Двигатель луаз 969м технические характеристики

Преображение и уход

Успех в массах (или попросту отсутствие альтернативы из числа переднеприводных авто) позволил ЛуАЗу выйти на международный рынок и преобразиться. В 75-м на модель поставили 4-сильный запорожский движок, слегка изменили салон и корпус, заменили светотехнику, добавили наконец-то замки на двери, а в спустя четыре года запустили в серию под индексом ЛуАЗ 989М «Волынь». Дошло даже до того, что обновленный автомобиль в 78-м году на Туринском автосалоне был признан одним из 10 лучших европейских внедорожников.

В 1985 году произошла смена индексов и 989М стал называться ЛуАЗ-1302. Однако не только название изменилось: главным изменением стал 53-сильный 4 цилиндровый мотор от Таврии, который был не только экономичным, но и давал хоть какую-нибудь динамику. Если 989М при езде в 60км/ч расходовал 10 литров на сотню, то 1302 тратила лишь 7.7 литра, причем максимальная скорость выросла с 85 до 100 км/ч. ЛуАЗ 1302 позаимствовал у ВАЗ 2108 сиденья, получил дополнительную шумку, став в результате быстрее и комфортнее. Впрочем, к началу выпуска Украина уже стала самостоятельным государством, так что россияне новинку оценить не смогли.

Вместе с СССР закончились и золотые времена «Волыни». Украинские период истории вышел не совсем удачным: выпуск небольших партий по госзаказу, неудачные модификации и спецверсии показали, что «Волынь» уже упустила свои лучшие годы, не сумев наладить полноценное собственное производство.

ЛуАЗ-1302-05 «Форос»

Представлено общественности авто было в Москве в 1999 г. на выставке MIMS’99. Но, к сожалению, в серийном выпуске ни один из этих пляжных джипов так и не увидел свет. Было собрано всего несколько штук по спецзаказу. «Форос» был разработан на базе ЛуАЗ 969. Его изюминкой был 4-цилиндровый итальянский дизельный мотор от Lombardini, мощностью 35 л.с. Хоть стоимость «Форос» была вполне приемлемой, для того времени, руководство автомобильного завода не смогло найти средства для начала серийного выпуска машин.

В заключении хочется отметить, что на протяжении всей истории выпуска Луцким заводом легковых авто, каждая из машин в серии становилось своеобразным шедевром. Именно на этом предприятии выпустили первую переднеприводную машину. Здесь разработали пляжный джип, правда, не успели запустить его в серийное производство до развала СССР. Одним словом, можно с уверенностью сказать: Луцкий автомобильный завод внес ощутимый вклад в развитие машиностроения.

←Вернуться

СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛ Я ЛуАЗ 969 М — Март 1991 года

  • Онлайн Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто

Издания

  • Журнал “За рулем”

Газета “За рулем – Регион”
Журнал “Купи авто”
Журнал “Мото”
Журнал “Рейс”
Книги, Каталоги
Подписка
Товары и услуги

  • Интернет магазин

Товары ЗР
Турбюро
Подписка
Архив
Форум
Wiki
Купи авто

Коробка передач

Войти

  • Анонсы
  • Издания За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс

За рулем
Газета «За рулем — Регион»
Купи авто
Мото
Рейс
Книги и каталоги

  • Новинки

Популярная литература
Техническая литература
Марки и модели

  • Все марки

Acura
Alfa Romeo
Alpina
Aston Martin
Audi
BAW
Bentley
BMW
Brilliance
Bristol
Bugatti
Buick
BYD
Cadillac
Caterham
Changan
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Cord
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Delahaye
Derways
DFM
Dodge
Eriba moving
FAW
FBS
Ferrari
FIAT
Fisker
Ford
Freightliner
Geely
GMC
Great Wall
Grinnall
Gumpert
Hafei
Haima
Hino
Honda
Horch
Hummer
Hymer
Hyundai
Infiniti
International
Iran Khodro
Isuzu
Iveco
JAC
Jaguar
Jeep
Jinbei
Kamaz
KIA
Lamborghini
Lancia
Land Rover
LDV
Lexus
Lifan
Ligier
Lincoln
Lotus
Luxgen
Mahindra
Man
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
Mercury
MG
Mini
Mitsubishi
Morgan
Nash Ambassador
Nissan
Noble
Opel
ORCA
Pagani
Pegaso
Perodua
Peugeot
Piaggio
Pininfarina
Polaris
Pontiac
Porsche
Proton
Renault
Rolls-Royce
Rover
SAAB
Saleen
Samsung
Saturn
Scania
Scion
SEAT
Setra
Shuanghuan
Skoda
Smart
Spyker
Ssang Yong
Steyr
Strathcarron
Studebaker
Subaru
Suzuki
TATA
Tianma
Tianye
Toyota
Tucker
Venturi
Volkswagen
Volvo
Vortex
Westfield
Willys
Xin Kai
YAMAHA
Zxauto
Богдан
ВАЗ
Валдай
ВИС
Волжанин
ГАЗ
ГолАЗ
ё-мобиль
ЗАЗ
ЗИЛ
ЗИС
ЗМЗ
ИЖ
КАВЗ
Комбат
КРАЗ
ЛиАЗ
МАЗ
Москвич
ОКА
ПАЗ
РОАЗ
Сталкер
ТагАЗ
Тигр
УАЗ
Урал

Поиск

  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957
  • ЗР 1956
  • ЗР 1955
  • ЗР 1954
  • ЗР 1953
  • ЗР 1952
  • ЗР 1951
  • ЗР 1950
  • ЗР 1949
  • ЗР 1948
  • ЗР 1947
  • ЗР 1946
  • ЗР 1945
  • ЗР 1944
  • ЗР 1943
  • ЗР 1942
  • ЗР 1941
  • ЗР 1940
  • ЗР 1939
  • ЗР 1938
  • ЗР 1937
  • ЗР 1936
  • ЗР 1935
  • ЗР 1934
  • ЗР 1933
  • ЗР 1932
  • ЗР 1931
  • ЗР 1930
  • ЗР 1929
  • ЗР 1928
  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
  • К обзору номера
  • 0 — ОБЛОЖКА НОМЕРА
  • 0 — ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ
  • 0 — КОНВЕРСИЯ: ВЫИГРАЕМ ИЛИ ПРОИГРАЕМ?
  • 1 — СОВРЕМЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА
  • 2 — АВТОМОБИЛЬ И ОБЩЕСТВО
  • 3 — ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ
  • 4 — КОЛЕСО
  • 6 — ПУТЬ К ТРИУМФУ
  • 8 — ИСПЫТЫВАЕТ «ЗА РУЛЕМ»
  • 9 — ИСПЫТЫВАЕТ «ЗА РУЛЕМ»

Особенности и подводные камни

решили вы Если приобрести данный автомобиль, то необходимо взвесить тщательно все «за» и «против». Во-первых, ЛуАЗ-внешнему по 969М облику – далеко не статусное авто. Во-внутренний, вторых комфорт и качество звукоизоляции внедорожника удовлетворить может далеко не каждого автолюбителя, а потому его использовать разумно только для поездок на или охоту же рыбалку. Для повседневной же эксплуатации автомобиль такой, увы, непригоден.

Единственное, за что ценить можно «Волынку», так это за ее превосходные качества ходовые и простую как дважды два Проходимость. конструкцию ЛуАЗа просто нереальная, и способствует только не тому полный привод и легкая снаряженная высокий, но и масса дорожный просвет, который равен 28 это (и сантиметрам при тринадцатидюймовых колесах!). Ходовые Волынки «качества» просто поражают – сейчас можно немало найти видеофайлов, где этот автомобиль фору дает дорогущим джипам премиум-класса Тойоты «типа Прадо» и «Мерседес GLK».

Дешевый и для плохих дорог

Как его только не называли! Официально – «Волынь», а неофициальные называния – «Чебурашка», «Луиза», «Луноход» и даже «Еврейский броневик» за совокупность качеств, полученных за небольшие деньги. «Родился» он на Луцком автомобильном заводе, что в Волынской области Украины.

История «Лунохода» началась с того, что в НАМИ по заказу Минобороны для ВДВ разработали транспортер переднего края (ТПК). Эта моторизованная тележка, которую можно сбрасывать с парашютом с самолета, помимо водителя может брать на борт пару носилок или шестерых сидячих раненых. В высоту не превышает полуметра и имеет полный привод и лебедку. И умеет плавать! Разработанный транспортер был поставлен на конвейер в Луцке и получил название ЛуАЗ-967. Производился он в 1961-1989 годах.

Но если с ВПК в то время все было хорошо, то с транспортом для обычных граждан – не очень. Ну и с дорогами, само собой. Стране требовался недорогой утилитарный вездеход, который можно было бы отремонтировать, не прибегая к услугам не существовавших в то время автосервисов. Который проехал бы всегда и везде. При этом был дешевым в производстве и эксплуатации. Поэтому на базе транспортера сделали ЛуАЗ-969 и поставили его на производство в 1967-м. Что интересно, производился он аж до 2002 года.

Двигатель, бортовые редукторы и трансмиссия – все это вошло в конструкцию нового автомобиля, получившего на первых порах название ЗАЗ-969В. Так как не получилось оперативно поставить в производство задний редуктор, на первых порах автомобиль был переднеприводным. Вес смещен на переднюю ось, поэтому даже такой 969-й мог неплохо показать себя на бездорожье.

Полноприводный ЛуАЗ появился лишь в 1971 году, после освоения в производстве привода задних колес. Причем ВАЗ-2121 «Нива», ставший гражданским внедорожником №1 в Советском Союзе, был запущен в производство шестью годами позже, в апреле 1977-го.

Кузов у автомобиля был полунесущий, с интегрированной рамой. Подвеска торсионная, на продольных рычагах с большими ходами. Установлены колесные редукторы, которые увеличивают дорожный просвет до 280 мм, что весьма неплохо. Плюс короткие свесы и короткая «база». Привод – с жестко подключаемым задним мостом и блокировкой заднего дифференциала. Само собой, была и «понижайка». Колеса 13-дюймовые, но с развитым «грязевым» рисунком.

Двигатель – V-образный четырёхцилиндровый, очень близкий к моторам «запорожца». До 1975 года ЛуАЗ снабжался двигателем рабочим объёмом 877 куб.см и мощностью 30 л.с., после – 1197 куб.см и 40 л.с. Но все равно мощности ему не хватает. Оба двигателя имели систему охлаждения с нагнетающим (а не вытяжным, как у ранних моделей «запорожцев») вентилятором. Кроме того, дополнительно масло охлаждалось в маслорадиаторе и в картере двигателя, поддон которого имел ребристую поверхность. Выполненный в виде отдельного агрегата отопитель салона зимой мог быть использован для предпускового подогрева двигателя. Для суровых зим лучше не придумать!

Автомобиль время от времени подвергался модернизации: в 1975 году его оснастили новым двигателем, а в начале 1979-го с конвейера Луцкого автозавода сошел модернизированный ЛуАЗ-969М. Основные его отличия от предыдущей модели состояли в большей комфортабельности по сравнению с предшественником. Так, более плавным стал ход машины, в салоне появился перчаточный ящик и пепельница, а рулевую колонку оснастили противоугонным устройством.

Что говорят владельцы

Машина имеет идеальную нишу эксплуатации – это сельская местность. Здесь ЛуАЗ вездеход просто незаменим, как хозяйственное транспортное средство. Он популярен у фермеров, рыбаков, охотников. Все владельцы уверяют, что машина совсем не идеальная в смысле надежности: поломки не редкость. Но главное и внедорожника не отнять – он везет, презирая любое бездорожье!

Ремонтопригодность ЛуАЗа тоже выше всяких похвал. Под капот можно поставить не только движок от «Таврии», но и от «Жигулей», коробка передач подходит и от «Запорожца». Если на родном двигателе не устраивает мощность, можно сделать «тюнинг»; расточить цилиндры под 79 мм (как у «жигулевского» движка). Сцепление также можно поставить вазовское. Многие автолюбители устанавливают карбюратор «Солекс» и в комплекте с ним электронное зажигание. Сегодня купить ЛуАЗ 1302 – значит, приобрести конструктор-автомобиль, технические характеристики которого зависят от фантазии и возможностей автовладельца.

Живучесть машины удивляет; в интернете полно рассказов, о том, как машины смогла доковылять до гаража даже с порванной полуосью. Вряд ли подобный «подвиг» по плечу какой-либо другой машине российского производства. Кстати, конструкция полуосей так сделана специально; выход из строя этого элемента сберегает от поломок коробку передач. Несмотря на малую мощность двигателя и небольшую максимальную скорость, автомобиль запросто «вытягивает» подъём в 60 градусов, даже будучи груженным.

В 2006-м году Луцкий автомобильный завод стал частью корпорации «Богдан». В результате выпуск собственных внедорожников был полностью прекращён. Завод полностью переключился на производство автобусов и троллейбусов марки «Богдан». Остаётся только надеяться, что когда-нибудь выпуск этого компактного внедорожника возобновится.

https://youtube.com/watch?v=0EAqQc52CtU

←Вернуться

Плюсы и минусы

  • Хорошая проходимость по бездорожью;
  • Вместительный салон;
  • Небольшая стоимость ремонтируемых деталей;
  • Низкая стоимость машины;
  • Небольшие габариты автомобиля;
  • Можно модернизировать собственными руками;
  • Простота управления;
  • Недорогая в ремонте;
  • Приемлемая высота дорожного просвета;
  • Хорошая ремонтопригодность;
  • Брезентовый верх;
  • Неплохая коробка переключения передач.
  • Не надежный и не долгосрочный двигатель ЛуАЗ;
  • Низкая шумоизоляция;
  • Жесткие кресла;
  • Небольшая максимальная скорость;
  • Неимение устройств и систем для безопасности;
  • Наличие брезентового верха;
  • Высокая тяга металла кузова к коррозии;
  • Нелегко отыскать необходимые детали на автомобиль;
  • Летом жарко, зимой холодно;
  • Небольшие колеса;
  • Слабый двигатель;
  • Скудный интерьер;
  • Шумность;
  • Отсутствует водяное охлаждение силового агрегата.

Разработка и освоение в производстве

Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили благодаря изменению панелей передка, изменению формы лобового стекла. Двери оборудованны замками, окна дверей получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

Ещё до запуска в серию, ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.

На базе этого автомобиля был создан аэродромный тягач ЛуАЗ-2403 .

ЛуАЗ-1302

В 1990 году начался выпуск ЛуАЗ-1302 с двигателем от «Таврии» — МеМЗ-245, 53 л.с.

Внешних отличий от «969М» не было. Машина имела усиленные лонжероны, новую панель приборов, дополнительную шумовиброизоляцию и более комфортабельные сидения от «Таврии». Расход топлива и шумность существенно снизились, динамика улучшилась.

Особенности системы зажигания

Поскольку гражданская версия автомобиля не умела плавать, то исполнение систем зажигания сделано по классической схеме:

  1. Батарейно-катушечная схема с одной свечей зажигания на цилиндр;
  2. Аккумулятор стандартный 6СТ-55;
  3. Генератор переменного тока Г-501 (или Г-502 на модификациях);
  4. Выпрямительный блок БВГ-2А;
  5. Реле блокировки;
  6. Плавкие предохранители (6 шт).

Панель приборов ЛуАЗ 969 с предохранителями

Также на панели приборов установлены 2 термометаллических предохранителя номиналом 20А для защиты:

  1. Электрической цепи обогревателя;
  2. Освещения кузова и подкапотного пространства;
  3. Розетки штепсельной;
  4. Звукового сигнала;
  5. Системы аварийной сигнализации тормозов (см.также схему электропроводки Нива 21213).

https://youtube.com/watch?v=tkANFBOcU8w

Для защиты цепи омывателя и стеклоочистителя ветрового стекла также применен биметаллический предохранитель. Он установлен под капотом, и имеет порог срабатывания в 3,5А.

Особенности проводки в данной модели

Отметим сразу, что при производстве рассматриваемых автомобилей во главу угла всегда ставилась экономия, поэтому можно встретить модели с одним ведущим мостом (просто этих узлов одно время не хватало) и другими решениями, которые снижали стоимость, но негативно сказывались на надежности и долговечности конструкции.

Можно отметить следующие факторы:

Большинство автомобилей комплектовалось генератором без интегральной платы, он не отличался мощностью, поэтому при работе на холостых оборотах чаще всего зарядка аккумулятора не осуществлялась, что очень негативно сказывалось на работе АКБ и иногда, особенно в холодное время года, батарея могла попросту разрядиться.

Эта схема актуальна для всех автомобилей, произведенных с марта 1981 года по август 1986, укомплектованных генератором без интегральной платы

Но гораздо лучше работали генераторы с интегральной схемой, они отличались более качественной зарядкой и стабильной работой конструкции. Схема проводки схожа с размещенной выше, отличие лишь в генераторном узле. Вы сами легко увидите разницу, сравнив схемы на фото, генератор обозначен цифрой 8.

Читать дальше: Датчик холостого хода газель бизнес

Усовершенствованный вариант генератора вызвал изменения в схеме

  • Сами провода не отличаются надежностью и с течением времени начинают прогорать, прогнивать или изоляция просто рассыхается и разрушается. Есть несколько простых советов, как своими руками продлить жизнь системы, но это потребует затрат времени и сил – необходимо проложить все жгуты в специальных гофрах и защитить все контакты, установив качественные клеммы и защитив их термоусадочной трубочкой.
  • Электропроводка ЛуАЗ нуждается в постоянном осмотре с целью выявления неисправностей на стадии их развития, так как если вы застрянете посреди бездорожья, то работы значительно усложнятся.
  • В девяностые годы автомобили стали оснащаться замками зажигания без блокировки рулевой колонки, что опять же вызвало изменение схемы, но это не столь принципиальное. В целом можно отметить, что конструкция практически не изменялась, поэтому, разобравшись в одной модификации, вы легко разберетесь и во всех остальных.
  • Для того чтобы лучше разобраться в том, какие потребители электричества входят в систему, посмотрите принципиальную схему ниже. Это своеобразная инструкция, которая поможет понять, как устроена цепь и что в нее входит.

По этой картинке легко разобраться в особенностях электрооборудования ЛуАЗа

Внешний вид

Несмотря на небольшие размеры, кузов состоит из интегрированной рамы лонжеронного типа. Волынь оснащается верхом из тента, что позволяет ей быть универсальной. Небольшие дверцы висят на петлях, упрощая тем самым монтаж и демонтаж.

969-я модель отличается от других машин еще и тем, что дворники прикреплены сверху, а не как у остальных машин — снизу, что является положительным моментом при движении в непогоду.

Если в прежней модели дуги были необходимы только для прикрепления тента, то в версии «М» они идут уже в укрепленном состоянии. Они защищали салон при опрокидывании машины. При обновлении ЛуАЗ-969М получил новую светотехнику. На дверях ставились замки, появились ремни безопасности.

Одним из самых серьезных недостатков кузова «волынки», была его предрасположенность к коррозии. Но этот минус можно легко решить при помощи простой кисточки. Тент, особо негативных моментов не имеет, однако те, кто любят поездки по лесным дорогам, следует поставить твердую крышу из металла.

Тогда уже будет не страшно, что ветки смогут порвать крышу. С приходом обновления, поменяли внешний облик транспортного средства. В первый раз, «Волынка» стала иметь наличие полноценных окон.

Кроме этого, особое внимание уделялось моменту с звуковой изоляцией. Установили лобовое стекло с иной формой, а двери были уже с замками (это то, о чем Вы и подумали, ранее замков не устанавливали!)

Передняя кузовная часть стала не такой угловатой, а автомобиль стал смотреться по-другому. Не так легко вериться, однако небольшая машина, из небольшого города в большом Советском Союзе смогла добиться международного признания.

Понятно, что автомобильный рынок внедорожных моделей, ранее был немного другим, однако это не меняет суть дела.

Модификации

Семейство «969»

  • ЗАЗ-969В /ЛуАЗ-969В /ЛуМЗ-969В (1966 или 1967—1971 или 1972) — временная версия, передний привод;
  • ЗАЗ-969 /ЛуАЗ-969 (1971—1975) — серийный с колёсной формулой 4х4;
  • ЛуАЗ-969А (1975—1979) — первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
  • ЛуАЗ-969М (1979—1996) — вторая модернизация, обновлённый кузов;

Семейство «1301»

ЛуАЗ 1301

— проект обновления модельного ряда внедорожников ЛуАЗ, в феврале 2006 года работы по ЛуАЗ-1301 были официально прекращены.

  • ЛуАЗ-1301 (прототип 1984 года) — первый вариант ЛуАЗ-1301, по сути вариант 969М, на который был надет новый кузов, в дальнейшем мотор был заменен на мотор от «Таврии»;
  • ЛуАЗ-1301 — прототип 1988 года, впоследствии модернизирован. Последний вариант 2002 года имел двигатель МеМЗ-2457 1,2 л. мощностью 58 л. с. (также мог быть оснащён двигателями ВАЗ) и пятиступенчатую КПП;
  • ЛуАЗ-1301-08 — машина «скорой помощи» (верхняя часть кузова выполнена из стеклопластика);

Семейство «1302»

Варианты с двигателями жидкостного охлаждения, преимущественно МеМЗ-245. Производство завершено 9 мая 2002 года

  • ЛуАЗ-13021 (прототип) — грузовая модификация ЛуАЗ-969М с удлиненной на 200 мм базой и грузовой платформой. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал 1302;
  • ЛуАЗ-13021 — серийный бортовой грузовик грузоподъемностью 400 кг. Некоторые варианты комплектовались КПП от «Москвича-2141» без привода на задний мост;
  • ЛуАЗ-13021-03 — модификация модели 13021 с нормальной жёсткой кабиной и люком в крыше;
  • ЛуАЗ-13021-04 — длиннобазная грузопассажирская модификация модели 1302, создавалась для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоенной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза;
  • ЛуАЗ-1302-05 «Форос» (1998) — коммерческая модификация ЛуАЗ-1302 с 37-сильным итальянским дизельным двигателем «Lombardini» LDW-1404 и открытым кузовом с дугами безопасности.

ЛуАЗ-1302

ЛуАЗ-1302 на Викискладе

Общие данные

Производитель Луцкий автомобильный завод (Луцк, СССР) ЛуАЗ (Луцк, Украина)
Годы пр-ва 1990—2001

Дизайн

Двигатели

Дизель, Lombardini LDW 1404 — 1372 см³, 37 л. с.. Мощность при 3600 об./мин. — 37,4 л. с.; крутящий момент 8,47 кгс•м при 2200 об/мин;

Трансмиссия

4-ступенчатая МКПП

Характеристики

Массово-габаритные

Длина 3430 мм
Ширина 1610 мм
Высота 1754 мм
Клиренс 280 мм
Колёсная база 1800 мм
Колея передняя 1360 мм
Масса 1370 кг

Динамические

Макс. скорость 100 км/ч

На рынке

Связанные ЛуАЗ-969

Другое

Грузоподъёмность 400 кг
Расход топлива 7,7 л на 100 км

Максимальный угол поперечной устойчивости — 40 градусов; Глубина преодолеваемого брода — 0,5 м; Колёса:

  • диски — 51/2J/13;
  • шины — 186/65R13.
  • ЛуАЗ-13021-07 — вариант модели 13021-04 с удлиненным кузовом типа «фургон» со стеклопластиковым верхом и металлическим задним откидным бортом
  • ЛуАЗ-13021-08 — модификация модели 13021-07 для службы Скорой помощи. Верх — из стеклопластика. Для удобного размещения носилок задняя часть кузова удлинена более чем на 600 мм, в связи с чем увеличился задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю

Прочие

ЛуАЗ-Прото (1988) — альтернативный прототип ЛуАЗ-1301 с очень современным на тот момент дизайном и пластиковым кузовом, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ под руководством Г. Хаинова в 1988—1989 годах;

Двигатель — МеМЗ-245 («Таврия»); Коробка передач — 6-ступенчатая, синхронизированная, две первые передачи — понижающие;

История автомобиля

Начато все было почти в случайном порядке, в 1950-х годах, ремонтные мастерские были преобразованы изначально в авторемонтное предприятие, а затем в машиностроительное. Заводом выпускалось сельскохозяйственное оборудование, вместе с прицепами, а также рабочие ремонтировали грузовые автомобили.

И вдруг, в НАМИ, по приказу Министерства обороны, был разработан транспортер переднего края – ТПК. Это был полностью военный концепт. Там было наличие мототележки, которую можно было выбрасывать с парашютом из самолета.

Транспортер переднего края – ТПК

Помимо шофера, на борту могли размешаться пара носилок, либо шесть сидячих пассажиров. Высота не превышала полметра. Установили систему полного привода и лебедку. Вдобавок ко всему, ее можно назвать амфибией, так как она передвигалась по воде при помощи вращения колес.

Предназначалась модель для транспортировки раненых, перевозки боеприпасов, а также буксирования небольших орудий. Судя по фотографиям, тяжело верится, что это легковая машина, но конструкторы весьма тепло относились к своему детищу.

Так, например, в некоторых источниках, дебютная вариация, построенная в 58-м году, имела милое название НАМИ-049 «Огонек».

Там было наличие постоянного привода на все колеса, межосевого и пары межколесных дифференциалов с блокировками, колесных редукторов и независимых торсионных подвесок, располагающихся на продольных рычагах, не слишком прочного стеклопластикового кузова и 22-сильного мотоциклетного силового агрегата МД-65.

Все это хорошо подходило к прототипу, но отнюдь не для принятого на вооружение боевого автомобиля. Посему, у второго прототипа, НАМИ-049А, было наличие открытого стального кузова с тентом.

Во время конструкционных доработок решили не использовать межосевой дифференциал, дабы можно было передвигаться по дорожному полотну, где есть твердое покрытие, задний мост был сделан отключаемым.

Важнейшим нововведением стала установка более мощного 27-сильного V-образного 4-цилиндрового двигателя, объем которого составлял порядка 0.9 литра. Он имел воздушное охлаждение – подобный мотор хотели поставить на усовершенствованный ЗАЗ-965А.

И это не случайно, ведь к разработкам были подключены специалисты из Запорожского автомобильного завода. Как раз общее с популярным «горбатым», а чуть спустя «ушастым», определило конечную архитектуру, которая коснулась военного транспортера, и того, в какой автомобиль его превратили после конверсии.

ЛуАЗ 969

Начиная с момента появления предприятия одной из его целей было производство собственной модели автомобиля и через 10 лет после реорганизации в машиностроительный завод появились первые опытные образцы переднеприводного ЗАЗ 969В по документации, переданной Запорожским автозаводом.

Всего через год удалось наладить серийное производство небольших партий автомобилей и в канун нового, 1968 года Министерство автомобильной промышленности СССР переименовало предприятие в Луцкий автомобильный завод, специализирующийся на выпуске автомобилей малого класса.

ЗАЗ 969В стал называться ЛуАЗ 969 и, кроме того, на его базе был начат выпуск полноприводного ЛуАЗ 967 – военного плавающего транспортёра особо малой грузоподъемности. В начале 70-х в продажу стали поступать ЛуАЗ 969, имевшие возможность при движении по труднопроходимым участкам дорог, вдобавок к переднему приводу включать и задний.

Все эти автомобили имели V-образный силовой агрегат воздушного охлаждения мощностью всего в 30 л.с. производства Мелитопольского моторного завода. В середине десятилетия он был заменён мотором мощностью 40 л.с. При этом серийный автомобиль получил название ЛуАЗ 969А. Кроме замены двигателя никаких других изменений в конструкцию машины не вносилось.

В этом же году предприятие было включено в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». В конце десятилетия предприятие несколько обновило внешний вид автомобиля, заодно прибавив к цифрам 969 букву «М» и значительно увеличило выпуск готовой продукции. Всего через два года после модернизации был выпущен стотысячный ЛуАЗ-969М.

Завершающие работы по тюнингу штатного мотора

При переделке ЛуАЗа в части мотора не нужно особо усердствовать во время шлифовки головок. Практика показывает, что стачивание свыше 2,5 мм приводит к срыву шпилек. Стандартная степень сжатия составляет 7,4, а после обточки она возрастает до 9. Превышение этого показателя приводит к деформации силовой установки и прогоранию поршней.

После проведения шлифовальных работ необходимо использовать топливо АИ-92, предварительно заменив поршневые кольца на более прочные модификации. После проведенного процесса вырастет температурный режим функционирования, в связи с чем необходимо побеспокоиться о системе принудительного охлаждения.

Некоторые умельцы умудряются расточить цилиндры под 79-миллиметровый поршень, что дает возможность повысить мощность до 60 «лошадок». Выхлопной узел рекомендуется развести на две трубы, что даст возможность точнее настроить работу силового агрегата за счет улучшения вентиляции цилиндров. На этом можно считать доработку штатного мотора ЛуАЗа завершенной.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СЕМЕЙСТВА

В семейство входили следующие модели:

  • ЛуАЗ-969В (1967-72);
  • ЛуАЗ-969 (1971-75);
  • ЛуАЗ-969А (1975—1979);
  • ЛуАЗ-969М (1979—1996).

Также с ним тесно связаны автомобили:

  • ЛуАЗ-1301 ;
  • ЛуАЗ-1302 ;
  • ЛуАЗ-2403 .

ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 — это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 — первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.

Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля, а его проходимость является выдающейся и по сегодняшний день.

Автомобиль вызывал и вызывает полярные оценки и мнения. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность «Волыней». Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, весьма затруднённый доступ на передние сиденья, трудоёмкость обслуживания и отсутствие динамики. Объективно, эта машина была в целом неплоха для задач, которые перед ней ставились, — эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где высокая максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной в таких условиях грязи. Неудобный доступ на место водителя является обратной стороной компоновки автомобиля, обеспечивающей хорошую загрузку передней оси и, соответственно, высокую проходимость даже при отключенном заднем мосте. Явным объективным минусом автомобиля был двигатель от «Запорожца» — шумный, недостаточно мощный и недолговечный, имеющий невыгодную для автомобиля повышенной проходимости моментную кривую — что было исправлено на поздних модификациях. Сложность же в обслуживании соответствует особенностям конструкции шасси полноприводного автомобиля с достаточно сложно устроенной трансмиссией.

Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей — например, западногерманские DKW Munga (1956—1968), Haflinger (1959—1974) и Volkswagen Iltis(1978—1988), Farmobil (1962—1966), восточногерманский Wartburg 353—400 Jagdwagen и другие.

История появления автомобилей ЛуАЗ

Общие черты гражданского вездехода можно заметить во внешнем облике «транспортера переднего края» (ТПК) – именно так называлась амфибия ЛуАЗ 967 в документации военных подразделений, принятая на вооружение в конце 60-х годов.

Фото амфибии ЛуАЗ 967, послужившей концепцией создания гражданского авто

Кроме того, в разрабатываемой модели, массовый выпуск которой начался в 1967 году, также использовалась:

  1. Концептуальная разработка НАМИ, имевшая индекс 049;
  2. Кузовная конструкция амфибии без гребного винта (движение по воде осуществляется за счет энергии вращающихся колес);
  3. Упрощенная «гражданская подвеска» транспортера переднего края (не предусматривающая десантирование на парашюте).

Прототип ЛуАЗ 969 – военный ТПК

Различия в комплектации

Следует различать внешне одинаковые автомобили ЛуАЗ 969:

  1. При сборке первых партий автомобилей завод испытывал дефицит узлов и агрегатов, поэтому первые 7000 авто с колесной формулой 4х2 имели привод только на передние колеса. Данная комплектация обозначалась индексом ЛуАЗ-969В, оснащалась силовым агрегатом МеМЗ-969 мощностью 30 л.с.;
  2. Начиная с 1971 года, дефицит запчастей удалось преодолеть, автомобиль избавился от приставки «В», зато получил полный привод 4х4.

Индекс «А» не прижился на автомобиле

Также существовала небольшая путаница и в обозначениях автомобиля:

  1. В документации 1964 года автомобиль именовался как ЗАЗ 969;
  2. Годом позже получил гражданское имя «Волынь»;
  3. Затем его сборку окончательно поручили заводу в Луцке, а автомобиль нарекли ЛуМЗ 969В;
  4. ЛуАЗ 969В – окончательный вариант названия для переднеприводной комплектации (4х2);
  5. ЛуАЗ 969 – автомобиль с колесной формулой 4х4.

Подкапотная табличка производителя давала точные сведения о комплектации автомобиля

Модернизация ЛуАЗ 969

В 1975 году завод запустил в производство ЛуАЗ 969А, который:

  1. Получил усовершенствованный двигатель МеМЗ-969А объемом 1,2 л. и возросшей до 40 л.с. мощностью;
  2. Получил измененный дизайн передка.

Заводская инструкция с цветной вкладкой электрохозяйства ЛуАЗ 969М

С 1979 года завод перешел на выпуск ЛуАЗ 969М, у которого:

  1. Появился гидровакуумный усилитель и раздельный привод тормозов;
  2. Новые двери с замками и поворотными форточками;
  3. Новая травмобезопасная панель приборов;
  4. Сиденья водителя и пассажира от автомобиля Жигули.

Панель приборов и органы управления ЛуАЗ 969

Устанавливаемая электропроводка с марта 1981 по август 1986 года

Автомобили ЛуАЗ 969 были достаточно надежными и ремонто пригодными, что позволяло владельцам своими руками осуществлять техническое обслуживание и уход. Тем не менее, практически все годы производства завод в Луцке испытывал проблемы с поставками запчастей:

  1. Вначале 90-х начались перебои с поставками замков зажигания, выполняющих функцию противоугонной системы. Автопроизводитель был вынужден комплектовать автомобиль другими замками, что привело к изменению электросхемы;
  2. Не на все автомобили устанавливались те или иные детали. Даже одного года выпуска автомобили могли иметь различия в комплектации;
  3. Особо следует отметить проводку, которая из-за невысокого качества и частой смены поставщиков имела отличия по цвету и расположению внутри жгутов под капотом и в салоне (см. также схему проводки УАЗ 3303).

Электросхема ЛуАЗ 969М без блокировки рулевого вала

Подводим итоги

Несмотря на простоту салона, нестильный внешний вид, ЛуАЗ-969М отлично подойдет для любителей рыбалки и охоты и найдет свое применение в сельской местности. Из преимуществ можно выделить: небольшую цену автомобиля, простоту ремонта, обилие различных запчастей, хорошую проходимость по бездорожью.

Есть, конечно, и недостатки: отсутствие привлекательного интерьера, внешнего вида и удобных кресел, все-таки слабоватый двигатель, узкие колеса, которые особенно при загрузке машины будут проседать в грунт, отсутствие водяного охлаждения.

Но за такую стоимость транспортному средству можно простить многие недочеты. Автомобиль прекрасно поддается на различные усовершенствования и модернизации под свой вкус и собственные предпочтения.

Конечно, из-за слабого силового агрегата модель во многом не такая резвая, как хотелось, однако для спокойного и размеренного путешествия, либо охоты и рыбалки, подойдет прекрасно. В машину можно положить большое количество необходимых вещей.

В зимнее время в салоне не так тепло, как хотелось бы, поэтому будет необходимо брать с собой теплые вещи. Сам салон также можно переделать, улучшив его обивку и переднюю панель. Никто и подумать не мог, что луцкий автомобиль станет таким популярным, но это случилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector