Гбо метан плюсы и минусы
Содержание:
- Схема включения ГБО
- Насчет чистоты газа
- Опасны ли машины на газовом оборудовании?
- Метан
- Схема ГБО
- Установка на автомобиль ГБО с пропаном и его сравнение с метаном
- Метан или пропан-бутан что лучше выбрать?
- Пропан или метан
- Недостатки газового топлива
- Особенности оборудования. Преимущества и недостатки
- Выход из строя двигателя
- Общие черты
- Производители ГБО на пропане
- Сколько стоит установка газового оборудования на автомобиль
- Минусы метана
- Воздействие на двигатель
- Особенности баллонов
- Статистика
- Побежали ставить – для начала посчитайте окупаемость
- Подведем итоги
Схема включения ГБО
Подбор поколения газовой системы зависит от типа двигателя авто. Газобаллонная установка с 1-го по 3-е поколение ставиться как на инжекторные, так и карбюраторные машины. Современная система распределённой подачи топлива (4-ая генерация) подходит только для инжекторных моторов.
В зависимости от вида ДВС и способа подачи газа, включение ГБО разных поколений имеет ряд принципиальных отличий.
Карбюраторный двигатель
Пуск эжекционного оборудования (1,2,3 поколение) на карбюраторе происходит в принудительном режиме.
Функционал таких установок позволяет заводить авто сразу на газе. Однако для сохранения мембраны редуктора-испарителя, запуск не прогретого двигателя (при любом поколении) рекомендуется осуществлять на бензине, особенно если температура окружающей среды ниже 0°C.
Чтобы включить газовое оборудование на карбюраторной машине нужно, после прогрева мотора от 35°С и выше перевести клавишу газ/бензин в нейтральное положение «0».
Переключатель для карбюраторной машины
Таким образом, гаснет красный светодиод на корпусе кнопке, что свидетельствует о выключении бензинового клапана. После чего происходит вырабатывание штатного топлива из поплавковой камеры карбюратора.
Затем, не дожидаясь топливного голодания ДВС (приходит с опытом), необходимо переключить тумблер в режим подачи газа «II». Загорается зеленая индикация, которая сигнализирует о включении газового клапана.
Чтобы обратно перейти с газа на бензин нужно переключить клавишу в положение «I», минуя нейтральную позицию.
После остановки ДВС кнопка автоматически отключает газовый клапан.
Для запуска мотора на газовом топливе, у карбюраторных коммутаторов существует функция предпусковой подачи. Работает она следующим образом, в положении переключателя «II», нужно включить зажигание, после смены зеленого цвета индикатора на жёлтый можно заводить авто.
Второе поколение на инжекторной системе
Коммутатор газовой системы для инжектора также имеет три положения:
- «I» — принудительная работа на бензине
- «0» — принудительный газовый режим
- «II» — полуавтомат
У разных производителей порядок режимов может отличаться.
При полуавтоматическом положении переключателя происходит запуск автомобиля сразу с бензинового топлива. Сделано это для прогрева силовой установки и редуктора ГБО соответственно. После повышения оборотов двигателя (перегазовка), машина переходит на газ. Количество оборотов регулируется при помощи потенциометра.
Коммутатор для инжекторного авто
Инструкция для 4-го поколения
Кнопка четвёртого поколения ГБО
Газовое оборудование четвертого поколения работает полностью в автоматическом режиме. При нажатии кнопки ГБО, автомобиль заводится на бензине, а после нагрева редуктора-испарителя включается газ. Обратный переход возможен прямо в движении, путем деактивации переключателя вида топлива.
Температура переключения программируется при настройке оборудования.
Чтобы принудительно завести двигатель, используя газ, система ГБО 4 имеет функцию аварийную пуска.
Насчет чистоты газа
Вот некоторые читатели, которые все же заточены на метан (не знаю, может просто он им нравится, со всеми сложностями), говорят — что это экологически чистое топливо, типа его не «бадяжут», а вот пропан, нещадно мешается с различными другими примесями!
Вы просто не знаете как их готовят!
Да действительно метан – чистый и экологичный, это просто природный газ! Его не мешают потому что не зачем, он итак прекрасно горит.
Пропан мешают с бутаном, или изобутаном. И в этом нет ничего криминального, все дело в том (если утрировать), делается это для того чтобы повысить характеристики сгорания топлива. В определенный момент времени. Обычно зимой – больше пропана, летом — бутана (изобутана)! А вот восклицания того что пропан менее экологичен – ПРОСТО БРЕД СУМАСШЕДШЕГО! Это также обычный газ, такой же как и оппонент!
Опасны ли машины на газовом оборудовании?
Мовиль против ржавчины
Несмотря на кажущуюся, искусственно завышенную опасность газа, им, тем не менее, ежедневно пользуется не менее пятой части населения Земли. Бензин представляет даже большую опасность, чем газ. При утечке газа чаще всего последний будет гореть ровной струёй, пока не выйдет весь — а вот протёкший бензин в случае воспламенения охватит огнём всю территорию, на которой он разлился, при этом взрыва не миновать, особенно когда его пары скопились в достаточной концентрации в воздухе закрытого пространства.
ГБО, монтирующееся в машины – в т. ч. и самим заводом-изготовителем – проходит через всесторонний контроль. Фирма, в течение века выпускающая машины – например, Ford, — вряд ли допустит какие-либо упущения. Она всесторонне контролирует линию производства, сборки комплектов ГБО, обязательно проводит всесторонний тест-драйв установленных систем. В случае выявления брака машина просто-напросто отправляется на замену выбракованных комплектующих.
Метан
Что такое метан? Экологически чистый газ природного происхождения, который добывается из недр земли. Оборудование имеет маркировку Compressed Natural Gas (CNG), что означает сжатый природный газ. Встречается еще другой вариант – КПГ или компримированный.
Метан лишен запаха, цвета и взрывоопасен. Его формула – CH4. И поскольку нет запаха, то для обнаружения утечки газа используются специальные вещества одоранты (как правило, тиолы), придающие ему специфический аромат.
Плюсы и минусы
Среди положительных моментов метана стоит выделить:
- Экологичен – ведь это полностью природное газообразное ископаемое.
- Доступная стоимость – чуть дешевле конкурента (пропана) и на данный момент его цена составляет от 13 до 18 рублей за литр.
- Быстрая испаряемость – в случае возникновения утечки газ растворится за очень короткое время. Если пространство открытое, вероятность взрыва минимальна, но в закрытом нельзя исключать угрозы.
Как можно заметить, плюсов мало и они могут вызвать сомнение. Минусов же на порядок больше, что заставляет задуматься о целесообразности использования именно этого газа:
- дорогостоящее оборудование;
- высокое давление – от 200 до 270 атмосфер;
- большой вес баллона – исходя из объема, масса равняется 65-130 кг;
- небольшой пробег – всего 150-200 км на одной заправке;
- солидная потеря мощности (10-25%);
- количество заправок ничтожное, включая их неудобную локализацию;
- не все компании могут установить на авто ГБО с метаном.
После этих минусов метан становится не самой хорошей альтернативой бензину. Однако теперь стоит поближе познакомиться с его оппонентом.
Схема ГБО
Чтобы перевести автомобиль на использование газа, необходимо произвести установку оборудования. При этом вмешательства в конструкцию силовой установки не требуется. Все элементы ГБО, которые необходимо установить на авто, показаны на схеме:
1 – вентиляционные трубки из гофры; 2 – герметичный корпус; 3 – контрольно-запорная и предохранительная арматура (мультиклапан); 4, 11 – тройники; 5 – смесительная проставка под карбюратор; 6 – дозатор; 7 – блок управления; 8 – газовый электромагнитный клапан; 9 – редуктор; 10 – бензиновый электромагнитный клапан; 12 – радиатор системы обогрева салона; 13 – кран радиатора обогрева; 14 – магистраль высокого давления; 15 – газовый баллон; 16 – эжекторы; 17 – переходной патрубок; 18 – заправочный вентиль.
Отметим, что данная схема является несколько условной. Дело в том, что выпускается несколько поколений газобаллонного оборудования, каждое из которых имеет свои конструктивные особенности и предназначены они для применения с разными системами питания авто. К примеру, указанная схема предназначена для карбюраторных и моноинжекторных двигателей. Более поздние поколения уже рассчитаны на работу с современными инжекторными автомобилями.
Установка на автомобиль ГБО с пропаном и его сравнение с метаном
ГБО на пропане
Метан или пропан на авто, что лучше?
Более популярное газовое топливо – пропан. Как и бензин, его хранят в жидком агрегатном состоянии. На АЗС предлагают пропан как состав из пропана, бутана и этана. Такая смесь дешевле бензина почти в 2 раза и дешевле метана.
Баллоны для пропана в автомобиле по вместимости газа не уступают объемам бензиновых топливных баков. Они вместительнее, чем баллоны для метана, и изготавливаются не только привычной цилиндрической формы, но и тороидальной, что позволяет скрыть баллон в отделении для запасного колеса.
В РФ слабо развита сфера предоставления метанового топлива потребителю. Владельцам ГБО на метане на своем автотранспорте потребуется удлинять маршрут, поскольку заправочных станций, предлагающих метан, немного.
Пропан, как побочный нефтяной продукт, более популярен
в предложении заводов производителей. Заправочных станций, торгующих пропан-бутановой смесью — намного больше, чем продающих метан.
Главный элемент, обеспечивающий нормальную работу ГБО – это газовый редуктор
. Его регулировка обязательна не только при покупке газовой системы, но и по мере эксплуатации. Газовые редукторы для автомобиля с ГБО 2-го поколения на пропане нуждаются в обязательной регулировке на автомобилях до 2000-х годов выпуска.
При установке ГБО, работающего на метане или пропане, необходимо ответственно отнестись к выбору места установки и специалистов.
Помимо ежедневной проверки состояния креплений и узлов системы, её герметичности, каждые 15000 км необходимо проверяться на СТО.
Метан или пропан-бутан что лучше выбрать?
Выбор двух разных газовоздушных смесей
У двигателей внутреннего сгорания есть возможность применять вместо бензина или солярки две различные разновидности газового топлива: сжиженный углеводородный (он же нефтяной) газ или компримированный (сжиженный) природный газ. Первый представляет собой смесь, где пропан соединен с незначительным количеством бутана, а второй содержит простейший встречающийся в первозданном виде в природе углеводород — метан.
В чем разница между ними, и какой вариант газа выгоднее для автовладельца? Ответить на эти ключевые вопросы поначалу не так легко однозначно — чтобы говорить о предпочтительности пропана или метана, необходимо детально изучить структуру и принцип работы обоих видов газов.
Оценив объективно преимущества и недостатки каждого варианта, уже можно будет остановиться на выборе одного из них, взвесить все «за» и «против» и сделать осознанный рациональный выбор.
Мнение, популярное в среде автовладельцев, активно использующих ГБО, о том, что смесь пропан-бутан в транспорте применять лучше метана, в свете современной практики звучит устаревшим. Совершенствование технологий, подогретое постоянной жестокой конкуренцией на рынке энергетических ресурсов, продвигается с каждым днем, и в данный момент можно говорить о том, что по отношению к старым весомым недостаткам газобаллонное оборудование нивелировалось: оборудование под метан теперь ненамного тяжелее, чем под пропан, и баллоны стали поскромнее в плане размеров. Стоимость на комплектующие метановым ГО машины детали по-прежнему кусается — почти в два раза больше. Но нужно при этом помнить, что расходная сумма, потраченная на метановое ГБО, в ущерб пропановому отобьётся большей экономией и не помешает в итоге ездить, наслаждаясь всеми прелестями газа.
Пропан или метан
НУ да ладно, хватит слов, давайте постараемся перечислить плюсы метана, да начнем именно с него:
- Метан стоит дешевле, примерно на 10 – 15%
- Идет без примесей, то есть это чисто природный газ, хотя это сомнительный плюс, но все же!
Вот и собственно и ВСЕ! Давайте теперь перечислю плюсы пропана – бутана.
- Газовое оборудование пропана стоит в 2 – 3 раза дешевле, чем метана.
- Оно намного технологичнее, сейчас вы можете поставить 5, скоро и 6 поколение, а вот метановое максимум 4 поколения, все развитие остановилось.
- Пропан жидкий. Поэтому сейчас его можно скрещивать с бензиновым оборудованием, думаю в 6 поколении, мы это увидим
- НА нем, УЖЕ, можно запускать двигатель с утра, прогревать на бензине не нужно
- Бак для пропана в разы меньше по объему, и весу, можно установить в место для запаски. Весит от 15 до 35 кг, а вот у соперника может весить 65 – 135 кг!
- Храниться под давлением в 12 – 17 атмосфер (а вот метан под давлением в 200 – 270 атмосфер)
- Пропан легкодоступен, практически на каждой бензиновой заправке есть такая газовая станция. Не нужно метаться по городу и искать заправку как у оппонента.
- Пробег на пропане при одинаковых баках, больше в 3 – 4 раза! Опять из-за того что он жидкий, а вот оппонент газообразный.
- На 5 – 6 поколении, практически не теряется мощность относительно мощности бензиновых моторов! Это же происходит и с расходом газа, он практически такой же как на бензине. На метановой установки, такого нет!
Можно еще долго перечислять, некоторые мои читатели пишут, что установка на пропане лучше охлаждает двигатель (потому что жидкий), за счет чего он ходит дольше. Возможно, но нужно проверять. Как видите пропан, «рвет» своего оппонента, просто пополам! Поэтому и 80 – 90% автомобилистов катаются именно на нем – И ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЮТ!
Недостатки газового топлива
Заправка авто газом
- неприятным недостатком газа будет невозможность завести двигатель на газу зимой при больших отрицательных температурах. Решением станет запуск двигателя автомобиля с бензинового топлива, а по достижению прогрева мотора до 30 градусов подключают ГБО;
- страдает мощность двигателя, она уменьшается на 7-10% с использованием пропана и на 20% при использовании метана;
- существенный недостаток – опасность газового топлива. Опасна именно утечка газа при повреждении баллона или несвоевременной проверке технического состояния системы. Не меньшую опасность, при исправном состоянии ГБО, представляют аварии с участием автомобилей на газовом топливе;
- большой вес баллонов сокращает грузоподъемность автотранспорта. Ресурс багажного отделения легковых автомобилей значительно уменьшается при оборудовании его несколькими газовыми емкостями. Для метана, в отличие от пропана, не изготавливают баллонов тороидальной формы, которые подходят в отделение для запасного колеса;
- цена монтажа ГБО на пропане на автомобиль в специальных центрах немалая. Метановое ГБО будет стоить чуть дороже. Так же возникнет необходимость перерегистрации документов на автомобиль с учетом внесения изменений в топливную систему;
- газовые заправки в нашей стране не настолько хорошо развиты, как бензиновые.
Особенности оборудования. Преимущества и недостатки
Поскольку, как уже было отмечено, метановые баллоны характеризуются высоким давлением, это обстоятельство предъявляет особые требования к их конструкции.
Применяется три типа баллонов для сжатого газа метана, устанавливаемые на авто:
- из металла. Это стальные цельнолитые сосуды, имеющие утолщенные стенки. Продолжительность их эксплуатации составляет до двадцати лет;
- из металлопластика. Такие металлические баллоны также являются цельнолитыми. Центр сосуда растачивается конусом, а на полученное свободное пространство наматывается композитный материал. Таким способом добиваются снижения массы баллона, без уменьшения объема. Продолжительность его эксплуатации – до пятнадцати лет;
- из композитных материалов. Первоначально выполняется прочная алюминиевая или композитная основа, которая обматывается композитными материалами. Этот баллон также может эксплуатироваться до пятнадцати лет.
Вам будет интересно >> Как снять ГБО с автомобиля своими руками Метановый баллон отличается относительно большой массой в связи с необходимостью утолщения стенок. Именно поэтому и применяются композитные технологии их изготовления. Баллоны имеют только цилиндрическую форму, поэтому не могут устанавливаться вместо запаски.
Трубки для метанового ГБО выполняются бесшовным способом и способны выдержать многократное растяжение под высоким давлением. Как правило, в таком оборудовании применяются стальные трубки, имеющие диаметр шесть и десять миллиметров.
Отмечаются следующие особенности газового оборудования, предназначенного для метана:
- вход этого узла оснащается войлочным фильтром для очистки газа от посторонних частиц;
- после него производится установка теплообменника, подключенного к охлаждающей системе мотора. Высокая температура охладителя позволяет прогреть метан, который потом подается к понижающей камере, где происходит снижение давления примерно до двух бар.
В остальном такие редуктора любых поколений ничем не отличаются от аналогичного оборудования, использующего пропан-бутан.
Чтобы контролировать наличие остатков метана в топливной системе, необходимо использование манометров, рассчитанных на рабочее давление до четырехсот бар.
Учитывая вышеизложенное, отмечается ряд преимуществ и недостатков применения метанового топлива в качестве альтернативы традиционному.
К достоинствам относится:
- меньшая стоимость данного топлива, что в итоге снижает эксплуатационные расходы машины;
- стабильные качественные характеристики, поскольку метан не требует отдельного производства, как пропан;
- повышенная экологичность, по сравнению с остальными видами топлива.
Недостатками являются:
- большая масса и объем, занимаемый оборудованием; в связи с этим – невозможность крепления под днищем машины;
- меньшее расстояние перемещения авто, если сравнивать с прочими из перечисленных видов топлива;
- более сложный монтаж;
- высокая стоимость, как самого оборудования, так и его монтажа;
- невозможность запуска машины на газовом топливе, особенно в холодное время года – приходится заводить авто на бензине;
- повышенная потеря мощности, в том числе и сравнивая с пропаном;
- для отечественных условий – недостаточное количество станций, предоставляющих возможность заправки метана в авто.
Некоторые считают, что ГБО, в том числе и метановое, представляет повышенную опасность в эксплуатации. Однако это не совсем так:
- поскольку метан – летучий газ, при утечке он не образует взрывоопасных скоплений, а очень быстро испаряется;
- требования, предъявляемые к изготовлению метановых баллонов, обеспечивают их надежность, практически исключая вероятность возникновения опасности.
Вам будет интересно >> Как установить ГБО на Газель
Выход из строя двигателя
Можно услышать и такое мнение — что ГАЗ способствует выходу из строя двигателя, что он сушит поршня и от его работы горят клапана, разрушается головка блока – это, якобы, огромный минус.
Ребята, да октановое число у газа, немного выше, чем у бензина. Вот небольшая сравнительная таблица:
Компоненты | Пропан | Бутан | Бензин(АИ-92) |
Октановое число | 112 | 95 | 92 (теоретич.) |
Теплота сгорания стехиометрической смеси, МДж/м3 | 3,41 | 3,47 | 3,55 |
Теоретически необходимый объем воздуха для сгорания топлива, м3/кг | 12,81 | 12,64 | 12,35 |
Максимальная скорость распространения фронта пламени, м/с | 0,810 | 0,825 | 0,850 |
Возможная степень сжатия, о.е. | 10-12 | 8,5 | 8,2 |
Как видно из нее бутан очень схож по характеристикам с АИ-92, и очень схож с АИ-95, по октановому числу.
Да, газ горит дольше, чем бензин, особенно это было актуально на машинах оснащенным карбюраторным двигателем, и первым поколением ГБО, потому как там не было электронной коррекции. Но сейчас газовое оборудование управляется своим компьютером, оно реально подстраивается под так сгорания двигателя, и при этом клапана почти не страдают. ДА и сушка поршней, это из области фантастики! Никакого негативного влияния на двигатель газомоторное топливо не приносит. Так что можете ставить не боясь.
Общие черты
Интересно будет узнать не только, чем отличается метан от пропана на авто, но какое между ними сходство. Стоит выделить одну общую черту, которая присуще обоим газообразным соединениям. Владельцы автомобилей в любом случае выигрывают в цене, если будут ездить на метане или пропане. Затраты на бензин выше, нежели расходы по отношению к обоим аналогам.
Однако кроме этого основного общего плюса, и у того, и у другого имеется один недостаток, за счет которого бензин еще долгое время будет присутствовать на рынке. Прежде всего, если сравнивать традиционные станции с АЗС, где машины заправляются газом, то последних пока еще в разы меньше. К тому же и сервисов еще не достает для своевременного планового обслуживания ГБО.
Рекомендуем посмотреть видео ниже:
И наконец, мало кого сможет обрадовать снижение мощности силового агрегата после его перевода на новое питание. Клапаны двигателей мало приспособлены к такому типу горения топлива.
Если сравнить оба газа с бензином в плане воздействия на ДВС, то любое летучее горючее не влияет на ЦПГ. Однако с ГРМ дела обстоят хуже. При использовании газа масло с внутренних поверхностей не смывается, а сама смазка остается чистой и сохраняет консистенцию. С бензином, как известно такое не проходит.
Также стоит учитывать высокую температуру горения газа – у метана она еще больше пропана (как бы уже понятно, что безопаснее). А это может стать серьезным недостатком для ДВС. В особенности это относится к ситуациям, когда ГБО установлено с нарушениями. Такая производственная халатность может привести к прогарам выпускных клапанов, появлению трещин в ГБЦ, высушиванию прокладок с нарушением их герметичности.
Производители ГБО на пропане
Автомобили отечественного или зарубежного производства, имеющие карбюратор, можно оснастить ГБО II поколения. Стоимость при этом составит примерно 300-350$. На инжекторные двигатели ГБО ставится в зависимости от материала коллектора: с металлическим подойдет ГБО II и IV поколения; если коллектор пластиковый (2001 г. и старше), то только ГБО IV.
Стоимость монтажа оборудования IV поколения складывается исходя из конструкции двигателя и производителя. К примеру, установка оборудования STAG на четырехцилиндровые моторы будет стоить 20000, Lovato — 24000, а BRC — около 43000 рублей. Если же цилиндров 8, то и стоимость монтажа тех же производителей будет вдвое выше — 44000, 65000 и примерно 80000 рублей.
Сколько стоит установка газового оборудования на автомобиль
Начнем с того, что на общую стоимость ГБО будет влиять стоимость комплектующих. Начнем с баллона. Как правило, виды газовых баллонов для автомобилей отличаются по форме, объему и производителю. Можно выделить на сегодня более дешевый устаревший цилиндрический баллон и современный тороидальный.
Также баллоны могут быть пропановыми и метановыми. Последний вариант должен быть прочнее, что влияет на его стоимость. При этом устройство газового баллона автомобиля зачастую не сильно отличается (фактически, это емкость с клапаном), однако продукты разных производителей могут иметь разную стоимость. Это также оказывает влияние на цену установки ГБО.
Следующим важным элементом ГБО является редуктор. Чтобы понять, как работает газовый редуктор, достаточно представить корпус с двумя камерами. Если просто, сначала газ из баллона поступает в одну камеру, где переходит из жидкого состояния в газообразное. Также в первой камере снижается давление газа до рабочего. Далее газ поступает во вторую камеру, откуда дозируется и подается в двигатель. Параллельно в редукторе установлены фильтры для очистки газа.
Так вот, от фирмы-производителя редуктора также будет зависеть цена на ГБО. При этом решения от известных изготовителей могут стоить на 40-60% дороже, чем продукция малоизвестных фирм. Также важным элементом являются форсунки, особенно если речь идет о ГБО последних поколений. От их качества будет зависеть эффективность, экономичность и производительность, а также долговечность и исправность работы всей системы. Естественно, качественные фирменные газовые форсунки будут лучше, но и заметно дороже аналогов.
Кстати, ТО газового оборудования на авто предполагает обязательную замену фильтров, проверку работоспособности клапанов, форсунок, компьютерную диагностику ГБО для современных версий и т.д. При этом регулярность проведения повышает надежность всей системы и продлевает срок службы отдельных элементов.
Становится понятно, что важно сначала определиться, какое газовое оборудование лучше поставить на иномарку или отечественный авто. От качества всех составляющих зависит и общий срок службы газового оборудования
Если собирать комплект из дешевых элементов, такое ГБО будет дешевле, но может прослужить всего пару или тройку лет, тогда как дорогие фирменные установочные комплекты при должном обслуживании отрабатывают по 10-15 лет и более (например, BRC). От этого напрямую будет зависеть и цена оборудования.
Однако и это еще не все
Также важно знать, где установить газовое оборудование на автомобиль, так как цены на установку ГБО также могут отличаться. Если установщик выдает гарантию, а также установка сертифицирована, цена будет закономерно выше
Гаражные же сервисы могут поставить ГБО недорого, однако гарантий на такую установку не будет. Также не выдается и соответствующий сертификат, который позволит в дальнейшем узаконить ГБО в ГИБДД.
Обратите внимание, что часто частные установщики не говорят о том, нужно ли регистрировать ГБО в ГИБДД в 2021 году. На самом деле, узаконить газ на авто сегодня достаточно сложно и дорого
При этом эти расходы также нужно учитывать, то есть заранее включать их в стоимость установки ГБО на автомобиль. При этом сертифицированные установщики за дополнительную плату часто оказывают помощь для регистрации ГБО в ГИБДД при условии установки оборудования именно у них.
Получается, если сравнивать расценки крупных сервисов по сравнению с гаражной установкой, цены на установку ГБО в первом случае могут сначала показаться высокими, однако на деле помощь при дальнейшем узаконении ГБО будет более выгодным решением, чем попытки узаконить газовое оборудование самостоятельно.
Итак, с учетом вышесказанного, можно приблизительно просчитать стоимость установки, регистрации в ГИБДД, а также окупаемость ГБО 4 поколения. Также отдельно должна приниматься в расчет и эксплуатация ГБО зимой, когда машина заводится на бензине, прогревается, а уже после автоматически переключается на газ. Отдельного внимания заслуживает и цена ТО газового оборудования на машине.
Минусы метана
Одним из минусов считается КПД такого вида топлива. В среднем двигатель автомобиля сжигает на 10-20% газа больше, нежели бензина, при этом потеря мощности автомобиля может составлять от 5 до 25-30 процентов. Связано это с тем, что метан имеет меньшую теплоотдачу, нежели бензин, а при попадании в цилиндры двигателя занимает там больший объем.
Из первого минуса вытекает второй. В баллон помещается в среднем, около 15 кубометров газа, а по расходу топлива 1 кубометр газа примерно равен 1 литру бензина. В итоге получаем либо малый запас хода, либо громоздкую конструкцию из баллонов с газом. Обычно автомобилисты выбирают второй вариант.
И заключительный минус выплывает из первых двух. С увеличением количество баллонов возрастает и масса автомобиля, а следовательно, увеличивается и средний расход топлива авто.
Небольшое количество газозаправочных станций, и их, практически полное отсутствие, за пределами города — также можно отнести к минусам этого топлива.
Воздействие на двигатель
С того момента, как автомобильные двигатели начали работать на газообразном топливе, начались споры по поводу того, что лучше для силовой установки. Выбирали между бензином, метаном и пропаном. Этот вопрос актуален и в настоящее время, причем есть мнение, что ГБО на пропане или метане оказывает негативное влияние на эксплуатацию автомобиля. Но 60-летняя практика в полной мере опровергает это, и вот почему:
- бензин может смывать масло цилиндров, чего нельзя сказать про газ;
- у пропана и метана октановое число выше, чем у бензина — 100 и 110 против 95 (98) соответственно;
- при сгорании бензина низкого качества образуется сажа, с газовым топливом такого не будет.
В результате цилиндры изнашиваются не так быстро, что приводит к увеличению ресурса, вероятность детонации исключается, как и появление сажи.
Особенности баллонов
Метан должен храниться при высоком давлении, а баллоны для него должны быть особенно прочными. Из-за этого они становятся тяжелыми и требуют много места.
Примеры баллонов от самого дорогого до бюджетного:
- Композитный. Изготавливается из прочных и легких материалов.
- Металлопластиковый. По краям изготовлен из металла, а по центру — намотка из композитных материалов в форме конуса.
- Металлический цельный баллон с толстыми стенками.
Первые два вида баллонов имеют срок службы 15 лет, последний — 20 лет.
Если первый и второй тип баллонов может быть разных размеров и форм, то металлические зачастую устанавливаются связками в металлическую раму. Это отягощает конструкцию. Возможно, в будущем разработают другую конструкцию, но она будет стоить дороже.
Именно по причине веса и размера легковой автомобиль на метане встречается реже, чем грузовой. Владельцу авто необходимо отказаться от багажника, либо потратить крупную сумму денег для облегчения веса и объема устанавливаемого оборудования.
Несмотря на то, что газ стоит недорого, окупаемость такой установки остается под вопросом.
Статистика
Для сравнения газов также стоит привести некоторые данные. Большинство людей начало переоборудовать свои автомобили далеко не со вчерашнего дня и даже не с прошлого года. Такая деятельность получила старт с середины XX столетия в европейских странах и на территории Северной Америки. При этом соотношение между двумя разновидностями газа, используемых в ГБО машин, таково:
- Пропан – 70% ТС.
- Метан – всего 30% единиц.
Основная причина такой вынужденной меры связывают с необходимостью защиты окружающей среды. Еще стоит учесть, что уже в то время бензин сильно возрос в цене, а потому переход с жидкого топлива на газообразный аналог более чем оправдан с экономической точки зрения.
Побежали ставить – для начала посчитайте окупаемость
НУ и в заключении хочется сказать о таком показателе как – окупаемость оборудования. Я всегда говорил, что ко всему стоит походить с умом. Иначе просто не оправдаете свою установку, тут никакие плюсы и минусы не помогут.
О чем речь. МЫ же с вами продвинутые люди и решили установить установку на пропане 5 поколения. Пусть будем считать, что она стоит 50000 рублей! МЫ с вами стандартный водитель, у нас есть обычный автомобиль с расходом 8 литров на 100 километров. Купили мы его новый и думаем поменять через 3 года.
В месяц мы проезжаем 1500 км, собственно большая часть населения столько накатывает за месяц. Если подсчитать, мы тратим – 120 литров бензина в месяц. Умножаем на 35 рублей (средняя цена 92 бензина) и получается у нас – 4200 рублей.
Теперь ГАЗ. На 5 поколении мы тратим чуть больше пусть 130 литров газа. Но стоимость пропана – бутана, пусть будет — 16 р. (также средняя цена), таким образом, в месяц — 2080 р. Экономия в месяц 2120 р.
НО если вы реально водитель скажем ГАЗЕЛИ, либо какого-нибудь другого коммерческого транспорта, то тут смысл есть. Например, у меня знакомый на маршрутке накатывает за месяц около 9000 км, у него окупаемость уже наступает на 3 месяц использования, с таким то пробегом.
Сейчас небольшое видео смотрим.
НА этом заканчиваю, постарался изложить все плюсы и минусы ГБО на автомобиль. Читайте наш АВТОБЛОГ.
Похожие новости
- Можно ли смешивать бензин 92, 95 и 98. Разных заправок и произво…
- ГАЗ на дизель (дизельный двигатель). Принцип работы и сколько ст…
- Почему зимой расход топлива больше? Плюс видео версия
Подведем итоги
Если Вы приняли ответственное решение о переходе на газовое топливо одновременно с бензином, тогда обязательно учитывайте все плюсы и минусы использования ГБО, перечисленные в этой статье. Бывает так, что для одного автовладельца очевидные преимущества газа на авто заметно перевешивают, для другого же водителя использование сжиженного газа становится абсолютно ненужным или даже неприемлемым с учетом конкретных особенностей и условий эксплуатации автомобиля.
Помните и то, что автомобиль с ГБО потребует повышенного внимания. Только правильная установка, отсутствие текущих проблем с газовой системой, регулярное обслуживание и заправка качественным топливом позволит говорить об итоговой экономии. Мы не утверждаем, что газ в автомобиле представляет собой оптимальное решение, без которого невозможно представить современную машину. Так или иначе, но «правильное» ГБО имеет целый список преимуществ, благодаря чему подобные системы неизменно пользуются высокой популярностью не только в странах СНГ, но и в развитых государствах Европы.