Разберемся, где запрещен обгон

Знак «Остановка запрещена»: зона действия и исключения. Дорожные знаки «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена»: разница между ними

Любому транспорту необходимо останавливаться или размещаться на стоянке. В крупных городах достаточно часто можно встретить ограничения остановки. Они необходимы для нормального функционирования административных знаний, городского транспорта.

В последнее время игнорирование запрещающих знаков встречается достаточно часто. Кодексом административной ответственности предусмотрены штрафные санкции, а в худшем варианте автомобиль может быть направлен на штрафстоянку. У водителей много вопросов возникает в реальной дорожной ситуации. Чем отличаются дорожные знаки «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена»? На каком расстоянии они работают? Что обозначают таблички, расположенные около знака? Для какого транспорта есть исключения?

История появления

Один из самых распространенных знаков, регламентирующих движение, — это «Остановка запрещена». Тем не менее, в современном виде он появился только в 1973 году. Именно с этого момента знак стал иметь круглую форму, синий фон, по кругу красную окантовку и две красные полосы, которые перекрещиваются под прямым углом. До 1973 года на территории СССР он был выполнен в желтом цвете.

Изменение цвета улучшило видимость знака на дороге. После 1973 года внешний вид знака остается неизменным. Меняется только наказание для водителей, пренебрегающих запретами, регламентирующими остановку.

Зона действия

У знака «Остановка запрещена» зона действия начинается с того участка дороги, где он установлен.

При остановке перед обозначением водитель не нарушает ПДД. Ограничения распространяются только на ту сторону проезжей части, на которой он установлен. Это иногда не учитывают начинающие водители, можно развернуться и остановить машину на другой стороне, если там нет запрещающих знаков.

Водителю важно знать, какое расстояние действует знак «Остановка запрещена». Варианты ограничения:

Варианты ограничения:

  • до знака «Конец зоны всех ограничений»;
  • до перекрестка.

Около знака может быть размещено уточнение, тогда все просто, знак не допускает остановку на указанном расстоянии. Для этого используются предусмотренные правилами таблички.

Может быть установлено ограничение по времени, например, с 20:00 до 6:00. В этом случае ограничения будут действовать только в указанное время.

На табличке может быть указан транспорт, на который это ограничение не распространяется, например, служебный.

Важный момент, на который следует обратить внимание водителей, — до куда действует знак остановка запрещена, если рядом мы видим на некотором расстоянии на этой же стороне знак с белой буквой Р на синем фоне? В этом случае следует понимать, что парковка допустима и действие знака «Остановка запрещена» закончилось

Чем отличается парковка от остановки по правилам дорожного движения

Водители не всегда понимают, чем остановка отличается от стоянки. ПДД четко разграничивают эти два термина. Остановка – это временное прекращение движения. Здесь нужно помнить о том, что она не может быть дольше 5 минут. Правила считают, что этого достаточно для пассажиров, чтобы выйти или разместиться в машине. Стоянка – прекращение движения, длящееся более 5 минут.

Зона действия знака «Остановка запрещена» аналогична зоне действия знака, запрещающего стоянку. Это же относится и к дополнительным табличкам.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года)  — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

3.33 «Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено».

Запрещается движение транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и изделий, а также других опасных грузов, подлежащих маркировке как легковоспламеняющиеся, кроме случаев перевозки указанных опасных веществ и изделий в ограниченном количестве, определяемом в порядке, установленном специальными правилами перевозки.

Запрещает движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.

Опасные грузы подразделяются на классы:
кл. 1 — взрывчатые вещества;
кл. 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
кл. 3 — легковоспламеняющиеся жидкости;
кл. 4 — легковоспламеняющиеся вещества и материалы;
кл. 5 — окисляющиеся вещества и органические перекиси;
кл. 6 — ядовитые (токсичные) вещества;
кл. 7 — радиоактивные и инфекционные материалы;
кл. 8 — едкие и коррозионные материалы;
кл. 9 — прочие опасные вещества.

Санкции КоАП за нарушение требования знака

Если водитель нарушает ПДД, совершая обгон там, где действует запрещающий знак, то это грозит ему наказаниями по статьям 12.15 или 12.16 КоАП РФ. При этом наказания избежать будет сложно, ведь инспекторы ГИБДД весьма часто находятся в зоне действия знака.

Минимальное наказание при этом, исходя из ст. 12.16 КоАП РФ — это штраф в 500 рублей. Выписывается он тем, кто нарушает правила разметки.

Однако рассчитывать на него не стоит, более часто применяется штраф по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ в размере 1 — 1,5 тысяч рублей. Этот штраф предназначается водителям, совершающими выезд на встречную полосу, чтобы обогнать или объехать препятствие, но при этом у них была возможность не нарушать правило.

И наиболее серьезное наказание за решение водителя выехать на “встречку” предусматривает 4-я ч. ст. 12.15 КоАП РФ. Этим наказанием является штраф в 5 тысяч рублей, либо же водителя лишают прав на срок до полугода.

Водители, будьте снисходительны (или кого обгонять всё же можно)

О тихоходных транспортных средствах сказано выше. Таковыми, к примеру, могут быть бульдозеры, тракторы, комбайны и так далее. Если на них сзади установлены соответствующие значки, то их можно обогнать безболезненно. Конечно, повозка крестьянина, запряжённая лошадьми (гужевой транспорт), вряд ли будет оснащена соответствующим знаком. Но вот её обгонять тоже можно. Равно как и велосипедистов, мотоциклистов (мотоциклы двухколёсные и без колясок), а также мопедистов. При их обгоне опытных водителей иногда бросает в холодный пот, поскольку они считают (и иногда обоснованно), что страшнее велосипедиста на трассе человека нет. От него можно ждать всё что угодно. Его может шатнуть порывом ветра, велосипед может подскочить на ухабе и резко изменить траекторию движения, в конце концов, велосипедист может быть в стельку пьян.

При обгоне велосипедистов следует быть особо осторожным

Ненамного более прогнозируемые действия мопедистов, байкеров и «водителей» гужевого транспорта

Именно поэтому при обгоне подобных участников дорожного движения следует соблюдать особую осторожность, притормаживать и стараться не приближаться к ним слишком близко, оставляя себе возможность сманеврировать или затормозить в случае критической ситуации

Дорожный знак запрещающий маневр

Дорожный знак, ограничивающий обгон, зафиксирован в ПДД под номером 3.20. Он относится к категории запрещающих и распространяет свое действие на все транспортные средства, кроме тихоходных. Исключения, на которые требования этого знака не действуют – повозки с запряженной лошадью, мопеды, скутеры и мотоциклы без прицепа, велосипедисты.

Как выглядит

Обозначение «Обгон запрещен» представляет собой белый круг с красной окантовкой. В его центре находятся силуэты двух автомобилей: красного и черного. Если фон с белого изменен на желтый, то это означает, что данное предписание является временным. Знак устанавливается на расстоянии 15 метров от опасного участка, для того чтобы все участники движения могли вовремя получить и проанализировать это требование.

Где, когда и зачем устанавливается

Согласно ПДД, обгон полностью запрещен на следующих участках:

  1. Железнодорожном переезде.
  2. Пешеходном переходе.
  3. Пересечении проезжих частей.

Так как эти зоны уже оговорены в Правилах, то запрещающий знак на них не устанавливается.

Место его размещения:

  • участок дороги с регулярными авариями;
  • перед началом подъёма;
  • вначале сужения проезжей части;
  • перед участком с плохим покрытием или ремонтом.

Главная цель установки подобного запрета – снижение аварийности на участке, связанной с плохой видимостью или другими сложными условиями.

Какая зона действия 

Один из распространенных методов ограничить зону действия запрета – использование информационной таблички с указанием расстояния. При ее наличии, требования знака распространяются на то количество метров, которое на ней указано. Определение этого расстояния остается за водителем. То есть, он должен самостоятельно определить проехал ли он уже 100 метров запрета или еще нет.

Другие методы ограничения зоны действия:

  1. Установка знака отмены запрета. Таким обозначением выступает 3.21. Если после места его установки нет сплошной разметки или других ограничений, то водитель ТС может выполнить обгон. Но в этом случае стоит быть внимательнее, так как на загородных трассах часто знаки 3.20 и 3.21 чередуются между собой. Даже если маневр был начат в разрешенной зоне, а закончат уже в запрещенной, то такое действие будет трактоваться как нарушение и повлечет за собой наказание.
  2. Установка знака «Конец всех ограничений». Такое обозначение в ПДД содержится под номером 3.31. В месте его размещения все введенные ранее запреты утрачивают свою силу: обгон, лимит скорости, остановки и стоянки.
  3. Ближайший перекресток или въезд в населенный пункт. Если описанные выше таблички отсутствуют, то водитель может безнаказанно выполнить обгон после ближайшего пересечения проезжих частей. Выезд с прилегающей территории, полевых или грунтовых дорог не считается за перекресток. На загородной трассе выполнить аналогичный маневр можно после въезда в населенный пункт или, наоборот, выезда из него. Место, с которого разрешается обгон – точка, где установлен соответствующий знак о границе населенного пункта.

Выше перечислены все законные способы ограничения зоны действия знака «Обгон запрещен». Вопреки распространенным заблуждениям его не прерывает:

  • окончание сплошной линии. Если в месте установки знака была нанесена сплошная линия, а затем она сменилась прерывистой, то это не означает отмену ограничения на обгон. Согласно ПДД, дорожные указатели имеют приоритет над разметкой. Это правило действует и в том случае, когда требования этих обозначений разнятся;
  • поворот или разворот дороги без наличия в этом месте перекрестка. В прошлой версии ПДД даже существовала формулировка, что поворот или разворот не отменяют запрет на обгон. В актуальных правила такой фразы нет, но требование, по-прежнему, действует.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места

Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Особенности действия знака

Знак, который выполнен в соответствии с ГОСТ и выглядит как красный круг, внутри которого нарисованы два автомобиля (красного и черного цвета), запрещает выполнять обгон всех ТС.

При этом есть несколько исключений:

  • тихоходные транспортные средства;
  • мопеды;
  • мотороллеры;
  • гужевые повозки;
  • двухколесные ТС без коляски.

Даже если стоит запрещающий знак и сплошная линия нанесена на дорожное покрытие, совершить обгонные маневры в этих исключительных случаях можно. Но сперва вы обязаны убедиться, что на встречке отсутствуют другие машины.

Знак имеет определенные зоны, на которые распространяется его действие. А именно:

  • населенные пункты, следуя до первого перекрестка;
  • при отсутствии регулируемого или нерегулируемого перекрестка до знака об окончании населенного пункта;
  • за населенным пунктом до перекрестка;
  • за населенными пунктами до установленного после них знака 3.21 (снимает ограничения на обгон);
  • в соответствии с дополнительной информационной табличкой;
  • знак не заканчивает свое действие в случае пересечения главной дороги (картинка в виде ромба на желтом фоне);
  • знак не прекращает действие в случае пересечения автодороги с выездами от прилегающих территорий.

Если дорога без разметки, водителю следует ориентироваться сугубо по дорожным знакам. При наличии запрещающих указателей рисковать не стоит.

Многих вводит в заблуждение ситуация, когда стоит 3.20 и прерывистая линия. Здесь в приоритете сам знак, а не разметка. Потому если водитель обогнал при таких условиях, штраф наверняка получит. Зона действия регламентируется знаком, дополнительными указателями и обозначениями, снимающими ранее действующие запреты.

Дополнительные нюансы

Прерывистая в сочетании с 3.20 говорит нам о том, что обгон совершить можно. Но только тех транспортных средств, которые попали под категорию исключений. Список был приведен выше.

Спорные ситуации

Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте. На практике же возникает большое количество спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее наиболее типичные.

Ситуация первая

Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его. В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию. Даже если водитель не увидел знака, то его действия вряд ли подлежат оправданию, а ГИБДД имеет все основания для его наказания.

Вторая

Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон. Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку. Если такого значка на обгоняемом транспортном средстве не наблюдается, то его тихоходным считать нельзя и обгон в этом случае станет явным нарушением ПДД.

Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства

Третья

Иногда просто нет возможности избежать нарушения действия знака. Это может случиться, например, когда приходиться объезжать большую яму (явление нередкое), стоящий автомобиль или место, где недавно произошла авария. В подобном случае следует попытаться объехать подобное препятствие справа. Если же подобной возможности нет, то придётся объезжать, выехав на встречную полосу. В этом случае сотрудники ГИБДД могут «инкриминировать» нарушение с последующим существенным уроном для личного или семейного бюджета. Но следует знать, что в подавляющем большинстве случаев в подобных ситуациях правила разрешают подобный манёвр. Но как ни странно, инспектор может трактовать это по-своему. Поэтому водителю следует понимать, что он сможет доказать свою невиновность в суде и, соответственно, не соглашаться с выводами инспектора в составленном протоколе.

Четвёртая

Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать ?

По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация. Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет. Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.

Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.

3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

Запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо ось, превышает указанную на знаке.

1. Приближенно нагрузка на ось грузовых автомобилей распределяется: на двухосных автомобилях — 1/3 на переднюю часть, 2/3 на заднюю ось; на трехосных автомобилях — по 1/3 на каждую ось.
2. Если нагрузка на ось больше, чем на знаке, водитель должен объехать данный участок дороги по другому маршруту.

Если на знаке желтый фон, то знак является временным.

В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector