Категория прав ве — легковые автомобили с прицепом
Содержание:
- Как получить категорию В1 в 2021 году?
- Так как же получить категорию М?
- Что делают в таких случаях?
- Отличие водительских прав старого и нового образца
- Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?
- Что такое категория А
- Возможности водителя, получившего категорию «B1»
- Подкатегории
- Что означает категория водительских прав B1
- Описание каждой категории
- Виды техники для категории B1
- Категория водительских прав В1
Как получить категорию В1 в 2021 году?
Согласно Приложению №3 Приказа МВД №365 от 13.05.09 г. присвоение категории В1 происходит автоматически если:
- Получены права категории В. В этом случае ставится пометка AS.
- Открыта категория А. Этому типу соответствует В1 с пометкой MS.
- Водительское удостоверение с перечисленными выше категориями было утеряно, тогда при восстановлении документа подкатегория В1 вписывается без прохождения экзамена.
Те же, кто впервые оформляет водительские права должен пройти все необходимые процедуры чтобы получить подкатегорию В1. В 2021 году порядок действий следующий:
- Посещение медучреждения для получения заключения о профпригодности.
- Сбор и сдача бумаг на поступление в автошколу. Оплата первого взноса за учебу.
- Прохождение всего курса обучения на категорию прав В1.
- Сдача тестирования на знание ПДД и внутреннего экзамена на автодроме.
- Посещение отделения ГИБДД для сдачи экзамена. С собой нужно взять соответствующий пакет документов.
- Оплата государственных услуг по выдаче водительского удостоверения.
- Получение документа в ГАИ.
Теперь небольшие уточнения по данному списку.
Стоимость обучения в лицензированной автошколе в 2021 году зависит от ряда нюансов. Например, была ли ранее открыта категория, количество часов отведенных на практику и теорию, регион. Ценник колеблется от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Взнос может быть разбит на 2-3 части или же его можно оплатить единым платежом. Все зависит от желания будущего водителя.
В отдельных случаях водительское удостоверение может заменить даже общегражданский паспорт.
Согласно Приложению 1 Приказа МВД №365 в водительском удостоверении должна фигурировать следующая информация:
- Ф.И.О.;
- где и когда родился водитель;
- когда был выдан документ и срок его действия;
- кем выданы права;
- подпись и фотография владельца;
- категория водительских прав;
- дополнительные данные: носит ли водитель очки или линзы и др.
Так как же получить категорию М?
Существует два варианта получения данной категории водительского удостоверения. Первый из них заключается в том, чтобы сразу пойти и отучиться на другую категорию: A, B и C. Как было указано выше, вместе с ними вы автоматически получите категорию М. Категория А – просто даёт возможность пользоваться более широким спектром лёгкого двухколёсного (трёхколёсного) транспорта. Или можно пойти другим путём (если нужна только категория М) и отучиться в автошколе именно на неё одну. Но тогда доступ к транспорту других категорий вам будет закрыт. Тут будет рассмотрено, какие шаги необходимо предпринять для второго варианта (только категория М).
Начать необходимо с медицинского осмотра. Каких врачей нужно обойти? Обычно это офтальмолог, невропатолог, психиатр и терапевт. Иногда необходимо проходить дополнительных врачей вроде ЛОРа. Это необходимо сделать, чтобы установить: есть у вас медицинские противопоказания для вождения транспорта категории М.
Пройдя всех врачей и получив от них справку можно отправляться выбирать автошколу и проходить в ней обучение. Оно обычно не превышает 1 до 2 месяцев.
В автошколе вас обучат всему необходимому теоретическому материалу, проведут уроки практики, а затем отправят на экзамен. Перед этим, разумеется, автошкола сама вас проэкзаменует – проведёт внутренний экзамен. При успешной его сдаче вы отправитесь сдавать экзамен сотрудникам ГИБДД.
Теоретическую часть сдают на компьютерах в формате тестирования. Максимально возможное количество ошибок при этом – 2. Если ошибок больше, то человека отправляют на пересдачу. Длится тест 20 минут, за это время необходимо ответить на 20 вопросов. Вам необходимо будет отлично знать правила дорожного движения и основы оказания первой помощи. Помимо этого необходимо будет разобраться с техническим состоянием транспорта, чтобы вы могли понять: можно эксплуатировать тот или иной скутер, мопед и т.д.
Практическую сдают на специально оборудованной площадке, где необходимо будет правильно выполнить несколько элементов:
- Восьмёрка
- Змейка
- Проезд по колейной доске
- Проезд по коридору конусов с выполнением разворота, остановки и разгона
- Проезд дистанции в 10 метров за время, превышающее 5 с (не касаясь ногами земли)
При удачной сдаче экзаменов необходимо будет собрать пакет документов, в которые войдут:
- Документ об окончании автошколы
- Заявление на получение водительского удостоверения
- Медицинскую карту, которую вы получали во время медицинского осмотра
- Квитанцию об оплате госпошлины
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
После их сдачи в отделение ГИБДД вы станете обладателем водительского удостоверения категории М.
Что делают в таких случаях?
При обнаружении на своих документах каких-либо знаков, водители, естественно, хотят от них избавиться.
Как это сделать:
- Произвести самостоятельное удаление, используя подручные средства.
- Если таким способом решить проблему не удалось, подать заявление в ГИБДД на внеочередную замену прав, либо имитировать их утерю.
- В некоторых ситуациях подают жалобу на сотрудника, который производил проверку документов. Но сработать данный вариант может лишь в том случае, если существуют явные доказательства причастности к данному инциденту служащего. В противном случае автолюбителю могут попросту указать на его разгулявшуюся фантазию.
Как предотвратить?
Зная о возможности нанесения секретных знаков на водительское удостоверение, которые будут передавать информацию о водителе другим сотрудникам дорожной полиции, лучше постараться избежать их появления. Для этого достаточно соблюдать правила поведения на дороге, а в случае общения с инспектором, вести себя вежливо и сдержано. Тогда можно обезопасить себя от появления проблем в будущем.
Отличие водительских прав старого и нового образца
Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.
В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше — всего 5, в водительском удостоверении нового образца — 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.
В новых правах степень защищённости намного выше — специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.
Разновидности водительских прав в РФ
В Российской Федерации в разные годы выдавали водительское удостоверение четырёх различных типов. Как известно, права действительны в течение 10 лет, а самый старый образец был в ходу до 2011 года. Таким образом, в настоящее время на руках у водителей находятся удостоверения всех четырёх разновидностей:
Документ имеет форму прямоугольника размером 74х105 мм, необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывается пополам и ламинируется
-
Ламинированные бумажные права размером 74х105 мм — самые старшие по возрасту, их выпуск прекращён в 2011 году.
-
Комбинированные из двойной бумажной основы между которыми вклеивалась тонкая пластиковая пластинка размером 85х55 мм. Снаружи права были ламинированные. Выдавались до 2011 года.
-
Пластиковые свидетельства в виде карточки, размером 85,6х54 мм с первоначальной редакцией. На обратной стороне была сетка из 9 категорий и подкатегорий. Выдавались удостоверения с 2011 по 2014 год.
- С 2014 года выдаются права новой формы, на обратной стороне которых нанесена сетка с 16 категориями и подкатегориями.
В таблице категорий на правах нового образца пиктограммы нарисованы в первой колонке рядом с буквенным обозначением
Современные российские права полностью отвечают требованиям Венской Конвенции 1968 года, потому что на удостоверениях рядом с категориями нанесены пиктограммы, в виде транспортных средств. Они наглядно дополняют буквенные обозначения и выглядят так, как их утвердили на Конвенции.
Видео: водительские удостоверения нового образца
Сейчас на руках у водителей находятся удостоверения четырёх видов. До конца 2021 года утратят силу в связи с окончанием срока действия все права старого образца. После этого на руках останутся новые водительские удостоверения, которые могут использоваться в других странах. Международный статус им придаёт пластик и нанесённая на него информация, соответствующая требованиям норм Венской Конвенции.
Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?
Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.
Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.
- Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию «B» при открытой категории «C», или открыть «A» при действующей категории «B».
- Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию «D». Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории «B», «C» или «D1». В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории «D», чтобы открыть «DE».
- Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на «автоматах». Чтобы пересесть на «механику» потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.
Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения
Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления
Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.
Что такое категория А
Водительские удостоверения – документы, удостоверяющие право физического лица управлять автотранспортными средствами – подразделяются на несколько групп или категорий. В зависимости от величины, мощности, грузоподъёмности и пассажировместимости возрастают требования к водителю, его подготовке и квалификации, а в некоторых случаях – возрасту и стажу.
Среди всех типов транспорта выделяются мотоциклы. Они отличаются наличием двух колёс
(или трёх, при наличии бокового прицепа-коляски)
и специфических особенностей посадки и рулевого управления.
Сидят на мотоциклах верхом, а руль имеет вид не круглой автомобильной «баранки», а горизонтальной перекладины. Он жёстко связан с управляемым (передним) колесом, углы поворота у них абсолютно идентичны. Никаких 2-3-4 автомобильных оборотов от упора до упора нет и в помине. На какой угол повернут руль, на такой же и колесо. Впрочем, выполнение манёвра, особенно на высокой скорости, обеспечивается не только вращением рулевой колонки, но и наклоном корпуса.
Эти характерные черты послужили основанием для выделения мотоциклов в отдельную транспортную группу, требующую особых навыков управления. Для их подтверждения и получения разрешения на управление нужны права категории А.
Отличия старого удостоверения от нового
Бланки водительских прав со временем меняли внешний вид и наполнение. До 2014 года в них присутствовала просто категория А, открывавшая доступ ко всему, что имело мотор, возможность двигаться и хоть как-то подходило под определение мотоцикла – от тинеджерского «тырчика» (велосипеда с моторчиком) до мощного гоночного байка (сокращение от английского bicycle – двухколёсный).
Для обеспечения безопасности на дорогах в 2014 году была введена дифференциация. В рамках категории прав А появилась подкатегория А1. Кроме неё была введена совершенно новая – М.
Тем, у кого на момент введения изменений был документ старого образца, срочно бежать в ГИБДД и обменивать его на новый не надо. Имеющийся остаётся действительным до окончания срока, обозначенного на тыльной стороне в столбце 11.
При оформлении в установленное время нового в него будет внесено разрешение в соответствии с данными медицинского заключения. Если нежелательно себя ограничивать, следует проследить (попросить, настоять), чтобы в нём было разрешение просто на получение категории А без дополнительных уточнений.
Каким транспортом разрешено управлять, имея права категории А
Чтобы получить развёрнутый и всесторонний ответ на вопрос, надо для начала детально познакомиться с содержанием одного из основных первоисточников – российским законом № 196, регламентирующем безопасность езды по дорогам, конкретнее к его 25 статье.В ней интересующие категории подразделяются следующим образом:
- А – мотоциклы (вообще, т. е. без конкретизации по типоразмерам)
- А1 – тоже мотоциклы, но с ограничением технических параметров:
- Объём мотора – до 125 кубиков
- Мощность – до 11 киловатт (14,6 л. с.)
- М — Лёгкие квадрициклы (мощность – до 4 кВт, объём – до 50 куб. см, масса – до 350 кг, скорость – до 45 км/ч) и мопеды. Максимальные характеристики приведены в соответствии с информацией, взятой из стандарта 51815
- В1 – квадрициклы и трициклы
Далее, в пункте 7 25-й статьи говорится, что открытие категории А разрешает ездить за рулём автомототранспорта, относящегося к категориям А1 и В1. При этом делается оговорка, что трициклы и квадрициклы (В1) в отличие от ВС должны иметь мотоциклетную посадку или (!) руль, т. е. хотя бы что-то одно.
Примечание! К управлению лёгкими квадрициклами и мопедами (М) допускаются все имеющие российские права с любой открытой категорией. Специальной отметки АМ не требуется.
Возможности водителя, получившего категорию «B1»
Появление новых видов машин и средств передвижения заставляет каждый раз задуматься, к какой категории их отнести. Определяется это по характеристикам и возможностям конкретного транспортного средства. Новые модели транспорта – трициклы и квадрициклы нельзя отнести к категории «А», так как они существенно отличаются по внешнему виду и функционалу.
Трициклы и квадрициклы часто приобретают популярность у молодёжи, которая не окончила специализированных курсов и не знает полного списка дорожных правил, соответственно никаких экзаменов не сдавали и официальных документов не получали. Это очень сильно подрывает безопасность окружающих и владельцев другого транспорта.
Данные машины были отнесены к подкатегории «В1». Их характеристики практически идентичны характеристикам легкового автомобиля. Как и для всех, введены общие правила. Они подразумевают идентичный алгоритм получения прав, то есть записаться в автошколу, прослушать теоретический курс и пройти необходимое количество часов практики на автодроме и в городе. После чего будет назначен внутренний и внешний экзамен.
Возрастной ценз для подкатегории – 18 лет. Наличие оплаченной госпошлины и пройденной медкомиссии обязательно. Это общие требования для всех водителей.
Если в правах имеется отметка категории «В», то разрешается управлять:
- трициклом, если максимальный объём его двигателя превышает 50 лёгким квадрициклом, масса которого достигает 350 кг, а скорость не более 50 км/час;
- квадрициклом, если его максимальная масса не более 400 кг, при этом мощность двигателя составит не более 15 кВт;
- его грузовой моделью, масса которой менее 550 кг.
- квадрициклами, вес которых в пределах 400 кг и силовым агрегатом, мощность которого достигает 15 кВт или грузовыми моделями, вес которых не более 550 килограмм.
Спец. отметки
В новых образцах прав появились новые отметки и обозначения на английском языке. Это аббревиатуры и сокращения английских фраз. Они рассказывают владельцу о некоторых нюансах открытой для него водительской категории
Например, владельцу прав подкатегории «В1» нужно обратить внимание на пункт 12. Здесь могут быть обозначены следующие аббревиатуры: «AS», «MS» или «ML»
Как понять, что они означают?
Каждая имеет свою расшифровку. Так отметка «AS» или Automotive Steering в переводе с английского «автомобильный тип управления» присваивается только владельцам прав с открытой категорией «А» или «В», если открыты обе категории, то отметка отсутствует. Присваивается данный знак владельцам прав, которые будут управлять транспортным средством с автомобильным типом руля и посадки.
Следующая распространённая отметка «MS» или Motorcycle Steering. В переводе с английского «мотоциклетный тип управления». Эта отметка проставляется владельцам тех прав, которые будут управлять квадрициклами, трициклами или мотоциклами, которым присущ мотоциклетный вид посадки и руля.
Отметка «ML» – категория открыта гражданину с особенностями здоровья и некоторыми ограничениями в связи с медицинскими противопоказаниями.
Последствия отсутствия необходимой отметки
Перед тем получить оплату за курсы вождения в любом учебном учреждении, менеджеры и владельцы обязаны объяснить все особенности возможных для получения категорий и подкатегорий прав, открытых для абитуриента. В зависимости от выбранной категории или подкатегории для обучения, будет отличаться стоимость и срок, в течение которого будет преподаваться курс. Отличается так же и стоимость госпошлины при получении прав.
Возникают сложности с открытием подкатегорий у тех лиц, которые уже имеют определённый водительский стаж, но права у них старого образца и все категории ещё не расписаны, к ним же можно отнести людей, получающих дубликат старого удостоверения
При выдаче прав, владелец не обращает внимание на открытые категории и новые обозначения, что приводит к непониманию между сотрудником ДПС и водителем
Находясь за рулём транспортного средства, которое не соответствует одной из открытых категорий или подкатегорий, водитель может быть наказан посредством административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Машина изымается и направляется на штраф-стоянку до выяснения обстоятельств. Данное нарушение может быть приравнено к управлению транспортным средством без прав.
В случае эвакуации машины оплачивается не только штраф, но и стоимость транспортировки и нахождение на стоянке автомобиля до обращения владельцем за ним.
Обязательное обучение на подкатегорию «B1» обязывает проходить курсы и сдавать экзамены тех, кто ранее управлял машиной без прав и знаний. В основном эти машины использовались как игрушки, часто принося материальный ущерб и вред здоровью окружающих.
Подкатегории
Помимо основных категорий прав вождения, существует несколько дополнительных подкатегорий. В определённых случаях, получение этих видов прав может происходить автоматически. Впрочем, в большинстве случаев для их получения требуется прохождение дополнительного экзамена. Ниже представлены пять подкатегорий, включённые в водительские удостоверения нового образца.
В подкатегорию «А1» входят лёгкие мотоциклы, обьём двигателя которых не перевешает 125 сантиметров в кубе, и максимальной мощностью в 11 Киловатт. Помимо классических мотоциклов, водители с данной категорией прав имеют допуск к управлению скутерами, квадрациклами и кроссовыми мотоциклами.
Подкатегория «B1» включает в себя трёх- и четырёхколёсные транспортные средства массой не более 550 килограмм. Данные виды транспортных средств носят название трициклы и квадрициклы. Объём двигателя данного вида не должен превышать 50 сантиметров в кубе, а максимальная скорость 50 километров в час
Важно отметить, что квадрИциклы и квадрОциклы являются разными видами транспорта и, по закону, от водителя требуются разные категории допуска для управления ими.
Подкатегория «С1» включает в себя транспортные средства массой от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категорий «D» и «D1». Водители владеющие типом «C», получают автоматический допуск к управлению средними грузовиками
Как и в остальных случаях, допускается использование прицепа не тяжелее 750 килограмм.
Подкласс «D1» включает в себя пассажирские транспортные средства, имеющие от 8 до 16 сидений в салоне, за исключением водительского. К этому классу можно отнести различные микроавтобусы. Допускается использование прицепа массой не более 750 килограмм. Подкатегория «D1» автоматически доступна водителям, владеющим классом «D».
Класс «Е» относится к подкатегориям водительских прав (BE, CE, DE и прочим), снимающим ограничение в 750 килограмм на вес прицепа. Впрочем, получая допуск к этой подгруппе транспортных средств, водителю стоит помнить несколько тонкостей. Масса автомобиля класса «B» с прицепом не может превышать 3500 килограмм. Тип «DE» относится к сочленённым автобусам (автобусах с гармошкой). Права на вождение типа «D1E» и «C1E» устанавливают максимальное ограничение в 12 тонн на массу транспортного средства с прицепом.
Более подробную информацию о категориях транспортных средств можно получить из следующего видео:
Что означает категория водительских прав B1
Законопроекты, предлагающие различные варианты усовершенствования классификации транспортных категорий, начали периодически вноситься Госдумой на рассмотрение с 2009 года.
Поправки в действующие законодательные нормы принимались с того момента неоднократно. Статья 25 Федерального закона № 196, закрепляющая классификацию средств передвижения, действует в изложенной ныне редакции с 7 мая 2013 года.
К какому транспорту относится
Как говорилось выше, под средствами передвижения, классифицируемыми в удостоверениях водителей как B1, подразумеваются трициклы и квадрициклы. Последние не следует путать с квадроциклами: это совершенно разные виды транспорта.
Следует сразу отметить, что права, выданные по старым правилам, в которых указана только категория B, автоматически разрешают человеку езду на технике, относящейся к подкатегории B1.
Трицикл – это по сути своей мотоцикл на трех колесах («трайк»). Рабочий объем двигателя внутреннего сгорания этого транспорта – не больше 50 кубических сантиметров, а скорость, предусмотренная конструкцией – не превышает 50 км/ч. Внешний вид его представлен на фото ниже.
Квадрицикл – мототранспортное средство передвижения, конструктивная скорость которого больше 25 км/ч, мощность двигателя – меньше 15 киловатт (примерно 20 л.с.), а вес при полной загрузке – не более 400 кг. Техника предназначена для передвижения по всем видам дорог для автомобилей.
Квадроцикл – мотовездеход, имеющий 4 колеса. На нем редко выезжают на автомобильное полотно: эта техника создана специально для перемещения по пересеченной местности, то есть в условиях бездорожья.
Движение по магистралям на квадроцикле запрещено. Для управления этим транспортным средством необходимо наличие удостоверения тракториста, которое выдается Гостехнадзором.
Квадроциклы часто используются в гоночных спортивных соревнованиях. Они лишены кабины, а посадка в них осуществляется сверху: так же, как на мотоциклы.
Требования к водителям
Законом установлен перечень медицинских ограничений для управления транспортом, относящимся к категории B1.
Согласно постановлению Правительства РФ № 1604 в него входят:
- частичные дефекты зрения (недостаточная острота, патологии глазных яблок);
- слепота одного глаза;
- состояния после перенесенных операций по коррекции рефракции;
- частичное или полное отсутствие 1, 2 или 3 пальцев;
- разница в длине нижних конечностей более 6 см;
- нарушения вестибулярного аппарата.
Ограничения не следует путать с противопоказаниями к управлению транспортом. Вышеуказанные состояния создают препятствие для безопасного управления техникой, однако они могут быть скорректированы.
При выявлении у кандидата на получение прав признаков патологии, являющейся ограничением к управлению трициклом или квадрициклом, человеку назначается дополнительное обследование и лечение, после которого он может повторно пройти медицинскую комиссию.
Водительское удостоверение с открытой подкатегорией B1 может получить только гражданин, достигший совершеннолетия. Обучение допустимо пройти и немного раньше, но права водителю все равно выдадут только после исполнения 18-ти лет.
Описание каждой категории
Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.
Например, Hummer H1 по ПТС попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D.
Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.
Мотоциклетная техника
Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.
Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1.
Подкатегория А1 – облегченные и маломощные мотоциклетные средства с двигателем объемом 50-125 куб см, и силой до 11 кВт.
Легковые автомобили
Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:
Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.
Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В, но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.
Подкатегория B1 – Данная подкатегория никакого отношения к легковым машинам категории В не имеет. Требуется она для вождения трициклов и квадрициклов.
Открывается подкатегория В1 при наличии в правах категорий А или В.
Однако виды транспортных средств при этом различны:
- категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS;
- категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
- если же у водителя имелись обе категории (А и В), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.
Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.
Грузовой транспорт
Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.
Категория С – Грузовики общей массой свыше 3,5 т. Данная категория подойдет для управления всеми видами тяжелого грузового транспорта, например, самосвалами и автофурами.
Подкатегория С1 – Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 т, подходит для транспортировки малогабаритных и мелких грузов.
Подкатегория СЕ – Вождение грузовика категории С с тяжелым прицепным устройством массой свыше 750 кг.
Подкатегория С1Е – Вождение грузового транспорта, сцепленного с прицепом, масса которого составляет более 750 кг. Общий вес грузового состава в этом случае не должен превышать 12 т.
К категории С относятся также и большие внедорожники, полный вес которых не укладывается в границу категории В.
Автобусы
Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.
Подкатегория D1 – Вождение пассажирского авто, с сидячими местами для пассажиров от 8 до 16. В эту категорию попадают привычные всем газели и другие микроавтобусы.
Подкатегория DE – Автобусный транспорт с прицепом массой более 750 кг.
Подкатегория D1Е – Автобусы прицепных конструкций, с общей массой до 12 т.
Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.
Виды техники для категории B1
Необходимость в расширении классификации транспортных средств назревала давно. В середине XX века на дорогах не наблюдалось такого многообразия техники, которое есть сейчас. В последние же десятилетия изобретательность инженеров не знает границ.
Согласно статье 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», к подкатегории «B1» относятся трициклы и квадрициклы. Оба этих вида транспорта не часто можно встретить на дорогах.
Источник изображения: photosight.ru
Трициклы – трехколесные мотоциклы (трайки), а также автомобили. Техника обязательно должна быть оборудована механическим двигателем. Велосипеды с тремя колесами типа лигерад (с лежачей посадкой) к данному типу транспорта не относятся.
Первым в истории трициклом считается паровая телега, сконструированная французским изобретателем Никола Жозефом Кюньо. Повозка была снабжена котлом и зубчатым механизмом, вращающим переднее колесо. Предназначалась она для использования в военных целях. Транспортное средство оказалось очень неудобным в управлении, и вскоре после старта испытаний врезалось в стену. Однако начало автомобилестроению уже было положено.
Большинство современных трициклов имеет объем двигателя более 50 кубических сантиметров. Транспортные средства с меньшим значением параметра требуют открытой категории «M», и управлять ими можно с 16-ти лет, а не с 18-ти.
Квадрициклы – мототранспортные средства на четырех колесах. Так же как трициклы, они могут быть облегченными и тяжелыми. Необходимая категория прав и в этом случае будет зависеть от рабочего объема двигателя. Снаряженная масса грузовых квадрициклов может достигать 550 кг, а мощность двигателя – 20-ти лошадиных сил. Такой транспорт обеспечивается как ПТС, так и паспортами самоходных машин (ПСМ). Он может иметь кузов, что делает квадрициклы похожими на малолитражные машины. Если объем двигателя техники превышает 50 кубических сантиметров, ездить на ней разрешается только после наступления совершеннолетия.
Категория водительских прав В1
Необходимость в ведении новых подкатегорий в водительских правах возникла после появления в собственности у населения различных транспортных средств, которые невозможно было классифицировать по существующим ранее категориям. В 2005 году, когда я получал водительское удостоверение, транспорт делился на мотоциклы, легковушки, грузовики, автобусы и варианты с прицепами.
Категория В1 введена, чтобы обозначить разрешение управлять транспортным средством, которое представляет собой нечто гибридное между мотоциклом и легковой машиной.
Подкатегория В1 присваивается автоматически водителям, которые имеют удостоверение категории А или В. Именно поэтому в моих водительских правах, которые оформлялись в 2016 году, появилась новая отметка. Закон о введении подкатегорий принят в 2013 году ФЗ-92.
Согласно ему категория В разделена на:
- Собственно «любительские права» категории В. дают право управлять машиной до 3,5 т и перевозить в салоне не более 8 пассажиров.
- В1 – подкатегория, которая разрешает управлять квадрициклами и трициклами. Об особенностях данного транспорта чуть ниже.
- ВЕ – разрешение на управление легковушкой с прицепом.
Теперь подробнее о транспорте в категории В1 – квадрициклах и трициклах. Определение квадрицикла официальное говорит о том, что данное техническое средство имеет:
- Вес до 550 кг.
- Мощность двигателя 20 л. с.
- Может быть оборудовано кабиной или не иметь таковой.
- Руль может быть мотоциклетным или автомобильным.
- Колеса должно быть 4.
Трицикл от квадрицикла отличается количеством колес. В отличие от мотоцикла с прицепом, у трицикла колеса расположены симметрично продольной оси транспортного средства. Одно колесо по центру сзади или спереди – не принципиально. От мотороллера трицикл отличается мощностью мотора. Объем камеры двигателя здесь больше 50 куб. см.
Загадочная аббревиатура «AS» в графе 12 в строчке с категорией В1 это начальные буквы словосочетания Automotive Steering – автомобильное рулевое управление. В переводе на простой это значит, что мне разрешено управлять квадрициклом или трициклом, которые имеют автомобильное сидение и круглый руль.
Отметка «MS» в 12 графе в строчке с категорией В1 автоматически проставляется тем автолюбителям, которые имеют водительское удостоверение категории «А». Здесь «Motorcycle Steering» — это разрешение управлять квадри или трициклом с мотоциклетным рулем и сидением.
Отметки необходимы, поскольку принцип управления автомобилем и мотоциклом кардинально отличается. Например, сцепление у мотоцикла на руле, а в авто это ножная педаль. У водителей, имеющих обе базовые категории А и В, эти отметки не ставятся. Автолюбитель владеет навыками управления и машиной и мотоциклом.
Чем отличается категория В от категории В1
Водительское удостоверение категории В, в народе – любительские права, дает возможность законно управлять легковым автомобилем.
Категория В1 «вытекает» из В. Тогда как наличие В1, например, с категорией А, не дает права водить машину.