Предпусковое зарядное устройство (бустер) для автомобиля
Содержание:
- Разновидности пуско-зарядных устройств, их особенности
- Основные виды
- Как завести машину от ПЗУ
- Виды пуско-зарядных устройств
- Классификация по методу зарядки
- Подбор по назначению
- Виды пуско-зарядных устройств
- Автомобильное пуско-зарядное устройство – что это за «зверь»?
- Назначение, принцип работы ПЗУ
- Качественные характеристики зарядных механизмов
- Новинки зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов
- Пара слов о «начинке»
Разновидности пуско-зарядных устройств, их особенности
Пуско-зарядное устройство – оборудование, совмещающее в себе две функции. То есть его можно использовать как обычный прибор для подзарядки. Но при надобности он переводится в режим, когда ПЗУ будет выдавать токи большой силы, так называемые – пусковые. Остается только подключить прибор к бортовой сети и завести мотор. Но при этом должны соблюдаться определенные правила использования, чтобы при попытке запустить силовую установку не причинить вред электрооборудованию.
Вариаций ПЗУ очень много, и основное различие у них сводится к особенностям конструкции. Сейчас выпускаются пуско-зарядные устройства следующих типов:
- Импульсные
- Трансформаторные
- Конденсаторные
1. Импульсные
Импульсные аппараты отличаются тем, что при воздействии высокочастотных импульсов происходит понижение и преобразование напряжения. При этом такие приборы не способны выдать пусковые токи очень больших значений. Это сказывается на особенностях работы в пусковом режиме.
Чтобы обеспечить пусковой разряд, такое устройство работает в паре с аккумулятором. Чтобы было понятнее, рассмотрим на таком примере: батарея разряжена, но не полностью, и способна выдать пусковые токи в 100 А, а для нормальной работы стартера необходимо 150 А, то есть заряда батареи явно недостаточно. Но зато имеется импульсное ПЗУ, выдающее в режиме пуска 60 А. Подключаем устройство к АКБ в результате на выходе из этой спарки получаем 160 А, что более чем достаточно, чтобы завести мотор.
В итоге выходит, что импульсное устройство способно лишь дополнить аккумулятор. В случае очень глубокого разряда аккумулятора завести машину не получится, придется вначале немного зарядить батарею. Зато такие аппараты компактны, что делает их вполне неплохим вариантом для использования.
2. Трансформаторные
Трансформаторные – классический вариант. Преобразование электроэнергии производится понижающим трансформатором. Но в отличие от обычного зарядного устройства, в пуско-зарядных используется мощный трансформатор с усиленной обмоткой, что позволяет ему выдерживать значительные нагрузки, а количество витков позволяет регулировать выходные токи в значительном диапазоне, что и дает возможность на выходе получить пусковые токи.
Такое устройство запросто может завести мотор даже без АКБ, но делать так не стоит, батарея должна обязательно присутствовать и подключение к бортовой сети ПЗУ должно проводиться через нее. Все потому, что в момент запуска в сети от генератора образуются сильные скачки напряжения, и АКБ в этом случае выступает в роли демпфера, то есть принимает их все на себя. Если делать запуск без аккумулятора – высока вероятность повреждения ПЗУ этими скачками. Основным недостатком таких устройств является достаточно большие габариты и вес из-за усиленного трансформатора.
3. Конденсаторные
Конденсаторные пуско-зарядные устройства в своей конструкции используют конденсаторы. Вся работа такого устройства сводится к тому, что сначала заряжаются конденсаторы, а во время запуска они отдают энергию. Причем заряд от этих элементов достаточно мощный, чтобы завести мотор. Но такие приборы встречаются редко.
Основные виды
Существуют разные классификации зарядных устройств для аккумулятора. Все они основаны на различных параметрах и свойствах приборов. В зависимости от того, как они работают, выделяют 2 типа:
- Трансформаторные. Включают в себя трансформатор и выпрямитель. Такие приборы отличаются значительными габаритами и массой. Чаще всего они имеют вид стационарных установок. Применяют их на промышленных предприятиях или станциях технического обслуживания.
- Импульсные. Отличаются компактностью. В прибор включен инвертор для преобразования электрического тока и механизм для аварийного отключения в случае, когда возникло короткое замыкание. Такие модели чаще применяются в бытовых целях для зарядки аккумуляторов автомобилей и домашних приборов.
Кроме того, зарядные устройства принято подразделять по скорости работы. С учётом этого критерия различают следующие виды:
Ускоренные, заряжающиеся за 1—3 часа. Следует заметить, что далеко не каждую батарею можно заряжать с помощью приборов такого типа. Больше всего ускоренные модели подходят для никелево-кадмиевых батарей, в то время как свинцово-кислотной разновидности нужно больше времени для полной зарядки
В этом типе прибора принципиально важно определять время окончания зарядки.
Медленные устройства требуют для полного заряда от 14 до 24 часов. Такие приборы могут оказаться менее эффективными, так как часть энергии при зарядке конвертируется в тепловую и рассеивается
Для медленных приборов не столь актуально определение времени зарядки, так как лишние 1—2 часа при малом токе не повлекут за собой серьезных последствий.
Кондиционирующие модели — наиболее предпочтительный тип, поскольку с их помощью можно существенно повысить срок действия никель-кадмиевых батарей.
Как завести машину от ПЗУ
Для начала возьмем импульсное пуско-зарядное устройство. Итак, есть такой прибор и автомобиль с разряженным АКБ. Далее действия таковы:
- Машину ставим на ручник. Открываем капот, если есть на клеммах аккумулятора защитные резиновые накладки – приподнимаем их и уводим в сторону.
- ПЗУ устанавливаем рядом с АКБ (снимать его и отсоединять от бортовой сети не нужно), но так, чтобы прибор стоял надежно, желательно попросить кого-то подержать его.
- «Плюсовой» провод ПЗУ подключаем к соответствующей клемме батареи. Затем подключаем «минусовой» провод. Здесь нужно быть очень внимательным, чтобы выводы не «переплюсовать». Также следует проследить, чтобы провода не соприкасались с подвижными частями мотора.
- На ПЗУ устанавливаем режим «пуск», чтобы обеспечить на выводах пусковые токи.
- Подключаем прибор к сети, а затем включаем его в работу.
- Садимся в авто и делаем пробный запуск. При этом нельзя долго крутить стартер, попытка должна длиться 4-5 секунд. Если в первого раза не завелась, ждем пару минут, чтобы АКБ восстановила заряд, и пробуем снова.
- Если при первой попытке замечено, что стартер все равно «крутит» слабо, это значит, что батарея сильно разряжена и авто не завести. Поэтому отключаем прибор, переводим его в режим «зарядка» и подзаряжаем АКБ, чтобы хоть немного восстановить ее заряд. При этом не нужно давать полный цикл зарядки, достаточно его немного восстановить.
- После подзарядки снова включаем прибор в режим «пуск» и пытаемся завести машину.
Виды пуско-зарядных устройств
Пуско-зарядные устройства для автомобилей условно делятся на три вида, в зависимости от возможностей:
- Бытовые;
- Профессиональные;
- Комбинированные.
Бытовые устройства. Предназначены для использования в гаражных условиях. В большинстве они рассчитаны на работу с бортовой сетью авто 12 В.
Встречаются также эти устройства, работающие в диапазоне выходного напряжения 6-12 В. Благодаря таким приборам можно выполнять зарядку аккумуляторов, а также запуск не только двигателя авто, но и мотоциклов, у которых напряжение бортовой сети соответствует 6 В.
Профессиональные устройства пуска и заряда. Рассчитаны на работу с автомобилями, у которых напряжение сети составляет как 12 В, так и 24 В.
Рассчитаны они на запуск не только легковых машин, но и коммерческих, у которых напряжение сети составляет 24 В. Иногда встречаются устройства, у которых диапазон напряжения на выходе составляет 6-24 В и даже 6-36 В.
Интересным решением является появление комбинированных пуско-зарядных устройств.
Если разобраться, то такое устройство – это инверторный сварочный аппарат, с возможностью переключения выходного напряжения, подходящего для работы с аккумулятором и бортовой сетью автомобиля.
Данное устройство многофункционально, но оно несколько сложное в использовании. Далее будем разбирать, как правильно подобрать пуско-зарядное устройство для автомобиля (ЗПУ).
Классификация по методу зарядки
Зарядное устройство заряжает АКБ, подключаясь как промежуточное звено к сети бытового электропитания.
Переменный ток в 220 В выпрямляется, его напряжение понижается, и некоторые другие характеристики так же модифицируются под «требования» автомобильного аккумулятора.
Но зарядные устройства для автомобильных аккумуляторных батарей в первую очередь различаются по способу зарядки.
Они классифицируются на аппараты:
- постоянного тока;
- постоянного напряжения;
- аппараты, в которых реализован комбинированный метод.
Это означает, что устройство заряжает АКБ (аккумуляторную батарею) либо постоянным током, либо постоянным напряжением, либо может использовать любой из этих методов.
Каждый метод имеет свои функциональные особенности, плюсы и минусы.
Зарядка постоянным током
Это наиболее быстрый режим заряжания автомобильного аккумулятора. Используется постоянный ток, который должен быть равен 10% от емкости аккумулятора в амперчасах.
Если он будет ниже — аккумулятор будет заряжаться слишком долго или не зарядится вообще, если выше — АКБ может выйти из строя.
Автоматические зарядники постоянного тока устанавливают зарядный ток в зависимости от емкости АКБ самостоятельно, но на дешевых моделях, как правило, нет верньеров, позволяющих контролировать и регулировать ток.
Поэтому, если есть возможность, стоит приобрести зарядное устройство не только с функцией автоматической зарядки по току, но и с ручным регулятором, чтобы иметь возможность выставить ток зарядки самостоятельно.
Кроме того, за процессом зарядки нужно следить, т. к., несмотря на функцию автоматического отключения, которой снабжены почти все современные зарядники, превышение времени заряжания может привести к тому, что батарея «вскипит».
Зарядка постоянным током не очень хорошо сказывается на аккумуляторе, поэтому прибегать к этому методу часто не рекомендуется.
Важно: выбирая устройство зарядки при помощи постоянного тока, стоит присмотреться к тем, у которых есть режим десульфатации. Этот режим позволяет полностью восстанавливать емкость аккумулятора, долгое время (год и больше) стоявшего без дела
Зарядка постоянным напряжением
Метод постоянного напряжения — наиболее длительный, но и наиболее оптимальный для банок аккумулятора способ зарядить их. Здесь используется режим, в котором напряжение постоянно, но вот ток зарядки падает пропорционально оставшейся емкости аккумулятора.
Что это значит на практике? Допустим, полная емкость аккумулятора — 100% заряда. Зарядка идет постоянным напряжением 12-13 В.
При этом ток зарядки уменьшается по мере «наполнения» АКБ. Когда он заряжен на 99%, то ток уменьшается до 1% от исходного значения. Когда уровень заряда достигает 100%, ток падает до нуля.
Такой способ позволяет продлить срок службы АКБ, но сеанс «заправки» на несколько часов дольше, чем при методе заряжания постоянным током.
Поэтому такое устройство хуже подходит для экстренных ситуаций.
Комбинированный метод
Комбинированный метод предусматривает в работе «смену режимов». То есть зарядка идет вначале постоянным током, а потом, когда банки АКБ заряжены уже на 50-60%, аппарат автоматически переключает режим на зарядку постоянным напряжением.
Комбинированный способ дает возможность восстанавливать работоспособность аккумулятора быстро, но в ьто же время в щадящем режиме, что позволяет сохранить его ресурс работы.
Такой способ позволяет продлить срок службы старых аккумуляторов и не загубить раньше времени новые.
Все «комбинированные» зарядные устройства относятся к импульсному типу (что это такое — читайте ниже) и снабжены микропроцессорным блоком управления.
Подбор по назначению
Первое что стоит учесть, так это место расположение автомобиля на время, когда он не эксплуатируется. Тем, у кого имеется гараж с проведенным в него электричеством, подойдет стационарное устройство. Современные ЗПУ имеют компактные размеры, много места в гараже они не займут и в случае надобности они всегда под рукой.
Если же авто остается на ночь где-нибудь на стоянке, то лучше приобрести автономное ЗПУ.
Эти устройства оснащаются встроенным аккумулятором, что позволяет производить зарядку или запуск двигателя без подключения его к сети. Но за таким устройством нужен особый уход из-за того же встроенного аккумулятора.
Далее стоит определиться, какой вид пуско зарядного устройства подойдет лучше всего.
Если устройство будет использоваться только с легковыми авто, то вполне подойдет бытовое ПЗУ.
Владельцам коммерческих авто стоит уже обращать внимание на профессиональные устройства. Владельцам же автомобилей, которые любят работать в гараже, притом с использованием сварочного аппарата, стоит обратить внимание на устройства комбинированного типа
Виды пуско-зарядных устройств
Зарядка АКБ бывает двух способов – с помощью постоянного напряжения и при постоянном токе:
- первый вариант безопасен, однако не заряжает батарею полностью;
- второй способ обеспечивает полный заряд батареи, но существует определенный риск нагревания электролита вплоть до его закипания.
Чтобы получить безопасно и эффективное ЗУ, был придуман его новый комбинированный тип. Он заряжает АКБ постоянным током, но при достижении определенного заряда переходит на режим постоянного напряжения, препятствуя перегреву электролита.
На автомобильном рынке можно найти три вида бустеров:
- трансформаторные, принцип действия которых основан на производительном трансформаторе, однако, такие уже практически не используются;
- импульсные – компактные и удобные ЗУ, которые используют продвинутый портативный высокочастотный трансформатор;
- на солнечных батареях – такие приборы позволяют заряжать без непосредственного подключения к сети, а через энергию солнца.
Особенность пуско-зарядного устройства в том, что они заряжают АКБ, которые полностью разрядились и двигатель не запускается.
Автомобильное пуско-зарядное устройство – что это за «зверь»?
Автомобильное ПЗУ представляет собой компактное приспособление (весом, как правило, не больше килограмма) со встроенным аккумулятором, предназначенное для запуска двигателя автомобиля и подзарядки разряженной аккумуляторной батареи. ПЗУ снабжается проводами с зажимами-«крокодилами», которые подключаются к клеммам автомобильного аккумулятора. В отличие от знакомых большинству автомобилистов зарядных устройств, используемых на СТО, пуско-зарядные устройства не только позволяют подзарядить аккумулятор, но и могут послужить источником тока для стартера. Простыми словами, с помощью пуско-зарядного устройства можно завести двигатель сразу, не дожидаясь, пока «севший» аккумулятор наберет достаточно заряда.
Зарядно-пусковое устройство подключается к аккумуляторным клеммам с помощью специальных зажимов
Назначение, принцип работы ПЗУ
Основное назначение пуско-зарядного устройства — подача питания на стартер автомобиля при невозможности запуска от АКБ из-за значительного разряда. ПЗУ подключается в сеть электроснабжения или комплектуется мощными автономными источниками питания, которые и выдают необходимый пусковой ток. Применяется оборудование этого класса и для подзарядки аккумуляторных батарей.
Принцип действия ПЗУ основан на преобразовании входного электрического тока к параметрам, которые требуются для обеспечения работы стартера. Входной сигнал выпрямляется, преобразовывается, стабилизируется на уровне необходимых показателей напряжения и силы тока. Дополнительно устройства комплектуются системами, позволяющими управлять процессом зарядки АКБ и контролировать его параметры.
Качественные характеристики зарядных механизмов
Марки устройств для подзарядки аккумуляторов получили популярность среди владельцев машин по своим функциональным особенностям, простоте использования и цене. Рейтинг позволяет определить оптимальное соотношение «цена – качество» и выяснить, какое устройство лучше.
На десятом месте Стек MXS 5.0 Battery Сharger из Швеции. Очень компактный механизм, автоматика которого находится на высоком уровне, такт же, как и цена. Одна из самых дорогих «подзарядок» на рынке.
На девятом месте Keepower Battery Charger, Дания. Это устройство для подзарядки автомобильного аккумулятора имеет дополнительное освещение, что удобно, если подключать его в месте со слабым освещением. Даже имеются в наличие дополнительные провода для подключения через гнездо прикуривателя, но отсутствие инструкции на кириллице и достаточно высокая цена портят общую картину. Можно на это закрыть глаза, разобравшись в его работе, так как устройство действует автоматически и вмешательство человека не требуется.
На восьмом месте DHC sc5e из Тайваня. Среди зарядных устройств оно выделяется простотой в использовании, хотя отсутствие кириллицы может отпугнуть, но низкая цена и дополнительная защита от искрения и переполюсовки привлекают клиентов.
Следующим в списке популярности идет аппарат TCB90 Futomatic, Китай. Снаружи устройство выглядит лучше, чем внутри. Производитель заявил о нем, как пуско – зарядном механизме, но тонкие провода и «хлипкие» «крокодильчики» говорят об обратном. На самом деле внутри находится тяжелый трансформатор, поэтому среди других устройств для подзарядки его можно выбрать только благодаря цене.
«Орион» PW150 из России занимает шестое место. Его отличительная черта – самая низкая цена. Никаких «наворотов», все предельно просто, но и режим для хранения подзаряда не предусмотрен. Обычный предохранитель для защиты от неправильного подключения делает это устройство не самым надежным, особенно когда водитель спешит или рассеян.
Bosch C3 из Китая занимает пятую позицию в списке. Одно из самых понятных импортных устройств. Его можно применять, как для 6, так и для 12В автомобильного аккумулятора. «Крокодилы» идут отдельно в комплектации, их необходимо собственноручно прикрутить к проводам. Подзарядка входит в средний ценовой сегмент, хотя не имеет должной защиты от случайностей, а всего лишь предохранитель. Дополнение в виде петли для подвешивания вряд ли можно считать новаторским решением.
На четвертом месте пуско-зарядный механизм Intertool AT-3013. Он обладает защитой от перезарядки и ярким индикатором уровня заряда. Так же в «начинку» входят регулятор напряжения и амперметр. Не смотря на относительно небольшой вес и размер, аппарат запустит двигатель, даже если батарея на нуле и продолжит ее заряжать во время движения машины.
Почетное третье место занимает Орион PW700. Очень хорошее качество заряда достигается благодаря трем цепям с обратной связью по напряжению, температуре и току. Это одно из тех пуско — зарядных устройств, которое можно использовать для автомобильного аккумулятора любого типа и состояния.
Универсальное зарядное устройство «СОРОКИН» 12.94 сделано в России и занимает второе место в списке. Прекрасное сочетание цена – качество. Среди аппаратов, произведенных в России, пользуется популярностью, так как работает с 6 и с 12В батареями, которые могут быть в критическом состоянии. Обладает защитой от искрения, переполюсовки и других случайностей. Есть возможность вести подзарядку через гнездо прикуривателя.
Первое место занимает Berkut Smart Power SP-8N, Китай. Самый простой и надежный в эксплуатации аппарат. Режимы работы можно выбирать самостоятельно, сила тока большая, действует безотказно.
Эти аппараты проявили себя, как хорошие помощники водителя в дороге
Важно помнить, что выбирая аккумулятор, следует его протестировать.
Berkut Smart Power SP-8N
зарядное устройство «СОРОКИН»
Автомобильное пуско — зарядное устройство Орион PW — 415 Обзор и Тест
Зарядное устройство АКБ Intertool AT-3012 6A Обзор
Зарядное устройство для аккумулятора Bosch C3
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов Орион PW150 отзыв
Как выбрать пуско зарядное устройство
Выбор Пуско-зарядного устройства. Советы автоэксперта
Новинки зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов
Каждый год появляются новые ЗУ. Основной список новинок:
- CTEK MXS 7.0
- CTEK MXS 5.0 POLAR
- Bosch C7
- CTEK MXS 5.0
- Noco Genius G7200EU
- CTEK CT START STOP
- CTEK MXS 5.0 TEST & CHARGE
- CTEK MXS 3.8
- Bosch C3
- Noco Genius G3500EU
Какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше
Выбрать лучшее сложно. Все ЗУ отлично работают. Краткий обзор популярных моделей представлен ниже.
Оборонприбор ЗУ-75А
Данный тип зарядного устройства выполнен достаточно просто. Ничего мудреного в нем нет. Просто стоит трансформатор с переключением выводов повторной или вторичной обмотки. На корпусе за переключение отвечает тумблер 4А/6А. Помимо трансформатора в нем стоит диодный мост и измерительный прибор амперметр.
Этот прибор неприхотлив. Его можно оставлять в холодном, сыром гараже. Вряд ли он сломается.
По утверждениям производителя такой источник питания призван работать с девяносто амперными аккумуляторами. Но на практике это 65 ампер максимум!
Не стоит использовать зарядник для зарядки гелевых и AGM аккумуляторов. Это связано с тем, что в конце зарядки уровень напряжения на клеймах может быть около 15 вольт. Подобное напряжение чревато повреждениями для этих АКБ.
FUBAG MICRO 80/12
Среди многих других, подобный зарядник выделяется своей миниатюрностью. Он способен заряжать разные АКБ. Имеет много вариантов зарядки. Встроен режим сульфатирования. Благодаря нему можно зарядить полностью нулевой источник питания!
Кулон 715А
Особенность устройства заключается в наличии «блока питания». Когда автоматически ток не снижается на выходах, отключаясь при окончании процесса зарядки, а поддерживает определенный уровень напряжения на контактах.
Подобному режиму водители находят уйму применений. К примеру, можно запитать переноску на 12 вольт или оживить уже казалось негодные аккумуляторы.
Используя автоматическую зарядку, водителю нужно просто установить по амперметру самый большой ток заряда, определяемый из емкости аккумулятора.
Elitech УПЗ 30/120
Устройство работает с АКБ на 12-24 вольт. Прибор имеет два варианта зарядки:
1) Нормальный – позволяет работать с необслуживаемым аккумулятором;
2) Быстрый – дает возможность подзарядить свинцово-кислотные АКБ, потому что в нем имеется большой ток;
Наличие специального тумблера пускового режима вырубает автоматическую защиту. Это дает устройству отдавать в нагрузку целых 120 А. Для компактной модели зарядника это нормально.
FUBAG COLD START 300/12
Подобный зарядник весит всего 1,5 кг! Отдает ток до 50 А. Позволяет делать запуск в момент когда стартеру нужно мало тока.
Для выбора режима зарядки нужно нажать кнопку “mode”. После этого зарядник сам задаст нужные параметры. При желании напряжение и ток можно отобразить на основном дисплее. При неисправности появится сигнал об ошибке.
Лучшие производители зарядных устройств для автомобильного аккумулятора
Ниже представлены марки зарядных устройств для АКБ.
Марки зарядных устройств:
- Airline
- Aiken
- Hyundai
- Катунь
- Кулон
- Кедр
- Юлмарт
- Сонар
- АШАН
- Зубр
- Беркут
- Ресанта
- Стек
- Электроника
- Ермак
- Imax
- Arduino
- Патриот
- Мерседес
- Полюс
- Telwin
- Калибр
- Сорокин
Пара слов о «начинке»
Внутри корпуса зарядного устройства скрываются «потроха», куда обычный пользователь лезет крайне редко. Правда, многие умельцы дорабатывают зарядные устройства и даже мастерят новые. Но для того, кто и машиной пользуется лишь как средством передвижения, на доработку просто нету времени и желания. Поэтому лучше сразу определиться с тем, что внутри.
Трансформаторные
Тёплые, ламповые, дедушкины. За несколько десятков лет они остались неизменны. Сегодня такие аппараты практически не выпускаются, потому что устарели – заряжать батареи можно и более дешёвыми и технологичными способами. К тому же, трансформаторный вариант материалоёмок – сколько одно металла идёт на мощный трансформатор!
У таких устройств есть своя верная аудитория. Они любят трансформаторные зарядники за неубиваемость, предсказуемость и отсутствие сложной электроники (только выпрямители и резисторы). Ремонт таких устройств может быть выполнен самостоятельно человеком с элементарными электротехническими знаниями и навыками пайки.
Отсутствие автоматики неожиданно даёт свой плюс. Там, где устройство на микросхемах считает современный гелевый аккумулятор вышедшим из строя, трансформаторная машина будет «кочегарить» его заданным током заданного значения. Разумеется, такой процесс должен быть на особом контроле пользователя во избежание нештатных ситуаций.
Импульсные
Сегодня составляют большую часть рынка З/У. Внутри находится плата управления, которая осуществляет процесс контроля над подачей тока с нужными параметрами на клеммы аккумуляторами. Имеют значительно меньший вес, а в силу копеечной стоимости электронных схем (собираемых в Китае) могут быть весьма дёшевы (зависит больше от бренда и позиционирования модели на рынке).