Трансмиссионные масла 75w90. обзор, расшифровка, рейтинг
Содержание:
- Классификация вязкости средства
- Примеры масел с вязкостью 75W-90
- Трансмиссионные смазки серии GL-4 и 5
- Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре
- Лучшие синтетические трансмиссионные масла
- Лучшие минеральные трансмиссионные масла
- Характеристики 75W-90
- Характеристики и вязкостные значения категорий 75W и 90
- Какое трансмиссионное масло выбрать
- Рейтинг лучших трансмиссионных масел с вязкостью 75W90
- Спецификация по MIL
- Что означает 75W90?
- Зимний стандарт SAE 75W
- Спецификация по MIL
- Расшифровка и особенности 75w90
- Можно ли доливать разные вязкости масел
Классификация вязкости средства
Для классификации трансмиссионных масел используется методика измерения вязкости:
- Согласно стандарту SAE, жидкости делятся на зимние и летние, предусмотрен и универсальный (всесезонный) тип. Для маркировки летних сортов используются 2 цифры, жидкости для зимнего применения имеют в обозначении букву W. Смазки для круглогодичной эксплуатации маркируются двойным индексом (например, 75W-80)
- Нормативы API вводят 6 категорий, которые определяют допустимый температурный интервал применения. Например, для автомобилей ВАЗ с передними ведущими колесами рекомендуется смазка стандарта API GL-4. Для модификаций с задним приводом применяется масло GL-5. Для иномарок подбирать трансмиссионные смазки сложнее, производители указывают тип материала в инструкции по эксплуатации. Для большинства импортных автомобилей при первичной заправке используется полусинтетика стандарта GL-5.
Критериями градации являются предельная температура эксплуатации и максимальная нагрузка в точке зацепления шестерен. Отечественный стандарт базируется на международных нормативах API с удалением одной из категорий GL.
Примеры масел с вязкостью 75W-90
Трансмиссионное масло MOTUL Gear 300 75W-90 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло CASTROL Syntrans Multivehicle 75W-90 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло ZIC GFT 75W-90 GL-4/5 4 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло CASTROL Syntrans Transaxle 75W-90 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90 205 л.
Подробнее
TOTACHI Ultima Syn-Gear GL-4 75W-90 4 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло SUBARU Extra S 75W-90 GL-5 20 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло ZIC GFT 75W-90 GL-4/5 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло SHELL Spirax S5 ATE 75W-90 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло ЛУКОЙЛ ТМ-4 75W-90 GL-4 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло TOTAL Transmission Gear 9 FE 75W-90 208 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло MOBIL Delvac 1 Gear Oil LS 75W-90 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло MOBIL Delvac 1 Transmission Fluid MBT 75W-90 208 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло HYUNDAI/KIA MTF 75W-90 GL-4 6 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло TOYOTA TRD LSD GL-3 SAE 75W-90 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло ENEOS Gear GL-4 75W-90 4 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло BP Energear SGX 75W-90 1 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло ZIC GFT 75W-90 GL-4/5 200 л.
Подробнее
Трансмиссионное масло MOBIL Delvac 1 Gear Oil LS 75W-90 20 л.
Подробнее
Трансмиссионные смазки серии GL-4 и 5
Они нужны для применения в классических механических системах передач автомобиля (сюда же можно включить и совмещенные коробки передач с передними рабочими дифференциалами), а также в раздаточных системах и автомобильных мостах. Для тех же редукторов на внутренних гипоидных связках с большим смещением осей используется масло уровня GL 4 и 5, а также могут использоваться подходящие трансмиссионные смеси с установленной согласно стандартам маркировкой типа GL-4 и 5.
Классические автомобильные трансмиссионные смазки типа ГЛ 4-5 со значением вязкости уровня SAE 75W-90 имеют немного другое обозначение для универсального использования в большей части температурных поясов РФ, куда можно включить даже районы Крайнего Севера. Данные смазки вполне совместимы с обычными синхронизированными коробками передач в грузовых и легковых машинах. Могут использоваться на тех же тягачах.Классификация смазок по назначению
Для стандартных трансмиссионных смазок ГЛ 4-5 было предусмотрены сразу 2 основные классификации по технологическим условиям использования и уровню вязкости.
Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре
К современным лубрикантам применяется динамическая и кинематическая вязкость. Эти показатели определяют способность жидкости сохранять доставочную стойкость к сдвигу во время разогрева и текучесть при понижении температуры.
Определяется каждый показатель путем лабораторных анализов, где в пробирке нагревается или остужается масло и измеряется время его стекания по специальной шкале. Подбор автомасла по вязкостным параметрам критически важен. Для наиболее точного распределения была создана спецификация SAE. Допуск определяет, при каких погодных условиях формула сохраняет оптимальные свойства для защиты трансмиссии.
Сама шифровка состоит из двух частей, для примера можно взять типичную жидкость синтетики 75W90.
- 1. «75W» – говорит о минимальной температуре окружающей среды, при которой лубрикант сохраняет необходимую текучесть в данном случае (-40°С).
- 2. «90» — высокотемпературный предел, установленный на отметке +35°С. Для масел МКПП применяется стандартная таблица J306, где указаны все допуски и соответствия. При этом для субстанций, разработанных под АКПП, подобные стандарты не используются.
Что такое индекс вязкости трансмиссионного лубрикана
Популярный вопрос, актуальный для любых масел, включая жидкости для АКПП и МКПП. Определение говорит о зависимости густоты смазки от температуры окружающей среды. Высокий показатель (130 и выше) говорит о хорошей стабильности лубриканта. Малая цифра (ниже 90) выдает жидкость, минерального типа или низкого качества. Определение влияет на сохранение стабильной густоты жидкостью, во время критических перепадов температур.
Индекс — это цифра, полученная путем лабораторной процедуры.
- В качестве базы выбирается 2 разных масла. Первый вариант сильно реагирует на изменение t°С – второй максимально устойчив. При этом их обозначение указывается как «0» и «100» соответственно.
- Далее берется проба новой смеси и помещается в равные условия с эталонными продуктами.
- Жидкости нагревают и по специальной шкале высчитывают, как испытуемый вариант ведет себя относительно двух других смесей.
- После процедуры продукту определяется индекс вязкости.
Индекс – цифра, выведенная путем тестов и характеризующая поведение продукта в условиях перепадов температуры.
Таблица классов вязкости
Стандартная таблица вязкости SAE J306 распределяет лубриканты по принадлежности к температуре эксплуатации. Узкоспециализированные масла, предназначенные для использования исключительно в летнее или зимнее время мало распространены в 2021 году ввиду нерентабельности эксплуатации. По этой причине таблица содержит самые популярные, универсальные формулы круглогодичного применения, актуальные для России.
Допуск SAE | Минимальный порог эксплуатации -°С | Верхний порог использования +°С |
75W80 | 40 | 35 |
75W90 | 40 | 35 |
80W85 | 25 | 35 |
80W90 | 25 | 40 |
85W90 | 10 | 45 |
Лучшие синтетические трансмиссионные масла
Это более дешевая и выгодная альтернатива «минералке», поскольку в ней, кроме чистых масел, содержатся еще и присадки. Такие средства заливают в основном в машины, не сильно нагруженные и чаще всего со старыми моделями трансмиссий. У этого вида есть только один более-менее важный недостаток – оно может протекать через различные уплотнения из-за своей недостаточно высокой вязкости. Представляем здесь 3 лучших в этой категории трансмиссионных масла.
Mobil ATF 320
Высокоэффективное масло предназначено для автоматических трансмиссий грузовых и легковых авто, а также подходит для гидроусилителя руля, прочей гидравлики и тех механических трансмиссий, которые имеют соответствующую спецификацию. Жидкость обеспечивает плавную работу КПП при низких и высоких температурах.
Достоинства:
- Защита от деградации;
- Длительный интервал использования до замены;
- Хорошая прокачиваемость;
- Совместимость с уплотнителями механических трансмиссий;
- Оптимальная текучесть.
Недостатки:
Дороже аналогов.
Эта трансмиссионная жидкость обеспечит защиту на высшем уровне и улучшит эксплуатационные свойства основных механических узлов авто.
Toyota Gear Oil Universal Synthetic 75W-90
Это узконаправленная трансмиссионная жидкость, созданная для коробок передач автомобилей Toyota.
Состав средства похож на Total Transmission Dual в плане противокоррозионных свойств и устойчивости к перепадам температур.
Масло соответствует спецификации API GL-4/GL-5, поэтому может использоваться в гипоидных передачах и для рулевой рейки.
Достоинства:
- Соответствует европейским стандартам;
- Смягчает работу коробок на старых автомобилях;
- Высокий ресурс – до 150 тыс. км пробега.
- Присадки в составе.
Недостатки:
- Есть не в каждом магазине;
- Высокая цена.
Это средство подойдет как для современного, так и для подержанного автомобиля.
Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90
Среднестатистическому автовладельцу понятия наподобие «нагрузка сваривания» или «индекс вязкости» — как китайская грамота. А вот то, как ведет себя трансмиссионное масло на холоде, прочувствовать может каждый, и линейка синтетических масел Syntrans недаром традиционно выходит в лидеры тестов именно по реальным низкотемпературным свойствам. Масло, получившее допуски Ford WSD-M2C200-C и MB-Approval 235.72, имеет очень низкую температуру застывания, что позволяет однозначно рекомендовать его для северных регионов. При этом масло одновременно имеет и отличный пакет противоизносных и противозадирных присадок, а добиться их баланса не так легко: дело в том, что противоизносные присадки работают в масляном слое, а противозадирным, наоборот, нужен уже переход практически в сухое трение при продавливании этой самой пленки. Конечно, есть в продаже масла, способные по каким-то характеристикам обойти Castrol (будут «жиже» зимой или гуще при высоких температурах, будут лучше защищать от износа при критической нагрузке и так далее), но по совокупности свойств именно Castrol мы, пожалуй, отдадим первое место в рейтинге лучших трансмиссионных масел.
Основные плюсы:
- Очень низкая температура застывания
- Хорошие противоизносные и противозадирные свойства
- Легкость переключения передач
Минусы:
Высокотемпературная вязкость на нижней границе заявленного класса по SAE – при большом пробеге, на жаре, при высоких нагрузках на трансмиссию уровень шума может увеличиться по сравнению с более густыми маслами
Роснефть Kinetic GL-5 75W90
Это трансмиссионное масло вошло в рейтинг лучших в силу содержания качественных присадок, гарантирующих редуктору длительный срок службы за счет эффективного смазывания и предотвращения трения. Благодаря им увеличивается интервал замены средства, что выгодно для владельцев автомобилей. Этот вариант подходит для использования в высоко нагруженных трансмиссиях, в том числе работающих при экстремальных плюсовых температурах.
Достоинства
- Может применяться в любой сезон;
- Улучшенные антиокислительные свойства;
- Подходит для применения как в легковых автомобилях, так и для коммерческой технике;
- Надежно защищает зубчатые передачи;
- Увеличивает срок службы синхронизаторов.
Недостатки
Не обнаружено.
Трансмиссионное масло Роснефти Kinetic GL-5 75W90 в рейтинге имеет лучшее соотношение цены и качества, подходит как для российских автомобилей (Нива и др.), так и для зарубежных.
Лучшие минеральные трансмиссионные масла
Трансмиссионное минеральное масло Лукойл ТМ-4
Всесезонное трансмиссионное минеральное масло вещество с классификацией API GL-4 и артикулом 19540. Используется продукт с вязкостью 80W-90 для механической КПП.
Коробка, где хранится масло, имеет удобную ручку для залива и мерную шкалу, по которой можно отслеживать остатки. С обратной стороны упаковки есть наклейка, где указаны полные сведения.
Стоит опасаться, ведь у масла есть множество подделок, поэтому следует ответственно подходить к выбору продукта.Изучив многочисленные отзывы, можно выделить плюсы и минусы трансмиссионного масла.
Плюсы масла:
- После добавления чувствуется, как плавно включаются передачи.
- В меру густое.
- Гул МКПП исчезает или приглушается. В итоге поездка становится комфортной.
- Увеличивает ресурс деталей трансмиссии.
- Машина заводится спокойно.
- За 2 года использования, после слития масла, наблюдает его чистота. Продукт светлый, без примесей.
Минусы масла:
- После преодоления 30 000 км пробега масло сильно пенится и «воняет».
- При температуре в -20°C масло густеет, передачи меняются туго, с хрустом.
- Множество подделок.
Характеристики 75W-90
Характеристика | Значение |
---|---|
Динамическая вязкость при высоких скоростях сдвига при 150 град.Цельсия | нет информации |
Максимальная кинематическая вязкость при низких скоростях сдвига при 100 град. цельсия | 18.5 |
Максимальный температурный предел для холодного запуска МПА*с | нет информации |
Минимальная кинематическая вязкость при низких скоростях сдвига при 100 град. цельсия | 4.1 |
Наименование стандарта | SAE J306 |
Применяется в температурном диапазоне до | +40 |
Применяется в температурном диапазоне от | -35 |
Применяется в температурном диапозоне | Универсальное |
Температурный предел для прокачиваемости при отсутствии напряжения сдвига | 150000 при -40 град. Цельсия |
Таблица является ни чем иным, как результатом объединения характеристик летнего и зимнего стандартов. Именно таким образом получаются характеристики для двийных стандартов масел.
Расшифровки других похожих стандартов
Стандарт | Ссылка |
---|---|
75W-80 | Подробнее |
75W-90 | Подробнее |
75W | Подробнее |
75W-140 | Подробнее |
75W-85 | Подробнее |
75W-110 | Подробнее |
75W-70 | Подробнее |
Характеристики и вязкостные значения категорий 75W и 90
Руководствуясь классификацией SAE — все трансмиссионные масла делятся на виды, каждый из которых имеет определенный тип вязкости.
Исходя из этого, все масла можно разделить на три группы — всесезонные, летние и зимние. Летние имеют в своей маркировке обычные цифры, находящиеся в пределах от 80 и до 250. Зимние, кроме цифр, содержат английскую букву W — сокращение от слова Winter (зима). Данная группа на рынке представлена такими типами, как 70W, 75W, 80W, 85W. Несмотря на такой набор, найти именно зимние смазки с каждым годом становится все труднее, так как их из рынка вытесняет всесезонная группа масел.
В отличие от летних и зимних — последние в своей маркировке содержат два цифровых показателя, которые разделены английской буквой W. Наиболее востребованным на сегодняшний день является смазка, имеющая маркировку 75W90.
Что же представляет собой данная жидкость и почему она настолько популярна?
Что касается второго значения — «90» — то оно определяет максимально допустимый порог при плюсовой температуре.
Однако, не следует это значение понимать буквально. Просто вы должны знать, что эта цифра указывает на возможность эксплуатации данного типа масла в летний период времени при максимально допустимой температуре +35˚ С (данная информация имеется в справочной литературе по трансмиссионным маслам).
Как видите — данные показатели можно считать самыми оптимальными для использования в наших климатических условиях.
Более универсальную жидкость создать довольно тяжело, так как в этом случае могут пострадать ее рабочие характеристики.
С одной стороны — чем выше вязкость, тем лучше показатель смазки. Но с другой — при очень высокой вязкости на вращающиеся шестерни начинает действовать достаточно сильное сопротивление, из-за которого происходит потеря мощности. Кроме этого, масло с большой вязкостью при минусовых температурах сильно густеет.
Низкая вязкость во время мороза ведет себя намного лучше, однако, обладает более низкими смазывающими свойствами, а также худшими защитными качествами.
Чтобы хоть как-то уравновесить эти показатели — многие производители добавляют в трансмиссионные жидкости специальные присадки.
Какое трансмиссионное масло выбрать
Параметры масла влияют на защитные свойства крутящихся моментов, а также зубчатых зацеплений в коробке.
Присадки, добавки, используемые для улучшения скольжения:
- добавки EP — вещества, которые препятствуют непосредственному контакту движущихся частей путем уменьшения трения. Способствуют сохранению целостности деталей и обладают противозадирными свойствами;
- депрессорные — служат для снижения температуры застывания, улучшают вязкостные свойства масел при минусовых температурах (поведение потока);
- добавки для предотвращения коррозии повышают сопротивление металла к окислению.
Эксплуатационные параметры трансмиссионных жидкостей подлежат классификации API. Их вязкостные свойства определяются SAE.
Масла делятся по классам путем использования оценок ГЛ (смазки шестерни). Существует 6 классов производительности GL (1 — 6) соответственно, но руководствуются только двумя действующими.
- GL-4 — используется для указания эксплуатационных характеристик зубчатых передач, работающих на высоких скоростях скольжения. Применяются для винтовых/спиральных конических зубчатых колес и гипоидных зубчатых колес, работающих в нормальных условиях в автомобилях и технике с высоким/низким крутящим моментом и низкоскоростными/высокоскоростными моментными двигателями;
- GL-5-Т — используется для указания эксплуатационных характеристик зубчатых колес, работающих на высокой скорости, ударной нагрузке. А также при низкой скорости с повышенным крутящим моментом. Класс предназначен для коробок передач высокой мощности;
- MT-1 — предназначен для сверхмощных ручных приводов, нуждающихся в термальной стабильности, сопротивления к высоким циклическим температурам, улучшению совместимости со сплавами цветных металлов в сравнении к другим категориям API.
Рейтинг лучших трансмиссионных масел с вязкостью 75W90
Чтобы построить рейтинг лучших масел, нужно ориентироваться среди таких показателей:
- Вязкость. Масло должно сохранять оптимальную вязкость как при низкой температуре, так сохранять свои вяжущие свойства при высокой температуре;
- Температурные характеристики. Каждая жидкость имеет свою температуру застывания и воспламенения, ТМ должно обладать самым большим разрывом между этими показателями;
- Критическая нагрузка. Чем выше эта цифра, тем качественней продукт;
- Индекс задира. К сожалению, норм по этому индексу нет, но чем выше данное значение, тем лучше ТМ;
- Нагрузка сваривания. Согласно ГОСТу, такое значение должно быть не ниже 3 000 H;
- Показатель износа. Такой критерий определяется лишь для масла класса GL-5, он должен быть меньше 0,4 мм.
По многим параметрам трансмиссионное масло Motul Gear 300 75W90 занимает первое место среди всех испытуемых. Данная трансмиссионка имеет самые высокие показатели защиты от задиров (индекс составляет 60,1), сваривания, стабильности масляной пленки без утраты мощности двигателя, средним показателем износа (0,75 мм). Хотя вязкостными характеристиками (особенно при минусовых температурах) похвастаться и не может.
Температурный тест трансмиссионных масел 75W90
Второе и третье места занимают трансмиссионные жидкости от Castrol (Syntrans) и Mobil (Mobilube). Масло Castrol Syntrans Transaxle 75W-90 GL-4 используется в коробках передач, в раздаточных коробках и ведущих мостах. Оно имеет хорошую низкотемпературную текучесть, но по сравнению с Мобилом, индекс задира достаточно велик, как для жидкости такого класса, а вот уровень износа даже лучше чем у Мотуля (59,4).
ТМ Mobil Mobilube можно поставить на третье место, поскольку оно имеет неплохие результаты испытаний на уровень защиты и износа при высоких нагрузках, поэтому обеспечивает низкие потери на трение при рабочих температурах. Но, к сожалению, имеет недостаточный индекс вязкости при минусовой температуре.
Четвертый результат при тестировании трансмиссионного масла показало масло Total Transmission SYN FE 75W-90. Отзывы про эту жидкость также неплохие, хотя, поскольку оно является универсальным — имеет API GL-4/GL-5, оно будет подходить не для всех коробок передач. Данное ТМ имеет уровень задира равный 58,8, что даже лучше, чем у лидера рейтинга трансмиссионных масел 75W90. Но оно не может похвастаться уровнем износа и хорошей вязкостью при низкотемпературном тесте.
Полусинтетическое трансмиссионное масло LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90 GL-4/5, так же себя неплохо показывает в тестах, особенно выделилось при испытании в минус 40, его текучесть при такой низкой температуре без проблем позволит работать коробке и редукторам. Вместе с тем, другие важные показатели на среднем уровне.
Синтетическое масло ZIC G-F TOP 75W-90 в данный рейтинг не включаем, поскольку очень мало данных по его показателям износа и задира, хотя температурный тест проходит на отлично. Это трансмиссионное масло можно применять в МКПП (в том числе с синхронизированными трансмиссиями) и ведущих мостах. По отзывам автовладельцев, значительно снижает шумность трансмиссии, выдерживает экстремальные нагрузки и практически не имеет недостатков.
Также нельзя не уделить внимание маслу Transyn 75W-90 API GL 3/4/5 от производителя Eurol, поскольку, глядя на отсутствие реальных температурных тестов и очень высокого уровня износа — 0,94, имеет неплохой уровень задира — 58,5 и большую популярность среди автолюбителей. Как видите, ассортимент трансмиссионных масел 75W90 на рынке достаточно велик и всегда есть что выбрать для своих потребностей и доступной цены. Но помните, что подбирать нужно не потому, что сосед посоветовал, а исходя из потребностей трансмиссии вашего авто и характеристикам самой трансмиссионной жидкости
Но помните, что подбирать нужно не потому, что сосед посоветовал, а исходя из потребностей трансмиссии вашего авто и характеристикам самой трансмиссионной жидкости
Как видите, ассортимент трансмиссионных масел 75W90 на рынке достаточно велик и всегда есть что выбрать для своих потребностей и доступной цены. Но помните, что подбирать нужно не потому, что сосед посоветовал, а исходя из потребностей трансмиссии вашего авто и характеристикам самой трансмиссионной жидкости.
Спецификация по MIL
Иногда совместно со спецификацией API на упаковочной таре печатают спецификацию MIL, разработанную военным ведомством США.
- MIL-L-2105 A. Область применения, состав и требования, предъявляемые данным классом спецификации MIL, ориентировочно соответствует подразделу трансмиссионных жидкостей GL-4 по API.
- MIL-L-2105 В. Часто используемые требования и область применения при классификации смазок. Параметры масла 75W90 этого класса соответствуют характеристикам API GL-5.
- MIL-L-2105 С. Технические условия для технических жидкостей применимых в любое время года с вязкостью 75W/90; 80W/90; 85W140. Данный класс превосходит своего предшественника по нормам. Соответствует классу GL-4 по API.
Указание соответствия по MIL на упаковочной таре смазочного материала говорит о высоком качестве продукции. Данный параметр имеют далеко не все трансмиссионные масла.
Что означает 75W90?
По созданным стандартам, технологические жидкости должны маркироваться в строго соответствии с принятыми нормами. Поэтому есть единый способ расшифровки маркировки трансмиссионных и моторных масел.
На канистре на этикетке должна обязательно быть информация, по какой классификации сделано масло. Может быть указано, например, SAE или API, а может и ZF или может быть указана спецификация MIL. Также, на усмотрения производителей масел, возможно указание информации на этикетке о допусках (например, можно ли что-то добавить, какие-нибудь присадки).
Что означают 75W и 90?
В зависимости от вязкости по SAE TM масла делятся по назначению и на виды. Рассмотрим, более детально, характеристики масла 75В90.
Обозначение 75W говорит о текучести при минусовых температурах. Буква «W» говорит о том, что масло для зимнего периода эксплуатации. Чем меньше цифра перед буквой «W», тем более текучее масло при сильных морозах, то есть вязкость меньше. Конкретно для масла с маркировкой 75 W 90 температурный предел -40 градусов.
Продолжаем рассматривать вязкость. Цифра в шифре масел, в данном случае, 90 — это максимальный плюсовой температурный показатель, при котором масло начнет терять свои характеристики. Исходя из данных по справочных таблицам, 90 соответствует показателю +35 градусов (Цельсия).
Многие задаются вопросом, почему не придумают масло универсальное, которое подходит хорошо и для сильных морозов, и для сильной жары. Но, если глубже взглянуть на то, как трансмиссионка работает в системе, то защита от трения поверхностей зацепления зубчатой пары полностью зависит от смазывающей способности масла. Смазывающая способность повышается по мере увеличения вязкости, но при увеличении вязкости увеличивается и сила трения между деталями, а это приводит к уменьшению мощности коробки, так как масло между зубьями труднее выгонять. Если сделать упор на смазывающую способность, то есть повысить вязкость, то это также приведет сильному загустеванию на морозе. Если вязкость малая, то при минусовых температурах она не густеет, но такое масло обеспечивает не прочную защитную пленку на поверхностях деталей. Поэтому производителя ищут «золотую середину». Золотой баланс можно найти путем добавления присадок.
Для российского среднего климата лучше выбирать трансмиссионное масло с обозначением класса вязкости 90. А для очень жарких регионов, желательно, заливать масло с шифром вязкости 140. Масло со значением 140 при 100 градусах по Цельсию будет иметь вязкость не меньше 22 мм2/с (миллимитра в квадрате на секунду).
Основные требования, которые должно обеспечивать трансмиссионное масло:
- не допустить трение, задиры, сколы, заедания, заклинивания зубчатых пар, образование глубокой коррозии (питтинг) и других механповреждений;
- делать так, чтобы энергия тратилась минимальная;
- повышать КПД (коэффициент полезного действия);
- остужать трущиеся поверхности деталей (отводить тепло);
- уменьшать шум, колебания и вибрации работающих в зацеплении шестеренок.
ТМ 75 W 90 производят разные производители. Поэтому могут быть незначительные отклонения по параметрам, так как каждый завод-изготовитель может создавать сам формулу масла. Также могут быть различия трансмиссионного масла 75W90 с указанием типа, в основном указывают это масло как синтетическое, а некоторые — полусинтетика. От синтетики отличается тем, что оно содержит синтетическое вещество от 20 до 40 % и добавлением присадок в объеме от 2 до 15 %.
Кроме классификатора по системе SAE трансмиссионные масла подразделяют и по системе API с индексами Gl (русскоязычное обозначение ТМ).
Зимний стандарт SAE 75W
Стандарт 75W определяет поведение масла 75W-90 в зимний период использования, а также полностью определяет значения вязкости и пределы использования при минусовой температуре.
Подрбнее о стандарте 75W
Характеристика | Значение |
---|---|
Максимальный температурный предел для холодного запуска МПА*с | нет информации |
Температурный предел для прокачиваемости при отсутствии напряжения сдвига | 150000 при -40 град. Цельсия |
Минимальная кинематическая вязкость при низких скоростях сдвига при 100 град. цельсия | 4.1 |
Максимальная кинематическая вязкость при низких скоростях сдвига при 100 град. цельсия | не определяется |
Динамическая вязкость при высоких скоростях сдвига при 150 град.Цельсия | нет информации |
Наименование стандарта | SAE J306 |
Применяется в температурном диапозоне | при низких температурах |
Применяется в температурном диапазоне от | -35 |
Применяется в температурном диапазоне до | -5 |
Спецификация по MIL
API является популярной классификацией, но не единственной, на таре достаточно часто можно видеть отметку MIL: это строгий стандарт, который был разработан американскими военными ведомствами, поэтому если продукция ему отвечает, ее вполне можно считать достаточно качественной для применения в гражданском машиностроении.
- MIL-L-2105 A полностью соответствует GL-4 по API. Различия допустимы, но, как правило, они мало заметны для простого покупателя.
- MIL-L-2105 В используется достаточно часто, многие синтетические трансмиссионные масла 75W90 соответствуют этому стандарту, можно прировнять его к API GL-5: характеристики будут примерно одинаковыми.
- MIL-L-2105 С можно использовать в любом климате независимо от времени года. Сюда относятся жидкости, имеющие вязкость 75W/90, 85W140, 80W/90, по API данный класс масел будет соответствовать стандарту класса GL-4.
Если на таре вы видите буквы MIL и товар при этом сертифицирован, то вы можете не сомневаться на счет его высокого качества и отличных характеристик
Не все масла отвечают данному стандарту, и если вы хотите выбрать лучшее, потребуется уделить внимание поиску смазки, соответствующей именно этим требованиям
Расшифровка и особенности 75w90
Вязкость — наиболее важный параметр любого трансмиссионного масла. Именно она определяет температурный режим работы коробки передач. Масло 75w90 было разработано согласно стандарту SIA.
В нем предоставлены таблицы, в которых показаны коэффициенты вязкости масла в зависимости от температуры окружающей среды. 75w90 относится к группе все сезонных трансмиссионных масел.
Первая часть маркировки «75W» показывает допустимую минимальную температуру, при которой значение вязкости позволяет маслу выполнять его функции. Здесь оно составляет минус 40 ºC.
Вторая часть «90» указывает на допустимую максимальную температуру работы масла, которая, если посмотреть справочные таблицы SIA, равняется плюс 35 ºC.
Также трансмиссионные масла 75W90 различаются по своим эксплуатационным свойствам.
Данная классификация описана в промышленном стандарте API. Согласно нему, выделяют 6 основным групп масел. Обозначаются они порядковым номером и аббревиатурой GL, что расшифровывается как gearboxliquid. Дословно это переводится как жидкость коробки передач. Мы рассмотрим только те группы, которые используют в современных легковых автомобилях:
- GL-4. Этот вид масел 75W90 применяют в передачах среднейнагруженности. Величина контактных напряжений в трансмиссии не должна превосходить 3 000 МПа. Верхний предел температуры работы масла составляет 150 ºC. Оно идеально подходит для всех типов МКПП, в которых используется спирально-коническое зацепление. Масла GL-4 допускается использовать в коробках переда гипоидного типа, но при условии сохранения низкого значения крутящего момента.
- GL-5. Основное его назначение — высоко нагруженные трансмиссии, которые дополнительно испытывают на себе ударные воздействия. Такие масла применяется в передачах, которые работают в условиях повышенного трения и давления свыше 3 000 МПа. По химическому составу GL-5 отличается большим содержанием серо-фосфорных добавок.
Данные виды масла 75W90 не являются взаимозаменяемыми. Использование GL-5 там, где необходимо применять GL-4, ведет к преждевременному износу коробки передач. Присадки на основе серы и фосфора обладают высокой твердостью. Контактируя с деталями из мягких сплавов МКПП, они являются причиной образования выбоин и микротрещин их рабочих поверхностей. По объему присадок в своем составе 75w90 подразделяется на синтетическое и полусинтетическое. «Синтетика» предпочтительна, т. к. содержит в себе большее количество присадок. Введение той или иной добавки способно значительно расширить рабочий температурный диапазон и продлить срок службы масла, уменьшить его испаряемость и повысить устойчивость к окислению, сохранить текучесть при отрицательных температурах и увеличить вязкость при положительных. В общем, спектр их воздействия широк, и чем больше присадок в составе масла, тем лучше. Но и цена на него, соответственно, выше. Один литр такого 75w90 стоит порядка 1300 рублей. Применение полусинтетического масла на постоянной основе нежелательно. Минеральные компоненты, входящие в его состав, часто являются причиной заедания МКПП. К тому же такое масло имеет меньшую устойчивость к резким перепадам температур.
Можно ли доливать разные вязкости масел
Лучше использовать ту же вязкость или другую вязкость, но этого же производителя, их составы разрабатываются так, чтобы быть совместимыми друг с другом с наименьшим риском. Если добавляется масло другого класса, то общая вязкость падает, что нужно учитывать. К примеру, если в смесь 10W-40 доливается 5W-40, полученная в результате смесь будет 6W-40 или 7W-40, в зависимости от количества долитого масла, то есть полученная в результате вязкость может не соответствовать мануалу автомобиля. Если проходит полная замена смазки в системе на другую вязкость, лучше использовать тот же бренд, помня о том, что 10% остается в системе.