Как правильно подобрать резину: нюансы выбора для лета и зимы
Содержание:
- Рейтинг самых популярных брендов шин
- Варианты протектора для летней резины
- Как правильно выбрать зимнюю резину
- Характеристики летних покрышек
- Результаты независимых тестов шин разных производителей
- Выбор шин по сезону
- Устройство зимних шин
- Наша или не наша?
- Виды покрышек по условиям эксплуатации
- Как выбрать шины для внедорожника
- Обозначения колес
- Летние шины – а нужны ли они вообще?
- Варианты протектора для летней резины
Рейтинг самых популярных брендов шин
Перед покупкой резины нужно обращать внимание на рейтинг наиболее популярных моделей. Они составляются на основе многочисленных отзывов и позволяют сделать наиболее приемлемый для себя выбор
Среди нешипованной резины, российские автолюбители отдают предпочтение:
- Мишлен Pilot Alpin 5;
- Гудиер Ultra Grip Ice 2;
- Нокиан Nordman RS;
- Континенталь ContiVikingContact 6.
Шипованные марки резины выстроились в следующем порядке:
- Нокиан Hakkapeliitta 8 SUV;
- Континенталь IceContact 2;
- Данлоп Grandtrek Ice02;
- Гиславед Nord Frost 200.
Эти модели снискали одобрение большинства автовладельцев, благодаря своим высоким показателям в условиях зимней эксплуатации.
Суровая русская зима – настоящее испытание для машины и её владельца. Стоит помнить, что даже самый «навороченный» комплект резины не может гарантировать Вам полную безопасность на заснеженной или обледеневшей дороге.
Хорошая резина в данном случае должна стать одним из тех инструментов, который поможет освоить и закрепить ключевые навыки и умения безопасной зимней эксплуатации Вашего железного коня.
Варианты протектора для летней резины
Различными протекторы были спроектированы для максимально эффективной борьбы с теми или иными негативными факторами, влияющими на управляемость на дороге (неровный асфальт, вода, грязь и т. п.).
Виды протектора:
Симметричный ненаправленный
Это, пожалуй, самый распространенный выбор автомобилистов. Обеспечивает низкий уровень шума, достаточно мягкую и комфортную езду по трассам общего назначения. Это достигается благодаря мягкой боковине, которая сглаживает неровности и демпфирует попадание в мелкие ямки. Такой выбор хорошо подходит именно для наших неровных дорог, так как сохраняет управляемость в условиях кочек, ям и колейности.
К минусам стоит отнести плохую реакцию при резких маневрах, не предполагает агрессивного стиля вождения, хотя и имеет индексы высоких скоростей. В повседневной жизни ее выберут те, кто любит размеренную и спокойную езду. Чаще всего такой летней резиной комплектуются новые авто среднего и бюджетного сегмента. Плюсом является возможность ставить такие летние шины на диск любой стороной.
Такая летняя резина имеет асимметричный рисунок – то есть внешняя и внутренняя стороны такого колеса отличаются по виду разрезом профиля и выполняют разные функции
Крайне важно при установке такой покрышки на диск учитывать надписи на боковине: INNER – внутренняя сторона, OUTER – внешняя.. Такой рисунок протектора отлично справляется с отводом воды из пятна контакта, он делает управляемость более стабильной в поворотах и резком маневрировании (за счет лучшей цепкости внешней стороны) и, в общем, достаточно хорош и предсказуем на больших скоростях
Чаще всего асимметричные направленные летние шины – это выбор для спортивных автомобилей.
Такой рисунок протектора отлично справляется с отводом воды из пятна контакта, он делает управляемость более стабильной в поворотах и резком маневрировании (за счет лучшей цепкости внешней стороны) и, в общем, достаточно хорош и предсказуем на больших скоростях. Чаще всего асимметричные направленные летние шины – это выбор для спортивных автомобилей.
Симметричный направленный
Если два уже перечисленных вида можно было ставить в любом направлении движения колес, то в этом рисунке протектор правильно работает только в одном определенном векторе. На боковине такой летней резины можно видеть надпись ROTATION и стрелочку. Основное преимущество – предотвращение аквапланирования за счет эффективного отвода воды через широкие канавки, расположенные по специальной схеме. Однако и на сухом асфальте такая летняя резина не менее управляема и устойчива в поворотах.
Такой выбор больше подойдет мощным заднеприводным автомобилям – так как передние покрышки отводят воду, в то время как задние уже едут по сухому асфальту. Это улучшает сцепление ведущей оси с дорогой. Такой вид рисунка протектора летней резины также общепризнан среди любителей спорткаров, обеспечивая максимальную сцепляемость с дорогой и управляемость.
Асимметричный направленный
Как и в случае с направленным симметричным протектором, здесь боковина резины имеет маркировку с направлением вращения, к которой добавляется обозначение внешней/внутренней стороны летней шины. Это более дорогой и редко встречающийся тип летней резины. Такой выбор больше подойдет для длительной езды на высоких скоростях на дорогах с отличным покрытием.
Асимметричный направленный рисунок выбирают в основном щепетильные европейцы, которые максимально заботятся о своей безопасности на автобанах. Это очень цепкая и отзывчивая на движения руля резина. Также ее выбирают автолюбители с агрессивной манерой езды.
Что имеем в итоге? Среднестатистическому водителю, который не гоняет на максимальной скорости и не наматывает каждый день от Ростова до Москвы и обратно по 1000 км, лучше выбрать летние шины с симметричным ненаправленным протектором, предоставляющие уровень комфорта, достаточный для ежедневной езды, и имеющие доступную цену.
«Дальнобоям» (любителям покрывать большие расстояния за короткий срок) рекомендуем рассмотреть направленный симметричный рисунок, позволяющий безопасно преодолевать регионы с разными погодными условиями, внезапным дождем или жарким солнцем, при этом достаточно неприхотливый к плохим дорогам. Ну а агрессивным драйверам и гонщикам лучше выбрать асимметричные ненаправленные протекторы, их цена значительно дороже стандартных вариантов, но за это вы получаете отменное сцепление с покрытием, предсказуемость и уверенность на дороге даже на больших скоростях.
Как правильно выбрать зимнюю резину
Многие автомобилисты оттягивают визит в шиномонтаж, дожидаясь заморозков и обильных осадков. Практика эта порочная – для обутой в летнюю резину машины выезд в сильный снегопад легко может стать последним в ее жизни приключением. Не говоря уже о том, что в дни ажиотажной замены шин можно потерять в очереди целый день. В общем, чем раньше, тем лучше. Тем более, что специалисты рекомендуют переходить «на зиму», когда среднесуточная температура опускается ниже +7℃.
Да, при таких кондициях на дорогах, как правило, не бывает ни льда, ни снега, однако с падением температуры ниже указанного порога летняя резина становится менее эластичной, а следовательно, хуже тормозит и интенсивнее разрушается. Между прочим, холод и влага не на пользу летним шинам даже в статике. Именно поэтому их следует хранить в сухих помещениях при температуре не ниже 0℃.
Новые покрышки всегда дешевле в конце сезона. Сейчас цены на зимнюю резину на пике. Самый очевидный способ сэкономить — взять подходящую «обувку» на вторичке. От покупки экземпляров с грыжами и трещинами стоит сразу отказаться, равно как и от тех образцов, остаточная высота протектора которых составляет менее 4 мм.
Также имейте виду, что за год эксплуатации шины ее сцепные свойства снижаются почти на четверть
Поэтому важно проверить дату выпуска – она указывается в виде овального клейма с четырехзначным числом. Первые две цифры обозначают неделю, а последние – «год рождения» изделия
Даже при видимой их сохранности шины старше семи товар рисковый. Внутренние, скрытые от глаз повреждения могут оказаться критичными. Брать только пару тоже не вариант. Установка на переднюю и заднюю оси автомобиля колес с разным рисунком протектора совсем не на пользу управляемости, даже если они одной сезонности.
Кроме того, что зимние шины отличаются от летних более «зубастым» протектором, а зачастую и шипами, они имеют еще и специфическую маркировку – пиктограмму в виде скалы с тремя пиками и снежинкой внутри, литеры M и S (c английского грязь и снег), надпись winter.
На боковине указывается и размер, позволяющий подобрать покрышку по размеру диска. Как правило в инструкции к автомобилю приведены все допустимые типоразмеры шин. Скажем, на седане Kia Rio правомерно использовать покрышки c размерами 195/55R16 и 185/65R15. Более высокий профиль последней несколько понизит остроту реакций машины на поворот руля, но сделает ход мягче. К тому же, в рамках одной модели резина с меньшим посадочным диаметром стоит дешевле.
Хорошо можно сэкономить и на бренде. Изделия середнячков типа Bridgestone, Dunlop и Yokohama за последнее время по своим свойствам заметно подтянулись к премиальным Michelin и Pirelli. И, пожалуй, более свежий год выпуска модели сейчас важнее ее марки. Чем современнее шина, тем она способнее.
Утверждения некоторых гаражных специалистов насчет беспомощности шипованных покрышек на асфальте беспочвенны. По сцепным свойствам современная шипованная шина превосходит остальные на любом зимнем покрытии. На льду это преимущество больше, в рыхлом снегу меньше, но шипы всегда цепляются лучше. Поэтому оптимальны на большинстве дорог нашей необъятной родины. Основной их конкурентный недостаток кроме более высокой цены – шум.
Беззубая фрикционная шина, названная в народе «липучкой», заметно тише
Эксплуатация таких покрышек на охаживаемых коммунальщиками столичных улицах вполне оправдана, а свежие модели с определенной долей осторожности можно использовать и за городом. Только учтите, что скоростная европейская зимняя резина, отличающаяся скругленными блоками плечевой зоны протектора и меньшим количеством борозд-ламелей при температурах ниже — 5 и на глубоком снегу не сильно лучше летней
А лед ей и вовсе противопоказан.
Что касается законодательной базы, то, несмотря на действующий с 2015 года технические регламент, обязывающий автомобилистов использовать с декабря по февраль включительно зимнюю резину, денежных санкций для нарушителей этого предписания до сих не предусмотрено. Покупать или самостоятельно мастерить знак с буквой «Ш» водителям машин с шипованными покрышками теперь тоже не обязательно. Но если инспектор каким-то образом выявит, что остаточная высота протектора ваших шин меньше 4 мм, будьте готовы отдать государству 500 рублей.
Характеристики летних покрышек
Правильно подобрать хорошую летнюю резину на самом деле несложно, главное придерживаться советов и рекомендаций от производителей
Также важно обращать внимание на следующие параметры:
- типоразмер шин;
- рисунок протекторов;
- индекс скорости и нагрузок;
- устройство покрышки.
Первым делом следует определиться с размером шин перед покупкой новых.
Типоразмер покрышки
Это ее высота, ширина и внешний диаметр. На каждой шине стоит маркировка, например 185/55 R15. Наносят значения этих параметров на боковины резины и означают 185 – ширина покрышки, 55 – высота профиля, R15 – ее внешний диаметр в дюймах. Если неправильно подобрать шину по наружному диаметру, то она просто не станет на свое место.
По профилю шины бывают трех видов, а именно:
- низкопрофильные – 55 % и ниже;
- высокопрофильные – от 60 до 75 %;
- полнопрофильные – 80 % и больше.
Главное преимущество низкопрофильных шин это их высокая маневренность и хорошая управляемость на любой дороге. Однако эксплуатация такого типа покрышек при плохом качестве асфальта сильно скажется на работе подвески. Если у машины она и так жесткая, то при установке низкопрофильной резины станет еще жёстче.
Высокопрофильная и полнопрофильная резина отлично подходит при вождении по плохим дорогам и бездорожью. Мелкие ямы и выбоины практически не передаются на автомобиль, что положительно влияет на срок службы подвески. Если установить шины еще большего профиля, то машина теряет чувствительность и плохо управляется на поворотах.
От ширины покрышки зависит площадь ее контакта с поверхностью асфальта, благодаря чему машина более предсказуема при движении. Однако это ведет к большему расходу топлива и сложности в управлении, также теряется маневренность. При мокром дорожном покрытии возможно появление эффекта аквапланирования. Широкую резину чаще устанавливают на тяжелых внедорожниках.
При выборе по профилю помните: с низким профилем Вы получите жесткую подвеску и ощутите все неровности дороги на себе, к тому же увеличивается опасность повреждения диска на ухабах, зато авто получит хорошую маневренность и управляемость. Здесь необходимо искать компромисс.
Протектор покрышки
Существует три основных виды рисунка протектора:
- симметричные ненаправленные;
- симметричные направленные;
- асимметричные.
Первый относится к классическому типу рисунка и является наиболее распространенным видом протекторов. Относится к более универсальным, поэтому можно эксплуатировать как в городской черте, так и за городом по грунтовым дорогам. Чаще встречается на шинах из категории недорогих.
Покрышки с симметрично ненаправленным рисунком протектора придают авто большую управляемость и комфорт при езде. У них высокая стойкость к аквапланированию на влажной и мокрой дороге и высокая износостойкость. Отличный выбор для начинающих автолюбителей, которые еще не знают, какие покрышки подходят больше под их стиль езды.
Симметричные направленные рисунки обеспечивают моментальный отвод воды благодаря чему значительно увеличивается стойкость к аквапланированию. Отличный выбор при скоростной езде. Из минусов стоит отметить то, что колеса с задней оси нельзя поставить на переднюю, ввиду этого не подходят в качестве запаски. Устанавливаются строго по направлению стрелки-указателя на боковине шины.
Покрышки с асимметричным рисунком имеют три зоны – внутреннюю, среднюю и наружную. Средняя часть отвечает за отвод воды на мокрой дороге, а две остальных за качество сцепления с поверхностью. Ассиметричные покрышки более универсальны и собрали в себе положительные моменты из двух предыдущих видов. Авто с такими шинами хорошо управляемо, а покрышки можно менять местами.
При выборе покрышек для себя ориентируйтесь на погодные условия региона проживания и на свой стиль вождения.
Индекс скорости и нагрузки
Параметр скорости обозначается буквами и указывает на максимальную скорость передвижения с данной резиной. Покупая шины на лето учитывайте скорость с которой Вы чаще ездите, ведь нет смысла платить за то, чем в итоге не пользуешься. Для небольших скоростей при передвижении в основном в черте города достаточно M или N, для частой езды по скоростным автострадам лучше U или даже V.
Параметр нагрузки говорит о максимально возможном весе, которое способно удержать одно колесо без последствий.
Шум от шин при езде
Этот параметр никакого влияния на ходовые качества не оказывает, однако может вызвать дискомфорт в поездке. Шумность в большей степени зависит от рисунка протектора. Определить его при покупке никак не получится, поэтому следует почитать отзывы на форумах и сайтах, поинтересоваться у знакомого специалиста или можно довериться продавцу.
Результаты независимых тестов шин разных производителей
Зимние шины
Тест шипованных шин в размере 205/55R16, «Autocentre.ua», 2017
Более подробно о тесте, а также о том как проводилось тестирование можно посмотреть здесь
1
4.4
Nokian Hakkapeliitta 9
2
4.6
Continental ContiIceContact 2
3
4.6
Goodyear Ultra Grip Ice Arctic
4
3.7
Gislaved Nord Frost 200
5
4.0
Pirelli Formula Ice
6
2.0
Cooper Weather-Master WSC
7
4.3
Matador MP 30 Sibir Ice 2
8
3.0
Marshal WinterCraft Ice WI31
Большой шинный тест фрикционных шин размерности 205/55 R16 от «Автопортал ABW.by», 2017
Более подробно о тесте, а также о том как проводилось тестирование можно посмотреть здесь
1
4.6
Nokian Nordman RS2
2
4.0
Gislaved Soft Frost 200
3
3.6
Hankook Winter i*Cept iZ2 W616
4
3.3
Sava Eskimo Ice
5
4.3
Viatti Brina V-521
6
3.8
Cordiant Winter Drive PW-1
7
2.3
Kumho I Zen KW31
8
4.0
Dunlop Winter Maxx WM01
9
3.3
Белшина Бел-317 Artmotion Snow
Тест зимних шипованных шин R14, «За рулем — Сергей Мишин», 2012г.
Более подробно о тесте, а также о том как проводилось тестирование можно посмотреть здесь
1
4.5
Nokian Hakkapeliitta 7
2
4.6
Continental ContiIceContact
3
4.1
Michelin X-Ice North XiN2
4
3.7
Nokian Nordman 4
5
4.0
Pirelli Winter Carving Edge
6
3.8
Gislaved Nord Frost 5
7
3.8
Cordiant Sno-Max
8
3.7
Bridgestone Ice Cruiser 5000
9
2.9
Yokohama Ice Guard IG35
10
2.7
Kumho I Zen KW22
11
3.0
Kama 505 Irbis
Тест зимних шин от AutoBild – «2016 AutoBild Winter Tyre Test»
Более подробно о тесте, а также о том как проводилось тестирование можно посмотреть здесь
1
4.5
Continental WinterContact TS 860
2
4.6
Michelin Alpin A5
3
4.5
Goodyear Ultra Grip 9
4
2.5
Dunlop SP Winter Sport 5
5
3.5
Pirelli Cinturato Winter
6
4.3
Semperit Speed Grip 2
7
3.5
Nokian WR D4
8
4.3
Hankook Winter i*Cept RS2 W452
9
4.3
Bridgestone Blizzak LM001
10
3.2
Barum Polaris 3
11
3.3
Kleber Krisalp HP2
12
4.2
Uniroyal MS Plus 77
13
3.5
General Altimax Winter Plus
14
4.0
Mabor Winter Jet 2
15
4.3
Sava Eskimo HP
16
4.0
Cooper Weather Master SA2
17
3.5
Falken Eurowinter HS449
18
4.0
Vredestein SnowTrac 5
19
2.0
BFGoodrich g-Force Winter
20
3.5
Fulda Kristall Control HP
Летние шины
Большой тест летних шин в размере 195/65 R15, «За Рулем» 2018
Более подробно о тесте, а также о том как проводилось тестирование можно посмотреть здесь
1
4.6
Nokian Hakka Green 2
2
4.8
Continental ContiPremiumContact 5
3
4.8
Pirelli Formula Energy
4
4.2
Hankook Kinergy Eco 2 K435
5
4.9
Nokian Nordman SX2
6
4.6
Goodyear EfficientGrip Performance
7
4.0
Yokohama BluEarth-A AE-50
8
4.0
Dunlop SP Touring R1
9
4.7
Toyo Proxes CF2
10
4.3
Bridgestone Turanza T001
11
4.7
Nitto NT860
Видео тест летних шин 235/35 R19 от «Авторевю» 2017
Более подробно о тесте, а также о том как проводилось тестирование можно посмотреть здесь
1
4.8
Michelin Pilot Sport 4S
2
5.0
Continental SportContact 6
3
4.7
Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3
4
4.7
Nokian Hakka Black
5
4.4
Hankook Ventus S1 Evo 2 K117
6
4.3
Pirelli P Zero RO2
Тест летних шин 195/65 R15, Autocentre.ua 2016г.
Более подробно о тесте, а также о том как проводилось тестирование можно посмотреть здесь
1
4.8
Continental ContiPremiumContact 5
2
4.8
Nokian Hakka Blue
3
4.5
Michelin Energy XM2
4
4.3
Hankook Kinergy Eco K425
5
3.6
Rosava Itegro
6
4.0
Uniroyal Rain Expert 3
7
4.5
Achilles Platinum
8
5.0
Cooper Zeon CS6
9
4.0
Gislaved Ultra Speed
10
4.4
Kormoran RunPro B2
11
3.7
Белшина Artmotion Bel-261
Большой тест летних шин 195/65 R15, «За Рулем», 2017
Более подробно о тесте, а также о том как проводилось тестирование можно посмотреть здесь
1
4.6
Nokian Hakka Green 2
2
4.5
Pirelli Cinturato P1 Verde
3
4.8
Continental ContiPremiumContact 5
4
4.6
Goodyear EfficientGrip Performance
5
4.3
Hankook Kinergy Eco K425
6
4.9
Nokian Nordman SX2
7
4.7
Toyo Proxes CF2
8
3.8
Kumho Ecowing ES01
9
3.1
Cordiant Sport 3
10
4.1
Matador MP 44 Elite 3
11
3.3
12
3.7
Белшина Artmotion Bel-261
Выбор шин по сезону
Разделяют две главные категории автомобильной резины – летние и зимние. Они различаются техническими и эксплуатационными характеристиками. В них стоит разобраться, если вы планируете с умом подойти к выбору сезонных покрышек.
Отличие зимней резины от летней
Летняя резина
Используется при температуре воздуха от +5 0С и выше. Жесткость материала соответствует теплому времени года: так, при плюсовых температурах резина не размягчается, сохраняя оптимальную жесткость даже в сильную жару.
Покрышкам присуща высокая износостойкость: протектор не стирается слишком быстро при передвижении по асфальту или грунтовке.
Зимой летняя резина непригодна к использованию. Для холодов предусмотрен отдельный вариант.
Зимняя резина
Покрышки предназначены для поездок при температурах воздуха от +5 0С и ниже. Характерная особенность – резина мягкая и не твердеет на морозе, что способствует лучшей управляемости.
Зимние шины могут оснащаться шипами – металлическими элементами, которые отлично подходят для езды по льду или укатанному снегу. Второй вариант – «липучки» – покрышки без шипов со множеством ламелей и характерным протектором. Нешипованные шины чаще используются в городских условиях или при очень сильных морозах.
Устройство зимних шин
Подобрать зимнюю резину будет проще, если ознакомиться с устройством зимних покрышек. Они состоят из множества элементов:
- Протектор;
- База;
- Стальной корд;
- Прокладка из текстильного корда;
- Каркас;
- Крыльевая лента.
Основополагающим элементом, безусловно, является протектор. Он изготавливается из стойкого каучука.
База служит для соединения протектора с внутренней частью покрышки. Ее функции – смягчение толчков при езде по неровной местности и снижение сопротивления качения.
Стальной корд удерживает стабильную форму шины, повышает ее устойчивость во время движения и способствует увеличению километража пробега.
Прокладка из текстильного корда находится под стальным кордом. Ее функция заключается в сопротивлении излишнему внутреннему давлению.
Каркас защищает боковины покрышек. Он изготавливается из специальных каучуковых полос.
Крыльевая лента призвана решить амортизационные свойства шины и стабильность управления. Этот элемент впаивается близко к колесу, в крайнюю полость шины.
Далее вы сможете изучить советы по выбору зимних шин.
Наша или не наша?
В этом пункте я хочу затронуть выбор с точки зрения производителя и страны. Бытует мнение, что импортная резина сплошь вся качественная и ходит чуть ли не по 10 лет, а вот Российская просто «г..но» и разваливается уже через год
Мол, у импортных, другие технологии и самое важное, что другие материалы! Ребята, это — бред! Сейчас на территории России стоит большое количество заводов иностранных производителей, которые делают свою резину на нашей территории, из нашего же сырья! Взять тот же Bridgestone, также Nokian, Yokohama и т.д. Конечно у них другие технологии, другие шипы, которыми они не спешат делиться, однако не стоит списывать и наших производителей
Лично я вот уже 4 сезон использую КАМА ЕВРО 519, и знаете она меня удивляет, осталось достаточно много шипов, по моему ощущению она по прочности такая же как NOKIAN Hakkapeliitta 5, которая у меня была на предыдущем автомобиле.
Самое главное, это то, что наша резина намного дешевле, чем импортная, например я за все 4 колеса R16 205/55, отдал примерно в 2,5 раза меньше, чем за аналогичную иностранного производителя.
Из иностранных производителей, которых я вам посоветую:
1) Michelin
2) Nokian
3) Bridgestone
4) Gislaved
5) Goodyear
6) Continental
7) Hankook
Из отечественных которые можно выбрать:
1) Amtel
2) КАМА ЕВРО
3) Cordiant
Хочется отдельно отметить резину РОСАВА (ROSAVA), лично мне попадалась и летняя, и зимняя, нужно сказать «г..но» редкостное, не берите! Летняя через 5000 км, два колеса шишки, хотя больших ударов не было, зимняя через сезон потеряла 50% шипов, эксплуатация была умеренная!
Виды покрышек по условиям эксплуатации
Нужно учитывать класс по условиям эксплуатации. Узнать этот параметр можно по маркировке на боковине покрышки. Перечислим основные варианты маркировки.
- H/P – предназначены для шоссе. Обычно имеют высокий индекс скорости.
- H/T – твердые покрытия. Используются на асфальте, в первую очередь предназначены для города. На высоких скоростях эксплуатировать не получается.
- A/T – универсальные покрышки. Могут применяться на любых видах покрытий, как на асфальте, так и на проселках с гравийным покрытием.
- M/T – резина для бездорожья. К ней относят и специальные грязевые шины. Отличаются специальным протектором, который отлично взаимодействует с водой, грязью и другими нестандартными дорожными покрытиями.
Как выбрать шины для внедорожника
Перед тем, как правильно выбрать шины для автомобиля внедорожного класса, необходимо оценить возможности этой модели авто и учесть ваши потребности как автовладельца.
Ранее внедорожники использовались в основном для передвижения по бездорожью, теперь же все чаще их приобретают для города. Это обусловлено повышенной вместимостью автомобиля, а также особым статусом, которым изначально наделялся джип.
Актуальные потребности автолюбителей с течением времени были учтены, так на свет появилась отдельная вариация городского внедорожника — кроссовер или паркетник. Специально для города в конструкцию внедорожного автомобиля производители внесли некоторые изменения. Часть характеристик, требуемых для бездорожья, была исключена. Вместо них добавлены такие необходимые для городской езды свойства, как управляемость на асфальтовом покрытии, измененный скоростной режим, экономия топлива, маневренность.
Поэтому часть внедорожных авто может использоваться на сильно пересеченной местности, другая же часть автомобилей в таких условиях редко эксплуатируется либо не эксплуатируется совсем.
Обозначения колес
Устанавливаемые стандартами различных стран обозначения колес наносятся на одну из сторон диска колеса или обода бездискового колеса и включают:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- номер колеса;
- размеры обода и конструкцию полок;
- стандарт, которому соответствуют размеры колеса (DIN, ГОСТ);
- дату изготовления (месяц или неделю и год изготовления).
Размеры ободов дисковых колес включают ширину профиля и посадочный диаметр обода в дюймах или миллиметрах, разделенные знаком «х» для неразборных глубоких ободов (5Jх13) и ободов с крутыми полками (9.00х19,5) и знаком «-» – для разборных полуглубоких (228Г-508) и плоских ободов (10.0-20; 330-533). Буквы между цифрами указывают на различную форму закраин и различное исполнение полок и ручья (информацию можно найти в справочной литературе).
При наличии безопасного контура на полках ободов для легковых автомобилей этот контур указывается в обозначении после размеров обода (например, 5Jх13Н2, где Н2 означает двусторонний подкат). Также указывается вылет колеса (ЕТ) в миллиметрах, например, ЕТ30. Таким образом, полная характеристика дисковых колес для легковых автомобилей имеет вид, приведенный на рисунке 20.
Рисунок 20. Характеристика дискового колеса легкового автомобиля
Расположение ручья глубокого обода колеса (симметричное или асимметричное) видно по колесу и не маркируется.
Соответствие размеров шин легковых автомобилей размерам профиля ободьев колес приведено в таблице 2.
Таблица 2. Соответствие размеров шин размерам профилей ободьев колес
Обозначение шины | 135/80R12 | 155/80R13 | 155/65R13 145/80R13 | 175/70R13 | 185/65R13 175/60R13 |
Обозначение обода колеса | 4,00В | 4½J | 5J | 5J, 5½J | 5½J |
Обозначение шины | 155/65R14 | 185/70R14 165/65R14 | 175/65R14 | 185/55R14 165/55R14 | 205/70R14 |
Обозначение обода колеса | 4,5J, 5J, 5½J | 5J, 5½J | 5J, 5½J, 6J | 6J | 6J, 6½J |
Обозначение шины | 175/65R15 175/60R15 | 185/65R15 175/50R15 | 205/65R15 195/55R15 | 215/75R15 205/60R15
195/45R15 |
235/75R15 225/75R15 |
Обозначение обода колеса | 5½J, 6J | 6J | 6J, 6½J | 6½J, 7J | 7J |
Обозначение шины | 175/80R16 | 205/60R16 | 235/60R16 225/65R16
205/50R16 |
245/70R16 225/55R16 | 265/70R16 255/65R16
245/50R16 |
Обозначение обода колеса | 5½J, 6J | 6J, 6½J, 7J | 6½J, 7J | 7J, 7½J | 8J |
Обозначение шины | 235/60R17 215/50R17
205/50R17 |
225/50R17 215/35R17 | 245/60R17 235/45R17 | 255/65R17 245/50R17 | 285/70R17 265/65R17 |
Обозначение обода колеса | 7J | 7J, 7½J | 7½J, 8J | 8J | 8J, 8½J |
Обозначение шины | 235/60R18 | 255/55R18 245/45R18 | 265/65R18 235/40R18 | 255/45R18 245/40R18 | 285/55R18 275/40R18 |
Обозначение обода колеса | 7½J | 7½J, 8J | 8J | 8J, 8½J | 8½J, 9J |
Обозначение шины | 225/55R19 | 235/55R19 225/35R19 | 255/45R19 245/35R19
235/35R19 |
255/30R19 | 265/50R19 |
Обозначение обода колеса | 7½J | 8J | 8J, 8½J | 8½J, 9J | 9J, 9½J |
Обозначение шины | 255/50R20 225/30R20 | 245/40R20 | 265/50R20 | 275/40R20 | 305/50R20 285/50R20 |
Обозначение обода колеса | 8J | 8J, 8½J | 8½J, 9J | 8½J, 9J, 9½J | 9J, 10J |
Обозначение шины | 245/40R22 | 265/40R22 | 295/40R22 285/45R22 | 305/40R22 | 305/30R26 |
Обозначение обода колеса | 8½J | 9½J | 9½J, 10J, | 10J, 10½J | 10J |
Летние шины – а нужны ли они вообще?
Конец зимы – начало весны – в этот небольшой промежуток времени зимние шины снимаются с колес вашего автомобиля, и вплоть до следующей зимы о них можно уже забыть. Однако в это время встает другой вопрос – а какие же шины теперь брать – всесезонные или летние?
Эксперты подмечают: лучше брать летние шины, которые с наступлением весны и до глубокой осени прекрасно могут послужить вам. Всесезонные тоже хороши, но летние покажут себя намного лучше.
Если зима кончается, а вы не меняете шины, то вы их портите, причем очень быстро. Как правило, высокая температура сильно снижает характеристики зимних шин, а потому они в два раза быстрее выходят из строя.
Зимние шины при езде летом крайне быстро портятся – лучше их заблаговременно снимать
Варианты протектора для летней резины
Различными протекторы были спроектированы для максимально эффективной борьбы с теми или иными негативными факторами, влияющими на управляемость на дороге (неровный асфальт, вода, грязь и т. п.).
Виды протектора:
Симметричный ненаправленный
Это, пожалуй, самый распространенный выбор автомобилистов. Обеспечивает низкий уровень шума, достаточно мягкую и комфортную езду по трассам общего назначения. Это достигается благодаря мягкой боковине, которая сглаживает неровности и демпфирует попадание в мелкие ямки. Такой выбор хорошо подходит именно для наших неровных дорог, так как сохраняет управляемость в условиях кочек, ям и колейности.
К минусам стоит отнести плохую реакцию при резких маневрах, не предполагает агрессивного стиля вождения, хотя и имеет индексы высоких скоростей. В повседневной жизни ее выберут те, кто любит размеренную и спокойную езду. Чаще всего такой летней резиной комплектуются новые авто среднего и бюджетного сегмента. Плюсом является возможность ставить такие летние шины на диск любой стороной.
Такая летняя резина имеет асимметричный рисунок – то есть внешняя и внутренняя стороны такого колеса отличаются по виду разрезом профиля и выполняют разные функции
Крайне важно при установке такой покрышки на диск учитывать надписи на боковине: INNER – внутренняя сторона, OUTER – внешняя.. Такой рисунок протектора отлично справляется с отводом воды из пятна контакта, он делает управляемость более стабильной в поворотах и резком маневрировании (за счет лучшей цепкости внешней стороны) и, в общем, достаточно хорош и предсказуем на больших скоростях. Чаще всего асимметричные направленные летние шины – это выбор для спортивных автомобилей
Чаще всего асимметричные направленные летние шины – это выбор для спортивных автомобилей.
Такой рисунок протектора отлично справляется с отводом воды из пятна контакта, он делает управляемость более стабильной в поворотах и резком маневрировании (за счет лучшей цепкости внешней стороны) и, в общем, достаточно хорош и предсказуем на больших скоростях. Чаще всего асимметричные направленные летние шины – это выбор для спортивных автомобилей.
Симметричный направленный
Если два уже перечисленных вида можно было ставить в любом направлении движения колес, то в этом рисунке протектор правильно работает только в одном определенном векторе. На боковине такой летней резины можно видеть надпись ROTATION и стрелочку. Основное преимущество – предотвращение аквапланирования за счет эффективного отвода воды через широкие канавки, расположенные по специальной схеме. Однако и на сухом асфальте такая летняя резина не менее управляема и устойчива в поворотах.
Такой выбор больше подойдет мощным заднеприводным автомобилям – так как передние покрышки отводят воду, в то время как задние уже едут по сухому асфальту. Это улучшает сцепление ведущей оси с дорогой. Такой вид рисунка протектора летней резины также общепризнан среди любителей спорткаров, обеспечивая максимальную сцепляемость с дорогой и управляемость.
Асимметричный направленный
Как и в случае с направленным симметричным протектором, здесь боковина резины имеет маркировку с направлением вращения, к которой добавляется обозначение внешней/внутренней стороны летней шины. Это более дорогой и редко встречающийся тип летней резины. Такой выбор больше подойдет для длительной езды на высоких скоростях на дорогах с отличным покрытием.
Асимметричный направленный рисунок выбирают в основном щепетильные европейцы, которые максимально заботятся о своей безопасности на автобанах. Это очень цепкая и отзывчивая на движения руля резина. Также ее выбирают автолюбители с агрессивной манерой езды.
Что имеем в итоге? Среднестатистическому водителю, который не гоняет на максимальной скорости и не наматывает каждый день от Ростова до Москвы и обратно по 1000 км, лучше выбрать летние шины с симметричным ненаправленным протектором, предоставляющие уровень комфорта, достаточный для ежедневной езды, и имеющие доступную цену.
«Дальнобоям» (любителям покрывать большие расстояния за короткий срок) рекомендуем рассмотреть направленный симметричный рисунок, позволяющий безопасно преодолевать регионы с разными погодными условиями, внезапным дождем или жарким солнцем, при этом достаточно неприхотливый к плохим дорогам. Ну а агрессивным драйверам и гонщикам лучше выбрать асимметричные ненаправленные протекторы, их цена значительно дороже стандартных вариантов, но за это вы получаете отменное сцепление с покрытием, предсказуемость и уверенность на дороге даже на больших скоростях.