Торможение двигателем это как?

Что сначала: торможение или переключение передач?

Остановлюсь подробнее на вопросе «что сначала: тормозим, а потом переключаемся, или переключаемся, а потом тормозим?». Есть разные мнения на эту тему, и многие автогонщики – профессионалы своего дела – сходятся во мнении на том, что нужно сначала тормозить, и только потом переключаться. В частности, об этом пишет в своих книгах уважаемый мною Михаил Горбачев.

На мой взгляд, не все так однозначно, внесу некоторые уточнения, после чего все встанет на свои места. Еще раз ответим на вопрос: для чего мы переключаем передачи вниз при торможении? Для того чтобы сохранить нужные нам обороты двигателя и не потерять тягу мотора. Зачем нужна тяга мотора при торможении – подробнее читайте выше, а здесь я еще раз опишу вкратце основные моменты:

  • для возможности интенсивного ускорения во избежание столкновения;
  • для возможности торможения двигателем во избежание потери управляемости;
  • для создания антиблокировочного эффекта тормозам. Это актуально для старых машин без АБС, и здесь я не буду рассматривать этот вопрос. Скажу коротко: если у вас такой автомобиль – включайте пониженные передачи – и будете тормозить еще безопаснее.

Есть и еще один момент – спортивный:

для возможности интенсивного ускорения на выходе из поворота и сокращения времени прохождения гоночной трассы.

На гонках тормози

Именно последний пункт наиболее важен для гоночного вождения и именно поэтому гонщики всегда переключают передачи вниз при торможении. При этом они переключаются не на средних оборотах, как рекомендую делать я для городской езды – при 2500 об/мин, а на высоких: так, чтобы после переключения стрелка тахометра поднималась до красной зоны. А машина в гоночном режиме на прямой идет в режиме интенсивного разгона, стрелка тахометра находится в скоростном диапазоне и к концу прямой часто достигает красной зоны. Понятно, что в этой ситуации гонщик не может и не должен переключаться перед торможением, поскольку в этом случае стрелка тахометра зашкалит. Сначала он тормозит, обороты от максимальных снижаются, скажем, от 7000 до 5000, после чего он переключает передачу вниз, поднимая обороты снова до максимальных – 7000 об/мин в нашем примере.

В городе переключайся

Что же касается городской езды, то в штатных режимах стрелка тахометра обычно находится в экономичном режиме: 2000-3500 об/мин. При разгоне доходит до верхней границы зоны – 3500 об/мин, а при установившемся движении оптимальные обороты – 2500 об/мин. Теперь вспомним, что переключаться вниз желательно при достижении стрелкой тахометра как раз 2500 об/мин. Выходит, в такой ситуации – сначала переключение, затем торможение.

Мне иногда возражают, мол, ты пока переключишься, пройдет время, и ты потеряешь в торможении. Друзья, мы же не на гонках. Если вам нужно нажать на тормоз за 100 метров до светофора, почему нельзя спрогнозировать это заранее и начать переключаться вниз за 110 метров? И после переключения – как раз за 100 метров до остановки – перейти к торможению, что сложного-то? Применяйте навыки защитного вождения!

Можно, конечно, сначала тормозить, но мы тут же потеряем обороты, стрелка тахометра уйдет вниз за 2000, тогда какой смысл в переключениях вообще? Мы же переключаемся не ради физзарядки для рук и ног, а ради поддержания нужных нам оборотов мотора. Значит, мы должны это делать своевременно и руководствоваться показаниями тахометра, а не моментом нажатия на педаль тормоза. Если обороты высокие и переключаться рано – тормозите, а потом переключайтесь. Если обороты уже низкие, и пора переключаться – переключайтесь и тормозите потом. Понижение передач и торможение – два независимых процесса, они могут существовать как вместе, так и по отдельности друг от друга. Водитель может вообще не касаться педали тормоза, а тормозить только двигателем и понижать передачи. Тогда фраза «сначала жмем на тормоз, а потом переключаемся» вообще не имеет смысла.

Так что, друзья, будьте гибкими и применяйте те или иные приемы вождения разумно.

В следующей статье – конкретные приемы торможения и рекомендации по их использованию.

Как правильно тормозить на механике перед поворотом

Заносы на поворотах — дело нередкое и случается из-за плохого состояния дорог под передними и задними колесами, а также уклона дороги

Заносы на поворотах случаются по различным причинам, к которым относится, к примеру, неодинаковое состояние дорожного полотна под передними и задними колесами, уклон дороги. Юз и занос машины случаются и от неодновременной блокировки колес. Остановить занос намного проще в самом начале, когда автомобиль еще не сошел с траектории движения.

Если уже случился занос, следует придерживаться нескольких советов:

  1. Ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза — это усложнит ситуацию, поскольку машина станет неуправляемой.
  2. Не пользуйтесь также педалью сцепления — это не имеет никакого смысла.
  3. Усложняет ситуацию резкое отпускание педали газа.
  4. Если у вас автомобиль с задним приводом, плавно снизьте обороты двигателя.
  5. Если вы являетесь владельцем переднеприводного авто, увеличьте обороты, чтобы силой тяги управляемых колес остановить занос.
  6. Руль поворачивайте только в сторону заноса: зад автомобиля заносит вправо — руль поворачиваете вправо быстро, но без резких движений. Здесь хороша умеренность в управлении рулем.

При нейтральной передаче на управление машиной не влияет педаль газа. Следовательно, включение нейтральной передачи на повороте приведет к ужасным последствиям — потере контроля над авто. Следует учитывать также, что даже при включенной, к примеру, четвертой передаче, на скорости 60 км/ч, тахометр показывает менее 2 000 оборотов/мин. При такой слабой тяге двигателя торможение двигателем будет очень недостаточно неэффективным. Прекратить занос автомобиля и ДТП сможет только эффективное торможение двигателем при условии тяги мотора 3 000-3 500 оборотов/мин. на третьей передаче при скорости 70 км/час.

Скользкие подъемы преодолеваются легко, если заранее выбрать правильную скорость и передачу. Менять ее на самом подъеме неудобно. Переднеприводные авто часто буксуют на скользких подъемах. Можно попробовать заехать на подъем задним ходом.

Торможение двигателем на спуске, покрытом льдом, будет успешным при условии заблаговременного включения в начале движения вниз 2-й передачи. Нажатие на тормоз автомобиль превращает в санки. Резкие повороты рулевого колеса также не помогут управлять автомобилем — он будет ехать прямо, несмотря на все усилия водителя повернуть в сторону.

https://youtube.com/watch?v=XBFI6mwKo1w

Немного улучшает положение повышение сцепления шин с дорогой. Использование цепей противоскольжения, шипованой резины, особых зимних шин может несколько упростить управление автомобилем на скользкой поверхности дороги. Если тормозить двигателем плавно, размеренно и мягко, автомобиль обретет устойчивость, снизится вероятность такой неприятности, как занос.

Несколько упрощает управление автомобилем на льду современная ABS — антиблокировочная система, не позволяющая колесам уйти в полную блокировку, потерять управление автомобилем. До изобретения такого устройства водители при заносе могли рассчитывать только на свое мастерство. Работу ABS имитирует прерывистое нажатие тормоза, не дающее ввести колеса в блокировку. Стоит учесть, что ABS не дает четкой управляемости, поэтому лучше тормозить заранее, чтобы войти в маневр на правильной скорости.

Возможно ли торможение двигателем на автомате

В предыдущем разделе мы разобрались, что для снижения скорости движения за счет мотора на машине с механической коробкой нужно последовательно переходить на пониженную передачу. Теперь давайте рассмотрим, возможно ли торможение двигателем на АКПП?

Автоматические КПП отличается более сложной конструкцией и меньшим сроком службы в сравнении с механикой. Автоматы состоят из планетарных и фрикционных механизмов, масляного насоса и других элементов. При этом взаимодействие с мотором обеспечивает гидротрансформатор. На автомобиле с АКПП также можно осуществлять торможение двигателем, но менее эффективно в сравнении с механической трансмиссией.

По своей форме гидротрансформатор напоминает спасательный круг, внутри которого установлены две турбины, помещенные в масляный резервуар. Между турбинами отсутствует прямая механическая связь, но при вращении одной из них лопатки начинают направлять потоки масла по кругу и приводят в движение другую. Именно так происходит передача вращательного момента.

Когда авто набирает скорость, гидравлическая муфта блокируется, валы начинают вращаться синхронно, вращательный момент передается напрямую. Когда происходит торможение двигателем, блокировка гидромуфты отключается на скорости около 50-60 км/ч. В этот момент начинает работать масляный демпфер, сглаживающий нагрузки. Гидравлическая муфта эффективно компенсирует даже высокие нагрузки на АКПП, защищая коробку от повреждений. В гидротрансформаторе допускается разное вращение входного и выходного валов без ущерба для всего механизма. В то же время сглаживание нагрузок негативно отражается на эффективности снижения скорости, поэтому машина с автоматом тормозит двигателем намного медленнее, чем авто с механической трансмиссией.

Покупателям машин с автоматической коробкой нужно хорошо изучить эксплуатационную инструкцию, уделяя особенное внимание режимам работы трансмиссии. Для некоторых типов автоматических коробок конструкторы вообще не предусматривают торможение мотором, а в других моделях АКПП такой режим блокирует электронная система управления

Существуют модификации «автоматов», у которых режим торможения двигателем начинает работать без участия водителя. В некоторых моделях АКПП для снижения скорости авто за счет мотора предусмотрена функция ручного переключения передач.

В качестве примера рассмотрим один из возможных вариантов торможения двигателем на машине с АКПП:

  1. Нужно включить режим overdrive, после чего АКПП переключится на 3-ю скорость.
  2. Когда скорость движения снизится, следует установить 2-ю передачу, что будет способствовать процессу торможения.
  3. Рычаг АКПП надо поставить в положение «L», которое соответствует 1-й передаче.

Во время движения автомобиля рычаг АКПП можно устанавливать только в положения «D-2-L», включение других скоростей может привести к поломке коробки (категорически нельзя на ходу использовать позиции «R» и «P»).

В большинстве случаев электронные системы сами управляют работой АКПП. Так, на высокой скорости электроника не даст возможности принудительно переключиться на 1-ю передачу.

Технология торможения мотором на авто с гидромеханической АКПП напоминает езду на механике с не полностью выключенным сцеплением (передача включена, мотор гудит, но скорость сбрасывается не так эффективно). Машина, двигаясь на спуске, катится все быстрее, поэтому водителю приходится регулировать ее скорость педалью тормоза.

Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что автомобили, оснащенные автоматическими коробками, умеют тормозить мотором и имеют электронные системы, защищающие от поломок. Кроме того, нагрузки, передающиеся от колес на АКПП, гасятся гидромуфтой, а следовательно, повредить трансмиссию при движении на спуске невозможно. В то же время автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит особенно щадить тормозные диски и колодки.

Если же в инструкции к машине в автомат-коробкой указано, что для данной модификации не предусмотрен режим торможения мотором, то использовать такой прием следует только в случае крайней необходимости, чтобы не сократить срок службы дорогостоящей АКПП.

Подводя итоги, отметим, что прием торможения мотором более эффективен для авто с механической КПП, так как в этом случае обеспечивается жесткое сцепление шестеренок трансмиссии. При управлении машиной с коробкой автомат следует больше полагаться на тормозную систему.

Что означает торможение двигателем

В процессе использования этого способа торможения силовой агрегат транспортного средства оказывает сопротивление инерционной силе, способной увеличить скорость авто. Мотор может притормозить автомобиль, осуществляющий движение на определенной передаче при минимально возможной подаче горючего.

Если в результате нажатия на педаль газа происходит увеличение количества подаваемого топлива и раскручивание двигателя, то когда ее отпускают:

  • уменьшается поступающее в цилиндры горючее;
  • начинается снижение оборотов;
  • на трансмиссию перестает передаваться вращательный момент двигателя.

В процессе движения машины коробкой автоматом дозировано передается крутящий момент, который был получен от мотора машины, к колесам, в соответствии с установленным передаточным числом КПП.

При перемещении транспортного средства с автоматом на пониженных передачах (1-3) на колеса передается предельно допустимое количество энергии. В это время автомобиль не получится разогнать до высоких скоростей. Хотя даже при включении повышенного режима, а именно, 4-6, и увеличении скорости, получаемый разгон машины с автоматом будет недостаточно интенсивным, мощность, передающаяся на колеса, снизится по сравнению с первыми тремя передачами.

Преимущества торможения двигателем

Их много. Прежде всего – таким образом, теряя скорость, двигатель не потребляет топливо. Так, что заставляет это выходить? Все просто, поршни двигаются энергией вращающихся колес. Это можно проверить, наблюдая за мгновенным расходом топлива на бортовом компьютере. При движении на передаче без нажатия на акселератор расход равен нулю, а при включении нейтральной («холостой») передачи обычно колеблется в пределах 1-3 л / 100 км.

Еще одним преимуществом торможения двигателем является снижение износа тормозных дисков и колодок, которые чаще всего «медленные». Конечно, когда дорожная ситуация этого требует, вы должны использовать тормоз.

Чем опасно для автомобиля торможение двигателем?

Забегая наперед, отвечу – ничем, кроме того, что в один момент, когда скорость движения автомобиля будет ниже 20 км/ч, двигатель “заглохнет”.

Кроме этой проблемы, торможение двигателем ничем не опасно для автомобиля и его узлов. Дело в том, когда водитель тормозит ДВС при включенной передачи, коленвал и все детали двигателя продолжаю вращаться. Вместе с ними вращается маслонасос мотора, давление, создаваемое им, обеспечивает подачу масла на трущиеся пары двигателя, обеспечивая их смазку. Поэтому работа их в таком режиме ничем не отличается от работы двигателя на холостых оборотах или в обычном режиме езды авто.

Торможение двигателем и безопасность

Помимо уменьшения износа тормозной системы и снижения расхода топлива, торможение двигателем также повышает безопасность вождения. Автомобиль «в покое» просто катится вяло и не готов к внезапному ускорению в случае необходимости. При торможении двигателем у нас всегда выбрана определенная передача, а при необходимости вы можете нажимать на газ и быстро ускоряться.

Торможение двигателем – на что обратить внимание?

Уменьшить передачи перед поворотом на прямых колесах. Отжим сцепления (это относится главным образом к вождению на снегу), когда в поворотах освобождает заднюю часть автомобиля и может привести к скольжению. Поэтому мы должны войти в поворот на определенной передаче. Внезапное нажатие на сцепление и неэффективное снижение рывком могут дестабилизировать автомобиль даже на ровной дороге (опять же – это больше касается заснеженных / обледенелых поверхностей), поэтому педаль сцепления должна работать точно.

Что такое, торможение двигателем и вредит ли оно автомобилю?

Использование основной тормозной системы — самый безопасный способ замедлить работу автомобиля, как в обычных условиях, так и в аварийной ситуации. Но на сколько, эффективно оно?

Что такое торможение двигателем?

Торможение двигателем — это процесс замедления автомобиля, с использованием силы двигателя. Этот процесс начинается, когда вы перестаёте нажимать на педаль газа, тем самым перекрывая дроссельную заслонку и доступ воздуха к цилиндрам, прекращая выработку полноценной энергии, и создавая тормозное усилие, которое останавливает автомобиль.

Такое торможение, возможно только во время движения автомобиля. И когда, вы выжимаете сцепление, замедляющая сила двигателя отключается, созданная закрытием дроссельной заслонки и не переходит на трансмиссию, а автомобиль продолжает движение с той-же скоростью. Ну, а когда вы переключаетесь на более низкие передачи, вы сможете ускорить этот процесс.

Одним из ключевых преимуществ является то, что оно снижает износ компонентов тормозной системы. Поскольку тормозная система основана на принципах трения, она изнашивается каждый раз, когда вы нажимаете на педаль тормоза.

Использование комбинации, торможения двигателем и тормозной системы, поможет безопасно управлять авто, снижая износ тормозных накладок и тормозного диска.

Еще одно преимущество, которое даёт торможение двигателем, — это качественный контроль, ситуации при спуске. Понижая передачи во время спуска, вы сможете управлять скоростью при помощи двигателя автомобиля, а не только тормозами, что исключит перегрев тормозной системы или полный отказ, в худшем варианте.

Торможение двигателем, также полезно на скользком покрытии. Когда дорога скользкая, вы рискуете заблокировать колеса и увести автомобиль в занос, особенно если вы паникуете.

Наносит ли торможение двигателем, вред автомобилю

Многие водители, часто задают вопросы, не является ли такая техника вредной для двигателя и трансмиссии. Все это зависит от того, насколько близко к красной черте находится стрелка оборотов двигателя, и как долго она там остается.

При включении более низкой передачи, чтобы произвести торможение двигателем, вы должны убедиться, что обороты двигателя были не слишком высокие.

Но не беспокойтесь, если обороты двигателя не много выше, чем вы ожидали; при условии, что они находятся ниже красной линии, то нет никаких рисков для двигателя — даже если он работает очень громко.

Но ещё кое-что, что следует запомнить, это когда торможение двигателем является чреватым последствиями, для системы трансмиссии. При резком понижении с высокой передачи на низкую, и вы можете передать повышенную нагрузку на коробку передач и диск сцепления, что может повлечь за собой, лишние затраты на ремонт, по сравнению со стоимостью новых тормозных накладок.

Чтобы уменьшить нагрузку на коробку передач, немного увеличьте обороты при понижении передачи, а затем медленно и плавно отпустите сцепление. Это позволит переключиться на более низкую передачу, без неудобного толчка и с минимальным износом в системе трансмиссии.

Как тормозить двигателем?

Торможение двигателем в автомобиле с механической коробкой передач — это простой процесс, но первые попытки, могут потребовать новых навыков.

Скажем, что вы едете со скоростью 60 километров в час на пятой передаче и приближаетесь к светофору. Если вы хотите постепенно замедлиться, снимите ногу с педали газа и переключитесь на более низкую передачу. Это замедлит работу автомобиля, и вам не нужно будет нажимать по тормозам. Затем вы можете использовать технику сцепления и торможения, чтобы безопасно останавливать автомобиль, ограничивая износ тормозных колодок.

Эффективное торможение двигателем – это вопрос времени, поэтому практика сделает его совершенным.

Уважаемые гости — переходите на мой канал, кликнув — Pit Stop , ставьте лайки и не забывайте подписываться (это Вас ни к чему не обяжет, а Вы будете чаще встречать мои статьи в ленте Дзен), впереди ещё много нового и интересного!

Как правильно тормозить двигателем при АКПП

Если речь идет о том, как правильно тормозить двигателем на автомашине с автоматической коробкой передач, то тут все достаточно просто. Нужно только снять ногу с педали акселератора, и затем автомат сам понизит передачи в требуемой последовательности.

Но такой алгоритм действует не на всех машинах, есть исключения. Об этом можно прочитать в инструкции конкретной модели. К примеру, есть АКПП, у которых для достижения обсуждаемой цели вначале нужно включить режим овердрайв, потом при наборе определенной скорости осуществить поочередный переход сначала на D2, а далее при снижении скорости — на L.

При этом вначале скорость не должна превышать 92 км/ч, а потом переход на D2 производится при движении до 54 км/ч. Кроме того, в некоторых случаях при езде на автомате просто нужно воспользоваться ручным режимом.

Немного о терминологии

Дорогой читатель, чтобы нам правильно понимать друг друга и не запутаться в терминах, для начала я расшифрую их смысл.

Торможение двигателем

Это, как известно, последовательность торможений: сначала бампером, затем капотом, потом радиатором и, наконец, двигателем :))) Шучу! Хотя, и этот способ имеет право на жизнь и называется контактным торможением.

Торможение двигателем — замедление с помощью отпускания педали газа при включенной передаче.

Торможение двигателем может применяться кратковременно: например, вы пропускаете перестраивающийся перед вами автомобиль и отпускаете педаль газа, после чего разгоняетесь. А может применяться и длительно: за несколько сотен метров до светофора вы отпускаете педаль газа и катитесь по инерции почти до полной остановки, после чего останавливаете машину легким нажатием на тормоз. В простом варианте это торможение на одной и той же передаче, а в более сложном и полном варианте подразумевается включение понижающих передач по мере снижения оборотов двигателя.

Торможение рабочим тормозом

Торможение рабочим тормозом – замедление с помощью нажатия на педаль тормоза при трансмиссии, разъединенной с двигателем. Другими словами, это торможение при нажатой педали сцепления или на нейтральной передаче, когда двигатель никак не участвует в замедлении автомобиля.

Понятно, что такое торможение используется только на автомобилях с механической коробкой передач. Правда, истории известны времена, когда европейские водители и на «автоматах» включали нейтраль перед началом торможения, но на то были особые причины, и сегодня в этом нет никакого смысла. А на машинах с «механикой» торможение на нейтрали или с выжатой педалью сцепления по сей день часто используется автолюбителями, что по разным причинам не является грамотным и безопасным вождением.

С точки зрения безопасности торможение рабочим тормозом допустимо совсем в немногих ситуациях и вот в каких:

  • торможение на малой скорости перед моментом остановки;
  • подтормаживание после старта под гору при необходимости поддержания малой скорости (менее 5 км/ч);
  • экстренное торможение на автомобиле с АБС и механической коробкой передач.

Комбинированное торможение

Комбинированное торможение – замедление с помощью нажатия на педаль тормоза при включенной передаче. Это наиболее безопасный и эффективный способ торможения.

Как вы понимаете, на автомобиле с «автоматом» при нажатии на тормоз имеет место именно этот вид торможения, поскольку «автомат» сам не переходит в режим нейтрали. Аналогично торможению двигателем, в простом и коротком варианте это торможение на одной передаче, а комбинированное торможение в полном варианте выглядит как нажатие на педаль тормоза с постепенным понижением передач. Такой способ замедления в большей степени актуален для автомобилей с «механикой» и свидетельствует о высоком уровне мастерства вождения. Но большие любители могут это делать и на «автомате» при наличии ручного режима переключения – это только добавит очков в копилку вашего запаса безопасности.

Это интересно: К чему приводит установка колесных дисков большого диаметра

АБС и торможение

Всё чаще начал сталкиваться наш неискушённый отечественный автомобилист с этой системой. Чтобы правильно тормозить с ABS, обязательно нужно ознакомиться с принципом её действия.

Принцип работы ABS

Основной задачей этой системы является недопущение блокировки любого из колёс при торможении. Благодаря АБС между покрышкой и дорогой трения почти нет. А если и возникает, то его сила равномерно распределяется системой между всеми колёсами.

Полностью застопоренное колодками колесо находится в состоянии покоя относительно дорожного покрытия. Поэтому на всей поверхности каждой из покрышек действует трение. При неравномерном его распределении между четырьмя колёсами возникает разница силы трения и автомобиль идёт в занос или переворачивается.

На внутренней части ступицы нанесены специальные зубья, которые передают своё движение специальному датчику системы ABS. Если скорость вращения любой из ступиц становится меньше или одно из колёс останавливается, АБС слегка снижает давление в системе тормозов, а затем снова его увеличивает.

Торможение

  • Для остановки авто, снабжённого АБС, просто нужно держать нажатой тормозную педаль. Система сама распределит нужное давление по всем 4 колёсам.
  • В моделях авто, снабжённых МКПП, для замедления следует одновременно нажимать тормозную педаль и сцепление, чтобы исключить двигатель из торможения. Замедление с участием мотора осуществляется за счёт уменьшения передачи числа оборотов приводным колесом.
  • При работе ABS слышен «хруст» работы системы, а ступня водителя ощущает подёргивание педали тормоза.
  • При использовании антиблокировочной системы следует помнить, что она перестаёт срабатывать на скорости меньше 5 км/ч.
  • Нужно понимать, что тормозить на поворотах с помощью антиблокировки не только не эффективно, но и небезопасно. Система не сможет справиться с перераспределением такого уровня нагрузки между колёсами, и автомобиль может уйти в занос или перевернуться.

При торможении с помощью АБС на неровных и неоднородных поверхностях коэффициент её эффективности значительно снижается. Проявляется это в сильном увеличении тормозного пути.

Как правильно тормозить на автомобиле с разными типами трансмиссии и при любых дорожных условиях, вы уже знаете. Но главное — понимать, чем меньше скорость, тем вы остановитесь быстрее. Удачного вам старта и финиша!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector