Как работает глонасс на смартфоне
Содержание:
- Для чего предназначена система ГЛОНАСС
- Как получить аварийный модуль и установить его в автомобиль
- Как проверить наличие ГЛОНАСС в машине
- Что такое ЭРА ГЛОНАСС
- ГЛОНАСС – что это такое
- Типы космических аппаратов
- Российские технологии ГЛОНАСС
- Как получить и установить кнопку в свой автомобиль
- Для чего служит в автотранспорте система ГЛОНАС?
- Обслуживание ГЛОНАСС
- Как отследить машину через ГЛОНАСС
- Основные принципы работы системы ГЛОНАСС
Для чего предназначена система ГЛОНАСС
Главная цель системы – точное определение координат, движущихся или неподвижных объектов на поверхности земли.
Областей деятельности, в которых требуется измерять расстояния между точками на плане местности, получать представление о размерах больших объектов или отслеживать перемещение транспорта – великое множество. Особенно велика потребность в такой системе для выполнения задач навигации. Это и ориентирование отдельных людей в незнакомой местности, и прокладка маршрута с помощью различных карт для автотранспорта. Еще более востребована ГЛОНАСС для судоходства и организации авиасообщения.
На самом деле ГЛОНАСС имеет даже более широкое применение в народном хозяйстве, чем предоставление контроля за транспортными средствами. Да, отслеживание автомобилей, кораблей, самолетов на трассе, маршруте – важнейшая задача системы. Однако, спутниковая навигация используется и в строительстве, и в геологоразведке, и аварийными службами, и службами спасения, при картографировании и обычными пользователями для определения места на карте города. Вот примерный перечень задач:
- построение геодезических сетей;
- кадастровый учет;
- работы по землеустройству;
- научные исследования (сейсмоактивность, геотектоника, вулканизм, археологические и палеонтологические раскопки);
- геомониторинг (техногенные и природные процессы);
- навигация;
- геодезическая поддержка строительных, предупредительных, спасательных работ;
- информационное обеспечение диспетчерских служб;
- автопилотирование.
Как получить аварийный модуль и установить его в автомобиль
Перечислим случаи, когда требуется установка системы ЭРА ГЛОНАСС:
- на новых импортируемых в РФ автомобилях;
- на новых авто, производимых (собираемых) внутри страны;
- на подержанных ТС, ввезённых в страну после 2017 года, если их возраст менее 30 лет;
- на любых подержанных автомобилях, проданных в стране после 2017 года на добровольной основе.
В первых двух случаях соответствующий модуль устанавливается на авто производителем, при этом устройство должно удовлетворять требованиям/нормативам, заложенным в техрегламент ТС при наличии сертификата соответствия, или же автодилером в рамках предпродажной подготовки ТС. Отсутствие устройства – повод для ФТС отказать в выдаче ПТС, без которого невозможно поставить авто на учёт в ГИБДД. В двух последних случаях устанавливать модуль придётся самостоятельно. Опишем процедуру, как установить ГЛОНАСС на свой автомобиль. Прежде всего, отметим, что автовладелец не имеет права осуществлять монтаж устройства – это как раз прерогатива сертифицированного установочного центра. После установки модуля необходимо представить документ, подтверждающий наличие терминала в конкретном автомобиле, в сертифицированную лабораторию, специализирующуюся на оформлении свидетельств о безопасности системы, и только после этого можно получить ПТС.
Отметим, что для серийных моделей сертификация производится посредством выполнения ряда краш-тестов. Это необходимо для того, чтобы выяснить, останется ли модуль работоспособным при ударах разных типов и силы. На основании полученной информации происходит калибровка датчиков. Разумеется, необходимость пожертвовать несколькими автомобилями ради обеспечения максимальной безопасности тысяч водителей/пассажиров вполне оправдана. Но это не может не сказаться на стоимости проведения сертификационной процедуры, что увеличивает стоимость машины. Впрочем, и установка модуля тоже не бесплатна и колеблется в пределах 4-6 тысяч рублей. Если учесть стоимость самого модуля, а также выполнения калибровочных процедур, то монтаж системы аварийного оповещения обойдётся вам в сумму порядка 20000-30000 рублей, в зависимости от региона. На старых автомобилях, не оснащённых ЭБУ, установка ЭРА ГЛОНАСС допускается, но срабатывание системы происходит только в ручном режиме, при нажатии на кнопку SOS. Производством терминалов занимается немало как отечественных фирм («Спейс Тим», «Сантэл Навигация», «Форт-Телеком»), так и зарубежных (самые известные – Denco, Continental, Valeo).
В будущем предусматривается оснащение модулей рядом дополнительных функций:
- предоставление консультативной помощи при запуске силового агрегата;
- вызовом мобильного шиномонтажа;
- выездом техпомощи для оказания мелких ремонтных услуг;
- эвакуацией ТС;
- вызовом аварийного комиссара;
- дозаправкой топливом;
- техническим консультированием в удалённом режиме.
Другими словами, терминал ЭРА ГЛОНАСС в скором времени превратится в высокоинтеллектуальное устройство, которое не только поможет минимизировать последствия ДТП, но и станет незаменимым помощником при решении любых проблем, возникших в дороге.
Как проверить наличие ГЛОНАСС в машине
Согласно распоряжению правительства России, все автомобили оборудуются системой Глонасс уже на этапе сборки на производстве. Устанавливается устройство на:
- легковые («Газель, «Лада Ларгус» и т.д.), грузовые автомобили;
- пассажирские автобусы.
Решение комиссии ТС (Таможенного Союза) № 877 содержит положения, согласно которым с 1 января 2017 года установка программы навигации обязательна на машины даже в простой комплектации на автомобильных заводах.
Teltonika FMA120 — ГЛОНАСС-терминал
С 2020 года невозможна продажа авто между частными лицами без системы Глонасс или «Эра-Глонасс». Кроме того, выдача техпаспорта без данного оборудования исключена. Следовательно, цифровым устройством должна оснащаться каждая машина.
Актуален вопрос о том, как выглядит Глонасс в машине. Трекеры и датчики слежения имеют достаточно большие размеры, поэтому обнаружить их несложно.
Способы проверки наличия системы | Место проверки наличия системы |
Поиск цифрового устройства | Осматриваются:
салон автомобиля – верхняя часть со стороны водителя, пространство под обшивкой сидений, багажное отделение, колесные арки, пластиковые детали салона, пустоты в дверях, подкапотное пространство вблизи от аккумулятора либо предохранителей, дно (днище), прочие пустоты и свободные пространства. |
Поиск механических повреждений | Производится визуальный осмотр пластиковых деталей и элементов из металла на наличие царапин, сколов. Как правило, в результате демонтажа и повторного монтажа остаются механические повреждения. |
Поиск цифровым способом | Понадобится сканер, считывающий радиочастоты, или прибор, распознающий низкие токи от электропроводки. |
Главное устройство – это терминал (трекер). Головной блок имеет датчик, который передает сигнал на сеть из множества спутников на орбите земли. Они определяют местоположение объекта. Трекер принимает информацию от спутников, обрабатывает, генерирует итоговые данные и передает на удаленный компьютер.
Что такое ЭРА ГЛОНАСС
Это современная российская разработка, совмещающая в себе функции спутникового мониторинга и экстренного реагирования в случае возникновения опасной ситуации. По сути своей, это тревожная кнопка, которая способна самостоятельно (без участия человека) оповестить различные службы о возможном ДТП. Но возможности системы, конечно, несколько шире.
ЭРА ГЛОНАСС, как нетрудно догадаться, работает на базе отечественной спутниковой системы ГЛОНАСС, которая, в свою очередь, является аналогом GPS. Благодаря постоянному контакту со спутниками, прибор определяет свое местонахождение с завидной точностью. При необходимости, устройство в режиме реального времени передает данные о местоположение, используя мобильные сети GSM.
Что входит в комплект?
В состав системы входят:
- Бортовой терминал. Оборудован модулями ГЛОНАСС и GSM. Связывается со спутниками для определения местоположения. Способен передавать данные по мобильным сетям. В зависимости от модели обладает рядом дополнительных функций.
- Интерфейс водителя. Средство коммуникации, в котором присутствуют: микрофон, динамик, кнопка «тревоги». Позволяет общаться водителю с диспетчером, например. Тревожная кнопка мгновенно оповещает диспетчера о возможных проблемах водителя.
- Датчик удара/переворота. Такой датчик устанавливают производители автомобилей в заводских условиях. При возникновении аварии, прибор передает соответствующий сигнал на бортовой терминал, а тот, в свою очередь, отправляет информацию в автопарк или службы экстренного реагирования.
Зачем это нужно?
Дело в том, что система действительно очень эффективна и способна оказать серьезную помощь как отдельным автолюбителям, так и владельцам автопарков.
ЭРА ГЛОНАСС очень проста в использовании:
- Система активируется в двух случаях: срабатывает датчик аварии или кто-то нажимает тревожную кнопку SOS. Причем кнопку может нажать не только водитель, но также любой из пассажиров (или просто случайный свидетель ДТП).
- Бортовой терминал сразу же передает сигнал диспетчеру и в экстренные службы спасения. При этом передается целый пакет данных, среди которых особую ценность имеет информация об автомобиле и местоположении. То есть, спасатели точно знают, где именно произошла авария.
В результате, экстренные службы помощи и спасения реагируют гораздо быстрее, имеют возможность в сжатые сроки выехать к месту аварии.
Оперативность реагирования на ДТП выходит на совершенно другой уровень. А это, в свою очередь, нередко оказывается главным в деле спасения человеческих жизней.
ГЛОНАСС – что это такое
Аббревиатура ГЛОНАСС означает «ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система». Группировка включает в себя 24 космических аппарата, 18 из которых покрывают территорию РФ.
В состав системы входят следующие элементы:
- спутники на орбите;
- наземные антенны и станции;
- приемники.
Работа установки выглядит следующим образом:
- Космический аппарат отправляет сигнал на наземные станции. Так как антенны стабильны в пространстве и недвижимы, спутник может использовать их как ориентиры для определения собственного расположения.
- Космическое устройство отправляет сигналы со своими координатами и временем отправки на Землю.
- Приемники получают сообщения от спутников. На этот раз устройства с модемом используют космические аппараты в качестве ориентиров, определяя свое местоположение. Для наиболее точных данных нужен сигнал как минимум с 4 спутников.
ГЛОНАСС – глобальная навигационная спутниковая система
Дополнительное назначение наземных станций – учет помех системы. Дело в том, что сама атмосфера может искажать сигналы с космических аппаратов. Для проверки спутники отправляют дополнительный сигнал на антенну.
Так как антенна недвижима в пространстве, а местоположение космического устройства уже известно, то установка заранее «знает» время, за которое должно дойти сообщение. Если сигнал приходит позже, это говорит об искажении. В таком случае поправки высылаются на все станции и спутники в районе помех.
У отечественной навигационной системы, в отличие от аналогичной GPS, есть альтернативный способ применения – помощь пострадавшим на дорогах. Установка называется «ЭРА», что означает «Экстренное Реагирование на Аварии». С 2018 года весь автотранспорт, предназначенный для использования на территории РФ, в обязательном порядке снабжается системой. В состав ЭРА, помимо базовых элементов ГЛОНАСС, входят следующие приборы:
- терминал с динамиком и микрофоном;
- датчики удара;
- тревожная кнопка;
- сим-карта.
Установка работает следующим образом:
- Срабатывает побудительная система. Возможны два режима действия: ручной и автоматический. Первый подразумевает нажатие кнопки водителем, второй – активацию датчиков удара. При срабатывании пусковой системы сигнал о ДТП уходит в колл-центр. Помимо информации о местонахождении машины, работник центра получает сведения о модели и цвете автомобиля, возможном количестве пассажиров, пристегнутых ремнях безопасности, виде топлива.
- Оператор проверяет информацию, связываясь с водителем в голосовом режиме. Этот шаг нужен, чтобы отсеять ложные вызовы от важных.
- Если на звонок не ответили, или водитель подтвердил ДТП, оператор направляет информацию о происшествии в службы экстренного реагирования.
История развития
Систему начали разрабатывать еще во времена СССР исключительно для целей военной отрасли. В 1982 году в космос был запущен первый спутник системы. К 1992 году установка состояла из 12 космических аппаратов, началась работа ГЛОНАСС.
К середине 90-х годов система пришла в нерабочее состояние из-за недостатка финансирования. Спутники, уже находящиеся на орбите, ломались, новые запускать перестали, а нестабильная обстановка в стране только провоцировала упадок группировки. В итоге к началу нового века вся сеть состояла из шести аппаратов.
В 2001 году стартовала государственная программа «Глобальная навигационная система». В рамках проекта предполагалось полное восстановление и использование сети в России в 2007 году. С некоторым опозданием, но цель была достигнута: к 2011 году на орбите уже находилось 24 спутника системы.
В 2015 году Правительство заявило об окончательном восстановлении группировки.
Область применения
Сферу применения навигационной системы можно разбить на две отрасли:
- Гражданская. В первую очередь это относится к функции навигации – как для людей, так и для автомобилей. При помощи спутникового слежения также контролируют вырубку лесов и лов рыбы в водоемах. Трекеры, принимающие сигналы со спутников, устанавливаются на машины в составе противоугонных систем. Также ГЛОНАСС участвует в оперативном реагировании на ДТП.
- Военная. Систему используют для наведения оружия, управления беспилотниками, слежки и связи.
Типы космических аппаратов
Текущий третий этап модернизации GPS предполагает разработку и производство НКА GPS следующего поколения, имеющих условное обозначение НКА GPS III, которые в сочетании с усовершенствованными НКУ и НАП обеспечат улучшенные характеристики в части помехозащищённости, точности, доступности и целостности в соответствии с требованиями 2025 года и на дальнейшую перспективу.
Уникальные особенности GPS III, которые отличают ее от системы GPS на основе предыдущих поколений НКА:
- Четвертый гражданский навигационный радиосигнал L1С, изначально разработанный для обеспечения взаимодополняемости с гражданским сигналом E1 системы Galileo (ЕС) и внедряемыми в системах Beidou (КНР), QZSS (Япония) и NavIC (Индия) гражданскими сигналами.
- Высокоскоростная командно-измерительная и телеметрическая радиолиния (TT&C).
- Высокоскоростной канал межспутниковой линии связи, отличный от реализованного на современных НКА GPS и предназначенный, в основном, для передачи сигналов системы обнаружения ядерных взрывов.
- Наличие мощных остронаправленных антенн NAVWAR для обеспечения услуг координатно-временного и навигационного обеспечения (КВНО) при ведении боевых операций в условиях действия радиопомех.
- Функциональные возможности обеспечения целостности.
- Лазерные отражатели на всех НКА для обеспечения возможностей разграничения ошибок определения времени и ошибок, связанных с расчетом эфемерид.
- Расширение функциональных возможностей системы за счет использования дополнительных полезных нагрузок, в частности полезной нагрузки американской части среднеорбитальной системы поиска и спасания (Medium Earth Orbit Search and Rescue – MEOSAR).
Программа создания НКА GPS III предполагает поэтапное расширение функциональных возможностей НКА. Первоначальными планами предусматривалось создание трех вариантов исполнения НКА – IIIA (8 НКА), IIIB (8 НКА) и IIIC (16 НКА), каждый из которых должен являться развитием предыдущего варианта исполнения НКА.
Характеристики |
КА GPS BLOCK IIA |
КА GPS BLOCK IIR |
КА GPS BLOCK IIR-M |
КА GPS BLOCK IIF |
КА GPS BLOCK III |
---|---|---|---|---|---|
Головной подрядчик | Rockwell International | Lockheed Martin | Lockheed Martin | Boeing | Lockheed Martin |
Срок активного существования | 7,5 лет | 10 лет | 10 лет | 12 лет | 15 лет |
Масса на орбите, кг | 985 | 1126,7 | 1126,7 | 1465,1 | 2161 |
Габариты, м | 1,58×1,96×2,21 | 2,49×2,03×2,24 | 2,46×1,78×3,40 | ||
Солнечные батареи | 2 кремниевые панели мощностью 710 Вт | 2 кремниевые панели мощностью 1040 Вт | 2 кремниевые панели мощностью 1040 Вт | 3 трехпереходные арсенид-галлиевые мощностью 1900 Вт | 2 ультра трехпереходные (UTJ) мощностью 4480 Вт |
Аккумуляторные батареи | 3 никель-кадмиевые | 2 никель-водородные перезаряжаемые | 2 никель-водородные перезаряжаемые | никель-водородные перезаряжаемые | 2 никель-водородные перезаряжаемые |
Сигналы | L1 C/AL1/2 P(Y) | L1 C/AL1/2 P(Y) | L1 C/AL1/2 P(Y)L2CL1/2 M-Code | L1 C/AL1/2 P(Y)L5IL5QL1ML2ML2C | L1 C/AL1P(Y)L1CL2CL2ML5L1/2 M-Code |
БСУ | 2 Rb, 2 Cs | 3 Rb | 3 Rb | 2 Rb, 1 Cs | 3 Rb |
Российские технологии ГЛОНАСС
Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС»
Государственная автоматизированная информационная система (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает оперативное получение информации о дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, ее обработку, хранение и передачу экстренные оперативные службы. Оператором ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» является АО «ГЛОНАСС» (https://aoglonass.ru/).
При аварии абонентский терминал, установленный на автомобиле, определяет степень тяжести аварии, определяет местоположение пострадавшего транспортного средства через спутники системы ГЛОНАСС и/или GPS, устанавливает связь с инфраструктурой «ЭРА-ГЛОНАСС» и передаёт через любого сотового оператора необходимые данные об аварии.
Вызов можно совершить вручную с помощью специальной кнопки SOS. При этом оператор контакт-центра «ЭРА-ГЛОНАСС» голосом уточняет детали происшествия и в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа направляет службы экстренного реагирования — спасателей, Скорую помощь, ГИБДД.
Российская государственная система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» технологически совместима с общеевропейской системой eCall.
Предусмотрена возможность предоставления дополнительных сервисов: функции тахографа, удалённая диагностика состояния транспортного средства, система организации движения транспорта, охранно-поисковые системы.
В рамках реализации проекта развернута инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в субъектах РФ, выполнено сопряжение с системами-112 и экстренными оперативными службами, другими государственными системами, утвержден комплекс национальных технических стандартов, принят Федеральный закон «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», который вступил в силу с 01 января 2014 года.
В июле 2013 года система была запущена в опытную эксплуатацию в 15 регионах России. 1 января 2015 года система была введена в промышленную эксплуатацию. Первым серийным автомобилем, оборудованным системой «ЭРА-ГЛОНАСС», стал российский автомобиль Lada Vesta.
С 2018 года абонентские терминалы системы устанавливают на все автотранспортные средства, продаваемые в России.
Внедрение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» привело к сокращению времени реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях, что позволило снизить уровень смертности и травматизма на дорогах и повысить безопасность грузовых и пассажирских перевозок.
Как получить и установить кнопку в свой автомобиль
Многие водители в настоящее время не разобрались как следует, для чего нужна кнопка Глонасс. Ведь есть мобильный телефон, по которому можно вызвать помощь. Но для самостоятельного вызова пострадавшие должны быть в сознании. Да и надеяться на помощь проезжающих мимо тоже не всегда приходится. Невозможность вызвать помощь может быть связана и с отсутствием сигнала сотовой связи.
При этом половина смертельных случаев в ДТП связана с несвоевременным оказанием помощи. Поэтому установка кнопки нужна для своевременной помощи в случае ДТП, ведь сигнал на систему поступает автоматически, без воздействия человека. Сигнал о ДТП на систему Глонасс и скорость реагирования служб на 30% выше, чем при звонке на 112. Дополнительно диспетчеру службы 112 необходимо объяснить, где находится пострадавшее ТС. Тогда как ГЛОНАСС определяет местоположение автоматически, и время на разъяснение и поиск пострадавших не тратится.
Поэтому многие водители устанавливают тревожную кнопку на собственный автомобиль в добровольном порядке. Установка возможна на любой вид транспорта.Квалифицированную установку можно осуществить, обратившись в сертифицированный центр. В РФ существует единственный оператор системы Глонасс, с которым заключают договора специализированные центры. Получить сертифицированный комплект оборудования можно только у них. Оборудование монтируется скрытно и подключается к бортовой сети или аккумулятору машины.
Мастер выполняет следующие действия:
- Выбирает место в ТС для монтирования блока управления: внутри салона, под капотом, в багажном отделении.
- Устанавливает GPS и GSM антенны. Монтаж антенны осуществляется активной частью параллельно земле на любом неэкранированном участке кузова авто. GSM антенна располагается на расстоянии 1 метра от GPS- антенны.
- Подключает питание: чёрный привод – к минусу авто, красный – к плюсу (через специальный предохранитель.
Процесс подключения несложен и занимает небольшое количество времени. При необходимости можно подключить дополнительные датчики, которые будут осуществлять контроль зажигания, уровня топлива и т.п.
Для чего служит в автотранспорте система ГЛОНАС?
ГЛОНАСС это глобальная навигационная спутниковая система, которая была создана в России.
Сначала она имела только военное предназначение. Гораздо позже была запущена для обеспечения простых пользователей. Сегодня она передаёт сигналы по всей планете, определяет местоположение.
Структура
24 спутника составляют основу системы. Они двигаются над землёй, под наклоном 64,8, на высоте 19400 км. Их движение по орбитам отлично от вращения Земли, поэтому они более стабильны.
Каждый спутник издаёт сигналы на своей частоте: L1, L2, L3. Сигналы обладают разной интенсивностью, высотой, в зависимости от своего спутника. Их можно измерить, определить от какого спутника они исходят.
Структура ГЛОНАСС состоит из:
- орбитальной группы;
- средств выведения;
- наземного управления (специализированный комплекс);
- средств обеспечения;
- системы высокоточной информации;
- навигационной аппаратуры потребителей.
Первое поколение спутников имело только один сигнал, который работал на частоте L1. Последующие поколения космических аппаратов работают на частотах L2, L3. Они транслируют по два сигнала, у каждого спутника они свои.
Применение ЭРА ГЛОНАСС
В жизнь обывателей новая навигационная система вошла как необходимое оборудование для любого транспортного средства.
Исключение составляют единицы (прицепы, полуприцепы, мотоциклы). ЭРА расшифровывается как комплекс экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях.
Это могут быть:
- дорожно-транспортные происшествия;
- катаклизмы;
- плохое самочувствие водителя;
- оказание помощи пешеходу.
Набор для авто похож на смартфон, если его вскрыть (модем, микрофон, антенна, другое). В качестве управления применяется кнопка SOS для экстренного вызова.
Все элементы системы размещаются по салону. Лада Веста стала первой моделью, которая изначально была оснащена ЭРОЙ ГЛОНАСС. Но кнопка экстренного вызова в ней осталась неприкрытой, что может стать причиной случайного нажатия.
Также, согласно требованиям Таможенного Союза, все машины с пробегом, которые завозятся на территорию Содружества из Европы, должны иметь в комплекции данное оборудование. Предполагается, что оно способно сохранить 4000 жизни в год.
Сигнал бедствия передаётся на спутник, откуда транслируется оператору. Система передаёт точные данные о местонахождении, состоянии транспортного средства, самочувствии водителя. После вызова сразу приезжают машина скорой помощи, сотрудники МЧС.
Также, благодаря космическому оборудованию, можно точно установить виновника аварии. Некоторые системы записывают все действия водителя. А видеорегистраторы фиксируют окружающую обстановку.
ГЛОНАСС М
Это видеорегистратор, который записывает все данные о работе машины. Он сканирует все датчики, не внедряясь в работу систем. Водитель также может увидеть всё, что происходило с его авто, пока оно не было на связи.
Здесь функционируют аппараты II поколения. Каждый спутник имеет по 2 сигнала для гражданских потребителей. Срок их эксплуатации составляет 7 лет. Они в 2,5 раза точнее определяют местоположение объектов, оснащены дополнительным передатчиком CDMA.
ГЛОНАСС К
Срок эксплуатации третьего поколения спутников увеличен до 10 лет. Они отличаются уменьшенной массой, негерметичностью, рядом усовершенствований.
Выполнены только из российских комплектующих, имеют новые форматы сигналов. Это многофункциональные спутники с 2 открытыми сигналами.
ГЛОНАСС К2
Используются доработанные аппараты 3 поколения. Отличие предусмотрено в частоте передаваемого сигнала. Также, ряд других модернизаций способствует улучшенному поиску местонахождения необходимых объектов.
ГЛОНАСС КМ
Эти спутники планируется вывести на орбиту в 2025 году. Сейчас они находятся в разработке. Лучшие учёные умы занимаются модернизацией новой серии аппаратов.
Система принимает навигационные сигналы в глобальном масштабе. Её данные доступны пользователям всего мира. Доступ к гражданским сигналам является бесплатным и общедоступным.
Система обеспечивает оперативно-временную навигацию для пользователей, которые могут находиться в домах, в самолётах, на космических станциях, на кораблях.
Ею пользуются военные и гражданские. Она зародилась в конце 70-х годов прошлого столетия. В 1983 году была впервые запущена. Сейчас претерпевает разные нововведения, дополнения, изменения.
Спутники отправляют на орбиту ежегодно, заменяя устаревшие, вышедшие из строя. До сих пор система не давала каких-либо серьёзных сбоев. За время, которое она функционирует, было спасено много человеческих жизней.
Обслуживание ГЛОНАСС
В список задач по обслуживанию указанного оборудования входит:
- поддержание компонентов системы в рабочем состоянии;
- осуществление стабильного сопряжения спутниковых устройств с мобильными ПО или диспетчерским пультом;
- устранение сбоев, ошибок в работе, обновление программ;
- необходимость обслуживать удаленные хранилища во избежание потери ценной информации.
Пользоваться комплексом «ГЛОНАСС» может научиться каждый владелец автомобиля. Система специально разработана с учетом интересов, пожеланий отечественных потребителей, климатических, региональных особенностей страны. Для надежности можно установить в машину бортовой контроллер «Автограф».
Как отследить машину через ГЛОНАСС
Помимо оповещения об аварии, установленный в машине модуль ГЛОНАСС/GPS в состоянии осуществлять противоугонные функции, превращаясь в так называемые трекеры. Что замечательно – такое средство слежения за транспортным средством обойдётся вам намного дешевле, чем оснащение специализированным трекером. Разумеется, далеко не все устройства поддерживают данную функцию, поэтому в ряде случаев, чтобы иметь возможность осуществления поисково-спасательных мероприятий, терминал придётся заменить на подходящее устройство. Такое оборудование может работать непрерывно, в режиме реального времени осуществляя определение координат транспортного средства и отсылая их на любое удалённое устройство. Это может быть компьютер, планшет или любой мобильный гаджет, подключенный к интернету.
Обладая таким терминалом, вы можете не бояться, что ваш автомобиль окажется объектом пристального внимания со стороны автоворов. Но этим возможности трекеров не ограничиваются. Скажем, для владельцев автотранспортных предприятий это единственная возможность контроля за нецелевым использованием автотранспорта и средством, позволяющим оптимизировать маршруты передвижения с целью экономии топлива. Для страховых компаний данные о стиле вождения автовладельцев могут стать основой для оценки степени их опасности и возможных рисков при заключении договоров КАСКО/ОСАГО. Как определить местонахождение машины через ГЛОНАСС? Всё просто – на любом терминале имеется соответствующий датчик, нужно только инициировать его работу в непрерывном режиме. Это осуществляется посредством установки соответствующего программного обеспечения. Отследить машину через ГЛОНАСС можно на компьютере, который прописывается в устройстве, и на который и осуществляется отсылка с заданной периодичностью текущих координат автомобиля.
К сожалению, на данный момент возможность выбора модуля ЭРА ГЛОНАСС при покупке автомобиля не предусмотрена, как и возможность замены существующего терминала на более продвинутый. А вот при самостоятельной установке лучше всего монтировать модуль, обладающий подобным функционалом. В случае необходимости вы в любой момент времени можете его активировать/деактивировать, то есть отслеживать машину через ГЛОНАСС только в случае необходимости (например, если вашим авто в данный момент времени управляет супруга или дети).
Из интересных новинок, позволяющих расширить сферу использования таких терминалов, можно отметить режим «независимого позиционирования». Дело в том, что современные автоугонщики также стараются идти в ногу со временем, а их техническое оснащение может включать средства, осуществляющие глушение сигналов, посылаемых со спутников, на непродолжительное время (достаточное для осуществления угона). Чтобы функции определения местонахождения транспортного средства оставались доступными, такие устройства оснащаются гибридными модулями навигации, использующими наряду с традиционными GPS сигналами, дополнительные возможности позиционирования:
- SBAS GPS, или система спутниковой дифференциальной коррекции;
- GBAS GPS – региональная спутниковая система дифференциальной коррекции;
- IMES GPS – маяк, основанный на использовании японских стандартов;
- BLE-beacons – маяк, использующий для передачи технологию Bluetooth Low Energy;
- приемопередаточные устройства типа IGLONS;
- точки доступа WiFi;
- ультразвуковые трансмиттеры;
- телевизионные сигналы.
Безусловно, такие модули, используемые как средство поиска машины по ГЛОНАСС, достаточно дороги, поэтому их применение – удел достаточно дорогих, элитных авто. В любом случае использование технологий, связанных с системами спутникового позиционирования, с каждым годом становится всё более востребованным – это веление времени, которое обещает уже через несколько лет воплотиться в стандарт де-факто.
Основные принципы работы системы ГЛОНАСС
ГЛОНАСС
- горизонтальных координат с точностью 50-70 м (вероятность 99,7%);
- вертикальных координат с точностью 70 м (вероятность 99,7%);
- составляющих вектора скорости с точностью 15 см/с (вероятность 99,7%)
- точного времени с точностью 0,7 мкс (вероятность 99,7 %).
ВТ МО РФ ВТ
Для определения пространственных координат и точного времени требуется принять и
обработать навигационные сигналы не менее чем от 4-х спутников ГЛОНАСС. При приеме
навигационных радиосигналов ГЛОНАСС приемник, используя известные радиотехнические
методы, измеряет дальности до видимых спутников и измеряет скорости их движения.
Одновременно с проведением измерений в приемнике выполняется автоматическая обработка
содержащихся в каждом навигационном радиосигнале меток времени и цифровой информации.
Цифровая информация описывает положение данного спутника в пространстве и времени
(эфемериды) относительно единой для системы шкалы времени и в геоцентрической связанной
декартовой системе координат. Кроме того, цифровая информация описывает положение
других спутников системы (альманах) в виде кеплеровских элементов их орбит и содержит
некоторые другие параметры. Результаты измерений и принятая цифровая информация
являются исходными данными для решения навигационной задачи по определению координат
и параметров движения. Навигационная задача решается автоматически в вычислительном
устройстве приемника, при этом используется известный метод наименьших квадратов.
В результате решения определяются три координаты местоположения потребителя, скорость его
движения и осуществляется привязка шкалы времени потребителя к высокоточной шкале
Координированного всемирного времени (UTC).
Как и в GPS, радиосигналы верхнего диапазона частот НКА
ГЛОНАССсостоят из двух
сдвинутых на 90 градусов фазоманипулированных сигналов открытого дальномерного
сигнала и дальномерного сигнала высокой точности, доступного ограниченному кругу
потребителей.
Узкополосный сигнал открытого дальномерного кода модулируется также служебной навигационной информацией.
В настоящее время сигналы нижнего диапазона предназначены только для передачи высокоточного кода, однако, перспективные
НКА ГЛОНАССМ в нижнем диапазоне частот будут излучать и сигналы открытого дальномерного кода, что позволит всем категориям
пользователей осуществлять ионосферную коррекцию.
Служебная информация накладывается на узкополосный дальномерный сигнал путем инвертирования открытого дальномерного кода.
Длина строки служебной информации равна 2 сек.: первые 0,3 сек. предназначены для метки времени, остальные 1,7с предназначены
для передачи 85 двоичных символов. Полный кадр навигационной информации состоит из 15 строк (30 сек.) Пять кадров навигационной
информации объединяются в суперкадр. В составе каждого кадра передается полный объем цифровой информации, относящейся к данному
HKA и часть альманаха системы ГЛОНАСС. Альманах системы полностью передается одним суперкадром.
Оперативная информация кадра по каждому навигационному спутнику содержит:
- признак достоверности информации в кадре;
- время начала кадра;
- эфемеридную информацию —координаты и скорости НИСЗ в Гринвичской прямоугольной системе координат на момент времени to;
- частотно-временные поправки на момент времени to в виде относительной поправки к несущей частоте НИСЗ и поправки к шкале времени НИСЗ;
- время to (кратно 30 мин. от начала суток), к которому привязана эфемеридная информация и частотновременные поправки.
- время, к которому относится альманах;
- параметры орбиты, номер пары несущих частот и поправку к шкале времени для каждого НИСЗ;
- поправку к шкале времени системы ГЛОНАСС относительно шкалы времени страны (единой системы времени).