Пдд: помеха справа, кто и когда должен уступать

Перестроение между полосами

Не меньше спорных ситуаций возникает при перестраивании на многополосной дороге. Не всегда автомобиль принимается за помеху справа при перестроении по полосам движения. Если обратиться к ПДД, то увидим следующую трактовку: при совершении манёвра перестроения водитель обязан предоставить возможность проезда тем ТС, которые движутся попутно и при этом не меняют направления. Если два ТС, которые передвигаются попутно относительно друг друга, одновременно совершают манёвр для перестраивания, то преимущество должно отдаваться авто, находящемуся с правой стороны.

Для облегчения усвоения изложенного выше материала мы отобрали несколько вариантов, которые часто встречаются на дороге:

  1. При передвижении по своей полосе с соседней стороны перестраивается авто — пропускать его не нужно. Этот водитель должен дождаться момента, когда автомобилей не будет на полосе и тогда совершить манёвр.
  2. При перестраивании на левую полосу другой автомобиль с этой полосы также хочет совершить манёвр. В этой ситуации ваше ТС является преградой, которой необходимо уступить дорогу. Рассматриваемое правило здесь действует.
  3. При перестраивании на правую полосу другое авто с этой полосы также совершает манёвр. Здесь вы уступаете дорогу.

На кольце правило помехи справа действует так же. Особенности перестраивания не отличаются от тех, которые были описаны выше. При въезде на кольцо автомобиль должен пропустить все ТС, которые передвигаются по нему без изменения направления передвижения.

Если у водителя помеха справа, кто должен уступить?

Неравнозначные перекрёстки

Неравнозначный перекрёсток можно распознать по наличию регулировщика, дорожных знаков, работающих светофоров. Бывают нерегулируемые неравнозначные перекрёстки, когда встречаются главная и второстепенная дороги, без знаков приоритета, тогда их можно различить по дорожному покрытию. Таким образом, неравнозначные перекрёстки — самые простые в пересечении

Нужно лишь следовать указанием знаков, светофора или регулировщика, брать во внимание другие правила ПДД

Правило «помеха справа» не работает при пересечении неравнозначных перекрёстков.

Равнозначные перекрёстки

Отсутствие работающего светофора, знаков приоритета, действующего регулировщика движения, делают перекрёсток равнозначным и нерегулируемым. Единственным принципом пересечения равнозначных перекрёстков нерегулируемых дорог является именно золотое правило «правой руки».

Правило правой руки в ПДД регламентируется п. 8.9. Если в пределах перекрёстка дороги все участники равны, и их пути пересеклись, то определить, кто из них может пересечь перекрёсток первым, на первый взгляд достаточно сложно. Если бы не универсальное правило «помеха справа». Все водители, оказавшиеся на равнозначном перекрёстке, должны оглядеться по сторонам, оценить ситуацию, определить нахождение помехи справа от себя и пропустить её.

Никто не знает имени того умного человека, который ввёл этот принцип проезда перекрёстков, но, несомненно, его вклад в безопасность на дорогах трудно переоценить.

Перекрёстки с круговым движением

Последние изменения ПДД от 08.10.2017 г. установили приоритет в движении водителям, уже находящимся на круге. Водители, въезжающие на круг должны уступать им дорогу. Таким образом, законодательно закреплено значение круга, как главной дороги, а остальных, как второстепенных.

На круговых перекрёстках не предусмотрена установка светофоров. Претерпели изменения и правила использования поворотников при въезде и выезде с круговых перекрёстков. Теперь обязательным является включение сигналов поворота только при перестроении. Установка знака, требующего уступить дорогу, также не является обязательной. Все водители должны руководствоваться новыми правилами, независимо от того регулируемый или нерегулируемый круговой перекрёсток.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что правило помехи справа не работает на круговых перекрёстках. Им можно воспользоваться после съезда с островка кругового движения.

Рекомендуем более подробно узнать о правилах проезда перекрёстков с круговым движением.

Все справа

«Всё это здорово, — скажете вы, — а как быть в случае Х-образного перекрёстка, когда каждая полоса для движения является друг для друга равнозначной и со всех сторон к перекрёстку одновременно подъехали автомобили? Ведь у каждой машины появляется своя помеха справа, и никто не может тронуться первым». В этом случае действует принцип взаимной договорённости. Кто-то из водителей должен пропустить того, кто находится слева, и все участники сложной ситуации разъедутся без проблем. Помните самое главное: если вы не уверены в своём приоритете, вы обязаны остановиться и пропустить другое транспортное средство. Лучше потерять несколько секунд, чем потом часы или годы на судебные разбирательства и на поиск виноватого.

Главная дорога

Главная дорога – это основное, самое распространенное понятие, с которым сталкивается водитель в рамках дорожного движения.

Забегая вперед, скажем, что, двигаясь по главной дороге, водитель обладает преимуществом перед теми участниками, которые на ней не находятся.

Достаточно емкое и сложное определение. Попробуем разбить его на составляющие, чтобы понять и уяснить основные примеры главной дороги. Но предварительно заметим одно: главная дорога может быть таковой только на каком-то пересечении. В противном случае, — бессмыслица: дорога может быть признана главной только по отношению к какой-то иной дороге – не являющейся на пересечении главной!

1. Главная дорога обозначена особыми знаками.

Самый простой способ определить «главность» дороги – это увидеть на своем пути через перекресток следующие дорожные знаки.

Иными словами, проезжая пересечение под указанные дорожные знаки, водитель будет пользоваться приоритетом перед теми участниками движения, которые въезжают на данное пересечение с второстепенной дороги.

Однако водитель не должен забывать: на любом перекрестке есть — как минимум! – два въезда с главной дорогой. И приоритет любого из «главных» участников определяется иными разделами и принципами ПДД.

2. Главная дорога – это дорога с твердым покрытием по отношению к дороге с грунтовым покрытием.

Это правило активно применяется на практике при пересечении дорог с полевыми, лесными и прочими дорогами, которые не всегда целесообразно (хотя бы с точки зрения экономии) снабжать такие пересечения (перекрестки) знаками приоритета.

Вот здесь важно не ошибиться! Брусчатка и бутовый камень – это тоже твердое покрытие. Как и асфальт! И мощеная кирпичом, забетонированная, выложенная ж/б плитами дорога будет равнозначной по отношению к заасфальтированному участку дороги

Это все – твердое покрытие! И, следовательно, указанное правило приоритета здесь работать не будет.

Дороги с различным твердым покрытием будут равнозначными.

И вот еще что! Небольшое «ушко» из асфальта на границе пересечения с «твердой» дорогой не делает грунтовку равнозначной.

Пресловутое «ушко» создано специально для того, чтобы водитель, выезжающий с грунтовки, остановился на заасфальтированном участке и почистил колеса своего авто от налипшей на них грязи и прочих атрибутов грунтового покрытия (чтобы не везти всю эту пакость на скоростное шоссе).

3. Главная дорога – это дорога по отношению к любым выездам с любых прилегающих территорий.

Вспомним, что прилегающая территория – это территория, которая непосредственно примыкает к дороге. И такими участками считаются дворы, АЗС, стоянки и пр. А еще мы знаем, что выезды с прилегающей территории не считаются перекрестками.

Теперь важно запомнить и то, что на пересечениях, связанными с такими выездами, главной будет любая дорога, на которую выезжают водители с прилегающих территорий

И это правило работает вне зависимости от установки знаков приоритета на таких пересечениях.

Таким образом, главная дорога может обозначаться тремя способами:

  • знаками приоритета, указывающими на преимущественное право, и знаком «Автомагистраль» (5.1);
  • отношением дороги с твердым покрытием (главной) к грунтовой (второстепенной);
  • отношением дороги (главной) к выезду с прилегающей территории.

Действия водителя при помехе справа

В зависимости от ситуации правила поведения водителя и использование принципа помехи справа может отличаться. Ниже представлены распространенные ситуации: пересечение равнозначных и неравнозначных проезжих частей, перестроение и сужение.

На перекрестках

В этом случае стоит рассмотреть пересечение двух типов проезжих частей: равнозначных и неравнозначных.

Проезд перекрестка равнозначных дорог

Согласно пункту 13.11 ПДД, все водители безрельсовых ТС (то есть основная масса автомобилистов) обязаны предоставить преимущество участникам движения, находящимся справа от них. Это правило применяется при проезде рассматриваемых перекрестков.

Равнозначными они признаются при наличии одного из условий:

  • установленного знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог»;
  • установленного знака 2.2, свидетельствующего об окончании главной дороги;
  • имеющихся знаков приоритета, установленных перед перекрестком;
  • отсутствии прочих условий и наличия у проезжих частей одинакового типа покрытия.

ВАЖНО! На перекрестках с организованным движением по кругу (а они также могут быть равнозначными и нерегулируемыми) это правило не работает. В этой ситуации преимуществом всегда обладают автомобилисты, движущиеся по кругу

Проезд перекрестка неравнозначных дорог

Правила проезда таких пересечений содержатся в пункте 13.10 ПДД. Если главная дорога на перекрестке изменяет свою траекторию, то водители, движущиеся по ней, обязаны руководствоваться общими требованиями, применяемыми к поведению на перекрестках равнозначных дорог. Эти же условия распространяются и на участников с другой, второстепенной проезжей части.

Правило правой руки приравнивает перекресток с неравнозначными дорогами и изменением траектории главной дороги к перекрестку равнозначных проезжих частей. В обоих случаях водителям для продолжения движения потребуется пропустить транспортные средства справа от себя.

На парковке или дворовой территории

Движение и маневрирование на парковке, во дворе или других примыкающих территориях можно разделить на две группы:

  1. Момент движения непосредственно на примыкающей территории, без покидания ее пределов. В этом случае правило правой руки действует в полной мере.
  2. Момент выезда с оговоренных территорий. В этом случае начинают действовать другие требования ПДД. А значит водитель, покидающий двор или парковку, обязан пропустить всех на основной дороге. Исключение – водители, равнозначные ему (также покидающие примыкающую территорию).

При перестроении между полосами

В ПДД если следующее требование для выполнения маневра перестроение – первоочередное право проезда предоставляется транспортным средствам, движущимся в одном с ним направлении и не планирующим изменение своей траектории. То есть в ситуации, когда два равнозначных ТС движутся в одном направлении и одновременно совершают перестроение, преимуществом обладает водитель, находящийся справа.

Ситуации, часто встречающиеся на практике:

  • водитель движется по своей полосе и в этот момент ТС с соседней полосы начинает перестраиваться. Пропускать его не требуется. Второй водитель должен дождаться пока нужная ему полоса освободиться и выполнить свой маневр;
  • водитель желает перестроиться в левую полосу, и в это время второй водитель с этой полосы также намеревается совершить маневр. В этом случае следует уступить и пропустить всех второму автомобилисту, так как его автомобиль является преградой и нарушается принцип правой руки;
  • при аналогичном перестроении в правую сторону уступить придется первому водителю. Так как он в текущий момент находится справа;
  • при перестроении во время движения по кольцу оговоренные правила не меняются. Исключение – момент въезда на круговое движение.

Определение понятия

Для начала необходимо разобрать понятие «помеха справа». Эта информация позволит чётко понимать суть дальнейшего разговора и не путать это правило с другими понятиями из ПДД. Такое понятие актуально на тех участках дороги, которые не оборудованы регулировочными знаками.

Помеха справа цитирует пункт из ПДД под номером 8.9. Суть этого пункта сводится к следующему: отсутствие какой-либо регламентированной формы, которая направлена на регулирование последовательности проезда ТС, предусматривает разъезд водителей с учётом наличия помехи с правой стороны. Нужно чётко понимать, что автомобиль, который выступает той самой помехой справа, должен быть пропущен. Только после этого можно начинать движение при условии отсутствия других машин по правую сторону.

Теперь разберёмся с не менее важным вопросом, который часто становится камнем преткновения, — как определить помеху справа. При подъезде к участку дороги, который не оборудован регулировочными знаками, необходимо убедиться в их полном отсутствии

Стоя на развилке, обращаем внимание на ТС, которые относительно к вашему авто находятся с правой стороны. Такие участники дорожного движения как раз и будут считаться преградой, которой нужно предоставить право на проезд

В том случае, если линии передвижения (ваша и автомобиля справа) совпадают, то придётся уступить дорогу и дождаться завершения манёвра другой машиной. Только в том случае, если с правой стороны не будет машин, можно продолжать движение.

Мы разобрали что означает помеха справа и в теории вроде бы всё понятно. На практике возникает ряд спорных ситуаций, которые могут поставить в ступор. Эти ситуации необходимо детально изучить, чтобы на дороге не возникало проблем.

Преимущество (приоритет)

Преимущество в ПДД – это право и принцип, которые могут быть применены только в рамках реального дорожного движения. И ПДД регламентируют вопросы приоритета с одной целью – упорядочение дорожного движения и обеспечение максимальной безопасности его участников.

Цель Правил – таким образом отрегулировать активность всех участников движения, чтобы их деятельность, с одной стороны, укладывалась в какую-то стройную систему (а она и есть дорожное движение), а с другой, — не приводила бы к ДТП.

Если упростить указанное определение, то лицо или транспортное средство, пользующиеся приоритетом (или преимуществом), могут выполнить задуманное раньше других – проехать, пройти, повернуть и т.п.

Рассмотрим наиболее характерные примеры приоритета.

1. Приоритетом пользуются пешеходы, пересекающие проезжую часть (или трамвайные пути) по нерегулируемому пешеходному переходу.

К сожалению, нарушение данного принципа очень часто приводит к страшным, чудовищным последствиям.

Именно поэтому особые правила проезда пешеходных переходов выделены в специальный раздел ПДД (14 раздел).

2. Преимуществом пользуется трамвай в случаях, когда трамвайные пути пересекают проезжую часть вне пределов перекрестка (кроме случаев выезда трамвая из депо).

Игнорирование водителями этого принципа преимущества или даже элементарная невнимательность водителя при проезде трамвайных путей также ведет к серьезным ДТП.

Вообще, рельсовые транспортные средства требуют к себе повышенного внимания.

3. Преимуществом обладают спецавтомобили с специсигналами (звуковыми и световыми), выполняющие оперативное задание.

Долг рядового водителя и пешеходов – предоставить им право первоочередного проезда.

4. Преимуществом обладает маршрутное транспортное средство, которое в населенном пункте отъезжает от места обозначенной остановки.

Кстати, данное правило очень часто игнорируется водителями, которые – по незнанию или намеренно – не замечают трогающиеся от остановки «маршрутки».

Мы рассмотрели далеко не полный перечень случаев, когда определенный круг участников дорожного движения обладает преимуществом по отношению к другим субъектам. И, как показывает российская практика, принципы преимущества (или приоритета) часто нарушаются. А ДТП становится неприятным, но закономерным результатом этого нарушения.

Итак, приоритет – это незыблемое право водителя транспортного средства или пешехода совершить задуманные действия первым. Самым распространенным преимуществом водителя, дарованное ему Правилами, является его нахождение на главной дороге.

Уступить дорогу

Оборотной стороной приоритета является требование уступить дорогу. Логика движения как раз и определена одновременным требованием к водителям – либо воспользоваться своим преимуществом, либо  уступить дорогу.

Несмотря на громоздкость определения, понять его совсем не сложно. Участник движения, который обязан уступить дорогу, должен сделать все возможное и необходимое для того, чтобы никакими своими действиями не создать помех участнику движения, который в данный момент обладает приоритетом.

Очень частый случай: уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе. Это – святое дело!

Заметим, что традиционно водители ассоциируют понятие «уступить дорогу» с понятием «пропустить». Это не совсем правильно, но очень близко к реальности на прикладном, практическом уровне. В действительности же требование «Уступить дорогу» весьма коварное. Оно не означает безоговорочного требования – обязательно остановиться и пропускать приоритетного участника движения, преданно наблюдая, как он проезжает или проходит мимо. Это очень тонкая материя, но это надо понять.

Уступить дорогу – это требование не создать помехи тому участнику, который пользуется в данный момент приоритетом. И если своими действиями мы не сможем создать этих самых помех, то имеем право продолжить выполнение действия, задуманного нами (маневра, движения и пр.).

Для демонстрации этого утверждения приведем несколько примеров.

Пример первый.

Водитель грузовика, находящийся на главной дороге, собирается поворачивать налево, а мы – направо. Наши траектории – в принципе! – не пересекаются. Поэтому мы можем продолжить движение, не создавая помех грузовику. В этом случае мы выполним требование знака «Уступите дорогу», но, только убедившись, что мы не создаем ему помех.

Пример второй.

Водитель легкового автомобиля собирается начать движение. Его обязанность – уступить дорогу уже двигающимся по проезжей части транспортным средствам. Но грузовик идет по второй полосе, и водитель легкового автомобиля своими действиями не создаст ему помех. В принципе! Именно поэтому он может начать движение, ибо не нарушит требование — уступить дорогу грузовику.

Пример третий.

Мотоциклист, судя по дорожным знакам, на узком мосту пользуется преимуществом. Однако велика вероятность, что, проезжая по данному узкому участку дороги одновременно с мотоциклистом, мы не затрудним ему движение (из-за его незначительных габаритов). В принципе! Поэтому, убедившись в последнем обстоятельстве, мы можем выезжать на мост параллельно с мотоциклистом. Но только не создавая ему помех!

И еще один момент. У многих водителей понятие «Уступить дорогу» связывается исключительно с одноименным знаком приоритета – «Уступите дорогу».

На самом деле это понятие значительно шире. Как и значительно шире вопросы приоритета, которые не ограничиваются знаком «Главная дорога»

Важно запомнить, что наличие преимущества у одного участника движение автоматически означает требование уступить дорогу (то есть не создавать помех), предъявляемое к другим участникам

В этом и заключается логика безаварийного движения!

Критерии правила «помеха справа»

Такое правило работает только тогда, когда транспортные средства движутся так, что их траектории пересекаются. Если этого не происходит, значит, нет проблемы в получении преимущества какой-либо стороной, поскольку они могут спокойно разъехаться.

Правило может действовать только в том случае, когда никто не имеет преимущества перед пересечением дороги. Значит, участники движения имеют одинаковые права. Если у кого-то есть особый правовой статус, например, пешеход либо трамвай, к нему правило не используется.

Оговаривать, кто должен проехать первым, нельзя, если это предусмотрено правилами дорожного движения. Если же на дороге равнозначные объекты пытаются перестроиться в левую полосу одновременно, уступать должен автомобиль сзади, поскольку для него участник движения впереди становится помехой справа.

Помеха справа на прилегающей территории

3-я статья из 4 в серии Выезд с прилегающей территории

Выезд с прилегающей территории

  • Неосторожный выезд с прилегающей территории
  • Невнимательный выезд из двора
  • Помеха справа на прилегающей территории
  • Выезд с прилегающей территории на перекресток

Кроме территорий непосредственно примыкающих к дороге, к прилегающим территориям относятся дворы и жилые массивы, которые могут иметь свою разветвленную сеть улиц. Эти улицы, в свою очередь, пересекаясь между собой, образуют множество равнозначных перекрестков различных размеров. По этим «внутренним» улицам, соответственно, передвигается транспорт.

Подробнее о правилах движения на дворовых территориях – в одноименной статье Движение во дворах и жилых зонах.

Когда жилой массив еще только формируется (расширяется район, идет стройка и пр.), «местные» дороги носят статус технологических дорог в границах прилегающей территории, а в соответствии с определением (пункт 1.2), движение на прилегающей территории подчиняется настоящим Правилам.

Пункт 8.9 (помеха справа): В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Обратите внимание, в этом пункте ни слова не сказано о ширине или о прямолинейности дороги. Другими словами две пересекающиеся дороги могут быть разной ширины, одна дорога «прямая», вторая – примыкающая, причем, она может примыкать под любым углом

Эти факторы на приоритет не влияют.

Важно единственное условие – в процессе движения на прилегающей территории преимуществом пользуется транспортное средство, которое приближается справа. Это требование (уступить помехе справа) по абсолютно разным причинам (забыл, не заметил, не знал и пр.) нередко не выполняется, поэтому нужно быть внимательным

Собственно, на дороге эти причины выяснять некогда

Это требование (уступить помехе справа) по абсолютно разным причинам (забыл, не заметил, не знал и пр.) нередко не выполняется, поэтому нужно быть внимательным. Собственно, на дороге эти причины выяснять некогда.

Так что, когда предстоит разъехаться с другим авто во время движения на прилегающей территории, даже имея свое преимущество, есть смысл учитывать чужую «забывчивость», и быть готовым в случае необходимости остановиться, чтобы избежать ДТП.

Посмотрите короткий видеоролик.

Автор видеоролика

Обстоятельства на ролике в особых комментариях не нуждаются. Участник, который ехал с левой стороны не уступил дорогу «регистратору». Обошлось без столкновения.

Вообще, в похожих ситуациях использовать свой приоритет (преимущество в движении) целесообразно только тогда, когда у вас есть твердая уверенность, что вам уступают дорогу. Например, вы видите, что оппонент остановился, либо значительно снизил скорость и ждет, когда ваш автомобиль проедет.

Если такой уверенности нет, то спешить не нужно. Вполне возможно, что ваш оппонент даже не собирается уступать вам дорогу, как в видеоролике. Причины в данном случае не важны.

В заключение несколько слов о том, что покидая прилегающую территорию (выезжая с нее на дорогу), согласно пункту 8.3 водитель должен уступить всем участникам, которые уже движутся по этой дороге. Выезжать следует, сначала убедившись, что с учетом интенсивности движения на этом участке дороге, путь свободен на достаточном для поворота расстоянии.

Будьте внимательны за рулем. Навигация по серии статей<< Невнимательный выезд из двораВыезд с прилегающей территории на перекресток >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector