Как подобрать докатку — все что нужно знать

«Докатка»: расшифровка термина и история возникновения потребности в запаске

Необходимость в комплектации машины дополнительным колесом, и не одним, возникла практически одновременно со схождением первого авто с конвейера. Причиной выступало низкое качество дорожного покрытия тех времён, представляющее собой в большинстве случаев грунтовку или мощёное дорожное полотно с обилием колющих и режущих элементов на дороге. Соответственно, прецеденты, заключающиеся в механическом повреждении резины на автомобиле в древние времена, были практически стандартными явлениями, что спровоцировало потребность в комплектации транспорта колёсами, для осуществления оперативного ремонта в пути.

Ранее машины комплектовались не одной, а даже несколькими запасками, так как вероятность повреждения резины была слишком велика. Со временем, ростом количества машин на дорогах, качество шоссейного покрытия значительно улучшилось, однако, потребность в запаске существует и сегодня. В нынешнее время возить несколько резервных колёс нет потребности, однако, одна запаска является необходимой для оперативной замены повреждённой резины в пути, с перспективой осуществления самостоятельного ремонта, экономией денег и времени на вызов специалистов или эвакуатора, для доставки транспорта на станцию техобслуживания.

Сегодня имеется два варианта комплектации автотранспорта запаской:

  1. Приобретение стандартного колеса, идентичного установленной резине на машину.
  2. Покупка так званой «докатки», являющей собой более демократичный вариант резервной покрышки, с меньшими параметрами и упрощёнными техническими свойствами.

Технически, докатка выступает решением проблемы с повреждённым колесом, позволяет осуществить его замену. Термин «докатка» является сокращением от слова «докатиться», что предопределяет возможность только временного эксплуатирования устройства, с целью доехать до ближайшей станции обслуживания автотранспорта. На постоянной основе использовать такое колесо категорически нельзя, в силу его упрощённых эксплуатационных свойств, меньших параметров, в сравнении со стандартной «обувкой». Докатки уже активно используются многими автовладельцами, в некоторых автомобилях современного производства идут в комплекте с транспортным средством с завода, а также имеются в продаже и представлены достойным ассортиментом, что позволяет выбрать и приобрести бюджетный вариант запаски любому автовладельцу. Преимущественно такие колёса визуально распознать можно по яркому, контрастному цвету диска приспособления.

Рассмотрим дальше, как подобрать альтернативный вариант запаски, в виде «докатки», на транспортное средство, какие особенности и характеристики товара стоит учитывать потенциальному покупателю при осуществлении выбора.

Почему в автомобиле докатка, а не обычное колесо

Запасное колесо, а то и сразу два, раньше были непременным атрибутом внешнего вида брутальных транспортных средств первой половины 20 века.

Дорог в нашем сегодняшнем понимании почти не существовало, поэтому пробить шину было совершенно обыденным случаем. Да и сами они надёжностью не отличались. При этом шиномонтажи были редкой экзотикой.

Первой стадией отхода от традиционных автомобильных ценностей начала века стали попытки куда-то спрятать запаску, чтобы не очень искажать стремительный облик автомобиля.

Таких мест оказалось неожиданно много:

Все эти способы натолкнули конструкторов на мысль, что так много места тратить на хранение редко используемой вещи нерационально. Пространство для пассажиров и груза с точки зрения конкурентоспособности автомобиля бесценно.

Лобовое решение – уменьшить размеры запаски или отказаться от неё вообще. Последний радикальный подход отложили на будущее, то есть сейчас уже настоящее, а вот с размерами поступили решительно. Запаска стала намного компактней и превратилась в то, что сейчас известно, как докатка.

Отличия

Внешне неполноценное запасное колесо может отличить каждый.

Разница бросается в глаза:

  • докатка заметно меньше по ширине профиля шины, его высоте, а в большинстве случаев и по наружному диаметру;
  • диск колеса выполнен штамповкой из стали, покрашен без претензий на декоративность, при этом снабжён яркой цветовой маркировкой;
  • размерность диска необычная, как правило, у него большой вылет, поскольку он должен заменять полноценное колесо, и узкое посадочное место для шины очень скромного размера, больше похожей на мотоциклетную;
  • колесо достаточно лёгкое, что помогает его извлекать и устанавливать, но не внушает доверия к его прочности.

И не зря, поскольку скрытых отличий у докатки тоже немало:

  • такое запасное колесо дешевле в силу своей примитивности и ограниченных возможностей по применению;
  • качество шины оставляет желать лучшего, она не предназначена для долгих путешествий;
  • докатка некомфортна, в силу малых размеров давление в ней примерно вдвое выше, чем у полноценного колеса;
  • прочность тоже ограничена, здесь нет задачи преодолевать все невзгоды дорог, надо лишь дотянуть до мастерской;
  • докатку мало кто балансирует, поскольку скорость движения на ней сильно ограничена, вибраций не возникнет.

Отличия появляются даже у автомобиля, переобутого в докатку. Обычно он сильно припадает к дороге соответствующим углом кузова из-за разницы во внешнем диаметре колес.

Особенности выбора

Докатка обычно входит в заводскую комплектацию автомобиля. Но не у всех. И не всегда устраивает размер. А иногда приходится покупать запасное колесо взамен вышедшего из строя, что при таких размерах и прочности неудивительно.

Руководствоваться при покупке следует разболтовкой диска колеса в первую очередь, иначе оно просто не станет на место. Проверять надо также вылет и форму диска, возможно задевание за элементы тормозов.

Уменьшать габариты следует за счёт толщины колеса, то есть минимальной ширины профиля, а не внешнего диаметра. Иначе возможны большие неприятности.

Как минимум, может «сойти с ума» система ABS тормозов, которая заметит, что одно колесо вращается быстрее, чем все остальные, а вслед за ней и все прочие, построенные на базе её датчиков.

Но главной неприятностью станет быстрый износ дифференциала, если колесо установлено на ведущую ось. Он не рассчитан на постоянную работу с проскальзыванием, а если это узел с повышенным трением или самоблокированием, то разрушения вообще неминуемы.

Посадочный диаметр диска особого значения не имеет. Обычно его приобретают меньшим, чем штатные диски, чтобы максимально увеличить относительный профиль шины и получить хоть какую-то энергоёмкость пневматики.

Да и найти низкопрофильную докатку вряд ли получится, они не производятся в таких размерах. Типичная относительная высота профиля колеса составляет 90%. Можно сравнить с обыденными шинами современных автомобилей, где этот параметр в диапазоне 45-65%, с относительно редкими отклонениями в обе стороны.

Докатка на «Ниссан Х Трейл Т32»

Нормальное эксплуатирование докаточного колеса может происходить только при его верном накачивании. Так как запаска маленькая, то давление в докаточном колесе должно иметь наиболее высокие показатели, чем в стандартной шине. Поэтому автовладельцу потребуется вести контроль данного параметра, чтобы не допустить аварии.

Не зная, какое давление должно быть в докаточном колесе, водители обращаются за рекомендацией к профи, которые дают однозначный ответ, норма давления — 4,0-4,2 атмосфер. Это касается и докаточного колеса на «Ниссан».

Запаска на «Ниссан»

Докатка на «Ниссан Х Трейл Т32» имеет следующие характеристики:

  • Диаметр докатки: R17”.
  • Тип диска: штамп.
  • Сезон: всесезонка.
  • Ширина профиля: 155 мм.
  • Высота профиля: 90 %.
  • Ширина обода: 4 см.
  • Число отверстий: 5.
  • Диаметр расположения отверстий: 114,3.
  • Вылет (ET): 40.

Докатка на «Ниссан Х Трейл Т32» реализуется в специализированных магазинах.

Докаточное колесо — это изобретение, дающее возможность не брать с собой обычную запаску, экономя денежные средства на приобретение, а также место в авто. Однако эксплуатировать мини-запаску следует крайне внимательно, соблюдая меры безопасности.

*Сумма штрафа указана на январь 2019 года.

Сколько можно ехать на докаточном колесе на переднем приводе

Вопрос, сколько можно ездить на докатке, интересует каждого автовладельца. Докаточное колесо требует абсолютно иного вождения, ведь свое наименование мини-запаска получила от слова «докатиться», то есть медленно доехать до шиномонтажки или гаража. Поэтому каждому интересно, сколько можно ехать на докатке? Ведь здесь речь идет о безопасности находящихся в машине.

Здесь наблюдается зависимость от привода автомобиля и на какой оси пробито автоколесо. Есть на ведущей оси, то длительный период передвижения на докаточном колесе может привести к повреждению дифференциала. На докатке присутствуют рекомендации:


Накачка запаски

  • Давление: до 6,5 атмосфер.
  • Скоростной режим: 60 км/час.
  • Расстояние (проехать, не останавливаясь): 200 км.

На переднем колесе, если останавливаться, аккуратно можно доехать до первого автосервиса, не дальше — это небезопасно.

Достоинства и недостатки

Докатка имеет ряд отличий от полноразмерного колеса:

  1. Меньшая масса (достигается за счет малых габаритных размеров);
  2. Компактные размеры (они уже, причем значительно, а также могут быть меньше по диаметру);
  3. Недорогие материалы изготовления и невысокое качество исполнения (используется недорогая сталь, сам диск – очень простой формы, резина для изготовления шины используется дешевая);
  4. Надежность (поскольку изготовлена докатка из простых материалов, то она не способна выдержать значительные нагрузки и поездки на большие дистанции).

Но в месте с тем облегченное колесо может стать достойным вариантом для многих автовладельцев у которых габаритные параметры их машин не позволяют возить с собой полноразмерную запаску.

К достоинствам докаточных колес относится:

Штатная докатка в багажнике

  1. Компактные габариты, что обеспечивает занятие малого места в багажном отсеке. При дальних поездках можно брать с собой несколько таких колес, которые займут пространства столько же, как и одно полноразмерное колесо;
  2. Невысокая стоимость. Из-за дешевых материалов и простоты изготовления, докаточное колесо стоит значительно меньше обычного колеса;
  3. В случае пробоя докатки восстановить ее целостность проще. Ее легче разбортировать и собрать;
  4. Проводить все операции по замене легче, поскольку масса – небольшая. К тому же малый вес снижает общую массу авто, а значит, уменьшается и расход топлива (но эти достоинства, можно сказать, условны).

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Спустило колесо, что делать и почему это происходит?
  • Как самому отремонтировать бескамерную шину?
  • Как выбрать колпаки на колеса: разновидности, плюсы и минусы

Видео: Как опасно ездить на докатке

Без недостатков тоже не обошлось. И у докаточного колеса их много и они достаточно существенны:

  • езда на докатке оказывает негативное воздействие на подвеску и трансмиссию (дифференциал) за счет возникающей разницы угловых скоростей на оси где установлено докаточное колесо;
  • пятно контакта из-за небольшой ширины у такого колеса значительно меньше, что сказывается на эффективности тормозной системы и управляемости;
  • прочность стального диска небольшая, поэтому при поездках по неровностям вероятность повредить диск высокая, особенно на больших скоростях;
  • из-за использования дешевой резины, протектор шины стирается очень быстро, что сказывается на тормозном пути авто;
  • вспомогательные системы начинают некорректно работать. Виной этому является меньший диаметр докатки, из-за чего системы воспринимают это как проскальзывание.

Вот и получается, что водителю приходится выбирать между сохранением полезного пространства с достаточно осложненной поездкой. В силу того, что докаточное колесо значительно влияет на поведение авто, не рекомендуется его использовать начинающим автолюбителям.

Как ставить докатку на автомобиль в зависимости от типа привода

Производители рекомендуют не устанавливать аварийное колесо на ведущую ось. Если в переднеприводном автомобиле прокололась передняя шина, рекомендуется провести полноценную замену: снять заднее колесо, переставить на переднюю ось, сзади установить докатку.

В чем особенность езды на докатке

Многие водители пренебрегают таким порядком работ, поскольку достаточно сложно на дороге снимать с машины два колеса.

Если авто имеет привод на заднюю ось, устанавливать докатку необходимо на переднюю. Это минимизирует нагрузку на дифференциал, но значительно снизит управляемость. Скорость при такой установке не должна превышать 50-60 км/ч.

Правила эксплуатации аварийного колеса:

  1. При вхождении в поворот желательно максимально сбрасывать скорость.
  2. При движении следует избегать резких маневров, резко сбрасывать и набирать скорость также не стоит, автомобиль может занести.
  3. Опытные водители советуют не отключать электронные системы, которые помогут в критической ситуации удержать авто новичкам, несмотря на их возможную некорректную работу.

Каким бы странным это не казалось, но управление автомобилем с докаткой требует от водителя соответствующего опыта.

Как ехать на докатке

Если спустило колесо и необходимо ставить докатку, то первым дело нужно проанализировать ситуацию. Докатку нельзя ставить на ведущую ось, так как сразу увеличится разница в угловых скоростях между колёсами, что крайне вредно для дифференциала. А если ведущий привод передний, то страдают также шаровые опоры, сайлент-блоки передней подвески и рулевая рейка. Поэтому, если спущено колесо на ведущем мосту, рекомендуется поменять его на полноценное с другой оси, а туда уже поставить докатку. Водителям автомобилей с постоянным полным приводом лучше поставить колесо на тот мост, на который приходится максимальное значение распределения момента.

На докатке можно ехать со скоростью не более 60 км/ч

Скорость движения на докатке не должна превышать 60 км/час. Поскольку пятно контакта, по сравнению с обычным колесом, намного меньше, то у автомобиля значительно ухудшается управляемость и увеличивается тормозной путь. Специалисты Российского центрального научно-исследовательского автополигона, предназначенного для испытаний и сертификации авто- и мототехники, в результате проведённых исследований установили, что, в среднем, тормозной путь автомобиля с докаткой увеличивается на два метра.

При наличии докатки электронные помощники (типа ABS, ESP или DSTC) начинают работать некорректно, так как принимают меньший диаметр колеса за пробуксовку и начинают с ней активно бороться. Резко вращать рулевое колесо или менять полосу движения также не стоит, так как колесо с меньшим пятном контакта просто может не успеть зацепиться протектором за дорогу, и машину начнёт сносить вперёд, по ходу движения автомобиля. С установленной на автомобиль докаткой не рекомендуется буксировать прицеп. Также, нельзя ехать, используя одновременно две докатки.

Чем больше разница в диаметре обычного колеса и докатки, тем сложнее управлять автомобилем

Чем больше разница в диаметре обычного колеса и докатки, тем сложнее управлять автомобилем, удерживая его на необходимой траектории движения. Если эта разница невелика и не превышает 1 дюйм, то передвигаться можно вполне сносно — автомобиль будет нормально слушаться руля и электронные системы больших хлопот не доставят. Если же разница составляет 2 и более дюйма, то электронные системы ABS, ESP, DSTC необходимо, по возможности, отключить. Если этого не сделать, то колёса будут постоянно блокироваться, так как компьютер будет думать, что коэффициент сцепления у колёс разный, и будет притормаживать одно колесо, не давая машине нормально ехать. Отключить системы можно через меню компьютера, большинство моделей такую возможность предусматривают. Если же это невозможно, то следует аккуратно и плавно, не делая резких движений, попытаться доехать до шиномонтажа. Если ехать далеко или поездка невозможна из-за чересчур активного вмешательства электронных помощников, дальнейший путь лучше продолжить на буксире.

При грамотных действиях на докатке можно без особых хлопот добраться до шиномонтажа

Главное — двигаться с минимальной скоростью, избегая резких ускорений, торможений и перестроений из ряда в ряд без особой нужды, а также соблюдать меры предосторожности. Новичкам за рулём, а также водителям, отправляющимся в дальнюю дорогу, лучше положить в багажник вместо докатки полноразмерную запаску

Немного истории

Если вспомнить, первые автомобили, которые появились более 100 лет назад, то большинство из Вас сильно удивиться, узнав, что они не имели запасного колеса. Но как только автомобили пошли в массы, а это было в начале 20 века, то все встает на свои места и по фотографии говорят о наличие запаски.

Дальше — больше. Дороги начала прошлого века в лучшем случае представляли собой булыжные мостовые, а в худшем и вовсе были грунтовые. При всем этом автомобилям на дорогах приходилось уживаться с другим популярным транспортом того времени – лошадьми. Подковы, которым были закреплены гвоздями, имеющими свойство вылетать. Получается, что дороги были усыпаны гвоздями, а автовладельцы постоянно сталкивались с проколами. Поэтому многие автопроизводители принимали решение об укомплектовании автомобиля двумя запасными колесами, которые симметрично расположились на передних крыльях транспортных средств начала прошлого века.

Как Вы видите в начале прошлого века, прослеживалась тенденция по увеличению количества резервных колес. Сейчас же все наоборот, все меньше автомобилей оснащаются даже одним полноразмерным, то есть аналогичным остальным четырем, колесом.

В большинстве случает авто комплектуются докаткой, а есть машины вообще без запаски, оснащенные шинами конструкции Run­Flat, они обладают жесткой боковиной и позволяют проехать несколько километров и даже десятков километров, до ближайшей станции технического обслуживания.

Докатка, как её называют в обиходе, или компактное запасное колесо, как технически более корректный термин – это запасное колесо, не предназначенное для повседневной эксплуатации, а необходимое для продолжения движения автомобиля до ближайшей шиномонтажной мастерской или СТО.

Варианты учета рабочего времени

Продолжительность рабочего времени определяется Трудовым кодексом. В зависимости от специфики работы, учет отработанных часов осуществляется 2 способами:

  1. Ежедневный. Труд водителя учитывается в количестве фактически отработанного времени. Нормативное значение равно 8 часам в день при пятидневной рабочей неделе и 7 часам — при шестидневной.
  2. Суммарный. Используется, когда возникает производственная необходимость увеличить рабочий день. В качестве отчетного периода берется календарный месяц. Продолжительность смены для водителя может составить 10 часов, но не более 2 раз в неделю.

Количество отработанного времени фиксируется в табеле учета рабочего времени. Этот документ является основанием для начисления заработной платы.

КАК ДАЛЕКО МОЖНО ЕХАТЬ НА «ЗАПАСКЕ»?

Запасное колесо является необходимым атрибутом каждой машины с момента ее создания. Разумеется, это можно понять, ведь в процессе эксплуатации автомобиля именно пробой колеса продолжает оставаться наиболее распространенной проблемой. В самом начале развития автомобилестроения, водители были вынуждены возить с собой даже две запаски, но со временем данная тенденция изменилась, поэтому сейчас в автомобиле имеется только одно запасное колесо. Правила дорожного движения гласят, что каждый авто обязан быть укомплектован всеми исправными колесами, в том числе и запасным. Это может значить только одно, после замены пробитого колеса на запаску, в принципе можно передвигаться дальше пока не пробьется еще одно колесо и даже кататься до тех пор, пока не сотрется до установленного предела рисунок протектора.

Проводить периодическую смену колес, в том числе и запасного, нужно по конкретно установленной схеме. Принято считать, что только в такой ситуации покрышки способны входить свой максимальный срок. Получается, что ездить на запаске можно много, но все же, вряд ли стоит. Если длительное время эксплуатировать запаску в качестве рабочего колеса, то на нем неизбежно произойдет изменение протектора, поэтому схема замены колес уже не сможет считаться такой же эффективной. Предпочтительнее доехать до самой ближайшей СТО и там отремонтировать пробитое колесо и там же установить его на место. Видимо с учетом хорошего состояния дорог в развитых странах, многие производители автомобилей решили, что перевозить в авто полнометражные запаски стало нерентабельно из-за больших размеров, в результате чего отнимается много свободного места, поэтому начали производить так называемые докатки или аварийные колеса. В отличие от полнометражного колеса, докатка является его упрощенным вариантом, так как получила намного меньшую ширину по сравнению с обычной покрышкой, но в ней значительно выше давление воздуха. Подобные преобразования не принесли ничего хорошего. Из-за уменьшения ширины протектора на колесе, значительно уменьшилась и площадь его контакта с дорожным полотном, ну а, учитывая повышенное давление воздуха, существенно увеличился риск пробоя такого колеса разными посторонними предметами. Данные факторы особенно актуальными являются в наших условиях, где порой на дорогах можно обнаружить даже больше мусора, нежели самого асфальта. Но даже если говорить о европейских дорогах, то при установке аварийного колеса передвигаться придется со скоростью не выше 80 км/ч, причем здесь дело даже не в существующем риске пробоя, а в том, что с докаткой на повышенных скоростях существенно снижается управляемость транспортного средства. Кроме этого существуют данные и о том, что из-за меньшего диаметра аварийного колеса по сравнению с обычным, дифференциал начинает неправильно работать, что приводит к сбоям в работе систем ESP, ABS и остальных систем, отвечающих за безопасность. Езда на докатке может привести к потребности вызова эвакуатора для доставки транспортного средства на автосервис. Именно поэтому такое колесо и называется аварийным, то есть оно не подходит для обычной езды и использовать его можно только чтобы добраться до ближайшего автосервиса. Вопрос о том, как долго можно передвигаться на запаске, является риторическим. Но в любом случае ответ один – ехать можно до ближайшего шиномонтажа.

Достоинства и недостатки докаток

Плюсы у докаток следующие:

  • Благодаря небольшим размерам, запаска этого типа занимает в багажнике немного места. Освобождается дополнительный объем для полезного груза. Некоторые водители используют данное преимущество по-другому. Они водят несколько ремонтных мини-колес.
  • Докатка намного дешевле, чем штатная запаска.
  • Облегченная компактная запаска намного проще и легче монтируется, чем стандартное колесо.
  • Т.к. изделие отличается малым весом, на нем экономится топливо.

Основные недостатки мини-запаски происходят из того, что она не является полноценным колесом. Т.е., диаметр меньше принятого, а воздух в покрышке может отсутствовать. Из-за этого появляются проблемы. И, чем больше разность диаметров, тем они сильнее. Оптимально, если отличие не превышает 1 дюйм. Тогда габариты ремколеса не окажут слишком заметного влияния на управление. Если же диаметр стандартной шины больше докатки на 3 и выше дюйма, то электронные системы лучше отключить. В противном случае, электроника начнет блокировать колеса, т.к., по мнению бортового компьютера, коэффициенты их сцепления с асфальтом получаются слишком разными. Правда, опытные водители считают, что можно ехать и без отключения систем стабилизации. Только надо поддерживать минимальную скорость и не делать резких движений рулем.

Основные минусы докаток следующие:

  • Из-за того, что угловая скорость ремонтной запаски отличается от данного параметра прочих колес, возрастает нагрузка на подвеску и дифференциал.
  • Малые габариты – причина того, что снижается общая площадь контакта с асфальтом. Из-за этого тормозной путь увеличивается, управляемость ухудшается.
  • Электронные стабилизирующие системы ESP, DSTC, ABS работают неадекватно, потому что меньший радиус запаски воспринимается как проскальзывание колеса.
  • Докатка относительно хрупкая, на плохой дороге может поломаться.
  • Т.к. мини-запаска делается с протектором, рассчитанным на 2-6 тыс. км., то он быстро стирается. Тормозной путь увеличивается.
  • С ремонтным колесом движение на поворотах относится к разряду повышено опасных. Особенно, в дождь или снег.
  • Не желательно ехать на докатке долго, более 100 км., даже со скоростью 60 км / час. Это может привести к печальным последствиям.

Что такое запасное колесо докатка

Докаткой называют аварийное колесо, предназначенное для временной эксплуатации. Докатка используется только чтобы добраться до ближайшего автосервиса. Выступает заменой полноценному запасному колесу.

Имеет меньшую ширину профиля, также может иметь меньший диаметр. Это позволяет экономить место в багажнике при транспортировке. Всегда выполняется методом штамповки из стали. Это снижает вес, а также стоимость.

Производители зачастую помечают аварийные колеса определенным цветом, отличающимся от основных колес. Такой подход позволяет не установить докатку по ошибке вместо штатного диска.

Резиновая смесь, используемая для шин-докаток зачастую оказывается худшего качества. Делается это в целях снижения стоимости производства.

Особенности выбора

Вопросом, как подобрать докатку на автомобиль, задаются обычно те автовладельцы, которые хотят сэкономить место в отсеке для запасного колеса, а также уменьшить расход топлива за счет малого веса «бублика». Специалисты говорят, что ориентироваться при подборе маленькой запаски нужно, прежде всего, на ее размеры.

Когда докатка поставляется производителем автомобиля вместе с «железным конем», то она, как правило, имеет такой же диаметр, как и у других колес. То есть, задумываясь над тем, как подобрать докатку по размеру, автовладельцы должны ориентироваться на размер родных колес. При этом допускается совсем небольшое расхождение в диаметре, величина которого не должна превышать 1 дюйм. К примеру, если на автомобиле установлены колеса размером R15, то докатка с размером R13 уже не подойдет – нужно, чтобы ее параметр был представлен, хотя бы R15.

Особенности использования докаток

Сегодня всё чаще используют докатки: компактные запасные колёса. Эти колёса не только легче, но и более короткие и узкие в сравнении с обычными. В связи с меньшими размерами, давление внутри докаток выше, чем у других колёс. К каждой конкретной марке автомобиля производятся свои специальные докатки. Использовать предназначенную для другого автомобиля докатку может быть довольно опасно.

В инструкции к автомобилю, как правило, описаны рекомендации по использованию докаток. Тем не менее, существуют общие правила, следуя которым, можно успешно доехать до пункта назначения.

Не следует забывать, что докатка не является полноценным колесом. Из-за уменьшённых размеров и отсутствия наполненной воздухом покрышки существенно увеличивается нагрузка на подвеску и дифференциал, что ведёт к возникновению серьёзных проблем. Во-первых, уменьшается площадь сцепления колеса с дорогой, следовательно – увеличивается тормозной путь и снижается управляемость, что особенно опасно в снег или дождь. Во-вторых, электронные системы контроля начинают работать неадекватно, принимая малый диаметр диска за проскальзывание. В-третьих, не следует забывать о невысокой прочности этого колеса, которое легко повредить на неровных дорогах.

Чем выше разница диаметров докатки и штатных колёс, тем ощутимее перечисленные проблемы. При разнице не более дюйма неудобства будут выражены в минимальной степени, что не делает, однако, докатку пригодной к долговременному использованию, поскольку глубина её протектора рассчитана на пробег длиной не более чем 6000 километров.

Если диаметры различаются более чем на три дюйма, электронные системы лучше отключить до начала движения, иначе не избежать постоянного блокирования колёс. Не стоит забывать и о соблюдении скоростного режима: скорость более 60 км/ч при расстоянии в 100 км может печально закончиться для автомобиля.

Чтобы свести негативные последствия к минимуму, докатку лучше ставить на тот мост, который не является ведущим. При этом нельзя забывать, что при установке на заднеприводной машине докатки на передний мост ухудшается способность машины поворачивать, поэтому перед каждым поворотом придётся до минимума сбрасывать скорость и очень плавно обращаться с рулём. Докатка на заднем мосту усложнит из-за более низкого сцепления старт машины и увеличит риск заносов.

В случае необходимости установки докатки в гололёд, при наличии хорошей зимней резины на штатных колёсах, специалисты рекомендуют ставить запасное колесо вперёд: зимняя шина второго рулевого колеса способна обеспечить достаточное сцепление.

На машинах с передним приводом докатка однозначно устанавливается назад, что позволяет спасти дифференциал и сохранить управляемость.

Неопытному водителю, плохо чувствующему автомобиль, лучше всего не рисковать и пользоваться полноценным колесом. А для всех остальных докатка, несмотря на все сложности, является вещью нужной и удобной. Компактные размеры позволяют легко разместить её в багажнике, а при необходимости захватить в дальнюю дорогу несколько докаток, увеличив защищённость от неприятных неожиданностей.

Подведём итоги

Докатка выступает достойной, бюджетной альтернативой запасному колесу, позволяет экономить место в багажнике, и облегчает процесс замены колеса в «кустарных» условиях, за счёт небольшого веса и уменьшенных габаритов.

Адекватная, соответствующая регламенту и описанным правилам эксплуатация докатки позволит автовладельцу минимизировать негативное влияние использования приспособления на узлы и системы транспорта, сэкономить финансы на покупку обыкновенной запаски. Многие водители уже сделали свой выбор в пользу подобной переменной, запасной «обувки» для машины и успешно её эксплуатируют, с соблюдением правил безопасности.

Специфика запасного колеса такова, что водитель редко задумывается о его благоденствии до того, как в нем наступает насущная необходимость. Обнаружение же стравившей воздух запаски при отсутствии насоса на порядок увеличивает количество телодвижений, необходимых для восстановления мобильности авто (особенно вдали от оживленных трасс).

Запасное колесо постепенно уходит в прошлое. По-прежнему значительная часть водителей, особенно та, которая в течение года преодолевает большие расстояния, не представляют себе поездки без «запаса» в багажнике. Только запасное колесо, дает уверенность в том, что в случае прокола шины, вы будете в состоянии продолжать движение и не застрянете в незнакомом месте, полагаться только на милость других водителей или помощь на дорогах. Такого комфорта не предлагает ремкомплект или даже шины типа «run flat» (допускающие езду на спущенных камерах). Как же велико будет ваше разочарование и удивление, когда окажется, что запасное колесо — последнее средство — полностью спустило, и поэтому дальнейшее передвижение невозможно. Необходимо совершать регулярную проверку и контроль за давлением в шинах и эту же практику необходимо применять и к запасному колесу.

Чем проверить давление в шине запасного колеса?

Давление в шине запасного колеса не требует столь частых проверок, как в случае ходовых колес. Стоит раз в несколько месяцев проводить периодические измерения. Извлечение запасного колеса и повторная его установка в багажник (или в случае некоторых моделей автомобилей, крепление под шасси) может быть затруднительным занятием. Поэтому для проверки уровня давления лучше всего использовать ручной манометр, который быстрым и удобным способом будет диагностировать состояние вашей запаски. Некоторые манометры настолько маленькие, что их можно носить даже как брелок для ключей

Независимо от того, какой вариант вы выберете, важно, чтобы такое устройство было в каждом автомобиле


Компактный манометр для контроля давления в шинах

Какое должно быть правильное давление в шине запасного колеса?

Информация о правильном давлении в шине-запаске находится в руководстве по эксплуатации автомобиля. Следует иметь в виду, что в случае «докатки» эти значения будут другие, чем для полноразмерной запаски. Уровень давления во втором случае должен быть такой же, как и для остальных колес в автомобиле. Таким образом, вы должны обратиться к таблице давления в шинах, расположенной чаще всего на внутренней части боковой стойки автомобиля или на внутренней стороне люка заливной горловины. Никогда нельзя предположить возникновение необходимости использования запасного колеса, а давление всегда можно легко снизить. В случае докатки специалисты чаще всего рекомендуют высокий уровень давления — на уровне 4,2 бара — из-за узкой шины такого колеса.

Чем пополнить давление в запаске?

Удобным решением, чтобы дополнить давления в шине запасного колеса, являются маленькие автомобильные компрессоры с питанием от прикуривателя. Подобное приспособление простое в использовании и не требуют большого количества места в автомобиле. Так что они могут с успехом служить в качестве постоянного элемента оборудования, что позволяет подкачать колеса в любой момент. Безусловно, самым дешевым подручным инструментом для пополнения давления является традиционная автомобильная помпа, хотя ее использование требует снятия колеса с багажника. А этого зачастую хочется избежать. Тогда имеет смысл использовать компрессор на заправке или обратиться за помощью к работникам СТО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector