Автомобильные предохранители
Содержание:
Как устроен предохранитель и классификация
Чтобы создать оптимальные условия защиты проводки, используются следующие виды предохранителей для авто:
цилиндрический, корпус которого выполнен из высококачественного пластика, либо керамики;
ножевой. Снабжен кожухом из пластика, а также контактами в форме прямоугольника;
биметаллический. Подойдет для многоразового использования.
Некоторые автоконцерны, чтобы защитить электроцепи, используют элементы ленточного типа, если предполагается высокая нагрузка. Крепление пластин к контактам происходит посредством крепежных элементов гаек и болтиков, на лицевой части детали должен быть указан номинал. Планки ленточного характера используют в генераторных цепях, а также линиях питания потребителей с мощным номиналом (сила тока варьируется в диапазоне 110-140А). Чтобы защитить коробку от раскаленного металла, который образуется при срабатывании, надевают чехол из качественного пластика на пластину.
Интересен тот факт, что с 2000-го года для автомобилей стали использоваться кассетные элементы с корпусом из пластика, а также с направляющими выемками.
На верхней части присутствует крышка, на которой указывается номинал. Типы автомобильных предохранителей размеры имеют микро 10 и 14, а также мини 14. Данные категории выдерживают силу тока 15-80А. Некоторые автомобили снабжены кассетными вставками-клипсами, номинал которых составляет 25-30А.
Модификации цилиндрического типа
Данный вид автомобильных предохранителей состоит из корпуса, изготовленного из прочного пластика, на торцах расположены металлические колпачки, а также соединительной планки. Последняя разрушается при увеличении силы тока выше номинала. Установка предохранителей осуществляется в специальные блоки с пружинами. В промышленности производят несколько видов элементов, которые отличаются различными видами нагрузок.
Вставки цилиндрического типа используются в отечественном производстве ВАЗ и по сей день, к примеру LADA 4*4 FL. Что касается зарубежных производителей, то они стали активно использовать ножевые планки еще в конце 80-х гг.
Также на рынке встречаются отечественные и зарубежные модели, где вставки имеют керамический корпус, который может с лихвой выдерживать высокий температурный режим.
Габариты изделий 6*25мм, что соответствует стандарту DIN7558/1. Чаще всего встречается маркировка Bosch Torpedo Fuse либо Bussman GBC Fuse. Для радиоприемников используются вставки из прочного стеклянного корпуса, что позволяет контролировать, в каком состоянии находится соединительная нить. Номинал редко когда выше 5А.
Ножевой тип
Классическое устройство ножевой вставки имеет прочный корпус, выполненный из прозрачного пластика, который стойко переносит высокие температуры и имеет определенный пигмент и металлические контакты. С внутренней части располагается перемычка, сгорающая при прохождении тока, если его сила выше нормы. Установка элемента в блок осуществляется вручную. На ножках выполняются специальные скосы, которые помогают облегчить монтаж. Чтобы снять конструкцию, необходимо использовать пластиковые щипцы, которые хранят в отдельном гнезде в предохранительном коробе (локализация укладки напрямую зависит от модели и автоконцерна). Стандарты международного типа предполагают регламент — нанесения цветовой маркировки вставок, посредством которой возможно определение номинала. Например, оранжевый цвет используется для планок, рассчитанный на силу тока номиналом в 5А, планки зеленого от 30А.
Поскольку стандартные планки подходят не для всех авто, дополнительно изготавливаются элементы размерами макси и мини. Характерное отличие заключается в габаритах корпуса и контактной пластины.
Термические типы
Биметаллический вид вставок для защиты от напряжения изготавливают из высокопрочного корпуса, пружинного контакта и металлических ножек. При прохождении тока, имеющего силу свыше допустимого (номинального) значения, начинает срабатывать предохранитель, прекращая подачу питания. Размыкание осуществляется в результате перегрева контактной пластины или при срабатывании электромагнитной защиты. Автовладелец должен в максимально короткие сроки ликвидировать причину замыкания, а потом вернуть предохранитель в исправное состояние, нажимая на кнопку или рычаг, который расположен на корпусе.
Особенности работы
Устанавливая новый предохранитель вместо перегоревшего, необходимо использовать реле с аналогичным номиналом по показателям тока. Если же использовать защитные планки с номинальным током выше допустимого, то такая защита при нештатных ситуациях и перегрузках в сети просто не будет срабатывать, не обеспечивая должной безопасности автомобиля.
При занижении величины показателей номинального тока защитное реле будет перегорать даже при минимальных колебаниях напряжения в сети. Такие небольшие колебания могут отмечаться в момент пуска двигателя, когда на аккумулятор и стартер приходится повышенная нагрузка.
Не следует пытаться отремонтировать перегоревший предохранитель, заменив в нём защитную жилку или установив так называемого жука. Стоимость качественных защитных реле минимальна, тогда как отремонтированные и восстановленные планки не обеспечивают должную защиту автомобиля. Экономия в несколько сотен рублей может вылиться автовладельцу в последующем в необходимость замены вышедших из строя блоков управления. Такой ремонт будет оцениваться в несколько десятков и даже сотен тысяч рублей.
Если предохранитель в автомобиле постоянно перегорает, это может свидетельствовать о наличии проблем с электропроводкой и частых коротких замыканий в сети. Не следует пытаться самостоятельно устранить имеющиеся неполадки. В идеале автомобиль следует обесточить, отключив аккумулятор, и на эвакуаторе доставить в сервис, где специалист с использованием специального вольтметра сможет определить характер проблемы и отремонтирует вышедший из строя блок.
Автомобильные предохранители — это специальные устройства, основное предназначение которых — защита электроцепи и различных автоматических блоков управления от перенапряжения и коротких замыканий. Защитные реле устанавливаются в специальном блоке, могут выполняться с различным номинальным напряжением, обеспечивая качественную защиту автомобиля. Автовладельцу необходимо лишь правильно подобрать планку с учетом ее типа, предназначения и номинальных показателей напряжения в сети.
Источник
Почему важно не перепутать предохранители?
Если плавкий предохранитель вышел из строя (например, перегорел из-за случайного короткого замыкания), то необходимо установить элемент с номиналом, не превышающим заводское значение. Применять скрепки, куски фольги или вставки, рассчитанные на повышенную силу тока, запрещено. В случае неисправности потребителей возрастет нагрузка на электропроводку, что приведет к возгоранию автомобиля. Информация о номиналах указывается на крышке предохранительного блока, корпусе вставки (касается ножевого типа) или рядом с гнездом для установки элемента.
Не следует использовать планки, рассчитанные на меньшую силу тока, поскольку при включении потребителя перемычка расплавится, не выдержав нагрузку. Если после установки предохранителя, соответствующего номиналу, происходит повторный выход из строя, то следует проверить цепь. Причиной дефекта может быть замыкание внутри оборудования либо повреждение изоляции кабеля, приводящее к контакту жилы с кузовом автомобиля. Эксплуатировать машину с неисправной электрической проводкой не следует из-за риска возникновения пожара.
Роль в электрической цепи
Многочисленные случаи перегорания электронной составляющей целых систем, возгорания автомобилей подтверждают тот факт, что к электричеству необходимо относиться если не с опаской, то с большой осторожностью
Предохранитель предназначен для размыкания защищаемой цепи методом разрушения специально предусмотренной для этого токопроводящей части. Разрушение происходит при превышении номинального тока, на который рассчитан предохранитель. Номинальная сила тока плавкой вставки подбирается в соответствии с допустимой нагрузкой на защищаемую цепь, а также с учетом расчетного потребления тока электроприборами, включенными в цепь.
В случае нештатной ситуации первой обязана сгореть плавкая вставка, разомкнув при этом цепь и сохранив автомобиль от возгорания. К чрезмерному нагреву элементов цепи, что является потенциально опасной ситуацией, приводит:
- короткое замыкание (не предусмотренное конструкцией соединение двух точек цепи, провоцирующее значительное превышение силы тока в цепи). КЗ может возникнуть вследствие нарушения изоляции токопроводящих элементов, неправильного подключения приборов. Скорее всего, вы и сами не раз сталкивались с перетиранием изоляции проводов в авто;
- несоответствие мощности потребителя и номинальной силы тока, которая может пройти в цепи без разрушения ее составляющих. Такое сплошь и рядом встречается при неквалифицированной установке в автомобили дополнительного электрооборудования (к примеру, освещения). Мощные потребители запитываются от штатной электропроводки, которая рассчитана на куда меньшую величину тока. В итоге провода в цепи будут перегреваться, провоцируя оплавление изоляции, что приведет к КЗ и возгоранию автомобиля.
Порог срабатывания
Как вы уже могли догадаться из описания предназначения автомобильных предохранителей, суть правильного выбора предохранителя заключается в подборе уровня сопротивления плавкой части. Разрушение происходит вследствие теплового действия тока. Превышение номинального значения ведет к чрезмерному нагреву плавкой части, что провоцирует ее расплавление (перегорание) и разрыв цепи.
Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U, где
- Inom – номинальная величина тока, измеряется в Амперах (А)
- Pmax – максимальная мощность нагрузки потребителя, которая должна быть указана на приборе; измеряется в Ваттах (Вт, W)
- U – напряжение сети, измеряется в Вольтах (V). Напомним, что напряжение питающей сети легкового авто составляет 12 V
Гораздо удобней использовать готовые таблицы, в которых указаны допуски по мощности для каждого типа предохранителя.
Типы
Согласно классификации по типу срабатывания, в авто применяются плавкие предохранители. Существует 3 типоразмера:
- микро;
- мини;
- норма;
- макси.
Но главное разделение, разумеется, идет по величине номинальной силы тока. Для удобства пользователей за определенной величиной номинального тока закреплен цвет корпуса. Но ориентироваться только на цвет не стоит, так как производителю никто не запрещает изменить цветовую гамму своих изделий.
1А – черные | 10А – красные | 40А – оранжевые |
2А – серые | 15А – голубые | 60А – голубые |
3А – фиолетовые | 20А – желтые | 70А – коричневые |
4А – розовые | 25А – белые | 80А – светло-желтые |
5А – желто-оранжевые | 30А – зеленые | 100А – сиреневые |
7,5А — коричневые | 35А – светло-фиолетовые |
Замена, защита цепей при установке доп. оборудования
Менять штатные предохранители необходимо на изделия точно такого же номинала. Вся необходимая информация представлена в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто. Если предохранитель перегорел 2-3 раза подряд, ищите неисправность в цепи. Ни в коем случае не устанавливайте плавкую вставку большего номинала. Также не следует менять электропредохранитель на «жука». Починить плавкую вставку в дороге с помощью проволоки можно, но длину и сечение проводника следует подобрать таким образом, чтобы проволока имела такой же номинальный ток, как и штатный предохранитель. Для этого в сети имеются все необходимые формулы и таблицы с готовыми переменными.
При установке дополнительных потребителей сначала рассчитайте, выдержит ли штатная проводка автомобиля возросшую нагрузку, и только потом рассчитывайте ток для установки предохранителя большего номинала. Для мощных потребителей следует прокладывать проводку отдельно, номинальный ток предохранителя должен быть в 1.5 раза больше, чем номинальный ток в цепи. Для расчета нагрузки на автомобильные провода используйте закон Ома, можете воспользоваться специальными таблицами, в которых для основных видов проводников указаны площадь поперечного сечения и допустимый ток.
Проверка целостности
Есть несколько способов проверить предохранители. Самый простой способ — вытащить предохранитель и проверить его визуально.
Например, мы собираемся проверить предохранитель прикуривателя. Перестал работать. Скорее всего это из-за предохранителя, который перегорает чаще всего.
Поверните ключ зажигания в положение ВЫКЛ. Перед извлечением предохранителя всегда полезно пометить его положение, чтобы вы могли установить его обратно в тоже место.
Берём съёмник и вытаскиваем предохранитель. Плавкие предохранители имеют тонкий металлический провод, который плавится, когда ток превышает номинальное значение предохранителя. В этом перегоревшем предохранителе проводник расплавлен, смотрите фото.
Если предохранитель перегорел, значит что-то замкнуло защищаемую цепь. Если проблема не устранена, предохранитель снова перегорит. В этой машине это был маленький винт, который упал в гнездо прикуривателя.
Запасные предохранители могут находиться внутри крышки блока предохранителей. При замене можно использовать только предохранитель подходящего типа и номинального тока. Предохранитель прикуривателя на 15 А, в большинстве автомобилей он синий.
Некоторые типы предохранителей, такие как миниатюрные низкопрофильные предохранители на фото выше, универсальны и могут быть куплены в любых магазинах автозапчастей. Большие предохранители или панели с несколькими предохранителями могут быть заказаны в специализированных автомагазинах или у дилера.
Как работает
В нашем случае мы будем говорить про предохранители именно автомобилей, напомню, что на данный момент такие элементы существуют практически во всех электрических приборах, только у них другое напряжение и сила тока, с которыми они работают.
ИТАК, предохранитель – устанавливается в сеть, в разрыв, то есть через него ходят токи, он своеобразный выключатель. Но он может работать только с током определенной номинальности, что это значит. Допустим, он рассчитан максимум на 10Ампер, если токи ходят в 2 – 4 – 8 – 10 Ампер, все будет хорошо, но вот как только идет превышение тока, например – 12 Ампер и выше, нить, которая встроена внутри – перегорает, тем самым уберегая проводку, и остальные устройства от повреждения.
Вот почему производители втыкают их практически во все цепи машины, потому что это важно!
Как работает автомобильный предохранитель?
Предохранители – крайне важные атрибуты любого автомобиля, которые предназначены для спасения его от пожара. Как работают эти маленькие экстремальные защитники?
Предохранители большинства автомобилей состоят из двух частей – корпуса и плавкой вставки. Существует две наиболее распространенные конструкции – пальчиковая и флажковая. Представителей первой группы знает каждый владелец ВАЗовской «классики». Пластмассовые или керамические столбики, с надетой поверх концов металлической полоской, широко использовались Тольяттинским авто до модели «21099».
Флажковые предохранители отличаются более современным видом и значительно большей надежностью. В этой конструкции плавкая вставка спрятана внутри пластикового корпуса и защищена от сползаний, надломов и прочих недостатков классических пальчиковых предохранителей.
Любой предохранитель используется для защиты от возгорания проводки, которое может произойти при возникновении короткого замыкания. Во время этого физического явления в соответствующей электрической цепи начинает протекать очень большой ток, который приводит к колоссальному разогреву проводов. Буквально за пять-семь секунд провода разогреваются до оранжевого свечения, а дальше начинается плавление изоляции и открытое горение. Такая ситуация уже через 20 секунд переходит в полноценный пожар, который способен уничтожить весь автомобиль.
Чтобы этого не произошло, практически все электрические линии машины снабжены предохранителями. Плавкая вставка каждого из них рассчитана на определенный ток, который считается нормальным в соответствующей цепи. Если ток, проходящий через предохранитель, начинается существенно превышать расчетное значение, вставка разрывается и цепь размыкается. При этом отключаются все потребители, подключенные к ней. Таким образом, предохранитель не дает разогреться проводам и возникнуть пожару.
Восстановить разорванную плавкую вставку невозможно, а кустарные методы опасны. Как правило, если предохранитель сгорел, то в автомобиле имеется короткое замыкание. Если вставить вместо предохранителя, например, 5-ти рублевую монету (частый прием на «Классике» и «Газелях»), то пожар практически обеспечен, чему есть немало примеров. Гораздо правильней купить новый предохранитель и узнать, как найти короткое замыкание в автомобиле.
Разновидности
Для начала разберёмся в существующих типах автомобильных предохранителей. Их можно классифицировать в зависимости от используемых материалов и самой конструкции. Поскольку теперь каждый знает, что чего в автомобиле нужны эти самые предохранители, стоит изучить их разновидности. Теперь к вопросу о том, какие бывают предохранители, использующиеся в авто. Начнём с материалов изготовления. Тут ключевую роль играет то, из чего сделана именно легкоплавкая составляющая. Потому элементы делят на:
- алюминиевые;
- оловянные;
- свинцовые;
- сплавные (сочетание из свинца и олова).
Важнейшей характеристикой изделия является скорость или время срабатывания. То есть промежуток времени, за который плавкий элемент успевает расплавиться и разъединить цепь. Чем быстрее вставка сможет расплавиться, тем меньше вероятность, что пострадает защищаемое оборудование. Чтобы добиться желаемого результата, эти вставки изготавливаются из специальных сплавов и металлов, которые характеризуются низкой температурой плавления. Они способны быстро переходить из твёрдого в жидкое состояние. Для увеличения скорости срабатывания, в конструкциях некоторых предохранителей дополнительно предусматривается наличие системы подпружинивания. Конструктивно предохранители, используемые для авто, можно разделить на пальчиковые и флажковые.
Пальчиковые изделия получили широкое распространение на классических моделях автомобилей отечественного автопроизводителя в лице АвтоВАЗ. Это стержни, на которые надевается специальная плавкая перемычка. При этом пальчиковые защитные конструкции для авто делятся на пластиковые и керамические предохранители. Учитывая некоторые особенности предохранительных блоков, которыми оснащаются автомобили Жигули, наиболее предпочтительным вариантом считается именно керамический элемент. Он обладает большей устойчивостью по отношению к высокой температуре, считаются надёжнее и не способствуют ложному срабатыванию, если предохранитель начинает греться.
Но на современных автомобилях от пальчиковых конструкций отказались. Теперь основную массу предохранителей представляют флажковые защитные элементы. Они превосходят пальчиковые аналоги по удобству применения, а также опережают в плане надёжности. Флажковые также часто называют ножевыми, поскольку их конструкция предусматривает наличие пары ножек, необходимых для контакта при установке в своё гнездо внутри предохранительного блока. Наименование флажковых предохранителей можно объяснить прямоугольной или квадратной верхней частью, где и располагается непосредственно сам легкоплавкий элемент или перемычка. Головки на флажках делают разного цвета, который напрямую зависит от номинала. Визуально действительно напоминает флаг, откуда и пошло соответствующее название. Флажковые элементы в предохранительном блоке ценятся за хороший и крепкий контакт в посадочном гнезде. Но для извлечения устройства требуется использовать специальное приспособление.
Автопроизводители предусматривают этот момент, и размещают щипцы из пластика на крышке предохранительного блока с его внутренней стороны. При необходимости такой инструмент легко найти в любом магазине автомобильных товаров. Если действуете в экстремальных условиях, либо просто некогда искать и покупать щипцы, можно ухватиться на флажок с помощью плоскогубцев
Но здесь крайне важно быть аккуратным, чтобы случайно не спровоцировать замыкание выводов. Лучше всё же взять специализированное приспособление
Почему важно не перепутать предохранители
Каждый из вас уже прекрасно знает и понимает, что для всех предохранителей предусмотрен определённый номинал, и он адаптирован под конкретные посадочные гнёзда. Каждое гнездо ведёт к той или иной электрической линии автотранспортного средства. Если автомобилист по ошибке или из-за отсутствия соответствующих знаний перепутает места посадки предохранителей, которые отличаются по номиналу, могут возникнуть достаточно серьёзные проблемы. Когда номинал оказывается чрезмерно маленьким, то плавкий элемент будет разрушаться очень быстро при сравнительно небольших нагрузках. Само электрозависимое оборудование, к которому подведён этот предохранитель, может работать в штатном режиме и при стандартных нагрузках. Но сам защитный элемент адаптирован под меньшую силу тока. И если он сталкивается со значением, превышающим его порог плавления, легкоплавкая составляющая разрушается, цепь размывается и оборудование отключается. Здесь не обязательно нужно, чтобы произошло короткое замыкание. Предохранитель сгорит и без него.
Есть и другая ситуация, когда на место легкоплавкого флажка с маленьким номиналом устанавливают предохранители, рассчитанные на большую нагрузку. Тогда с защитным элементом может ничего не произойти даже при значительном повышении силы тока, вплоть до короткого замыкания. Плавкий компонент не воспринимают нагрузку как высокую, но для подзащитного оборудования значения превысили допустимую норму. Происходит короткое замыкание, а цепь не размыкается. Поскольку защитный элемент не сработал, начинает гореть электропроводка автомобиля, может выйти из строя всё оборудование. Как вы можете наглядно видеть, крайне нежелательно путать между собой предохранители, которые обладают разными номинальными значениями. Нужно использовать исключительно те легкоплавкие элементы, которые предусмотрел автопроизводитель для каждого конкретного посадочного гнезда в предохранительном блоке. Этот же фактор запрещает и настоятельно не рекомендует использовать при замене предохранителей подручные средства, такие как проволока, монета и прочие инструменты. Обычно подобным образом поступают в ситуациях, когда специальные щипцы отсутствуют, а нужно срочно поменять сгоревший элемент. Но вы сильно рискуете, используя подручные инструменты. Особенно это касается любых металлических предметов.
Рекомендуем: Преимущества и недостатки всесезонной резины
Тут важно понимать, что предохранитель вряд ли будет просто так перегорать, если он установлен в правильное гнездо и имеет соответствующий номинал. С помощью проволоки или монеты разомкнуть цепь, когда в электрооборудовании произошло короткое замыкание, не удастся
Вы лишь спровоцируете ещё большие проблемы. Ваши попытки воспользоваться металлическим предметом могут привести к возгоранию и пожару. Потому только специальные щипцы. Если вы потеряли заводской инструмент, который обычно находится на внутренней стороне крышки предохранительного блока, купите новые щипцы в автомагазине.
Номинал предохранителя
Номинал предохранителя это ток, на который он рассчитан и если в цепи значение тока превышена, то предохранитель выполняет свою функцию и разрывает соединение.
Обычно на предохранителе указан его номинал в виде цифр обозначающих силу тока в амперах. При замене предохранителя также не превышайте значение необходимого номинала для устройства, иначе это может привести к выходу его из строя или пожару.
Номинал ножевых предохранителей можно определить по цвету корпуса с помощью таблицы.
Другие схемы:
- Предохранители Audi TT с 1998
- Предохранители Audi A1
- Предохранители Audi A2
- Предохранители и реле Audi A5 (Sportback, S5, RS5)
- Предохранители и реле Audi 100 и A6 C4 (1990–1997)
- Предохранители и реле Audi 80 B3 (1986-1991)
- Предохранители и реле Audi 100 1983-1991 г
- Предохранители и реле Audi 80 B4 (1991-1996)
- Предохранители и реле Audi 80 B2 (1979-1986)
- Предохранители и реле Audi A3 (8L) 1996–2003
- Предохранители и реле Audi A4 (B8) с 2007 г.
- Предохранители и реле Audi A4 B5