В каких странах праворульные автомобили вне закона
Содержание:
- Стоит ли покупать машину с правым рулём
- Ситуация сегодня
- Лет пять-семь можно спать спокойно
- Аргументы властных структур
- Запретят ли правый руль в России наших дней
- Региональная проблема
- Таможня и добро
- Предыдущие попытки
- Советы для управления праворульной машиной
- Закон о праворуких машинах в России и в СССР
- Какую машину можно купить
- Ужесточение закона о праворульных автомобилях с 1 июля 2021 года
- Почему хотят ограничить продажу праворульных автомобилей?
- Прогноз
- Какие автомобили попадут под запрет?
- Плюсы и минусы автомобилей с правым рулём
- Проблемы, требующие решения
- Чем «помешал» правый руль
- Что год грядущий нам готовит
- Чем «помешал» правый руль
- Запрет на праворульные автомобили
- Новые правила импорта легковых автомобилей
- Заключение
Стоит ли покупать машину с правым рулём
Покупка праворульного автомобиля должна быть тщательно взвешена. С одной стороны, имеются все предпосылки, что стараниями чиновников в скором времени машины с правым рулевым управлением в нашей стране канут в лету, с другой же, несмотря на наличие многочисленных препон, приобретение имеет немало преимуществ. Ввезти и поставить на учёт праворульную машину можно и в 2020 году, если она при этом не попадает под категории запрета (М2, М3) и проходит обязательную сертификацию. При получении документа о соответствии принятым стандартам автомобиль допускается к участию в дорожно-транспортном движении, его ставят на учёт независимо от того, с какой стороны руль.
Стоит ли брать авто, в котором руль расположен по правому краю, каждый решает для себя сам. Если говорить об удобстве управления, основную роль играют навыки вождения автомобилиста. Например, пересаживаясь с авто, где руль располагается в левой части, некоторое время придётся привыкать и осваиваться, учитывая нюансы, касающиеся поведения на дороге, в частности, особенности выполнения обгона. Вряд ли о покупке правого руля массово задумываются в европейской части России, но чем ближе к Сибири и Дальнему Востоку, тем вопрос актуальнее. Как уже говорилось выше, здесь праворукий автомобиль встречается в несколько раз чаще, чем леворульный и на данном этапе затянувшейся войны скорее легче сменить правостороннее движение на левостороннее, чем искоренить ставшие уже «народными» японские машины.
Преимущества покупки праворульного автомобиля очевидны. Подержанные японские авто, составляющие львиную долю дальневосточного автопарка, стоят в разы дешевле. Даже аналогичная машина, но с левым рулём будет практически вдвое дороже своего собрата. Запчасти к таким авто имеются в изобилии и стоимость их также невысока. К тому же «праворукие» автомобили создавались для эксплуатации внутри страны, и они значительно отличаются качеством сборки и комплектацией от моделей, предназначенных на экспорт. Японские машины с правым рулём надёжны, экономичны и достаточно приспособлены к нашим условиям эксплуатации. Они попадают в Россию после 3-5 лет эксплуатации практически в идеальном состоянии, ведь их не заправляют низкопробным топливом, не заливают сомнительное масло, да и к тому же автомобили не измождены плохими дорогами.
Многие, приобретая праворульные авто, практикуют также переброску руля на левую сторону. Такая процедура потребует дополнительных вложений и не всегда целесообразна. ПДД не запрещают переставить руль на левый край, позволяя затем поставить на учёт переделанную машину, но кроме переброски рулевого колеса боливар придётся полностью переоборудовать. Перестановка руля также является вмешательством в заводскую конструкцию и затрагивает важные узлы и агрегаты, что может отразиться на безопасности. Учитывая наличие волокиты с прохождением проверки на безопасность перед постановкой «праворуких» машин на учёт (регистрироваться авто будет всё равно как ТС с правым рулём), заниматься подобным апгрейдом довольно рискованная затея.
Ситуация сегодня
Итак, почему же праворульные машины снова на грани запрета? Действующий Технический регламент предполагает запрет на использование автомобилей с правым рулём определённой категории, эти правила были внесены ещё в 2020 году. Согласно пункту 19 раздела 4 запрещён выпуск в обращение ТС с правосторонним расположением рулевого управления категорий М2 (транспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 и допустимой массой до 5 тонн) и М3 (то же, но с массой более 5 тонн). Для этих транспортных средств необходима категория D водительских прав. Импорт и регистрация обозначенных автомашин невозможна. Легковые и грузовые авто под данный запрет не попадают. Однако в конце 2020 года были внесены и другие изменения.
Вступление в силу в 2020 году Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №219 «О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза», о чём проинформировала Федеральная служба по аккредитации, спровоцировало вновь тот факт, что «праворукие» авто в очередной раз рискуют оказаться под запретом. ГОСТы из списка предполагают обязательную сертификацию автомобилей для получения свидетельства о безопасности конструкции. Полного запрета на ввоз и эксплуатацию «праворуких» машин пока нет (такие меры были бы крайне рискованны с учётом опыта прошлых лет), но значительное усложнение их ввоза вследствие необходимости получения сертификата безопасности обеспечено, это обусловит и тот факт, что поставить на учёт несертифицированный автомобиль будет невозможно, соответственно и эксплуатировать тоже.
Запрос сертификации японских машин не может быть выполнена по базе, в их маркировке отсутствует VIN-код, есть только номер кузова и рамы, так что такие машины подвергнут испытаниям на соответствие. ГОСТ оказания услуг аккредитованных лабораторий, которые будут проводить проверку, вступает в силу с 1 июля 2020 года. Машины с правым рулём управления в обязательном порядке будут проходить сертификацию по аналогии с теми авто, в чью штатную конструкцию вносились изменения (тюнинг). Проходить проверку для получения сертификата безопасности вынуждены будут все ввозимые транспортные средства. Сделать это можно будет, как и в случае, если производился тюнинг авто, исключительно в аккредитованных лабораториях, и таких не так и много – на данный момент всего 15 по всей стране. Можно только представить эти очереди в Приморском крае, там уполномоченная организация всего одна, а пройти испытания в другой нельзя.
Автомобиль нужно будет передать на специальную площадку лаборатории для проведения проверки. При прохождении тестов выдадут заключение о пригодности транспорта и возможности его эксплуатации. В том случае, если авто проверку не пройдёт, эксплуатировать его на дорогах России нельзя. Перед проверкой владельцу нужно поменять фары, чтобы они соответствовали техническим нормам правостороннего движения, меняется головной свет, настраивается направление потока света, чтобы освещением не слепило встречные машины.
Лет пять-семь можно спать спокойно
А что думают официальные автодилеры? Наверняка радостно потирают руки в предвкушении роста продаж. Надо же народу на чем-то ездить.
— Я думаю, что продажи дилеров если и увеличатся, то в сегменте массовых, недорогих машин. Например, у себя роста продаж в связи с запретом ввоза праворульных машин мы не прогнозируем — мы все-таки продаем машины премиального класса, рассчитанные на узкую категорию потребителей, и с «серым» авторынком в принципе никогда не конкурировали, — заявляет Елена Ласкаржевская.
В «КрасГазСервисе» корреспонденту Newslab.ru сказали, что действительно ожидают некоторого увеличения спроса на корейские машины. — Мы продаем в основном отечественные автомобили — ГАЗы и УАЗы. Это транспорт коммерческого назначения и внедорожники. Спрос на такие машины стабильный, он не растет и не падает уже на протяжении нескольких лет. А вот продажи бренда SsangYong, который мы тоже представляем, думаю, пойдут в рост. Хотя спрос на них начал постепенно увеличиваться уже после повышения пошлин на ввоз праворульных автомобилей, — говорит руководитель отдела маркетинга компании «КрасГазСервис» Максим Назаров.
Не унывают и в «Сакуре моторс», несмотря на то, что конъюнктура рынка складывается не в их пользу. — Лет семь назад, когда только начались «гонения» на праворульные авто, я в одном из интервью прогнозировал, что рынок этих машин будет работать еще лет пять-семь. Сегодня я могу повторить вам этот прогноз: еще пять-семь лет, как минимум, работа у нас будет. Ввоз машин, может, и запретят, но не забывайте, какой глобальный автопарк у нас уже скопился. Так что, думаю, и мы, и владельцы праворульных машин пока можем спать спокойно, — говорит Анатолий Тартаковский.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru
Аргументы властных структур
Внимательный анализ статистики из раза в раз подтверждают лидирующие позиции Дальнего Востока по аварийности. Подобная ситуация наблюдается и в Краснодарском крае.
Предприимчивость жителей этого региона пошла ещё дальше. Ввозят праворульные авто из Абхазии или Армении, что позволяет держать их на временном учёте и уходить от сборов в казну и оплаты штрафов.
Предположительно, полный запрет на эксплуатацию транспортных средств с правосторонним рулём будет рассмотрен в 2023 году. В качестве исключения планируется разрешить применение таких ТС органам власти, коммунальным и экстренным службам, а также киностудиям.
Запретят ли правый руль в России наших дней
Но задули ветры перестройки, и ситуация изменилась. В 1993 году железный занавес рухнул, как ни странно, под давлением извне, и в числе прочего на территорию бывшего Союза хлынул поток автотранспорта секонд-хенд. И если западнее Урала это была продукция европейских производителей, то с Дальнего Востока безоговорочно авторынками овладели потомки самураев.
И сразу же утвердилась мысль, что праворульные автомобили запретят в России неизбежно и очень скоро.
Отечественная экономическая мысль АвтоВАЗа была занята высокоприбыльными операциями сейчас подзабытого альянса АВВА по экспорту и реэкспорту продукции, улучшать материальную базу было недосуг. А «японцы» были, во-первых, престижнейшими иномарками, а главное, будучи даже с солидным пробегом, объективно на порядки превосходили изделия автопрома тех лет по всем показателям.
Региональная проблема
Для жителей Москвы, Санкт-Петербурга или других городов европейской части России волнения по поводу того, запретят ли авто с правым рулём, кажутся несколько странными, так как процент таких машин на дорогах очень маленький. Для населения Сибири, Камчатки и Дальнего Востока вероятный запрет ударит ощутимо по бюджету. Подержанные машины японского автопрома заслуженно признаны и любимы на Дальнем Востоке. Они экономичны в эксплуатации, обладают прекрасной манёвренностью, и в случае поломки запасные части к ним найти легко, и стоить они будут вполне доступно. Правый руль в восточном регионе России настолько распространён, что для обучения езды на таких машинах открыты специализированные автомобильные школы, в которых преподают грамотные инструкторы. Бывшие в употреблении японские автомашины владеют большей частью рынка, многие жители региона в пользовании семьи имеют по несколько японских автомобилей.
Таможня и добро
Первым естественным шагом по защите интересов отечественных производителей, которые уже трансформировались в не совсем отечественные, стала активизация работы по введению таможенных пошлин, вернее усилия по их собираемости. Другая сторона протекционистских мер, информационная, проявилась в активизации слухов, что праворульные автомобили запретят в России и что вождение машин с правым рулем увеличивает риск любого маневра на дороге, за исключением остановки. Далее наступление на Владивосток как крупнейший российский поставщик вторичного рынка автотранспорта будет вестись по этим направлениям.
Предыдущие попытки
Практика ограничений по ввозу подержанных машин с правым рулем уже существует, так, год назад фактически был введен запрет на праворульные автомобили в России, нововведения были связаны с обязательным введением использования приборов экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС, которые должны были быть установлены на все производимые и ввозимые машины, из-за чего стоимость импортируемых авто выросла.
В результате серьезных волнений, повлиявших даже на выборы губернатора, Д. Медведевым был введен особый порядок ввоза праворульных авто жителями Дальнего Востока для собственных нужд. В течение года можно ввести один подобный автомобиль без установки данной системы. Инициатором введения данного порядка выступил будущий губернатор О. Кожемяко, благодаря чему получил поддержку населения.
Советы для управления праворульной машиной
Удобно ли ездить с правым рулем? Если соблюдать советы, то да.
Высадка пассажиров
Выбирайте место для высадки пассажира, который сидит на переднем сиденье, так как он будет выходить со стороны машин. Лучше высаживать не на краю дороги, а заехать во двор или переулок. Следует ему напомнить, что при высадке нужно смотреть по зеркалам, нет ли сзади транспорта.
Как ехать ровно по полосе
В первое время водители не могут рассчитать габариты, поэтому едут между двумя полосами. Чтобы избежать этого, необходимо:
Ориентироваться по боковым зеркалам заднего вида. Они помогут точно понять, какое расстояние от разметки до колеса автомобиля;
Использовать бордюр как ориентир
При движении по краю проезжей части важно следить, какое расстояние остается до бордюра. Со временем это должно войти в привычку
Такое действие необходимо производить, чтобы случайно не заехать на соседнюю или встречную полосу.
Важно отучить себя приближаться к середине проезжей части. Так часто делают из-за наличия уклона к краям дорожного покрытия
Дискомфорт при езде на праворульном авто возникает из-за этого, но нужно привыкнуть.
Как оплачивать парковку или проезд на платной дороге
Праворульные авто в России неудобны тем, что для оплаты парковочного места или проезда по трассе нужно выходить из машины. В решении проблемы поможет селфи-палка.
Удобнее все же, если спереди на пассажирском сиденье будет человек, который сможет оплачивать.
Как выполнить обгон на праворульной машине
При езде по трассе неудобно выполнять обгон на праворульной машине. Неправильные действия при таком маневре могут привести к печальным последствиям.
Неудобство вызвано смещением обзорности на правую сторону. Чтобы обогнать впередиидущий транспорт, нужно:
- Увеличить дистанцию от переднего авто;
- Если на данный момент не видно встречный транспорт, слегка сдвинуться влево. Тогда обзорность значительно увеличится;
- Если встречная полоса свободна, начать выполнение обгона.
Из-за увеличения дистанции маневр будет выполняться дольше. Исходя из этого, нужно оптимально ускоряться при обгоне. Возможно, вам потребуется пройти дополнительные уроки вождения, чтобы научиться водить праворульную машину. Для этого стоит только набрать в поисковиках «автошкола Москва» и выбрать наиболее понравившиеся курсы.
Закон о праворуких машинах в России и в СССР
Промышленность в России до 1932 г. выпускала автотранспорт с таким расположением органов управления, и смещение руля влево произошло с подачи лицензионных «Фордов». Это вызвано объективными причинами превращения водителя из собственника в обслуживающий персонал. Шоферу было удобнее следить за дорожной обстановкой и контролировать движение встречных машин, сидя ближе к осевой линии дороги.
По мере развития правовой базы организации дорожного движения и принятия правостороннего движения в СССР вопрос о расположении водителя во время движения не стоял.
Абсолютное число машин было с левым расположением руля, единичные реэкспортные экземпляры правовому регулированию не подлежали.
Какую машину можно купить
Доступных способов покупки автомобилей множество. Это рынки, аукционы, Trade-in, распродажи старого или арестованного имущества, в том числе за границей. Покупку можно совершить даже дистанционно, через интернет.
Но еще больше вариантов выбора ТС. Сегодня можно купить новое или подержанное авто, легковое или грузовое, даже самосвал, трейлер, дом на колесах, автобус или трактор. Автомобиль может быть производства любой страны, элитным, бюджетным, ретро или уникальным. В любом состоянии, с любой конструкцией и комплектацией, в том числе с левым и правым рулем. Покупатель совершенно свободен в выборе.
Ужесточение закона о праворульных автомобилях с 1 июля 2021 года
С 1 июля этого года в силу вступает новый ГОСТ 33670-2015 технического регламента Таможенного союза, принятый Евразийской экономической комиссией, который изменит требования к получению свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств. Значительно усложнится не только ввоз на территорию России автомобилей с правым рулем, но и их дальнейшая постановка на учет и эксплуатация.
Правда, что правый руль теперь вне закона?
Это так, но только лишь отчасти. Частичный запрет на ввоз, а также новые ограничения на растаможку и постановку на учет в ГИБДД будут распространяться на машины, которые будут ввозить после 1 июля 2021 года. Автомобили, которые были ввезены и растаможены до вступления в силу нового технического регламента, можно эксплуатировать без ограничений в прежнем режиме.
Однако стоит напомнить, что ранее у ввозимых в Россию автомобилей с правым рулем были сложности из-за отсутствия устройств системы ЭРА-ГЛОНАСС. До 1 января 2018 года установка системы на праворульные автомобили с пробегом была необязательной, но позже стала необходимостью, и владельцы таких машин платили за дооснащение терминалом ЭРА-ГЛОНАСС до 40 тыс. рублей.
То есть с 1 июля 2021 года ввозить «праворульки» больше нельзя?
Запрет на ввоз праворульных автомобилей в Россию, изготовленных для стран с правосторонним дорожным движением, вводится лишь для некоторых типов транспортных средств.
- Согласно все тому же техническому регламенту, под запрет на ввоз пока попадает лишь техника категорий M2 и M3.
- Это в первую очередь самосвалы и строительная спецтехника, а также микроавтобусы, грузовики, имеющие манипуляторы, и пассажирские автобусы.
В чем же будет сложность?
Начиная с 2018 года с минимальными пошлинами можно ввозить лишь автомобили не старше трех лет и не ниже экологического класса Евро-5.
Если же машина старше, то растаможка осуществляется с плавающей тарификацией пошлины исходя из рабочего объема двигателя и возраста автомобиля.
- Минимальная пошлина может составлять 1,5 евро за 1 куб. см на машине не старше пяти лет и с двигателем рабочим объемом менее 1 л,
- а максимальный тариф может достигать 5,7 евро за «кубик» на автомобилях старше пяти лет и с двигателем объемом свыше 3 литров.
Однако в случае с праворульными машинами для получения ПТС и дальнейшей постановки на учет в ГИБДД необходимо будет получить еще и технический сертификат на соответствие конструкции транспортного средства требованиям по безопасности. Эти сертификаты будут выдавать специализированные лаборатории.
Еще в прошлом году для подготовки инфраструктуры в связи с изменениями техрегламента в Минпромторге была создана специальная рабочая группа с участием представителей Росстандарта, МВД, Федеральной таможенной службы, Росаккредитации и ФГУП «НАМИ». А на обновление лабораторий выделили свыше 30 млн рублей. Согласно новому ГОСТу, лаборатории, у которых есть право выдавать сертификаты безопасности транспортных средств, должны будут проходить аккредитацию по новым требованиям. От них потребуют оборудовать площадки для осмотра ввозимых подержанных автомобилей, а также разгонные полосы и испытательные стенды.
Почему хотят ограничить продажу праворульных автомобилей?
В течение последних лет государство старается ограничить использование праворульных автомобилей в России. Официальная причина — в их небезопасности, но на самом же деле речь идет о защите интересов российских производителей. До середины 2000-х годов двум отечественным сборщикам легковушек (АвтоВАЗ и ГАЗ) вполне хватало спроса в европейской части РФ. Население городов, находящихся за Уральским хребтом, по большей части передвигалось на подержанных японских праворульных авто, так как конкурировать с ними по надежности и комфорту Жигулям и Волгам было невозможно. Задачи охватить азиатскую часть России топ-менеджмент АвтоВАЗа не имел, так как производственные мощности выпускать больше автомобилей попросту не позволяли, а коммерческая целесообразность вкладывать в новые разработки и, тем более, новые заводы, была сомнительной. Раз россияне готовы покупать устаревшую технику, зачем что-то менять?
Конечно, конкуренцию составляли автомобили из Европы. Но потребителей хватало на всех. Доходы россиян, вместе со спросом на автомобили, постоянно росли. А мощности АвтоВАЗа оставались прежними.
Так, конечно, не могло продолжаться долго и дикорастущий российский рынок стал привлекательным для иностранных автопроизводителей. После того, как компания Ford с успехом начала выпускать во Всеволожске свой Focus, к идее строительства собственных заводов у нас стали присматриваться и Hyundai, и General Motors, и Toyota, и Volkswagen… Впрочем, для того, чтобы быстро отбить свои немалые вложения, им нужно было повысить потенциальный спрос на их продукцию, убрав ненужных конкурентов. Возможности для расширения у автоконцернов были: теоретически, они все вместе могли обеспечить автомобилем хоть каждого россиянина, будь у него деньги. Поэтому поток импортных авто с пробегом из Европы, США и Японии нужно было прекращать. Так появились заградительные импортные пошлины, введенные в январе 2009 года.
Впрочем, если бы не кризис, эти меры протекционизма могли бы применить чуть позже. Но так как АвтоВАЗ терпел огромные убытки, а инвесторы могли передумать насчет того, чтобы размещать свои площадки в России, правительство решилось на эту непопулярную меру. В итоге из всех желавших собирать автомобили на российской территории от этой идеи отказался только концерн Suzuki, присмотревший ранее участок в Петербурге. Поэтому уже почти четыре года на российский рынок поступает минимальное количество праворульных авто из Японии.
Прогноз
Поскольку праворульные автомобили запретят в России, основные усилия сейчас направляются на ограничения ввоза с учетом нужд жителей Дальнего Востока, где все предпринятые инициативы встречались с неодобрением. Ведь все предыдущие усилия привели к разрушению сложившихся инфраструктур и падению доходов населения. Рынок фактически рухнул еще и по причине кризиса, девальвации и эпидемии и сократился до регионального. Но и его добивают. Буквально 2 декабря истек срок постановления, позволяющего не устанавливать жителям района на автомобили, приобретаемые для себя, противоугонного приспособления «Эра-Глонасс», которое стоит от 40 до 80 тысяч рублей. Как водится, организации, имеющие право их монтировать, испытывают дефицит этих устройств, а в течение недели прибудут на паромах не менее пятисот машин. Так что собаки лают, а караван запретов идет.
После этого можно будет заняться уже завезенными и оформленными ранее.
Какие автомобили попадут под запрет?
В Россию запретят импортировать автомобили с правым рулём, если в них больше восьми посадочных мест. Это новое требование технического регламента Таможенного союза.
- Запрет коснётся в первую очередь микроавтобусов и автобусов категорий М2 и М3 – это машины весом до пяти тонн или более пяти тонн, вместимостью от восьми посадочных мест. Также запретят ввозить самосвалы, грузовика с манипуляторами, рефрижераторы и автобусы с правым рулем.
- Легковые автомобили с правым рулём пока не запрещены – они относятся к категории М1. Но не исключено, что в новой версии техрегламента их использование ограничат.
- С 1 июля 2019 года праворульные автомобили, ввозимые в Россию, обязаны пройти сертификацию безопасности конструкции. Это можно сделать в единственном в России сервисном центре в Приморье. Без сертификата получить ПТС на праворульное авто будет невозможно.
- По мнению экспертов, праворульные машины постепенно будут исчезать из оборота на вторичном рынке страны.
Плюсы и минусы автомобилей с правым рулём
Итак, чем же так плохи автомобили с правым рулём, что их непременно следует запретить? Недостатки их в наших условиях следующие:
- Нужно хорошо присматривать за передним пассажиром, когда он высаживается из автомобиля, делая это прямо на проезжую часть.
- Фары праворульного автомобиля настроены так, что в наших условиях они слепят встречный транспорт. Впрочем, перенастройка фар — первая процедура, которую делают с такими авто после ввоза, стоимость перенастройки копеечная.
- Главный недостаток — при подготовке к самому опасному манёвру, обгону, водитель плохо видит встречное движение, фактически ему необходимо очень далеко “выставлять” автомобиль налево, чтобы видеть ситуацию.
Есть у подобных авто и свои плюсы:
- Правые повороты в городском потоке выполняются не в пример удобнее.
- Проще осуществлять парковку у правого края проезжей части — отлично видно бордюрный камень.
- Удобство для водителя при выходе из автомобиля — высадка происходит на тротуар.
- Наконец, праворульные автомобили созданы японцами для японцев, а значит, их качество, надёжность и комфорт непревзойденные.
Проблемы, требующие решения
На территории Российской Федерации зарегистрировано более 4 млн. единиц транспорта с правым расположением руля, значит возникает необходимость выдать такое же количество заключений о правомерности использования.
Лабораторий, имеющих право проводить испытания и выдавать разрешительный документ катастрофически мало. Такое положение дел, неизбежно, приведёт к длительному ожиданию очереди, росту цен на услугу и всевозможным мошенничествам.
Помимо этого, запрет на использование частной собственности, приобретённой до вступления в силу постановления, должно предусматривать некоторые компенсации от стороны инициатора запрета.
Пока что законодатели рассматривают льготную замену предполагаемых к запрету средств передвижения на продукцию Волжского Автомобильного Завода. Сможет ли эта мера смягчения воздействия удовлетворить пострадавших собственников – большой вопрос.
Чем «помешал» правый руль
Основная претензия к машинам, в конструкции которых руль предусмотрен с правой стороны, это недостаточный уровень безопасности в сравнении с привычными в нашей стране «леворукими» автомобилями. Так, если водитель находится справа, ему в условиях правостороннего дорожного движения сложнее идти на обгон и выполнять прочие манёвры, но автовладельцы утверждают, что это вопрос привычки. Плюс ко всему отмечается и отсутствие соответствующей дорожной инфраструктуры в России, правила и знаки, разработанные для правостороннего движения, а также статистика аварийности. Кстати, количество ДТП с участием праворульных авто в дальневосточных регионах никак не подтверждает их небезопасность, с попаданием в аварии неплохо справляются и автомобилисты европейской части России, управляющие машинами с левым рулём. Так что это не веская причина, по которой может быть отменена возможность эксплуатации обычных для Дальнего Востока и Севера машин, ведь настоящую опасность на дороге представляют некомпетентные, безответственные водители, а не положение рулей в их автомобилях. Сворачивать на то, что виновником ДТП стал именно правый руль несерьёзно.
Справедливости ради, а также в поддержку «праворуких» отметим, что для водителя безопаснее выходить из машины на тротуар, а не на проезжую часть. Более реальная причина, почему японские автомобили хотят вытеснить с дорог, это поддержка собственного производства и реализации машин внутри страны. По этой причине смягчать правила ввоза импортных авто, не только праворульных, а и других, было бы нецелесообразно. С течением времени парк автомашин с правым рулём иссякнет сам по себе, если сделать проблематичным и нерентабельным ввоз, но лишать автовладельцев возможности эксплуатации этих машин само по себе неприемлемо.
Что год грядущий нам готовит
Наступивший год принесёт полный запрет на ввоз коммерческих автомобилей, автобусов и спецтехники произведённых для стран с левосторонней организацией дорожного движения. Такие нормы прописаны в техническом регламенте таможенного союза.
Для остальных автомобилей значительно усложнится процесс сертификации, что повлечёт за собой немалые расходы при постановке на учёт и других регистрационных действиях.
Таким образом полный запрет на ввоз и эксплуатацию автомобилей с правым рулем в 2021 году не предвидится. Однако сильно осложнит жизнь владельцам такого транспорта. Придётся немало потратиться на установку обязательной системы Глонасс и позаботиться о подготовке автомобиля к прохождению технического осмотра по новым правилам.
Плюс ко всему теперь класс экологической нормы должен содержаться в семнадцатизначном коде автомобиля, которого у старых японцев просто нет.
Чем «помешал» правый руль
Основная претензия к машинам, в конструкции которых руль предусмотрен с правой стороны, это недостаточный уровень безопасности в сравнении с привычными в нашей стране «леворукими» автомобилями. Так, если водитель находится справа, ему в условиях правостороннего дорожного движения сложнее идти на обгон и выполнять прочие манёвры, но автовладельцы утверждают, что это вопрос привычки. Плюс ко всему отмечается и отсутствие соответствующей дорожной инфраструктуры в России, правила и знаки, разработанные для правостороннего движения, а также статистика аварийности. Кстати, количество ДТП с участием праворульных авто в дальневосточных регионах никак не подтверждает их небезопасность, с попаданием в аварии неплохо справляются и автомобилисты европейской части России, управляющие машинами с левым рулём. Так что это не веская причина, по которой может быть отменена возможность эксплуатации обычных для Дальнего Востока и Севера машин, ведь настоящую опасность на дороге представляют некомпетентные, безответственные водители, а не положение рулей в их автомобилях. Сворачивать на то, что виновником ДТП стал именно правый руль несерьёзно.
Справедливости ради, а также в поддержку «праворуких» отметим, что для водителя безопаснее выходить из машины на тротуар, а не на проезжую часть. Более реальная причина, почему японские автомобили хотят вытеснить с дорог, это поддержка собственного производства и реализации машин внутри страны. По этой причине смягчать правила ввоза импортных авто, не только праворульных, а и других, было бы нецелесообразно. С течением времени парк автомашин с правым рулём иссякнет сам по себе, если сделать проблематичным и нерентабельным ввоз, но лишать автовладельцев возможности эксплуатации этих машин само по себе неприемлемо.
Запрет на праворульные автомобили
С 1 июля 2021 года в России начал действовать ГОСТ 33670-2015, из-за которого ТС с правым расположением руля сложнее ввезти в РФ, а также поставить на учет.
Действительно, запрет на праворульные автомобили введен, но он действует лишь на определенные типы ТС. Запрещен ввоз транспортных средств таких категорий:
- M Автобусы, микроавтобусы, предназначенные для перевозки людей, где более 8 мест, а максимальная масса не более 5 тонн;
- M Автобусы, чья масса более 5 тонн. Относят также самосвалы, строительную технику, погрузчики.
Легковые автомобили относятся к категории M1. Следовательно, запрет на их ввоз и эксплуатацию в РФ не распространяется. Несмотря на это, ввоз и растаможка стала сложнее.
Сложно ли ездить на праворульной машине? Однозначно, нет. Дело привычки, нужно лишь привыкнуть к некоторым особенностям, и разница с леворульным авто не будет чувствоваться.
Новые правила импорта легковых автомобилей
Эксплуатация автомобиля с правым рулем все же возможна, если это легковой автомобиль для личного пользования. Их будут сертифицировать в индивидуальном порядке в соответствии с ГОСТ 33670-2015, соответствующим техническому регламенту. Коллегия Евразийской экономической комиссии определила его в качестве правовой основы для проведения процедуры экспертизы, исследований и испытаний авто. Такой порядок начинает действовать с 1 июля. Однако, не для всех машин он будет одинаковым, есть нюансы.
С японскими автомобилями дело обстоит иначе. Быстро получить данные о таких машинах не получиться, так как японская и российская база принципиально несовместимы, у «японок» нет привычного для нас кода VIN-номера в маркировке.
Заключение
Предвзятое отношение правительства к правому рулю обеспечит ещё массу новых законопроектов и поправок в уже существующих, в действительности направленных на истребление этих машин на дорогах. Любому опытному автомобилисту ясно, что сам по себе правый руль угрозы не представляет, он опасен лишь в руках неадекватного водителя, нарушающего ПДД, впрочем, равно как и левый. Будет ли запрещено в России эксплуатировать легковые машины с правым рулём в будущем и как будут дальше разворачиваться события, пока не известно, но, учитывая настрой чиновников, всё к тому и идёт. При этом сегодня владельцам легкового автотранспорта категории B пока можно не переживать о тотальном запрете на эксплуатацию.