Опасные грузы 2020: рассматриваем классы опасности и требования к транспорту
Содержание:
- Требования к водителю
- Скрытые запрещенные и опасные грузы
- Правила безопасности
- ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
- Как должна организовываться перевозка опасных материалов?
- Какие грузы нельзя перевозить. Основные документы, регламентирующие перевозку запрещенных грузов
- По нижнему пределу
- Ответственность за транспортировку без бумаг
- Маркировка
- Требования к таре и упаковке опасных грузов
- Ответственность исполнителей
- Режим транспортировки
- Требования к водителям – допускаются только опытные и ответственные
- Международные перевозки опасных веществ
- Классы опасных грузов
- Когда ДОПОГ не нужен
- Требования по размещению
- Разрешительная документация
- Штрафы за перевозку ОГ без наличия разрешительных документов
Требования к водителю
Как уже отмечалось выше, управлять транспортным средством, используемым для транспортировки опасных веществ, материалов и товаров, должен водитель, прошедший специальное обучение. Такие курсы основываются на материалах, изложенных в соглашении ДОПОГ. Изучаются правила перевозки ОГ, действующая отечественная и международная правовая база, методы реагирования на возникновения нештатных ситуаций. После окончания курсов необходимо сдать экзамен для получения соответствующего свидетельства, являющегося допуском к автоперевозкам опасных грузов. Существует также перечень правил и требований, касающихся водителей, занимающихся подобной деятельностью:
- перед каждым рейсом обязательным является прохождение медосмотра;
- водитель должен иметь не менее трёх лет стажа вождения транспортных средств данной категории;
- он обязан уметь оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшим.
Существует ряд требований, касающихся транспортировки конкретного типа и класса опасных веществ. В частности, перевозка радиоактивных материалов/изделий должна производиться в специальных защитных костюмах, в которых должны находиться и сопровождающие лица. Если в грузовом отсеке транспортного средства находится вещество, относящееся к первому классу ОГ, запрещается курение в автомобиле. Сопровождающие груз лица также должны пройти соответствующее обучение и получить в Ространснадзоре разрешение на сопровождение товара (отдельно для каждого рейса)
Накануне рейса водитель и сопровождающие лица проходят детальный инструктаж, на котором их информируют о специфике перевозимого груза и заостряют внимание на нюансах, касающихся его доставки
Скрытые запрещенные и опасные грузы
Говоря об ограничениях, распространяющихся на грузоперевозки автомобильным транспортом, нельзя обойти вниманием то, в каких случаях запрещена перевозка груза. Дело в том, что ряд предметов, которые в общем и целом перемещать разрешено, могут содержать опасные вещества, способные повлечь за собой серьезный урон окружающей среде или вызвать другие плачевные последствия
Так, к примеру, в составе автомобилей и автозапчастей могут присутствовать конструктивные элементы, содержащие сжатый газ, топливо и взрывоопасные жидкости. Медицинская аппаратура содержит баллоны с воздухом и газом, находящимся под высоким давлением. В устройствах, оснащенных электромоторами, есть жидкостные аккумуляторы, заполненные кислотой.
Правила безопасности
Прежде чем перевозить ОГ, водитель должен пройти подробный инструктаж по технике безопасности и иметь соответствующее водительское свидетельство. Для легкового транспортного средства должен быть оформлен допуск для таких перевозок. В обязательный перечень документов также входят: маршрутный лист, утвержденный соответствующими инстанциями, товарно—транспортная накладная, а также специальный договор.
Опасные грузы
Важно! Перевозка всех опасных грузов производится в соответствии с нормами международного соглашения, принятого в Женеве (ДОПОГ). Заниматься такой транспортировкой имеют право только те водители, которые оформили лицензию на этот вид деятельности
Владелец авто должен позаботиться о том, чтобы в машине были огнетушители (не меньше двух). Их, как правило, используют для обработки двигателя. Для борьбы с большим очагом возгорания понадобятся мешки с песком, ведро и лопатка. Недопустимо, чтобы груз соприкасался с нагревающимися частями автомобиля. Еще одно условие безопасности — наличие светоотражающих табличек. Без них не разрешается транспортировать ОГ.
Важно! Предельно допустимый объем жидких веществ — не больше 240 литров на борту одного грузового автомобиля
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
В современном мире все перевозимые вещества, подпадающие под определение опасного груза, подразделяются на классы опасных грузов, по уровню опасности для жизни человека и окружающей среды.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Опасные грузы подразделяются на 9 классов. Вне рамок классификации находятся грузы повышенной опасности, транзит которых характеризуется более жесткими требованиями. Доставка каждого класса должна выполняться с особыми условиями, прописанными во множестве нормативных документов.
Транспорт для перевозки опасных грузов
Обладая собственным парком автомобилей для перевозки опасных грузов разной грузоподъемности для перевозки опасных грузов по России, мы в минимальные сроки предоставим Вам автомобиль практически в любой точке нашей страны, только назовите нам место. Автомобильные перевозки опасных грузов выполняются водителями, которые имеют большой стаж и опыт, прошли обучение и получили документы о допуске к перевозкам опасных грузов, поэтому мы гарантируем целостность вашего товара и тот момент, что правила перевозки опасных грузов будут соблюдены. Весь подвижной состав компании оснащен спутниковой системой навигации, имеет соответствующий знак опасный груз и маркировку, а также все необходимые спец средства, что позволяет осуществлять автомобильные перевозки опасных грузов.
Преимущества нашей компании
К неоспоримым преимуществам работы с нами можно отнести следующее:
Большой опыт работы
невысокая стоимость услуг при высоком их качестве
точность в соблюдении сроков транспортировки опасных грузов и подачи автомобилей
экологическая и коммерческая безопасность транспортных услуг
профессионализм персонала
надежность самой компании
Гарантии — мы застраховали свою ответственность на 2 млн. рублей.
Наши менеджеры, организующие перевозки опасных грузов, скрупулезно владеют всеми нюансами своей работы и точно представляют себе, что такое опасные перевозки, так как именно на них лежит огромная ответственность за целостность транспортируемого груза и безопасность окружающей среды и людей. Кроме всего прочего, мы следим за соблюдением целого ряда других вещей:
- Техническое состояние автопарка, осуществляющего перевозки опасных грузов.
- Оснащение автомобиля всеми надлежащими техническими средствами.
- Информационная карта с описанием всех необходимых мер, которые потребуется провести для устранения последствий в случае аварии.
- ТТН на опасный груз, в котором отражены характеристики вещества: № ООН, название, упаковка, отправители и получатели.
- Знаки опасности и маркировка перевозимого вещества с отражением отгрузочного наименования.
- Наличие обученного и подготовленного водительского состава, имеющего свидетельства ДОПОГ.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Основной нормативный акт, регламентирующий такие перевозки на авто — это международное соглашение о Дорожной Перевозке Опасных Грузов. В оригинале он называется ADR. Эти грузы имеют паспорт MSDS, в котором им присваивается № ООН, состоящий из 4 цифр. На территории России действуют также Правила перевозок грузов автомобильным транспортом от 15.04.2011.
Маршрут перевозки опасных грузов
Перевозка опасных грузов не мыслима без разработки маршрута, по которому будет выполняться доставка опасных грузов. Если выполняется перевозка опасного груза высокой опасности, или тяжелые дорожные условия, то маршрут заверяется в ГАИ
Для нас неважно, откуда и куда нужно перевезти ваш ADR, ибо наши авто находятся в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний-Новгород, Краснодар, Волгоград, Чебоксары, Дзержинск, Уфа,Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск и т.д
Клиенты
Нашими клиентами являются множество предприятий, представляющих различные отрасли промышленности, такие как химическая, пищевая, энергетическая, аграрная, металлургическая и т.д. Так же мы работаем с военно-промышленным комплексом России. Мы стараемся привлечь клиентов для долговременного сотрудничества гибким подходом к каждому и нашим ценообразованием.
Сотрудники транспортной компании «ОПАСНЫЙ ГРУЗ» непременно разъяснят всем нашим потенциальным клиентам специфику работы с опасными грузами и подскажут допустимые пути для разрешения сложившейся ситуации. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать уже сегодня – сделайте свой выбор в пользу недорогих и качественных услуг, для того, чтобы перевозка опасных грузов не оказалась для вас головной болью. Выбирая нашу транспортную компанию, вы получите качественный сервис и гарантии надежности!
Как должна организовываться перевозка опасных материалов?
Транспортировка ОГ разрешена только тем компаниям, которые располагают лицензией. Причем к перевозкам допускаются автомобили, прошедшие в ГИБДД специальный техосмотр, подтвердивший, что машины разрешено использовать для доставки опасных материалов. Автотранспорт для доставки легковоспламеняющихся и взрывчатых изделий оснащается выпускной трубой. Ее монтируют с определенным наклоном перед автомобильным радиатором.
Кузова машин, которые постоянно перевозят грузы повышенной опасности, окрашивают в специальные цвета. На них также наносят надписи – «Огнеопасно», «Аммиачная вода», «Яд», «Едкое вещество» и специальные знаки. Высота букв на надписях обязана быть 15 и более сантиметров. На транспортировку грузов в сосудах, скомплектованных в батареи, контейнерах-цистернах и обычных цистернах требуется отдельное разрешение от соответствующего подразделения Министерства транспорта. Подобное разрешение необходимо, кроме того, получать и на некоторые ОГ, относимые к 6-у и 1-у классу опасности.
Специальный знак «Огнеопасно» на кузове авто
Для доставки опасных грузов в обязательном порядке требуется договор перевозки. Отправитель ОГ составляет аварийную карточку, в которой указываются параметры опасных материалов, а также четыре экземпляра транспортной накладной. Груз упаковывается в исправную и целостную тару. Она пломбируется и маркируется. На каждую машину, перевозящую потенциально небезопасные изделия, оформляется паспорт безопасности. Опасные грузы принимаются водителем (сопровождающим лицом) по паспорту безопасности. При этом требуется убедиться в наличии маркировки на таре. Аналогичным образом принимает доставку и грузополучатель.
Как правило, колонны машин с ОГ сопровождает ответственный специалист автотранспортного предприятия. Его основные задачи следующие:
- инструктаж водителей и охраны;
- контроль погрузки и фиксирования грузов;
- организация безопасной перевозки материалов и личной безопасности людей, занятых в работе;
- сдача грузов их получателю.
Какие грузы нельзя перевозить. Основные документы, регламентирующие перевозку запрещенных грузов
Под ограничения подпадает опасная продукция и предметы, способные нанести вред человеку и окружающей среде. В перечень таких входит следующее:
- Легковоспламеняющиеся вещества, к коим относят различные виды топлива и нефтепродуктов, сероуглерод, этиловый спирт и т.д.
- Оружие, включая даже кухонные ножи, длина лезвий в которых превышает 11 см.
- Газ в любом его состоянии (как сжиженный, так и сжатый).
- Все, что характеризуется повышенной взрывоопасностью (тротил, патроны, порох, дымовые шашки, шнуры детонации, даже бенгальские огни и фейерверки).
- Вещества и товары, отличающиеся повышенной пожароопасностью.
- Ядовитые вещества, включая так называемую «незамерзайку» и тормозную жидкость.
- Патогены, вирусы и прочие биоорганизмы, способные вызвать заражение и стать причиной болезней человека и животных.
- Кислоты и другие едкие вещества.
- Радиоактивные вещества.
- Психотропы и наркотические препараты.
Помимо всего прочего, в список запрещенных грузов, которые в Российской Федерации нельзя перемещать посредством автомобильного транспорта, входят драгоценные металлы и крупные суммы средств наличными (за исключением случаев, когда выполнение грузоперевозки регламентируется разрешением специальных инстанций). В перечень входит также прах человека, живые животные и органы, перевозимые с целью дальнейшей пересадки.
Подавляющее большинство предметов и веществ из выше изложенного списка упоминаются в международных и российских документах, регулирующих организацию автомобильных грузоперевозок.
По нижнему пределу
Как следует из материалов суда, в КС РФ практически одновременно поступили сразу три жалобы на чрезмерность наказания, предусмотренного КоАП за превышение допустимой массы транспортного средства или нагрузки на ось без специального разрешения. Андрея Думилина оштрафовали в Нижегородской области на 300 тысяч рублей, когда он вез деревянный сруб
Довод о том, что постройка перевозилась в личных целях, а потому наказание должно быть определено как водителю (штраф в размере 3-4 тысячи рублей), а не как юридическому лицу, суды во внимание не приняли
По статье 12.21.1 КоАП РФ размер штрафа зависит от способа фиксации нарушения
Похожий случай произошел в Рязанской области с автомобилем Анатолия Шарова. В момент совершения правонарушения за рулем был не владелец большегруза, а нанятый водитель. Однако ссылка Шарова на статью 2.6.1 КоАП о том, что «собственник освобождается от ответственности, если будут подтверждены данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица», была отвергнута.
Наконец, третий запрос на оценку положений статьи 12.21.1 КоАП поступил из Костромского областного суда, который рассматривает обстоятельства дела Сергея Попова из Екатеринбурга. Тот факт, что его автомобиль двигался с превышением допустимой нагрузки на ось более чем на 50 процентов, зафиксировала автоматическая система весового контроля. А в этом случае размер штрафа для владельца транспортного средства даже не предполагает «вилки». Пятьсот тысяч рублей — и все.
По мнению заявителей, такой подход не позволяет дифференцировать административную ответственность надлежащим образом, а также ставит размер наказания в зависимость исключительно от способа фиксации нарушения, тем самым нарушая конституционный принцип равенства перед законом и судом. Изучив обстоятельства дела, судьи частично согласились с доводами заявителей. Решение основано на ранее высказанных правовых позициях КС РФ.
Части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой они позволяют назначать штраф за автоматически зафиксированное правонарушение по верхнему пределу наказания для юрлиц. Недопустимым КС признал также отсутствие у собственника или водителя возможности доказать, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд. Федеральному законодателю поручено устранить эти пробелы. Впредь до внесения надлежащих изменений штраф за автоматическую фиксацию нарушений статьи 12.21.1 КоАП должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, а для гражданина — наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи. Этой позицией КС предстоит руководствоваться Костромскому суду по делу Сергея Попова, а дела Шарова и Думилина подлежат пересмотру.
Ответственность за транспортировку без бумаг
Доставка опасных грузов требует максимально серьёзного подхода к делу, и за несоблюдение принятых норм, а также вытекающих из этого последствий неминуемо последует наказание в виде:
- административного штрафа;
- лишения водительских прав, допуска к вождению ТС;
- отзыва лицензии;
- конфискации имущества, в том числе транспорта;
- уголовной ответственности (предусмотрена при организации нелегальных перевозок, а также для водителя в случае алкогольного или наркотического опьянения).
Размеры штрафных взысканий зависят от характера нарушений. Так, при несоблюдении технических условий трансфера взыскивается с водителя – 1000 – 1500 руб., с ответственного за транспортировку – 5000 – 10000руб, а с перевозчика – 150000 – 250000 руб. При этом суммы могут варьировать в зависимости от обстоятельств нарушения.
Отсутствие разрешительных документов на момент перевозки, свидетельства ДОПОГ, несоблюдение условий перевозки и прочие серьёзные промахи караются более сурово:
- с водителя взыскивается 2000 – 2500 руб.;
- с ответственного за трансфер лица 15000 – 20000 руб.;
- с транспортной организации 400000 – 500000 руб.
Требования и штрафные санкции, установленные законодательством относительно трансфера опасных грузов, более строги, чем в случае нарушения правил перевозки обычных. Некоторые вещества в результате халатного отношения участников перевозки способны нанести ущерб немыслимых масштабов, поэтому такие меры небезосновательны, ведь речь идёт об обеспечении безопасности человека и окружающей среды.
Маркировка
Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.
Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно. Аммиачная вода» остается обязательным. Перевозка метанола сопровождается уведомлением «Яд — метанол».
Размеры шрифта
Высота шрифта на автомобиле должна составлять 15 см, чтобы видимость сообщения была достаточной для видимости с различного расстояния и положения. Надпись должна сопровождаться знаками нового образца. Они имеют вид квадрата, каждая сторона должна быть не менее 10 см в длину для транспортных пакетов, а перевозки контейнеров сопровождаются знаками не менее 25 см. Если возможность нанесения знака в необходимой форме отсутствует, доступно уменьшение размера до 5 см.
Стандарты изображений
Перевозка ОГ должна сопровождаться изображениями, находящимися внутри знака:
- При транспортировке взрывоопасных веществ указывается изображение бомбы темного цвета;
- Газ не относящийся к типу легко воспламеняемых символически характеризуется белым или черным газовым баллоном;
- Легко воспламеняемые газообразные и жидкие вещества отображаются черным или белым пламенем;
- Ядовитые соединения – череп, а под ним находится 2 скрещенные кости.
Если ТС содержит пламя в круге черного цвета, это свидетельствует о перевозке ОГ, а именно окислителей и органических пероксидов. Вещества инфекционного типа обозначаются тремя серповидными символами. Черный трилистник, который выполнен схематически, означает наличие радиоактивных веществ. Коррозионные и едкие вещества обозначаются в виде пробирки, из нее вытекают капли. В зависимости от типа вредности на знаке может вытекать жидкость на руку или лист металла.
Маркировка ТС, перевозящего опасный груз
Все указанные знаки наносятся на обеих продольных сторонах и сзади автомобиля. На цистерны наносятся отображения на торцы, если они имеют несколько отсеков, то каждый обозначается знаком.
Требования к таре и упаковке опасных грузов
Для успешной доставки необходимо проверить надежность тары, в которую будет упакован груз перед транспортировкой:
- Контейнеры должны в полной мере соблюдать рекомендации, выверенные отечественными и иностранными специалистами и закреплённые законодательно.
- Пустые ёмкости ликвидируют или подвергают обработке для повторного использования (в зависимости от степени опасности вещества, которое там находилось).
- Каждая отдельно взятая упаковка подвергается маркировке, за исключением грузов с минимальной опасностью.
- Ко всем ёмкостям должен быть приложен сертификат освидетельствования, который подтверждает их пригодность к перевозке.
Ответственность исполнителей
При ненадлежащем исполнении транспортировании опасного груза или незаконности процесса вся ответственность возлагается на перевозчика. В случае, когда исполнителем вина не признается, закон разрешает ему подать соответствующее исковое заявление в судебные инстанции.
Для того, чтобы исключить спорные ситуации, исполнителям, принимающих продукцию, важно, чтобы отправителями была предоставлена полная информация о планируемом к транспортированию содержимом, были указаны необходимые предосторожности на обращение с перевозимой продукцией, предоставлялся весь необходимый пакет документации. В случае, когда отправителем не предоставлены необходимые сведения о содержимом к транспортировке и не собран пакет документации, исполнителем может быть снята, уничтожена или обезврежена продукции, при этом ответственность за ущерб не возлагается. В таком случае, затраты, которые понесло транспортное предприятие, должны быть возмещены отправителем
В таком случае, затраты, которые понесло транспортное предприятие, должны быть возмещены отправителем
В случае, когда отправителем не предоставлены необходимые сведения о содержимом к транспортировке и не собран пакет документации, исполнителем может быть снята, уничтожена или обезврежена продукции, при этом ответственность за ущерб не возлагается. В таком случае, затраты, которые понесло транспортное предприятие, должны быть возмещены отправителем.
Режим транспортировки
Для транспортировки каждого опасного груза полагается своя инструкция. Основными правилами транспортировки являются следующие:
- Наличие необходимых приспособлений (герметичные цистерны, баллоны, контейнеры и др.).
- Усиленные и надежные тормоза, дополнительная блокировочная тормозная система.
- Надежная изоляция груза, представляющего опасность, от других узлов и агрегатов машины.
- Наличие общих и специальных огнетушителей.
- Стаж более 3 лет работы и разрешительные документы у водителя.
- Внешнее оформление автомобиля знаками опасности груза.
- Установленная законом документация от грузоотправителя.
Требования к водителям – допускаются только опытные и ответственные
Как правило, на транспортировку ОГ перевозчики ставят водителей с большим опытом, которые дополнительно проходят подготовку по специальным программам. Во время такого обучения сотрудники изучают:
- характеристики материалов и веществ большой опасности;
- спецобозначения тары для ОГ, маркировку и знаки, наносимые на ТС;
- порядок действий при происшествиях в дороге (основы дезинфекции, тушения пожаров, дезактивации, дегазации);
- правила оказания медпомощи пострадавшим от опасных грузов;
- протокол передачи и самостоятельного составления докладов об инцидентах в пути.
Водители, перевозящие опасные материалы на постоянной основе, обязательно проходят медицинские осмотры каждые три года и экспресс-осмотры перед рейсом. Они также получают предрейсовый специнструктаж по особенностям конкретных видов опасных грузов, которые им предстоит транспортировать. Водители с опытом работы менее трех лет не допускаются к поездкам.
В процессе перевозки ОГ специалист, управляющий транспортным средством, не имеет права самовольно изменять маршрут поездки, превышать заданный в документах скоростной режим, не реагировать на предупреждающие и запрещающие знаки, совершать остановки в несогласованных местах. Водитель берет с собой в дорогу такие документы:
- маршрутный лист, в левом верхнем углу которого поставлен красным цветом номер опасного материала по классификации ООН;
- лицензию на ТС, допущенное к транспортировке ОГ;
- аварийную карточку;
- транспортную товарную накладную;
- разрешение на допуск к перевозкам ядовитых веществ;
- телефоны для связи с ответственными сотрудниками компании-перевозчика и адрес получателя груза.
Специалист транспортного средства с ОГ
Водителю запрещено перевозить посторонних лиц и любую продукцию, которая не внесена в накладную. Если в пути происходит поломка машины, ему нужно сообщить руководству о месте остановки и немедленно вызвать транспорт техобеспечения доставки опасных грузов. Место вынужденной остановки следует оградить и обозначить. Для этих целей применяется красный мигающий фонарь и знак аварийной стоянки.
Водитель, управляющий ТС с опасными материалами, не имеет права:
- производить обгон и опережение машин, едущих со скоростью выше 30 км/ч;
- производить дозаправку на АЗС общего пользования;
- резко трогаться с места;
- курить в кабине машины и при осмотре состояния перевозимых грузов;
- оставлять без надзора свой автомобиль;
- двигаться с выключенным двигателем и сцеплением.
При возникновении в пути транспортных инцидентов водитель сразу же передает об этом сообщение своему начальству и в ГИБДД, вызывает бригаду аварийной помощи, скорую помощь, если произошло травмирование людей, принимает меры по ликвидации последствий случившегося происшествия. Также он обязан оградить место аварии и не допускать к машине посторонних лиц.
Международные перевозки опасных веществ
На международном уровне в 2019 году транспортировки опасных грузов востребованы не менее внутренних.
И, конечно же, сопровождается набором соответствующих документов международного значения. Так для автоперевозок потребуется оформить:
- Водителю — водительское удостоверение международного образца и загранпаспорт для беспрепятственного передвижения по другим государствам.
- Лицам, выполняющим сопровождение (при транзите груза высокого класса опасности), — заграничный паспорт.
- Лицензию на осуществление транспортировки опасных веществ между странами. Копия документа всегда должна быть под рукой.
- Допуск от Ространснадзора к перевозкам меж субъектного характера.
- Таможенное разрешение (предоставить для этого декларацию, квитанцию об оплате пошлины и т. п.).
Для трансфера опасных грузов межгосударственного значения оформление документов выполняется на двух языках — страны отправителя и международном английском. В последнее время все популярнее становится составление бумаг на трех языках — отправителя, получателя и английском международного формата.
Классы опасных грузов
К общему определению опасного груза относятся любые материалы и вещества со специфичными свойствами, которые могут вызвать опасность для состояния окружающей среды, жизни и здоровья людей. Такие вещества при определенных условиях могут вызывать коррозию, выделять токсичные компоненты, воспламеняться или взрываться. Согласно международной классификации все опасные грузы делятся на 9 классов:
- Класс 1: взрывчатые вещества и изделия;
- Класс 2: газы;
- Класс 3: легковоспламеняющиеся жидкости;
- Класс 4.1: легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореактивные вещества, полимеризирующиеся вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
- Класс 4.2: вещества, способные к самовозгоранию;
- Класс 4.3: вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
- Класс 5.1: окисляющие вещества;
- Класс 5.2: органические пероксиды;
- Класс 6.1: токсичные вещества;
- Класс 6.2: инфекционные вещества;
- Класс 7: радиоактивные материалы;
- Класс 8: коррозионные вещества;
- Класс 9: прочие опасные вещества и изделия.
Когда ДОПОГ не нужен
Некоторые перевозки можно осуществлять без ДОПОГ. Требования этого международного соглашения не обязательны в следующих случаях:
- Для транспорта, чья предельная скорость не превышает 40 км/час.
- Для транспорта Армии РФ.
- Для частников, перевозящих грузы в целях личного потребления.
- Для грузов, перевозимых специальными органами и службами спасения при аварийно-спасательных работах.
- Для перевозки отходов действующих предприятий.
- Для перевозки пустой тары.
- Не указанные в перечне ДОПОГ грузы.
- При небольших размерах тары, небольшом весе, которые определяются в каждом конкретном случае и др.
Требования по размещению
Осуществляя перевозки различных по своему классу и количеству опасных грузов с помощью ЖД составов, транспортировку по России обязательно следует проводить при соблюдении особых правил по размещению. Размещение и фиксация груза, который относится к тем или иным классам опасности, выполняется согласно нормам. Они прописаны в Технических условиях. Выбранный способ размещения отправитель обязан предварительно разработать и утвердить с уполномоченными представителями отделений ЖД.
- В обязательном порядке применяются исключительно инертные крепления и особые материалы, используемые для их изготовления. Это исключит вероятность вступления груза в реакцию с такими элементами для фиксации.
- Если транспортируются баллоны с опасными веществами, тогда требуется подтверждение их исправного состояния, а также наличие соответствующих надписей и маркировки.
- При перевозке газовых баллонов, они размещаются в основном горизонтально. Вертикальное размещение допускается только при условии наличия защитных колец и средств, предотвращающих возможное падение.
- Если при фиксации ёмкостей, где перевозят легковоспламеняющиеся вещества, применяются деревянные доски, их предварительно прописывают составами с огнезащитными свойствами.
- Нельзя перевозить вместе разные по своим свойствам и классу грузы.
- Также не допускается совместная транспортировка опасного и неопасного груза.
Следует учесть, что для каждой категории и класса груза есть свои специфические требования и правила. Потому все случаи рассматриваются отдельно, и к ним предъявляются соответствующие требования.
Разрешительная документация
Бумаги, подтверждающие санкции на перевозку вредоносных веществ по России и за ее пределами, относятся к категории разрешительных.
В перечень требуемых документов входят практически любые постановления и сертификаты, в которых прописаны правила транспортировки ОГ (опасных грузов). Основной комплект документов должен иметь:
Лицензию. Получением этого документа занимается организация — перевозчик. Данное разрешение выдается контролирующей организацией государственного типа на один рейс или на период до года. Без подобного допуска транспортная компания может лишиться права заниматься перевозочной деятельностью, особенно относительно опасных грузов.
Для того чтобы получить на руки данный документ разрешительного характера, компании — перевозчику потребуется предоставить в соответствующее территориальное отделение Ространснадзора официальные бумаги по списку, а именно:
- квитанцию об оплате государственной пошлины;
- заполненное письменное заявление;
- уставные документы транспортной организации;
- на право владения или распоряжения автомобилем на период всей поездки (договор аренды или купли — продажи);
- сведения об ответственном в течение всего пути за груз лице;
- о соответствующей квалификации водителя используемого транспорта;
- копии вышеозначенных документов (идеальным решением являются нотариально заверенные копии).
Вся предоставленная для получения разрешения информация должна быть достоверной. В случае, если указанные сведения оказались сфабрикованы, неполные или с ошибкой в данных, в получении лицензии будет отказано. При обнаружении подобных моментов в документации компаний с уже выданным допуском, действие данной разрешительной бумаги будет аннулировано, а получить новый документ весьма проблематично.
Разрешение на оказание услуг провоза опасных грузов. Данный документ выдается Министерством транспорта РФ. Для его получения в соответствующее территориальное отделение Минтранса потребуется предоставить:
- разработанный и согласованный маршрут перевозки;
- действующую лицензию на трансфер ОГ;
- документы на транспорт;
- бумаги водителя ТС.
Несмотря на универсальность получаемого допуска, в случае прохождения маршрута по платному участку дороги потребуется дополнительная бумага на проезд ТС.
При организации транспортировки вредных веществ железнодорожным транспортом кроме лицензии и разрешения понадобятся:
- акты технического осмотра жд вагона и состава полностью;
- допуск руководства станции на выполнение провоза, погрузки и разгрузки груза вредной направленности.
Штрафы за перевозку ОГ без наличия разрешительных документов
В случае невыполнения предписаний и требований правил транспортировки опасных грузов предусмотрено наказание согласно ст. 12 (п. 21.2) КоАП РФ. В соответствии с этой статьёй, за невыполнение требований ДОПОГ к перевозчику применяются следующие санкции:
- для физлица – штраф 2000 – 5000 рублей (лишение водительского удостоверения на срок до 6 месяцев);
- для ответственного лица – штраф 15000 – 20000 рублей;
- для юридического лица – штраф 400000 – 500000 рублей.
В отдельных случаях (при нанесении ущерба окружающей среде, причинении вреда людям) предусмотрена уголовная ответственность.
Обучение водителей/сопровождающих лиц требованиям ПОГАТ/ДОПОГ – прерогатива грузоперевозчика, поэтому ответственность за несоблюдение этих норм и правил ложится не на водителя, а на грузообладателя.