Перевозка детей в автомобиле в 2020
Содержание:
- Какие штрафы за перевозку без автокресла?
- Непростые споры
- Госавтоинспекция разъясняет правила перевозки детей-пассажиров в легковых автомобилях
- Нюансы
- Ответственность за оставление ребенка в машине
- Инструкция по установке кресла своими руками
- Можно ли возить ребёнка на переднем сиденье автомобиля?
- Разрешен ли бустер
- Что безопаснее: бустер или детское кресло?
- С какого возраста можно оставлять ребенка одного в машине?
- Использование детских кресел и ремней безопасности
- Что же выбрать?
Какие штрафы за перевозку без автокресла?
Выше мы писали о планируемых поправках в 2021 году в связи с введением обновлённого КоАП РФ. Но, так как поправки эти ещё не вступили, штраф за нарушения перевозки детей один. Если быть точнее, их 3 – они назначаются за одно нарушение, но для различных категорий лиц:
- за любые нарушения правил перевозки детей штраф для водителя составит 3 000 рублей,
- если речь идёт о должностном лице (включая ИП), то штраф возрастает до 25 тысяч,
- для юридических лиц сумма повышается до 100 тысяч рублей.
Более того, по сути данная санкция подходит и для детей старше 12 лет – то есть когда конкретно пункт 22.9 Правил не распространяется на таковых. Так как в статье говорится конкретно о детях, а детьми люди не перестают быть и по достижении 12-летнего возраста.
Например, есть отдельный штраф за перевозку людей вне кабины автомобиля в размере 1 000 рублей (часть 2 статьи 12.23). В данном случае инспектор ДПС, с одной стороны, может применить уже санкцию в размере 3 000, так как нарушение касается именно детей. С другой, перевозка вне кабины – это более частный случай нарушений правил перевозки, поэтому именно часть 2 здесь будет более законной. Тем не менее, на практике 2021 года сотрудники ГИБДД могут выписывать штрафы по части 3 данной статьи и за детей в возрасте старше 12 лет.
Как сотрудник ГИБДД определяет соответствие ДУУ и возраст ребёнка?
А никак либо на глаз! Представьте наиболее распространённый пример такой ситуации. Вас с ребёнком на борту останавливает сотрудник ГИБДД, и между вами ведётся примерно такой диалог:
– У вас ребёнок не в детском автокресле, – утверждает сотрудник,
– Так ему уже есть 7 лет!
– Да, а чем докажете?
То есть доказывать вы ничего не должны. Но не спешите радоваться. В России всё это работает немного по-иному, и вот как!
На самом деле, на практике, если у инспектора ДПС не будет сомнения в возрасте ребёнка для перевозки без специального кресла, либо он будет понимать на глаз, что автокресло соответствует весу и росту ребёнка (до 7 лет), то чаще всего и намёка ни на какой штраф не будет. В противном случае на вас выпишут постановление. А уже далее придётся обжаловать штраф вышестоящему должностному лицу либо в суд. И вот там лучше всего принести документ о возрасте ребёнка (и/или документы на автокресло, если штраф был назначен за якобы несоответствие), иначе рассматривающий вашу жалобу орган просто вынесет вердикт: «нет оснований не доверять сотруднику полиции».
Непростые споры
Водители часто фрондируют по вопросу, необходимо ли усаживать мальчика или девочку, которым не исполнилось 12 лет, в автокресло, если оно не подходит им по росту и весу. Подобные сомнения фрондируют с положением закона, точно определяющий до скольки полных лет дети ездят в автокресле. Узаконенным Гражданским кодексом России таким возрастом считается 12 лет.
Буква Закона остается в силе, если ребенок высокого роста и с прибавкой в весе, едет на первом пассажирском месте. В случае возникших споров между водителем и родителями малолетнего пассажира, стороны обязаны руководствоваться установкой текущего гражданского законодательства.
Категоричность водителя позволит избежать штрафных выплат при встрече с офицерами дорожной полиции. Но это не главное. Суть требования в том, что соблюдение требований является гарантией сохранения жизней малолетним гражданам в случае аварии на автомобильной трассе.
Использовать предложенные варианты не дано каждому ребенку. Есть ограничения по весу. Водитель будет оштрафован, если попытается перевозить подростков, чей вес больше 36 килограмм. При помощи автобустера перевозить ребенка ростом свыше 120 сантиметров, будет для шофера занятием себе в урон.
Госавтоинспекция разъясняет правила перевозки детей-пассажиров в легковых автомобилях
ГИБДД информирует!
Пункт 22.9 ПДД РФ гласит: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств)».
Таким образом, на переднем сиденье автомобиля разрешено перевозить детей, не достигших возраста 12 лет, только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу.
Ребенка до 7 лет можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих его росту и весу, как на переднем сиденье, так и на заднем сиденье автомобиля.
Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье автомобиля разрешено перевозить не только с использованием детских удерживающих устройств, но и с использованием трехточечного штатного ремня безопасности. В данном случае, при выборе пассивных мер безопасности водитель обязательно должен учитывать вес и рост ребенка.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), требования которого в России обязательны для исполнения, штатный ремень безопасности, должен таким образом использоваться в отношении ребенка, чтобы отсутствовала возможность соскальзывания диагональной ветви ремня с плеча в результате смещения пассажира вперед или его подныривания под ремень безопасности. Главное предназначение ремня безопасности – это функция удержания тела пассажира или водителя в неподвижном состоянии при резком торможении или столкновении. Эта функция должна выполняться и при использовании его в отношении детей.
В том случае, если комплекция тела ребенка не позволяет штатному ремню безопасности выполнять эту функцию, необходимо использовать детское удерживающее устройство.
Что касается детских удерживающих устройств, то теперь в ПДД четко регламентировано, что установка в легковом автомобиле детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в строгом соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). То есть, при размещении удерживающего устройства и ребенка в нем, должна быть обеспечена неподвижность в случаях резкого торможения или столкновения, как самого детского удерживающего устройства, так и ребенка в нем.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», детские удерживающие устройства являются «компонентами транспортных средств» и подлежат обязательной сертификации на территории Российской Федерации. Сертификат должен удостоверять, что детское удерживающее устройство соответствует требованиям Правил Европейской экономической комиссии ООН № 44-04 (в общеевропейском обозначении – стандарт безопасности ЕСЕ R 44.04).
На сертифицированном детском удерживающем устройстве обязательно будет табличка, доступная для обозрения без вскрытия упаковки, подтверждающая его соответствие стандарту безопасности.
Напомним, что единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах содержатся в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТР 41.44-2005, где детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:
1 группа 0 (group 0) — для детей массой менее 10 кг;
2 группа 0+ (group 0+) — для детей массой менее 13 кг;
3 группа I (group I) — для детей массой 9-18 кг;
4 группа II (group II) — для детей массой 15-25 кг;
5 группа III (group III) — для детей массой 22-36 кг.
Инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД
ОМВД России по Туринскому районуЛ. Мурзина
Нюансы
Если в транспортном средстве планируется перемещение больше 8 детей одновременно, речь идёт об организованной перевозке. Правила перевозки группы несовершеннолетних более суровые. Процесс регламентирует Постановление Правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 года.
Для перевозки допустимо использовать лишь автобус, соответствующий установленным требованиям. Если перемещение выполняется в тёмное время суток, с детьми можно проезжать не больше 100 км при скорости 50 км\ч. Если в автобусе находятся несовершеннолетние в возрасте до 7 лет, непрерывное движение более 4 часов не допускается.
Ответственность за оставление ребенка в машине
Что же грозит водителю, оставившему ребенка в машине? Тут нужно вспомнить саму процедуру наказания по «дорожным» правонарушениям:
- Правила перевозки детей устанавливаются в ПДД.
- Наказание за нарушение этих правил прописываются в КоАП РФ, если не имеется оснований для применения УК РФ.
- При наличии оснований, виновный привлекается к уголовной ответственности.
Статья 12.8 ПДД, как уже упоминалось, прямо запрещает оставлять ребенка в машине во время стоянки. Однако нет ни одного положения КоАП или УК РФ прямо отсылающего к этому нарушению. Это не значит, что наказание невозможно. Это означает, что будут применены иные формы воздействия.
Административный штраф по статье 12.19 КоАП РФ
Вспомним, что рассматриваемое нарушение помещено в статью 12 ПДД – Остановка и стоянка, а в интересующем нас абзаце указано на оставление детей в салоне во время стоянки. Соответственно, за нарушение правил стоянки и будут применены санкции к водителю.
Статья 12.19 КоАП РФ в п.1 предполагает штраф за нарушение правил стоянки в 500 рублей, альтернативой чему является предупреждение.
Однако не спешите радоваться столь «несерьезному» наказанию. Во-первых, частью 5 той же статьи предполагаются отдельные штрафы для случаев, произошедших на территории Москвы и Санкт-Петербурга, в 2500 рублей без возможности предупреждения.
Во-вторых, прочтите далее об уголовной ответственности, и вы поймете, что применение ее вполне реально.
Оставление ребенка в опасности по статье 125 УК РФ
В УК РФ так же нет прямых установок на наказание за оставление ребенка в автомобиле, однако есть одна довольно серьезная статья:
Статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации, чьи положения в контексте нашего разбирательства можно обозначить как «оставление в опасности (угроза жизни или здоровью) лица, лишенного по малолетству самостоятельной возможности принять меры к спасению, совершенное тем, кто обязан был заботиться о таком лице», приведет к наказанию в виде штрафа до 80000 рублей или обязательным работам до 360 часов, или исправительным работам до 1 года, или принудительным работам на тот же срок, или аресту до 3х месяцев, или лишению свободы на срок до 1 года.
Несложно догадаться, особенно ссылаясь на вышеприведенные примеры, что сам факт наличия несовершеннолетнего ребенка в машине без сопровождения взрослых может быть признан оставлением в опасности. Конечно, в правоприменительной практике чаще используются нормы Административного законодательства, но прецеденты использования УК РФ так же есть, и забывать этого не стоит.
На сколько минут можно оставить ребенка в закрытом салоне?
Напомним, что в начале разбирательства обращалось внимание на три важные особенности п.12.8 ПДД. Пришло время разобраться с первой из них – речь идет о правонарушении, произошедшем во время стоянки ТС
Соответственно, ко всем случаям, которые нельзя интерпретировать, как стоянку, применение этой нормы ПДД невозможно.
Не будем рассматривать случаи, когда автомобиль находится в движении. Но есть принципиально важный момент, отличающий стоянку от остановки. Обратимся к пункту 1.2 ПДД:
- Остановкой считается прекращение движение на время до 5 минут, но допускается и большее, если оно необходимо для загрузки/выгрузки грузов или посадки/высадки пассажиров.
- Стоянкой — более 5 минут, если такое прекращение движения не связано с погрузкой/выгрузкой или посадкой/высадкой.
Соответственно, если ребенок в машине находится во время остановки транспортного средства, нормы п.12.8 ПДД, а значит и ст.12.19 КоАП РФ, применены быть не могут. Однако если есть основания для применения ст.125 УК РФ, то они не зависят от классификации прекращения движения на остановку и стоянку.
Инструкция по установке кресла своими руками
Обезопасить ребенка – основная задача всех родителей, которые собираются путешествовать вместе с юным пассажиром.
Алгоритм действий
Схема, как правильно пристегивать детское кресло:
- Перед тем как присоединить детское автокресло, нужно изучить к нему инструкцию.
- Затем отодвинуть переднее кресло, чтобы оно не затрудняло работу.
- Ставим устройство на заднее сидение. Прикладывая всю имеющуюся силу, затягиваем ремни на намеченных точках, как показано в инструкции. Если есть возможность воспользоваться дополнительными зажимами на сидении, это стоит сделать. Если сидения ими не оснащены, можно воспользоваться крепежными деталями.
- Нужно тщательно проверить, надежно ли закреплен плечевой ремень. Поясная часть эластичной ленты ремня будет нести ответственность за фиксацию кресла.
- Настраиваем высоту направляющей для штатного ремня. Если деталь будет находиться слишком высоко, в момент рывка или ДТП она может сдавить голову или шею ребенка.
- На последнем этапе нужно проверить насколько прочно зафиксировано кресло. Манипулируем им туда-сюда, и если оно немного двигается – не более 1 сантиметра – все в порядке.
- Чтобы убедиться, что работа выполнена качественно, посадите малыша в детское кресло и пристегните все ремешки. Между ремешками и тельцем ребенка расстояние не должно превышать больше двух пальцев.
Несколько советов для правильной установки
Для того чтобы безопасность ребенка была на самом высоком уровне, следует придерживаться некоторых элементарных правил:
Даже если имеются навыки, рекомендуется ознакомиться с инструкцией. Дело в том, что некоторые модели могут иметь некоторые различия. Соответственно меняются и способы крепления.
Если имеется возможность, лучше не снимать сидушку после каждой поездки, а оставить его в автомобиле. Если такой возможности нет, следует быть внимательным после каждой новой установки.
Закрепив детское сиденье, необходимо проверить его на прочность фиксации
В том случае, когда оно при проверке смещается до 2 сантиметров, это допускается, если же более 2 см, детское кресло следует переустановить.
После того как сиденье для ребенка установлено, следует обратить внимание на то что ремень безопасности в области плеча зафиксирован
Не менее важно убедиться в том, что ответная часть не имеет контакта с детским креслом.
Лучше спросить совета у опытных товарищей, либо пару раз пересмотреть специальные видео уроки, которых сегодня в интернете немало.
Можно ли возить ребёнка на переднем сиденье автомобиля?
Новые правила РФ гласят — усаживать даже грудничка спереди можно. Но как именно это делать, будет зависеть уже от веса и возраста дитяти. Например, дети младше 12 лет, обязательно должны находится только в авто кресле. И причём подобранном для них индивидуально.
Но никогда не забывайте, что рядом с водителем сидеть вашему чаду всегда более опасно, чем сзади. И это давно установленный факт. Исследования показывают, что очень много смертей и серьёзных травм возможно было бы легко избежать, если бы молодые родители устанавливали кресла на заднем сиденье.
И непросто где вздумается, а только строго по центру сиденья. Это также объясняется и физиологией детей. При очень резком торможении, нежные неокрепшие шейные мышцы получают менее травмирующий фактор, только в этом месте.
Возрастные ограничение при перевозке детей на переднем сиденье
Возрастных ограничений на данное время не предусмотрено. Перевозить своих наследников спереди можно, начиная от рождения. Однако ребятёнку, не достигшему 12-лет, потребуется приобрести специальное детское авто кресло.
Но, согласно ПДД, к ним должны предъявляться особенные требования это — полная соразмерность весовой категории. Если малышу уже исполнилось 12 лет, тогда по ныне утверждённому законодательству разрешается его перевозка рядом с водителем.
Только с обязательным использованием ремня безопасности и соблюдений установленных требований, прописанных в ПДД.
Нужно ли ставить автокресло?
В России действуют жёсткие требования по поводу использования авто кресел. Если водитель перевозит своё чадо без него, его немедленно задержат, выпишут немалый штраф и запретят дальнейшее перемещение.
Особенно опасно перевозить малышей на руках. Даже при небольшой аварии невозможно будет удержать его на руках. Потому что вес при ударе увеличивается в несколько раз. Можно весьма сильно придавить малыша к лобовому стеклу, или навалившись своим весом просто покалечить.
Главное, не экономить при покупке, нельзя покупать самое недорогое. Необходимо только качественное, ведь это и безопасность, и комфорт одновременно. Ваше чадо может и подремать, и поиграться в нём, а вы меньше станете отвлекаться, и сосредоточитесь только на дороге.
Установка автокресла на переднее сиденье
При установке авто люльки на переднее сиденье, никогда не забывайте отключать подушку безопасности. Потому что, если она внезапно срабатывает, малыш получает сильнейший удар и соответственно тяжелейшую травму. Особенно это опасно для младенцев.
Устанавливают авто люльку:
- Для 0 группы — независимо от вида сиденья, только против хода движения. Ножки при этом должны быть направлены только к спинке. К креслу чадо фиксируют имеющимися ремнями и пяти точечным ремнём.
- Группа 0 + с весом до 13 кг — кресло устанавливают строго против хода движения. Но ставить можно, в любом удобном вам месте.
- Группа 1 с весом от 10–18 кг — фиксируется уже по ходу, в любом нужном месте. Дополнительно нужно закреплять внутренним пяти точечным ремнём.
- Группа 2–3 с весом до 35 кг — садят на любое свободное пассажирское место, и конечно по ходу движения. Пристёгивают штатным ремнём безопасности.
Другие удерживающие устройства
Все другие известные удерживающие устройства всегда должны соответствовать специальному ГОСТу — Р 41.44–2005. Все фирменные устройства, оснащают обязательным оранжевым стикером — R44/03. Сейчас нормы ужесточились и поэтому должна значиться такая маркировка — R44/04.
Кроме автолюльки и автокресел много и других удобных приспособлений — бустеры, подушки, пряжки, различные лямки, подголовники и т. д. Очень востребовано сейчас и удерживающее устройство «Фэст».
С ним можно не волноваться за безопасность вашего чада, оно прошло сертификацию РФ
Нужно только всегда обращать внимание на соотношение роста и веса вашего малыша к характеристикам выбранного устройства.
Правила перевозки детей на переднем сиденье
В 2017 году правила перевозки для наших детей немного изменились, но пока законопроект находится на рассмотрении. Поэтому все принятые изменения, прописанные в правилах ПДД, пункте 22.9, пока в силу не вошли. Поправки будут касаться только детей, ещё не достигших 12-лет.
Согласно вновь принятым правилам потребуется не только наличие самого автокресла, но и оно должно быть строго соразмерно росту и весу. Ребят от 7– 12 лет уже можно будет свободно перевозить на заднем сиденье и без дорогого авто кресла. Но нужно их будет обязательно пристёгивать по всем правилам.
Разрешен ли бустер
В данном случае необходимо ориентироваться на категорию, которая ему присвоена. Только модели третьего вида разрешены для использования. Но при этом чадо должно быть старше семи лет.
Бустер представляет собой сиденье, у которого отсутствует спинка. Однако его конструкция твердая, имеются удобные подлокотники и направляющие для штатного ремня. Но безопасность таких устройств снижена, потому что нет боковой защиты. Специалисты рекомендуют использовать такой вариант, если наследник уже перешагнул отметку роста в 135 см. Но все же, кресла из категории 2/3 считаются и для них более приемлемыми.
Что безопаснее: бустер или детское кресло?
Выбирая устройство безопасности для перевозки ребенка в машине, важно осветить все плюсы и минусы. С какого возраста бустер можно использовать для защиты ребенка? Несмотря на то, что он разрешен в качестве альтернативы автокреслу для детей после трех лет, безопасность его значительно уступает аналогу
При правильном положении ребенка бустер способен защитить его только при фронтальном ударе. При боковом столкновении эффективным окажется только автокресло. Устанавливая бустер в машину, важно правильно закрепить ремень безопасности. Если он провиснет или будет расположен неправильно, то при столкновении малыш может получить серьезные травмы. Практически во всех бустерах есть дополнительный ремешок, который позволяет отрегулировать автомобильный ремень по росту ребенка. Нужно не забыть это сделать, иначе последствия могут быть очень серьезными.
В отличие от бустеров, детские автокресла с достаточной степенью защиты могут помочь избежать ребенку травм спины, внутренних органов и головы как во время фронтального, так и во время бокового удара. Главное — выбрать модель, имеющую сертификат испытаний по Правилам ЕЭК ООН № 44–04. Это будет гарантировать безопасность ребенка при столкновениях на скорости до 50 км/ч. Использовать автокресла можно довольно долго: производители выпускают линейки размером для детей до 12 лет. А вот фиксирующее устройство ФЭСТ плохо влияет на безопасность, так как оказывает сильное давление на область живота и внутренних органов.
С какого возраста можно оставлять ребенка одного в машине?
Возраст ребенка – это второй аспект, на который мы обращали внимание, цитируя положения п.12.8 ПДД РФ. Действие нормы распространяется на детей моложе 7 лет
С точки зрения законодательства, нельзя применить нормы данного положения, если в машине заперт ребенок, уже достигший семилетнего возраста.
Но давайте ненадолго отвлечемся от буквы Административного кодекса и ПДД. На простом человеческом уровне разве семи-восьмилетний ребенок, находящийся в одиночестве в салоне автомобиля, не подвергается опасности или не подвергает ею других? Разве этот возрастной этап познания жизни не может подвигнуть скучающего малыша дернуть «ручник», или завести машину и «порулить как папа»? Разве подобные угрозы не распространяются и на более взрослых детей?
Не стоит думать, что мы перешли от юридических понятий к морализаторству. Нет! Мы подводим читателя к другой мысли: если опасность для жизни и здоровья ребенку сохраняется, то положения ст.125 УК РФ могут быть применены.
Вспомним, что в ст.125 УК РФ указывается на малолетство потенциально пострадавшего (а также на старость, болезнь, беспомощность). Этот термин напрямую кодексом не расшифровывается, но вытекает из положения ч.1 ст.87 УК РФ, определяющей понятие «несовершеннолетнего», как лица в возрасте от 14 до 18 лет. Соответственно малолетним будет считаться ребенок до наступления 14-ти лет.
Можно ли оставлять ребенка со старшим братом или сестрой?
Согласитесь, оставить, к примеру, одного грудничка в салоне ТС, и оставить его с более взрослым ребенком – это не одно и то же. Однако нормы п.12.8 ПДД РФ могут быть применены, если дети оставлены без присмотра совершеннолетнего лица. Это был третий и завершающий аспект, выделенный в нормах ПДД РФ.
Соответственно, если старшему ребенку нет 18 лет, оставление с ним меньшего будет считаться нарушением. Более того, санкции могут одновременно применяться и за оставление старших детей.
Если же ситуация уже закрутилась по нелицеприятному сценарию, и выбраться из нее самостоятельно практически невозможно, потребуется консультация автоюриста. Наши специалисты всегда готовы помочь, достаточно обратиться к ним через форму электронного общения, расположенную под этой статьей, или позвонив по указанному на сайте телефону.
Использование детских кресел и ремней безопасности
Для ребенка до семи лет детское кресло используется без использования ремней, установленных в машине. Достаточно пристегнуть его лямками самого устройства. Ремнями можно закрепить само кресло. С какого возраста ребенок может пристегиваться ремнями безопасности? С 7 до 11 лет ребенка разрешено посадить сзади, но пристегнув. Если такой возможности нет, следует обеспечить его удерживающим устройством для детей. Многих водителей также волнует вопрос, со скольки лет можно ездить на переднем сидении. Такая возможность появляется по достижении ребенком 12 лет. Но только если рост будет более 150 сантиметров. До этого – на заднем, в кресле или пристегнутым.
Почему необходимо использовать детское кресло
Автокресло нужно не для того, чтобы избежать штрафа за отсутствие этого устройства. Оно обеспечивает безопасность ребенка, причем не только при возникновении аварийных ситуаций, но и при неожиданных торможениях или маневрах. Статистика утверждает, что кресло помогает снизить вероятность смертельных травм на 75%.
Типы кресел
Сейчас продаются следующие варианты устройств: автолюльки, кресла и бустеры для детей. Все они имеют свои нюансы использования.
Автолюльки актуальны для самых маленьких детей. Сажать их нельзя, так что им проще передвигаться лежа. Для фиксации используются внутренние ремни, а люльку прикрепляют на специальную базу или используют для закрепления обычный ремень безопасности, установленный в автомобиле. Она удобна не только для машины, но и для дома – можно забрать ее из салона в квартиру. Ребенка в ней часто носят к врачам, в магазины и так далее. Бывают коляски с автолюльками. Но у последних есть недостаток в плане того, до какого возраста их можно использовать. Когда ребенок подрастает, ему приходится покупать новое устройство, так как старое становится мало.
Стандартные кресла. Актуальны с возраста около 12 месяцев. Крепление стандартное. Едут дети сидя или полулежа, если конструкция это позволяет. У качественных моделей должны быть защиты по бокам, которые гасят удар.
Бустеры визуально не совсем кресла. У них имеются лишь сиденья. Но и дополнительная безопасность отсутствует. Поэтому перевозка ребенка на бустере нежелательна, хотя и допустима. Его считают дополнением к креслу, а не полноценной заменой.
Выбор автокресла по возрасту
Выбор кресла напрямую зависит от возраста ребенка. Для удобства можно использовать следующие рекомендации:
Возраст ребенка | Удерживающее устройство | Вес ребенка (кг) |
До полутора лет | Кресло, в котором ребенок находится в положении полулежа | До 13 |
От года до 4 лет | Кресло | До 18 |
От 3 до 7 лет | Кресло с регулируемой спинкой | До 25 |
От 7 до 12 лет | Кресло или бустер для перевозки, ребенок должен быть пристегнут ремнем безопасности | До 36 |
Что важно при выборе кресла
Бустеры для детей, кресла и люльки имеют разное качество. Не все они гарантируют безопасность
Поэтому нужно знать, на что обращать внимание при покупке
Проводили ли краш-тесты, какими были результаты.
Есть ли на кресле маркировки (например, на люльках в зоне головы указывается, что их нельзя располагать там, где имеются подушки безопасности). Также должна быть схема с рекомендациями по правильному креплению.
Насколько безопасны материалы, из которых изготовили кресло. Они должны быть примерно такими же, как те, что используются для игрушек. Стоит также проверить степень воспламеняемости.
Оценка ADAC. Чем ниже балл, тем лучше кресло. Испытания проводятся по различным критериям – от безопасности до удобства.
Надежность защиты
Особое внимание следует уделять боковым зонам и зоне головы. Там должна быть защита
Желателен изофикс.
Простота в уходе. Устройство для перевозки должно легко отмываться.
Расположение кресла
Место установки кресла зависит от того, сколько ребенку лет. В правилах того, как перевозить новорожденного в машине, к примеру, указывается, что устройство лучше ставить сзади и против движения потока автомобилей. В остальных ситуациях кресла ставят за водительским креслом спереди, но при условии, что автомобиль без подушки безопасности. И тогда устройство поворачивают спинкой вперед.
Ремень безопасности на переднем и заднем сидениях
Ремни безопасности чаще всего используются для дополнительной фиксации. Целесообразно использовать их с 7 лет. Также с их помощью часто закрепляют кресла для надежности. Ребенка с 12 лет перевозят без кресла, но пристегнув ремнем. Подушка безопасности должна быть включена.
Что же выбрать?
Возможно, практика привлечения к административной ответственности водителей, перевозящих детей не в детских креслах, связана с тем, что действующая формулировка не относит к детским удерживающим устройствам те устройства, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, называя их иными средствами, но не определяя конкретные характеристики.
Определение понятия «детское удерживающее устройство» дано в уже упоминавшемся ГОСТе. Под ним понимается совокупность лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства, например детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья или противоударного экрана ().
При этом конструкция может быть нецельной и включать в себя частичное удерживающее устройство (например, дополнительную подушку), которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте (). К этому типу, судя по всему, относится и «ФЭСТ».
Тем не менее не стоит забывать о том, что главная цель использования удерживающего устройства – не в избежании штрафа, а в снижении вероятности травмирования ребенка в случае резкого торможения или ДТП. Поэтому к выбору его вида нужно подходить вдумчиво.
Логично предположить, что для перевозки грудного ребенка должна использоваться специальная детская люлька (, ). А малыша, который уже может находиться в полулежачем положении, можно перевозить в детском кресле ().
Удерживающие устройства, напомним, делятся на группы в зависимости от того, для перевозки детей какого веса они предназначены: для детей массой менее 10 кг (группа 0), менее 13 кг (группа 0+), от 9 до 18 кг (группа I), от 15 до 25 кг (группа II) и от 22 до 36 кг (группа III).
Однако нужно не просто выбрать подходящее по параметрам устройство, но и правильно его установить. Так, например, устройства, относящиеся к группам 0 и 0+, должны быть расположены против направления движения транспорта (). Как правило, в характеристиках модели указывается способ установки: «спиной вперед» или «лицом вперед»
Также важно знать, что использование детского удерживающего устройства, установленного против направления движения, на пассажирских сиденьях, которые оборудованы подушками безопасности, не допускается ()
Кроме того, следует помнить, что не все выпускаемые удерживающие устройства являются универсальными – те, которые относятся к полууниверсальной, ограниченной и особой категориям, могут быть установлены только на определенных транспортных средствах при использовании соответствующих креплений (, ). Сведения о категории устройства, согласно ГОСТу, указываются в инструкции по эксплуатации, причем так, чтобы их можно было прочитать без снятия упаковки. Таким образом, во избежание проблем с использованием конкретного удерживающего устройства перед его приобретением желательно проконсультироваться с продавцом. Последний, кстати, вправе рекомендовать покупателю обратиться к изготовителю данного устройства ().
***
В прошлом году МВД России разработало проект поправок в ПДД, согласно которым иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, исключаются из . Предлагалось установить, что детей младше семи лет можно перевозить исключительно с использованием детских удерживающих систем (надо полагать, подразумеваются цельные конструкции этих устройств, то есть автокресла). При перевозке же детей в возрасте от 7 до 11 лет, согласно проекту, допускается использование как детских удерживающих систем, так и стандартных ремней безопасности. Правда, такой выбор возможен только при размещении ребенка на заднем сиденье. Принятие этого документа, вероятно, решило бы проблему отсутствия на рынке удерживающих устройств для детей младше 12 лет, которые весят более 36 кг.
К слову, некоторые автоэксперты считают, что правила перевозки должны содержать требования к росту ребенка, а не его возрасту, так как никаких «стандартных» параметров ребенка определенного возраста просто не может быть.
Тем не менее пока никаких изменений, касающихся перевозки детей, в ПДД не внесено.