Топливный насос высокого давления дизельного двигателя

Основные неисправности и ресурс топливных насосов

Внешние признаки неисправностей топливных насосов похожи на неполадки других систем двигателя:

  • частичная потеря мощности, двигатель «не тянет»;
  • замедленный отклик при активном нажатии на педаль «газа», двигатель «тупит»;
  • неустойчивые обороты на холостом ходу;
  • затрудненный пуск хорошо прогретого двигателя.

Системы питания автомобильных двигателей состоят не только из трубопроводов и качающих устройств. В них установлены фильтры грубой и тонкой очистки, регуляторы давления, переливные и обратные клапаны и электронные датчики контроля и управления.

Неполадки системы питания могут быть вызваны неисправностями других её компонентов, и не обязательно связаны с топливными насосами:

  • Никто не застрахован от заливки в бак грязного или некачественного горючего на придорожной АЗС.
  • Забившийся грязью сетчатый фильтр топливного модуля вызовет у владельца авто мысли об отказе электронасоса. Отложения парафина из «летней» солярки на фильтре грубой очистки или в отстойнике навлекут подозрения на подкачивающее устройство.
  • Различные «очистители топливной системы» смывают отложения с днища и стенок топливного бака, забивают фильтры и сетки и, в конечном итоге, приходят в распылители форсунок.

Электрические центробежные устройства имеют наибольший ресурс про сравнению с другими типами топливных агрегатов, срок службы их достигает 200 тыс. км.

Подшипники скольжения, — втулки вала электродвигателя, изготовлены из малофрикционной бронзы и порошка графита. За весь срок службы двигателя дополнительная смазка втулок не требуется.

Распространённые «страшилки» про опасность работы электронасоса «всухую», при пустом топливном баке, необоснованны:

  • Двигатель без горючего заглохнет сам и его системы отключит ЭСУД.
  • Принудительно заторможенный «сухой» электронасос может выдержать под напряжением до пяти минут, после чего сгорит его предохранитель в цепи питания. Сам насос останется не повреждённым.

Загоревшаяся на приборной панели красная лампочка предупреждает водителя об уменьшении количества топлива в баке, а не об аварийной ситуации.

Разновидности насоса

Как известно, существует несколько видов топливного впрыска:

  • Моновпрыск — когда вместо карбюратора на всасывающий коллектор устанавливается одна общая форсунка. Сегодня практически не применяется.
  • Распределенный (многоточечный). Перед каждым цилиндром установлена своя форсунка, причем горючее подается не в цилиндр, а во впускной коллектор (непосредственно перед клапаном). Момент впрыска задается обычно электроникой. Ей же регулируется и объем подачи горючего.
  • Прямой или непосредственный впрыск. Горючее впрыскивается сразу в цилиндр двигателя (топливно-воздушная смесь образуется в процессе такта всасывания).

Для каждого вида впрыска применяются и соответствующие разновидности топливного насоса высокого давления. Известны 3 вида этих устройств:

  1. Рядный прибор — представляет собой несколько секций одинаковых насосов, каждый из которых питает свою форсунку. По своему устройству единичные секции абсолютно одинаковы. Эти приборы устанавливались ранее на дизельных двигателях и работали по жесткой программе от газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя.
  2. Распределительный одноплунжерный насос — работает также синхронно с вращением коленчатого вала. На 4-тактном двигателе рабочий процесс происходит за 2 оборота коленвала. Насосный вал в это время совершит 1 оборот, а рабочий плунжер подаст очередную порцию топлива на каждую форсунку. Распределительные насосы чаще всего используются в моторах легковых автомобилей.
  3. Магистральный ТНВД. Этот прибор работает независимо по отношению к коленчатому валу. Его задача заключается лишь в создании необходимого давления в топливной магистрали, которую называют еще топливной рампой. Последняя является своего рода гидравлическим аккумулятором. Открыванием форсунок управляет электронный блок управления (ЭБУ) при помощи электромагнитного клапана. Топливный насос высокого давления такого типа применяется в системах впрыска Common Rail.

Общее устройство ТНВД

  • Корпус.
  • Крышки.
  • Всережимный регулятор
  • Муфта опережения впрыска.
  • Подкачивающий насос.
  • Кулачковый вал.
  • Толкатели.
  • Плунжеры с поводками или зубчатыми втулками,
  • Гильзы плунжеров.
  • Возвратные пружины плунжеров.
  • Нагнетательные клапаны.
  • Штуцеры.
  • Рейка.

Принцип действия ТНВД

Вращение кулачковый вал получает через муфту опережения впрыска и зубчатую передачу от коленчатого вала. При вращении кулачкового вала кулачок набегает на толкатель и смещает его, а он в свою очередь, сжимая пружину, поднимает плунжер. При поднятии плунжера он вначале закрывает впускной канал, а затем начинает вытеснять топливо, находящееся над ним. Топливо вытесняется через нагнетательный клапан, открывшийся за счёт давления, и поступает к форсунке.

В момент движения плунжера вверх винтовой канал, находящийся на нём, совпадает со сливным каналом в гильзе. Остатки топлива, находящиеся над плунжером, начинают уходить на слив через осевой, радиальный и винтовой каналы в плунжере и сливной в гильзе. При опускании плунжера за счёт пружины открывается впускной канал, и объём над плунжером заполняется топливом от подкачивающего насоса.

Изменение количества подаваемого топлива к форсунке осуществляется поворотом плунжеров от рейки через всережимный регулятор. При повороте плунжера, если винтовой канал совпадёт со сливным раньше, то впрыснуто топлива будет меньше. При обратном повороте каналы совпадут позже, и впрыснуто топлива будет больше.

На некоторых ТНВД (например, ТНВД трактора Т-130) часть секций отключается на холостых оборотах, соответственно, отключается и часть цилиндров двигателя.

Дополнительные агрегаты ТНВД

Муфта опережения впрыска

— служит для изменения угла опережения впрыска в зависимости от оборотов. По принципу действия является механизмом, использующим центробежную силу. Устройство:

  • Ведущая полумуфта.
  • Ведомая полумуфта.
  • Грузы.
  • Стяжные пружины грузов.
  • Опорные пальцы грузов

Принцип действия муфты следующий. При минимальных оборотах грузы за счёт пружин стянуты к центру и положение между муфтами является исходным, при этом угол опережения впрыска находится в пределах отрегулированного параметра. При увеличении оборотов центробежная сила в грузах возрастает и разводит их, преодолевая сопротивление пружин. При этом муфты поворачиваются относительно друг друга и угол опережения впрыска увеличивается.

Всережимный регулятор — служит для изменения количества подачи топлива в зависимости от режимов работы двигателя: запуск двигателя, увеличение/уменьшение оборотов, увеличение/уменьшение нагрузки, остановка двигателя. Устройство:

  • Корпус.
  • Крышки.
  • Державка.
  • Грузы.
  • Муфта.
  • Рычаги.
  • Скоба-кулисы.
  • Регулировочные винты.
  • Оттяжные пружины.

Принцип действия регулятора следующий:

  • Запуск двигателя: перед запуском рейка за счёт пружины находится в положении максимальной подачи топлива, поэтому при запуске в двигатель подаётся максимальное количество топлива. Это способствует быстрому запуску. Как только двигатель начнёт развивать обороты, и центробежная сила в грузах начнёт расти, они, преодолевая сопротивление пружин, начнут расходиться в стороны и внутренними своими рычагами давить на муфту, которая будет воздействовать на рычаг, а рычаг будет тянуть рейку в сторону уменьшения подачи топлива. Обороты установятся в соответствии с натягом пружин.
  • Увеличение оборотов: при нажатии на педаль «газа» натягивается пружина, которая действует на рычаг рейки и муфту. Муфта и рейка смещается, при этом преодолевается центробежная сила в грузах. Рейка смещается в сторону увеличения подачи топлива, и обороты растут.
  • Увеличение нагрузки — при увеличении нагрузки и неизменном положении педали «газа» обороты снижаются, центробежная сила в грузах тоже. Грузы складываются и дают возможность сместиться муфте, рычагу и рейке в сторону увеличения подачи топлива. При снижении нагрузки обороты начинают увеличиваться, центробежная сила в грузах тоже, грузы начинают расходится и внутренними рычагами смещать муфту, рычаг и рейку в сторону уменьшения подачи топлива. Обороты при этом прекращают расти.
  • Остановка двигателя — при остановке двигателя поворачивается скоба, кулиса скобы воздействует на рычаг, а рычаг — на рейку. Рейка перемещается настолько в сторону уменьшения подачи, что подача прекращается, и двигатель останавливается

Основные неисправности, их причины, ремонт ТНВД

Топливный насос — сложный узел, который в процессе эксплуатации может выходить из строя. Как уже отмечалось, причиной проблем может быть плохое топливо, а первыми под «удар» попадают плунжеры. При этом симптомы поломки очень похожи на признаки, характерные для двигателя.
Неисправность ТНВД проявляет себя следующими признаками:

  • увеличение расхода;
  • течь горючего;
  • перегрев двигателя;
  • нестабильность работы ДВС на небольших оборотах;
  • падение мощности;
  • появление дыма в выхлопной системе;
  • подозрительные шумы и т. д.

К основным причинам неисправности стоит отнести:

  • Небольшой зазор в плунжерных парах.
  • Плохая солярка.
  • Попадание воды в дизельное топливо, что приводит к снижению ресурса узла и необходимости замены ТНВД.
  • Загрязнение топливного фильтра и, соответственно, попадание грязи в топливный насос.
  • Износ подшипников из-за дефекта или естественного старения.
  • Брак устройства: трещины, нарушение целостности подшипников, заедание втулки плунжера.
  • Проблемы с герметичностью и уплотнением ТНВД.
  • Коррозия плунжеров из-за высокого содержания воды в топливе.
  • Ошибки в работе клапана ТНВД.
  • Повреждение пружины, обеспечивающей возврат плунжера.

В случае замены нужно купить ТНВД и следовать инструкции производителя. Для продления срока службы механизма рекомендуется:

  • ежегодная промывка топливной системы;
  • своевременная замена фильтра, очищающего горючее;
  • применение зимнего дизеля в холодное время года;
  • покупка качественной солярки;
  • поддержание высокого уровня топлива в баке;
  • прогрев двигателя зимой перед поездкой;
  • использование специальных присадок при низком качестве дизельного горючего.

Указанные выше меры позволяют продлить срок службы ТНВД и обеспечить его нормальную работу.

Плунжерные подкачивающие насосы

Основной тип механических насосов низкого давления дизельных двигателей.

Монтируются непосредственно на блоке цилиндров двигателя.

Подпружиненный плунжер перемещается в цилиндрической полости корпуса эксцентриком на вспомогательном валу двигателя. Через впускной клапан солярка из подводящей магистрали всасывается в плунжерную камеру и выталкивается из неё рабочим ходом плунжера через выпускной клапан в напорную магистраль. Оба клапана шариковые.

Для устранения воздушных пробок в подводящем трубопроводе, подкачивающий плунжерный насос может иметь дополнительный ручной привод плунжера.

Плунжерные подкачивающие насосы развивают давление 30-40 бар, имеют большой запас по производительности.

Рабочий зазор цилиндр-плунжер около 3,0 мкм. При износе и увеличении зазора развиваемое давление резко снижается.

Смазывается плунжерная пара только топливом. От качества и свойств «солярки» зависит работоспособность всех топливных устройств плунжерного типа.

Подготовительные и проверочные операции

Маркировка ТНВД

Номенклатура топливных насосов VE определяется типом дизелей, на которые они устанавливаются, а основные данные насоса отражены на табличке фирмы, показанной для одного насоса в качестве примера на рисунке.

Марка насоса VE 4/9 F2250R12 расшифровывается следующим образом:

  • V — насос распределительного типа;
  • Е — обозначает семейство ТНВД;
  • 4 — число цилиндров двигателя;
  • 9 — диаметр плунжера насоса, мм;
  • F — обозначает тип регулятора — центробежный;
  • 2250 — номинальная частота вращения вала насоса, мин-1;
  • L — насос левого вращения (R — правого вращения);
  • 12 — индекс исполнения (для данного дизеля).

Дополнительные цифровые обозначения на табличке являются индексами фирмы, например, 0 460 494 001 расшифровывается так: 0 — индекс производства, 460 — класс изделия, 4 — обозначает насос типа VE, 9 — индекс диаметра плунжера. 4 — число цилиндров дизеля, 001 — порядковый номер, который может изменяться в производстве.

В топливных насосах VE японского производства в обозначении добавляется аббревиатура «NP», например, VE 4/8 F 2500 LNP 347.

Кроме того, на табличке может быть указана фирма (ZEXEL), и это же название отлито вместе с корпусом насоса.

Индекс исполнителя в обозначении насоса может быть уточнен в зависимости от комплектации, так для дизеля VW «AAZ» имеем:

  • Bosch VE 4/9 F2300 R 432 — автомобиль без кондиционера;
  • Bosch VE 4/9 F2300 R 432-4 — с кондиционером.

Общие методы проверки

Несмотря на широкую номенклатуру насосов VE и некоторые конструктивные отличия существуют общие методы проверки и регулировки рассматриваемых ТНВД. Ниже излагаются некоторые приемы простейших проверок топливной аппаратуры при нарушении работы дизеля.

Если имеют место пропуск вспышек в отдельных цилиндрах дизеля, неравномерная работа и связанная с этой неисправностью потеря мощности, то для определения цилиндра, работающего с перебоями, может быть применен метод последовательного их отключения на режиме минимальной частоты вращения холостого хода. Для этого следует отвернуть на полоборота гайку крепления трубки высокого давления к форсунке и на слух или с помощью тахометра определить наличие или отсутствие изменений в работе двигателя. В случае отсутствия изменений в работе данный цилиндр является причиной неравномерной работы и, следовательно, требуется произвести более детальную проверку (форсунки, компрессии и т.д.).

Полезным в определении причин нарушений работы дизеля является анализ дымности ОГ.

Неровная работа и потеря мощности могут быть связаны с засорением всасывающих топливопроводов грязью или с подсосом воздуха. Наличие пузырьков последнего на впуске может быть определено путем установки прозрачной трубки на всасывающей линии.

Если дизель не развивает максимальной частоты вращения и имеются признаки нарушения подачи топлива, следует установить манометр на штуцер фильтра тонкой очистки топлива и проверить величину низкого давления, которое должно соответствовать спецификации фирмы. Следует также проверить состояние топливного фильтра и наличие избыточного количества воды в сепараторе фильтра.

Необходимо проверить привод ТНВД. чтобы убедиться в правильности установки фазы опережения впрыскивания, особенно если двигатель подвергался ремонту.

Одной из первых проверок должна быть оценка правильности соединений рычага управления регулятором с педалью акселератора. Для этого должно быть проведено соответствие максимальной частоты вращения холостого хода и начала действия регулятора с отсоединенным приводом от педали, т.е. при непосредственном воздействии на рычаг управления, и с подсоединенным. В случае несоответствия отрегулировать привод.

Важным параметром работы топливной системы является температура топлива во внутренней полости корпуса ТНВД, оптимальная величина которой должна быть в пределах 45 — 50°С. Увеличение температуры выше 50°С приводит к снижению мощности дизеля, в большей степени для двигателя с турбонаддувом.

Что собой представляет?


ТНВД является одним из основных узлов системы топливоподачи дизельных двигателей и предназначается для своевременной подачи порции смеси в камеру сгорания. Особенностью такого горючего является зависимость качества воспламенения от уровня оказываемого давления. Действия стандартной поршневой системы в данном случае оказывается недостаточно, так как требуется довести давление до показателя в 150 Мпа и более. Для обеспечения этого условия и используется специфический ТНВД для дизельных силовых агрегатов.

С появлением промышленной версии систем типа Common Rail, в которых контроль распылителей осуществляется с помощью электроники, функционал насоса ограничился одним действием – контролем уровня нагнетаемого давления.

Подготовительные работы

Вначале необходимо снять старую деталь

Важно сбросить давление в системе, сняв предохранитель. Если предохранитель найти не удалось, лучше оставить машину, чтобы она постояла с заглушенным мотором

После снятия старого ТНВД линейкой измеряют длину штока, на изношенной детали она всегда меньше нормы. Например, для автомобиля Ford нормальная длина составит около 22 мм. Желательно поставить новую запчасть, ее монтаж проще, и прослужит она дольше. При покупке б/у насоса нужно померить шток, не стоит брать его, если длина на 5-7 мм меньше стандартной. В таком случае насос будет работать некорректно.


Поцарапанный шток

Регулировка ТНВД перед установкой

Когда сработает первый плунжер, нужно подсоединить вилку к разъему с положительным зарядом. Дальше необходимо покрутить шестерню насоса, ее регулируют по метке в нейтральном положении первого плунжера или вытеснителя. При прокручивании гаечным ключом меняется положение плунжера. Его можно сместить вправо или влево, затем ключ упрется. Это означает, что вытеснитель находится в нижней точке.


Плунжерная пара

Шестерню поворачивают так, чтобы возле отметки находилась ее часть без зуба. Слепой зуб должен находиться с левой стороны фланца. Если представить, что шестерня представляет собой циферблат часов, то отметка без зуба находится в положении 11 часов.

Топливные насосы высокого давления (ТНВД)

Топливные насосы высокого давления (ТНВД) Двигатель ВЕС кг. Цена с НДС
4УТНИ-1111007-70 Д247 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-100 Д248 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-180 Д243-349 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-410 Д242 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-420 Д243 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-430 Д244 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-610 Д242С 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-620 Д243С 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-630 Д244С 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-700 Д248С 14 Скачать прайс  
4УТНЭ-1111007-100 Д246.1 14 Скачать прайс  
4УТНЭ-1111007-100 Д246.2 14 Скачать прайс  
4УТНЭ-1111007-110 Д246.1 14 Скачать прайс  
4УТНЭ-1111007-110 Д246.2 14 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111007 Д-245.7 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111007-10 Д245.16 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111007-20 Д245.12С 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111007-50 Д245.9 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111007-400 Д245 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111007-520 Д245.5 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111007-600 Д245С 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111007-720 Д245.5С 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005 Д241 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-10 Д242 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-130 Д247.1 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-20 Д243 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-30 Д244 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-40 Д248 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-50 Д248.1 14 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005 Д245 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005 Д245.1 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005-20 Д245.4 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005-20 Д245.5 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005-30 Д245.2 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005-30 Д245.3 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005-40 Д245.10 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005-50 Д245.12 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005-60 Д245.12 14,5 Скачать прайс  
627.1111005.00.01 Д-260.1 15 Скачать прайс  
627.1111005.00.02 Д-260.1 15 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-305 Д 144 2000об/мин 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-315 Д 145Т 1500об/мин 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-335 Д 144 1500об/мин 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111007-345 Д 144 1800об/мин 14 Скачать прайс  
4УТНИ-Э-1111007 Д 145Т 1500об/мин 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Э-1111007-10 Д 144 1500об/мин 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-305 Д 144 2000об/мин 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-315 Д 144 1800об/мин 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-325 Д 144 1600об/мин 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-350 Д 144 2000об/мин 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-370 Д 144 1800об/мин 14 Скачать прайс  
4УТНИ-Э-1111005 Д 144 2000об/мин 14,5 Скачать прайс  
4УТНИ-Т-1111005-305 Д 144 2000об/мин 14,5 Скачать прайс  
3УТНИ-1111007 Д 130 2000об/мин 13 Скачать прайс  
3УТНИ-1111005 Д 130 2000об/мин 13 Скачать прайс  
3УТНИ-1111005-05 Д 130 2000об/мин 13 Скачать прайс  
3УТНИ-1111005-15 Д 130 1500об/мин 13 Скачать прайс  
3УТНИ-Э-1111005 Д 130 2000об/мин 13,5 Скачать прайс  
3УТНИ-Т-1111005 Д 130Т 2000об/мин 13,5 Скачать прайс  
3УТНИ-Т-1111005-05 Д 130Т 2200об/мин 13,5 Скачать прайс  
2УТНИ-1111007-05 Д 120 2000об/мин 11,5 Скачать прайс  
2УТНИ-1111007-15 Д120-42 2000об/мин 11,5 Скачать прайс  
2УТНИ-1111007-35 Д 120 1500об/мин 11,5 Скачать прайс  
2УТНИ-Э-1111007 Д 120 1500об/мин 11,5 Скачать прайс  
2УТНИ-1111005-05 Д 120 2000об/мин 11,5 Скачать прайс  
2УТНИ-1111005-15 Д 120 1800об/мин 11,5 Скачать прайс  
2УТНИ-1111005-25 Д 120 2000об/мин 11,5 Скачать прайс  
2УТНИ-1111005-35 Д 120 1800об/мин 11,5 Скачать прайс  
2УТНИ-Э-1111005 Д 120 2000об/мин 11,5 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005 РМ 80.01 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-10 РМ 80.10 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-20 РМ 80.15 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-30 Д65Н/М 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-40 Д65М1П 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-50 Д65А-П 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-60 Д75П 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-70 Д65А-П1 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-80 Д65М1Л 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-90 Д65ЛС 14 Скачать прайс  
4УТНИ-П-1111005-90 Д65МД/НД 14 Скачать прайс  
4УТНИ-ПТ-1111005 РМ120 14 Скачать прайс  
4УТНИ-ПТ-1111005-10 РМ120-10 14 Скачать прайс  
4УТНИ-ПТ-1111005-20 РМ120-05 14 Скачать прайс  
4УТНИ-Э1-1111005 Д-65АС 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-А41 А-41 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-14Н СМД-14Н 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-14Н СМД-14АН 14 Скачать прайс  
4УТНИ-1111005-18Н СМД-18Н 14 Скачать прайс  
4УТНИ-Г-1111005-20 Д243 14 Скачать прайс  
627.1111005-30 А-01М 15 Скачать прайс  
 432.1111005 Д-442 15 Скачать прайс  

Остальная топливная аппаратура:

  • Форсунки

  • Плунжерные пары

  • Клапанные пары

  • Насосы подкачивающие

  • Применяемость

  • Взаимозаменяемость

Основной рабочий узел

Состоит эта пара из двух частей – поршня (он же плунжер) и гильзы (втулки). Поскольку в узле создается высокое давление, то утечки между составными элементами не допускаются. Поэтому рабочие поверхности поршня и гильзы имеют высокую степень обработки, поэтому не редко пару называют прецизионной.


Плунжерная пара

Суть работы пары построена на возвратно-поступательном перемещении плунжера внутри втулки. При этом посредством каналов или клапанов обеспечивается попадание топлива в надплунжерную полость и отвод его после сжатия.


Работа плунжерной пары

Работает все так: при перемещении поршня вниз открывается канал или клапан подачи (зависит от устройства ТНВД), и топливо закачивается в полость. При передвижении вверх подача прекращается (канал или клапан закрывается) и плунжер начинает сжимать дизтопливо. При достижении определенного значения давления открывается нагнетательный клапан и дизтопливо (уже находящееся в сжатом состоянии) выходит в магистраль, ведущую к форсункам.

В общем, работа самой плунжерной пары очень проста, но существует множество нюансов и особенностей, в том числе и конструктивных, которые влияют на функционирование этого узла. Поэтому принцип работы ТНВД следует рассматривать отдельно по каждому из указанных видов.

Какой уровень давления обеспечивают ТНВД?

Поскольку основной задачей ТНВД является точное дозирование и своевременная подача топлива, его рабочие характеристики во многом зависят от требуемых для конкретного автомобиля режимов работы. Следует понимать, что каждый насос имеет некоторый диапазон рабочего давления, а не одну конкретную величину. Так, например, рядные ТНВД для дизельных моторов, в зависимости от модели, могут создавать максимальное давление до 55-135 МПа. При этом в отдельной модели минимальный показатель на холостом ходу может быть 15 МПа, а максимум при полной нагрузке — 130 МПа.

Магистральные насосы системы Common Rail достигают максимальных показателей до 135-200 МПа и каждое последующее поколение увеличивает не только верхний, но и нижний порог диапазона. Для примера, самые первые системы Bosch CP1 предполагают работу в диапазоне от 17 до 135 МПа, тогда как системы четвертого CP4 поколения способны развивать от 23 до 200 МПа.

Рекомендуем: Как проверить датчик лямбда зонд

Для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива (системы GDI) достаточно обеспечить давление в диапазоне 3-11 МПа.

Диафрагменные насосы подачи топлива.

В корпусе насоса, разделённом на две части, расположена гибкая диафрагма, совершающая возвратно-поступательные движения под действием рычага и возвратных пружин.

В нижнеклапанных безиновых моторах рычаг движется эксцентриком распределительного вала, в верхнеклапанных — эксцентриком вала привода вспомогательных агрегатов.

Бензин, засасываемый диафрагмой, проходит через тонкую сетку-фильтр и впускные клапаны, в карбюратор поступает через выпускные клапаны.

Диафрагменный устройства развивают давление до 2 бар, производительность их прямо пропорциональна частоте вращения двигателя и достигает 60 л/час.

Рабочая диафрагма может состоять из двух или трёх слоёв.

При превышении давления выпускной клапан «зависает» и топливо циркулирует в первичной камере насоса, не уходя в карбюратор.

Все типы диафрагменных насосов оборудованы рычагом ручной подкачки.

Работоспособность и долговечность диафрагменных типов устройств в большой степени зависит от стойкости клапанов и материала диафрагмы, изнашиваемых микрочастицами, содержащимися в топливе.

Срок службы диафрагменных насосов невелик и обычно не превышает 50-70 тыс. км пробега.

Разборка и устранение утечек

Ниже описывается последовательность действий при самостоятельном ремонте ТНВД. На работающем двигателе отсоединяют тягу, соединяющую педаль газа с рычагом, регулирующим подачу топлива. После чего вручную покачивают рычаг в радиальном направлении, стараясь растянуть возвратную пружину.

Если через кольцевую щель не наблюдается просачивания солярки, значит, уплотнение не изношено. В противном случае требуется восстановительный ремонт сопряжения.

Пока насос еще не снят с двигателя, убеждаются в исправности электромагнитного клапана отключения подачи топлива. Если двигатель пускается и глушится при повороте ключа — клапан исправен. Как поступать в ситуации, когда этот компонент отказывает во время движения, будет рассказано несколько ниже.

Теперь же остается переходить к разборке насоса. Перед тем как отсоединять от агрегата топливные магистрали и электроподводку, необходимо протереть его корпус и соединения смоченной в солярке ветошью, после чего вытереть насухо, чтобы исключить попадание грязи в топливную систему. Снятый насос еще раз промыть, после чего снять крышку и слить с него топливо.

В первую очередь нужно разобрать привод регулировки подачи горючего и произвести ревизию уплотнений, а также оценить степень износа сопряженных деталей. Уплотнительные кольца обязательно меняют. Для этой цели необходимо купить ремкомплект для ремонтируемого прибора.

Что касается изношенных деталей, есть два способа отреставрировать их: восстановить изношенную ось с помощью хромирования, или выточить и поставить в корпус ремонтную бронзовую втулку. Корпус перед этим придется расточить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector