля и чем современнее машина, тем больше микросхем будет помещено производителем в электронный блок.


Чип тюнинг двигателя автомобиля

Заводская прошивка – это программа, имеющая определённый набор алгоритмов. Эта информация размещена в таблицах двухмерных или трехмерных. Такие таблицы ещё называют картами. На них размещены данные обеспечивающие стабильность работы двигателя и всех остальных систем, которые были разработаны производителем. В зависимости от сложности и современности транспортного средства, будет варьироваться и количество таких карт в ЭБУ.

Перепрошивка ЭБУ двигателя – это изменение исходных параметров программного управления автомобиля, размещенных на картах. Цель такого усовершенствования — это увеличение мощности двигателя и корректировка таких изменений со всеми остальными системами. Самым главным плюсом таких работ можно считать то, что, помимо проведения чип-тюнинга, никаких других изменений в самом автомобиле производить не придётся.

В зависимости от того, какие пожелания имеет владелец автомобиля, можно выделить два основных типа прошивки. Это желание повысить экономичность двигателя по расходованию топлива или же улучшить мощность и крутящий момент. Кроме того, у владельца могут быть и другие пожелания. На основе этого чаще всего выделяют следующие виды перепрошивки ЭБУ:

  • «А» класс – прошивка для автомобилей с нестандартным оборудованием. Как правило, эти модели выпускаются в ограниченной версии.
  • «В» (Butan) – она направлена на улучшение показателей двигателя, работающего на сжиженном газе. Данная перепрошивка ЭБУ применяется как усовершенствование заводской программы при установке на транспортное средство газового оборудования.
  • «С» класс – такая перепрошивка применяется, если появляется желание поставить на двигатель нестандартный распредвал.
  • «D» (Dynamic) – этот вариант даёт возможность значительно увеличить мощность двигателя и улучшить крутящий момент.
  • «Е» класс (Ecjnjmical)– подойдёт для желающих сделать автомобиль более экономичным и снизить расход топлива.

Кого чипуем?

Владельцы атмосферных моторов могут сразу проходить мимо, по причине слишком низких приростов. В пассивном режиме атмосферные моторы могут увеличить мощность только на 10% в лучшем случае, ведь дополнительного воздуха им взять негде. Конечно, если ваш атмосферный мотор не был дефорсирован разработчиками, как старый М276 от Мерседеса.

Моторы с турбонаддувом — это потенциал для подобных решений. Прирост в подобных случаях может составлять до 20-30% в целом, однако есть индивидуумы, которые получают прирост до 50%. Подобный пример — Volvo с их D3, D4 и D5. Все эти моторы могут выдать до 260-270 л.с., хотя самый слабый в стоке имеет всего лишь 163 л.с.

Как прошить автомобиль своими руками?

Переходим, непосредственно, к этапам чиповки. Рассмотрим, как прошить автомобиль самому, через сканер ELM327 (тип процессора последнего, самый распространенный сегодня):

  • Подготовьте все необходимое оборудование, зарядите ноутбук, установите программу для осуществления тюнинга;
  • Убедитесь, что с двигателем все отлично, для этого желательно выполнить его диагностику с помощью специального сканера (можно воспользоваться бесплатными приложениями для IOS или Андроид);
  • Подключите к ноутбуку программатор. Во время процедуры устройства должны оставаться неподвижными, поэтому надежно их закрепите или устойчиво разместите;
  • Подсоедините адаптер к диагностическому разъему OBD 2 (обычно располагается где-то под рулем, имеет форму трапеции, с 16 контактами);
  • Теперь включите зажигание автомобиля;
  • В ноутбуке запустится Flasher, задача которого – выявление ошибок.
  • После устранения выявленных неполадок, можно запускать файл с прошивкой;
  • Сначала программа отобразит заводские настройки ЭБУ, затем выполнит замену данных параметров и «зальет» в память ЭБУ новые. В случае необходимости, вы всегда сможете «откатить» назад к заводским установкам.
  • По завершении чиповки, отключите зажигание и выждите минут 5;
  • Далее, двигатель опять запускается, Flasher осуществит новую проверку. Если будут обнаружены ошибки, процедуру нужно будет полностью повторить, до их полного отсутствия.
  • Готово, вы выполнили чип тюнинг своими руками.

Также, рассмотрим, как прошить машину самому через ноутбук, если требуется доработка ЭБУ (замена микросхемы своими руками):

Первым делом необходимо извлечь ЭБУ, для этого нужно своими руками снять панель под правой и левой консолью

Действуйте аккуратно и при выключенном питании;
Чтобы снять блок, следует осторожно отвести фиксаторы;
Не касаясь контактов, извлеките из гнезда разъем;
Теперь нужно открутить болты и демонтировать ЭБУ (вместе с кронштейном);
Следующий шаг – следует вскрыть блок питания, снять крышку;
Внутри вы обнаружите печатную плату. Работайте крайне аккуратно, так как электронные компоненты очень чувствительны и их легко повредить;
Выньте микросхему, осторожно отжав ее вверх

Если она запаяна, места соединения нужно перекусить бокорезом;
Вставьте новый чип (микросхему) также, как был установлен старый (если он был запаян, тоже используйте паяльник);
Закройте крышку ЭБУ и верните его на место, выполнив этапы демонтажа в обратном порядке;
Готово, вам удалось заменить чип в ЭБУ своими руками. Теперь переходите к электронной части процедуры. Ее этапы перечислены в инструкции выше.

Ну что же, теперь вы знаете, как самому, своими руками сделать прошивку автомобиля. Примерно представляете весь фронт задач, а потому, можете принять решение о целесообразности самостоятельного чип тюнинга. Если готовы и не боитесь трудностей – вперед, мы в вас верим! Перед тем, как самому прошить автомобиль, еще раз внимательно изучите инструкции и последовательность этапов. Когда все получится, вас можно будет поздравить с успешным освоением новой науки. Вы совершенно точно станете лучше разбираться в мозгах своего автомобиля, и, кто знает, возможно, в будущем превратитесь в профессионального чип тюнера? Между прочим, в наши дни – очень прибыльное ремесло!

Чип-тюнинг — испытания на стенде замера мощности

Поэтому мы решили провести инструментальные испытания машины после чип-тюнинга на стенде замера мощности. Помочь нам с этим согласилась Лаборатория скорости, расположенная на стадионе технических видов спорта Техноринг в поселке Аннолово Тосненского района. В их распоряжении есть динамометрический стенд Dynapack 6033 4WD, который напрямую подсоединяется к ступицам автомобиля. За счет отсутствия роликов погрешность измерений сводится к минимуму – на результат не влияет состояние шин и другие лишние факторы.

Итак, поехали. К нашему изумлению, максимальная мощность Логана с чип-тюнингом двигателя составила всего лишь 74,98 лошадиных силы, то есть почти столько же, сколько записано в техпаспорте. Неужели перепрошивка ничего не дала? Отнюдь: современные автомобили вообще очень редко выдают паспортную мощность. Поэтому для полноты эксперимента мы снова загрузили в блок управления двигателем «родную» прошивку 1,4-литрового Логана и заново провели эксперимент.

Результат – 73,5 «лошадей», то есть не намного меньше. По нашей просьбе в Лаборатории скорости сделали сравнительный график мощностных замеров на стоковой прошивке (пунктирная линия на иллюистрации слева) и прошивке от Паулюса (сплошная линия ни иллюстрации слева). Глядя на него, понятно, что после чип-тюнинга автомобиль выиграл в мощности сосем немного, и выигрыш этот заметен только в диапазоне от 3500 до 4500 оборотов. Единственное явное достоинство перепрошитого Логана в том, что отсечка электроникой у него происходит значительно позже и плавнее. Это, теоретически, может дать преимущество, если ездить с экстремальными нагрузками на двигатель, но в повседневной жизни от поздней отсечки толку не будет.

Получается, что чип-тюнинг от Паулюса – это не более чем плацебо? Вовсе нет. Объяснить, почему испытания не показали ни роста мощности, ни роста крутящего момента, довольно просто. Дело в том, что в Лаборатории скорости мы измеряли эти показатели при полностью открытой дроссельной заслонке (выражаясь простым языком, в режиме «педаль в пол»). Прошивка Паулюса же наилучшим образом проявляет себя, когда заслонка открыта на 20-50%. Теоретически, мы могли бы провести испытания с этими условиями — оборудование в Лаборатории позволяет. Правда, это заняло бы у нас в несколько раз больше времени.

Под конец решили поставить еще один эксперимент и залить прошивку Альфа, разработанную в Лаборатории скорости. С ней Логан, подгоняемой утопленной до предела педалью, выиграл чуть больше, чем после чип-тюнинга от Паулюса. Крутящий момент вырос на несколько ньютон-метров (в среднем от 1 до 5 в зависимости от частоты вращения коленвала), и особенно это заметно на низких оборотах. Максимальная мощность, полученная при замерах, составила 78,4 л.с., но мощностной выигрыш заметен только после 4500 оборотов. Это можно наблюдать на графике справа — сплошной линией показана мощность Логана после чип-тюнинга, а пунктирной — стокового Логана.

Дополнительные расходы

Если автомобилист знает, что такое чип-тюнинг, базовые понятия которого он уже успел освоить на практике (вероятнее всего, диагностируя силовой агрегат своего автомобиля), для полноценной проверки двигателей ему придётся купить такие устройства, как:

  • программатор блока управления c флэш-накопителем (пробную версию приложения можно скачать с тематического веб-ресурса, а, спустя время, накопив знания и клиентов, приобрести полную коммерческую версию);
  • программатор ПЗУ;
  • ультрафиолетовая лампа, способствующая стиранию ППЗУ;
  • специальный инструментарий для пайки.

Стоит отметить, что все перечисленные приспособления не понадобятся для диагностики и чип-тюнинга новых машин, правда, при их отсутствии, весьма сложно будет проверить состояние силового агрегата зарубежных легковушек 90-х годов.

Вместе с тем даже чип-тюнинг для начинающих не может обойтись без полного комплекта всевозможных прошивок, подобранных абсолютно под все типы ЭСУД. От способностей и возможностей мастера зависит вид приобретаемого снаряжения, которое может быть как бесплатным, так и коммерческим. Стоит отметить, что некоторые специалисты пользуются исключительно собственными наработками.

Кроме перечня крутых программных приложений, любой мастер должен иметь слесарные инструменты достойного качества. Многим автомобилистам, которые обращаются за перепрошивкой «мозгов» мотора, приводит в сервисный центр банальная неисправность двигателя. Мастеру по чип-тюнингу следует быть готовым не только к диагностике, но и к вынужденному ремонту движка.

Чип-тюнинг везде одинаковый

Это не так. Есть обычные мастерские, где устанавливают сторонние прошивки и в лучшем случае знают лишь основы чип-тюнинга, а есть специализированные тюнинг-ателье, которые хорошо разбираются в таких модификациях и, более того, сами их разрабатывают. AGP Motorsport как раз из таких. Компания модернизирует программу управления двигателем самостоятельно, основываясь на собственных исследованиях и измерениях. Эксперты компании понимают алгоритм работы всех систем автомобиля, что позволяет создавать эффективные и безопасные программы для ЭБУ профильных автомобилей.

AGP Motorsport проводит диагностику работы двигателя на измененной прошивке ЭБУ, имеет собственный мощностной стенд для проверки и настройки автомобиля в нагрузочных режимах с анализом всех доступных параметров работы мотора. По результатам испытаний автомобиля с пробегом специалисты рассказывают о существующих проблемах, если такие выявлены, дают рекомендации по их устранению и предупреждению неисправностей, в частности рассказывают о грамотном обслуживании при дальнейшей эксплуатации. Также специалисты тюнинг-центра создают уникальные программы в индивидуальном исполнении под нестандартную конфигурацию мотора с изменёнными компонентами и готовят спортивные автомобили к соревнованиям. Многие конкуренты просто ставят модифицированную прошивку и не отвечают за дальнейшую поддержку, не говоря уже о разработках для нестандартных конфигураций.

Нейтрализатор, сажевый фильтр, EGR

Многие «тюнеры» убирают у дизелей EGR — систему рециркуляции отработавших газов. На первый взгляд, это безобидная операция, которая отчасти даже полезна для мотора, так как отработавшие газы не загрязняют впуск. Но при повышении отдачи двигателя такое купирование может стать крайне опасным. В современных дизелях система рециркуляции отвечает, в частности, за подогрев впускного воздуха. Во многих случаях чиповка и глушение EGR приводят как минимум к неровной работе мотора.

Сомнительная затея — удаление сажевых фильтров. Мало кому понравится, когда современная дизельная легковушка начинает пахнуть древним КАМАЗом. Вдобавок эта операция требует большого опыта: нужно грамотно «обдурить» программу управления, чтобы та не докучала сообщениями о всяческих ошибках. С другой стороны, оставленный сажевый фильтр будет быстрее забиваться (даже с хорошим софтом интервалы его регенерации сокращаются). А значит, в нем быстрее скопится критическая масса отложений, остающихся после прожигания сажи.

Из-за увеличения потока отработавших газов раньше забьется и нейтрализатор бензинового двигателя. И это с грамотно составленной программой. А дешевый софт может и вовсе привести к быстрому оплавлению сот нейтрализатора. Поэтому крупные зарубежные фирмы вообще не трогают экологические системы двигателя. Ведь они делают софт для глобального рынка, а нормы выбросов вредных веществ во многих странах довольно суровы.

Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя

Чип-тюнинг позволяет почувствовать себя более комфортно во время обгона, улучшает плавность и снижает частоту переключения передач. Настройка мощности двигателя не изменяет расход топлива, машина с любых оборотов легче разгоняется.

Чип-тюнинг также можно применять и в качестве разновидности ремонта автомобиля. Он актуален как при незначительных неисправностях, так и при более серьезных поломках, связанных со старением и износом механизмов мотора.

Эту проблему может решить замена двигателя, однако такое мероприятие требует значительных затрат, иногда сопоставимых с полной стоимостью машины. Поэтому многие автолюбители предпочитают «перепрошивку» и регулировку блоков управления, что заключается в смещении баланса работы механизмов в одну или другую сторону.

Такой тюнинг способен улучшать работу двигателей не только б/у автомобилей, но и новых дорогостоящих машин премиум-класса – совершенствуется динамика, убирается эффект «турбоямы» и т.д.

Данный вид тюнинга актуален и для иномарок, и для недорогих автомобилей отечественного производства. В автосервисах эта услуга пользуется большой популярностью.

Чип-тюнинг также довольно часто проводят при недостатке лошадиных сил под капотом авто. Благодаря таким усовершенствованиям можно значительно увеличить скорость разгона и превратить тяжелую представительскую машину в «легкий» спорт-кар.

К недостаткам чип-тюнинга многие мастера относят низкий процент увеличения мощности двигателей отечественного производства. Часто говорят об отсутствии смысла в данном мероприятии для российских машин: работать приходится не с дорогостоящим мотором иномарки, а с бюджетным, отличающимся низкой объемностью.

После такого чип-тюнинга максимальное увеличение мощности будет составлять 5-8%, то есть какого-то заметного улучшения ждать не следует. Справедливости ради стоит отметить, что это относится только к автомобилям бюджетного ценового сегмента с маленькими моторами и к моделям российского или постсоветского производства.

Плюсы и минусы чип тюнинга

Традиционно для подобных публикаций, начнем с плюсов — это позволит лучше понять, что именно дает автомобилю прошивка:

  1. Это реальный способ повысить мощность движка (плюс 15-30%);
  2. Предыдущий плюс неизбежно вызовет увеличение расхода топлива, но на этот счет можно не беспокоиться. Дело в том, что чип тюнинг одновременно помогает снизить трату бензина, за счет корректировки угла опережения зажигания и оптимизации впрыска. Другими словами, минуса здесь не наблюдается. Мощность и крутящий моменты возрастают, а бензин тратится меньше! Экономия топлива, примерно, плюс 12%;
  3. Появляется реальная возможность адаптировать режим работы движка под индивидуальный стиль езды (например, молодежь сегодня поголовно стремится к спортивному режиму);
  4. Зачем еще прошивают машину? В тачках с турбонаддувом оптимизируется система включения и давления. В результате, снижается потеря крутящего момента (минус 30-40%);
  5. Еще одним существенным плюсом является улучшение работы системы кондиционирования, что благотворно сказывается на функциях холодного хода и запуска;
  6. Из предыдущего плюса вытекает перспектива сокращения времени разгона авто от 0 до 100 км/ч. Попробуйте сами и Вы увидите разницу, как говорится, не вооруженным глазом, а убедиться можете с помощью специальных приложений для замера разгона;
  7. Процедура позволяет раскрыть силовую динамику АКПП до максимума, устраняет рывки и дергания, делает ход плавным и мягким;
  8. Чип тюнинг активирует повышенный контроль за снижением токсичности выхлопов. Это важный плюс для окружающей среды;
  9. Все электронные системы начинают работать в полную силу, что ощущается при первом же после чиповки запуске двигателя;
  10. Чип тюнинг позволяет исправить заводские настройки ЭБУ (да, и там могут ошибаться), которые мешали мотору раскрыть потенциал;
  11. Еще одним весомым плюсом или положительным последствием чип тюнинга становится возможность перехода на бензин с более низким октановым числом (что финансово выгодно);
  12. Смельчакам, решившимся на выполнение чип тюнинга своими руками, мы назовем еще один плюс – они, однозначно, начнут лучше понимать устройство своего автомобиля, смогут легко устранять ошибки двигателя и, вообще, всей электронной начинки тачки.

Это были плюсы прошивки автомобиля, позволившие понять, на что она влияет. Однако, не спешите так сразу отвечать на вопрос «нужно ли прошивать машину» положительно, ведь вы еще не ознакомились с минусами данной процедуры!

  • Самостоятельный чип тюнинг отнимет у автовладельца массу времени. Ему придется тщательно вникнуть в теорию, детально разобрать этапы чиповки, приобрести оборудование, скачать нужный софт. А если еще и требуется демонтаж ЭБУ и замена микросхемы – на это отваживаются единицы. Однако, сделать прошивку своими руками — реально, мы вас не отговариваем! Просто будьте готовы к тому, что это непросто. Увы, но для многих такая сложность — минус;
  • Есть и альтернатива – можно обратиться в профессиональное тюнинговое ателье, но тут минусом станут финансовые затраты. Минимальная цена чиповки в нормальном сервисе – 3000 рублей. Обращение же в официальный дилерский центр «встанет» в десятку. Мастера-одиночки (самоучки) могут прошить авто за 2000 рублей. Если склонитесь к последнему варианту, ищите спеца по отзывам и рекомендациям!
  • Нелегальный чип тюнинг лишает автовладельца права на гарантийный ремонт;
  • Задумайтесь, почему завод-изготовитель устанавливает настройки на средние позиции? Чтобы снизить расход ресурсов ЭБУ. Один из главных минусов прошивки двигателя – чем больше она повысит его мощность, тем сильнее снизится срок его службы. Это касается всех систем, на которые влияет чип тюнинг;
  • Для качественного чип тюнинга требуется подобрать подходящий софт. Да, его легко скачать с Интернета, но сохраняется риск нарваться на подделку или «кривую» прогу. Или того хуже, на вредоносное ПО. Словом, качайте программы только с проверенных порталов;
  • Вот к каким минусам приводит неправильный результат чип тюнинга: увеличивается токсичность выхлопов (на 10%), расход топлива (до 20%) и других параметров. Происходит полная подмена показателей (вместо ожидаемого эффекта наблюдается деструктивно-обратный, плюсы становятся минусами);
  • Самое печальное последствие – полный сбой ЭБУ, с необходимостью его перенастройки или даже замены. Не доверяйте электронный мозг своей «малышки» дилетантам и трезво оценивайте свою готовность (если решили сделать чиповку своими руками).

Ну что, задумались, стоит ли делать прошивку автомобиля? Все минусы можно обобщить одной фразой – слишком высокая цена ошибки. И все же, плюсов у процедуры гораздо больше, чем минусов. В заключение, давайте порассуждаем над вопросом ее целесообразности!

Порядок действий во время прошивки ЭБУ

Прежде всего надо еще раз убедиться в том, что у двигателя нет никаких проблем и он работает исправно. Только в этом случае приступаем к работе.

Ноутбук должен быть надежно закреплен, чтобы во время работы он не мог сдвигаться. Подключаем к нему программатор, который позволит облегчить весь процесс работы. При необходимости воспользуйтесь инструкцией (она всегда должна быть под рукой).

Чтобы добраться до электронного блока управления потребуется снять панель, расположенную под центральной консолью (вначале правую, а потом левую)

Работать надо осторожно и помнить о том, что лучше всего перед этим отключить аккумулятор

Под левой панелью находится блок управления, чтобы его достать потребуется отвести фиксатор. Разъем вынимается из гнезда, при этом надо быть аккуратным и не касаться контактов инструментом или руками. Теперь потребуется открутить гайки крепления, чтобы достать сам ЭБУ вместе с кронштейном, который также закреплен.

Чтобы вскрыть блок понадобится отогнуть фиксаторы и снять крышку. Внутри находится печатная плата

Здесь придется соблюдать максимальную осторожность, так как электронные компоненты крайне чувствительны к статистическому электричеству

Микросхема ПЗУ может иметь символы, но количество выходов равняется 28. Перед тем как ее заменить, надо пометить маркером первый вывод. При выемке микросхему необходимо аккуратно отжать вверх. Если же она была запаяна, то следует перекусить с помощью бокорезов все места соединения и затем впаять панель. Только потом можно устанавливать новую микросхему, но при этом своими действиями не допустить перекосов.

Далее следует закрыть крышку и вернуть блок управления в предназначенное ему место, соблюдая обратный порядок действий. Для перенастройки потребуется подсоединить ноутбук к диагностическому порту и проследить, чтобы провода были надежно закреплены.

Рекомендуем: Полировка лобового стекла своими руками

Теперь включаем зажигание и устанавливаем, в соответствии с инструкцией, программу калибровки двигателя. Обычно установка укладывается в 20–30 минут. После этого следует отключить зажигание и другое оборудование.

Какой вариант подойдет лучше, стоит ли менять чип или достаточно выполнить только настройку, придется решать в каждом случае отдельно. Чип-тюнинг некоторых машин вообще может принести минимальную пользу.

Вывод

Разобравшись со всеми процессами работы, каждый решает сам для себя, стоит ли всё делать самому или же лучше всего обратиться к специалистам и не рисковать своим автомобилем в стремлении сэкономить.

С развитием научно-технического прогресса в настоящее время в жизнедеятельность автомобильного двигателя реализована электронная система управления двигателем (ЭСУД), которая оттеснила механическую систему далеко назад. На инжекторный автомобиль установили компьютер, который стал управлять системой впрыска, зажиганием, запуском двигателя в любых климатических условиях и поддержкой холостого хода, при этом все режимы отслеживаются долями микросекунд. Работа компьютера автомобиля, иными словами блока управления двигателем (ЭБУ), основывается на заложенной в его внутренней памяти программы и калибровок (прошивки).

  1. Массовое прошивание автомобилей готовыми прошивками авторов.
  2. Индивидуальное прошивание автомобиля в режиме реального времени – онлайн прошивки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector