Вода вместо антифриза: можно ли залить воду вместо антифриза летом
Содержание:
- Тосол для иных систем теплообмена
- Влияние погодных условий
- Смешиваем антифриз разных марок
- Сколько лить?
- Можно ли доливать антифриз
- Разбавление концентрата антифриза
- Классификация присадок
- Правила смешивания различных охлаждающих жидкостей
- Что делать
- Что делать, если антифриз попал в масло
- Восстановление уровня водой
- Можно ли их перемешивать?
- Можно ли смешивать тосол с водой, ведь в жизни, как известно, может случиться всякое.
- Влияние воды на характеристики тосола
- Можно ли смешивать охлаждающие жидкости разного цвета
- Можно ли смешивать антифриз
Тосол для иных систем теплообмена
Кроме автомобильного применения под маркой ТОСОЛ производится выпуск теплоносителей для систем отопления. Жидкость заполняет трубы, котел и батареи отопления в индивидуальных домах.
Применение незамерзающих растворов для отопительных устройств позволяет обогревать дома на дачных участках, где температура внутри здания может опускаться ниже нулевой отметки. Приезжающие в зимний период владельцы запускают отопительный котел в работу. Жидкость начинает интенсивную циркуляцию по трубопроводам, прогревает отопительные приборы и создает комфортные условия для нахождения в помещении людей.
Та же лаборатория, что создала Тосол для автомобилей, разработала на основе этиленгликоля смазывающую охлаждающую жидкость (СОЖ). Она используется для обработки металлов резанием.
С 1980 г. реализуются эмульсии, которые при заливке в станок нужно разбавить водой. В дальнейшем выполняется обработка деталей на станках в механических цехах заводов.
Для закалки деталей также используются жидкости, в их основе используют состав, похожий на обычную ОЖ для автомобилей.
Влияние погодных условий
Теперь по поводу погодных условий, поскольку они тоже важны
В летний период использование воды в системе охлаждения ничем не грозит, причем неважно – доливали ее немного или же система ею заполнена полностью
А вот зимой вода в системе может нанести значительный вред и чем больше ее, тем выше вероятность такого вреда.
В первом описанном случае, когда дистиллята заливали немного, изменение свойств антифриза если и будет, то незначительно. То есть, может повыситься порог замерзания на 2-5 градусов С и все.
Если в зимний период температура не снижается ниже -30 градусов С, то такой антифриз кристаллизоваться не будет.
А вот когда вода залита в большом количестве, то порог замерзания – невысокий, и кристаллы льда могут образовываться уже при -20 градусов С и выше (зависит от количества воды).
В результате образовавший лед может порвать патрубки, трубки радиатора или же привести к появлению трещины на рубашке охлаждения.
Но здесь сразу стоит отметить, что это произойдет только если машину оставить на ночь с водой в системе. При работающем моторе замерзание воды не произойдет.
Также читайте про причины по которым раздувает расширительный бачок.
Смешиваем антифриз разных марок
Антифриз представлен тремя общими разновидностями. Для удобства они маркируются цифро-буквенным кодом, имеют разные оттенки цвета. В основе всех антифризов — этиленгликоль или пропиленгликоль (около 90 %), вода (примерно 5 %), остальная доля приходится на присадки. Именно в них и заключаются основные отличия составов.
Различия G11, G12 и G13
Характеристика | G11 | G12, G12+, G12++ | G13 |
Состав | Силикатный (наиболее близок к тосолу) | Карбоксиликатный, Лобридный – карбоксилаты с небольшим процентом (5-8 %) неорганических компонентов (силикатов, фосфатов) | Пропиленгликолиевый (с глицерином) |
Технология | Принцип действия – создание сплошной защитной пленки. Она нужна, чтобы предотвратить агрессивное влияние этиленгликоля на металл. |
Агрессивный к металлу этиленгликоль обогащен органическими соединениями. Не создает сплошной пленки на всей поверхности охлаждаемых узлов. Защита активизируется при обнаружении ржавчины – точечно, слоем толщиной не более 1 микрона, присадки преобразовывают ржавчину и выводят остатки из системы.
G12+, G12++ – гибридные составы, где в качестве присадок применяется комбинация органических кислот и минеральных составляющих. Антифриз этого типа одновременно создает тонкую защитную пленку и обеспечивает дополнительную защиту в местах коррозии. |
В основе – пропиленгликоль. Отличается экологичностью (используемый в составах предыдущих поколений этиленгликоль – ядовитый и агрессивный). Аналогичен по своему действию G12+, G12++ |
Цвет | Зеленый, синий (варианты) | Красный, желтый, ярко-оранжевый | Фиолетовый (оттенки) |
Срок службы | 2-3 года | 3-5 лет (и более) | 5 и более лет |
Принцип действия | Создание сплошной защитной пленки для предотвращения очагов коррозии | Точечное воздействие – покрытие тончайшей защитной пленкой (не более 1 микрона) потенциальных очагов коррозии | Точечная защита |
Где используется | На устаревших типах двигателя. Например, чугунных. Не рекомендуется для современных ДВС из легкосплавных металлов | Наиболее универсальный вариант, применяется на большинстве двигателей | Двигатели высокой мощности |
Как смешивать антифриз
Схема смешивания антифризов
При доливе антифриза в систему не стоит ориентироваться на схожие цвета. Важную роль играет только состав.
Можно сочетать:
- G11 сочетается с тосолом, антифризом G11 и G12++. Они имеют практически идентичный состав, в основе которого этиленгликоль. Общее между составами — этиленгликолевая основа и силикаты в присадках;
- G12 может смешиваться с составами G12, G12+, G12++. У них практически идентичные составы, отличия может заключаться только в комплексе присадок.
Нельзя сочетать:
- G11 и G12. Несмотря на одинаковую основу, присадки этих антифризов имеют принципиально разный состав (неорганические и органические кислоты), противоположный принцип действия. Образовавшаяся пленка (G11) снизит теплоотдачу, может закупорить просвет труб радиатора;
- G13 не может сочетаться ни с одним видом антифриза. Основа G13 – пропилен. Это другой тип спирта, именно на него рассчитаны все присадки.
Вывод: универсальным донором для всех типов антифриза является состав с маркировкой G12++.
Последствия
Признаки неправильного смешения типов охлаждающей жидкости:
- перегрев двигателя при нормальном уровне охлаждающей жидкости в системе. Если поломка возникла после долива антифриза, возможно в результате химической реакции образовался осадок. Он забил патрубки охлаждающей системы и радиатора;
- вспенивание антифриза. Жидкость начнет активно пениться и выкипать из расширительного бачка.
При появлении перечисленных признаков, необходимо обратиться в сервис для промывки системы охлаждения, заливки в нее однородного по составу антифриза. Это можно сделать и самостоятельно.
Вспенивание антифриза в результате неправильного смешивания жидкостей – необходима промывка системы
Сколько лить?
Что касается объема заливаемой жидкости, он на всех автомобилях разный. Для примера возьмем ВАЗ-2110. Здесь используется около 7-8 литров. Но залить этот объем полностью не получится. За первый раз уйдет не более 5-ти. Дальше нужно запустить двигатель и подождать, пока он прогреется.
Вы заметите, что уровень ОЖ в расширительном бачке упадет до минимума. После этого можно смело заливать остаток. На автомобилях ГАЗель и «Волга» объем охлаждающей системы составляет 10 литров. Но также стоит учитывать наличие дополнительного отопителя, который автомобилисты монтируют нештатно. Так, суммарный объем может увеличиваться на полтора литра.
Можно ли доливать антифриз
Можно ли долить другой антифриз? Делать это запрещено, если свойства хладагентов отличаются. В противном случае после смешения несовместимых жидкостей выпадет твердый осадок. В результате произойдет закоксовка каналов радиатора и других элементов системы. Чтобы этого не случилось, доливать в машину можно такую охлаждающую жидкость, использовать которую рекомендует автопроизводитель для вашей модели авто. Состав такого хладагента будет идентичен составу того, что уже залит.
Что касается того, можно ли доливать дистиллированную воду в антифриз, точного ответа на данный вопрос нет. Если процент добавленной жидкости будет небольшой, хладагент сохранит свои первоначальные свойства неизменными. Однако не стоит доливать в антифриз неочищенную воду из-под крана.
Многие неопытные водители не знают, можно ли доливать антифриз другого цвета
Здесь стоит обратить внимание на то, что оттенок хладагента не влияет на его состав. К примеру, может оказаться так, что разрешено доливать синий антифриз к красному.
Можно ли доливать антифриз одного цвета, например к зеленому хладагенту такой же зеленый антифриз, но с другими свойствами? Делать этого нельзя. Дело в том, что состав таких жидкостей будет отличаться, так же как и добавленные присадки.
Большинство владельцев авто не представляют, куда именно нужно заливать тосол. По ошибке они заливают его в раструб радиатора. Это отверстие есть в данном механизме, однако только если модель разборная. Когда корпус радиаторной системы цельный, доливать антифриз напрямую запрещено. Хладагент заливается в радиатор, а также во все части системы охлаждения через расширительный бачок.
Когда вы планируете полностью удалить отработанную охлаждающую жидкость, к примеру, когда заменяете тосол на антифриз другой марки, сливать его нужно из разборного радиатора через индивидуальное отверстие. Также может потребоваться снять защитную панель на днище, чтобы добраться до дополнительной пробки, через которую вытекут остатки жидкости.
Не во всех случаях стоит придерживаться стандартной инструкции по смене тосола. Ведь на многих машинах установлены такие системы охлаждения, сливать антифриз из которых следует особым способом. Чаще всего индивидуальная схема слива есть у авто, произведенных в Англии. Если на вашем авто можно заменить тосол по упрощенной системе, с этой работой справится даже новичок, ведь никаких специальных знаний или инструментов не потребуется.
Разбавление концентрата антифриза
Концентрат антифриза — вещество, в котором отсутствует дистиллированная вода. Остальные компоненты, такие как краситель, присадки и этиленгликоль присутствуют в полном объёме.
Концентрат антифриза представляет собой вещество, в котором отсутствует дистиллированная вода
Чтобы антифриз выполнял свои функции и его не пришлось вылить из-за неправильного смешивания, нужно соблюсти правильные пропорции. Сама процедура не является сложной и состоит в смешивании концентрата с дистиллированной водой согласно табличным значениям.
Таблица: пропорции воды и концентрата антифриза
Процент воды | Процент концентрата | Порог замерзания, °С | Порог закипания, °С |
87,5% | 12,5% | -7 | 100 |
75% | 25% | -15 | 100 |
50% | 50% | -40; -45 | +130; +140 |
40% | 60% | -50; -60 | +150; +160 |
25% | 75% | -70 | +170 |
Классификация присадок
Всем известная классификация антифризов была придумана компанией Volkswagen для облегчения разделения жидкостей по составам. По сей день широко распространена, используется при сертификации охлаждающих жидкостей.
Таблица классификаций антифризов:
Класс антифриза | Описание |
G11 | Гибридный антифриз (G11) — зеленая, бирюзовая, синяя или желтая жидкость, содержащая силикаты или фосфаты в качестве ингибиторов. Срок службы — 3 года. Тип: неорганический. Производят «гибриды» с 90-х годов. Подклассы G1+ и G11++ отличаются процентным соотношением карбоновых кислот.
G11 антифризы (Тосол) рассчитаны на старые автомобили с большим объёмом охлаждающей системы. Они создают по всей охлаждающей системе защитную пленку, которая защищает детали от коррозии, но у этой защиты есть недостаток — эта защитная пленка понижает теплопроводность. Поэтому в современном автомобиле с тонкими каналами охлаждающей системы G11 не подходит, т.к. ухудшается охлаждение двигателя. К тому же температура закипания антифриза G11 составляет 105 градусов. Максимальный срок службы таких ОЖ 2-3 года или до 50-80 тыс. км. пробега |
G12 | Карбоксилатный антифриз (G12) — органическая жидкость красного цвета (разных оттенков). Служит уже 5 лет и намного лучше защищает металл от ржавчины и кавитации, чем хладагенты класса G11. Красные антифризы адсорбируются только в очагах коррозии, формируя слой толщиной 0,1 микрон. То есть внутренняя поверхность системы охлаждения не покрывается полностью, а только там, где есть необходимость. Это положительно сказывается на теплообмене: эффективность охлаждения двигателя не снижается. |
G13 и
G12+ |
Лобридный антифриз G13 (ранее G12+) — органическая основа дополнена минеральными ингибиторами. Такой антифриз образует сверхтонкую защитную пленку на металле, которая реагирует только с очагом коррозии. В состав лобридных жидкостей входят органические кислоты и силикаты. Срок службы такого антифриза неограничен при условии заливки в новый автомобиль. Цвет — красный (первые составы), оранжевый и желтый (новые составы), фиолетовый (составы после 2012 года). Составы разработаны в 2008 году, активно применяются производителем «Пежо» и «Ситроен».
G13 2008 года — оранжевая или желтая охлаждающая жидкость, созданная, в отличие от предшественников, на основе стал пропиленгликоля. Из-за этого свойства антифриза намного лучше, чем у других классов, но и цена самая высокая. Так что определить G13 можно даже не по цвету, а по ценнику в автомагазине. |
Довольно легко провести аналогию соответствия цвета жидкости и ее состава. Антифризы класса G11 обычно синие и зеленые. G12, как правило, красного цвета. А хладагенты G13 получили фиолетовый, красный и желтый цвета.
Красный антифриз G12
Технические характеристики антифризов:
Наименование показателя | Нормы для антифриз g11 | Нормы для антифриз g12 |
1. Внешний вид | Однородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей зелёного цвета. | Однородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей красного цвета. |
2. Плотность при температуре 20°С в пределах | 1,065 – 1,085 г/cм3 | 1,065 – 1,085 г/cм3 |
3.Температура начала кристаллизации не выше | Минус 37 °С | Минус 37 °С |
4. Температура кипения при давлении 101,3кПа (760 мм.рт.ст.) не ниже | 108 °С | 108 °С |
5. Массовая доля воды не более | 50 % | 50 % |
6. Запас щелочности не менее | 10 см3 | 3 см3 |
7. Вспениваемость:
объем пены через 5 мин не более время исчезновения пены не более |
30 cм3
3 мин |
30 cм3
3 мин |
8. Водородный показатель (рН) при температуре 20 °С, в пределах | 6,5-11,0 | 6,5-11,0 |
9. Коррозионное воздействие на металлы, г/м3 в сутки не более:
медь М1 (ГОСТ 859-78) латунь Л68 (ТУ 48 — 2 1- 5005 — 80) припой ПОС-35 (ТУ 48 — 13 — 10 — 84) алюминий АК-6М2 (ОСТ 48-178-80) чугун GН-190 (по нормам ФИАТ ВАЗ 52205) или Сч-25 (ГОСТ 1412- 85) сталь СТ-20 (ГОСТ 1050) |
0,1
0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 |
0,1
0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 |
10. Воздействие на резину при температуре 100 °С в течение 72 часов. Изменение объема не более:
стандартные образцы резины 57-5006 (ТУ 38 — 105 — 250 — 77) класс ТРП-100-60 стандартные образцы резины 57-7011 (ТУ 38 — 105 — 262 — 78) класс ТРП-100-60 |
5%
5% |
5%
5% |
11. Стойкость в жесткой воде | Не определяется | не определяется |
12. Фракционные данные:
температура начала перегонки не ниже массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150 °С не более |
100 °С
55% |
55 °С
5% |
Правила смешивания различных охлаждающих жидкостей
Как было отмечено ранее, антифризы могут иметь разный состав и включать различные присадки. Многие виды охлаждающих жидкостей нельзя смешивать между собой, так как это может привести к выпадению осадка или образованию гелеобразной субстанции. В тоже время большая часть различных антифризов может смешиваться без каких-либо последствий. С другой стороны, нужно ли поступать таким образом? Сильной катастрофы при смешивании охлаждающих жидкостей разного цвета от различных производителей, конечно же, не произойдет, но если ситуация позволяет, то не стоит прибегать к этому рискованному решению. При плохом раскладе полученная смесь прослужит совсем недолго и может сильно навредить мотору.
Владельцы авто чаще всего спрашивают, можно ли смешивать:
- антифризы одинакового цвета (красный и синий, синий и зеленый, розовый и фиолетовый).
- жидкости разных торговых марок;
- G11 и G12;
- G12 и G12+;
- G12 и G13;
- тосол и антифриз;
- G11 и G12++;
- G12++ и G13.
Перечень таких комбинаций может быть намного шире. Чтобы дать правильный ответ на такие вопросы, следует руководствоваться общими правилами, которые в экстренных ситуациях помогут разобраться, стоит ли смешивать охлаждающие жидкости.
Основные правила, которыми нужно руководствоваться, чтобы решить, стоит ли смешивать разные антифризы:
- нельзя соединять антифризы 11 и 12 классов;
- можно смешивать составы классов G11 с G12+ и даже с G13;
- в случае необходимости можно смешивать антифризы 12 и 12+;
- не стоит соединять жидкости классов 12 и 12++ или 13;
- параллельно не запрещается сочетание составов 12, 12++ и 13.
В экстренной ситуации сложно будет вспомнить указанные формулы, но их знание поможет избежать ошибок с негативными последствиями.
Принимать решение о смешивании разных антифризов стоит не на основании их цвета, а с учетом химического состава. В тоже время стоит учитывать, что на российском уровне продается достаточно много поддельной автохимии. Если смешивать антифризы-подделки, то предположить, каким будет результат, невозможно.
Сегодня автовладельцам совсем непросто разбираться в оттенках тосолов и антифризов. Периодичность замены охлаждающей жидкости составляет 2 года. Когда собственник авто залил в систему антифриз, он длительное время не интересуется этим видом автохимии. Но за 2 года производители охлаждающих жидкостей могут многое изменить в стандартах и классификации своей продукции. Купить антифриз впрок также не получится, так как он имеет ограниченный срок годности. Чтобы избежать ошибок, стоит приобретать охлаждающую жидкость одной торговой марки. Не забывайте также изучать состав антифриза, который указан на упаковке.
Что делать
Если с вами все же случилась такая неприятность, нужно знать, что делать. Именно об этом мы сейчас и расскажем. Автомобиль необходимо срочно отвезти в гараж . Для этого лучше вызвать эвакуатор. Если такой возможности нет, попросите кого-то, чтобы он на сцепке отвез машину. Хорошо, если в вашем гараже есть небольшая печка или хотя бы «буржуйка», чтобы температура там не опускалась ниже нуля градусов.
Итак, с чего начать? Вам понадобится тепловая пушка. С помощью ее нужно плавно и равномерно отогревать мотор. Постепенно распределяйте тепло по всему моторному отделу, отогрейте и радиатор. Все нужно делать без спешки. Теперь главное – не нарушить основные элементы машины.
Когда вы увидите, что на стенках патрубков лед начинает оттаивать, вскипятите воду в чайнике и полейте ею систему
Это нужно делать крайне осторожно, посматривая, не проливается ли вода в каком-либо месте
Если вы это заметили, значит, требуется ремонт. Ведь вытекание воды свидетельствует о том, что где-то образовалась трещина или прорыв, который нужно обязательно герметизировать.
Но, даже если вы и не обнаружили ничего подобного, лучше отправить машину на диагностику, чтобы проверить целостность всех ее элементов с помощью специального оборудования.
Итак, что можно сказать в качестве вывода? Старайтесь предотвратить замерзание тосола, чтобы избежать разного рода неприятностей, связанных с эксплуатацией авто.
← Предыдущий материал
Что делать, если антифриз попал в масло
В зависимости от того, как антифриз попал в масло, существуют определенные, конкретные для каждого случая пути устранения неполадок.
Почему антифриз попадает в масло | Способ устранения причины проникновения тосола в масло |
Изношена прокладка головки блока цилиндров | Демонтировать и установить головку блока. Поменять прокладку уплотнения. |
Пробита прокладка ГБЦ. Треснула перегородка масла от антифриза. | Ремонт трещины. |
Деформирована прокладка. | Замена внутренней части деформированной головки, прилегающей к мотору. |
Плохо установлена прокладка. | Переустановка, качественная затяжка болтов. |
Антифриз низкого качества. | Замена жидкости на качественную. Ремонт, замена прокладок и цилиндров. |
Неправильно установлен жидкостный насос. | Переустановка насоса. |
Восстановление уровня водой
Итак, отмечено, что уровень жидкости в бачке упал. При этом осмотр силовой установки и элементов системы охлаждения показал, что течей нет. Это значит, что вода просто испарилась.
При этом концентрация этиленгликоля (пропиленгликоля), а также имеющихся в составе жидкости присадок повысилась, поскольку испарилась только вода.
В этом случае дистиллят практически никакого влияния на свойства жидкости не окажет. То есть, можно смело воду, но только дистиллированную, добавлять, доводя до необходимого уровня.
В случае, когда жидкости ушло много (была утечка из-за разгерметизации системы), то лучшим вариантом будет доливка вместо вытекшего нового антифриза. Но при этом, обязательно следует заливать только ту жидкость, которая и была залита.
Антифриз другой марки и цвета ни в коем случае заливать нельзя. А все потому, что каждый из производителей использует свои пакеты присадок, и очень высока вероятность конфликта между ними с самыми разными негативными последствиями.
Если же под рукой точно такого же антифриза нет, то в таком случае заполнение системы водой тоже допускается. На работе силовой установки наличие воды не скажется, температурный режим вода тоже будет поддерживать.
Но есть и негативный момент, который кроется в том, что в воде нет защитных присадок, поэтому как скажется воздействие чистого дистиллята (или слабо концентрированного раствора, состоящего из воды и небольшого количества остаточного антифриза) на составные элементы системы охлаждения – предугадать невозможно.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Лизинг или кредит, что выгоднее при покупке автомобиля
На некоторых авто это не будет иметь никаких негативных последствий, на других же может начаться процесс коррозии металлических поверхностей.
Поэтому заполнять систему большим количеством воды все же можно, но следует максимально сократить время ее использования и при первой же возможности заменить ее на антифриз, чтобы избежать негативных последствий.
Можно ли их перемешивать?
Теперь разберемся в том, возможно ли перемешивать хладагенты разных составов или нет
Если вы решили мешать антифризы, то не стоит обращать внимание на их окрас
Зачем смешивать?
Возможность смешивания хладагентов в автомобиле зависит от таких факторов, как состав продукта и наличие в нем присадок. Необходимость разбавления может возникнуть в результате утечки жидкости. Если хладагент уходит из системы и его уровень в ней стал критически низким, автовладельцу надо покупать новый антифриз для добавления. В противном случае двигатель закипит и заглохнет.
Пользователь Виктор Андреев провел эксперимент по смешиванию разных антифризов и заснял этот процесс на видео.
В интернет-отзывах некоторых пользователей можно прочитать о смешивании Тосола с антифризом для увеличения объема полезных добавок в системе. То, что это позволит защитить компоненты охладительной системы авто от образования ржавчины и распада частиц в жидкости, не более чем миф. Особенно если продукты смешиваются в холодное время года. Летом, в случае когда произошла утечка хладагента, допускается восполнить объем жидкости обычной дистиллированной водой, если возможности купить новый антифриз нет. Зимой этого делать нельзя, поскольку температура замерзания продукта резко снизится.
Это приведет к таким последствиям:
- жидкость в охладительной системе начнет быстрее кристаллизоваться и замерзнет при снижении температуры;
- в сильный холод вода будет увеличиваться в объеме, что способствует повреждению каналов системы охлаждения и расширительного бачка;
- кристаллизация может привести к неисправности радиаторного устройства.
Можно ли смешивать тосол с водой, ведь в жизни, как известно, может случиться всякое.
Начнем с того, что сегодня в продаже можно встретить не только тосол в привычной нам консистенции, но и его концентрат, который не то что можно, а нужно разбавлять с водой. В каком объеме – читайте этикетку-инструкцию.
Если же речь идет о стандартной охлаждающей жидкости, именуемой тосол, то здесь ответ на поставленный вопрос также звучит утвердительно (ведь в составе тосола тоже присутствует вода), но с небольшой оговоркой: смешивать тосол и воду нужно не «на глаз», а следуя определенным правилам.
Вода для разбавления тосола должна быть только дистиллированной, поскольку ее состав самый «мягкий».
Даже при необходимости заливки водопроводной воды, последнюю обязательно нужно проверять на жесткость. Параметр жесткости не должен быть выше 5-ти мг на литр воды.
Разбавлять тосол водой необходимо, учитывая рекомендации к разбавлению, а также соблюдая положенную концентрацию готовой смеси.
Необходимо также различать концентрацию смеси в зависимости от сезона: летом вода испаряется, соответственно, долив воды следует производить чаще, чем в холодное время года.
Зимой и вовсе разбавлять тосол водой не рекомендуется, так как в разбавленном виде он может просто замерзнуть или кристаллизироваться.
Влияние воды на характеристики тосола
В стандартном исполнении в составе антифризов содержится от 30 до 65 % этиленгликоля. Чтобы проще ориентироваться автолюбителям, разные виды ОЖ окрашивают в разные цвета. Обычный тосол российского производства окрашивают в голубой цвет, что узаконено соответствующим государственным стандартом.
- При производстве тосола используют дистиллированную воду. Для ее изготовления используют промышленные дистилляторы.
- Будущий тосол готовят в емкости объемом 5…8 м³.
- Добавляют присадки. Для подобного объема их количество измеряется в килограммах.
- Добавляют необходимый краситель.
- Потом мешалки производят перемешивание состава.
- Приготовленный раствор разливают по емкостям и отправляют в торговую сеть.
На одном предприятии могут выпускать самые разные виды антифризов. Меняется только соотношение между компонентами. В импортных расходных материалах используют карбоксильные группы, которые добавляют в состав антифризов.
Чтобы проще ориентироваться потребителям, используется классификация ОЖ, предложенная компанией Volkswagen. Ею в настоящее время пользуются повсеместно.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости разного цвета
Как правило, антифризы, отличающиеся по цвету, имеют разные характеристики. Дело в том, что в разных поколениях жидкостей для автомобильных систем охлаждения используются присадки с разными цветовыми оттенками. Современные антифризы отличаются более высокой эффективностью и безвредностью для экологии в сравнении с теми образцами автохимии, которые выпускались ранее. В ассортименте охлаждающих жидкостей, представленных в автомагазинах, встречаются гибридные, карбоксилатные, лабридные, а также традиционные антифризы. Они отличаются по составу, по характеристикам и по цвету. Чтобы разобраться в отличиях, следует рассмотреть их основные свойства, которые имеют особое значение при использовании в системах охлаждения ДВС:
- Антикоррозийные характеристики. Обычный тосол не защищает детали двигателя, сопряженные с системой охлаждения, от коррозии. В то же время охлаждающая жидкость красного или фиолетового цвета обеспечивает надежную защиту узлов мотора на длительное время.
- Температура закипания. Охлаждающие жидкости с более высокими температурами кипения лучше защищают мотор от перегревания при экстремальных нагрузках. Синие и зеленые антифризы закипают при температурах от 102 °C до 110 °C. Если учесть, что для многих современных двигателей средняя рабочая температура достигает 105 °C –115 °C, то становится понятно, что использовать такие составы для современных авто нежелательно. В этом случае стоит использовать фиолетовый антифриз, температура кипения которого составляет от 135 °C до 137 °C.
- Температура замерзания. Значение этого показателя следует соизмерить с минимальной температурой воздуха в том регионе, где эксплуатируется автомобиль. Стандартные показатели температуры замерзания для разных антифризов находятся в пределах от −20 °C до -40 °C. При этом нужно учесть, что обычные и гибридные охлаждающие жидкости начинают загустевать при остывании ниже 0 °C, а это затрудняет работу холодного мотора. По данной характеристике более предпочтительно выглядят карбоксилатные и лабридные антифризы.
Как было отмечено ранее, чем современнее разработка антифриза, тем лучше его функциональные характеристики при использовании в системах охлаждения ДВС.
Стоит также отметить, что нежелательно смешивать охлаждающие жидкости разного цвета (даже если это антифризы, относящиеся к одному типу, но выпущенные разными производителями). Дело в том, что в их состав входят различные присадки, которые могут нейтрализовать полезные свойства друг друга, а, значит будут ухудшены характеристики охлаждающей жидкости.
Смешивать антифризы, отличающиеся цветом, стоит только в исключительных ситуациях, когда нет другого выхода. К примеру, любые смеси с охлаждающей жидкостью G13 могут использоваться в современных двигателях, но у них будут заметно снижены антикоррозионные свойства. В каких бы пропорциях вам не пришлось смешивать антифриз G13 с другими жидкостями для систем охлаждения ДВС, полученная смесь по характеристикам будет аналогична антифризам низшей категории. Так, при совмещении G11 и G13 получим жидкость, свойства которой такие же, как и у антифриза зеленого цвета.
Это говорит о том, что смешивать разноцветные охлаждающие жидкости стоит только в том случае, если необходимо срочно долить антифриз в систему охлаждения, но нет возможности найти подходящий состав. После такой процедуры следует при любой возможности промыть систему охлаждения и залить новый антифриз, соответствующий характеристикам, предусмотренным автопроизводителем для конкретной марки авто. При длительной эксплуатации авто смешанные антифризы могут нанести вред двигателю.
Нельзя сказать, что среди охлаждающих жидкостей разных цветов, выпускаемых проверенными производителями, есть плохие и хорошие образцы. Оттенок антифриза определяется присадками, которые влияют на его свойства. Выбор смеси следует производить с учетом типа мотора, поэтому стоит внимательно изучить требования автопроизводителя.
Можно ли смешивать антифриз
Если возникает необходимость смешивания разных видов ОЖ, сперва нужно убедиться, что полученная смесь не нанесёт вреда силовому агрегату и системе охлаждения.
Одного цвета, но разных производителей
Иногда возникает ситуация, когда нет возможности долить в систему антифриз той фирмы, который залита в систему. В этом случае есть выход, поскольку хладагенты разных производителей одинакового цвета можно смешивать друг с другом. Главное, чтобы стандарты были схожими, т. е. антифриз G11 (зелёный) одной фирмы без проблем можно смешать с G11 (зелёный) другой фирмы. Аналогичным образом можно смешивать G12 и G13.
Таблица: совместимость антифризов разных классов при доливке
ОЖ в системе | |||||||
Тосол | G11 | G12 | G12+ | G12++ | G13 | ||
ОЖ на долив в систему | Тосол | Да | Да | Не | Нет | Нет | Нет |
G11 | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | |
G12 | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет | |
G12+ | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | |
G12++ | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |
G13 | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
С тосолом
Нередко автолюбители задаются вопросом смешивания антифриза с тосолом. Нужно понимать, что эти вещества имеют разные составы, поэтому смешивать их запрещается. Отличие состоит как в используемых присадках, так и в температурах кипения и замерзания, а также в степени агрессивности к элементам системы охлаждения. При смешивании тосола с антифризом возможна химическая реакция с последующим выпадением осадка, который попросту забьёт каналы охладительной системы. Это может привести к следующим негативным последствиям:
- к перегреву силового агрегата;
- неправильной работе термостата;
- поломке помпы.
Это минимум проблем, которые могут возникнуть при, казалось бы, безобидном соединении двух хладагентов, призванных выполнять одну и ту же функцию. Дополнительно может произойти вспенивание, которое является нежелательным процессом, поскольку возможно замерзание ОЖ либо перегрев мотора.
При смешивании антифриза с тосолом возможно вспенивание жидкости
Кроме перечисленных нюансов может начаться сильная коррозия, повреждающая элементы системы. Если же произвести смешивание антифриза с тосолом на современном авто, электроника попросту не даст запустить мотор из-за несоответствия жидкости в расширительном бачке.