Трансмиссионное масло
Содержание:
- Лучшие синтетические трансмиссионные масла
- Состав трансмиссионных масел
- Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ
- Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре
- Условия хранения трансмиссионного масла
- Лучшие синтетические трансмиссионные масла
- Трансмиссионные масла — описание, характеристики и маркировка трансмиссионных масел — обозначения трансмиссионных масел по ГОСТ
- Классы трансмиссионных масел по системе API для механических коробок передач и ведущих мостов
- Эксплуатационные свойства ТМ
- Полезно знать: классификация по API
- API MT-1
- Маркировка
- Классификация трансмиссионных масел по степени вязкости (SAE)
- ВОПРОС-ОТВЕТ
- Годятся ли подобные масла для коробок-автоматов?
- Чем отличаются масла GL-4 от GL-5? Или, по-нашему, ТМ-4 от ТМ-5?
- Понизит ли шумность коробки применение более вязкого масла?
- Гоняться ли за синтетикой? Или ситуация та же, что с моторным маслом?
- Почему в обозначениях по SAE такие большие цифры, если погода за бортом та же, что и для мотора?
- Основные характеристики трансмиссионных масел
Лучшие синтетические трансмиссионные масла
Это наиболее дорогой вид смазки для трансмиссии. Она не чувствительна к низким температурам, но при нагреве становится жиже, поэтому не исключена течь или снижение уровня масла в коробке передач.
Mobil ATF 320
Высокоэффективное масло предназначено для автоматических трансмиссий грузовых и легковых авто, а также подходит для гидроусилителя руля, прочей гидравлики и тех механических трансмиссий, которые имеют соответствующую спецификацию. Жидкость обеспечивает плавную работу КПП при низких и высоких температурах.
Достоинства:
- Защита от деградации;
- Длительный интервал использования до замены;
- Хорошая прокачиваемость;
- Совместимость с уплотнителями механических трансмиссий;
- Оптимальная текучесть.
Недостатки:
Дороже аналогов.
Эта трансмиссионная жидкость обеспечит защиту на высшем уровне и улучшит эксплуатационные свойства основных механических узлов авто.
Idemitsu ATF
Технологическое масло японского производителя подходит для всех многоступенчатых автоматических КПП с ручным переключением.
Состав делает передачу более мягкой и четкой даже при тяжелой эксплуатации с множеством остановок/стартов и езде по бездорожью. Масло не разрушает уплотнители, а значит, риск протечек минимален.
Достоинства:
- Всесезонность;
- Неизменность свойств при повышенных нагрузках и температурах;
- Устойчивость к пенообразованию;
- Температура застывания -50 градусов;
- Доступная цена.
Недостатки:
Большой разброс цен в магазинах.
Продается масло в литровых и 4-литровых канистрах. Оно применимо почти к любому автомобилю с АКПП.
Toyota Gear Oil Universal Synthetic 75W-90
Это узконаправленная трансмиссионная жидкость, созданная для коробок передач автомобилей Toyota.
Состав средства похож на Total Transmission Dual в плане противокоррозионных свойств и устойчивости к перепадам температур.
Масло соответствует спецификации API GL-4/GL-5, поэтому может использоваться в гипоидных передачах и для рулевой рейки.
Достоинства:
- Соответствует европейским стандартам;
- Смягчает работу коробок на старых автомобилях;
- Высокий ресурс – до 150 тыс. км пробега.
- Присадки в составе.
Недостатки:
- Есть не в каждом магазине;
- Высокая цена.
Это средство подойдет как для современного, так и для подержанного автомобиля.
Состав трансмиссионных масел
Любые технические масла, будь то моторные или трансмиссионные, состоят из базовых масел и модификаторов (присадок), придающих составу требуемые физико-химические свойства. Единая классификация базовых масел была разработана Американским институтом нефти (API, American Petroleum Institute) и включает в себя 6 групп.
Группа | Индекс вязкости | Состав: насыщенные углеводороды | Состав: сера | Способ получения |
I | 80-120 | <90% | >0.03% | Селективная очистка и депарафинизация |
II | 80-120 | >90% | <0.03% | Гидроочистка |
III | >120 | >90% | <0.03% | Каталитический гидрокрекинг |
IV | >120 | Полиальфаолефины | Полиальфаолефины | Органический синтез |
V | >120 | Эстеры, полиалкиленгликоли | Эстеры, полиалкиленгликоли | Органический синтез |
VI | >120 | Полиалкилнафталин | Полиалкилнафталин | Синтез органический |
Базовые масла I–III групп являются продуктом очистки мазута и относятся к минеральным, в то время как масла, получаемые методом органического синтеза (группы IV–VI), принято называть синтетическими. Существуют и полусинтетические смазочные материалы, получаемые путем добавления синтетических компонентов к минеральной основе, что позволяет существенно улучшить эксплуатационные свойства последней.
Среди преимуществ синтетических трансмиссионных масел необходимо выделить:
гидролитическую устойчивость — не вступают в реакцию с водными растворами и не образуют соединений, вызывающих окисление металлов;
термостабильность — отличаются устойчивостью к воздействию экстремальных температур, практически не образуя коррозионно-активных кислот;
постоянство вязкостных характеристик в широком диапазоне температур.
Минеральные масла стоят дешевле, однако их жизненный цикл ограничен из-за быстрого старения под действием термоокислительных процессов и механической деструкции. Кроме того, они непригодны для использования в механических коробках передач, оснащенных синхронизаторами из сплавов цветных металлов. Это объясняется высоким содержанием сернисто-фосфорных присадок. Они повышают устойчивость защитной пленки на трущихся поверхностях, но в то же время разъедают латунные детали.
Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ
Отечественные продукты имеют обозначение ГОСТ – государственный сертификат качества, обязательный для выполнения. Также у Российских лубрикантов отличаются и основные обозначения. Разбивка происходит по группам в зависимости от области применения и свойств. Здесь не актуальны Европейские или Американские спецификации. Для примера расшифровки можно взять два самых популярных отечественных лубриканта.
- ТАД-17И:
- Т – трансмиссионное;
- Д – изготовлено на основе дистиллята;
- 17 – кинематическая вязкость при +100°С;
- И – состав включает пакет присадок.
- ТМ 5-18:
- ТМ – масло, применимое для трансмиссионных блоков;
- 5 – группа лубрикантов к которой принадлежит жидкость согласно ГОСТ;
- 18 – общепринятый класс вязкости.
Таким образом, формулы отечественного производства расшифровываются по цифро буквенному обозначению.
Классификация по вязкости
За распределение трансмиссионных жидкостей по вязкостным признакам отвечает классификация SAE. Пакет нормативных документов актуален для продуктов, изготовленных на территории Евросоюза, США, Азии.
На территории стран СНГ используется другая маркировка. Здесь вязкостные показатели определяет общее обозначение масла.
За распределение трансмиссионных жидкостей по эксплуатационным свойствам отвечает организация API и ACEA.
Пример обозначения трансмиссионных масел по ГОСТ
В России обозначение организовано по собственному сценарию. Здесь актуальна норма ГОСТ17479,3-85, где применяется маркировка типа ТАД-17И. расшифровать смазку можно так:
- Т – трансмиссионное:
- А – автомобильное;
- Д – в качестве основы применяется дистиллят (минеральное);
- 17 – кинематическая вязкость при +100 градусов Цельсия;
- И – жидкость имеет в составе дополнительные функциональные присадки.
Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре
К современным лубрикантам применяется динамическая и кинематическая вязкость. Эти показатели определяют способность жидкости сохранять доставочную стойкость к сдвигу во время разогрева и текучесть при понижении температуры.
Определяется каждый показатель путем лабораторных анализов, где в пробирке нагревается или остужается масло и измеряется время его стекания по специальной шкале. Подбор автомасла по вязкостным параметрам критически важен. Для наиболее точного распределения была создана спецификация SAE. Допуск определяет, при каких погодных условиях формула сохраняет оптимальные свойства для защиты трансмиссии.
Сама шифровка состоит из двух частей, для примера можно взять типичную жидкость синтетики 75W90.
- 1. «75W» – говорит о минимальной температуре окружающей среды, при которой лубрикант сохраняет необходимую текучесть в данном случае (-40°С).
- 2. «90» — высокотемпературный предел, установленный на отметке +35°С. Для масел МКПП применяется стандартная таблица J306, где указаны все допуски и соответствия. При этом для субстанций, разработанных под АКПП, подобные стандарты не используются.
Что такое индекс вязкости трансмиссионного лубрикана
Популярный вопрос, актуальный для любых масел, включая жидкости для АКПП и МКПП. Определение говорит о зависимости густоты смазки от температуры окружающей среды. Высокий показатель (130 и выше) говорит о хорошей стабильности лубриканта. Малая цифра (ниже 90) выдает жидкость, минерального типа или низкого качества. Определение влияет на сохранение стабильной густоты жидкостью, во время критических перепадов температур.
Индекс — это цифра, полученная путем лабораторной процедуры.
- В качестве базы выбирается 2 разных масла. Первый вариант сильно реагирует на изменение t°С – второй максимально устойчив. При этом их обозначение указывается как «0» и «100» соответственно.
- Далее берется проба новой смеси и помещается в равные условия с эталонными продуктами.
- Жидкости нагревают и по специальной шкале высчитывают, как испытуемый вариант ведет себя относительно двух других смесей.
- После процедуры продукту определяется индекс вязкости.
Индекс – цифра, выведенная путем тестов и характеризующая поведение продукта в условиях перепадов температуры.
Таблица классов вязкости
Стандартная таблица вязкости SAE J306 распределяет лубриканты по принадлежности к температуре эксплуатации. Узкоспециализированные масла, предназначенные для использования исключительно в летнее или зимнее время мало распространены в 2021 году ввиду нерентабельности эксплуатации. По этой причине таблица содержит самые популярные, универсальные формулы круглогодичного применения, актуальные для России.
Допуск SAE | Минимальный порог эксплуатации -°С | Верхний порог использования +°С |
75W80 | 40 | 35 |
75W90 | 40 | 35 |
80W85 | 25 | 35 |
80W90 | 25 | 40 |
85W90 | 10 | 45 |
Условия хранения трансмиссионного масла
Смазочные составы для КПП имеют свой гарантийный срок, который составляет 5 лет, и в некоторых случаях 3 года. По истечении этого периода присадки, содержащиеся в жидкости теряют свои свойства и соответственно такое просроченное масло не будет отвечать необходимым требованиям.
Стоит отметить, что период 3-5 лет обозначает срок хранения автомобильного масла в неоткрытой таре. Если же вы уже вскрыли бутылку, то срок хранения жидкости будет зависеть от многих условий. Чтобы состав дольше оставался действенным необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- не допускать перепадов температурных режимов, жидкость нужно хранить при постоянной температуре, не превышающей 20 градусов;
- масло должно храниться в хорошо проветриваемом помещении, вдали от прямых солнечных лучей;
- не рекомендуется переливать смазочный материал в другую тару, лучше хранить в заводской канистре, с плотно закрытой крышкой;
- не замораживать «трансмиссионку» ни при каких обстоятельствах.
При соблюдении этих условий масло будет храниться весь заявленный срок.
Некоторые автолюбители «оживляют» просроченное масло специальными присадками. Делать это не рекомендуется, так как в жидкости могут остаться «живые» присадки и при таком смешении их количество изменится, что, в свою очередь, уже не будет отвечать нормам. Кроме этого, новые компоненты могут вступить в химическую реакцию со старыми присадками, в результате чего их свойства будут непредсказуемыми.
Многие ошибочно считают что если «трансмиссионка» изменила свой цвет, то это является основным признаком непригодности жидкости. Это не всегда так. Дело в том, что в процессе производства главным параметром являются смазывающие характеристики состава, поэтому некоторое отклонение в цвете или запахе допустимо. Однако, если изменился не только цвет, но и появился темный кристаллический осадок, а само масло помутнело, то такой продукт заливать нельзя.
Также стоит сказать, что хранение трансмиссионного или моторного масла в бочке или системе автомобиля – это две разные вещи. Во втором случае, смазка постоянно находится в контакте с окружающей средой, в результате чего возникают окислительные процессы и появляются различные отложения. Поэтому даже если вы залили новое масло в авто без пробега, то это не означает что менять его можно лет через 5. Плановая замена масла для КПП зависит от эксплуатационных условий, но специалисты рекомендуют менять жидкость каждые 70 000 км при нормальной работе системы и через 25 000 км при езде в особых условиях (жара, холод, полная загрузка и так далее).
Лучшие синтетические трансмиссионные масла
Это более дешевая и выгодная альтернатива «минералке», поскольку в ней, кроме чистых масел, содержатся еще и присадки. Такие средства заливают в основном в машины, не сильно нагруженные и чаще всего со старыми моделями трансмиссий. У этого вида есть только один более-менее важный недостаток – оно может протекать через различные уплотнения из-за своей недостаточно высокой вязкости. Представляем здесь 3 лучших в этой категории трансмиссионных масла.
Mobil ATF 320
Высокоэффективное масло предназначено для автоматических трансмиссий грузовых и легковых авто, а также подходит для гидроусилителя руля, прочей гидравлики и тех механических трансмиссий, которые имеют соответствующую спецификацию. Жидкость обеспечивает плавную работу КПП при низких и высоких температурах.
Достоинства:
- Защита от деградации;
- Длительный интервал использования до замены;
- Хорошая прокачиваемость;
- Совместимость с уплотнителями механических трансмиссий;
- Оптимальная текучесть.
Недостатки:
Дороже аналогов.
Эта трансмиссионная жидкость обеспечит защиту на высшем уровне и улучшит эксплуатационные свойства основных механических узлов авто.
Toyota Gear Oil Universal Synthetic 75W-90
Это узконаправленная трансмиссионная жидкость, созданная для коробок передач автомобилей Toyota.
Состав средства похож на Total Transmission Dual в плане противокоррозионных свойств и устойчивости к перепадам температур.
Масло соответствует спецификации API GL-4/GL-5, поэтому может использоваться в гипоидных передачах и для рулевой рейки.
Достоинства:
- Соответствует европейским стандартам;
- Смягчает работу коробок на старых автомобилях;
- Высокий ресурс – до 150 тыс. км пробега.
- Присадки в составе.
Недостатки:
- Есть не в каждом магазине;
- Высокая цена.
Это средство подойдет как для современного, так и для подержанного автомобиля.
Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90
Среднестатистическому автовладельцу понятия наподобие «нагрузка сваривания» или «индекс вязкости» — как китайская грамота. А вот то, как ведет себя трансмиссионное масло на холоде, прочувствовать может каждый, и линейка синтетических масел Syntrans недаром традиционно выходит в лидеры тестов именно по реальным низкотемпературным свойствам. Масло, получившее допуски Ford WSD-M2C200-C и MB-Approval 235.72, имеет очень низкую температуру застывания, что позволяет однозначно рекомендовать его для северных регионов. При этом масло одновременно имеет и отличный пакет противоизносных и противозадирных присадок, а добиться их баланса не так легко: дело в том, что противоизносные присадки работают в масляном слое, а противозадирным, наоборот, нужен уже переход практически в сухое трение при продавливании этой самой пленки. Конечно, есть в продаже масла, способные по каким-то характеристикам обойти Castrol (будут «жиже» зимой или гуще при высоких температурах, будут лучше защищать от износа при критической нагрузке и так далее), но по совокупности свойств именно Castrol мы, пожалуй, отдадим первое место в рейтинге лучших трансмиссионных масел.
Основные плюсы:
- Очень низкая температура застывания
- Хорошие противоизносные и противозадирные свойства
- Легкость переключения передач
Минусы:
Высокотемпературная вязкость на нижней границе заявленного класса по SAE – при большом пробеге, на жаре, при высоких нагрузках на трансмиссию уровень шума может увеличиться по сравнению с более густыми маслами
Роснефть Kinetic GL-5 75W90
Это трансмиссионное масло вошло в рейтинг лучших в силу содержания качественных присадок, гарантирующих редуктору длительный срок службы за счет эффективного смазывания и предотвращения трения. Благодаря им увеличивается интервал замены средства, что выгодно для владельцев автомобилей. Этот вариант подходит для использования в высоко нагруженных трансмиссиях, в том числе работающих при экстремальных плюсовых температурах.
Достоинства
- Может применяться в любой сезон;
- Улучшенные антиокислительные свойства;
- Подходит для применения как в легковых автомобилях, так и для коммерческой технике;
- Надежно защищает зубчатые передачи;
- Увеличивает срок службы синхронизаторов.
Недостатки
Не обнаружено.
Трансмиссионное масло Роснефти Kinetic GL-5 75W90 в рейтинге имеет лучшее соотношение цены и качества, подходит как для российских автомобилей (Нива и др.), так и для зарубежных.
Трансмиссионные масла — описание, характеристики и маркировка трансмиссионных масел — обозначения трансмиссионных масел по ГОСТ
В СССР применялась следующая маркировка трансмиссионных масел:
- Т — масло трансмиссионное
А — автомобильное
Д — долго работающее
С — масло получено из сернистых нефтей
п — масло содержит присадку
к — для автомобилей КАМАЗ
и — применяются импортные присадки
Цифра показывает кинематическую вязкость масла при 100 °C в сантистокс (мм2/с)
Для ведущих мостов (кроме гипоидных), коробок передач, раздаточных коробок и рулевого управления:
- ТСп-14,5
- ТСП-14
- ТАп-15В
- ТСп-15К
Для гипоидных передач грузовых автомобилей (ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66 и их модификации)
ТСп-14гип
Для ведущих гипоидных мостов, коробок передач и рулевого управления легковых автомобилей (ВАЗ, АЗЛК, автомобили «Волга» и др.)
ТАД-17, ТАД-17И
В настоящее время эта классификация является устаревшей, взамен ее введена классификация трансмиссионного масла по ГОСТ 17479.2-85
Классы трансмиссионных масел по системе API для механических коробок передач и ведущих мостов
- API GL-1
Масла для передач, работающих в лёгких условиях.
Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, лёгкие депрессорные и противопенные присадки. Предназначены для конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.
- API GL-2
Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
Содержат противоизносные присадки. Предназначены для червячных передач транспортных средств. Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.
- API GL-3
Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
Содержат до 2,7 % противоизносных присадок. Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач.
- API GL-4
Масла для передач, работающих в условиях разной степени тяжести — от лёгких до тяжелых.
Содержат 4,0 % эффективных противозадирных присадок. Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста. Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов, для главных и других передач всех автотранспортных средств.
В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. Обычно содержит 50 % присадок применяемых для масел API GL-5.
- API GL-5
Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
Содержат до 6,5 % эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок. Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей. Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробок передач). Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. Для дифференциалов повышенного трения применяются масла со специальными присадками (модификаторами) ограниченного скольжения. В этом случае, обозначение класса может иметь дополнительный знак LS.
Эксплуатационные свойства ТМ
В Российской классификации трансмиссионных масел выделяются:
- вязкость и стойкость к перепадам температур;
- способность смазывания;
- коррозионная стойкость и агрессивность.
Первым важным параметром выступает именно вязкость. Густота смазки напрямую влияет на эффективность трансмиссии. К примеру, у жидкости ТАП 15 В динамическая сопротивляемость проворачиванию при -100 градусов Цельсия составляет 30 Па. Параметр снижает производительность редуктора на 50-60% — это значительно повышает расход топлива и нагрузку на мотор. В подобных условиях требуется применять масла, более устойчивые к морозам.
Смазывающие свойства характеризуются способностью жидкости минимизировать фрикционное напряжение между подвижными парами. Чем выше показатель, тем лучше жидкость сохраняет нагруженные узлы.
Коррозионная стойкость – это свойство лубриканта окислять поверхность под действием высоких температур. Обычно тест проводится на стальной или медной пластине, где указывается агрессивность состава.
Спецификация MIL
Собственная спецификация вооруженных сил США. Требования ужесточают гражданские нормы и накладывают дополнительные ограничения на используемые компоненты, производительность формулы. Здесь следует выделить стандарты.
- L-2105B – устаревший стандарт, соответствующий модификации APIGL-4. Жидкости используются в коробках передач с латунными синхронизаторами и элементами из цветных металлов.
- L-2105С – улучшенная спецификация более жесткая, относительно содержания защитных присадок. Смазки группы применимы в редукторах, приводных передачах, мостах.
- L-2105D – стандарт 1987 года, обеспечивающий соответствие экологическим нормам по вредным выбросам и защите окружающей среды.
- PRF-2105E – нормативный акт полностью соответствует допуску АПИ МТ-1и гарантирует повышенную термическую стабильность жидкости.
Классификатор качества трансмиссионных масел по ZF
Крупнейшая в Европе организация по производству силовых установок и трансмиссионных блоков для автомобилей Zahnradfabrik Friedrichshafen. Компания имеет собственные спецификации для каждой группы компонентов.
Каждая спецификация содержит информацию по вязкости, марке, классе качества.
- TE-ML 01 – группировка масел, содержащих не более 2% несгораемых примесей. Основное назначение – КПП без синхронизаторов, с включением передач посредством зубчатых муфт.
- TE-ML 02 – предназначена для коробок передач механического и автоматического типа, установленных на автобусы, грузовики. Стоящий ха цифрой буквенный указатель говорит о разновидности трансмиссии.
- TE-ML 102 – проект утверждает принадлежность к увеличенным межсервисным интервалам.
- TE-ML 03 – стандартные гидротрансформаторы легкомоторной техники и легковых автомобилей.
- TE-ML 04 – смазки, заправляемые в блоки судовых агрегатов.
- TE-ML 05 – обновленный стандарт, предназначенный для обслуживания внедорожников. Вторая часть индекса (А, В, С) более точно указывает на разновидность смазочного материала.
- TE-ML 06 – навесное оборудование сельскохозяйственной, строительной техники, специализированных агрегатов.
- TE-ML 07 – сервоприводы, гидравлика, соединенная с электроприводами. Основная область применения – подъемные краны, приводы бетономешалок и прочих машин.
- TE-ML08 – масла для рулевых реек легковой и грузовой техники, внедорожных, городских автомобилей.
- TE-ML 09 – системы ГУР различных аппаратов.
- TE-ML 10 – сложные механизмы и агрегаты, оборудованные гидротрансформаторами, фрикционными муфтами.
- TE-ML 11 – АКПП, МКПП легковых авто.
- TE-ML 12 – приводные мосты и редукторы легковушек.
- TE-ML 13/15 – спецтехника НАТО гусеничного и колесного типа.
- TE-ML 14 – АКПП коммерческой техники.
Полезно знать: классификация по API
Покупая трансмиссионное масло, водители также могут встретиться с маркировкой API. Единой классификации по качеству, эксплуатационным характеристикам и применению нет, однако максимально приближенной к ней является именно API. Она содержит комплексную оценку эксплуатационных качеств смазок.
Практически во всех современных машинах используют масла группы GL-4 или GL-5. Первые подходят для механики и редукторов, в которых используются гипоидные или спирально-конические пары. Такие масла активно применяются в умеренном климате. GL-5 подходит для эксплуатации в жестких условиях на различных видах передач. Существует также группа GL-6, предназначенная для самых суровых условий.
API MT-1
Масла для высоконагруженных агрегатов.
Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.
В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2
(PG-1 — для механических коробок передач тяжёлых грузовых автомобилей и автобусов;
PG-2 — для ведущих мостов грузовых автомобилей и автобусов)
В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7
Маркировка
Трансмиссионные масла, как и моторные, имеют маркировку SAE, которая говорит о вязкости масла. Разберемся на примере трансмиссионного масла SAE 75W-90 (полусинтетические и синтетические трансмиссионные масла). Цифра 75 означает степень текучести при отрицательных температурах. Цифра 90 – это индекс вязкости, который демонстрирует масло при температуре +100 °С.
По климатическим особенностям России масла можно разделить по географическому назначению:
- Для южных районов идеально подходят жидкости вязкостью по SAE 140 и выше
- Для умеренного климата – жидкости вязкостью по SAE около 90
- Для холодного климата – 75W-90
По системе API трансмиссионные жидкости обладают индексом применяемости и качества, который обозначается от GL-1 до GL-6. Чем больше цифра после букв, тем выше качество масла и гарантия его надежности. Например масла GL-5 относятся к маслам высокого качества.
- GL-1 – не содержащие присадок жидкости, предназначенные для МКПП без синхронизаторов в грузовых машинах
- GL-2 – жидкости с противоизносными присадками, предназначенные для техники, которая работает при средних и тяжелых нагрузках
- GL-3 – жидкости с противоизносными присадками (до 2,7 %), рекомендованные для КПП грузовых автомобилей, которые работают при средних и тяжелых нагрузках
- GL-4 – универсальные жидкости с противоизносными присадками (до 4 %), которые используются в синхронизированных и несинхронизированных КПП легковых автомобилей, грузовых машинах и автобусах
- GL-5 – данный тип жидкостей предназначен для КПП транспортных средств, которые работают в очень тяжелых условиях. Содержат до 6,5 % мультифункциональных присадок (противозадирные, противопенные и т.д.)
- GL-6 – жидкости для гипоидных передач, которые содержат до 8,5% противоизносных присадок и применяются в КПП автомобилей с мощными двигателями
В легковых автомобилях традиционно заливается 2 наиболее распространенных вида масел: GL-4 и GL-5. В российской маркировке это масла ТМ-4 и ТМ-5. Также существует универсальный класс жидкостей GL-4/5, который подходит для разных видов передач.
Масла GL-4 предназначены для работы в конической зубчатой и гипоидной КПП, узлах и элементах ведущего моста, где предельные нагрузки не превышают нормальные.
GL-5 используются в гипоидных высокоскоростных передачах, которые работает при высоких нагрузках и температурах.
Масла GL-5 по вязкости делятся на следующие типы:
- 75W-90 — синтетические или полусинтетические жидкости средней вязкости
- 80W-90 — густые минеральные масла, например Mobil Mobilube HD
- 85W-90 — более густые минеральные масла, например Лукойл ТМ-5-18
Классификация трансмиссионных масел по степени вязкости (SAE)
Способность трансмиссионных масел смазывать трущиеся детали и создавать на их поверхности защитную пленку определяется таким физическим параметром как вязкость. Данным термином обозначают свойство текучих субстанций оказывать сопротивление перемещению их слоев относительно друг друга.
Различают вязкость динамическую (характеризует силу внутреннего трения трансмиссионного масла) и кинематическую, представляющую собой отношение динамической вязкости к плотности вещества (по сути, она определяет его текучесть).
Классификация смазочных материалов, основанная на вязкостных показателях и характере их изменений, зависящих от температуры, была разработана сообществом автомобильных инженеров (SAE, Society of Automotive Engineers).
В соответствии с ней принято выделять три обширные категории трансмиссионных масел:
- зимние,
- летние,
- всесезонные.
Рассмотрим каждую из них по отдельности.
К зимним относят трансмиссионные масла, динамическая вязкость которых при расчетной отрицательной температуре не превышает 150 000 мПа·с. Иными словами, в данную категорию входят масла, даже при сильном морозе сохраняющие свои смазывающие свойства на уровне, достаточном для того, чтобы исключить механическое повреждение трансмиссии при холодном старте.
Они имеют маркировку вида: SAE 70W
Здесь цифровой индекс указывает на вязкостно-температурные свойства масла, а буква W (от английского Winter — «зима») свидетельствует о том, что оно пригодно для эксплуатации в холодное время года.
Класс по SAE | Минимальная температура, при которой динамическая вязкость составляет 150 000 мПа·с (°С) | Минимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с) |
---|---|---|
70W | −55 | 4,1 |
75W | −40 | 4,1 |
80W | −26 | 7,0 |
85W | −12 | 11,0 |
Летние масла получили маркировку вида: SAE 80
Здесь цифровой индекс соотносится с минимальной и максимальной кинематической вязкостью трансмиссионного масла при его нагреве до 100°С. Дело в том, что высокие температуры способствуют повышению текучести масел, в результате падают и их смазывающие характеристики, так как пленка, призванная защищать металл от трения, получается слишком тонкой. В итоге способность масла сохранять постоянство консистенции при высокой температуре оказывается не менее важным параметром, чем умение противостоять загустению в зимнее время.
Класс по SAE | Кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с) | Кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с) |
---|---|---|
Мин. | Макс. | |
80 | 7,0 | 11,0 |
85 | 11,0 | 13,5 |
90 | 13,5 | 18,35 |
110 | 18,5 | 24,0 |
140 | 24,0 | 32,5 |
190 | 32,5 | 41,0 |
250 | 41,0 | — |
Всесезонные трансмиссионные масла имеют двойную маркировку. В качестве примера расшифруем показатель SAE 75W-80, воспользовавшись приведенными выше таблицами.
Данное трансмиссионное масло подходит для эксплуатации при температуре вплоть до −40°С (индекс 75W) и характеризуется кинематической вязкостью от 7,0 до 11,0 мм2/с при 100°С (индекс 80).
Большинство всесезонных масел допускают использование при температуре окружающей среды до +35°С, однако существуют и марки для жаркого климата, сохраняющие постоянство вязкостно-температурных свойств даже при +45°С (к ним относятся SAE 85W-90).
ВОПРОС-ОТВЕТ
Годятся ли подобные масла для коробок-автоматов?
Не годятся. Для автоматических коробок созданы специальные жидкости с иными свойствами
Тут очень важно соблюдать рекомендации завода-производителя, ведь жидкость ATF обеспечивает работу гидротрансформатора, который требует строго заданной вязкостно-температурной характеристики. А для механических трансмиссий эти требования значительно более мягкие
Чем отличаются масла GL-4 от GL-5? Или, по-нашему, ТМ-4 от ТМ-5?
Согласно ГОСТ 17479.2–85 назначение масел группы ТМ-4 — цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. А адресаты масел ТМ-5 — гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. Отсюда и различия в требуемых защитных свойствах, о которых сказано в статье. Поэтому, в частности, переход с GL-4 на GL-5 и обратно недопустим: это разные масла с разными свойствами.
Понизит ли шумность коробки применение более вязкого масла?
Да, понизит, если шум обусловлен повышенными зазорами в узлах коробки. Но в разумных пределах, конечно. При высокой степени износа даже самое вязкое масло не спасет.
Гоняться ли за синтетикой? Или ситуация та же, что с моторным маслом?
Синтетика более стабильна и потому гарантирует больший ресурс. Кроме того, она имеет более высокий индекс вязкости, поэтому низкотемпературные свойства таких масел лучше. Так что определенная аналогия с моторными маслами есть.
Почему в обозначениях по SAE такие большие цифры, если погода за бортом та же, что и для мотора?
Цифры означают средний диапазон вязкости для класса масла в универсальных секундах Сейболта (SSU). Для трансмиссионных они берутся впрямую, для моторных — делятся пополам.
Основные характеристики трансмиссионных масел
Этот вид смазочных материалов применяется в механических коробках передач, редукторах мостов, раздаточных коробках, дифференциалах, муфтах подключения полного привода.
В любых элементах трансмиссии, нагрузка на узлы отличается от работы деталей в двигателе или ступицах колес. Конфигурация косозубых шестерен в МКПП, или гипоидного редуктора моста, предполагает высокое давление на соприкасающихся деталях, сопровождаемое трением.
Как минимум, требования к прочности масляной пленки в рабочей точке сильно завышены. Кроме того, трансмиссионное масло работает в условиях высокой температуры (в том числе отводя тепло от элементов коробки передач). Оно должно обеспечивать высокий уровень защиты при различных нагрузках, и не менять базовых свойств в зависимости от температуры: коробка передач всегда готова к работе.
Классификация трансмиссионных масел — видео урок
Исходя из этого, производителями определены следующие характеристики трансмиссионного масла:
Индекс вязкости по SAE
Этот параметр определяется международным стандартом J306.
Например, SAE 75W90 – самый распространенный стандарт. Первая цифра 75 означает минимально возможную температуру окружающего воздуха, при которой шестерни МКПП будут прокручиваться без критичного сопротивления качению.
В данном случае это -45°С. Цифра, которая стоит после символа «W», определяет верхний температурный режим (опять-же, не в буквальном смысле). Число 90 означает максимально допустимую температуру окружающего воздуха не выше +45°С. При более высокой температуре, трансмиссионное масло начинает терять свои характеристики.
Для справки: существует и российская стандартизация, совместимая с международной:
Класс вязкости | Значение по SAE |
---|---|
ГОСТ 9 | 75W |
ГОСТ 12 | 80/85W |
ГОСТ 18 | 90W летнее масло |
ГОСТ 34 | 140W летнее масло |
Следующий классификатор – индекс API
Неформальный признак качества трансмиссионки. Обозначается символами GL-4, GL-5. По аналогии с моторными смазками, многие водители ошибочно полагают, что чем выше индекс, тем лучше масло. На самом деле, категории API четко привязаны к типу агрегатов, в которых используется трансмиссионная смазка.
В отечественной классификации (по ГОСТ) применяется обозначение «ТМ». Приводим таблицу соответствия:
По ГОСТ | По API |
ТМ 1 | GL 1 |
ТМ 2 | GL 2 |
ТМ 3 | GL 3 |
ТМ 4 | GL 4 |
ТМ 5 | GL 5 |
Кроме того, комплекс характеристик проверяется заводом изготовителем автомобилей. По результатам тестов, на упаковке трансмиссионного масла может быть обозначен допуск для применения на определенных марках авто.
Это не обязательная маркировка, однако ее наличие на этикетке гарантирует совместимость трансмиссионки с вашей коробкой передач.