Что будет если в бензиновый двигатель залить дизельное минеральное масло
Содержание:
- Каковы последствия использования дизельного масла в бензиновом двигателе: изучаем все аспекты
- Химия, ничего личного
- Основные характеристики и виды
- Возможность использования дизельного масла в бензиновом моторе
- Марки масел для дизельного двигателя
- Основные сходства и различия разных типов смазок
- В чем отличие дизельного масла от бензинового
- Универсальные масла
Каковы последствия использования дизельного масла в бензиновом двигателе: изучаем все аспекты
Как обозначаются дизельные и бензиновые смазочные материалы
На лицевой стороне емкости можно встретить буквы, предписывающие использование продукта в определенном типе двигателей. Для различия этих жидкостей предусмотрена классификация, созданная Американским институтом топлива.
Часто актуален такой факт, как промывка бензинового двигателя дизельным маслом в течение длительного времени. Она возможна, но не столь эффективна как очистка двигателя от нагара различными составами автохимии
Для выбора нужного состава необходимо обращать внимание на то, что следует после аббревиатуры API. Это могут быть один или оба символа, перечисленные через «/»:
- S – состав приписан четырехтактным бензиновым моторам.
- C – смазка для дизелей.
В чистом виде эти буквы не применяются. После них обычно идет еще один элемент латинского алфавита, раскрывающий уровень эксплуатационных свойств (чем дальше буква от начала алфавита, тем выше их уровень). Вот примеры смазочных составов различного назначения:
- API SL – для легкотопливных агрегатов.
- API CF-4 – для дизелей (цифра указывает на количество тактов в рабочем цикле).
- API SG/CC – универсальное средство.
Особенности моторов
Несмотря на 95% сходство конструкций современных тяжелотопливных ДВС и моторов с непосредственным впрыском бензина, имеются принципиальные различия в характере их работы. Так, дизельный агрегат:
- Обладает высокой степенью сжатия.
- Работает в высоконагруженном терморежиме.
- Развивает эффективную тягу на малых оборотах.
У бензиновой силовой установки степень сжатия пониже. Поменьше и температура в камере сгорания. Вместе с тем, рабочие обороты повыше, нежели у дизеля. Да и максимальные порой в два раза превышают наибольшую частоту вращения коленчатого вала оппонента. Поскольку ТВС поджигается от свечи, объем сгораемого топлива выше количества эффективно используемой солярки, воспламеняемой от чистого сжатия смеси.
Уже на этом этапе понятно, что вязкие консистенции для моторов, работающих на высокооктановом и тяжелом топливе различны. Поэтому вопрос, что делает залитое дизельное масло в бензиновый двигатель или последствия его применения, вполне ожидаем.
В чем отличие смазок
Этот вопрос удобно рассматривать по отношению к дизелю. Высокая степень сжатия + тепловая нагруженность вызывают ускорение процессов окисления. Соли в воду добавляет нахождение в цилиндре большого количества сажи. И это не единственные факторы, вызывающие износ масла:
- Из камеры сгорания в картер прорываются газы под действием высокой степени сжатия, вызывая интенсивное окисление масляной жидкости.
- При сгорании солярки образуется большое количество окислов серы, интенсифицирующих процесс окисления смазки.
- Дизельный мотор потребляет гораздо больше воздуха.
Это говорит о том, что смазочный состав для силовых установок, работающих на солярке, имеет усиленный пакет присадок, призванный бороться с окислением и связывать сажу, дабы не дать ей оседать на стенках. Отличительная черта консистенций с индексом «С» от бензиновых моторных жидкостей – увеличенное количество щелочей. При этом основной пакет присадочных веществ может совпадать.
Химия, ничего личного
Моторные жидкости состоят из базовой основы и присадок — химических веществ, обеспечивающих жидкостям определенные свойства. Для дизельных и бензиновых силовых агрегатов производители используют различный купаж присадок, потому что моторы отличаются своими техническими характеристиками.
Одно из отличий между приводами заключается в используемом типе топлива — это очевидный факт. Дизельное топливо содержит сернистых соединений гораздо больше, чем бензин. При сгорании солярки получаются агрессивные окислы серы, плюс ее неполное сгорание способствует образованию сажи, которая оседает на элементах привода. Поддерживать сажу во взвешенном состоянии и препятствовать образованию немалого количества нагара позволяет увеличение щелочного числа и зольности моторных смесей, рассчитанных на использование ДТ. Для приводов, работающих на бензине, используют щелочные присадки, основу которых составляет кальций. В жидкостях, предназначенных для дизелей, такой основой выступает магний.
Щелочные присадки позволяют защитить мотор от агрессивного действия кислот, они их нейтрализуют, но при этом повышают зольность моторной смеси. Для дизельных моторов увеличение этого параметра просто необходимо, для бензиновых двигателей содержание большого количества золы выступает негативным фактором, который со временем изменит температуру вспышки моторной жидкости. Зола, собравшись на свечах, начнет поджигать горючее вещество раньше или позже необходимого момента, свечи перестанут качественно выполнять свои функции, к примеру, мотор будет продолжать работать при выключенном зажигании.
Также последствием использования дизельной моторной смеси в бензиновом моторе будет увеличение нагара и осадка на элементах привода, следствием этого станет уменьшение объема камеры сгорания, увеличение степени сжатия мотора, возникновение стука при работе силового агрегата. Объясняется этот факт разницей в антиизносных присадках, которые отличаются из-за различных режимов работы дизельных и бензиновых моторов: дизельные масла, рассчитаны на продолжительную работу силового агрегата, поэтому их антиизносные присадки начинают работать только при полностью прогретом приводе, в бензиновых моторных смесях применяются присадки, работающие при более низких температурах. Таким образом, недостаточный прогрев дизельного моторного масла в бензиновом силовом агрегате ускорит старение автомасла и вызовет неприятные последствия:
- образование нагара, различного осадка;
- уменьшение ресурса мотора.
Лить моторную смесь, разработанную для тяжелых дизелей, в бензиновый мотор легкового автомобиля запрещено. Заливая такую жидкость в бензиновое авто, при экстремальном температурном режиме, вы может вызвать сухое трение элементов привода и привести к его капитальному ремонту, из-за отсутствия модификаторов в составе моторного масла.
Посмотреть состояние двигателя после использования дизельного масла в бензиновом приводе можно на видео ниже.
Основные характеристики и виды
В выборе моторных масел ориентиром служат допуски. Определить марку смазочного материала поможет техническая документация автомобиля или специальные каталоги и таблицы. Некоторые автолюбители предпочитают самые «раскрученные» и дорогие бренды, но при этом затрудняются с выбором по качественным показателям. Широкий ассортимент на рынке ГСМ усложняет задачу. Но каждый знает, что и дизельные, и бензиновые масла характеризуются степенью вязкости, определенным пакетом присадок и рядом других показателей.
Показатель SAE указывает на вязкостные свойства смазки и ее сезонность. Литера W означает, что она пригодна для эксплуатации в зимнее время, и считается всесезонной. Цифровые значения показывают температурный диапазон.
Показатели вязкости говорят о скорости подачи жидкости к поверхностям деталей и механизмов, испытывающих трение. Этим же показателем обусловлена сила сопротивления в момент вращения. Первая цифра маркировки указывает на отрицательные температурные показатели, последняя — на температурный максимум.
Маркировка стандарта SAE универсальна для всех видов масел, различаемых по базе и по сфере использования. Таким образом, из этого обозначения определить для какого типа ДВС предназначено масло нельзя.
Принадлежность смазочной жидкости к типу мотора обозначена показателем стандарта API. Согласно этому стандарту смазки делятся на продукты для бензиновых — обозначены буквой S, и для дизельных двигателей — обозначены буквой С. Если присутствуют обе буквы, нанесенные в виде дроби, продукт является универсальным и пригоден для обоих видов мотора.
Подкатегории классификации API:
- СС — для моторов атмосферного типа и с небольшим наддувом;
- CD — для двигателей с большим наддувом, работающих в экстремальных условиях, высоком проценте серы;
- CE — такие смазки выпускаются для агрегата с турбонаддувом, выпущенных до 1983 г;
- CF-4 — для четырехтактных, произведенных после 1990 г;
- CG-4 — для современных силовых агрегатов. Отличается высокими экологическими показателями;
- CD-11, CF-2 — для двухтактных моторов.
Европейские производители создали свою классификацию АСЕА, согласно которой принято деление на 4 группы, и отличия по классу энергосбережения. Символика этого стандарта означает:
- А — для бензиновых;
- В — дизельное моторное масло;
- С — для обоих агрегатов, характеризующихся аналогичными сажевыми фильтрами;
- Е — для высокомощных двигателей грузовых автомобилей.
Цифры 1 и 5 в маркировке, стоящие после буквенного обозначения, указывают на энергосбережение (например, В1 или В5). Такие продукты позволяют снизить расход топливного ресурса, и соответственно выброс вредных веществ. Цифры 2, 3 и 4 обозначают стандартные масла.
Что касается базовой основы, то главным критерием выбора для большинства автомобилистов становится стоимость. Минеральное масло для дизеля стоит относительно недорого, но полусинтетика и синтетика более стабильны и значительно увеличивают срок службы силового агрегата. Необходимо отметить, что синтетические моторные масла показывают высокую стабильность в условиях зимних температур, чем отличаются от остальных.
Торговый бренд не имеет принципиального значения. Поэтому выбирать дорогостоящие продукты оправдано не в каждом случае. Необходимо учитывать, что при замене масла жидкость полностью не сливается. При доливке смазки другой марки могут образовываться отложения из-за взаимодействия присадочных компонентов.
Возможность использования дизельного масла в бензиновом моторе
Разобравшись с нюансами работы дизеля, и требований, которые выдвигаются к смазочному материалу для этих силовых установок, подошли вплотную к основному вопросу – можно ли использовать дизельное масло в бензиновом моторе?
Если рассмотреть все в общем, то ответ – утвердительный. Но при этом следует учитывать ряд нюансов, среди которых:
- Тип дизельного масла;
- Степень износа мотора;
- Количество залитого смазочного материала.
Начнем с первого
. Если смазочный материал, предназначенный для использования в грузовиках, работающих на дизельном топливе, не подходит для моторов легковых авто, то для бензиновых версий – и подавно.
Силовые установки, работающие на бензине, еще более высокооборотистые, а в таком масле нет присадок, способных функционировать в условиях повышенных скоростей.
Также повышенное количество щелочи окажет только негативное воздействие.
Второе
. А вот дизельное масло для легковых авто использовать, в принципе, можно, но для этого следует учесть остальные два нюанса.
Дизельное масло обладает повышенными моющими свойствами, но в это же время и увеличенной зольностью.
Если взять, к примеру, мотор автомобиля УАЗ Hunter, отработавший значительный ресурс без капитального ремонта, то ничего хорошего из заливки такого масла выйдет.
Двигатель за время эксплуатации порядком износился, и внутри него накопилось много грязи.
Результаты от использования дизельного масла будут примерно такими: в цилиндры будет проникать большое количество масла (из-за износа ЦПГ), и сгорая, оно обеспечит повышенное образование золы, оседающей на поверхностях камеры сгорания.
Значительно количество такого осадка приведет к нарушению воспламенения горючей смеси (появиться детонационное сгорание).
В результате мотор будет работать с ударными нагрузками, которые быстро приведут к поломке.
Наличие большого количества отложений и воздействие масла с повышенными моющими свойствами на них – еще одна проблема.
Дизельный смазочный материал не только смоет ее, он будет всю грязь держать в себе. А поскольку масло циркулирует по двигателю, в том числе и по каналам с малым сечением, то высока вероятность закупорки их.
В итоге получим масляное голодание одного из механизмов (зачастую это – ГРМ), что и приведет к поломке узла.
Но этого всего не произойдет, если силовая установка – умерено изношенная.
Считается, что если в период между сменами масла, потери его не превышают 1 литра (то есть, ЦПГ – в нормальном состоянии), то повышенную зольность дизельного масла можно вообще не брать в расчет.
Ведь при правильном соблюдении процессов в камерах сгорания (что возможно только при нормальном состоянии узлов двигателя), происходит самоочистка поверхностей, то есть все отложения, в том числе и зольные, сгорают и выводятся.
То же касается и грязи внутри мотора. Если ее не накопилось очень много, то использование дизельного масла окажет только положительный эффект.
Повышенное содержание щелочи обеспечит смывание имеющейся грязи, но при этом количества его будет недостаточно, чтобы закупорить каналы системы смазки.
Поэтому часто использование дизельного масла в бензиновом моторе называют «растянутой чисткой».
Но это также во многом зависит от количества такого смазочного материала в бензиновом моторе.
Если его использовали в качестве доливки, то это никак не скажется на силовой установке.
Некоторые периодически используют дизельное масло для очистки силовой установки. То есть, вместо масла для бензиновых моторов они заливают дизельное, и используют его до следующей замены, а затем снова возвращаются к предназначенному для такого двигателя смазочному материалу.
И это действительно может помочь, но только в случае удовлетворительного состояния двигателя.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Симулятор вождения по городу 2011, учебный симулятор вождения
Марки масел для дизельного двигателя
Популярные мировые автопроизводители прямо рекомендуют потребителям использовать масла определенных марок (зачастую, выпускаемые непосредственно ими). Например:
Популярное масло ZIC XQ 5000
- Hyundai/Kia рекомендует масло ZIC (XQ LS).
- Ford для двигателей Zetec предлагает масло М2С 913.
- В двигателях Opel до 2000 года по АСЕА допускается масло A3/B3. Моторы после 2000 г. могут ездить на масле с допуском GM-LL-B-025.
- Компания BMW рекомендует использовать соответствующие своим допускам масла Castrol или моторное масло под собственным брендом BMW Longlife. Особенно это актуально для двигателей, которые оснащены системами изменения фаз газораспределения.
- Концерн Mercedes-Benz для дизельных двигателей после 2004 года выпуска, оборудованных сажевым фильтром, предусматривает моторное масло под собственным брендом с индексом 229.31 и 229.51. Одним из высших допусков по моторному маслу для дизелей выступает индекс от 504.00 до 507. 00. В дизельных грузовиках рекомендуется применять масло с маркировкой СF-4.
Далее приведем практическую информацию с рейтингом популярных масел для дизельных двигателей. При составлении рейтинга учитывались мнение экспертов, проводящих соответствующие исследования. В частности, для масла важны следующие показатели:
- наличие уникальных присадок;
- пониженное содержание фосфора, что обеспечивает безопасное взаимодействие жидкости с системой нейтрализации выхлопных газов;
- хорошей защитой от процессов коррозии;
- малая гигроскопичность (масло не впитывает в себя влагу из атмосферы).
При выборе той или иной марки, обязательно учитывайте требования автопроизводителя вашей машины.
Марка | Описание | Вязкость | API/ACEA | Цена |
ZIC XQ 5000 10W-40 | Одно из лучших и популярных масел для дизелей. Производится в Южной Корее. Может быть использовано в двигателях с турбиной. Рекомендовано для марок Mercedes-Benz, MAN, Volvo, Scania, Renault, MACK | 10W-40 | API CІ-4; ACEA E6/E4. Имеет следующие допуски: MB 228.5/228.51, MAN M 3477/3277 Reduced Ash, MTU Type 3, VOLVO VDS-3, SCANIA LDF-2, Cummins 20076/77/72/71, Renault VI RXD, Mack EO-M+ | 22$ за канистру 6 л. |
LIQUI MOLY 5W-30 TopTech-4600 | Популярное и относительно недорогое масло от известного немецкого производителя. | 5W-30 | ACEA C3; API SN/CF; MB-Freigabe 229.51; BMW Longlife 04; VW 502.00/505.00; Ford WSS-M2C 917 A; Dexos 2. | 110$ за канистру 20 л. |
ADDINOL Diesel Longlife MD 1548 (SAE 15W-40) | Относится к классу масел, предназначенных для работы с тяжело нагруженными двигателями (Heavy Duty Engine Oil). Поэтому может быть использовано не только в легковых, но и в грузовых машинах. | 15W-40 | CI-4, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4 PLUS, SL; A3/B3, E3, E5, E7. Имеет допуски: MB 228.3, MB 229.1, Volvo VDS-3, Renault RLD-2, Global DHD-1, MACK EO-N, Allison C-4, VW 501 01, VW 505 00, ZF TE-ML 07C, Caterpillar ECF-2, Caterpillar ECF-1-a, Deutz DQC III-10, MAN 3275-1 | 125$ за канистру 20 л. |
Mobil Delvac MX 15W-40 | Это бельгийское масло используется для легковых и грузовых машин в Европе. Отличается высоким качеством. | 15W-40 | API CI-4/CH-4/SL/SJ; ACEA E7; MB-Approval 228.3; Volvo VDS-3; MAN M3275-1; Renault Trucks RLD-2 и другие | 37$ за канистру 4 л. |
CHEVRON Delo 400 MGX 15W-40 | Американское масло для дизелей грузовиков и легковушек (Комацу, Ман, Крайслер, Вольво, Мицубиси). Может использоваться в турбированных двигателях. | 15W-40 | API: CI-4, CH-4, CG-4, CF-4; ACEA: E4, E7. Допуски производителей: MB 228.51, Deutz DQC III-05, Renault RLD-2, Renault VI RXD, Volvo VDS-3, MACK EO-M Plus, Volvo VDS-2. | 15$ за канистру 3,8 л. |
Castrol Magnatec Professional 5w30 | Весьма популярное масло. Однако обладает невысокой кинетической вязкостью. | 5W-30 | ACEA A5/B5; API CF/SN; ILSAC GF4; Meets Ford WSS-M2C913-C/WSS-M2C913-D. | 44$ за канистру 4 л. |
Указана средняя стоимость по состоянию цен на лето 2017 года для Москвы и области
Цена дизельного масла зависит от четырех факторов — типа его основы (синтетическое, полусинтетическое, минеральное), объема емкости, в которых продается жидкость, характеристик по стандартам SAE/API/ACEA и другим, а также непосредственно марки производителя. Рекомендуем вам покупать масло из среднего ценового диапазона.
Основные сходства и различия разных типов смазок
Несмотря на то, что основа обеих разновидностей смазок примерно идентична, они отличаются пакетами используемых присадок. Как правило, они различны не только по типу топлива, на котором работает двигатель. Могут выпускать масла отдельно для легковых автомобилей, коммерческого и грузового транспорта. Это в большей степени связано с условиями их эксплуатации.
В рабочей жидкости для дизеля по этой причине содержится большое количество моющих и связующих добавок и присадок. Это приводит к необходимости более частой замены смазки по сравнению с эксплуатацией бензиновых моторов. Происходит так из-за более ускоренного накопления окислов серы и отложения пятен сажи.
https://youtube.com/watch?v=lMxUv2mt0Sc
Теперь о том, что касается бензиновых двигателей. Само бензиновое топливо легче, оно сгорает более эффективно и содержит гораздо меньше серы. Вот почему для такого масла нет необходимости во многочисленных присадках, как в случае с соляркой. Такие двигатели могут работать на очень высоких оборотах, превышающих 7000–8000 в минуту. Таких показателей не могут достичь даже самые высокооборотистые дизельные моторы. Поэтому бензиновая смазка не подходит для дизелей, но дизельную можно долить в автомобиль, работающий на бензине.
Указанные явления вынуждают добавлять в масло для дизельного мотора специальные присадки, которые борются с процессами окисления, нейтрализуя их. Еще одной их особенностью является то, что они обладают большим щелочным числом. Получается в таком случае, что то, чем отличается масло дизельного двигателя от бензинового, является основным препятствием, которое мешает его использовать. Сразу возникает вопрос: как должны функционировать большие автопарки, в которых встречаются и дизельные грузовики, и бензиновый автотранспорт?
Естественно, что существуют универсальные разновидности масла, которые, по большому счету, можно применять в моторах различных типов. Благодаря обилию разных присадок, они успешно противостоят процессам окисления, а также удаляют нагар, противостоят избыточному трению и т.д. Но, если в случае с грузовым и автобусным парком это вполне допустимо, то не все автопроизводители легковых авто рекомендуют экспериментировать со смазкой для принципиально других типов моторов.
Кроме того, на отечественном рынке автомобильных масел и химии не так-то просто встретить смазку исключительно под бензиновый двигатель, в отличие от рынка, например, США и других стран Северной Америки. Чистое бензиновое масло выражается в том, что содержит меньше присадок, особенно зольных.
В чем отличие дизельного масла от бензинового
Начать стоит с того, что двигатели бензиновые и дизельные функционируют по схожему принципу, они сжигают топливно-воздушную смесь в цилиндрах. Хорошо известно, что главной задачей масла в двигателе является смазывание в месте трения деталей. Исходя из этого, может показаться, что со своими функциями справится любое масло независимо от того, с каким двигателем его использовать. При этом еще некоторое время назад смазочные материалы для двигателей на дизтопливе и бензине были четко разграничены по области применения. Причины такого деления:
- индивидуальные особенности разных типов ДВС (частота оборотов коленвала, способ воспламенения смеси, температура, нагрузки в местах соединения деталей и др.);
- разные виды используемого топлива (дизтопливо и бензин), которое отличается по свойствам и составу.
Выходит, что не смотря на схожий принцип действия двух типов двигателей, бензиновое и дизельное масло все равно имеют различия. Если не сильно углубляться в особенности происходящего процесса, в дизельном моторе окисление масла протекает намного быстрее, чем в бензиновых аналогах. Так получается благодаря типу используемого топлива, а также степени сжатия силового агрегата.
В дизельном двигателе после сгорания топливного заряда, который содержит воздух и дизтопливо, остается внушительное количество остаточных элементов (сажи). Повышенная степень сжатия (примерно на 100% выше, чем в агрегатах, работающих на бензине), требуемая для нагрева воздуха, что позволяет потом поджечь имеющуюся смесь без помощи свечей зажигания, способствует попаданию в картер мотора большего объема газов. Указанные газы существенно ускоряют окисление масла.
Учитывая такие особенности, компании-производители добавляют в дизельное масло особые пакеты присадок. Их необходимость продиктована еще и фактом наличия в дизтопливе большего количества сернистых соединений, чем в бензине. Как результат, в солярке после сгорания топливного заряда образуется много окислов серы. Полученные продукты отличаются очень агрессивным воздействием на двигатель и смазочный материал. Это значит, что в дизельные масла отдельно добавляют присадки, которые борются с окислением. Иными словами, зольность и щелочное число в масле для дизеля будет существенно выше по этому показателю в сравнении со смазкой для бензинового двигателя.
Параллельно с этим масло для дизельного двигателя содержит активные компоненты, которые замедляют старение и дают смазке возможность сохранять большую устойчивость на фоне протекающих окислительных процессов. Также следует заметить, что дизельный мотор для нормального функционирования требует большего количества воздуха, чем бензиновый. Как результат, отмечается более высокая склонность к коксованию и нагарообразованию. Для противодействия у масла должны быть улучшенные моющие свойства, и срок его службы при этом не должен значительно сокращаться.
Касательно масел для бензиновых агрегатов, топливный заряд сгорает без большого выделения сажи. В бензине также изначально меньшее количество серы в сравнении с дизельным топливом. Так что в пакет присадок бензинового масла не нужно включать моющие компоненты и повышать щелочное число.
Еще одним отличием можно считать разные рабочие обороты силовых агрегатов. По этой причине бензиновое масло содержит добавки, которые улучшают защиту нагруженных деталей на высоких оборотах
Для масла в бензиновом агрегате важно обеспечить стабильность кинематической и динамической вязкости при учете деформации сдвига. Для дизеля, который не раскручивается настолько сильно, этот параметр менее значим
Универсальные масла
На данный момент, когда конкуренция становится всё выше и выше, производители понимают, что им нельзя расслабляться ни на секунду. Поэтому, вцепившись «зубами» за своё положение на рынке, днями и ночами разрабатывают всё более новые и более эффективные смазки, чтобы ни в коем случае не быть хуже других. В итоге множеству из них удалось всё-таки создать универсальное масло, которое подходит для совершенно разных двигателей внутреннего сгорания. Состав подобного материала буквально вымерен до миллиметра. Отметим, что подобные смазки практически во всех случаях синтетические. Данные смазки отличаются замечательными характеристиками. Независимо от темпа езды и режима эксплуатации, они тщательно «отмывают» поверхность, убирают сажу, устраняют продукты окисления. Но! Обладают и минусами – их стоимость гораздо выше обычных. В некоторых случаях в два раза, а иногда и на 70% дороже.