Путешествие в грузию на автомобиле: дорога до верхнего ларса
Содержание:
- Начало поездки
- КПП Верхний Ларс и Дариали
- Стоимость отдыха на автомашине из Москвы в Грузию
- Подготовка к путешествию
- Дорога до Ростова-на-Дону
- Как добраться до Грузии на самолете
- Что посмотреть в Грузии за 14 дней
- Полезная информация
- Детали безвизового въезда
- Примерный маршрут на машине по Грузии
- Основные правила движения в Грузии
- АЗС и питание
Начало поездки
В Грузию, из столицы Беларуси Минска, мы выехали в 8 утра субботы 18 июля — это первый день нашего путешествия. Если бы была возможность стартануть в будний день, то мы бы так и поступили, но когда последний рабочий день пятница, то терять 2 выходных не хочется и приходится ехать как получается. А получается ехать вместе со всеми дачниками, отдыхающими и туристами, которые оккупируют все загородные трассы, создают заторы на дорогах и очереди на границе — всем этим можно насладиться и в будние дни, но в значительно меньшей степени. Время отправления тоже не правильное, надо было на несколько часов раньше, просто по старинной русской традиции мы начали собираться и искать паспорта в последний вечер и легли спать лишь в 3 утра, поставив будильник на 6. Проснувшись ещё 2 часа собирались, попрощались с котами и наконец-то отчалили.
Есть несколько способов доехать из Минска до границы с Грузией — самый популярный из них через Москву, но я его отмёл, т.к. ехать там в то время, как вся Москва пытается выехать за МКАД я не хотел, плюс до Воронежа ловишь все платные участки. Я выбрал дорогу на Воронеж, но, если практически все едут через Елец, я поехал через Курск. Могу обосновать это тем, что трафик в моём случае был в разы меньше, не было пробки перед Воронежем, а дорожное покрытие было выше всяческих похвал. Таким образом мой маршрут выглядел так: Минск-Гомель-Брянск-Орёл-Курск-Воронеж-Ростов-на-Дону-Владикавказ-Верхний Ларс (граница России и Грузии).
И так едем, участок Минск-Гомель проскакиваем быстро, там только что расширили дорогу и положили совсем новый асфальт, покупаем зелёную карту на границе с Россией и доезжаем до Брянска. По объездной минуем его и направляемся в Орёл, по дороге большой трафик большегрузов, которые, видимо прут с и на трассу М4 «Дон». Но мы в итоге уходим на Курск и машин становится совсем мало, фуры встречаются раз в час, дорога с иголочки, много карманов для обгона, которыми активно пользуются редкие тихоходы и не мешают спокойно идти на круизе 140. Солнце уже садится, и я поддаюсь многочисленным уговорам жены наконец-то остановиться на ужин. После плотного перекуса продолжаем путь, всё по такой же отличнейшей дороге, на Воронеж. Проезжаем транзитом в темноте его разбитые дороги и получаем шок, когда выезжаем на трассу Дон. Мы же привыкли ехать практически в одиночестве, а тут машин мама не горюй.
Меня начинает рубить, как никак, поспал 3 часа, поэтому становлюсь у обочины и выпиваю банку энергетика, разминаю ноги, на часах уже полночь, но мы упорно выдвигаемся дальше.
Возле Воронежа камеры скорости висят на каждом мосту с попеременным ограничением в 40 и 60 км, мой радар-детектор не умолкал и жена хотела нас обоих выбросить из салона. Но совсем скоро мы плотно встали в пробку на целый час, в которой я бы благополучно и уснул, если бы не принял кофеиновую таблетку. Оказалось, это просто сужение дороги, которое не рассчитано на тысячи автомобилей… хорошо, что мы проехали это место ночью… Потом ещё был долгий участок с ремонтом, поэтому поток ехал 40-60 км/ч и после этого меня начало накрывать. А вот подыскать место для ночлега пипец как не просто — все заправки битком забиты спящими машинами, они стоят в кюветах, тупо на трасе под мачтами освещения, зато карманов для спанья фиг нарисуешь. С горем пополам, спустя десятки километров, нашли одно единственное место на стоянке возле придорожного отеля в районе села Радченское. БК показывал пробег в 1350 км, а часы 3 ночи, не успев полностью залезть в спальник я мирно засопел.
КПП Верхний Ларс и Дариали
Попасть из России в Грузию на машине можно только по Военно-Грузинской дороге через КПП Верхний Ларс. Въезд в Грузию через Абхазию и Южную Осетию невозможен, а пересечение границы из Азербайджана может быть удобно, только если вы начинаете поездку из южного Дагестана.
На грузинской стороне действует КПП Дариали.
Осенью, зимой и весной Военно-Грузинская дорога может перекрываться из-за непогоды, поэтому планировать путешествие лучше на теплый период года.
Больше всего автотуристов волнует время прохождения границы. Иногда перед обоими КПП выстраиваются очереди на несколько километров, простоять в которых можно больше суток. Предсказать точно, какая будет ситуация в определенный день, невозможно. Полезно мониторить обстановку через сайты. Во ВКонтакте есть хорошая группа Ситуация на КПП Верхний Ларс. В ней люди в реальном времени рассказывают, есть ли пробки, кто сколько времени простоял, делятся другой полезной информацией.
Очереди для легковых и грузовых автомобилей разные. При подъезде к Верхнему Ларсу или Дариали первое, что вы увидите, это хвост из фур. Смело его объезжайте и становитесь за легковушками.
Въезд на КПП Верхний Ларс с нейтральной территории
Въезд на КПП Дариали с нейтральной территории
Дорога между двумя КПП проходит по Дарьяльскому ущелью
Теперь пару слов о том, как мы проходили границу на пути туда и обратно. Итак, КПП Верхний Ларс. При въезде в Грузию осмотрели салон автомобиля, попросили отодвинуть одну сумку в багажнике. Перед нами было 5 машин, на переход границы ушло 15 минут. При выезде из Грузии осмотрели салон и попросили вытащить все вещи из багажника. Содержимое сумок не проверяли, ограничились лишь вопросами, не везем ли чего запрещенного. После паспортного контроля и досмотра авто пограничники зачем-то устроили еще один паспортный контроль с очередью, для которого, правда, не нужно было выходить из машины. На переход границы ушел 1 час 10 минут. Пассажиры вместе с водителем тут же рядом с автомобилем проходили паспортный контроль. Проверяли загранпаспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение.
КПП Дариали. На пути туда и обратно машину не досматривали, вопросов не задавали. Проверяли загранпаспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение. При выезде из Грузии еще пробивали по базе данных наличие страховки на авто. Пассажиры проходили паспортный контроль отдельно от водителя в специальном помещении. За рулем был я, а собственник машины – Наталья, при этом доверенность на управление автомобилем никто не спросил. При въезде в Грузию перед нами было 5 машин, границу прошли за 30 минут. На пути обратно очередь была больше, не знаю сколько автомобилей, но по длине визуально метров 200. На пересечение границы ушло полтора часа.
Нужно сказать об одной особенности КПП Дариали. Здесь водители и пассажиры проходят проверку отдельно. Если поток туристов небольшой, то эта особенность никак не проявляется. А теперь представьте, если машин много и к ним еще добавляются автобусы вместимостью человек на тридцать-сорок. Что произойдет? Правильно, пассажиры будут отставать. Мы это не учли, когда возвращались в Россию, поэтому Наталья с Викой пошли на досмотр слишком поздно, пропустив перед собой людей из стоявшего сзади автобуса. В итоге я прошел границу на 40 минут раньше. Лучше все написанное проиллюстрировать фотографией. Видите справа здание с двускатной крышей? Туда идут пассажиры на паспортный контроль. Советую, как только увидите, что к нему потянулись люди из стоящих за вами транспортных средств, выходить и идти тоже.
А это очередь на паспортный контроль. Стояние в ней полтора часа было не самым приятным опытом. Было тесно, некоторые норовили влезть вперед.
Среди водителей тоже не все уважали чужое время. Семь автомобилей объехали колонну слева и стали вклиниваться впереди.
Стоимость отдыха на автомашине из Москвы в Грузию
Поездка была бюджетной, за время отдыха мы 1 или 2 раза останавливались на ночлег в отеле. Остальное время жили в палатке. Еду покупали в Подмосковье, старались использовать акции и скидки и расписали питание на каждый день самостоятельного пути по дорогам России и Грузии. С нами была газовая горелка (баллоны покупал заранее с запасом), и походные принадлежности. В итоге затраты на поезду составили:
- Проживание: 2500 руб. (две ночевки);
- Бензин (только по Грузии): 6000 руб. (пробег по Грузии: 1440 км — 90 литров дизеля);
- Ремонт машины: 2000 руб. (покупка новой покрышки);
- Сувениры: 4000 руб;
- Питание: 4500 руб. (затраты на пробу грузинской кухни);
- Входные билеты: 3500 руб.
Конечно такой отдых не каждому придется по душе! Но стоит учесть, что в самостоятельной поездке как не крути придется заночевать в палатке. Например в Местии нет отелей и потому полевые условия гарантированы! Большие перегоны с детьми сложно спланировать и правильнее всего останавливаться по ходу движения, а не мчаться к забронированному отелю — это относится к Вардзии и крепости Рабат. Единственное место, где реально было бы удобно остановить в отели — пляж в Уреки. Но привыкшие к самостоятельному походному отдыху, мы не смогли себя перебороть и перебраться в комфортный номер! Хотя кушать часто ходили в рестораны при отелях!
Итого отдых своими силами в Грузии обойдется в 22 500 — это без учета расходов на прогон Москва-Владикавказ. А также ночевки в гостиницах.
Подготовка к путешествию
В Грузию я готовился ещё похлеще чем в Италию: следил за профильными ветками на форумах, читал свежие отчёты туристов и потихоньку составлял план путешествия, в который постоянно вносил различные правки и заметки по достопримечательностям, местах возможного ночлега, ресторанах и прочих нюансах. В итоге, когда перед поездкой я распечатал свои мемуары и дал почитать их жене она слегка обалдела, 15 листов это вам не хихоньки-хаханьки.
С машиной я никаких особых манипуляций не производил: перезаправил огнетушитель, пересобрал аптечку, чуть раньше времени поменял передние колодки (в горы едем как-никак), проверил жидкости и дозаправил фреон в кондиционер. Плюс взял несколько запасных лампочек, чтобы была возможность поменять их сразу и не привлекать внимания страждущих снять с меня мзду с помощью полосатой палки.
Для собственного спокойствия оформили и оплатили через интернет медицинскую страховку в Грузию — стоит копейки и есть не просит.
От бумажных карт было решено отказаться в пользу навигатора. На свой телефон и жены я установил последние версии Навитела, закачал самые актуальные карты Грузии, России и Азербайджана (если на границе сойдёт сель, то возвращаться придётся через него), и залил свежие SpeedCams. Кроме этого, на всякий случай, на оба телефона была установлена программа оповещения о стационарных камерах и засадах гаишников MapcamDroid. Но основным индикатором стационарных радаров и стреляющих из-за угла гаишников был радар-детектор ESCORT Passport 9500ix INTL с актуальной базой камер. К слову, радар-детекторы разрешены к использованию на территории России и Грузии. Забегая вперёд скажу, что меня ни разу не взяли за превышение скорости, хотя оно имело место быть.
В салоне авто также находился видеорегистратор. Я в принципе считаю этот гаджет обязательным для всех автолюбителей, а уж для поездки по территории Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, где насквозь коррумпированные гибддшники истекают слюной, провожая машину на номерах другого региона — эта вещь просто незаменима, т.к. способна уменьшить количество ваших остановок и предъявлений липовых обвинений.
Ну, а в остальном как обычно: набрали шмоток побольше, тёплых носков и свитеров (а вдруг в горах холодно и бродят медведи?), захватили несколько сувенирчиков в виде шоколадок «Аленка» и национальной водки. Взяли палатку, спиннинг с блеснами, два спальника и одеяла на случай дикой остановки в горах или кемпинге.
Для увеличения времени нахождения за рулём было приобретено несколько банок Red Bull и Burn, но от энергетиков я не заметил какого-либо положительного эффекта в борьбе со сном. А вот кофеиновые таблетки, как рукой снимали сон и давали ещё где-то 2,5 часа весьма бодрой рулёжки, а затем в течении получаса происходило постепенное затухание сознания с перманентной зевотой, поэтому чувствуя, что сонливость начинает возвращаться, мы сразу начинали искать место для ночлега. Ещё у меня был специальный приборчик, который я ранее заказывал в поднебесной за 3 копейки и назвал его «АнтиСон» — он выглядит как слуховой аппарат и вешается на ухо, а когда голова наклоняется в любую из сторон — он начинает зверски пищать.
Наделали бутиков в дорогу, взяли курочку в фольге, термос с кофе, минералку и сок, яйца решили не брать. В итоге пришлось делать 3 захода вдвоём, чтобы вынести все шмотки и погрузить в машину.
Дорога до Ростова-на-Дону
Выехали после обеда. Расстояние от Рязани до Воронежа преодолели легко и непринужденно. Движение через Ряжск, Чаплыгин и Липецк по вполне сносной двухполосной дороге с небольшим трафиком не утомляет, а трасса от Липецка до М4 в последние годы поддерживается практически в идеальном состоянии.
Участок трассы от Липецка до М4
Трасса перед закатом
Отличная трасса М4 Дон
Не учли одного — ремонтных работ, проводимых в самый пик отпусков, и особенно самого узкого места трассы — села Лосево Воронежской области, где к ремонтам прибавляются фуры, выезжающие налево от многочисленных кафе и блокирующие без того медленно двигающийся транспортный поток.
Предприимчивые местные «Сусанины» предлагают свои услуги по объезду пробки лесами и полями в клубах пыли за небольшую плату.
Оценив длину пробки по Яндекс.Картам и дополнительно уточнив по рации у встречных машин ее протяженность, приняли решение — не искать путей объезда, а продолжить движение по М4. Да и желания убивать подвеску проселочными дорогами в сумерках как-то не возникло. Вечером не так жарко, как днем, и толкаться в пробке было вполне сносно. Ее длина на тот момент составила около километра — для этого места это сущий пустяк.
То самое Лосево, где летом круглосуточные пробки
Установленная в машине радиостанция при поездках на большие расстояния является незаменимым помощником в дороге. Кроме развлекательной функции в виде диалогов дальнобойщиков «за жизнь» и политику с помощью рации всегда можно попросить о помощи, узнать о ситуации на дороге и пути объезда, не говоря уже о том, где лучше поесть или заправить автомобиль.
Еще одним удобным устройством при частых поездках, позволяющим экономить не только деньги, но и драгоценное время на пунктах взимания платы, является транспондер, который можно взять в аренду на время путешествия или купить, особенно если вы едете из Москвы, где платных участков становится все больше.
Ну и куда же в пути без дождя. Говорят, что он на легкую дорогу. Что ж, поверим и проверим.
Дождь застал нас на М4
Что на табличке мы уже не помним…
На пути нашего следования было четыре платных участка — объезд села Хлевное, окружная Воронежа и два участка на 544-633 км трассы М4, за проезд через которые отдали порядка 200 рублей. Остальная дорога до Владикавказа пока бесплатна.
Немного утомившись от толкания в пробке, остановились перевести дух, перекусить кофе с бутербродами и погасить загоревшийся к этому времени «жадный глаз» автомобиля на первой приличной заправочной станции.
Заправка на трассе М4 «Дон»
На всех заправках Лукойла, встречавшихся по пути, были длинные очереди. На ТНК и Газпромнефть было свободнее, а стоимость бензина ниже.
После короткой передышки мы продолжили наше путешествие и без приключений за полночь добрались до Ростова-на-Дону, который проехали по окружной дороге.
Как добраться до Грузии на самолете
Прямое авиасообщение с Москвой и вообще Россией приостановили еще до пандемии, в июле 2019 года. Мера эта, очевидно, обусловлена политическими причинами. И никак не связана с коронавирусными ограничениями – тогда о них еще и не подозревали.
Поэтому, собственно, не стоит особенно рассчитывать на то, что вскоре вы сможете добраться до Тбилиси из Москвы прямым самолетом. И изучать иные, обходные, варианты.
Самый популярный маршрут в 2021 году пролегает через Стамбул. Да, вы все верно поняли – транзитное путешествие в Грузию через крупнейший мегаполис Турции возможно совершить даже сейчас. Когда массовый выезд российских отдыхающих в эту страну перекрыт по причине роста там заболеваемости коронавирусом.
Дело в том, что минимум дважды в неделю из Москвы в Стамбул летают регулярные авиарейсы. Это официально, на самом деле их вроде бы побольше. Причем билеты даже на ближайшие имеются в продаже – aviasales.ru/routes/mow/tbs.
Стоят они, правда, совсем недешево – за поездку туда и обратно предстоит отдать порядка 28-30 тысяч рублей. За человека! А ее продолжительность вряд ли вдохновит путешественников с детьми: от 10 до даже 22-24 часов в одну сторону.
При выборе авиабилетов следует учесть, что в Грузии действует комендантский час. И хотя его длительность в середине мая 2021 сократили, появление на улицах в период с 23 до 5 часов чревато “попаданием” на внушительный штраф. 2 000 лари или почти 600 USD – не шутки даже для обеспеченного человека.
Из тбилисского аэропорта до гостиницы ночью, конечно, можно доехать и на такси. Но тариф с наступлением 11 вечера вырастает в разы.
Через Минск или Ереван
Стыковочный вариант с белорусской столицей менее интересен варианты. Как по причине стоимости, вырастающей до 20 тысяч на человека в одну только сторону. Так и длительности – только туда дорога может занять более суток.
Что касается Еревана, то он обещает приличную экономию времени – до Тбилиси из Москвы можно добраться менее, чем за 7 часов. Но ценник просто зашкаливает – отдать 30 тысяч рублей за перелет в этом направлении поскупится подавляющее большинство.
Через Владикавказ
Когда сухопутная граница между Россией и Грузией функционировала в обычном режиме, смекалистые россияне приезжали в страну хачапури и киндзмараули транзитом через аэропорт Владикавказа. По прилету брали такси, через КПП Верхний Ларс плюс Военно-Грузинскую дорогу приезжали прямо в Тбилиси.
Плюс ко всему являлось сродни отличной экскурсии по стране – виды вокзруг завораживают. Но увы, в связи с коронавирусом сухопутная граница между странами на замке. И никто, кроме дальнобоев и обладателей гражданства либо ВНЖ через нее сегодня не проедет.
Что посмотреть в Грузии за 14 дней
За две недели в самостоятельной поездке мы посмотрели много интересных природных и рукотворных достопримечательностей, взглянули на памятники ЮНЕСКО. Но все же не смогли посмотреть все, что планировали. Оставив тем самым повод вернуться в гостеприимную страну. В большинстве случаев останавливались в палатке, потому поездка оказалась очень бюджетной! Эта статья обзорная и показывает лишь то, что мы смогли посмотреть в Грузии самостоятельно на машине, рассказ о каждой из достопримечательностей вынесен в отдельный материал.
- День 1. Скальный монастырь Давид-Гареджи и Мцхета (собор Светицховели, слияние Арагвы и Куры и еда в Салобио) — пункты 1 и 2 на карте выше. Перегон в сторону Вардзии. Ночевка перед Ахалцихе в поле с палаткой.
- День 2. Скальный монастырь — крепость Вардзия, крепости Тмогви и Хертвиси, далее монументальная восстановленная крепость Рабат в Ахалцихе — пункты 3, 4 и 5. Перегон в сторону Кутаиси. Ночевка в машине перед городом.
- День 3. Посмотрели исторический центр Кутаиси: монастыри Баграти и Гелати пещер Прометея и парка Сатаплия. Вечером перегон в Уреки с ночевкой в Поти. Пункт 6 самостоятельного маршрута по Грузии.
- День 4. Отдых на море — это 7 пункт поездки! На пляже Магнети мы стояли 3 дня. Отдыхали с палаткой прямо на пляже, сложностей никаких не возникло. В середине июня отдыхающих еще нет, даже пляж начали чистить во время нашего пребывания. Для местных жителей еще холодная вода, а вот для нас самое то! Во время отдыха выбирались на целый день в парк аттракционов Цицинатела — очень дешевый и интересный детский парк. Обязателен к посещению.
- День 7 и 8. Перегон в сторону Верхней Сванетии и посещение Местии. Две ночевки в горах, светлячки в невероятном количестве, снежный 5000 великан и самобытные сторожевые башни. А еще дождь и гроза, которые высоко в горах и красивы и пугающие одновременно.
- День 9. Поездка в каньон Мертвели. Очень красивое место с водой невероятного цвета, водопадом и прогулкой по реке на лодке или катамаране. Перегон на пляж в Уреки.
- День 10 и 11. Отдых на пляже. Батонимсяяяя ….
- День 12. Дорога домой через город Чиатура. Осмотр столпа Кацхи. Уникальный населенный пункт с канатной дорогой вместо автобусных маршрутов. Город напоминающий апокалиптический период компьютерной игры Fallout. Ночевка в палатке.
- День 13. Поездка домой всегда приятна, когда едешь с сувенирами. Потому опять заглянули в Мцхету. Ну а дальше по Военно-грузинской дороге, через крепость Ананури, арку дружбы и конечно Гергетская церковь в городе Степанцминда.
Вот так особо не напрягаясь, наша семья прокатилась по всей территории Грузии с востока на запад. Мы успели и покупаться в реках, озерах и Черном море, побывать высоко в горах и полазить в подземных пещерах, насладиться искусством древних мастеров и надежностью средневековых крепостей, ну и конечно окунуться в природу Грузии. За все время попадались только добрые и отзывчивые люди. Подводя итоги поездки предлагаю посмотреть список достопримечательностей, до которые мы сами добрались на две недели отпуска:
- Монастырь Давид-Гареджи;
- Древняя столица Мцхета: Собор Светицховели, монастырь Джвари, часовня святой Нино, слияние рек Арагви и Куры
- Город — крепость Вардзия
- Крепости Тмогви и Хертвиси
- Восстановления крепость Рабат
- Пещеры Прометея
- Парк Сатаплия
- Кутаиси: Гелатский монастырь,храм Баграти, монастырь Моцамета, каньон Окаце.
- Канатный город Чиатура: столп Кацхи
- Горная Сванетия: Местия
- Каньон Мартвили
- Черный магнетический пляж в Уреки (Магнети)
- Парк отдыха Цицинатела
Вот как много всего! И все без турфирм и навязанных услуг, без автобусного перегона и еды в выбранных не вами местах. Все свободно и не напряжно, самый правильный способ посмотреть страну — это проехаться по ней самому! А еще вы можете прилететь в Тбилиси на выходные, специально для этого я подготовил маршрут выходного дня по столице Грузии (перейти для чтения).
Полезная информация
Дороги в Грузии вам наверняка понравятся, если вы не собираетесь сворачивать с главных магистралей. Там уж как повезет. Мы ездили на Volkswagen Passat, и, скажу честно, во второй раз я бы выбрала внедорожник. До нескольких храмов и красивых природных мест довелось ехать по грунтовке, а от посещения пары достопримечательностей и вовсе пришлось отказаться. Да и в селениях дороги в плачевном состоянии, а там есть что посмотреть — в основном, старинные церкви и монастыри.
Еще один совет для любителей глубинки — держите бак полным. На трассах проблем с заправками нет, а на второстепенных дорогах они встречаются нечасто, да и качество топлива под большим сомнением.
Грузинская глубинка
Дорожных указателей довольно много, все надписи дублируются на латинице, но навигатор, конечно, не помешает. Есть и коричневые указатели (для исторических мест и других достопримечательностей).
Полиция в Грузии действительно не берет взяток. Все разговоры с инспектором записываются на камеру, поэтому Не нужно даже пробовать решить дело без протокола. За всю поездку нас останавливали два раза, и оба раза дело кончилось штрафом за ремень. Надо пристегиваться!
Детали безвизового въезда
Туристическая поездка в Грузию или визит к родственникам или друзьям, который не затянется на срок более одного года, предполагает безвизовый способ посещения. Такой режим действует в отношении любого вида транспорта, который используется для передвижения и въезда на территорию государства.
Безвизовый способ прохождения границы предполагает проставление штампов в загранпаспорт при въезде и выезде из иностранного государства. Благодаря таким штампам ведется миграционный контроль сроков пребывания.
Необходимые документы
Въехать в Грузию только по внутреннему паспорту РФ не получится, потребуется загранпаспорт. Если он не оформлен, стоит позаботиться об этом заранее. При перелете список необходимых документов этим и ограничится. Если же отъезд из страны будет произведен на машине, то дополнительно понадобятся:
- свидетельство о регистрации ТС;
- водительское удостоверение или лицензия международного образца;
- нотариально заверенная доверенность на управление ТС с правом выезда за пределы РФ (если машина принадлежит иному лицу).
Продление
Тот факт, что жителям нашей страны с 2015 года предоставлена возможность длительного нахождения в Грузии без обязательного продления разрешения, частично снимает вопрос. Ранее, по истечении трех месяцев, требовалось прохождение процедуры продления. Когда возникает ситуация, предполагающая более длительный срок пребывания, нужно подавать ходатайство о выдаче вида на жительство.
Примерный маршрут на машине по Грузии
Полный маршрут состоит из посещения следующих населенных пунктов: Тбилиси > Мцхета >крепость Ананури >Гудаури >Крестовый перевал > ущелье Трусо > Степанцминда (Казбеги). Всего от Тбилиси до Казбеги 150 километров.
Прибыв в Грузию, на знакомство с Тбилиси и его окрестностями нужно выделить 2-3 дня. В городе около 40 красивых мест, которые стоит посетить. Храмы, церкви, соборы, монастыри, музеи, мосты, ботанические сад, ваке парк, старинные скверы и многое другое.
Мцхета собор ДжвариКуры и Арагви
После Мцхеты по маршруту посещение Жинвальского водохранилища и крепости Ананури, расположенной у берега водохранилища. До столицы Грузии 65 километров.
Это старинная крепость, построенная в 16 веке. Возведена она на самой военно-грузинской дороге. Туристы часто осматривают ее сразу, после пересечения границы Грузии.
На другом берегу водохранилища можно посетить еще одно уникальное историческое сооружение — древний монастырь Авенсии. Чтобы добраться к нему, нужно объехать водохранилище и повернуть сразу за крепость.
Продолжаем путь по военно-грузинской дороге. После крепости, в 130 километрах от Тбилиси расположено село Гудауре. Это место является самым известным центром туризма Грузии, здесь находится горнолыжный курорт, который ежегодно посещают сотни туристов. Советуем здесь запланировать остановку на ночлег.
В окрестностях села, высоко в горах, расположился монастырь Ломиси. Добраться до него можно за 2 часа, только постоянно придется подниматься. Оттуда откроются красивые виды Ломиского ущелья. В окрестностях села также хорошо просматривается главный Кавказский хребет.
По пути к Крестовому перевалу, в окрестностях Гудаури, есть еще одно красивое местечко-ущелье Арагви. Вокруг красивые горные пейзажи и неподалеку, если спустится вниз, можно увидеть небольшое озеро.
Здесь же, воспользовавшись подъемником курорта, можно за 40 минут подняться на пик горы Садзели. Высота 3628 метров над уровнем моря. Прихватите куртку, там очень холодно даже в жаркие дни.
Далее Крестовый перевал. Это одно из самых живописных мест Грузии. Здесь невероятные пейзажи, наичистейший воздух и прекрасная арка Дружбы народов. Крестовый перевал-это самая высокая точка военно-грузинской дороги. Высота 2384 метра над морем.
Далее по дороге будут минеральные источники воды, можно насладится видом на Большой Кавказ. В 16 километрах от горнолыжного курорта Грузии – Гудаури, находится ущелье Трусо. Здесь передвигаться будет удобнее пешком, либо на внедорожнике. Горные речки, пологие и каменистые склоны обычный седан не преодолеет. В ущелье находится старинный безымянный монастырь, в котором до сих пор проживают несколько монахов. Прогулки по этой местности займут целый день. Запланируйте ранний выезд и вечернее возвращение из Гудаури, либо Казбеги, чтобы посвятить полный день экскурсии по этим окрестностям.
Село Степанцминда — это конечная точка примерного маршрута. От села до границы России 11 километров. Главной жемчужиной Степанцминды является гора Казбег. Именно отсюда начинают свой марш-бросок группы восхождения на вершину горы. Интересом у туристов пользуется и Троицкая церковь Гергети. Поднявшись к ней, можно полюбоваться горными пейзажами и видом на гору Казбег.
На посещение села и ознакомления с достопримечательностями окрестностей понадобится 2-3 дня. Здесь тоже много красивых мест: церковь Гергети, подножие горы Казбег, ущелье Трусо, долина Сно, водопад Гвелети. Грузины активно развивают туризм в селе, поэтому найти отель для остановки не составит особого труда. Обратно в Тбилиси следует добираться тем же путем.
Возвращение в Россию, если позволяет время можно спланировать через Армению. Для граждан России въезд в страну осуществляется по паспорту РФ. От столицы Грузии до Ванадзора 158 километров пути. Добраться до города можно за 2 часа. По отзывам тех, кто ездил данным маршрутом, следует, что экскурсии по Армении не менее интересны.
Подводя итоги, подчеркнем. От путешествия на машине, вы точно получите массу впечатлений и положительных эмоций. Ведь дорога-это уже путешествие. Это новые места и красивые виды, природа, ландшафты. Отправляясь в путешествие на машине, необходимо реально оценить свои силы и тщательно подготовиться. Правильно спланированный отдых в Грузии, надолго оставит яркие воспоминания об этой стране.
Основные правила движения в Грузии
Миновав российско-грузинскую границу, следует забыть про быструю езду, поскольку здесь начинается очень опасная извилистая дорога. Здесь не дежурят полицейские с радарами, но есть кое-где камеры, фиксирующие скорость. На трассе допускается скорость 110 км/час, а в жилой местности – не более 60 км/час.
В Грузии действует правило перевозки маленьких детей, которых на переднее сиденье можно усаживать только в возрасте свыше 12 лет, а крошек, не достигших 3-летнего возраста можно перевозить на руках взрослых либо в специальном кресле.
За руль нельзя садиться в нетрезвом виде – имея в крови 0,03 промилле алкоголя, человек уже рискует нарваться на штраф. Можно отказаться от прохождения теста на алкоголь, но это автоматически будет считаться признанием вины, при этом наказание за вождение в нетрезвом виде достигает 200 лари для первого раза, а за повторное нарушение этого правила на полгода отберут права.
Тонированные стёкла обойдутся владельцу машины в 50 лари, а если тонировка и после этого не исчезнет с них, то водитель на полгода лишится прав. Стоит уточнить, что запрет касается только тонировки лобового и передних боковых стёкол, а всё, что сзади, можно тонировать без ограничений.
Езда без пристёгнутого ремня безопасности будет стоить 40 лари, а поговорить за рулём по мобильному телефону можно за 10 лари.
Но, несмотря на все немалые штрафы, местные лихачи не спешат придерживаться правил дорожного движения. Просто на многие мелкие нарушения полиция закрывает глаза и не штрафует. Но если уж кто-то нарвался на штраф, то не стоит и думать предложить полицейскому взятку. У каждого из них на груди есть камера, которая делает невозможным попытку скрыть факт дачи взятки.
Следует признать доброжелательное отношение полицейских к иностранцам. Если чужак где-то заблудится, то может смело к ним обратиться, они обязательно укажут верный путь.
Штрафы нужно оплатить в течение месяца, поскольку за превышение этого срока начнёт «капать» пеня. Но водитель может быть не согласен с вынесенным наказанием, в этом случае он может попытаться оспорить его в местном суде. Водителя, игнорирующего уплату штрафа, вполне могут лишить прав, пусть даже он будет гражданином другой страны. Этот неприятный сюрприз может ожидать его на границе, если до пограничников дойдёт информация о неуплате просроченного штрафа. А получит свои права нарушитель лишь после полной уплаты штрафа, пени и платы за восстановление водительского удостоверения. Поэтому самым правильным будет вовсе не допускать никаких нарушений ПДД. Но уж если такое всё же произошло, то штраф следует вовремя оплатить.
АЗС и питание
Заправляться следует на брендовых заправках: например, на Газпроме или Роснефти. Настоятельно рекомендуем избегать региональных “нонеймов” и мимикрирующих под сетевых гигантов АЗС вроде РосТнефти. Многие современные автомобили не способны без последствий переварить топливо, которое заливается в подобных местах.
Стоимость бензина и солярки растет по мере продвижения на юг. В среднем на 2-3 рубля за литр по сравнению с Санкт-Петербургом и Москвой.
Кстати! Обязательно заправьтесь до полного бака во Владикавказе. Судя по свежим отзывам далее до границы нет АЗС известных брендов. В Грузии стоимость литра бензина составляет около 3 лари за литр. То есть приблизительно 0.9$.
С питанием на трассе дело обстоит еще хуже. Сетевые “Помпончики” не в состоянии накормить всех желающих. Да и ассортимент там не ахти.